Студопедия — Оборот по-японски
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Оборот по-японски






ря действию шейно-тонических рефлексов, мобилизовать разгиба­тели плеча, удерживающие угол), гимнаст идет вниз (к.к. 1—5) и пол­ностью не выпрямляется даже у нижней вертикали (к. 5), где гимна­ста оттягивает особенно сильно. Лишь после этого следует неболь­шой «посыл» ногами вперед (к. 6), без которого, в общем-то, гимнаст вполне мог бы и обойтись, и только тогда наступает долгожданное выпрямление в плечах (к. 6). Это и становится в «японском» обороте решающим действием, запускающим активные действия в обороте. Они заключаются в мощном тяговом усилии в плечах (к.к. 6—9), благодаря которому гимнаст вводит в движение и приближает к оси снаряда массы сразу всех тяжелых звеньев тела — туловища и ног. Именно это и обеспечивает выполнение быстрого, если надо форси­рованного большого оборота. Наконец, в финальной фазе подъема (к.к. 9—2), гимнаст выпрямляется, хотя делает это, как и положено при быстром обороте (см. предыдущий сюжет), довольно поздно, так и не опустив головы вперед!

Итак, в чем же соль описанного оборота? Хорош он или плох? Рациональна ли техника движения, показанная С. Касамацу?

Техника «японского» оборота необычна тем, что всю инициативу исполнения энергообеспечивающих, управляющих действий испол­нитель передает с тазобедренного сустава на плечевые. Это, как ви­дим, возможно, хотя и требует от гимнаста очень хорошей физичес­кой подготовки и полного переосмысления всей техники. При про­чих равных условиях действия в плечах здесь даже более эффектив­ны, так как вводят в движение сразу более значительные, как отмеча­лось, массы тела.

Но легко сказать «при прочих равных условиях»!.. Условия рабо­ты ногами при броске в традиционном обороте и действий руками при «тяге» в плечах вовсе не равны, так как на плечевой пояс всегда падает большая нагрузка, а соответствующие мышцы слабее, чем мышцы туловища и тазового пояса. Как же с таким движением спра­виться?

А справляться нужно так, как положено — по науке! Нужны эф­фективные подготовительные и рационально построенные основ­ные, то есть энергообеспечивающие действия. И С. Касамацу это за­дачу успешно решает.

Вернемся к рис. 4. Странный угол в плечах (к.к. 1—5) нужен для того, чтобы в суставах был резерв движения на выпрямление, когда для этого наступит подходящий момент. Но выпрямляться нужно будет не просто, а так, чтобы мышцы-разгибатели плеча мощно натя­нулись. Для этого гимнаст все время сильно напрягает плечевой пояс


ПЕРЕКЛАДИНА _______________________________________

и силой удерживает угол почти на протяжении всего спада, а во время посыла ногами (к.к. 5—6), когда на плечи идет особенно сильный выпрямляющий импульс, не расслабляясь (!), оттягивается. Мышцы оказываются быстро натянутыми и потом действуют подобно тугой пружине. Этим гимнаст и пользуется в наиболее активной стадии упражнения, быстро уменьшая плечевой угол и как бы притягиваясь прямыми руками к опоре (к.к. 6—9). Этому опять-таки содействует приподнятое («разогнутое») положение головы, которое сохраняется в виде предельно открытой осанки практически в ходе всего оборота. Что касается завершающей стадии движения (к.к. 9—1), то она до­вольно традиционна, если не считать опять-таки неполного выпрям­ления в плечах при движении на следующий спад.

Оборот Сигеру Касамацу, конечно, сразу же обратил на себя вни­мание и был некоторое время предметом подражания, в том числе и у некоторых наших гимнастов. Но долго эта мода не удержалась. Ко­нечно, «японский» оборот экзотичен, стилистически выделяется на привычном техническом фоне, но далеко не так рационален и эф­фективен, как может показаться. Он физически труден, не экономи­чен, в определенном смысле противоестествен и лишен, как уже об­мечалось, многих важных преимуществ броскового оборота, связан­ных, прежде всего, с точностью, управляемостью действий. И если уж для форсажа движения использовать силовую тягу в плечах, то лучше соединять ее с работой в тазобедренных суставах, о чем разго­вор—ниже.

Но справедливости ради отметим, что этот «японский урок» все же очень важен. Он лишний раз показывает, что любое действие, бе­рущее на себя функцию энергообеспечения, должно быть хорошо организовано. Еще раз мы вспомним об этом, дойдя до обсуждения больших оборотов на брусьях разной высоты (175,177).

7. БРОСОК ПО-КИТАЙСКИ ИЛИ «ШИЛО НА МЫЛО»

Эксперименты с большими оборотами — традиция спортивной гимнастики. Отошел в прошлое «японский оборот», и ему на смену пришел в 80-е годы — «китайский». Одним из первых исполнителей нового движения на широкой арене, принесшего известность и уп­ражнению и самому гимнасту, стал китайский мастер Тон Фей.

«Китайский» оборот, широко используемый и ныне, схематически показан на рис. 5. Он, как правило, делается в конце связки и предше­ствует сальтовым соскокам или перелетам. Строго говоря, это обычно и не оборот, а неполное оборотовое движение с отходом в полете.


 

Обороты, предшествующие «китайскому», завершаются резко выраженным прогонным движе­нием ногами (к.к. 8—1), после ко­торого вообще не приходится го­ворить о прохождении стойки на руках; вместо нее гимнаст в выс­шей точке движения (к. /(попада­ет в положение с сильным сгиба­нием тела; это сгибание, в сущно­сти, играет здесь роль подготови­тельной «кипы», хотя и чудовищ­но утрированной — и по раннему времени исполнения и по сустав­ным углам.

За кипой естественно следует разгибание тела — столь же гипер-

болизированное. Быстро разгибаясь, гимнаст уже около горизонтали проходит прямое положение (к. 3), а в дальнейшем сильно прогиба­ется, резко откидывая стопы назад и даже, порой, сгибая ноги в коле­нях (к.к. 3—4). Интересно, что при наличии столь раннего значитель­ного сгибания тела (к.к. 1—2) и такого же раннего его выпрямления (к.к. 2—3; ср. с к.к. 3—4 на. рис. 3-6), в целом подготовка к броску заканчивается в обычное время, то есть тогда, когда тело приближа­ется к нижней вертикали (к. 5). Эти сдвиги в границах исполнения подготовительных действий (сравнительно с обычными бросками) объясняются тем, что гимнаст, рано начинающий и сильно утрирую­щий эти действия, растягивает их по времени, приурочивая оконча­ние подготовки к обычному моменту, который (по чисто программ­ным условиям перехода в полет) изменить нельзя.

Итак, гимнаст подошел к броску, который подготовлен нарочито усиленными суставными действиями на спаде, и поэтому тоже не может быть обычным. Впрочем, внешний вид его (к.к. 4— 7) ничем особенно не примечателен; необычность же движения в том, что оно получается здесь, благодаря особым действиям на спаде, довольно мощным, резким. Вдальнейшем гимнастможет, при желании, сде­лать вновь такой же оборот, хотя особого смысла в этом не будет, так как описанный гипербросок обычно нужен для исполнения не обо­ротов, а полетных движений. Так, при отходе на сальто, вслед за та­ким утрированным броском выполняется мощное разгибание с вы­талкиванием тела вперед-вверх, что, фактически, и обеспечивает


П ЕРЕКЛАДИ НА








Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 370. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия