Студопедия — Образец библиографического анализа
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Образец библиографического анализа






литературы по теме «…»

В формировании гармоничной среды все большая роль отводится растительным компонентам. Вопросы использования древесно-кустарниковых, цветочных, травянистых и вьющихся растений находят свое место в теоретических и практических работах специалистов разных областей знаний: градостроителей, ландшафтных архитекторов, инженеров садово-паркового строительства, экологов, географов-ландшафтоведов и других, о чем свидетельствуют многочисленные научные труды и публикации. Однако, к сожалению, с точки зрения поставленной в диссертационной работе проблемы совершенствования композиционных параметров и индивидуализации облика в городской среды с помощью растительных форм в качестве ее архитектурно-пространственной составляющей эти источники информации представляют разрозненную картину, и поэтому, потребовалось доскональное изучение всех аспектов и направлений использования растений с последующим научным обобщением. При работе с литературой систематизировалась и обобщалась информация по следующим направлениям:

· общетеоретические труды по истории и практике градостроительства;

· работы по ландшафтной архитектуре, садово-парковому искусству, городскому и ландшафтному дизайну;

· разработки в области дендрологии, цветоводства, флородизайна;

· труды из смежных наук.

Зеленые насаждения в поселениях рассматривались первоначально в качестве объектов садово-паркового искусства. В работах отечественных и зарубежных авторов (А. Вергунова, А.Горохова, А.Жирнова, К.Зитте, И.Косаревского, В.Лунца, С.Ожегова, С.Палентреер, Л.Рубцова, M.Чарча, M.Энге и др.) выявлены основные принципы формирования визуально-пространственного сценария архитектурно-ландшафтных композиций, рассмотрены закономерности создания дворцово-парковых, усадебно-парковых ансамблей [31, 32, 63, 67, 82, 99, 118, 125, 135, 208, 230]. Важными для диссертационной работы стали особенности и параметры восприятия растительных компонентов. Особо следует выделить градацию восприятия растений, установленную В.Гостевым и Н.Юскевичем [50]. Специфика становления и развития белорусских садово-парковых ансамблей выявлена в трудах В.Антипова и А.Федорука [5, 174] и включает следующие особенности: развитие стилистических направлений с учетом местных климатических и природных условий; сохранение хозяйственных функций в парках, раскрытие дальних перспектив на окружающие природные пространства, проявление национального колорита в парковых постройках, малых архитектурных формах; постоянное обновление ассортимента растений за счет использования новых сортов и видов интродуцированных растений. В.Курбатовым, С.Залесской и В.Александровой, Дж.Плюматром систематизированы приемы использования растений и малых архитектурных форм [89, 156, 215]. Изучение работ А.Вергунова [28, 29, 30], А.Гутнова и В.Глазычева [45, 53, 53] ценно в плане выявления путей становления градостроительных принципов формирования систем открытых озелененных пространств города. В них выделены предложения по созданию города-сада Т.Фрости, Э.Говарда, Р.Эберштама, Р.Энвина, И.Леонидова, Г.Красина и др.

В связи с возросшим в последние годы интересом к теме развития ландшафтного дизайна городской среды, направленным на повышение ее экологической и эстетической выразительности, для исследования стало актуальным изучение работ В.Нефедова [111, 112, 113]. В своих исследованиях автор излагает функциональные и эстетические аспекты ландшафтного дизайна городских пространств, анализирует приемы использования природных компонентов, которые, по его мнению, способствуют повышению экологической устойчивости и образной выразительности городских пространств. Однако В.Нефедов в своих работах в большей степени оперирует понятием устойчивость, а такое качество городской среды как гармоничность и связанные с ней композиционные аспекты взаимодействия природных и антропогенных компонентов города, не входят в число рассматриваемых им проблем. Современные проблемы ландшафтной архитектуры и дизайна в городах неоднократно затрагивались в публикациях И. Воскресенского [39, 40]. Они дают наиболее полное представление об отечественных, зарубежных тенденциях и направлениях отрасли.

В трудах Л.Залесской [66], А.Иконникова [68, 69], И Иодо [73, 74], А.Колонтая [80], К.Линча [94], Г.Потаева [74, 129, 130], И.Родичкина [84, 133], А.Сычевой [160, 163, 165, 166], Н.Титовой [164], С.Хасиевой [179], В.Шимко [196], З.Яргиной [122, 203], Дж.Саймондса [138], Д.Лаймеса [223] и др. [29, 30, 45, 53, 90, 208] выявлены важные для настоящего исследования положения о роли природных компонентов, в том числе растительных, в формировании городского ландшафта, градостроительной и архитектурной композиции. Авторами обращалось внимание на конфликтность между антропогенными и природными составляющими городской среды, зачастую связанную с отсутствием системно-экологического, средового подхода в формировании ландшафтов поселений, а так же с недостаточным учетом изменяемости природных компонентов (и в первую очередь растительности) во времени, что ведет к нарушению первоначального замысла. Однако, как показал анализ, концепция растительных форм как архитектурных составляющих городских пространств, образующих систему функционально, композиционно и типологически взаимосвязанных элементов авторами не выдвигалась.

Определенный период в практике советского градостроительства задача формирования городского ландшафта локализовалась в рамках понятия «городское озеленение», которое имело больше количественное, структурное и композиционное значение для формирования гармоничной среды. В этой области актуальным было изучение научных трудов И.Галактионова [43], В.Горохова [49], К.Лунца [100], С.Северина [141], Ю.Хромова [184] и других авторов [156]. В них отражены главные направления использования растений в создании элементов городских систем озеленения, обозначены методы их формирования в зависимости от градостроительного уровня и решаемых функциональных задач. Помимо этого, изучение данного материала еще раз подтвердило недостаточность теоретических разработок в области проектирования архитектурно–ландшафтной среды с учетом архитектурной роли растительных форм, основанных на комплексном, многоуровневом и средовом подходах.

В нормативных и правовых документах, регламентирующих градостроительную деятельность на территории Беларуси приведены лишь общие рекомендации по использованию зеленых насаждений по формированию городских систем озеленения. Специфика растительных форм как средства гармонизации архитектурно-пространственной среды города не учтена и не рассматривается [19, 64, 65, 154, 155].

В связи с ограниченными резервами внутригородских территорий для создания новых озелененных пространств становятся вопросы создания садов на искусственных основаниях. В зарубежной практике это направление достаточно хорошо изучено и широко применяется в практике –Германии, Нидерландов, США и других стран. В работах M.Клеменса [209], Н.Дуннета [214], Дж.Джонсона [217], П.МакЕлройя [224] и др. [231] рассматриваются композиционные, конструктивные и технические аспекты создания таких сооружений. Особый интерес представляют работы Вильяма Томпсона, в которых автор знакомит с новыми материалами и направлениями, в том числе в области "зеленых крыш" [237, 238, 239], Н.Герлах–Стригса по "терапевтическим" садам на крышах учреждений здравоохранения, которые, по мнению автора, способствуют не только созданию благоприятного эмоционального состояния у пациентов больниц, но и их выздоровлению, что говорит в пользу таких садов. Тематика создания садов на искусственных основаниях затрагивалась и в отечественных научных работах начиная с 70-х гг. прошлого века: Л.Залесская [66], Н.Титова и И.Гордий [170, 171]), в том числе в периодических изданиях [42, 126, 214, 231, 237, 238, 239]. Основные положения создания садов на крышах в условиях нашей страны разработаны А.Сычевой, И.Сосковым [161, 162], В.Торчиком [172] разработаны. Труд Г.Гольвитцер и В.Вирсинг интересен с позиций ретроспективного анализа взаимоотношений архитектурных и природных компонентов в зданиях и сооружениях [46]. Наиболее комплексно отражает вопросы монография Н.П.Титовой «Сады на крышах», вышедшая в свет в 2003 году [171].

Внутренние дворики, также как и сады на крышах имеют рекреационное и декоративное значение: в общественных зданиях они могут выступать в качестве комфортных мест отдыха, улучшая при этом качество восприятия с верхних этажей. В современной литературе эта тема носит в основном описательный характер (С.Венчагов [27], П.Клок [77], Л.Клеменс [209], В.Тимм [240], Дж.Брукс [206] А.Филипс [228] и др. [41, 217]). Композиционные и визуально-пространственные аспекты использования растений в решении внутренних двориков и курдонеров проработаны мало. Не была изучена зависимость планировки и архитектурно-ландшафтной композиции от уровней зрительного восприятия, функционального назначения окружения.

Взаимодействие растительных и архитектурной компонентов среды на достаточно хорошо методически проработаны по вопросам вертикального озеленения. Это работы М.Александровой [3], В.Брагиной [22], Н.Базилевской [13, 14], а так же А.Колесникова [78], М. Лацис [93], М.Ваймар [23], а также отдельные публикации в отечественных и зарубежных периодических изданиях [119, 120, 121, 206, 207, 210, 212]. Представление о тенденциях и передовых технологиях за рубежом дают статьи M. Калкина [207]. В книге Б.Давыдович «Вертикальное озеленение» [55] рассматриваются композиционные приемы озеленения вьющимися растениями зданий и их основных конструктивных элементов: фасадов, входа, балконов, а так же для малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства, городского оборудования (ограды, мосты, подпорные стенки, осветительные мачты). Несмотря на большое количество публикаций, возможность получения комплексной информации по вертикальному изеленению зданий и сооружений в современных градостроительных условиях не предоставляется возможным: отсутствуют положения связанные с применением средового подхода, выявляющие взаимосвязь архитектурных элементов зданий и растительных форм через единство масштаба, пропорций, ритма, а также гармонию цвета, форм и фактур.

Диссертационная работа и публикации Р.Чхартишвили [188, 189] выявляют основные принципы озеленения интерьеров. Классифицированы элементы озеленения, определены основные композиционные приемы и принципы размещения растительности в объемно-планировочной структуре зданий. Однако автор, употребляя в основном термин «озеленение», тем ограничивает архитектурный подход к решению вопросов. Определение архитектурно-ландшафтных предпосылок создания целостной городской среды невозможно без рассмотрения вопросов озеленения интерьеров зданий, воспринимаемых "на просвет" и визуально работающих на пространство, прилегающее к дому (работы Е.Агранович-Пономаревой [128], К.Хантер и Э.Хантер [177] и др. [190]).

Изучение теоретических и практических разработок в области городского и ландшафтного дизайна (труды Э.Вишневской, Л.Домрачевой, В.Нефедова, А.Сычевой и Н.Титовой и др. [35, 57, 111, 164]) позволило ситематизировать подходы к типологии малых архитектурных форм, элементов городского и инженерного оборудования, композиционные аспекты их использования в обеспечении ансамблевых качеств среды размещения.

Раскрытию закономерностей применения растений в городской среде с учетом их морфологических, микроклиматических и других особенностей выращивания способствовало изучение трудов в области цветоводства и декоративной дендрологии В.Антипова [6, 7], И.Галактионова [44], Л.Кирильчик [76], А.Колесникова [79], А.Лучника [102], Г.Тавлиновой [167, 168], Д. Хейссайона [183], Р.Филипса и М.Рикса [176], Н.Шкутко [200], где помимо морфологии дается подробная информация о перспективных интродуцированных и новых сортах растений, представлены современные тенденции цветочного оформления, колористических и фактурных соотношениях в цветниках и древесно-кустарниковых композициях. Предоставляются данные по динамическим и морфологическим изменениям в течение вегетативного сезона и на протяжении жизни. Важна информация из ряда справочных и учебных изданий [50, 136, 166, 199].

Закономерности формирования архитектурной колористической среды, а также основные положения цветовой гармонии изучены по трудам Е.Агранович-Пономаревой и А.Литвиновой [2], А.Ефимова [62] и др. Из смежных областей знаний представляет интерес работа В.Филина по видеоэкологии, где автор обращается к проблеме визуальной среды больших городов, не соответствующей физиологическим нормам зрения [175]. Выделенные В.Филином конфликтные «гомогенные» и «агрессивные» поля в городе могут быть смягчены средствами растительных форм.

Анализ информационных источников подтвердил актуальность темы диссертационного исследования и малую изученность проблемы гармонизации городской среды средствами растительных форм в качестве ее архитектурно-пространственной составляющей.

Выводы

1. Большинство проанализированных трудов содержит фундаментальные знания, обеспечивающие проведение прикладных исследований по проблеме гармонизации городской среды средствами растительных форм в качестве ее архитектурно-пространственной составляющей и касаются: общих положений теории и практики градостроительства, городского дизайна; закономерностей создания архитектурно-ландшафтных ансамблей и садово-парковых композиций; морфологических, микроклиматических и других особенностей использования растений в городской среде. К работам близким к изучаемым в диссертации вопросам, в первую очередь относятся труды по ландшафтной архитектуре, ландшафтному дизайну, а также городскому зеленому строительству.

2. В трудах по градостроительству к актуальным, но недостаточно изученным вопросам роли природных, в том числе растительных компонентов в формировании фрагментов городского пространства различного масштаба и назначения. Недооцениваются формообразующие свойства растительности в формировании архитектурно–ландшафтных ансамблей и силуэта города. В существующих рекомендациях по включению растений в городскую среду не дифференцируются задачи организации открытых пространств и композиционной связи растительных форм с архитектурой зданий и сооружений. Недостаточно изучены вопросы формирования городского ландшафта на разных уровнях зрительного восприятия.

3. Как локальный аспект в литературе представлен материал по использованию растений в городских системах озеленения. Классифицированы объекты озеленения города, даются рекомендации по планировочной организации озелененных пространств, определены общие композиционные принципы, При этом вопросы комплексного использования растительных форм в архитектуре городской среды, фрагментов застройки и архитектурно-ландшафтных ансамблей, а также отдельных зданий и сооружений комплексно не решались.

4. В трудах по растениеводству (цветоводству, декоративной дендрологии) выделены: данные по морфологическим и динамическим особенностям развития растений (сезонные, годовые), практическому опыту использования их в условиях города, а также информация по новым интродуцированным сортам и видам древесно-кустарниковых, цветочных, вьющихся и травянистых растений.

5. Результаты критического обзора специальной литературы и материалов других информационных источников подтвердили актуальность темы диссертационного исследования и малую изученность проблемы гармонизации городской среды средствами растительных форм в качестве ее архитектурно-пространственной составляющей.








Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 789. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия