Студопедия — В.А. ТЮРИН 15 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В.А. ТЮРИН 15 страница






Следует отметить, что к этому времени, то есть, начиная с самого начала 3-го тысячелетия до н.э., древнеславянские древнерусские племена разошлись на чрезвычайно удалённые друг от друга расстояния и заняли территории, крайние точки которых располагались на удалении 4-5 тысяч километров друг от друга. Этого расстояния вполне достаточно, чтобы состоялся распад древнерусского языка. По этим, мифологическим данным, такой распад должен был состояться именно в это время - в 3-м тысячелетии до н.э.

И действительно, по данным БСЭ (приводим здесь, как наиболее устоявшуюся из возможных гипотез), выйдя в 3-м тысячелетии до н.э. с территории Древнерусской прародины и отделившись от протославянского единства, именно с середины 2-го тысячелетия восточные представители индоевропейской семьи проникли в северо-западные области Индии и сформировали «древнеиндийский» язык - ведический и санскрит. Индийские автохтоны называли их ариями (ср. вед. aryaman-, авест. airyaman-, перс, ёггпап - «гость» и т.д.).

• РЕКА АРИЙ (Россия, Пермский край), река Арий (Россия, Свердловская область) • посёлки Верхний Арий и Нижний Арий (Россия, Свердловская область, Ачитский район), село Усть-Арий (Россия, Пермский край).

Лингвистические данные также подтверждают и датировку родов, возглавляемых Дарданом, - носители языков индоевропейской семьи, происходящих из группы близкородственных диалектов, в 3-м тыс до. н.э. начали распространяться в Передней Азии к югу от Северного Причерноморья и Прикаспийской области [БСЭ]. Приведём известные из БСЭ даты возникновения соответствующих семей языков.

Языки Бог Дата
  Праславянская группа Рось с начала 2-го тыс. до н.э.
  Анатолийская группа Дардан с 18 в. до н.э.
  Индоиранская группа Кама со 2 тыс. до н.э.
  «Греческая» группа Ламия с 15 вв. до н.э.

Табл. 3.2.12.1. Времена дивергенции языков и их корреляция с мифологическими героями.

Кроме «греческого» все эти языки сейчас входят в одну группу satem. Греческий же язык подвергся сильнейшей семитизации как раз в 3 - 1-м тыс. до н.э. (ахейцы, ионийцы, греки) и поэтому выпал из этой группы.

Далее рассмотрим следующее поколение предков и следующий временной период. Отцом русалки Роси (Древняя Русь), Дардана (Малая Азия), Вавилы (Шумер) и Ламии (Центральная Греция) является Дон-Дунай, а матерью - Дана-Дану. Это уже время неолитических племён - 7 - 6 тысяч лет до н.э.

Массив ойконимов ДОН и ДУНАЙ представлен выше. Ойконимы Дон-Дунай распространены равномерно по всей территории расселения в 7 - 6 тыс. до н.э. протославян = проторусов = протоиндоевропейцев. По времени - это начало древнерусской трипольской культуры.

Святовита в своей хронике Гельмольд называет богом богов: «Zuaantewit dues terrae Rugianorum inter omnia numin: Slavorum primatum obtinuit...non solum Wagirensis terra, sed et omnes Slavorum provinciae...ilium deum deorum esse profitentes», т.е. Святовит, бог земли руянской, получил первенство между всеми славянскими божествами; не одна вагрская страна, но все славянские области признают его богом богов. Далее Гельмонд добавляет, что по сравнению с ним всех прочих богов считают полубогами (quasi semidei). Между тем, А.Н. Афанасьев считает, что «Свято- или Све- то-вит - имя, образовавшееся по той же форме, как и другие названия языческих богов: Поревит, Яровит, Pyjeeum; последний слог составляет суффикс (сравни прилагательные: яровитый, плодо-витый, ядо-витый), основа же имени (свят = свет) указывает в Святовите божество, тождественное Диву (div - divinus) и Сварогу: это только различные прозвания одного и того же высочайшего существа». Но, как мы видим из представленной Родословной, это не так: у бога Святовита своя роль и своё лицо.

3.2.12. Бог Стрибог и его дети

Древнерусский бог Стрибог - особенный бог. Его имя означает СТАРЫЙ, то есть ЗВЁЗДНЫЙ (star - звезда) бог. В работе [Тюняев, 2009] подробно рассмотрен древний корень «СТР». В итоге получилась следующая формулировка: проСТРеливая проСТРанство СТРвлами (д.-в.-н. strata «луч»), солнце Структурирует его. Слово СТРАНА происходит от «исконного СТОРОНА, сюда же СТРАННИК, древнерусское СТОРОНЬНИКЪ - то же» [Фасмер]. Это приводит нас к осознанию начального значения корня «СТР», заключённому в имени существительном «ПРОСТОР» и в глаголе «ПРОСТИРАТЬ - распростирать, распространять, ширить, расстилать; протягивать вдаль или от себя; шириться, тянуться, досягать собой» |Даль, 1902, ст. Простирать].

Приведённые слова являются древнерусским и известны по письменным источникам уже с самых ранних времён. Так в Псалтыри: «Одаяйся светом яко ризою, простираяй небо, яко кожу». В. Даль приводит следующие выражения: «Простирать обвъятия к кому», «Не простирай желаний своих далее должного», «Небо, простертое над землею», «Северные грани Руси простираются до Ледовитого моря». ПРОСТИРАНИЕ, ПРОСТЕРТИЕ - действие по глаголу [Даль, 1902, ст. Простирать]. Сюда же: лат. citro - «сторона». По мере того, как СТРАННИК исследовал ПРОСТРАНСТВО, исходив его вдоль и поперёк, его обувь становилась отражением пройденных дорог, за что и получала название «СТРАЛЬКИ» - «старые стоптанные женские башмаки» [Фасмер].

То, что Стрибог является старым, то есть древним богом, следует из его имени. СТАРЫЙ др.-русск. старъ (укр. старий, болг. стар, сербохорв. стар, словен. star, stara, чеш., слвц. stary, польск., в.-луж., н.-луж. stary, лит. storas - «толстый, объемистый», др.-исл. storr - «большой, сильный, важный, мужественный», др.-инд. sthiras - «крепкий, сильный», д.-в.-н. staren - «глядеть неподвижным взглядом», нов.-в.-н. starr - «неподвижный» [ср. англ. star - «звезда» - неподвижная на небе]). А в Древней Руси старость обозначала её и власть. СТАРОСТА, др.-русск. «старец, старик; старшина, староста; управитель, надзиратель; глава, старейшина» (укр., блр. староста, чеш. starosta - «предводитель, начальник», слвц. starosta - «общинный староста», польск., в.-луж. starosta - то же).

В работе [Тюняев, 2009] сделан вывод о времени формирования корня СТР: «Корень «СТР» следует отнести к праязыку, причём, с учётом множественности и практической неизменности образованных с его помощью слов в разных и географически удалённых языках, древность использующей корень «СТР» стадии праязыка следует датировать временем, гораздо более ранним, чем время т.н. общеиндоевропейского единства. То есть 10 - 6-м тыс. до н.э., а археологически рессетинской - верхневолжской - иеневской культурам волго-окского бассейна центральных областей Русской равнины. Когда носителями праязыка являлись предки современного русского населения этих же территорий, как это установлено данными генетики и археологии». Как видим из датировок других богов и героев, время, указанное в цитируемой работе для формирования имени Стрибог, в точности ложится на общую временную сетку.

• СТАРАЯ Ладога - село в Ленинградской области, на левом берегу р. Волхов (основано в 862 г.); СТАРАЯ Русса - древний русский город в Новгородской области (с 10-го в.); СТАРОБЕЛЬСК - город (с 1797 г) в Луганской обл. (Украина); СТАРЫЙ Крым - город в Крыму; СТАРЫЙ Оскол - город в Белгородской области; СТЕРЛИТАМАК - город на р. Белой; СТОРОЖИНЕЦ - город (с 1904 г) в Черновицкой обл. (Украина); СТРАСБУР (Strasbourg) - главный город исторической области Эльзас (Франция); СТРАТФОРД-он-Эйвон (Stratford-on-Avon) - город в Великобритании; СТРОМБОЛИ (Stromboli) - остров в архипелаге Липарские острова; СТРУМА (Strouma, греч. Strimon) - река на Балканском полуострове; СТРЫЙ - правый приток Днестра (Украина); СТЬЮАРТ (Stewart) - остров в Тихом океане; СТАРА-загора

- город в Болгарии; СТАРА-планина - горная система на севере Балканского полуострова; АСТРАХАНЬ - город на

Волге; АСТУРИЯ (Asturias) - область на севере Испании; ОСТРОВ - старинный русский город в Псковской области (1341); ОСТРОГ - город в Ровненской области (Украина); СТАРОБЕЛЬСК - город в Луганской обл. (Украина); СТАРЫЙ Рогожский Ям (ныне Ногинск) - город в Московской области (с 1506 г.); Старая Руза - село; СЕСТРА - река на Карельском перешейке; ОСТЕР - река в Карелии; СЕСТРА - распространенное речное название: в бассейне Десны (Черниговская область), приток Волги (Тверская область), приток Ламы (близ Волоколамска), приток Волхова (к северо-западу от Ленинграда), приток Большого Иргиза (Самарская область); СЕСТРЕНИЦА - река и др.

• ИСТРА - река, левый приток р. Москва (Московская обл.) и город ИСТРА; Истра, а также ИСТРА - правый притока Вори (Калужская область) (лит. Istra - левый приток Преголи, откуда Инстербург [ныне Черняховск]; фрак. 'Istroj «Дунай», Истр (Istros) - древнегреческое название нижнего течения Дуная (с 8 в. до н.э.); ИСТР - город в Германии (нынешний Шварцвальд); ИСТР - река европейской Сарма- тии; ИСТРА - река бассейна Онежского озера: ИСТРИЯ (Istria, Istra), Истра - полуостров на юге Европы.

Род - Единый Бог Славян

I

[+)— Алатырь - камень I

[+]— Барма - бог молитвы - родился из слова Рода I

[+]— Велес (Тавр) - от Коровы Земун I

[+)— Дивия - от Козы Седунь I

[+]— Коза Седунь [Сатана]

I

[+]— Корова Земун - из её молока родился Млечный Путь I

[+]— Лада-матушка - богородица I

[+]— Майя I

[+]— Матерь Сва - дух Божий - Род испустил из своих уст I

[+]— Мать Сыра Земля - родилась из сбитого молока I

[+]— Мировая Уточка - родилась из пены Океана I

Поскольку Стрибог - бог пространства, то и понятно, почему его детьми являются только ветры. Само отнесение Стрибога к глубокой древности и соотнесение его только с ветрами, летающими над Землёй, находит свои аналогии в самых первых строках Библии: «1. Вначале сотворил Бог небо и землю. 2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:1-2).

3.2.14. Богиня Таруса и её потомство

Таруса - жена старейшего славянского бога Бармы - бога молитвы. От сына Тарусы Мана пошёл народ манси, и его дочь Славуня построила город Аркаим. От Тарусы пошли Тюркские племена, а также от Тарусы и Чурилы пошли чудь белоглазая, дивьи люди, арийцы, финны, лунная династия индийцев и венедов.

 

 

3.2.15. Змей Юша

Замыкающим - по алфавиту, не по значению, является змей-дракон Юша (Яша). Он испокон веков держит Землю. «Труден путь хронологической расшифровки этнографических загадок. Иногда мы можем уловить момент забвения первоначального смысла того или иного явления, определить верхний, поздний предел его осмысленного бытования, но бываем бессильны указать его истоки, его первичные формы, время его возникновения.

Автору этих строк, как и многим людям его поколения, была хорошо известна в начале 20-го в. широко распространённая по всей России детская хороводная игра, состоявшая в том, что мальчика сажали посреди круга, и он должен был выбирать себе из числа девочек «невесту». Хоровод двигался вокруг водящего и пел, прихлопывая в ладоши:

Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом,

Гоызи, грызи, Яша, орешки калёные, милою дарёные.

Чок, чок, пятачок, вставай, Яша, дурачок,

Где твоя невеста, в чём она одета?

Как её зовут? И откуда привезут?» [Рыбаков, 1981].

Имя Лады в большинстве случаев сопровождается дополнительными словами, за которыми, по мнению средневековых авторов, стоят особые божества. Б.А. Рыбаков приводит такие сочетания: «Дид-Лада (вариант Диво- Лада), Мати-Лада, Лель, Лель-Полель; средневековые источники добавляют загадочное имя, которое в латинской транскрипции выглядит как lassa или lesse, где удвоение s должно соответствовать славянскому шипящему. Следовательно, фонетически это должно выглядеть примерно как «Яша» («Яжа») или «Еше» («Еже»)».

Польский исследователь Длугош объяснял это слово, как имя Юпитера-Зевса. «В Польше, Белоруссии и на Украине существовали легенды о змеях, которые, прожив дважды по семь лет, превращались в особых кровожадных существ, называемых по-польски «смоками», а по-украински - «яжами». К. Мошинский сам записал такую легенду о «яже» (jaze), пожирающем людей. Особенно много подобных легенд в окрестностях Кракова и в самом Кракове[83]». Далее Б.А. Рыбаков вспоминает детскую игру, «где Яша, или Ящер, роль которого исполняет мальчик, сидит в центре хороводного круга и выбирает себе девочку-жертву. В какой связи змей или ящер упомянут рядом с Ладой, сказать трудно. Быть может, это было только локальным явлением в отрогах Карпат: чен- стоховские поучения 15 в. против Лады, Леля и Яжи писались всего в трех днях пути от Кракова с его знаменитым смо- ком» [Рыбаков, 1981].

Так говорит о змее Юше (здесь - Яша) академик Б.А. Рыбаков. В этом фрагменте Родословной Юша один- одинёшенек. Он - Змей, который держит Землю.

Далее Б.А. Рыбаков поясняет, что «загадочно было то, что во всех губерниях России центральная фигура игры именовалась «Яшей», хотя это не требовалось ни рифмой, ни каким-нибудь ассонансом. Разгадку дало обращение к белорусским записям середины 19-го в.

Сядить Ящер,

Сяде Ящер под пирялущем У золотым кресле,

На ореховым кусте,

У оряховым кусте Где ореховая лусна,

Орешачки луще.

- Возьми собе девку,

- Жанитися хочу,

Котораю хочешь...[84]

- Возьми собе панну,

Котораю хочешь,

Котораю любишь...

Во времена Безсонова и в русских областях упоминался не Яша, а Ящер. (См. [примеч.]*1 к № 17 на с. 81.)

На месте непонятного Яши оказался архаичный Ящер, хозяин подводно-подземного мира. Игра, изображающая выбор невесты Ящером, может являться трансформацией древнего обряда принесения девушек в жертву дракону-ящеру.

Признаки культа ящера-«крокодила» особенно заметны в Новгороде, где их можно проследить до 10 в. н.э., но истинную хронологическую глубину этого бесспорно архаичного культа мы определить не можем. Удалось лишь уловить момент окончательного забвения старого содержания: на рубеже 19 и 20-го столетий Ящер заменился Яшей» [Рыбаков, 1981].

На наш взгляд, вектор этимологии, показанный Б.А. Рыбаковым, здесь не верен: слово ЯША не происходит от ЯЩЕР. Ни в одном языке нет похожего слова, обозначающего этих млекопитающих. Поэтому, скорее, «ящер» произошёл от имени собственного Яша (в нашем случае Юша).

• СЕЛО ЮША (Россия, республика Башкортостан), посёлок Яша-Томич (Сербия), станция Яша-Томич (Сербия), посёлок Еже (Польша), посёлок Лопене-Еже (Польша).

Комментируя реки Вселенной, которые мы рассмотрели выше, Б.А. Рыбаков прибегает к рассмотрению мифологического материала, безусловно, древнерусского по про

исхождению, но который «застрял» среди кочевых народов Сибири, исповедующих ещё и сейчас шаманизм. В представлениях этих народов «нередко дуальная организация родового общества порождала представления о двух космических реках, отдельно для каждой фратрии: «Реки эти текут параллельно и впадают рядом в одно море». Шаманские бляшки и в этом случае являются хорошей иллюстрацией сибирской космогонии: на множестве блях с разными сюжетами показаны два вертикальных потока или две струи, идущие сверху вниз, от лосиных морд небосвода обязательно до самого ящера» [Рыбаков, 1981].

Культ лося, как мы показали, был распространён в Древней Руси в мезолите (11-7 тыс. до н.э.) и связан с тем, что лось являлся главным животным, поставляющим всё необходимое для жизнедеятельности мезолитического человека. Это подтверждается как высоким содержанием костей лося на стоянках мезолита (до 85%), так и находками скульптурных изображений лося. У современных сибирских народов культ является заимствованным, а лось не несёт пищевой и хозяйственной нагрузки, как у древнерусских племён в центре Русской равнины.

«Застрявшие» сюжеты позволяют пролить свет на определённую часть древнерусской мифологии. И «иногда струйчатый рисунок переходит на пасть, лапы или на хребет ящера. Реки Вселенной сопровождают всегда «путешествующего шамана» (крылатого и бескрылого), семейные группы и композиции с личиной, являясь такой же обязательной составной частью, как и свод из лосиных морд[85]. В некоторых случаях реки Вселенной изображаются в виде двух длинных змей с мордами, находящимися выше солнца[86]» [Рыбаков, 1981]. Последняя сноска из книги Л.С. Грибова говорит о пермском зверином стиле, который, собственно, относится к потомкам Бармы (см. выше) и поэтому несёт в себе все архаичные черты древнерусской мифологии.

«Композиции с двуглавым ящером имеют не раздельные вертикальные потоки двух рек Вселенной, а одну реку, обтекающую всю Вселенную кругом (№ 104, 105, 111). Примером может служить бляшка No 105, где в центре - неясное существо, похожее на шамана, а внизу - двуглавый ящер. Над ящером изображены одна за другой пять лосиных голов, которые, очевидно, обозначают бег солнечного лося по небосводу. Крайнюю правую лосиную голову у границы среднего и нижнего мира заглатывает ящер своей «западною» пастью. Совершенно тот же сюжет мы видим и на упомянутой выше бляшке №111. В обоих случаях «река Вселенной» показана круговой линией, обрамляющей всю композицию, выражающую идею движения времени, круговорота солнца» [Рыбаков, 1981].

Рис. 3.2.1.5.2. Ящеры-драконы: слева шесть - новгородские писала 10 - 12 вв. (с одной или несколькими, до четырёх, головами); справа - трёхглавый дракон (см. выше); в центре - писало с головой дракона и справа от него костяное изделие с головой лося (10 тыс. до н.э.).

Можно найти и другое объяснение сюжету на бляшках. Это изображение пути жизни - сначала рождение, потом юность, далее зрелость, следом преклонный возраст и последнее - старость, после которой животное или человек попадает в пасть ящеру Юше, то есть попадает в подземный мир. Откуда происходит новое рождение - в виде ростка, в виде родника и т.п.

Комментируя рисунок 3.2.1.5.2, заметим, что новгородские писала с навершиями в виде голов драконов практически полностью повторяют мезолитические изделия из кости с головой, предположительно, лося, назначение которые точно не установлено. Может быть это древнерусские мезолитические (!) писала? По крайне мере в настоящее время всё больше археологов сходятся во мнении о том, что письменность, или её зачатки, могла сформироваться уже в мезолите.

Распространяясь с древнерусскими носителями в разные регионы планеты, миф о змее Юше трансформировался и принимал местные формы: древнеиндийский мировой змей принял имя Шеша и представлялся как держащий на себе землю; змей Мидгарда - Ёрмунганд живёт в океане и опоясывает всю Землю; египетский змей Мехента - буквально «Окружающий Землю».

3. 3. Топонимы 7 - 5-го тысячелетия до н.э.

В глубь времён, после 3 - 2-го тысячелетия до н.э., уходят своими корнями те топонимы, которым основанием послужили имена божеств и героев именно этого периода. Назовём несколько богов-героев из представленной родословной: Коляда (от Майи), Кащей, Индрик и Волх (от Матери Сырой Земли) и Азовушка и Всевышний (от Матери Сва).

Судя по тому, что сыном Кащея является Дон, район расселения «кащеева» племени связан с распространением топонимов «Дон». Единство распространения «Донов» от Великобритании через южные земли Русской равнины до Предуралья говорит о времени, когда древние русы начали заселять Великобританию. По данным археологии и ДНК-генеалогии, это середина 5-го тысячелетия до н.э. Пришествие русов в эти места сопровождалось строительством курганов.

Время существования Коляды предваряло эпоху Дона. То, что Коляда - сын Дажьбога, налагает определённые временные ограничения на время его существования: по Б.А. Рыбакову Дажьбог существовал в 1-м тыс. до н.э. Между тем, возможна ситуация, когда разных божеств или героев, существовавших в разное время, называли одними и теми же именами. Такая традиция сохранилась у всех народов и по сей день: сыновей и внуков называют именами отцов и дедов.

Поэтому в случае с Колядой, на наш взгляд, правильнее было бы его привязать ко времени создания единого древнерусского календаря - это 5508 лет до н.э. Эта дата зафиксирована в Библии. Однако по ней, дате, не всё так просто и прозрачно, как может показаться на первый взгляд. Обращает на себя внимание, в первую очередь, тот факт, что Русь - единственное государство, использовавшее древнерусское летоисчисление вплоть до 7208 года, когда Пётр Первый сменил его на «европейское» -1700 год н.э.[87]

Казалось бы, если «Библейское» времяисчисление является еврейским (библия - свод истории еврейского народа), и на Руси не было иудаизма, то какой причиной вызвана такая привязанность русского народа к совершенно, вроде бы, чуждому ему летоисчислению? Но в эту дату, дату начала ведения счёта - 5508 лет до н.э., еврейского народа не существовало даже в проекте: первые упоминания о нём начинаются с середины 3-го тыс. до н.э., то есть на три тысячи лет позже.

Какая же ситуация в реальной действительности могла лечь в основу начатого в то время летоисчисления? Какие «боги» (так указано в Библии) «стали брать в жёны дочерей человеческих»? По археологическим, антропологическим и ДНК-генеалогическим данным, середина 6-го тысячелетия до н.э. - это время распространения древнерусских племён, носителей гаплогруппы R1a1, в западном, южном и восточном направлениях. В археологии это явление называется «культуры расписной (крашеной) керамики» - это: Пелазгия (догреческая досемитская «Греция»), Древний Египет (додинастийный донегроидный Египет), Шумер (довавилонский досемитский), Анау (доазиатский Прикас- пий), Хараппа (арийская, безведдоидная Северная Индия), Яншао (домонголоидный Северный Китай). В ДНК-генеалогии - это волна носителей R1a1, древнерусской гаплогруппы [Клёсов, Тюняев, 2010].

Географически место распространения русского племени, ведомого Колядой, - это места распространения верхневолжской культуры, а места, по которым расселились русские рода, ведомые детьми Коляды, - это северные земли Руси в полосе от Перми, через Вятку (вятичи) до Чехии (радимичи):

• СЕЛО КОЛЯДЫ (Россия, Пермский край, близ Перми).

Верхневолжская культура имела ядро в Волго-Окском междуречье, в окрестностях Москвы. В 6-м тысячелетии до н.э. из этого ядра как раз и начались перемещения древних русов в западном и в восточном направлениях. В тех землях русы встречали только автохтонных туземцев, находившихся на крайне низкой ступни развития.

Интересно отметить, что и Коляда, и Волх, и Индрик, и Ка- щей, и Азовушка, и Всевышний - все древнерусские божества- герои этого периода вошли в текст Библии. Только те из них, которые распространились по северным и восточным землям, вошли в Библию под негативным углом освещения, а те, которые распространились по южных землям - сначала под позитивным, а потом - их тоже поставили в ряды врагов. Так, колядки, волхование и духи морей (в частности, Азовского) наполнены отрицательной семантикой. Индрик-зверь стал одним из богов Индии. А Всевышний (в индийской огласовке - Вишну, в армянской - Вишап), распространившийся по местам современной Армении, стал ЕДИНЫМ богом, зачинателем «новой» «монотеистической» религии под названием «иудаизм».

3.3.1. Параллели древнерусских и древнеармянских топонимов

Для иллюстрации сказанного выше остановимся на армянской[88] мифологии этого периода подробнее. Верования древних армян, как и всех праиндоевропейцев, связаны с множествами культов. «Основными культами были: культ предков, культ небесных тел (культ Солнца, культ Луны, Культ Неба), поклонение львам, орлам и быкам. Но основным культом, конечно, было поклонение богам армянского пантеона богов. Верховным богом был общий индоевропейский бог Ар (как начало начал), затем Ванатур» [Вага- нян, инт]. Поясним: армянский Ар - это древнерусский Ра; поклонения животным и т.п. - это типичные рассуждения чужеземцев, несведущих в русской мифологии.

Вот что об праиндоевропейской-армянской мифологии писал академик Н. Марр: «Вместе с языческими богами армянский народ в качестве наследия получил от яфетической семьи и свою удивительную мифологию, к сожалению, дошедшую до нас лишь в разрозненных фрагментах, как, например, космического характера отрывок, посвященный «вишапам»

и, увы, лишь несколькими строчками приведенный у Хорена- ци. Просто сказка, легенда, не так ли? Но эти вишапы и их потомки из народных преданий, с осуждением упоминаемые армянским историком, получают в двадцатом веке совершенно иную оценку с тех пор, как в Гэгамских горах были обнаружены «вииіапы». «Вишап», являющийся формой множественного числа яфетического бога «ѳеш» или «виш», имел в Армении множество мест поклонения, в том числе и Ошакан, оставшийся таковым и в христианские времена. Многочисленные пережиточные предания о вишапах со времен Венского царства до наших дней предоставляют неисчерпаемый материал для изучения Армении, Гоузии, всего Кавказа и земель далеко к северу от них» [Марр, 1925\.

Поясним: с нашей точки зрения, Н. Марр был не прав, когда он назвал древних русов, проживавших в 7 - 5 тыс. до н.э. к северу от древних армян, яфетитами - библейским термином. И приведём ещё одну его цитату: «Представителем поклоняющегося вишапу племени является один из трех братьев- героев, о строительной деятельности которых ценную легенду приводит Зеноб Гпак. Три брата-героя - Куар, Миле и Хореан на месте города Вишап в Тароне строят город Куарс. Легенда эта рождена скифской традицией. Вариант этой же легенды русские приспособили к основанию своего древнейшего города, Киева. Мы имеем в виду включенную в русскую летопись легенду о братьях Кие, Щеке и Хориве. Исконно яфетическое племя скифов, растворившееся среди армян и русских, оставило каждому из них в наследство по варианту своего древнего предания. Обратите внимание и на то, что от скифской культуры дошли до нас наиболее значительные памятники, члю подтверждают и раскопки в южной России» [Марр,1925\.

Параллель армянских героев с древнерусскими, которую озвучил в цитате академик Н. Марр, только в одном неточна: ойконимы от Кия, Щека и Хорива названы ИХ именами, а ойконимов от «армянских» героев нет. Это говорит о том, что миф достался армянам из общерусского мифологического «котла», но с течением времени армянский народ, сильно семитизиро- ванный, исковеркал родные древнерусские имена. То же касается и Всевышнего - его имя на новой «родине» стало Вишап (а ещё дальше, в Индии изменилось до - Вишну).

В.В. Иванов и В.Н. Топоров отнесли Вишапа к «основному индоевропейскому мифу», повествующему о сражении бога фома (Перун) и его противника - змея (иногда под ним понимают Велеса). Победа бога Перуна приводит к происхождению космических вод (дождь, реки). Определённые мотивы камней

дракона показывают их связи с «основным мифом». Вишапы - эти гладко обтёсанные глыбы длиной до четырёх с лишним метров - грандиозные каменные стелы, отождествляются с драконами мифологии и волшебных сказок.

По предположению Н. Марра (1931), первым обнаружившего вишапы в Гегамских горах и изучившего их, эти памятники устанавливались вертикально у истоков рек, питающих пастбища, у искусственных водоемов и каналов. Однако тот факт, что «нередко на поверхности вишапов помещались рельефные изображения птиц, шкур и голов баранов, а также клинописные тексты» [Ваганян, инт], не позволяет считать вишапы простыми отметинами начала рек. Практического смысла в таком действе нет, да и в индоевропейской традиции такого культа тоже нет. (Хотя следует отметить, что колодцы и родники на Руси издревле находились под покровительством Макоши).

Насчёт бараньих голов - это, как видно из фото, ошибка: на вишапах изображён бык с круглыми рогами. Что само по себе подтверждает версию о вражде Перуна со змеем- Велесом (быком). Насчёт ВРАЖДЫ Велеса и Перуна - это тоже ошибочное толкование, сформированное чужеродным христианским племенем, чрезвычайно вольно трактующим неизвестную ему древнерусскую мифологию. На вишапах, ниже головы быка изображены волнистые линии (меандр) орнаментального характера. По мнению некоторых исследователей, они могут интерпретироваться как дождевые воды, вызванные сражением между богом и змеей.

На Руси Перун только лишь частично означает гром и молнии. При этом считается, что из того места, в которое ударит молния, после этого пробивается родник и устраивается колодец. Таким образом, то, что христиане приняли за вражду, на самом деле является «отмыканием земли» (название древнерусского обряда). К тому же Перун и Велес - родные братья. А образ змея в древнерусской традиции обозначает стража дома и божество плодородия, совершенно не наделённые никакой отрицательной семантикой.

Именно так говорится о сооружении вишапов в Большой Советской Энциклопедии - вишапы находились около русел древних каналов и озёр, использовавшихся для водопоя скота. В древности эти статуи, видимо, были связаны с культом божеств плодородия и воды. Отрицательная семантика на древнерусских богов была нанесена распространившимся христианством. Та же БСЭ об этом говорит - ПОЗЖЕ армяне стали считать эти колоссальные статуи изображениями злых духов и называли их вишапами, т. е. драконами, змиями.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 807. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия