Студопедия — СМ. Соловьев о религиозной политике правительства в крае в 40—50-е гг. XVIII в.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СМ. Соловьев о религиозной политике правительства в крае в 40—50-е гг. XVIII в.






 

...В царствование Анны лучшим средством для успокоения областей старого Казанского царства считали распространение и утверждение христиан­ства между иноверными его жителями, и в 1740 году назначен был для этого дела в Казань Димитрий Сеченов, тогда еще архимандрит. При Елисавете2 он представил в Синод, что в местах, населенных но-вокрещенами, необходимо построить по меньшей мере 30 деревянных церквей, ибо новообращенные от русских сел живут в расстоянии осьмидесяти, ста и более верст, и что на это церковное строение на­добно употребить 9000 рублей, считая каждую цер­ковь в 300 рублей. Сенат нашел, что эта сумма вели­ка, что коллегия Экономии должна отпустить толь­ко половину, а издержка сократится тем, что церкви будут строиться местными жителями, даже и теми, которые не захотят креститься; указал, как приоб­рести подешевле книги, колокола, утварь. По доно-шению того же Сеченова Синод представлял, что до построения церквей нужно к каждым 250 дворам посвятить по два священника, по одному дьякону и по три церковника, которые будут наблюдать за стро­ением церквей, новокрещеных будут обучать зако­ну божию, а детей их грамоте и всячески стараться вводить между ними христианские обычаи, а требы исправлять хотя при часовнях; жалованье им да­вать: священникам — по 30 рублей и по 30 четвер­тей хлеба, дьяконам — по 20 рублей и по 20 чет­вертей хлеба, а церковникам — по 15 рублей и по 15 четвертей хлеба. По указу 1740 года велено было новокрещенов переселять из тех деревень, где они живут вместе с иноверцами; но Сеченов представил,

2 Елисавета — российская императрица (1741-1762) Елизавета Петровна, дочь Петра I. что в деревнях новокрещенов бывает большинство и переселение будет им убыточно и зазорно, как будто за принятие св. крещения они лишаются старинных своих жилищ, что отвратит многих иноверцев от крещения; следовательно, гораздо лучше переселять иноверцев, которые, не желая лишиться прежних своих домов и земель, придут все к св. крещению самовольно. Сенат согласился с этим представлени­ем. Согласился и на возобновление старого распоря­жения, чтоб принимавшие крещение холопи и крес­тьяне иноверных землевладельцев освобождались от крепостной зависимости, а если сами землевладель­цы примут христианство, то получают по-старому своих холопей и крестьян; чтоб принявшие креще­ние освобождены были на три года от всех поборов, которые должны быть разложены на оставшихся в иноверии; чтоб те из них, которые живут по каба­лам у заимодавцев, были от них освобождены; чтоб те из иноверцев, которые содержатся под караулом по маловажным делам и захотят принять креще­ние, освобождались из-под караула без всякого на­казания. По донесению Сеченова, в 1741 и 1742 го­дах было обращено в христианство 17 362 человека. Иноверцев освобождали из-под караула и не подвергали наказанию, если они принимали креще­ние, причем не возбуждалось подозрения насчет по­буждений...

Соловьев СМ. История России с древнейших времен. В. 18 книгах. Кн. 21. — М., 1993.С. 200-201

13 апреля [1744 г.] происходило общее заседа­ние обоих правительствующих учреждений, Сената и Синода, по поводу просьбы казанских татар о по­зволении возобновить сломанные мечети. По справ­ке оказалось, что в Казанской губернии было сло­мано из 536 мечетей 418, причем казанский архи­ерей объявил, что ему синодальным указом 1743 года запрещено допускать постройку новых мечетей и построенные после запретительных указов мечети везде велено разобрать. Из Астраханской губернии донесено, что ломать мечети опасно: магометане, ста­рые подданные, могут разбрестись, а у других охота к выходу в Россию отнимется. Приказали: мечети сломать и вновь не строить в тех местах, где будут жить русские и новокрещены, чтоб им соблазна не было, а иноверцев из тех деревень перевести в дру­гие, где одни магометане живут. Если все мечети сломать, то опасно, чтоб не дошел слух в те государ­ства, где между магометанами живут люди гречес­кого исповедания и построены св. церкви (не про­изошло бы там церквам какого утеснения?), и по­тому велеть построить татарам в Казани в Татарс­кой слободе две мечети; также повсюду строить ме­чети в тех деревнях, где одни татары, нет русских и новокрещен и где жителей от 200 до 300 человек; а если по этому расчету останутся лишние мечети, то сломать немедленно.

Для покровительства новокрещенам и побужде­ния иноверцев к принятию христианства отправлен был в Казанскую губернию советник Ярцев. Он до­нес, что новокрещены, терпят обиды от всяких лю­дей: держат их у себя в работе и берут на них крепо­стные записи; а если кто из них пожелает освобо­диться, то хозяева на этих безгласных новокрещен, которые не только ябеднических дел, но и русского языка мало знают, подают в городах челобитные, и по происку хозяев воеводы поступают с новокреще-нами немилостиво, держат подолгу в тюрьмах и при­нуждают к миру с хозяевами, т. е. принуждают опять давать на себя крепости; которых по настоянию Яр­цева освободили, то без всякого награждения; у них же проезжие люди берут подводы без подорожных и без платежа прогонов, берут конские кормы и съест­ные припасы. Иноверцы страшно их обижают: при­нуждают платить вместе с собою подати, хотя ново­крещены освобождены от этого платежа на три года;отдают в рекруты за некрещеных; клевещут на них В канцеляриях, вследствие чего новокрещен забира­ют и держат долгое время под караулом, бьют до полусмерти; Ярцев подает об этом промемории, но ноеводы не обращают на них никакого внимания. Сколько не хвалит Ярцев воевод, столько же превоз­носит нижегородского архиерея Димитрия, который, но его словам, в своей епархии в обращении иновер­цев и в охранении новокрещен от обид неусыпное рачение имеет. Ярцев требовал для себя конвоя, по­тому что когда придет в иноверческую деревню с конвоем, то желающие креститься могут объявлять себя без страха, а без конвоя опасно и вызывать же­лающих принять христианство, ибо во многих мес­тах некрещеные сопротивлялись указу и его, Ярце-ва, ругательски бранили и хотели бить, а команды ®ГО солдат и били; без конвоя иноверцы не слуша­ются и на определенные им к переселению места не переходят. Из иноверцев всего более противятся при­нятию христианства магометане. Во многих уездах некрещеные выбираются в сотники, старосты и вы­борные, начальствуют таким образом над новокре-щенами и делают им несносные обиды, бьют неми­лостиво и собирают всякие подати. Сенат приказал: для такого богоугодного дела определить в Казан­скую, Нижегородскую и Воронежскую губернии по одному офицеру, которым быть под начальством Ярцева; они должны смотреть, чтоб новокрещенам никаких обид и озлобления не было.

Там же. — С. 247-248.

На восточной украйне среди магометанского народонаселения сочли нужным сделать такое рас­поряжение1: в Казанской, Воронежской, Нижегород-

1 Речь идет о разрешении российской императрицы Шдизаветы Петровны, данном в 1756 г., строить татарам мечети. ской, Астраханской и Сибирской губерниях, где татары-магометане живут особыми деревнями; если в этих деревнях русских и новокрещен нет, а маго­метан по нынешней ревизии написано мужеского пола от двух до трехсот в каждой, позволять в них строить мечети, где нет или были сломаны по указу 1744 года. Если в татарской деревне живут ново­крещеные, которых наберется десятая часть, то их всех вывесть в другие деревни и поселить вместе с крещеными; если лее в деревне будет новокрещен больше десятой части, то их не переводить, а в этой деревне мечети не строить. Попечитель над новокре­щеными статский советник Вячеслов писал, что в Казанской губернии во всех иноверческих деревнях новокрещеные живут с некрещеными, и не только в каждой деревне, но и в одних домах и семьях при отцах некрещеных дети новокрещеные, а в иных дворах отцы новокрещены, а дети иноверцы, отчего происходит немалый соблазн, да и священникам в такие домы для обучения христианскому закону и со всякими требами входить нельзя. Сенат отвечал на это прежним распоряжением: крещеных пересе­лить в другие деревни — христианские, а если кре­щеных больше десятой части, то вывесть некреще­ных в деревни магометанские.

Позволение строить мечети при известных ус­ловиях было следствием прошлогоднего бунта баш­кирцев1, которые поднялись под религиозным знаме­нем, выставляя основною причиною неудовольствия притеснения магометанской вере; главным возму­тителем был мулла Батырша. В описываемом году Батырша был наконец пойман с одиннадцатью уче­никами и отправлен в Тайную канцелярию, где на­писал любопытный рассказ о своих похождениях...

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 349. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия