Студопедия — СПИЧАГ - ТЕСТ НА КУЛЬТУРУ ГИМНАСТА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СПИЧАГ - ТЕСТ НА КУЛЬТУРУ ГИМНАСТА






Названный вариант силового выхода в стойку давно стал стандар­том. Само по себе это упражнение нетрудно, но по-настоящему тех­нично и «стильно» его мало кто делает. (Наиболее грамотно спичаг выполняют гимнастки: дефицит силы, компенсируемый хорошей гибкостью, привел их к самому правильному техническому реше­нию).

Нарис. 71-анас. 190 —обычное, вполне благополучное исполне­ние этого элемента. Однако до совершенства ему далеко. Для сравне-


 




БРУСЬЯ ___________________________________________________________

ния рассмотрим другое, более изысканное исполнение (б). В чем раз­личия?

Первая фаза «артистического» исполнения стойки согнувшись — подтягивание ног и таза вверх до плотной «складки» (к.к. 1—2). Координационно это действие элементарно, но требует от исполни­теля очень хорошей активной гибкости и соответствующих силовых качеств.


 

Вторая фаза жима — переворот вперед до положения стойки со­гнувшись (к.к. 2—4). Это часть движения не только внешне эффект­на, но — в такой форме — и физически наиболее рациональна, так как требует меньших усилий, чем в варианте а. Правда, при этом гимнасту нужно все время активно поддерживать предельное сгиба­ние в тазобедренных суставах. Сам переворот выполняется равно­мерным, подчеркнуто плавным движением — до полного выпрямле­ния тела в плечах. Приход в позу на к. ^предъявляет дополнительные требования и к подвижности в плечах, которая позволила бы свобод­но выйти в такое положение и далее удерживать его. Заметим, что не каждый способен легко решать эту задачу. Например, у одного из самых знаменитых наших чемпионов это не получалось...


____________ 77. Сличат - тест на культуру гимнаста

Третья и последняя фаза силового подъема в стойку должна де­латься исключительно за счет движений ногами. Наиболее грамот­ная и эффектная форма движения ногами — через стороны, с макси­мально возможным их разведением (к. 5). Если ноги удается провес­ти точно во фронтальной плоскости (через поперечный шпагат!), то такое движение оказывается не только красивым, но и надежным, так как только в этом случае не происходит неприятных возмущений в системе, опасных возможным нарушением равновесия в момент окончания подъема и фиксации стойки.

Нарушения равновесия при окончании жимов, особенно быст­ром, связаны с целым рядом причин. Одна из них — в необходимос­ти переключения мышц с тягового режима на режим фиксации. Другая — в необходимости компенсации вращательного движения звеньев, особенно ног, с выходом в статическое положение.

Чтобы понять в чем здесь дело, нужно учесть, что быстрое разги­бание при выходе в стойку по своему физическому действию подоб­но «антикурбету» (154) и, значит, способно сообщать телу ненужное здесь вращение вперед; чем быстрее, резче гимнаст завершает разги­бание, перемещая ноги как на рис. 71-а, тем больше опасность «сбро­са» тела вперед. В этом случае спасает лишь своевременное движение плечами назад, но возникающие при таких операциях рывки, коле­бания в стойке никому не нужны.

Сравнивая, в заключение, оба способа выполнения «спичага», от­метим, что в обычном жиме (а) присутствуют все действия, характер­ные для виртуозного способа (б), но они каждый раз оказываются не «дотянутыми» до совершенства. Конечно, можно делать стойку и так, судьи вас не накажут, но... и не наградят!

78. БЛАНШ НА ПРЯМЫХ: ТРУДНО И НЕЭФФЕКТНО?

Стандартный ныне спичаг не всегда был в ходу. В 50-е годы, на­пример, каждый уважающий себя гимнаст осавивал «бланш», то есть силовую стойку прогнувшись.

Как известно, это движение можно делать и с согнутыми руками, и с прямыми. В нынешние времена «тотального выпрямления» пер­вый вариант, как «несолидный» (хотя он гораздо труднее и сложнее, например, стойки согнувшись), канул в Лету. Что касается «бланша на прямых» — стойки силой «прогнувшись» с прямыми руками — (рис. 72-анас. 192), то он иногда используется мастерами, но не все­гда производит должное впечатление. Репутация этого трудного уп­ражнения подмочена структурным родством с обычным махом назад


БРУСЬЯ ___________________________________________________________

в стойку: при плохом махе гимнаст помогает себе «дожимом», а при плохом «бланше» — махом...

Но нет такого реального упражнения, которое нельзя было бы выполнить достойно. При должной силе и технике «бланш на пря­мых» великолепен: медленно начиная из «угла» (хотя это и не обяза­тельно!) и сохраняя ровный, без перебоев, темп, с совершенно пря­мым (а не прогнутым) телом и красивой осанкой гимнаст поднимает­ся до стойки и замирает в ней. Королевское движение!

Но ясно, что не каждому исполнителю описанное доступно. Ис­пытывая силовые затруднения, гимнасты все же покушаются на этот элемент, подстраивая его «под себя» и допуская различные вольно­сти: резко ускоряют темп после вертикали, явно прогибаются (б) или, напротив, «наваливаясь» на руки, работают «горбом» (в) и проч. Все это — не только формальные ошибки, заслуживающие судейс­ких санкций, но и технические «гримасы», лишающие «бланш» свой­ственной ему прелести.

 

Как добиться действительно красивого исполнения этого эле­мента?


78. Бланш на прямых: трудно и неэффектно?

Конечно, решающий фактор это — сила мышц-сгибателей плеча (передние пучки дельтовидной, большая грудная, клювоплечевая). При необходимости их можно удобно тренировать, выполняя пре­одолевающие и уступающие движения руками вперед-вверх и обрат­но с применением нарастающих отягощений, атакже темповые вы­ходы в стойку на брусьях махом-дожимом. (Обычно считается так­же, что для выполнения «бланшей» важно развитие мышц спины. Разумеется сильная спина — дело хорошее, но не она решает успех освоения данного силового упражнения).

Существенны, однако, и технические нюансы этого движения.

Во-первых, «бланш на прямых» не терпит закрепощения мышц плечевого пояса, то есть, фактически — одновременного включения и мышц, производящих полезную работу, и их антагонистов. Поэто­му одно из важных условий овладения этим упражнением — освое­ние навыка изолированного включения сгибателей плеча. Важно выра­ботать ощущение «свободных плеч», которое должно сохраняться в ходе всего подъема, но в особенности в наиболее трудных фазах жима, когда гимнаст преодолевает наибольший момент силы тяжес­ти Рг, действующий относительно плечевой оси (к.к. 4— 6). В самом начале движения этому помогает несколько сутулая осанка (больше по ощущениям, нежели на глаз) с выведением головок плечевых су­ставов вперед и соответствующим «проваливанием» груди и разведе­нием лопаток. Использованием этого приема (в утрированном виде) и объясняется пристрастие некоторых гимнастов к «горбатому блан-шу» (в).

Второй нюанс, связанный с предыдущим: упражнение нужно стремиться делать (по крайней мере осваивать) на достаточно широко разведенных жердях. При узкой опоре гимнаст зажат в створе жердей собственными мышцами (трехглавая плеча и широчайшая спины ме­шают друг другу), кроме того, в этом случае возникает и дополни­тельная закрепощенность мышц. Лишь хорошо освоив «бланш» и имея силовой резерв, можно сузить жерди до привычного гимнасту стандарта, но лучше всегда работать на относительно широких бру­сьях, это вообще предпочтительнее для исполнения многих других упражнений.

Третье: начиная движение ногами из упора углом, гимнаст дол­жен заранее и далее постоянно поддерживать высокий тонус, с непре­рывным давлением на опору за счет полезно действующих в подъеме мышц плечевого пояса. Грубая ошибка думать, будто основная рабо­та в «бланше» начинается только с началом самого подъема, то есть после полного опускания ног до нижней вертикали (к. 3)\ В этом слу-


БРУСЬЯ ___________________________________________________________

чае относительное расслабление рабочих мышц должно вынужденно резко сменяться предельным напряжением, что, как правило, плохо удается. Даже физически мощные гимнасты, справляющиеся с этой задачей, часто грешат в этот момент жима некрасивой и нетехничной переменой темпа движения.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1150. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия