Студопедия — Важность иметь одну только
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Важность иметь одну только






Идею

 

Студенты, изучающие предмет публичных выступлений и проповедования, уже на протяжении столетий убеждаются в том, что эффективная речь всегда должна быть посвящена одной теме. Ученые настолько единодушны в этом вопросе, что практически любой учебник по этому предмету включает в себя этот принцип. Терминология в данном случае может быть разной: центральная идея, предложение, тема, тезисное заявление, главная мысль; однако сущность всегда одна и та же: эффективная речь "должна быть сосредоточена вокруг одного специфического предмета - центральной идеи". Эта мысль настолько очевидна, что некоторые авторы, как например, Лестер Тонсен и Крэг Бейрд, считают ее не требующей доказательства:

Не стоит здесь много говорить о значении центральной темы. Есть предположение, что такая речь четко определяет и дает возможность легко понять тезис или цель оратора, что тезис этот не загромождается побочными тезисами, которые вводятся только с единственной целью уточнить главный тезис, и что развитие такой речи дает возможность легко и безошибочно выразить этот тезис в процессе изложения контекста речи.

Гомилетики присоединяют к этому мнению свои голоса, утверждая, что проповедь, как и любая хорошая речь, должна строиться на принципе изложения одной четкой концепции. Дональд Миллер в главе, посвященной сущности библейской проповеди, ясно говорит:

... любая проповедь должна иметь только одну главную идею. Все пункты или подразделы должны быть частью одной главной мысли. Подобно тому, как отдельные куски разрезанного на части пирога, составляют единое целое и являются вкусной и удобоусваиваемой пищей, отдельные пункты проповеди должны быть более мелкими частями, относящимися к одной теме и

 

28 Изложение проповеди

 

разделенными на отдельные фрагменты для того, чтобы ум мог более легко усвоить их, и чтобы они оказали влияние на жизнь слушателей... Теперь мы готовы самыми простыми словами выразить то, чему посвящена эта глава. А именно: каждая проповедь должна иметь тему, и эта тема должна быть темой места Священного Писания, положенного в основу проповеди.

 

Исходя из другой традиции Аллан М. Стибс присоединяет и свой голос: "проповедник должен строить свою объяснительную проповедь в соответствии с одной главной темой...". Грейди Дэвис в своей книге "Design for Preaching" "План Поповеди" поддерживает эту мысль такими словами: "хорошо подготовленная проповедь является воплощением, развитием и полным изложением какой-то важной мысли". Классическое изложение этой концепции дал Джоуэт в своей лекции, произнесенной в Иельском университете:

"Я глубоко убежден, что проповедь не готова к тому, чтобы ее произнести и даже не готова к тому, чтобы быть изложенной письменно, пока мы не выразили ее тему одним коротким и содержательным предложением, чистым как кристалл. Я пришел к заключению, что составить такое предложение - это наиболее трудный, наиболее утомлительный, но и наиболее плодотворный труд в моем исследовании. Принуждать себя сформулировать такое предложение, подбирая каждое слово так, чтобы оно имело особый вес и содержание - это значит обдумать каждое слово, входящее в формулировку темы с тем, чтобы эти слова выразили тему с наибольшей точностью, что несомненно является наиболее важным фактором в подготовке проповеди; и я не думаю, что любая проповедь заслуживает того, чтобы ее произнести или даже записать ее текст, если такое предложение не составлено или не является чистым и ярким, как луна на безоблачном небе".

 

Игнорировать тот принцип, что центральная, единая идея должна быть сердцевиной эффективной проповеди - это значит не сказать студентам, изучающим гомилетику, того, что мы должны сказать им.

Новичок может не обратить должного внимания на важность центральной идеи в то время, как учителя по гомилетике стараются помочь молодым проповедникам, заставляя следовать их образцу. Нужно также заметить, что этот основный принцип передачи какой-то идеи подтверждается учением Библии. В Ветхом Завете речь пророков названа "бременем Господа". Их выступления перед народом не были чем-то похожим на высказывание каких-то "подходящих к данному случаю замечаний", высказанных только потому, что от Божьего человека ожидали что-то услышать. Напротив, пророк взывал к своему народу, потому что у него было что сказать. Он провозглашал весть, полностью и всецело посвященную одной цели: убедить слушателей вновь обратиться к Богу. Вот почему речи пророков обладали как

 

Глава 2 29

 

формой, так и целенаправленностью. Каждая из них была посвящена одной теме и направлена к отдельной категории слушателей с тем, чтобы вызвать в них определенный отклик.

В Новом Завете историк Лука приводит образцы проповедей, с помощью которых церковь смогла проникнуть в древний мир. Проповеди, произносимые апостолами, без всякого исключения были провозглашением одной идеи, направленной к какой-то определенной категории слушателей. Вывод, сделанный Дональдом Сунукяном по поводу проповедей Апостола Павла, в равной степени приемлем по отношению к любому проповеднику, о котором идет речь в Деяниях Апостолов: "Каждая из проповедей Павла построена вокруг одной простой идеи или мысли. Каждое из его обращений к слушателям выкристаллизовывается в одно предложение, в котором подводится итог всему вышесказанному. Все сказанное в проповедях или ведет к раскрытию единой общей темы, или развивает ее, или вытекает из нее".

Важно заметить, что каждая идея развивается по-разному апостольскими проповедниками. Во 2 главе Деяний, например. Апостол Петр, выступая перед враждебной толпой в день Пятидесятницы, построил свою проповедь на индуктивном принципе с тем, чтобы привлечь внимание людей. Прямо он высказал свою идею только в заключительной части проповеди: "Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли" (Деян. 2:36). В 13 главе Деяний Павел, напротив, прибегает к дедуктивному методу. Главную идею своей проповеди он высказывает в самом начале, а затем развивает и доказывает эту идею. Формулировку этой идеи мы находим в ст. 23: "Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса". В 20 главе, обращаясь к ефесским пресвитерам, Павел использует и индуктивный, и дедуктивный методы. Сначала на примере своей собственной жизни Павел дает пример того, как нужно заботиться о церкви, а затем предупреждает их в 28 стихе: "Итак внимайте себе и всему стаду..." Изложив вначале основную мысль, Павел поясняет и относит свою идею к пресвитерам. Хотя не все проповеди, приведенные в Деяниях, построены одинаково, каждая из них построена на принципе изложения одной центральной концепции.

Если мы хотим, чтобы наша проповедь была эффективной, мы должны знать, о чем проповедуем. Эффективные проповеди, передающие библейские идеи, сводятся все вместе под общим сводом единства. Беря Божественные мысли и повторяя их, проповедник тем самым передает их своим слушателям. Полагаясь на силу Духа Святого, он может обличать, увещевать, обращать и утешать мужчин и женщин, проповедуя им библейские концепции. Он знает, что люди формируют свою жизнь и определяют вечное предназначение на основании идей.

 

30 Изложение проповеди

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 343. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия