Студопедия — О Галимджане Баруди
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О Галимджане Баруди






 

Баруди (наст. фам. Галиев) Галимджан Му-хаммаджанович (1857-1921) — религиозный и общественный деятель, один из идеологов джади-дизма. Основатель и руководитель медресе «Му-хаммадия». Автор учебников по исламскому веро­учению, арифметике, букваря татарского языка.

...Галимзян Мухаметзяшэвич Галеев (Баруди) родился 5 февраля (по старому стилю) 1857 года в д. Малые Ковали Казанского уезда (ныне Высоко­горского района РТ)....

В 1862 году Галимзяна отдают учиться в пре­стижное казанское медресе «Каримия» («Апанаев-ское») при 2-й соборной мечети. Здесь преподавали знаменитые в то время ученые-теологи, получившие богословское образование в Бухаре, Кабуле, Аравии и Египте. Один из них — Салахутдин Исхаков, при­знанный знаток шариата и восточных языков, имев­ший дома богатую библиотеку духовной литерату­ры, стал главным наставником Галимзяна Галеева. Под руководством этого мударриса юный шакирд изучил основы веры, сделал первые шаги в пости­жении арабской, тюркской и персидской культу­ры. Успехи были столь основательны, что по окон­чании четырехлетнего курса медресе Г. Баруди уже самому доверяют обучение шакирдов-первогодков. Стремительно разбогатевший отец... решает дать

ему высшее теософское1 образование и отправляет в 1875 году на учебу в Бухару.

...В течение семи лет он слушал лекции прослав­ленных бухарских мударрисов, дни напролет прово­дил в библиотеках за чтением древних рукописей, одновременно изучал быт и культуру мусульман Востока. Вернувшись в Казань с солиднейшим бага­жом знаний, Г. Баруди 28 октября 1882 года полу­чил указ за № 7724 на исполнение должности вто­рого муллы 5-й соборной мечети.... Новоиспечен­ный хазрет, давно мечтавший о большой шакирд-ской аудитории, конечно же, не мог удовлетворить­ся преподаванием в небольшом приходском медре­се М.Ю. Сагитова, где в самые лучшие времена на­считывалось не более 50 учащихся. К тому же Га­лимзян Галеев столкнулся здесь с характерными для всего мусульманского образования недостатками, в первую очередь, зубрежкой: на изучение одной толь­ко грамоты уходило несколько лет. Тогдашние му­сульманские учебные заведения, как правило, вы­пускали крайне односторонне образованных людей, способных часами спорить по какому-нибудь незна­чительному вопросу шариата и в то же время слабо разбирающихся в элементарном арифметическом счете. Такое положение дел все больше и больше волновало молодую национальную буржуазию, для которой наличие высококвалифицированных специ­алистов по различным отраслям знаний являлось главным условием выживания в острой конкурент­ной борьбе с русскими промышленниками и пред­принимателями. Вот почему стремление Г. Баруди изменить к лучшему существовавшие порядки в медресе встретило живой отклик у богатых татар-

ских купцов города Казани, и в первую очередь у его отца Мухаметзяна Ибнаминовича Галеева.

Отец подарил Галимзяну прекрасную усадьбу на Сенной улице напротив мечети, подыскал для него хорошую жену, дочь малмыжского 1-й гильдии куп­ца Исхака Мусича Утямышева — Бибимагруй.... Утямышевы, помимо успешных занятий коммерци­ей, обладали еще одним замечательным качеством. Они из поколения в поколение передавали своим потомкам неуемную жажду знаний, любовь к на­укам. Например, дед Бибимагруй абыстай, промыш­ленник Муса Габдуллович Утямышев, близкий друг и родственник выдающегося философа-реформатора Г. Курсави, получил блестящее богословское образо­вание в Бухаре и сам написал несколько книг по вопросам религии. Немудрено, чи его внучка, прек­расно образованная женщина, сумела стать достой­ной спутницей Галимзяна хазрета, проникнуться его духовными устремлениями и интересами, а затем на протяжении всей жизни, руководя женским мек-тебе при приходском медресе, помогать мужу в не­легкой просветительской деятельности.

... Купец [М.И. Галеев] учредил в махалле вто­рое, после Сагитовского медресе, получившее имя своего основателя — название «Мухаммадия». Для него Мухаметзян бай в 1883 году по проекту архи­тектора М. Ермолаева на дворовом участке, принад­лежавшем 5-й соборной мечети (ныне ул. Тукаев-ская, д.34) построил одноэтажное кирпичное здание. Здесь и начал педагогическую работу Г. Баруди. Нельзя сказать, что хазрет сразу же приступил к коренной ломке старых традиций в обучении, по­началу он попытался лишь внести новое содержа­ние в преподавание чисто богословских дисциплин. И уже одно это в считанные годы сделало имя моло­дого мударриса известным не только по всей Каза­ни, но и по губернии. Число шакирдов, желающих попасть на учебу в «Мухаммадию» стремительно

росло. Вскоре старое одноэтажное здание училища перестало отвечать требованиям нормального учеб­ного процесса... В 1885-1886 годах казанский 1-й гильдии купец Ахметзян Яхъич Сайдашев и мал-мыжский промышленник, зять Г. Баруди Габдулла Исхакович Утямышев, надстроили над прежним зданием второй и третий этажи. Благодаря этой помощи «Мухаммадия» превратилась в одно из са­мых богатых и благоустроенных медресе города...

Несмотря на первые успехи Галеевых, развитие новометодного образования в Казани шло медленно и трудно. Сказывались причины как объективного, так и субъективного характера. Быть первым все­гда нелегко. Отсутствие опыта, теоретической базы реформ, необходимой литературы, явная предубеж­денность общества и отчаянное сопротивление фа­натиков, видевших в малейших новшествах молодо­го муллы посягательство на священные основы ша­риата, — все это ставило препоны. Баруди мешали даже в собственной махалле. Старший имам 5-й соборной мечети М.Ю. Сагитов... отказал Г. Баруди в сломе прежних обветшавших строений, когда тот намеревался выстроить современный трехэтажный учебный корпус.... Ко всему прочему и губернское начальство, обеспокоенное активностью Баруди, при­нялось донимать его мелкими придирками. Поэто­му в 1887 году ученый... отправился в хафи, наме­реваясь по пути остановиться в мусульманских цен­трах — Турции, Египте и Аравии, чтобы послушать лекции знаменитых исламских правоведов, филосо­фов, ближе познакомиться с наследием и современ­ным духовным состоянием восточного мира. Из этой поездки Г. Баруди вынес одно глубокое убеж­дение — прогресс мусульманских народов невозмо­жен без приобщения их к достижениям европейской и мировой цивилизации. Он еще раз убедился в пра­вильности выбранной им стези и теперь уже, не­взирая на трудности, начал решительную ломку сред-

невековых устоев национального просвещения. В 1891 году медресе «Мухаммадия» официально пере­шло на преподавание по новому звуковому методу. За неимением специальной литературы Г. Баруди сам пишет ряд учебников, многие из которых впос­ледствии стали классическими образцами учебных пособий для магометанских школ и выдержали бо­лее десяти переизданий... Опять-таки впервые в ис­тории Галимзян хазрет наряду с традиционными богословскими предметами ввел в программу своего медресе светские науки, приблизив его тем самым к учебным заведениям европейского уровня. Ша-кирды, поступившие туда учиться, занимались в те­чение 14 лет. Они изучали арабский, турецкий, рус­ский языки, математику, геометрию, физику, гео­графию, психологию, педагогдку, историю России, историю тюркских народов и другие дисциплины, т.е. получали полноценное светское и духовное об­разование. Кроме того, Г. Баруди часто приглашал в свое учебное заведение видных представителей на­уки и культуры, политических и общественных дея­телей для чтения различных лекций, проведения факультативных занятий... С помощью богатых та­тарских купцов он снабдил классы медресе всем необходимым — картами, черными досками, кафед­рами и наглядными пособиями. Учебный процесс был подчинен строгому расписанию. В свободное время шакирды могли проводить в благоустроенном общежитии, мастерских или же на стадионе, зимой превращаемом в каток. В медресе царила атмосфе­ра относительного свободомыслия, учащиеся имели возможность объединяться в неформальные общества, выпускать рукописные газеты и журналы, ставить спектакли... В начале XX века в «Мухаммадии» на­считывалось рекордное количество учащихся — 500 человек и 20 мугаллимов (преподавателей). Не бу­дет преувеличением сказать, что в ее стенах полу­чил великолепное образование цвет татарской ин-

теллигенции.... Теперь уже немногие осмеливались обвинить хазрета в ереси... Будучи талантливым организатором, Г. Баруди сумел сгруппировать вок­руг себя купцов нового поколения, гордо име­новавшихся «прогрессистами»: Мухаметсадыка Га-ликеева, Сулеймана Аитова, Бедретдина Апанаева, Вафу Гайнуллина, Гайнутдина Мукминова и др. Их капиталы и влияние в обществе хазрет направил на упрочение джадидистских преобразований, на созда­ние крепкой материальной базы для лишенных го­сударственной поддержки мектебов и медресе...

Салихов Р.Р. Галимзян Баруди. //Очерки истории Вы-сокогорского района. — Казань, 1999. — С. 255-260.

11. Из донесения казанского отдельного цен­зора казанскому губернатору о распространении татарских книг. 10 декабря 1892 г.

 

...В Казани существуют два татарских книж­ных склада, в которых продаются исключительно книги для мусульман. Один из этих складов-лавок, принадлежащий Керимову, содержит главным об­разом книги научно-религиозного содержания, а другой — Хусаинова — издания мелкие: книжки и брошюры для чтения как городских, так и сельских татар. Но и помимо этих больших лавок-складов татарские книги продаются еще в других мелких лавках. Таких лавок насчитывается по крайней мере до десяти. Кроме того, казанские торговцы-татары развозят книги по селам и ярмаркам, где сбывают их тысячами, так как мусульманские книги вообще очень дешевы и по цене доступны почти каждому простолюдину....

Действительный статский советник Смирнов.

Тема: «Наука и культура в Казанской губернии во второй половине XIX в.»

1. О численности студентов Казанского уни­верситета

1880 г. 704 1885 г. 969 1890 г. 755 1894 г. 816

Россия: Энциклопедический словарь. — Л., 1991. — С. 398.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 601. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия