Студопедия — В.А. ТЮРИН 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В.А. ТЮРИН 7 страница






В то время как Сварог - это мужская ипостась бога Рода, а Лада - женская ипостась. Здесь следует отметить традиционное древнерусское противопоставление двух начал: Свара (война) и Лада (мир). Именем божественной супруги Сварога - Лады - также названы разные деревни и реки на территории Древней Руси, часть из них сейчас находится на территории отвоёванных неандертальцами стран. Распространение приведённых населённых пунктов и сёл далеко от Индии и никак с ней не связано, что в очередной раз подтверждает исконно русское происхождение имён и СВАРОГА, и ЛАДЫ.

Рис. 2.1.2. Древнерусский меч (Михайловский курган, первая половина 11 в.). Расшифровка надписи на мече «людоша коваль» [Кирпичников, 19661■

 

Для укреплённых мест у сербов применялось слово ВАРОШ - «городок», «острожек», которое В. Даль выводит от ВАРЯТИ в значении «беречь», «стеречь», а также сопоставляет с древнерусским варити, варю - «беречь» и варо- вати, варую - «сохранить, защищать». Причём относительно последнего термина И.И. Срезневский привёл показательный пример: «Тамо (на небъ) ѳароутъ дъла».

«Из числа родственных славянских терминов, показывающих бытование этого корня в праславянский период, следует назвать чеиі. и словацк. warowati - «беречь» и болг. ВОЛВАР - «пастух, стерегущий волов»» [Серяков, 2004, стр. 54]. Здесь следует остановиться подробнее. Буквально и с русского языка ВОЛВАР расшифровывается, как «воловий варяг (защитник)». Видимо, отсюда происходит слово «варвар» и уже совершенно отчётливо здесь видно происхождение термина «ПАСТЫРЬ».

Стоит отметить, что иногда некоторые исследователи для расшифровки имени СВАРОГ приводят индийские слова - др.-инд. (вед.) SUVAR и авест. HVARE «солнце» - для демонстрации опять-таки индийского происхождения и того, что, якобы, имя Сварога означает «свет». Однако такие исследователи почему-то забывают аналогичные исконно русские слова СВЕРКАТЬ и СВАРИВАТЬ (сварка), которые тоже допускают русскую связь со светом, но отвергают индийское заимствование

Вот как связывал А Н. Афанасьев Сварога со светом и огнём: «Сварог, как олицетворение неба, то озарённого солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, по указанию наших памятников, признавался отцом солнца и огня. Во мраке туч он возжигал пламя молний, и таким образом являлся творцом небесного огня; земной же огонь, по древнему преданию, был божественный дар, низведённый на землю в виде молнии; отсюда понятно, почему славянин молился огню, как сыну Сварога. Далее: разбивая громовыми стрелами тучи, Сварог выводил из-за них ясное солнце, или, выражаясь метафорическим языком древности, возжигал светильник солнца, погашенный демонами тьмы; это картинное, поэтическое представление прилагалось и к утреннему солнцу, выходящему из-за чёрных покровов ночи, так как ночной мрак постоянно отождествлялся с потемняющими небо тучами» [Афанасьев, т. 1, с. 64 - 69].

Очевидно, возжигание солнца и огня вообще - это функция Сварога, точнее, одна из функций. Хотя при ближайшем рассмотрении и эта функция оказывается связанной с обереганием народа: не взожжёшь солнце - не воскреснет природа. Относительно форманта ОГ скажем следующее. Сейчас форма имени СВАРОГ содержит формант ОГ, но из названия деревень Сворыж (Псковская область), Сваружево и Сварыжь (бывшая Новгородская губерния), а также Swarzyszewo (Польша) следует, что, скорее всего, формант ОГ является суффиксом, как, например, в парах слов: ТВОРОГ - ТВОРОЖНЫЙ, ДОРОГА - ДОРОЖНЫЙ, САПОГ - САПОЖНЫЙ и т.д.

В настоящее время смена Г на Ж воспринимается, как чередование в корне. Но, по нашему мнению, это неправильно. Так, в чередовании слов САПОГ - САПОЖНЫЙ - САПА корень остаётся САП. Именно так выделяет корень в слове САПОГ в своём словаре М. Фасмер: «Обычно сближается с сопель, сопеть». И дальше приводит для сравнения восточномонгольское sab «башмак» и манчжурское sabu - то же. Поэтому, на наш взгляд и в согласии с упомянутыми выше лингвистами, в слове СВАРОГ корень ВР (приставка С и суффикс ОГ), который обозначает «защиту, сбережение» (ср. ВОРОТ, ВОРОТА, ВРАТАРЬ).

Отдельно следует сказать о версии некоторых лингвистов о том, что будто бы СВАРОЖИЧ - это сын СВАРОГА. И на этом основании Сварожича отождествляют с Дажьбо- гом. Однако в русском языке применение суффикса ИЧ не всегда обозначает родство по нисходящей линии. Так, например, суффикс Ч обозначает лиц по их профессии КОВАТЬ - КОВАЧ, ТОЛКАТЬ - ТОЛКАЧ. Но есть и БОРОДА - БОРОДАЧ и, возможно, сюда же БОГ - БОЖИЧ. Есть и другой суффикс ИЧ, который обозначает название жителей того или иного места, например, ВЯТКА - ВЯТИЧ, МОСКВА

- МОСКВИЧ и т.д. [Потиха, 1970, стр. 186]. Кроме того в народе ещё сохранилось такое обращение: если имя Андрей, то к человеку могут обращаться по имени так - Андре- ич. И это не будет отчеством.

Таким образом, Сварожича нельзя однозначно именовать сыном Сварога, скорее, Сварожич - это уменьшительно-ласкательный вариант имени Сварог (как бог - божич).

* * *

Для северной страны - Руси - основным принципом и условием выживания является ОГОНЬ. Поэтому второе значение корня ВР связано с огнём. В этом значении корень ВАР восходит к временам индоевропейской общности: хетт, uar- «гореть», иагпи (уран?) - «сжигать», арм. Varem

- «зажигаю», varim - «горю», др.-в. нем. warn - «тёплый», лит. virti - «кипеть», латыш, varit - «варить, кипеть». Приведём ойконимы, образованные от корня ВАР:

• РЕКА ВАРТА (Польша), река Вар (Франция), река Варка-Сылькы (Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ), река Вырка (Россия), река Вырка (Россия, Московская область), река Вырка (Россия, Ленинградская область, Гатчинский район), река Верхняя Вырка (Россия, Калужская область), река Большая Вырка (Россия, Тульская область), река Верхняя Вырка (Россия, Тульская область), река Средняя Вырка (Россия), река Нижняя Вырка (Россия, Тульская область) • город Варна (Болгария), посёлок Варна (Россия, Челябинская область, Варненский район), поселок Варна (Италия), посёлок Варт (Австрия), посёлок Варт (Германия), город Варта (Польша), посёлок Варта- Болеславецка (Польша), город Варин (Германия), посёлок Варин (Словакия), станция Варин (Словакия), посёлок Ле- Варин (Франция), село Новый Варин (Россия, Брянская область), посёлок Вар (Франция), станция Вар (Франция), посёлок Болльшой Вар (Россия, Ханты-Мансийский автономный округ, Ханты-Мансийский район), село Тарн-Вар (Россия, республика Татарстан), посёлок Темпл-Вар (Великобритания), посёлок Туэ-Сюр-Вар (Франция), Виллар-Сюр- Вар (Франция), город Варка (Польша), село Верхняя Вырка (Россия, Калужская область), село Нижняя Вырка (Россия, Калужская область).

С учётом выше приведённых гидронимов, а также с учётом того, что в перечне гидронимов Верхнего Поднеп- ровья нам встречается Сваремля, левый приток Десны, и Варка, левый приток Ужи, левого притока Днепра, следует обратить внимание на следующее историческое свидетельство. Описывая события 5-го века, византийские авторы отмечали, что наследники Аттилы «направились в ту часть Скифии, вдоль которой текут струи Данапра (Днепра); гунны называют её на своём языке Вар».

Как видим, большинство ойконимов связаны с территорией расселения древний русов - Русью, а остальные тяготеют к южным районам, то есть к тем, где тепло. Поэтому данное понятие могло относиться не только к земному огню, но и к Солнцу, отцом которого, по древнерусской мифологии, был Сварог. В качестве примера Н.М. Гальков- ский привёл выражение «солнце варом варит» - так говорили в Смоленской губернии о полуденном зное. Из этого исследователь сделал вывод, что вторым значением корня ВАР является «солнечный зной».

Корень ВАР относится также и к приготовленной на огне пище. В этом контексте тот же Н.М. Гальковский на первое место ставил «кипение», «сваренное кушанье». В псковском и новгородском диалектах варка означало «варево», «похлёбку» и вообще «всякое жидкое горячее блюдо». Во владимирском, тверском, московском диалектах варызгать, тамбовском варыздать - «спешно хлебать, есть похлёбку жадно, невежей».

В. Даль приводит данные, которые говорят о том, что «сварить кого с кем, помирить, сдружить, сделать товарищами; свести и обвенчать, сладить свадьбу. Свариться с кем, связаться, съякшаться, стакнуться, сдружиться не к добру». Что говорит не о «ссорящейся» стороне имени Сварога, а, напротив, о соединительной. В данном случае - сварка идёт в образе свадьбы: сваривается жена и муж.

В этом случае мы и обнаруживаем правильное направление этимологии. В той же статье В. Даля находим: «СВАРИВАТЬ, сварить что,... о железе: соединять накалкою и проковкою две части в одно целое. Сломанную ось сваривают. Самое место, спай, где железо сварено, наварено другим. Сварный или сварной, о железе, сваренный; к сварке относящ. Сварный горн, сварный молот. Сварочный, то же. Сварочная печь, для больших сварок, на заводах, напр, для сварки (сноски) частей якоря. Сварщик м. кузнец, который сваривает железо. Булатного, сабельного дела сварщик, стар. Сварок, сломанная и сваренная вещь. Топор сварок, коса сварок».

Есть версия и о том, что некоторые параллели в этимологии связывают Сварога со временем освоения изготовления керамической посуды и гончарного дела. «Если исторически корень вар употреблялся в контексте приготовленной на огне пищи, то на втором этапе он отразился в терминологии ряда ремесел, основанных на употреблении этого дара небес. В первую очередь это относится к гончарному производству, где этот корень встречается в составе древнерусского варити - «обжигать», «делать что-либо путём обжига»: «Да у него жь...глина, варятъ въ ней горшки...». То, что данный глагол употреблялся применительно к глиняной посуде, представляется достаточно закономерным, поскольку Сварог, прежде чем стать богом-кузнецом, был богом- гончаром, что и нашло своё отражение на этимологическом уровне» [Серяков, 2004, с. 44).

В подтверждение этого посыла есть археологические данные. Так, «в Болгарии, там же, в городе Велико Тырно- во была найдена вырезанная на дне керамической миски надпись с именем Сварога. Весьма показательно, что находка эта датируется XIII в. - временем, когда ортодоксальное христианство в Болгарии достигло верха своего могущества. Интерпретировать это открытие можно двумя способами: либо как свидетельство продолжающегося культа Сварога, и тогда мы можем предположить, что глиняная миска была принадлежностью этого культа, либо как результат того, что родители одного из жителей Тырново предпочли дать своему сыну имя языческого бога, а не христианского святого».

При этом обстоятельства жизни того времени в этом регионе были отнюдь не способствующими для спокойного существования: «Б силу того, что по средневековым представлениям имя ребёнка предопределяло его судьбу и давало ему небесного защитника, даже последний вариант говорит о почитании этого славянского бога неба в Болгарии» [Серяков, 2004, с. 45]. Как видим, область почитания древнерусского бога Сварога весьма широка: от Центральной России до южных стран типа Болгарии. Такое распространение культа Сварога, как мы покажем далее, полностью подтверждается и другими источниками.

2.2. Время существования Бога Сварога

То, что имя SVAROGb М. Фасмер отнёс к праславян- ской языковой общности, говорит о том, что это имя существовало в период такой общности. А «праславянская», точнее, древнерусская общность существовала на терри-

7 Ещё раз напомним: этноса или народа под названием «славяне» никогда не существовало в истории. «Славяне» - это сугубо лингвистический термин, выдуманный специально для того, чтобы не употреблять термин «русский» или «древнерусский».

тории Древней Руси до 7 - 3-го тысячелетия до н.э., после чего двумя волнами древние русы распространились по всему Евроазиатскому континенту. Первая волна состоялась в 7-м тыс. до н.э.; вторая - в 3 - 2-м тыс. до н.э. Обе эти датировки в отношении богатыря Сварога подтверждаются: одна - древними греческими авторами, другая данными «иранской» Авесты. Наличие слова «Сварог» в Индии также свидетельствует, что на Руси оно начало употребляться ранее 3-го тыс. до н.э., после чего с русскими войсками пришло и на север Индии.

Свою гипотезу о том, как формировался культ Сварога, изложил А.Н. Афанасьев: «Подмечая различные проявления элемента тепла и света, анализируя их, ум человеческий должен был раздробить блестящее, светлое небо и присущие ему атрибуты на отдельные божественные силы. Такое деление, вносимое познающею способностью, не противоречило поэтическому чувству, которое стремится облекать все в живые образы. Дело ума поэтически выразилось в естественной форме рождения новых богов от Сварога» [Афанасьев, Т. 1, с. 34 - 35].

Время созерцания и анализа природных явлений и сложения на их основе представлений о неких божествах на Руси, как мы показали в главе 1, относится к эпохе верхнего палеолита. Точнее, к самому началу верхнего палеолита. По крайней мере, по утверждению академика Б.А. Рыбакова, культ главнейшей и единственной древнерусской богини Мокоши сложился именно в самом начале верхнего палеолита - то есть примерно 50 тысяч лет назад. В это же время сложился и культ бога Ра - бога-истока. А культ Велеса академик Б.А. Рыбаков относит вообще к мустьерскому времени, то есть ранее 50-го тыс. до н.э. Примерно в это же самое время современный человек наблюдал за звёздами и формировал культ Сварога, то есть вероятность того, что культ Сварога сформирован ещё в верхнем палеолите, весьма высока.

Среди археологических свидетельств существования на Руси культа Сварога следует отметить ряд однотипных находок, которые характеризуются тем, что при одном теле имеют несколько лиц. Например, одна такая статуэтка с двумя лицами относится к эпохе мезолита (11 тыс. до н.э.) и поименована в музейной выставке, как «Двуликий Янус». Мы в очередной раз должны заметить ужасающее невежество музейных работников, которые называют древнерусский артефакт именем мифологического существа другого народа, да ещё и существовавшего на 10 тысяч лет позже и на совершенно другой территории. Такие факты невежества сильнейшим образом запутывают историю[43].

До момента первого расселения, то есть до 7-го тыс. до н.э., древние русы находились в этнически и мифологически замкнутом пространстве - чужеродная армия и чужеродная мифология не проникали на Русь извне. В таких условиях родной миф развивался и по мере течения лет и тысячелетий обрастал новыми героями и подробностями. Появились новые поколения богов, которые сменили первобога. «На новых богов, рождённых отцом-Небом, переносятся его различные атрибуты и признаки; вместе с этим им присвояется и владычество над миром; Сварог, по древнему сказанию, предаётся покою, представляя творчество и управление вселенною своим детям. Обожание солнца славянами засвидетельствовано многими преданиями и памятниками»[Афанасьев, Т. 1, с. 34 - 35].

Из сказанного можно сделать следующий вывод о первых этапах в развитии культа Сварога:

1. Верхний палеолит (30 - 20 тыс. до н.э.). Начало формирования культа Сварога, связанного с воззрениями на звёздное небо. Возможно, Сварог в это время представлялся в виде космического мамонта, называемого ЗМЕЕМ или ДРАКОНОМ.

2.Мезолит (11-7 тыс. до н.э.). Вторая фаза формирования культа Сварога. За ним закрепились определённые созвездия и звёзды. Судя по археологическим находкам, Сварог этого периода изображался человеком с двумя лицами, а также сохранялся и более древний образ Сварога, как ЗМЕЯ и ДРАКОНА. В конце этой фазы (7-е тыс. до н.э.) культ Сварога вместе с перемещениями древнерусских племён стал распространяться в другие регионы. В первую очередь это был греко-балканский, ближневосточный и египетский регион. Генетические данные показывают, что в этот период древние русы расселились и в Северный Китай, где вследствие этого возник (древнейший) культ ДРАКОНА, который сохраняется и сейчас.

2.3. Сварог - Небо - Зодиак

Астральные мифы - мифы о созвездиях, звёздах, планетах. История астральных мифов тесно связана с судьбой наиболее ранних представлений о звёздном небе. Поскольку изображения созвездий, в частности, Плеяд, на территории Русской равнины известны с верхнепалеолитического времени (30 - 20 тыс. л.н.), то к этому времени и следует относить рождение астрономических знаний. Сформировавшиеся ещё в верхнем палеолите астрономические знания (см. материалы стоянки Сунгирь), получили развитие и в эпоху мезолита, а далее, перешли в неолит, в частности, в виде курганов, зиккуратов и других мегалитических сооружений.

В типологически ранней группе астральных мифов звёзды или созвездия часто представляются в виде животных, нередко в таких мифах речь идёт об охоте на животных. Четыре звезды ковша Большой Медведицы понимаются как ноги лося, а три звезды ковша этого созвездия - как охотник (или три охотника). Малая Медведица предстаёт как телёнок лося [Мифы, 1988].

Характерная черта астральных мифов - наличие нескольких космических персонажей, воплощаемых расположенными рядом созвездиями. Чаще всего встречается мотив объяснения многих (обычно 12 или 10) созвездий посредством астральных мифов, в которых выступает такое же число животных. Дальнейшее развитие таких астральных мифов приводит к построению системы соответствий между 12 созвездиями и таким же числом персонажей и предметов - ЗОН (русск, зона, англ. zone, немец. Zone, франц. zone, итал. zona, исп. zona, греч. ^іооѵ «зона» и др.).

Иногда греч. ^іооѵ «зон» неправильно переводят как «животное», такой перевод не находит подтверждения в других языках индоевропейской семьи; греч. ^шоѵ «зон» в значении «животное» может быть только в том случае, если оно образовано от русск. (индоевропейского) «жен» или «деп» с заменой ж (д), которой в греческом нет, на z, но и в этом случае слово «зодиак» будет означать (круг) «жизни». Кроме того в зодиаке представлены не только животные: 5 человек, 8 животных, 1 предмет (весы). В разных вариантах «зодиаков» соотношения различны, есть такие, которые состоят полностью из растений. Но все «зодиаки» имеют общую суть - они описывают круговорот жизни.

Чрезвычайно распространённым мотивом астральных мифов является представление о людях, переместившихся на небо и ставших там звездой или созвездием. Так объясняется происхождение большого числа созвездий и многих звёзд.

Из приведённой В.И. Далем русской поговорки «весною солнце как раз лицо сварит» (т.е. обожжёт) Н.М. Гальков- ский пришёл к выводу: «Из этого мы заключаем, что Сварог был олицетворением неба, дающего тепло и соединяющего с землею, т.е. Сварог - это небесный свод, украшенный теплотворным солнцем и опирающийся на землю - горизонт. Итак, Сварог - это видимое небо, твердь с обычными принадлежностями - солнцем и горизонтом. Дети Сварога - огонь и солнце».

Следует отметить, что данный корень с весьма близким кругом значения перешёл путём заимствования и в язык южных соседей славян. В румынском языке слова svarog, sfarogi означает «сушиться», «жарить на жаровне», от них образовано прилагательное sfaroage «сухощава» (о человеке), существительное sfara «удушливый чад, копоть». Весьма показательно, что данное понятие использовалось применительно и к религиозной сфере и П. Сырку даже приводит выражение 19-го века «дела церковные находятся в хорошем состоянии; они не расстроены и сухи (т.е. тверды) как сфарог».

Поскольку этот корень постоянно используется в румынском языке с начальным С, это свидетельствует о том, что данное понятие было образовано путём заимствования имени славянского бога неба, а не корня вар. Ещё более примечательным нам представляется тот факт, что в молдавских памятниках 15-го в. встречается имя славянского язычества бога солнца. Это говорит не только о связи между Сварогом и Дажьбогом, отмеченной ещё автором Ипатьевской летописи, но и об их большой популярности в славянской среде, приведшей даже к заимствованию обеих имён иноязычными соседями.

Астрологический (астрономический) год на Руси называют «Коло Сварога», из чего обнаруживается связь Сварога с небом. В Архангельской губернии «ваража - всякое созвездие, яркую кучу звёзд» Щапь, 1902], «что говорит

о том, что и на Руси звёздное небо этимологически связано со Сварогом. Вносимый зодиакальными созвездиями порядок в расположение звёзд на небе естественным образом перекликается и с тем порядком, который Сварог, согласно отечественной мифологии, установил и в славянском обществе... О связи этого бога с небосводом свидетельствует и показательный параллелизм в географических названиях Каринтии: рядом с местом Saurachberg, т.е. Саврах(г)ова или Сварах(г)ова гора непосредственно соседствуют Himmelberg, т.е. Небесная гора» [Серяков, 2004, с. 62].

И в завершение нашего разбора. А.Н. Афанасьев приводит чёткие этимологические данные: «Небо у древних славян олицетворялось в мужском образе Сварога. Название это, по значению своему, равносильно имени Dyaus; оно происходит от снк. sur - блистать (sura - бог, т.е. блистающий, светлый = dewa, dues); через поднятие звука г в а г явилась форма suar=svar - небо (т.е. светлое, блестящее), и в более тесном смысле: зодиак, солнечный путь; в Mater verborum др.-чешское zuor (svor) объяснено также словом: zodiacus» [Афанасьев, Т. 1, с. 67-69].

То, что «греческий» ЗОДИАК - это древнерусский СВАРОГ, не только подтверждается выше приведёнными лингвистическими, мифологическими и письменными данными, но и не противоречит археологическим данным, обнаруженным на территории Русской равнины.

2.4. Астрономическая сущность древнерусских богов: Сварог - Сириус

Те воззрения древних русов, которые впоследствии вылились в создание обширной древнерусской мифологии и, позже, религии и которые позже были принесены русами в другие страны, изначально были основаны не на почитании каких-то духов, как это утверждали семитские «учёные» Маркс и Энгельс. Древнерусские воззрения имели под собой полностью научную основу, которую семитические аборигены восприняли за проявление некой божественной воли.

В связи с этим, для начала дадим энциклопедическое определение связи астрономии с религией: «У многих народов с периодичностью небесных явлений был связан религиозный культ. (...) В то время как движение Солнца и Луны всегда происходит в одном направлении - с запада на восток (прямое движение), движение планет гораздо сложнее и временами совершается в обратном направлении (попятное движение). Причудливое движение планет, не укладывавшееся в простую схему и не подчинявшееся элементарным правилам, казалось, говорило о существовании у них личной воли и способствовало их обожествлению древними» [БСЭ].

В верхнем палеолите в Древнейшей Руси (см. рис.) стали известны семь подвижных светил: Солнце, Луна и пять планет. Эти небесные тела были впоследствии обожествлены и, например, в Риме, получили такие имена: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. В честь Солнца, Луны и пяти планет были установлены семь дней недели, названия которых в ряде языков до сих пор отражают это.

В. Даль говорит, что «главных планет известно восемь: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; второстепенных, по величине, планет открыто до 70-ти, и все они между Юпитером и Марсом» IДаль, 1902]. Пять из числа больших планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн) известны с глубокой древности, а Нептун (1846 г.) и Уран (1781 г.), открытые позже, в перечень планет-богов не входили. Таким образом, исторически сложилось следующее: Меркурий - понедельник, Венера - вторник, Земля (Гея) - среда, Перун (Марс) - четверг, Мокошь (Юпитер)

- пятница, Стрибог (Сатурн) - суббота, Солнце - воскресенье. В. Даль приводит русские поговорки: «семь дней в неделе, семь звёзд в венце»; «было у боярина семь дочерей: будет из них и смерть и жена»; «семь планид на небе»; «на неделе семь дней; семь мудрецов на свете было» |Даль, 1902]. В то время как главные планеты стали «богами», второстепенные - стали всевозможными героями, ангелами и т.п. Сравните русское «семьдесят одёжек и все без застёжек (загадка о кочане капусты)» или христианское «70 апостолов (учеников) Господа», «70 толковников» и сделанный ими в 3 - 1 вв. перевод Библии «Septuagiuta», являющийся основой для других переводов, и др. Кстати, слово АПОСТОЛ, apo+stel буквально переводится «тот, кто после звезды». В русском языке слово «стерно» обозначает «звезду» или «астер», а «астероиды» - это тела, подобные звезде, но не звёзды.

Суть астрономических представлений состоит в том, что они переведены в религиозный уровень со следующими параллелями: Солнце - главный бог Сварог, а планета Нептун, расположенная в самых глубинах космоса, - бог подводных глубин.

Русский народ ещё в 19-м веке говорил ««планида» более в значении гороскопическом вместо «судьба»» Щаль, 1902\, а «планетник, планетарий» применялось для обозначения Вселенной. Интересно следующее определение: ««Гороскопия» - гадание по звёздам», но ещё более интересно уточнение, что «астрология, в применении к родинам» Щаль, 1902\. То есть астрология - это соответствие некоторых участков поверхности Земли некоторым участкам звёздного неба. Это важное уточнение, и мы к нему вернёмся при рассмотрении ориентации пирамид.

Рис. 2.4.1. Сириус (самая яркая звезда) и три звезды созвездия Ориона (справа).

В Древнейшей Руси не только планеты, но и созвездия соотносились с мифологическими персонажами - богами. Чертогами богини Мокоши являлось созвездие Плеяды. Имя Стрибога вообще переводится, как «звёздный бог», от star или стерно «звезда» [Тюняев, 2009]. Не нарушает этой традиции и бог Сварог. А.Н. Афанасьев приводит такую этимологию его звёздного соответствия: «От того же корня sur произошли: греч: qAioC лат. sol, готск. sauil, фр. soleil, литов, saule, наше солонь (солнце), в которых буква

I по известному грамматическому закону сменила звук г, остающийся в снк. suris, suryas, греч. oelpio(, a tip, лат. sinus; иногда обе эти буквы опускаются, откуда образовалась другая санскр. форма sunas, sunus, готск. sunna, sunno, нем. sonne. В связи с этими данными слово «svarga» употреблялось и в смысле прозвания Солнца, как светлого, блестящего бога, шествующего по небесному своду» [Афанасьев, т. 1, с. 67 - 69].

В этой цитате упомянуто латинское слово «sinus», которое в латинском языке имеет два значения. Первое - Sirius «Сириус» (в созвездии Большого Пса; восход 18-го, по др., 25 - 26 июля). Второе - (ardor) Sirius «палящий зной» (в июле - августе). В Книге Ра Сварог также соотнесён с августом месяцем, или в астрологическом плане - с созвездием Льва [Тюняев, 2006].

Ф. Любкер тоже даёт подтверждающий этимологический ряд: СИРИУС, Sirius, leipioq, Sidera, где слово Sidera

обозначает «созвездия», Sidera, signa, а’сттра, а также £шбіа, то есть буквально «зодиа». Тем самым, вновь получаем, что слово «зодиак» обозначает звёзды, зоны и Сварога. Древние делили небо по известным знакам или фигурам, отмечая отдельные группы звёзд фигурами, представляющими людей или зверей или даже орудия и сосуды. Это деление неба весьма древнее. И его неправильно приписывают «мудрецам» востока: как мы показали выше, все астрономические знания берут начало своё в верхнем палеолите Древнейшей Руси (см. пп. 1.3. и 1.3.1); на востоке не было не только верхнего палеолита, но не было даже мезолита.

День или, точнее, момент первого в году появления звезды над горизонтом на восточной стороне неба на фоне утренней зари называется гелиакический восход звезды. До этого момента звезда в течение нескольких месяцев находится на дневном небе и невидима. Появление звезды на горизонте - это, естественно, чисто астрономическое событие, и оно сопряжено с земным календарём. Такие связки являлись надёжными точками отсчёта важных событий из жизни древнерусского человека.

Первой среди звёзд нашими предками был выделен Сириус, который в Древнейшей Руси называли СВАРОГОМ. Поэтому, когда летописец (см. п. 4.2) пишет о том, что Египтом правил бог Сварог, то это буквально означает, что в период этого правления наиболее важные астрономические расчёты велись по звезде по имени Сварог (теперь её название искажено до «Сириус»). И поскольку момент гелиакического восхода звезды зависит от её координат и географических координат места наблюдения, то в разных местах поселения людей появления разных звёзд и в разное время являлось знамением важного события. Тем самым выстраивались и планировались сельскохозяйственные работы в каждом конкретном регионе.

Астрономы Древнего Египта отслеживали моменты гелиакического восхода Сириуса, потому что эти восходы совпадали с моментом начала разлива Нила, то есть позволяли рассчитывать и предсказывать сроки весенних разливов реки. Календарным годом в Древнем Египте считался период между двумя гелиакическими восходами Сириуса. Но полно-

5—610 стью утренний восход Сварога-Сириуса над Мемфисом совпадал с началом разлива Нила только один раз за 1461 год. Этот день стал началом солнечного года в 365 дней. Записи в Риме (Пензорин) говорят о четырёх таких восходах. Первый из них случился в 4241 году до нашей эры. Таким образом, правление Сварога-Сириуса следует отнести к 5-му тыс. до н.э., что полностью подтверждается и другими источниками, подробнее разобранными нами в п. 4.2.

И люди этого периода, населявшие «Египет», были не египтяне-арабы, как теперь. Это были первые переселенцы из Древнейшей Руси. «Диодор Сицилийский свидетельствовал о существовании астрологических таблиц в Египте за 10 тыс. лет до н.э.» [Символы, 2005\. А Платон уточняет, что «атланты, прародители фараонов и предки египтян. Платон услышал об этом высоко цивилизованном народе - последние остатки которого были затоплены за 9000 лет до него - от Солона, который узнал это от Высших Жрецов Египта. В Сирии и Фригии, а также в Египте, они установили поклонение Солнцу. Египтяне были остатками последних арийских атлантов» [Мидом, 1892].







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 479. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия