Студопедия — Дж. Валиди о джадидизме
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Дж. Валиди о джадидизме






 

К концу прошлого [XIX] века в культурной жизни татар замечается постепенный перелом, ха-

рактеризующийся умственным пробуждением, тол­кающим их на сближение с европейской культу­рой и на переустройство жизни, сообразно с потреб­ностями нового времени. Все это, как стихийно-об­щее и органическо-непрерывное явление, выразилось в особого рода умственно-культурном движении, носившем название «усулуджадиде», т. е. нового метода. Представители этого движения считали нуж­ным начать дело реформы со школы и с азбуки, вследствие чего течение это отличалось большой популярностью и жизненностью. Вопрос реформы школ не остался в тесных кругах ученых и педаго­гов: реформа касалась самых низов народа и живо интересовала все слои населения. В истории татар, вероятно, не было такого глубоко волнующего на­родную душу вопроса, как вопрос обновления шко­лы, поставленный ново-методистами. Он был пред­метом спора больше четверти века...

...Первые ново-методисты не были вольнодум­цами и беспощадными разрушителями старого по­рядка, наоборот, их тактика была чужда всякой пря­молинейности и резкости, в особенности в своем начальном периоде, когда они поставили главной своей задачей направить дело религиозного образо­вания на более правильный путь и очень осторожно относились к светским наукам, принимая их толь­ко в качестве орудия для более основательного по­нимания религии. Новый метод касался больше мектебов, чем медресе, и более умеренная часть ново-методистов считала его применимым только для мектебов, а по отношению к медресе она не допуска­ла никакой перемены....

...Историю его [джадидизма] развития можно разделить на два периода, первый из которых обни­мает время с его возникновения (с 80-х г. прошлого века до 1905 г.), а второй — с революции 1905 г. до революции 1917 г. В первый свой период оно отли-

чается умеренностью и религиозностью, но, несмот­ря на это, господствующая мысль и народная масса относились к нему враждебно и видели в нем от­ступничество от истинного пути. Но отношение цар­ского правительства к нему было лояльное, хотя православное миссионерство, во главе с Ильминским, уже беспокоилось, чуя возрождение мусульманской образованности, и своими доносами стало обращать на это внимание правительства....

Валиди Дж. Очерк истории образованности и лите­ратуры татар. — М. — Пг. 1923. — С. 46,50.

9. Из статьи историка Г.С. Губайдуллина «Ис-маил Гаспринский и язык»

 

Губайдуллин Газиз Салихович (1887-1938) — историк, доктор исторических наук, профессор, об­щественный деятель. Оставил труды по истории та­тарского народа, татарской литературы. Необосно­ванно репрессирован, реабилитирован посмертно.

...Исмаил-бек Гаспринский с первых дней своей деятельности выдвинул трехчленный принцип «един­ства языка, мысли, действия». Среди этих приципов первый был основным, от которого он не отступил. -Под единством языке Гаспринский понимал единство «литературного» языка, который впоследствии дол­жен был привести «всех тюрков» к единству.

...Царская жандармерия и ее союзники в «ино­родческом» вопросе (миссионеры) с первых же дней деятельности Гаспринского учуяли, в чем опасность проповеди Гаспринского. Ильминекий в своем пись­ме от 14/ХП 1883 года, т.е. в том же году, когда был выпущен первый номер «Терджимана1» («Перевод-

чика») Гаспринского, написал своему покровителю, известному Победоносцеву, следующее: «Гаспринс­кий, городской голова Бахчисарая, напечатал ста­тью «Русское мусульманство» и потом основал га­зету, устроив типографию. У него идеи прогрессив­ные на мусульманской основе. Он старается объеди­нить интересами науки и цивилизации все миллио­ны мусульман — русских поданных от Крыма и Кав­каза до Средней Азии, а язык и грамматические фор­мы, а также ново деланные термины европейской пуб­лицистики заимствует из константинопольских га­зет».

Если так писали официальные представители «учености» и православия, очевидно, более откровен­ны были деятели охранки. Вот почему Гаспринский был весьма осторожен в изложении своих мыслей по поводу языка до 1905 года. Однако свои мысли о языке он сформулировал в следующих словах в од­ной статье, помещенной в «Терджимане» в 1884 году (№32): «Достижения и просвещение связаны с про­грессом языка. Если у какой-либо национальности не будет разработанного и литературного языка, то каковы будут ее достижения и просвещение... Про­гресс, просвещение культурные достижения связа­ны с литературным языком».

В тот период деятельности мысли Гаспринского относительного «единого литературного языка» сво­дились к тому, что он должен быть «все понятным», «чистым», «тонким» (пазИс), «не уличным», «не язы­ком мужицким и непросвещенных людей»....

Уже в 1894 году Гаспринский в весьма осто­рожной форме, не касаясь турецко-татарских язы­ков, выразил политическое значение создания лите­ратурного — общего языка. В № 3 своей газеты он писал следующее: «В течение краткого промежутка времени индийские мусульмане изобрели себе всем понятный и простой литературный язык. Этот еде-

л алея деловым и имеющим терминологию.... Иметь такой язык для нации великое приобретение, ибо она, имеющая литературный общий язык, будет объединяться эволюционным путем».

Архив Национально-культурного центра «Казань». КП. 12920/101. Опубликовано: журнал «Гасырлар авазы — Эхо веков», 1997, №3-4. С. 209-210.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 518. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия