Студопедия — КОГДА ИНЕРЦИЯ - ПОМЕХА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КОГДА ИНЕРЦИЯ - ПОМЕХА






Свободное инерционное движение тела (как перемещение, так и вращение) — огромное природное благо, дарованное гимнасту. Оно, как известно, позволяет выстраивать непрерывно текущее, слитное, энергетически экономное движение. Оно обеспечивает точность, предсказуемость, устойчивость перемещения (52,84,170). Но есть и обратная сторона этой медали: иногда инерционность движения со­здает гимнасту неожиданные проблемы. Рассмотрим два поучитель­ных случая.


 




ПЕРЕКЛАДИНА _____________________________________

Случай первый — переворот в упор стоя согнувшись перед оборо­том «поставить — снять» (рис. 47). Это старое, совсем несложное уп­ражнение пригодится нам как любопытный пример. Обычно гим­наст, обращающийся к этому элементу, осваивает его на базе боль­шого оборота назад и порой сталкивается с досадным затруднением: сделав оборот и идя вторым движением в упор стоя, он почему-то не может поставить ноги на гриф; что-то странным образом ему мешает. И чем активнее оборот, тем больше возникающие трудности. Адело здесь в том, что если гимнаст идет в переворот так же, как на оборот (а), то это значит, что после броскового движения (к.к. 1—3) следует разгибание тела, которое заставляет ноги гимнаст двигаться в на­правлении, противоположном тому, в котором они должны двигать­ся при постановке на опору (к.к. 3—4). Чем активнее гимнаств этой фазе разгибается, тем труднее ему будет послать ноги в обратном на­правлении, к грифу. Конечно, согнуться все-таки удастся, но — позже, чем нужно, и можно промахнуться стопами мимо грифа. «Ле­чится» эта ошибка просто: для того, чтобы поставить ноги, нужно делать практически пассивный переворот назад, довольствуясь толь­ко той скоростью, которая была получена при спаде (б). Впрочем, это


_____________________________ 52. Когда инерция - помеха

рецепт для новичков. Опытный гимнаст просто сделает оборот в пол­ную оттяжку и, пройдя за стойку, поздним темпом поставит ноги на гриф.

Случай второй — вход одной с поворотом кругом в упор ноги врозь вне. Когда-то это движение было очень модно, но разными гимнастами и в разное время делалось по-разному.

Существует наиболее простая техническая форма такого входа, при которой гимнаст, сделав переворот вперед из стойки, практичес­ки без всякой активизации маха назад, на чистой инерции поднима­ется к упору, просто разводит ноги и, делая всё необходимое для по­ворота со смещением в сторону, выполняет вход по образу и подобию махов на коне. Высота движения разноименной ногой при этом мо­жет получаться различной, но никогда не бывает особенной.

Однако, раз вход делается, то должны быть и исполнители-вир­туозы. И такие мастера были. В свое время в СССР, да и в мире, не было лучшего исполнителя входа одной, чем многократный чемпион страны по упражнениям на перекладине Павел Столбов. Это был в высшей степени элегантный гимнаст, блиставший растяжкой и кра­сивой «линией». Он выполнял вход предельно высоким движением, как бы броском одной ногой, тогда как другая, благодаря высокой растянутости исполнителя, оставалась внизу (рис. 48-6 нъ с. 136). Делая свой «фирменный» вход, П. Столбов проходил положение стойки на руках и уже оттуда эффектно выходил в высокий, подтя­нутый упор ноги врозь вне.

Конечно, тотчас появились подражатели. Но странное дело! У других исполнителей вход не только не получался по-столбовски, но часто, еще на тренировках, не получался вообще: стремясь выйти в высокое положение, гимнаст делал бросок, выводил после него раз­ноименную повороту ногу вверх и... не мог повернуться! Всякие попытки «загрузить» одноименную руку и сместиться в сторону по­ворота наталкивались на неприятное движение с завалом в сторону маховой ноги; гимнаст садился или падал на перекладину, не дотя­нувшись свободной ногой до грифа. Но почему?

Здесь мы опять сталкиваемся с эффектом инерционно-устойчи­вого движения. Делая активный бросок обеими или хотя бы одной ногой в плоскости начального (по обороту) движения, гимнаст задает им в этом направлении стабильное перемещение, которое потом трудно преодолеть при повороте. А между тем гимнасту нужно (как и при любом поворотое кругом) смещаться в сторону поворота, так как в конце входа он должен занять положение, сдвинутое по грифу на ширину хвата (а).


ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________

Не означает ли сказанное, что бросковое движение входу проти­вопоказано?

И да, и нет. «Да» потому, что многие мастера, действительно, дела­ли описанный круговой вход без броска, и это облегчало им задачу, хотя и не улучшало при этом движения. «Нет» потому, что ведь упо­мянутый нами В. Столбов делал вход именно броском. И как делал! Но вся хитрость в том, что в этом случае мах ведущей ногой строится по-особому. Во-первых, нога ведется не по широкому, почти гори­зонтальному кругу, как обычно, а как бы «через голову». Во-вторых, уже с самого начала бросок ведущей ногой выполняется с некоторым заведомым смещением в сторону поворота (а), то есть при повороте налево правая нога, выполняющая собственно вход, сразу посылает­ся отнюдь не вправо по кругу, а как бы к затылку и далее, в сторону левой, опорной руки. Собственно, круговой мах ногой есть и здесь, но делается он не по горизонтали (а точнее — по восходящей спира­ли), а в вертикальной плоскости движения всем телом. Только в этом


______________ 53. Подъем разгибом - без разгиба

случае возникающее при броске инерционное движение ноги не ста­новится препятствием в исполнении входа.

Итак, мы видим,что инерционное движение может быть и благом и — помехой, с которой нужно уметь бороться.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 381. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия