Студопедия — АСИММЕТРИЧНЫЕ НЕОЖИДАННОСТИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АСИММЕТРИЧНЫЕ НЕОЖИДАННОСТИ






При осмыслении техники гимнастических упражнений очень по­лезным оказывается сравнение по аналогии. Очевидные примеры: бросковые обороты или сальто назад и вперед с перекладины испол­няются махами разных направлений и, соответственно, «обслужива­ются» разными суставными действиями. Там, где на махе вперед сги­бание тела, на махе назад — разгибание, и наоборот. Соответственно различаются и необходимые в этом случае навыки. Вместе с тем, био­механический смысл действий-движений в том и другом случаях — совершенно одинаковый. И если вы хорошо знаете как, скажем, сле­дует подготавливать бросок одного направления, то вам должно быть вполне понятно, что и как делать на махе в другую сторону. Точно так же соотносятся технические признаки у разноименных акробатичес­ких сальто, переворотов и т. п.

По этой логике должны, казалось бы, аналогичным образом стро­иться и другие «симметричные» движения, например — подъемы ма­хом вперед и назад на брусьях. Так, действительно, и рассуждают иногда отдельные тренеры и гимнасты. И заблуждаются.

Выше (69) мы уже видели, что подъем махом вперед построен до­вольно прихотливо и включает в себя «контртемп», без которого это движение не исполнимо. А между тем, в подъеме махом назад (рис. 67-а) никаких усложненных контровых действий нет: после подготовленного на спаде (к.к. 1—3) броскового движения с проги­банием тела (к.к. 3—7) следует спокойное притормаживание ног (практически непроизвольное, вследствие ограничения подвижнос­ти в позвоночнике при разгибании, к.к. 7— 8), и гимнаста «вытаски­вает» вверх вслед за ногами — при участии рук, «подхватывающих» это движение (к.к. 8—10).

Но откуда такая разница между подъемами двух разных направле­ний? И как в таком случае относиться к утверждению о сходстве в принципиальной технике «симметричных» движений? Надежен ли тогда, верен ли вообще такой способ анализа движений?

Однако оснований для сомнений в правильности сопоставления движений по принципу структурной аналогии у нас возникать не должно.

Все дело в так называемой функциональной асимметрии тела. На­помним, что тело человека морфологически и функционально сим­метрично относительно своей передне-задней плоскости; его левая и правая части тождественны друг другу. Но относительно своей фрон­тальной плоскости наше тело несимметрично: лицо отличается от за-


_______________ 73. Асимметричные неожиданности

тылка, грудь вовсе не подобна спине, а суставные движения явно не одинаковы при сгибаниях и разгибаниях. Последнее интересует нас больше всего, и мы знаем, что, например, максимальная амплитуда сгибания в тазобедренных суставах (от прямого положения) чуть ли не в десять раз больше, чем при разгибании! Соответственно легче даются и все движения на сгибание. Точно так же размах движений на сгибание плеча (из положения руки вниз) примерно вчетверо больше, чем при его разгибании.

Эта морфологическая особенность двигательного аппарата чело­века и называется функциональной асимметрией. Она определяет конкретную технику целого ряда упражнений, выполняемых дви­жением в сагиттальной плоскости.


 

Вернемся к подъемам на брусьях. Если при махе вперед из упора на руках подъем в упор естественным образом строится с использованием контрдвижения рук и туловища, то аналогичный подъем другого на­правления делается по принципу вполне обыкновенного броскового


БРУСЬЯ


74. Поворот махом назад: тьма нюансов


 


маха, то есть по схеме движений с моновращением, когда все звенья тела гимнаста вращаются в неизменном исходном направлении.

Приняв это как данность, можно было бы и успокоиться. Но вот занятная подробность: обращали ли внимание на то, как стремятся делать подъем махом назад почти все новички-негимнасты? Плохо владея махом, они испытывают затруднения с выходом в упор и, к тому же, вовсе не претендуют на стильный подъем прогнувшись. Их цель — просто добраться до упора. Как же они действуют?

Не имея никакого представления о технике, они, тем не менее, методом проб и ошибок быстро нащупывают наиболее доступный способ выхода в упор. Он показан на рис. 67-6: после более чем скромного маха назад (к.к. 1—3) исполнитель «дергает» тазом вверх (к.к. 3— 4), затем сразу же немедленно выпрямляется (к.к. 4—5)и... легко, хоть и без блеска, попадает в желанный упор (к.к. 5—6). Подъем готов!

Что же получается? Движение, выполненное технически ущерб­но, с явно караемыми при судействе ошибками, оказывается доступ­нее, чем традиционное?

Прежде, чем ответить «да» или «нет», разберемся в том, что мы видели на примерах. Почему «подъем тазом» оказался легче?

Дело в том, что он — как и подъем махом вперед! — был в этом случае построен по схеме с контрдействиями, которые, чисто биоме­ханически, а не судейски, здесь, действительно, более рациональны, так как содействуют утилитарному, но экономному выходу опорны­ми звеньями в упор. Еще раз посмотрим как это происходит. После маха назад, который здесь не так важен, как в «настоящем» подъеме (ср. с броском в подъеме махом вперед, 69), следует быстрое сгибание в тазобедренных суставах, приводящее к вращению ног в направле­нии, противоположном исходному, то есть дающее все тот же «контр­темп» (ср. с «подрывом» животом и грудью в подъеме махом вперед, рис. 65-6). Если сразу после этого вновь разогнуться (к.к. 4—6), то импульс, полученный ногами во время сгибания, передается смеж­ным звеньям — туловищу и рукам, которые также начинают вра­щаться назад, то есть — поднимаются в упор, что и требовалось!

Итак, «новичковский» подъем оказался (в рамках элементарной за­дачи «выбраться в упор») действительно рациональнее классического. Он, конечно, нарушает требования стиля, не пригоден для целей ус­ложнения движения и поэтому формально должен быть отвергнут.

Однако, как важно уметь анализировать даже подобные «при­митивные» движения! Иногда это помогает выйти на полезные обоб­щения.


74. ПОВОРОТ МАХОМ НАЗАД: ТЬМА НЮАНСОВ

«Бросковые» повороты кругом, выполняемые махом назад из упора или в подъеме, могут быть очень эффектными, если делаются умеючи. Гимнаст, способный блеснуть в таком, казалось бы, простом движении, всегда выглядит наособицу, так как традиционные «обе-ручные» давно приелись. Но движения эти не слишком популярны; это можно объяснить тем, что они довольно прихотливы и, чтобы украсить ими комбинацию, требуется виртуозное исполнение.

Обсудим такой поворот, выполняемый в упоре.

Он должен делаться на широком, свободном, «хлестком» махе, рассчитанном на динамичный подъем тела примерно до 45° над гори­зонталью. Акцент при этом должен ставиться не на движении стопа­ми вверх, к стойке (ее ведь не будет!), а пораньше, с «оттяжкой» на­зад-вверх. Ноги при этом и все тело, активно двигаясь в махе, оста­ются строго в срединной плоскости снаряда.

Однако главное здесь—действия руками в повороте. Прежде все­го это — очень быстрая попеременная работа руками, при которой одна кисть как бы подбивает другую, исключая этим, в идеале, безо­порное положение (хотя нередко оно и возникает даже у хороших исполнителей).

Важный нюанс: рука, разноименная повороту (снимающаяся с опоры первой), покидает жердь довольно рано, тогда, когда ноги только еще делают свой акцентированный бросок назад-вверх и — немедленно, по кратчайшему пути переносится в хват сверху на жердь, одноименную повороту. Только при этом условии у гимнаста будет в дальнейшем необходимый «темп» для исполнения основной части поворота при наличии надежной опоры.

Второй нюанс, еще более существенный: переводя руку на другую жердь, гимнаст поначалу не должен поворачиваться/Плечевой пояс в момент постановки руки расположен почти так же, как и до начала поворота. Поспешный поворот искажает структуру броскового маха назад, превращает его в мах «боком» и лишает движение необходи­мой энергетики (это еще один пример действия «закона локализации основных действий: не выполнивэнерообеспечиваюшихдействий, нельзя вводить усложняющие). Кроме того, он провоцирует еще бо­лее серьезные ошибки, о которых — ниже.

Третий нюанс, самый важный: оказавшись в положении мимо­летного упора обеими руками на одной жерди, гимнаст ни в коем слу­чае не должен сближаться с нею и передавать на нее тяжестъ\ Этим, в частности, и объясняется требование не поворачиваться преждевре-


БРУСЬЯ ______ ____________________________________________________

менно; гимнаст, позволивший себе это, как правило, оборачивается лицом (животом) к жерди и притягивается к ней, после чего движе­ние немедленно ломается.

Далее. Как только разноименная рука встает на опору, она тут же активно упирается в нее и как бы заводит жердь круговым движени­ем направо-назад (при левом повороте), «за спину». Другая рука, снявшись с опоры, некоторое время остается согнутой у груди (кисть у правого плеча), а затем быстро переводится назад, за спину, встре­чая опережающим движением новую опору. Эти действия, представ­ляющие собой, фактически, как бы круговое отталкивание опорной рукой, и обеспечивают собственно поворот кругом.

Характерны движений головой в этом повороте. С началом ак­тивного разворота (чаще — влево), в первой его половине, голова на­рочито отстает в движении (взгляд — на правую кисть), а как только левая рука уходит за спину, голова быстро поворачивается налево кругом. При этом — еще один нюанс! — нельзя смотреть вперед и, тем более, вниз; голова не должна явно опускаться на грудь; взгляд как бы скользит чуть повыше «горизонта». Если это требование не выполняется, окончание поворота происходит без оттяжки, с силь­ным и некрасивым сгибанием тела.

Есть и другие существенные нюансы этого движения. В частно­сти, мах назад, на основе которого поворот строится, делается до­вольно необычно: ноги должны «стаскивать» за собой все тело — включая плечевой пояс!— назад, смещая его вдоль жердей. Зачем это нужно? Дело в том, что если мах будет строиться по «школярской» схеме «мах назад — плечи вперед» (56), то после поворота это приво­дит почти к неизбежному падению назад на жерди (рис. 68-а). Если же по ходу броска ногами плечевой пояс тоже оттягивается назад, то после поворота тело приходит в отличное активное положение (б).


 

Отсюда еще один вывод: мах на по­ворот должен быть не столько вы­соким, сколько высоко-далеким.

И еще несколько соображений о фазе исполнения собственно по­ворота. Казалось бы, классичес­ким принципом является исполне­ние поворота в апогее маха, на взлете, когда руки освобождаются от давления на опору. Это так, и не так. Если бы гимнаст мог делать в этих условиях поворот очень ком­пактно, то упомянутый принцип был бы всем хорош. Но комменти­руемое движение не совсем обыч­но: промежуточная опора о жердь,

неудобная постановка кистей, «слом» линии тела при перехода из упора в упор сзади и другие причины препятствуют быстрому пово­роту и требуют дополнительного времени. Поэтому если действия поворота начинать в самом конце подъема, то их окончание будет слишком поздним и придется по времени на спад, как это часто и бы­вает на практике (рис. 69-а).

Идеально было бы начинать поворот пораньше, как мы и реко­мендуем, и завершать его в высшей точке подъема (б). Но это, к сожа­лению, не всем доступно. Для этого нужна, в частности, очень хоро­шая подвижность в плечах и умение пользоваться ею в сложной си­туации упора сзади.

Наконец, возможен компромисс, который и дает оптимальное ре­шение: начинать работать «по повороту» незадолго до, а заканчивать ее вскоре после окончания маха ногами назад-вверх (в).

Все сказанное относится и к подъему махом назад с поворотом, но с добавлением еще одного нюанса. Названный подъем выполняется, как правило, в связке с махом дугой в упор на руках, причем руки после этого обычно держатся на жердях со значительным сгибанием в локтях. В процессе собственно подъема тело гимнаста, как и в пре­дыдущем упражнении, «оттаскивается» назад от кистей, и руки зна­чительно выпрямляются в локтях (рис. 63-6). Для гимнаста, разучи­вающего данный подъем, это один из ключевых моментов: если он «не отпускает» плечи назад и поддается во время подъема естествен­ному соблазну удержать руки согнутыми, а еще хуже — поддернуть ими себя вперед, к кистям (так обычно делают при простом подъеме



БРУСЬЯ ___________________________________________________________

махом назад, особенно в стойку!), то сразу после поворота гимнаст неотвратимо падает назад в упор на руках — по той причине, которую мы уже рассматривали выше (рис. 68-а).

75. ОДИН ЭЛЕМЕНТ? ДВА?

Тряхнув гимнастической стариной, можно вспомнить, как с пол­века назад были популярны различные движения с перемахами нога­ми. Это и опорные прыжки типа «разножек», аналогичные соскоки с перекладины, подъемы и перемахи на брусьях. Эпоха, о которой идет речь, еще не знала бросковых движений, и поэтому названные уп­ражнения выглядели как простое механическое соединение двух последовательных элементов. Например: подъема махом назад в вы­сокий упор на перекладине («под стойку») и — соскока ноги врозь. Или: наскока в упор на руках на коне и — соскока оттуда ноги врозь и т. п. Так же трактовался и аналогичный подъем с перемахом на брусьях: выполнялся невысокий подъем махом назад (рис. 70-а, к.к. 1—6), и из положения нефиксированного упора с выпрямлен­ным телом, после мгновенной, но явной паузы (к. 6) — перемах ноги врозь (к.к. 6—8). Впрочем, был возможен и более высокий подъем, но после этого приход в упор углом с остановкой оказывался практичес­ки невозможным, ноги всегда опускались сразу под жерди, и прихо­дилось идти в упор на согнутых руках (к.к. 8— 9) с дальнейшим махом назад и разгибанием рук («клюка»).

Начиная с 50-х годов, в гимнастику пришла бросковая техника, которое многое изменила. Коснулось это и движений с перемахами. Мощный мах при бросках, сильно «возбуждающий» двигательный аппарат гимнаста, естественным образом привел к тому, что движе­ния типа перемаха органически слились с волной действий, подго­тавливающих и реализующих «броски» ногами. Благодаря этому, подъем с перемахом ноги врозь и аналогичные ему упражнения (на­пример, с поворотом и подлетом углом по типу «воронинского» на перекладине) превратились в своеобразные подлеты, вобравшие в себя перемах как усложняющее действие (рис. 70-6). Если в старых аналогах этого движения окончание подъема и перемах имели «пере­мычку» — паузу с движением тела в прямом положении (рис. 70-а, к. 6), то в бросковом варианте такая пауза стала не только неумест­ной, но и почти невозможной технически, ведь после хорошего брос­ка назад (рис. 70-6, к.к. 2—5) мышцы передней поверхности тела бы­стро, сильно натянуты и идеально подготовлены для выполнения пе­ремаха.


___________________________________ 75. Один элемент? Два?

Но это еще не все. Мощное, форсированное исполнение хорошо подготовленного перемаха превращает его в этих условиях в эффек­тивное «контрдействие», не только вызывающее перемену направле­ния вращения всего тела, ной содействующее дополнительному уве­личению высоты подлета! В результате гимнасты получили возмож­ность шире варьировать упражнение, в частности — делать его с более эффектным приходом в упор углом.

 

Подобные же изменения произошли и в других видах многобо­рья: примитивные «разножки» на перекладине, в опорных прыжках


БРУСЬЯ








Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 435. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия