Студопедия — Лекция I. Национальные религии Индии.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция I. Национальные религии Индии.






Зарождение индийской национальной религии относится к III тысячелетию до н. э. – периоду, так называемой, протоиндийской цивилизации, современницы древнего Египта и Месопотамии. Религия Индии родилась среди земледельческих племён, населявших долину реки Инда, и тесным образом связана с земледельческими культами, которые были подчинены цели увеличения плодородия. Именно поэтому в ней почиталось женское и мужское начало. Женское начало отражено в найденных глиняных фигурках с ярко выраженными женскими половыми признаками. Сексуальная мужская сила была выражена в статуэтках баранов и буйволов. Культ буйвола, почитаемого в древности как олицетворение плодородия и власти царя, сохранился в Индии до сих пор.

Ведическая религиозная культура, как основа национальных религий Индии. В середине II тысячелетия до н. э. в Индию вторглись воинственные, иранского происхождения, кочевые племена арьев и осели на её территории. С приходом этих племён связано возникновение древнейшего памятника индийской словесности Веды[67], которые написаны на санскрите[68]. Эпоха создания ведического канона получила название ведического периода, а религиозные представления этого времени – ведической религией.

В ведической литературе содержатся сведения о войне, борьбе за власть, о тяжёлом созидательном труде. Все эти сведения наполнены божественным откровением. Основу ведической культуры составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений), Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний).

Наряду с религиозными аспектами Веды включали басни, сказки и даже элементы сатиры. Вначале Веды передавались устно из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии – Брахманы.

Позднее ведическую литературу дополнили религиозно-философские комментарии – Упанишады и Араньяки, посвящённые различным вопросам ведической теологии.

Изучению Вед придавалось исключительно большое значение и приравнивалось к незыблемым нравственным нормам: принесению жертв богам, помощи страждущим, гостеприимству, кормлению животных и птиц.

Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные героическими стихами, философскими, религиозными, правовыми и хозяйственными трактатами представлены двумя эпическими поэмами: Махабхарата («Великая война потомков Бхараты»), которая состоит из 107 тысяч двустиший; Рамаяна («Сказание о подвигах Рамы»), состоящая из 24 тысяч двустиший.

Тексты этих поэм оформились во второй половине I тыс. до н. э. Поэмы рассматриваются как священные книги, как руководство при решении спорных религиозных, философских или моральных вопросов. Герои поэм – Кришна и Рама включены в религиозный индусский пантеон как воплощение бога Вишну. Известная заповедь «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому», встречающаяся в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта и пр., впервые прозвучала в строках Махабхараты.

Ведическая литература содержит сведения по различным областям знаний, в частности, о земледелии, по медицине, геометрии, о ремёслах, военной технике, астрономии и прочее.

Среди ведических богов отсутствует иерархия и какая-либо система взаимосвязи. В разных ведических книгах даётся различное их количество. Самой большой цифрой, определяющей количество ведических богов, является 3339.

Боги олицетворяют космос и природу, определённая их часть – качество души. Наиболее популярным среди богов является Индра, олицетворявший силу, плодородие, мужское начало. Он – бог-громовержец, воин и молодой царь богов. Это творец солнца, неба, зари. Он дружелюбен к ариям, вдохновляет поэтов и певцов. Его сопровождают божества дождя и ветра. Другой бог Варуна – судья и хранитель закона – царит над миром, богами и людьми, посылая возмездие за грехи в виде болезней и бедствий. Бога огня – Агни – один из жрецов похитил с неба, а бог дождя носил имя Сома.

В честь многочисленных ведических богов совершались обряды, жертвоприношения, в которых сначала жертвами были животные, а затем, их фигурки из теста, а также молоко и жидкая каша. В честь бога Сомы существовали возлияния ритуального напитка наркотического действия под названием сомы.

Веды довольно туманно повествуют о сотворении мира. То ли он создан из некой пустоты, то ли его первоосновой стал тысячеглазый, тысяченогий, тысячеголовый первочеловекПуруша, расчленённый богами. За порогом смерти, по мнению ариев, существует царство бога мёртвых Ямы. В загробном мире человек встречается с тенями своих предков, получает новое тело, наделённое здоровьем и красотой[69].

Философские книги брахманизма об идее социального неравенства. Религиозное течение брахманизм формируется с VIII до II века до н. э. и связан в основном с поздневедической литературой. Брахманизм может рассматриваться как ранняя стадия индуизма, главное содержание которой состоит в переходе от ведической мифологии и политеизма к идее единого бога-творца, а затем — к идее абстрактного абсолюта, основы и причины мира.

Этот переход начинается уже в «Ригведе». В некоторых гимнах, особенно поздних, выражается неудовлетворенность архаической космогонией, делаются попытки найти единственного творца мира, бога, объединяющего в себе свойства и функции всех богов и вместе с тем превосходящего их. На эту роль в «Ригведе» выдвигаются разные фигуры, наиболее отчетливо — богиня речи Вач, Вишвакарман (бог-ремесленник, «Творец всего») и некий космический человек Пуруша.

Последние имена отождествлены и названы первым зародышем вселенной или самой вселенной. Один из гимнов (X.21) определяет в качестве причины мира Праджапати («Владыку существ»), фигура которого становится центральной в брахманах, текстах, посвященных описанию и толкованию ведийского ритуала. В них Праджапати уподобляется Золотому зародышу (Хираньягарбха) вселенной и понимается как воплощение космического жертвоприношения, объединяющего в себе и того, кому приносится жертва, и ее исполнителя, и саму жертву. Расчленив себя, Праджапати из своих частей творит мир и как бы растворяется в нем, наделяя его своей силой.

В Упанишадах – философских книгах, замыкающих ведический канон, прослеживается переход от почитания множества персонифицированных богов к признанию существования единого, абсолютного начала мира – Брахмана.

Согласно новой космогонической теории творец вселенной Брахма рождён из золотого яйца, плавающего в огромном океане. Сила его мысли разделила это яйцо на две части – небо и землю.

В процессе последующего созидания формировались стихии: вода, огонь, земля, воздух, эфир. Рождались боги, звёзды, время, рельеф и прочее.

Создавались люди, мужское и женское начало, противоположности: жар – холод, свет – тьма и т.д. Создавался животный и растительный мир.

Переход к брахманизму ещё не выявил единой иерархии богов. В каждой местности почиталось своё божество.

Бог Шива считался воплощением разрушительных сил природы и символом плодородия.

Бог Вишну являлся хранителем всего существующего. Значительная роль отводилась анимистическим представлениям и культу предков.

Индийское общество в то время делилось на касты, родоначальником которых являлся Брахман. Из головы его появлялись брахманы (жрецы), из рук – кшатрии (воины и правители), из тела – вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), из ног – шудры (слуги и зависимые люди). И никто из людей и богов не могут переместить человека из одной касты в другую. Освящая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений – лишь иллюзия. Единственно реальным оставалось существование мирового духа, представлявшего сущность человека – Атман. Его индивидуальное начало бестелесно и бессмертно. С признанием бессмертности Атмана связаны два понятия – сансара[70] и карма[71]. Сансара представляет собой теорию перерождения. По этому учению душа умершего человека переселяется в новое существо (человека, животное, растение, Бога). Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы, то есть кармы. Карма является законом перерождения, согласно которому последующее перерождение человека определяется суммой его деяний в предыдущей жизни. Карма с одной стороны предопределена свыше, с другой, может быть скорректирована поступками человека. Его высокая духовность и добродетельность, самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед, почитание брахманов и прочее, могут привести в цепи перерождений к высокому положению в обществе и дальнейшему совершенствованию. Недостойное же поведение приведёт к воплощению пьяницы в моль, убийцы – в хищное животное, вора – в крысу и т.д.[72]

Таким образом, брахманизм признаёт активность человека в определении своей судьбы, ответственность его за своё существование путём внутренней работы над собой с помощью бессмертного духа.

Джайнизм как политеистическая религия Индии. Основателем джайнизма был выходец из семьи кшатриев Вардхамана. В касте кшатриев (князей, военачальников, чиновников) появилось недовольство господством касты брахманов, присвоившим исключительное право предписывать формы поведения всем остальным кастам, право регулировать духовную жизнь страны. Чувствуя себя обойдёнными, кшатрии стали проявлять всё больший интерес к проблемам мироздания, смысла и цели жизни человека.

Кшатрий Вардхамана, по всей видимости, было реальное историческое лицо. О жизни подлинного Вардхамана, исторической личности, основателя философии и религии джайнизма, индологам известно не много. Его даты рождения и смерти точно не определены, но ясно, что он жил в VI веке до н.э.

Одни авторы утверждают, что он умер в 528 году до н.э., другие, что это произошло в 468 году до н.э. Предание гласит, что 30 лет Вардхамана вёл обычный мирской образ жизни семьянина, а затем, ушёл из дома, стал аскетом и подвижником. Через 12 лет духовного поиска, подвергая себя различным лишениям и жесточайшему самоистязанию, он достиг в свои 42 года высшего знания (кевала) и стал известен под именем Джина, или Джайна Махавира[73]. Остальные 30 лет Махавира потратил на проповедь своего учения в Магадхе, Анге, Митхиле и Косале. До нас дошли сведения, что он установил тесные личные связи с могущественными правителями этих мест. Умер Махавира в Паве (округ Патна).

Вначале последователями Джайны были аскеты, отказавшиеся от всех жизненных благ во имя достижения освобождения, то есть мокши. Затем стали формироваться общины джайнов – мирян. Увеличение числа последователей джайнизма привело в I в. до н. э. к возникновению в нём двух направлений: на юге Индии – дигамбаров[74], на западе страны – шветамбаров[75]. Дигамбары ходят обнажёнными, с марлевой повязкой, которая закрывает рот. В руках у них маленькая метёлка для подметания дороги перед собой. Марлевая повязка и метёлка предохраняют дигамбаров от проглатывания или раздавливания каких-либо мелких живых существ. Отличия шветамбаров от дигамбаров только в том, что они ходят во всём белом. Подобное поведение джайнов основано на их представлении о мире.

Джайнизм является политеистической религией, в которой признаётся множество богов. Но боги не являются творцами мира. Вселенная и её субстанции, с точки зрения джайнизма, вечны и неуничтожимы. Боги не обладают реальной властью над миром и людьми. Они просто долго живут, но, как и люди, подвластны кармическим перерождениям.

Одно из основных понятий джайнизма является джива, то есть душа. Джива присуща не только людям, но животным, растениям, камням и всему на земле. Из этого учения сформировался принцип джайнизма, по которому нельзя приносить вред всему живому в любой форме. Джайны пьют лишь процеженную воду, не едят мяса, клубни и плоды, в которых содержится много семян.

Под кармой они понимают липкую власть, которая привязывает человека к материальному миру, постоянному круговороту бытия с его чередованием жизни и смерти. Освобождение от этой кармы есть переход к состоянию мокши – освобождение от бесконечности и неизбежности перерождений через освоение трёх сокровищ, или «трёх жемчужин». Первое сокровище состоит из убеждённости в безусловной истинности избранного пути. Второе, представляет собой учение о совершенном познании, которое достигается силой разума, усилиями постоянно тренированной интуиции. Третье сокровище – это правильное поведение (не присвоение чужого, отказ от собственности, целомудрие, воздержание, правдивость, отказ от привязанностей).

Строгость этих обетов соблюдают, прежде всего, монахи-аскеты. Часть аскетов ведёт образ жизни странников, не владеет никаким имуществом, не имеет права пребывать на одном месте более трёх-четырёх недель. Джайны, не прерывающие связь с миром, ведут пуританский образ жизни, объединяются в общины, которые состоят из моногамных семей. Сами общины эндогамны, то есть браки допускаются лишь между членами общины. Джайны не занимаются крестьянским трудом, потому что он наносит вред живому, селятся в городах и занимаются ремеслом, торговлей, ростовщичеством. Их честность и порядочность позволили им быть сборщиками налогов, владельцами финансового капитала. Сегодня джайны занимают ведущие позиции не только в Индии, но в Англии, США, странах Южной Азии.

Все праздники связаны с культом Джины Махавиры, а его день рождения отмечается как всенародный праздник. В этот день закрываются все скотобойни. Своей бытовой обрядности в джайнизме нет. Они её заимствуют у брахманов. Благодаря жёсткой организации и неукоснительно соблюдаемым предписаниям общины джайнов живут и ныне. Усилиями джайнов в немалой степени развивались и развиваются различные отрасли науки, искусства, литературы. Исполняя обет отказа от погони за материальными благами, джайны много занимаются благотворительностью. Образ же монаха-аскета – и по сей день неотъемлемое явление индийского образа жизни[76].

Индуизм, его направления, течения. Индуизм пришёл в Индию на смену брахманизму, начиная со II в. до н. э. В IV-VI веках новой эры в эпоху Гуптов[77] индуизм развился в мощное религиозное движение. Несмотря на удары, нанесённые индуизму мусульманским нашествием и соперничавшим с ним буддизмом, он выстоял и одержал над ними внушительную победу, став господствующей государственной религией в Индии.

Религиозно-мифологические воззрения жителей протоиндийских городов и ведийских Ариев составили тот глубокий и прочный фундамент, на котором выстроилось всё грандиозное здание индуизма, его мировоззренческая система.

Подавляющее большинство верований, культов божеств индуизма в трансформированном виде дожило до наших дней.

Например, культ предков и сейчас занимает в индуизме одно из ведущих мест. С погребальными обрядами связана идея перевоплощения, являющаяся одним из основных догматов вероучения. Шаманские культы трансформировались в некоторые индуистские направления (шиваизм, тантризм). Магия была и остаётся одной из самых существенных частей индуизма в обрядах, связанных с повседневными житейскими нуждами, а также в экстренных случаях, а именно во время неурожая, эпидемии, голода, засухи, пожара, падужа скота и пр.

Связь с ведической религией определяется также тем, что образ Пуруши прочно вошёл в индуизм и был подхвачен упанишадами, религиозно-философскими системами. Осталась существовать в индуизме и кардинальная идея ведического мировоззрения, а именно подчинённость людей, богов и всего мира вселенской безличной силе. С наибольшей полнотой она выразилась в идее кармы.

Индуистский стандарт поведения был сопряжён с четырьмя стадиями жизни: ученика, домохозяина, отшельника и аскета. Этот стандарт традиционно относится к консервативным сторонам жизни человека и составляет одну из самобытных и ярких черт индуизма. С четырьмя стадиями жизни соотносятся четыре жизненные цели или принципа: дхарма (нравственный долг), артха (деятельность, направленная на достижение материального благополучия), кама (любовь, наслаждение), мокша (духовное освобождение от уз бытия). Для каждого периода жизни предлагалась не только особая программа поведения и установка деятельности, но и предпочтительный круг чтения. Ученики должны читать веды, домохозяева – брахманы, отшельники – араньяки, аскеты – упанишады. Переход от одного образа жизни к другому отмечался особыми обрядами. Важнейшим среди них был обряд посвящения (упанаяна) индуса, вступающего в социально активную фазу жизни.

Ритуалистический характер отмечал весь стиль жизни индуса в традиционном обществе. Ритуал был важнейшим способом включения человека в социум. В густую сеть ритуалов индус попадал ещё до своего рождения, а освобождался от неё постепенно после своей физиологической смерти. Рождение и смерть в индуизме не рассматривались как пределы индивидуального бытия. Согласно индуистским установлениям правильный рост и формирование человека являются не столько физиологическим, сколько мистическим процессом, который требует постоянного освящения. Постоянное освящение достигалось через систему сансар – ритуалов жизненного цикла. Смысл и значение сансар также унаследованы индусами из идеи древнеиндийских текстов, в которых человек представляется жертвенным сосудом, его жизнь – замкнутым циклом жертвоприношений, а сансары играют роль очистительных действий перед последним жертвоприношением – смертью. Истинное знание этапов человеческой жизни и обязательное следование предписанным поведенческим нормам рассматривалось как гарантированный путь к высшей цели – разрыву цепей бесконечных рождений и смертей.

Специфика восприятия самого человека в индуизме состоит в том, что он рассматривается не как обособленная индивидуальность, а как особая форма бытования мыслящего существа в земном мире. Эта форма подчиняется общим иерархическим законам, вследствие которых она возникает, развивается и прекращает своё существование в результате действий, совершаемых в правильной последовательности и надлежащим образом.

Следовать своему предназначению является религиозным долгом индуса, то есть дхармой. Чтобы исполнить свой долг наилучшим образом, он обязан следовать существующему ритуальному сценарию и правилам поведения.

Будучи многообразным, в своих религиозно-мировоззренческих позициях и культовой практике, индуизм является объединяющим фактором разных религиозных систем, которые связаны общим происхождением и некоторыми общими принципами. В индуизме нет центральной единой доктрины. Он лоялен в выборе объекта культа. В индуизме не существует ересей, единой централизованной организации, обязательного для всех последователей вероучения и норм общезначимого ритуала. Религиозное мировоззрение в индуизме переплетается с образно-чувственным видением мира, воплощается в архитектуре, танце, пении, музыке. Здесь танец, музыка, скульптура и есть мировоззрение. В качестве же общих священных книг индуизма признаются эпические произведения «Махабхарата» и «Рамаяна». Они уникальны во многих отношениях и почитаются в Индии как священные книги. Этот эпос в значительной степени способствовал оформлению национальной культурной традиции. Не без его влияния происходило дальнейшее развитие религиозно-философских принципов и идеалов индуизма. В состав «Махабхараты» включена «Бхагавадгита» - ключевой текст индуизма, который впервые внёс в индуизм тему любви как главного связующего звена между богом и его адептом.

Индуизм пронизывает все стороны жизни верующих – от социальных до самых интимных сфер. Он больше чем религия – это образ жизни.

Индуизм популяризировал брахманизм, придал ему мифологическую форму и создал новый пантеон, который вытеснил ведических богов на периферию религиозного сознания. На первый план вышли новые божества. В индуизме сформировалась идея Тримурти – триады богов. Её составляют божества Брахма, Вишну и Шива. Каждое из этих божеств олицетворяет одну из космических сил. Брахма является творцом мира, Вишну охраняет этот мир, а Шива в конце каждого космического цикла разрушает его. Страшному, разрушительному, внушающему ужас образу Шивы соответствует образ его супруги богини Кали (или Дурги, Парвати), которая, повелевая демонами, насылает несчастья, болезни, катастрофы. Кали является объектом массового культа в большей части Индии, предметом почитания миллионов особенно индийских женщин.

В другом направлении, вишнуизме почитается хранитель мирового порядка бог Вишну. Он является в мир в различных воплощениях. Один из наиболее почитаемых воплощений – это образ героя индийского эпоса, праведного царя – победителя демона Рама. Другое известное воплощение бога Вишну в образе бога-защитника Кришны. Популярность его в новое и новейшее время объясняется личностным, интимным, эмоциональным, персонифицированным характером его образа и культа[78]. Благодаря популярности бога Кришны в индуизме появилось направление кришнаизм. В основе этого направления лежит идея любви к богу, которая не нуждается в традиционном культе и отрицает роль касты. Кришнаизм стал своеобразным процессом реформации в Индии, который породил сикхизм.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1004. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия