Студопедия — О просветительстве Ш. Марджани
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О просветительстве Ш. Марджани






 

На втором этапе (70-80-е гг. XIX в.) просвети­тельские тенденции в мировоззрении Марджани на­чинают преобладать над религиозно-реформаторски­ми. Правда, он не бросает занятия по религии, иссле­дования по мусульманской теологии... В 70-80-е гг. творчество и деятельность Марджани сливается с та­тарским просветительским движением.

70-80-е годы XIX в.— это время близкого зна­комства Марджани с русской культурой, учеными-востоковедами Казанского университета. Марджани хорошо знал профессора И.Ф. Готвальда1, академика В.В. Радлова, профессора А. Казембека, первого восто­коведа среди женщин О.С. Лебедеву и многих дру­гих русских ученых. Через своего ученика X. Фаиз-ханова он устанавливает сотрудничество с В. Велья­миновым-Зерновым и шейхом ат-Тантави — извест­ными петербургскими востоковедами... Многим им­понировало то, что Марджани прекрасно владел восточными языками, обладал обширными познани­ями в области восточной культуры. Поэтому иност­ранных ученых, посещавших Казань, профессор Гот­вальд знакомил с Марджани как с представителем татарских ученых... Марджани в марте 1876 года принял у себя дома Ф. Финша и всемирно известного ученого, автора труда «Жизнь животных» А. Брема, вместе с сопровождавшим их в городе В. Радловым.

Брем говорил с Марджани по-арабски, удивив и свое­го собеседника и еще более — шакирдов медресе.

В 1877 г. в Казани проходит IV Всероссийский съезд Петербургского общества археологии, на кото­рый съезжаются около 300 ученых из многих горо­дов России и из-за ее пределов. 13 августа на съезде академик В. В. Рад лов прочитал на русском языке доклад Марджани по истории Булгара и Казани, В 1884 г. этот доклад на татарском и русском языках был опубликован в материалах съезда. Марджани первым из мусульманских ученых участвовал в под­готовке и проведении этого съезда. Его фигура в бе­лой чалме и зеленом чапане часто привлекала вни­мание русских ученых на заседаниях Общества ар­хеологии.

.Л.В 80-х годах радикально расширяется соб­ственно научная деятельность Марджани. На пере­дний план выходят занятия философскими и исто­рическими дисциплинами, а религиозно-реорматор-ская отодвигается на задний план. Труды, напи­санные Марджани в это время, свидетельствуют о своеобразном синтезе в его творчестве восточных тра­диций и европейского знания Нового времени...

В этот период он работает над рукописным био­библиографическим словарем «Вафият ал-аслаф ва тахият ал-лаф» («Подробное о предшественниках и приветствие потомкам»), который включает 6057 биографий ученых, писателей, философов и обще­ственно-политических деятелей мусульманского Востока. Данный труд... вобрал в себя богатый ма­териал по истории философии Востока, дает немало сведений о жизнедеятельности философов...

В этот период издаются наиболее значительные произведения Марджани, среди которых «Хакк ал-марифа ва хусн ал-идрак» («Истина познания и кра­сота ее постижения») (1880 г.) — сочинение о му­сульманском праве, в котором ученый, в частности, излагает свои социально-политические взгляды;

«Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара») (1885. — Том I) — исторический труд о Волжской Булгарии и Казанском ханстве; «Китаб ал-хикма-ал-балига ал-джанния фи шарх ал-акаид ал-хана-фия» («Книга о зрелой философии, помогающей объяснить догматы ханафитов») (1888г.) —сочине­ние, в котором Марджани излагает свои религиоз­но-философские взгляды; «Би-т-тарикат ал-мусла ва-л-акидат ал-хусна» («Достойным подражания путем и наилучшим убеждением») (1890 г.), труд, издан­ный после смерти Марджани — о некоторых про­блемах логики и познания, а также другие сочине­ния ученого.

Умственный просветительский горизонт Мард­жани многократно расширили его путешествия 80-х годов по России и странам Ближнего и Среднего Вос­тока. В поисках материала для исторических исследо­ваний Марджани посещал древние развалины Бул­гара, татарские, русские, чувашские, мордовские се­ла. 31 августа 1880 г. он из Казани отправляется в па­ломничество. Путь ученого пролегает через Нижний Новгород, Москву, Курск, Киев, Одессу. Из Одессы Марджани на пароходе отплывает в страны Ближ­него и Среднего Востока. Он посещает Стамбул, Из­мир, Александрию, Каир, Суэц и другие центры му­сульманской культуры.

Во время путешествия Марджани встречается с известными учеными и государственными деяте­лями того времени. Он ведет дневник, куда скрупу­лезно записывает каждое мгновение своего путешест­вия...

Имя Марджани становится известным не толь­ко на Востоке, но и в Европе, Америке. Марджани два раза снимался на фото (один раз для американ­ского консула, а другой по просьбе издателя энцик­лопедического словаря в Лондоне)...

Марджани доказывает необходимость пропаган­ды научных знаний и овладения ими татарским населением. Он полагал, что популяризация науки, изучение светских наук определяет движение обще­ства вперед, в то время как религия ведет к нрав­ственному совершенствованию общества. Наука, по его определению, есть абсолютное совершенство, при­надлежащее достоинствам обладателя истины.

Просветительские идеи Марджани в 70 — 80-е годы XIX в. охватывали самые различные стороны обновления общественной жизни татарского наро­да. Они включают мысли о необходимости получе­ния татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого (антич­ной, арабо-мусульманской мысли) и настоящего (рус­ской и западноевропейской культуры). Его заботят и вопросы воспитания национального самосознания татарского народа, беспокоит его благосостояние, со­циально-экономическое и политическое положение. Сильна вражда Марджани к средневековым формам жизни татарского общества. Выдвигая на первый план разум как критерий истины и считая просве­щение самым мощным орудием прогресса, ученый пытался вызволить свой народ из «спячки». Крити­ка схоластики, средневековых форм обучения, вос­питания, жизнедеятельности пронизывает все твор­чество Марджани...

...Он с сочувствием описывал в своих трудах тяжелое положение простого народа, осуждал зло­употребления при взимании налогов, при наборе в рекруты, несправедливость судебных властей...

Один из учеников Марджани Абдаллах б. Убай-даллах вспоминает, что он говорил своим ученикам: «Для будущего нашего народа, для самостоятельно­го решения своих дел, для того, чтобы наш народ не затерялся среди других, нам насущно необходимо овладеть европейской наукой, знанием и ремеслом! Для нас весьма полезно обучаться в школах по европейскому образцу. Каждому необходимо получать знания там, где процветают на данный момент ре­месла и просвещение. Для науки и знания нет наци­ональных границ и нет особого языка!».

В просвещении народов, развитии науки, зна­ния, воспитании образованной и высоконравствен­ной личности, в усвоении духовного наследия про­шлого и настоящего Марджани усматривал путь к подъему культурного уровня татарского народа, имея целью поставить его на одну ступень с современны­ми цивилизованными народами мира.

Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII—XIX вв. — Казань, 2001. — С.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 493. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия