Студопедия — Персидский историк Низамаддин Шами о войне Тимура и Тохтамыша в 1391 г.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Персидский историк Низамаддин Шами о войне Тимура и Тохтамыша в 1391 г.






 

Шами Низамаддин Абдадваси (1336-1405) —

персидский историк. Жил в Багдаде, долгие годы находился на службе у Тамерлана, по поручению которого и создал свой труд — «Книгу побед» («За-фар-наме»), основанную на личных наблюдениях и материалах дневников придворных секретарей хана. Сочинение содержит сведения по истории монгольских государств и царствования Тимура.

Рассказ о походе Тимура в Дешт-и-Кыпчак. В 793 г. (1391) Тимур собрал войска и выступил из Са­марканда в намерении совершить поход на Дешт-и-Кыпчак... В местности Кара-Саман собрались все эми­ры и войска. В это время прибыл посол от Тохтамыш-хана и ему оказали почет и уважение. Пробыв на э-той стоянке несколько дней, Тимур выступил оттуда-и пошел ускоренным маршем... Через несколько д-ней посла Тохтамыш-хана привели к его величеству-, и посол, выполнив обязательства вежливости и цело­вания земли, преподнес лошадей и сокола и через -посредство нойонов довел до сведения Тимура слова -царя, содержавшие много извинений... Тогда Тимур перечислил милости, ласки и благодеяния свои по от­ношению к Тохтамышу и сказал: «В начале дела, ког­да он бежал от врагов и пришел ко мне раненый, обитателям мира известно, до какой степени дос­тигли с моей стороны добро и забота о нем1. В том числе из-за него я воевал с Урус-ханом, давал Тохта­мышу много денег и добра. Посылал с ним войска. В конце же концов он, забыв добро, послал войско и в мое отсутствие опустошил края нашего государ­ства. Я не обратил внимание и на это и, ища ему извинения, отнес это на счет подстрекательства сму­тьянов. Он не устыдился этого и снова выступил в поход сам. Когда мы также выступили в поход, он бежал от вида черной массы нашего войска. Теперь, согласно ярлыку царя ислама2, мы, собрав войска, выступили...».

... 29 мая Тимур достиг реки Яика... Эмиры... пошли вверх по реке и переправились через реку Яик. Они снова шли еще 6 дней и достигли реки бнаружив переправу через реку, Тимур остановился там на ночь, а утром первого раджаба [4 июня] переправился через реку Ик1. И отправил­ся в сторону врага...

15 раджаба [18 июня] в местности Кондурча2 произошла великая битва. При этом Тимур укрыл­ся под защиту милосердного бога... Прежде всех эмир Сейф-ад-дин бросился на врагов с обнаженным ме­чом и обратил в бегство тех, которые были против него. В это время мимо головного отряда правого крыла стало проходить войско врага, чтобы зайти в тыл войску Тимура и удержать берег Черной реки. Мирза Джеханшах-бахадур, выстроив войско, пре­градил им путь и отбросил их. Затем Кулунчак-бахадур произвел атаку и отбросил один вражеский кошун3. Когда мирза Мираншах-бахадур бросился в атаку, то обратил в бегство вражеское войско, кото­рое находилось против него... Каждый из эмиров и военачальников тронулся со своего места и погнал войско врага, которое было против него. Итак, раз­горелся огонь битвы; латы на теле и щиты на груди врагов пробивали остриями копий и стрел. Победо­носное войско Тимура, как неподвижная гора, под­держивая друг друга, не отходило вспять. Тохта-мыш-хан оказался слаб... Тимур приказал, чтобы степь и пустыню огласили звуками труб и литавр; войско, подняв крик и заволновавшись, сразу броси­лось в атаку и обратило врагов в бегство.

[Тизенгаузен В.Г.] Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2. Извлечения из персид­ских сочинений, собранные В.Г.Тизенгаузеном и обра­ботанные АЛ.Ромаскевичем и СЛ.Волиным. — М. — Л., 1941.

 

14. Идегей против Токтамыша. Разоренный Булгар (по татарскому народному эпосу «Идегей»)

«Идегей» — великое творение народной мудрос­ти, произведение, в котором отражена целая эпоха в истории народов Евразии, которая называется сей­час «золотоордынской». В эпосе жизненно ярко и ху­дожественно красочно изображены людские страс­ти, картина распада целого государства - Золотой Ор­ды вследствие бесконечных феодальных междоусобиц конца XIV — начала XV вв. На некоторое время неминуемый распад страны удалось остановить Иде-гею. В конечном итоге он сам оказался зловещим разрушителем, мало в чем уступающим своим вра­гам-соперникам Тохтамышу и Тимуру.

...И когда в глубине степной Бегством спасался Токтамыш, Идегей овладел страной. В стольный Сарай Идегей вступил.

Сотни башен взметнулись там, Восемьдесят улиц там, Там стоит Золотой Дворец, Лег на желтый мрамор багрец.

Белая рать стоит кругом, Белая дверь блестит серебром. Дверь булатным открыв острием, Избивая тех, кто стерег, Он вступил в Золотой Чертог.

Попросил Темира: «Сарай

И его дворец охраняй.

Я же, — так судил мне Бог, —

Следом за Токтамышом пущусь,

Догоню и на всем скаку

Голову у него отсеку.

Так успокою душу страны, Мир и покой и бойцам нужны».

С шахом простился Идегей, Взял с собою ратных людей, Нурадына он взял с собой, Прямо в древний город Булгар Поскакал военной тропой.

Вот Булгар перед ним встает, — Он Булгара не узнает: В честь победы не видит ворот; Из Корана священный стих Золотом вытеснен был на них. Там, где стоял минарет двойной, — Пыль под разрушенною стеной, Тлеют уголья, всюду зола: Жизнь как будто здесь не была. В этой дикой, внезапной глуши Ни единой не видно души.

Был недавно Булгар таков, — Шестьдесят мечетей сошлись: Верх - блистание жемчугов, Камень породы редкостной — Будто из-под железных бровей Минареты раскрыли глаза.

Вот подъехал к ним Идегей, Уничтожила их гроза! Превратились в груду камней, Над камнями вздымался дым. Идегей увидал: под ним Будай-бий в печали сидел, Был не старым, а поседел.

Попросил его Идегей:

«Почему ты сидишь в пыли? Волосы почему твои Стали степной полыни белей? Что с Булгаром твоим стряслось?»

Так ответствовал Будай-бий: «Видишь ты цвет моих волос? Серым он стал, как знойная степь. Сын Чингиза Джучи был смел, — Разорить мой Булгар не сумел. Внук Чингиза Бату пришел, Нанести он решил удар, Но священный город Булгар Покорил, но не разорил. Отпрыск Талха-Забира пришел, Лунных Врат коснулся стопой И Врата сравнял он с землей. Потому-то моя голова Стала бела, как в степи трава, В знойной, выгоревшей степи. Что же сделать мог Будай-бий, Если пошел и ты войной, А с тобой и наставник твой, Чей отец — Баба Туклас. Ты, Идегей, — свет моих глаз, Почему же в богатый Сарай, Почему же к вратам дворца Ты привел Тимира-Хромца, Чтобы он разрушил наш край? Не захотел, не смог уберечь Деньги чеканящий град Атряч. С прахом сравнял вражеский меч Деньги чеканящий град Булгар. Здесь Токтамыш прошел в ночи, Розовые развалил кирпичи Там, где лили на целый свет Золото и серебро монет. Там, где травы были густы, Растоптал Токтамыш цветы, Вторгся в страну, ему вослед, Князь-урус, рыжий, как лис, С бородою обросшим ртом.

Разорил он, разграбил наш дом, Наш священный город Булгар, И ему подчиненный Сувар, И высоковратный Казан, Джукетау над гладью речной И Сабы в глубине лесной, И земель Ашлы закрома, — Он спалил, сломал все дома. Отбирал он кожу, сафьян, Загребал лопатами хан Множество монет золотых. Разгромил во владеньях моих Он четырнадцать городов, Превратил их в пепел и дым. Как же после беды такой Мне, Будай-бию, не стать седым?».

Будай-бий, охвачен тоской, Голову обхватил, замолчал. Идегей ему отвечал: «Не кручинься ты, Будай-бий, Ты увидишь еще, потерпи, — Токтамыша, чьей волей злой Стал священный Булгар золой — Вместе с войском его истреблю, Кровью бороду хану залью, Обезглавлю его потом. С бородою обросшим ртом, Князя, что ворвался в наш дом И четырнадцать городов Истребил огнем и мечом, И лопатами загребал Множество золотых монет, — Я заставлю держать ответ: Злато вернуть заставлю я, И врага обезглавлю я. А когда страну укреплю, Все твои восстановлю

Я четырнадцать городов. Так и будет, мой бий Будай, Не кручинься и не страдай!»

За Токтамышем вслед Идегей,

Чтобы настичь его поскорей,

В лес углубился, где бежит,

Воды сгущая, река Ашыт,

Воды катит Казань-река

В чаще, трудной для седока,

Над рекою - каменный град,

Много в Казани высоких врат,

Но Казань разрушена дотла,

Только щебень кругом и зола,

Только пепел и пыль руин!..

Идегей. Татарский народный эпос /Перевод Семена

Липкина. — Казань, 1990. — С. 159-163.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 590. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия