Студопедия — О казанских гастролях Ф.И. Шаляпина 1897 г.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О казанских гастролях Ф.И. Шаляпина 1897 г.






 

...Шаляпин со своими спутниками приехал в родной город 14 марта [1897г.]. Теперь он возвра­тился известным солистом московской частной оперы. В родном городе, откуда он начал свое вос­хождение к славе, ждали его друзья детства, сослу­живцы, ждал тот самый театр, который определил весь его дальнейший жизненный путь...

В первый же день Шаляпин встретился со мно­гими старыми друзьями, сослуживцами земской

управы, подарил им на память свои фотографии, пригласил в театр.

Первый концерт состоялся 15 марта в 9 часов вечера. Зал театра был переполнен. В программе намечались три отделения: в первом ставился пер­вый акт оперы Ш. Гуно «Фауст», во втором Ф.И. Ша­ляпин исполнил арию Филиппа из оперы Дж. Вер­ди «Дон Карлос», В.А. Эберле — «Страшную мину­ту» П.И. Чайковского, А.В. Секар-Рожанский — ка­ватину из оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта». Изумительно прозвучало трио «На севере диком» Дмитриева. В третьем отделении Секар-Рожанский исполнил арию Ленского из оперы «Евгений Оне­гин» П.И. Чайковского, Эберле — романс того же автора «То было раннею весной», а Шаляпин — бал­ладу Ю. Блейхмана «Курган» и дуэт Ж. Фора «У креста» на слова В. Гюго.

Публика принимала восторженно. Певцам при­ходилось все номера бисировать: Эберле — по два, Секар-Рожанскому — по три, а Шаляпину — по шесть раз! Когда Шаляпин пропел свой коронный номер — куплеты Мефистофеля, галерка, не доволь­ствуясь обычными аплодисментами, начала кричать, реветь, топать ногами так, что «в театре стены дро­жали и стон стоял». На бис Шаляпин спел романс Чайковского «Ночь», два юмористических романса «У приказных ворот» и «Воротился ночью мельник» и другие.

По поводу концерта «Волжский вестник» пи­сал, что он «доставил публике такое эстетическое наслаждение, какого она давно уже не испытывала, г. Шаляпин имел, можно сказать, колоссальный ус­пех».

«Газетные слухи и восторженные отзывы о г. Шаляпине, возбудившие большой к нему инте­рес, — писала другая газета,— не обманули ожида­ний и оказались вполне заслуженными... Шаляпин пел и арии из опер, и романсы... И везде в нем ви-

ден артист-художник. Он так вникает в смысл му­зыки и текста исполняемых им вещей и так пере­дает этот смысл, что не остается желать лучшего. Это не холодная, бесстрастная передача; это не толь­ко большой, красивый голос, но и громадный та­лант, покоряющий слушателей». Так же высоко оце­нивал огромный успех «своего согражданина» и «Ка­занский телеграф».

...Почти все годы, пока Шаляпин отсутствовал в своем родном городе, любители [Общества люби­телей музыки, пения и драматического искусства] находились в полулегальном положении: спектак­ли и литературно-музыкальные вечера устраивались каждый раз «с особого на то разрешения губернато­ра». К концу 1895 года общество любителей созда­ло у себя несколько секций: драматической руково­дил Н.Н. Михайлов, литературной — Н.П. Загоскин, музыкальной — Н.П. Куприянова, художествен­ной — О.А. Лебедева. Среди любителей были такие видные деятели, как профессор Казанского универ­ситета А.К. Казем-Бек, сын поэта Е. А. Боратынского, друга А. С. Пушкина, Н. Е. Боратынский, который сам был поэтом, музыкант и композитор А. И. Па­наев и многие другие. На вечерах участвовали пре­подавательница пения К. М. Гриняски, ученица му­зыкальной школы Е. Г. Ковелькова, будущая опер­ная певица, Терезия и Евгений Элухены, сестра и брат будущей жены Ф. И. Шаляпина, Клара и Мар­гарита Петцольд и многие другие.

К приезду Шаляпина в Казань общество только начинало развивать свою деятельность. На второй день после концерта на той же сцене оно устраива­ло в пользу учителей и учительниц Казанской гу­бернии литературно-музыкальный вечер с живыми картинками. Под режиссерством И. В. Пальчикова ставились небольшие пьески. Играл оркестр мандо­лин, пел большой любительский хор. По приглаше­нию любителей на этом вечере побывал Шаляпин.

На следующий день в городском театре состо­ялся еще один его концерт. «Камско-Волжский край» писал: «Второй концерт московских гостей привлек большое количество публики и прошел с не меньшим, если не с большим успехом, чем первый. Публика — положительно неистовствовала. Концерт этот лишь послужил подтверждением уже выска­занного по поводу первого концерта суждения об артистах. У г-на Шаляпина прекрасный голос, его исполнение вполне художественно. Уже теперь это вполне выработавшийся певец-художник, а он еще так молод, впереди у него столько еще времени для совершенствования». В концерте 17 марта особенно выдавались по художественности исполнения бал­лада Рубинштейна «Воевода», «Узник» (его же), ария Сусанина из оперы Глинки «Жизнь за царя», ария из оперы Делиба «Лакмэ», романсы Чайковского «Благословляю вас, леса!», «Растворил я окно» и особенно неподражаемо — «Старый капрал» Дарго­мыжского. Кроме того, им были исполнены «Колод­ники» и «У приказных ворот» Блейхмана, «Два гре­надера» Шумана, «О, если б мог выразить в звуке» Малашкина, «Воротился ночью мельник» Даргомыж­ского. Почти все на бис.

«Собравшаяся в большом количестве публика,— писал «Волжский вестник»,— награждала испол­нителей, особенно г. Шаляпина, с первого раза еще завоевавшего всеобщие симпатии, такими дружны­ми аплодисментами, от которых положительно сте­ны дорожали и стон стоял в зрительном зале. Вос­торги публики достигли своего апогея, когда Шаля­пин на бис пропел коронный номер «На земле весь род людской». «Верхи» не довольствуясь обычным способом выражения удовольствия — аплодисмен­тами, начали и кричать, и реветь, и топать ногами, и даже барабанить на чем-то, словом, получился точно какой-то дикий шабаш... Жаль, что концертанты дали здесь всего два концерта: публика с великим

наслаждением послушала бы их еще, молодежь даже собиралась просить их об этом, для чего ожидала на театральном подъезде их выхода, но гг. артисты, ве­роятно, опасаясь бурных демонстраций с качанием и тому подобными прелестями, вышли с другого подъезда и уехали никем не замеченными».

Из Казани Шаляпин направлялся в Пензу, а оттуда — в Саратов, Харьков, Киев. Прощаясь с дру­зьями, он обещал приехать в скором времени...

Гольцман СВ. Ф.И. Шаляпин в Казани. — Казань, 1986. — С. 122-124.

16. О казанском периоде творчества В.И. Ка­чалова

 

Качалов Василий Иванович (1875-1948) — актер. В 1897-1900 гг. работал на сцене русского театра в Казани, сыграл ряд значительных ролей в спектаклях по пьесам А.К. Толстого, А.Н. Ост­ровского, У. Шекспира.

...В Казани Василий Иванович появился в 1897 году. Он выбрал этот город сам, так как хотел иг­рать на сцене и продолжать занятия на юридичес­ком факультете университета.

Качалов приехал в Казань в тот период, когда местный театр возрождал свою былую славу, уте­рянную после отъезда из города Медведева1. Воз­главлял театральное дело в Казани ММ. Бородай2

1 Медведев Петр Михайлович (1837-1906) — антреп­ренер, актер, режиссер. В 1866-1872, 1874-1880, 1884-1888 гг. был художественным руководителем и антрепре­нером Казанского русского театра, который стал одним из лучших российских провинциальных театров.

2 Бородай Михаил Матвеевич (1853-1929) — антреп­ренер русского театра. В 1893-1901 гг. возглавлял казанс-ко-саратовское товарищество актеров. Продолжая традиции П.М. Медведева, формировал высокохудожественный репер­туар, приглашал известных актеров.

— «один из талантливейших людей театрального мира», как называл Качалов.

Три сезона выступал Качалов в Казани, только три сезона, но они сыграли большую роль в судьбе актера.

«В клетчатых штанах, в цилиндре на голове и в огненно-рыжем пальто явился я в 1897 году в Ка­зань... Казань приняла меня тепло. Через год я стал чем-то вроде «премьера»,— вспоминал позднее зна­менитый актер.

Первое время Качалов выступал в мелких ролях, и публика, а также критика не обратили на него ни­какого внимания. Однако молодые актеры театра уже с первых шагов Качалова на сцене почувствовали, что в их среде появился необыкновенный талант.... Спектакль за спектаклем играет молодой ак­тер, но пока без успеха, хотя публике он уже начи­нает нравиться. Пресса тоже отмечает отдельные роли, сыгранные Качаловым... После Бориса1 Кача­лов сыграл роль Кассия в «Юлии Цезаре» Шекспи­ра, и опять ему сопутствовал успех. Все газеты дали восторженную оценку игре Качалова-Казанский период для Василия Ивановича явил­ся периодом творческих поисков. Иногда он терпел неудачи, но публика полюбила Качалова и прощала ему провалы...

В 1900 году любимца казанской публики, мо­лодого ценного актера пригласили в Московский ху­дожественный театр. Прощальный концерт Васи­лий Иванович в бывшем Дворянском собрании. Ка­занские зрители тепло проводили Качалова, ему вру­чили лавровый венок от студентов города с дружес­кой надписью...

Белокопытов В., Шевченко Н. Их именами названы улицы Казани. — Казань, 1973. — С. 145-147.

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 373. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия