Студопедия — у словность, стиль, стилизация.Определение понятий и их реализация в постановочной работе режиссере.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

у словность, стиль, стилизация.Определение понятий и их реализация в постановочной работе режиссере.

 

 

 

 

 

 

 

 

Торбеев Иван Григорьевич,

Торбеева Елена Александровна,

Лещенко Галина Павловна

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

По условностям машиностроительного

черчения

 

Редактор Гришина Л.Ф.

 

 

Редакционно-издательский отдел Челябинского государственного агроинженерного университета, г.Челябинск, пр. Ленина,75

 

Формат А4. Объем 4,0 уч.-изд.л.

Тираж 100 экз. Заказ №

УОП ЧГАУ

у словность, стиль, стилизация.Определение понятий и их реализация в постановочной работе режиссере.

Условность- воображаемый, несуществующий, или символический (например, условная линия,
условная игра). Условность- одно из существенных свойств ис-ва, подчеркивающее отличие художественного
произведения от воиспроизводимой в них реальности. Эстетический эффект условности возникает благодаря
наличию и сознательному разведению таких полюсов оброзно-творческих противоречий, как "сходство" и
"несходство", видимость и сущность, чувственное и мыслемое, объективное и субъективное. Отнюдь не
порывая с реальностью, художественная условность помогает выразить ее сущность, делая ее наглядно,
чувственно воспринемаемой, достигая высокой степени хуложесгвенной правды. В этих целях используется
видоизменение природной формы изображаемых явлений и пространственных связей, доступных
непостредственному наблюдению, одушевление вещественного и овеществление живого и Т.Д.

УСЛОВНЫЙ ТЕАТР, термин, обозначающий художественное направление в театральном
творчестве, возникшее на рубеже 19-20 вв. - в противовес реалистическому и особенно - натуралистическому
театру.

Рубеж 19-20 вв. - время особенно бурного развития театрального искусства - как его практики, так
и теории. Театр стоял на принципиальном переломе своей художественной деятельности: появилась и
проходила этап своего становления новая театральная профессия - режиссер. Театр как вид искусства,
приобретал нового автора своих произведений; автора, в 20 в. занявшего место лидера, объединяющего и
формирующего все многочисленные компоненты спектакля.

Полемическим запалом во многом обусловлено возникновение и самого термина «условный
театр». Ведь театральное искусство условно по своей природе; каким бы реалистичным ни был спектакль, и
актеры, и зрители не верят безоговорочно в полную реальность происходящего на сцене. Но это
обстоятельство ничуть не мешает зрителю сопереживать сценическим героям в полной мере: постановочный
коллектив и его аудитория изначально как бы договариваются между собой об условиях игры - так было
всегда, на всем протяжении исторического развития театрального искусства. Условность является видовым
признаком любого театра: античного, с его котурнами, масками и другими приспособлениями; средневекового
релиr'ИОЗНОГО; народного площадного; ритуально-обрядового восточного (Но, Кабуки, Топенг, Ваянг и т.д.);
театра Ренессанса; театра драматического, музыкального, кукольного; театра трагического и комического;
мистерии, бvффонады и мелодрамы; и т.д.

Разработка современной концепции условного театра началась в лоне символизма, с его
опоэтизированными образами-знаками (хотя на самом деле древние и архаичные формы театрального
искусства условны в гораздо большей степени, нежели любые современные спектакли). Значительный вклад в
эту концепцию внесли символисты-драматурги М.Метерлинк, г.ибсен,; режиссер:, Г.Крэг. В дальнейшем
вопросы театральной условности закономерно возникали в рамках различных эстетических направлений -
преимущественно авангардистского толка: футvризма (к.Малевич Победа над солнцем); функционализма (т.н.
«механический театр» Баухауза - О.Шлемер, К.Шмидт, Ф.8.Боглер, Г.Тельтшер, В.Гропиус и др.); абсурдизма
(с.Беккет, Э.Ионенско, ГЛинтер, Ж.Жене и др.); и т.д. Однако для этих драматургов, режиссеров, художников
вопросы условности были, так сказать, сопутствующими - они рассматривались в рамках конкретного
эстетического направления, не больше и не меньше. И, пожалуй, лишь один режиссер в мировой практике
разрабатывал концепцию условного театра глобально, как систему - и теоретически, и практически; во всех
жанрах и стилистических направлениях, в которых ему доводилось работать. Это - В.3.МеЙерхольд.
Собственно, и сегодня термин «условный театр» связан в культурологическом сознании прежде всего с
именем Мейерхольда.

Начальным толчком в направлении условного театра для Мейерхольда стали его эстетические
разногласия и творческий разрыв с к.с.Станиславским, к этому времени - уже приобретшим мировую
известность в качестве режиссера реалистического направления. Кардинально изменив свои творческие
приоритеты, Мейерхольд обрушился на метод сценического реализма, которому отдал несколько лет своей
работы в МХТ. Перемена позиции потребовала от Мейерхольда серьезного уровня полемики:
противопоставление высокому художественному авторитету Станиславского требовало столь же высокого
художественно-теоретического авторитета. Потому Мейерхольд много работал над такими, предельно
условными театральными направлениями, как комедия дель арте и традиционный японский театр - Но и
Кабуки.

Важнейшим компонентом в концепции условного театра для Мейерхольда становился зритель -
его творческое воображение, которое по данным в спектакле намекам, знаковым и символическим
изображениям способно продолжить, достроить общую объемную картину, воспринять мысль и идею
спектакля. Главным эстетическим средством условного театра становится его зрительный образ, воплощенный


в декорации, костюме, гриме, в пластической выразительности актера и ритме сценического действия.
Главным «врагом» условного театра становится жизнеподобие; ни зритель, ни актер не должен забывать, что
перед ним - не сколок жизни, но театральное зрелище; не подробно воспроизведенный муляж места действия,
но - декорации, построенные на подмостках сцены. Сценическое слово для Мейерхольда становится
вторичным, вспомогательным средством изображения; именно это, по мнению режиссера, способно уберечь
спектакль от иллюстративности, сохранить тайну театра.

Практическим подтверждением теории условного театра стали символистские постановки
Мейерхольда в Петербургском Театре Комиссаржевской, куда режиссер был приглашен в 1906 - Гедда Габлер
г.Ибсена, Сестра Беатриса М.Метерлинка, ЖизНЬ человека Л.Н.Андреева, Балаганчик А.А.Блока, Победа
смерти
Ф.Сологуба и др.

Эксперименты в этой области были продолжены Мейерхольдом в] 908-] 917, когда он,
параллельно с работой в императорских театрах, Александринском и Мариинском, под псевдонимом Доктор
Дапертутто вел занятия в Тенишевском училище и в театральной студии на Бородинокой улице (спектакли
Шарф Коломбины по А.Шницлеру в Доме интермедий, Незнакомка и Балаганчик А.Блока и др.). Кроме того,
Доктор Дапертутто издавал и редактировал один из самых известных российских театральных журналов
Серебряного века - «Любовь к трем апельсинам» (] 9] 4-1916), ставший площадкой теоретического
осмысления практических экспериментов. На страницах журнала проявил ась важная тенденция, позволившая
Мейерхольду создать блистательную и стройную теорию условного театра - широчайшая эрудиция и опора на
глубинные видовые театральные традиции, как театра ритуально-обрядового (в частности, японского), так и
площадного балаганного (особенно - комедия дель арте). Здесь возникает такое существенное понятие для
эстетики Мейерхольда, как маска, которую он считал одним из первичных элементов театра, - маска как тип,
обобщение через схематизацию образа. В этой концепции театра и актерского ремесла чувствуется глубокое
родство с теорией и практикой «актера-сверх марионетки» Г.Крэга.

Театр Мейерхольда (по определению советского театроведа Б.Алперса - «театр социальной
маски») полностью базировался на его постоянно развивающейся концепции условного театра.

Знаковость символистского обобщения органично обернулась публицистическим, агитационно-
политическим наплавлением его постановок - собственно, здесь поменялась идеологическая, но не
эстетическая составляющая спектаклей (Мистерия-Буфф, позже - Клоп и Баня Маяковского; Зори Верхарна;
Земля дыбом Подгаецкого; д.Е. Мартине и Третьякова; Командарм 2 Сельвинского и др.). В подобных
спектаклях Мейерхольд по-прежнему добивался гротескного заострения, гиперболизации, яркости
сценических метафор - основополагающих средств выразительности условного театра.

С такой же легкостью поменяв идеологический знак, маски-типы комедии депь арте преобразились
в социальные маски, сохраняющие даже традиционную для народно-площадного театра сатирическую
направленность.

Принципиальное отделение слова и вычленение жеста нашло свое продолжение в режиссерской
работе над классической драматургией (Доходное место Островского; Смерть Тарелкина и Свадьба
Кречинского
Сухово-Кобылина; Ревизор Гоголя, Горе уму Грибоедова). Нет нужды, что эта работа, по
определению критиков, шла уже в эстетическом русле футуризма и конструктивизма, а не символизма, -
основная концепция условного театра оставалась по-прежнему цельной.

Углубленное внимание к пластике и ритму нашло свое отражение в разработке системы
биомеханики - педагогического тренинга, с помощью которого актер получает возможность сознательно,
точно, целесообразно и естественно управлять механизмом движений своего тела (Великодушный рогоносец
Кроммелинка и др.).

Принято считать, что в ] 930-е Мейерхольд отчасти пересмотрел свои позиции в отношении
условного театра, что привело его к новому сближению со школой переживания Станиславского. В качестве
примера приводится обращение Мейерхольда к исследованию поэтики Пушкина (что в 1935 привело к
постановке Пиксвой дамы в Малом оперном театре Ленинграда), а также привлечение Мейерхольда
Станиславским к работе в оперном театре. Однако представляется, что в данном случае скорее можно
говорить об определенной эволюции эстетической позиции Станиславского, в театральной системе которого
на самом деле уделялось огромное внимание сценической условности. Ну, и кроме того - оперное искусство,
как любой вид музыкального театра, по своей сути полностью противоречит реалистическому театральному
направлению. Да и с поэтикой Пушкина дело обстоит отнюдь не однозначно: еще в ] 9] 8, полемически
отстаивая «театр упрощенных условных форм», Мейерхольд основывался в том числе и на эстетике
пушкинской драматургии, считая ее полностью соответствующей законам истинной театральности - т.е.
условного театра, которому режиссер отдал всю свою жизнь.

Стилизация (франц. stylisation, от style - стиль) в литературе и искусстве, целенаправленное
воспроизведение чужого стиля как определённой эстетической и идеологической позиции в новом


художественном контексте. Применительно к стилизации в литературе сов. исследователь М. М.
Бахтин писал, что"... стилизаторуу важна совокупность приёмов чужой речи именно как выражение
особой точки зрения".Содержательность стилизации зависит от функции, в которой чужой стиль
используется в произведении. Стилизация может служить одним из средств для изображения
атмосферы и психологии какой-либо эпохи прошлого (исторический роман), воспроизведения
"местного колорита" или выражения народного сознания (фольклорная стилизация у романтиков, в
сказках А. С. Пушкина) и т.д. Объектом стилизации оказываются обычно стилевые системы,
удалённые во времени и в пространстве, притом не столько индивидуальные стили, сколько
обобщённо воспринимаемые стили целых эпох и национальных культур. Нужно отличать стилизацию
от подражания, традиционализма, восприятия наследия как всеобщей нормы, которые возникают в те
периоды развития искусства, когда оно испытывает потребность в авторитетной системе ранее
выработанных эстетических и идеологических оценок (например, классицизм). Широкое
распространение стилизации совпадает с возникновением историзма (в предромантической и
романтической эстетике). В кризисные эпохи стилизация бывает связана с бегством от современности
или от собственной сложности (например, обращение к "наивным" внеэстетическим формам
восприятия мира - примитивизм). Литературная стилизация родственна таким явлениям, как сказ
(имитация речевой манеры персонажа) и пародия (ироническое переосмысление чужого стиля).

Стилизация как намеренное использование в новых целях стилистических особенностей
искусства какой-либо исторической эпохи или народного творчества возникает в пластических
искусствах, музыке, театре, кино вместе со стремлением освоить и поставить себе на службу элементы
более или менее отдалённых культур. Стилизация часто была способом ухода в вымышленный,
идеализированный мир прошлого или признаком неудовлетворённости обычным, общепринятым,
недовольства традиционными идеологическими и художественными нормами.

Особую роль сыграла стилизация в театральной режиссуре начала 20 в.: она часто использовалась
здесь как средство преодолеть бесстильность и обыденность буржуазного театра, приобщиться к
яркому стилевому единству и органической "театральности" народного и старинного театра (балаган и
комедия дель арте с их импровизационностью, староиспанский и шекспировский театр и др.). Это
приводило, однако, к эстетизации приёма, к созданию статичных масок и утрате жизненной основы
стилизуемых театральных систем и побудило режиссёров (В. Э. Мейерхольд в России, Ж. Коно, Ш.
Дюллен во Франции) к преодолению прямой стилизации и к поискам путей жизненно полнокровного
творческого освоения наследия.


Стиль в литературе и искусстве, устойчивая целостность или общность образной системы,
средств художественной выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение
искусства или совокупность произведений. Стилем также называется система признаков, по которым
такая общность может быть опознана. В советской теории стиля существуют различные мнения об
объёме понятия стиль.: с ним иногда связывают весь комплекс явлений содержания и формы, но
чаще ограничивают его значение структурой образа и художественной формой. Независимо от этого в
теории стиля подчёркивается глубокая обусловленность формальных структур социальным и
культурно-историческим содержанием искусства, его методом, мировоззрением художника. Не менее
важно, что эта обусловленность не носит прямого, механического характера и связана с относительной
самостоятельностью развития стиля: стилистические признаки могли сохраняться и тогда, когда
искусство существенно меняло своё содержание (особенно в таких складывавшихся веками стили., как
готика, классицизм); Слили, обладавшие содержательной глубиной в периоды своего подъёма и
расцвета (барокко, классицизм), могли выступать антагонистами художественной правды в периоды
кризиса и упадка.

Понятие стиль имеет как бы несколько уровней. Про исходя от стиля - древнего инструмента
письма, слово "стиль" уже в древнем мире стало обозначать литературный слог, индивидуальную
манеру. Оно и ныне употребляется для обозначения совокупности художественных особенностей,
присущих творчеству писателя, художника, музыканта и т.д. (например, стиль Микеланджело, стиль
А. С. Пушкина), или даже отдельному периоду его деятельности (например, стиль позднего
Рембрандта). Понятие стиля широко используется и при определении типичных для какой-либо эпохи
художественных направлений или тенденций, обладающих специфических сочетанием признаков. Как
характер и границы, так и наименования таких стилей. ("стилевых направлений") весьма
многообразны ("строгий стиль" в изобразительном искусстве древнегреческой классики, "мягкий
стиль" в изобразительном искусстве поздней готики, "прециозный с." во французской литературе] 7
в., "псевдорусский стиль." в русской архитектуре] 9 в. И т.д.). Стилем считаются и устойчивые
особенности архитектуры и изобразительного искусства какого-либо народа, присущие ему в течение
длительного времени и в дальнейшем ставшие предметом подражания ("древнеегипетский стиль",
"китайский стиль"). Наконец, понятие стиль обозначает периоды истории искусств ("исторические
стили.", например романский стиль, готика, барокко), отличающиеся единством образно-
пластического строя в произведениях различных искусств. Исторические стили имеют большей
частью не только хронологические, но и территориальные границы. Наряду с наиболее изученными
европейскими стилем важное значение имеют стиль Азии, Африки и др.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1212. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия