Студопедия — Моя биография 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Моя биография 7 страница






Значительное место в греческой религии занимал культ мертвых. Покойник мог стать страшным и мстительным существом, в любую минуту могущий появиться как призрак. Его старались умилостивить дарами и жертвами. Погребаемым в могилу клали различные вещи, опасаясь, что тот может вернуться за тем, чем владел при жизни; забрав с собой часть, возможно, он не будет стремиться вернуться в свой дом. На могиле время от времени совершались жертвоприношения, во время которого сквозь трубку в могилу сливали кровь жертвенных животных. В день поминовения (Анфестерий) закрывались двери храмов, чтобы души умерших, которые в это время возвращаются в мир, не могли войти туда и осквернить своим присутствием посвященные богам места. Постоянным местопребыванием душ умерших был Аид (отождествлялся с Тартаром – бездной). От мира живых его отделяла река Стикс (также в Аиде протекает река забвения Лета (испивший из нее забывает свою былую земную жизнь), Кокит, Ахеронт, и окружающий Аид огненный Флегетон), через которую души переправлял на лодке мрачный перевозчик Харон (принято было класть покойнику в рот мелкую монетку – «обол Харона», чтобы было чем расплатиться). Вход в Аид стережет трехглавый пес Ц(К)ербер; вернуться оттуда не может никто (но все же в Аиде побывали Геракл, Орфей, Тесей и Сизиф). Суд над душами вершат судьи Минос, Эак и Радаманф – сыновья Зевса. Для праведников предусмотрено особое место, не столь мрачное и печальное – Элизиум (Елисейские поля). Правит там Аид (Гадес) – ипостась Зевса (Зевс Хтоний – «подземный») и Персефона, дочь Деметры. Психе («душа», «дыхание») была олицетворением души и дыхания, отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма и его частями. Дыхание человека, а, следовательно, и душа, сближалось с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью. Души умерших представлялись вихрем призраков. Часто Психе изображалась в виде крылатого существа вроде бабочки, вылетающей из погребального костра или летящей в Аид, могла представляться и как летящая птица. Души умерших в аиде порхают в виде теней и сновидений, слетаются на кровь, издают писки. Были также представления о душе как о маленькой куколке, которую видно через зрачок. Носителем души является кровь («седалище души»): у раненого душа выходит через рану вместе с кровью (возможно, кровью душа питается) или ее вырывают вместе с острием копья. Души могли совершать благодеяние или вредить. В аиде душа становится вещуньей, являясь в пророческих снах. Порой душа незаметным прикосновением излечивала внезапную болезнь или лишала жизни. Особо вредными считались души умерших насильственной внезапной смертью. Кроме представления о душе – Психе – существовало и обобщенное представление о некоей неопределенной божественной силе, злой или, реже, благодетельной, определяющей жизненную судьбу человека – демоне. Это была некая мгновенно возникающая и мгновенно уходящая сила, которую нельзя назвать по имени, с которой нельзя вступить ни в какое общение. Внезапно нахлынув, она молниеносно производит какое-либо действие и тут же внезапно исчезает (возможно, когда-то демон был богом данного мгновения). Демон приравнивался к судьбе, каждому человеку в жизни доставался свой демон, все события человеческой жизни находились под его влиянием.

В значительной степени загадочной и таинственной остается религия этрусков - народа, населявшего Италию и создавшего высокоразвитую цивилизацию, оказавшего влияние на культуру (в том числе, и религиозную) Рима. Вселенная представлялась этрускам в виде трехступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя - земной поверхности, а нижняя - подземному царству. Нижняя - невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов, царством мертвых. Параллелизм между этими структурами позволял по расположению светил в верхней - видимой, предсказывать судьбу человеческого рода, народа и отдельного индивидуума. Средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мертвых. Символом таких разломов были ямы квадратной формы (mundus), сооружаемые в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков.

Существовала церемония торжественного вбивания "годичного гвоздя" в храме богини Нортии в этрусском городе Вольсиниях, что являлось отражением этрусской концепции времени: с каждым праздником наступления нового года свободное от шляпок гвоздей пространство на священной стене храма становилось все меньшим, и рано или поздно оно должно было заполниться совсем, а вместе с ним должно было закончиться время, определенное в этом мире этрускам (десять или восемь "веков", то есть, времени жизни одного поколения; время же существования мира в целом - 12 тысяч лет (6 тысяч лет мир создавался и столько же продлится жизнь человеческого рода).

К древнейшим религиозным представлениям относится этрусская концепция богов, передающих свою волю с помощью молний. К их числу относился Тин (tin - светлая часть суток, просто день) - высшее божество света, бог неба, громовержец, повелевавший тремя пучками молний (первые молнии просверливали, вторые рассеивали, третьи - испепеляли): первым из них он мог предостерегать людей, вторым пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью другими богами, третьим, самым страшным и сокрушительным - карал, лишь получив согласие избранных богов. Ему посвящалась светлая часть дня; он изображался в виде мужчины средних лет или в виде юноши, часто с сестрой Фесан ("заря"). Богиня Туран ("подательница", "дающая") считалась владычицей всего живого, природы, именовалась "владычицей зверей" (существует ее изображение в образе крылатой богини, держащей на цепи двух пантер) и отождествлялась с Афродитой. Богиня Уни считалась покровительницей царской власти (изображалась сидящей на троне, а не на курульных креслах, как прочие боги). Менрва ("угрожающая", возможно - "предостерегающая"), покровительница ремесел и ремесленников, рыбаков (в посвященном ей колодце обнаружили остатки сетей, грузил). Тин, Уни и Менрва образовывали этрусскую триаду наиболее почитаемых богов. Бог Аплу (Аполлон) первоначально воспринимался как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс (Гермес) считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Богиня Аритими (Артемида) отождествлялась с Дианой италиков. Хозяин подземного огня и кузнец носил имя Сефланс (Велханс), изображавшийся в треугольной шапочке ремесленника, с молотом и клещами. Видное место занимал морской бог Нефунс (Нетун), а среди божеств плодородия и растительности наиболее популярен был Фуфлунс (отождествляемый с Дионисом-Вакхом), культ которого носил оргиастический характер; существовала особая жреческая коллегия. Изначально покровителем растительности были божество Майус, и бог Марис, ставший впоследствии богом войны (изображался обнаженным мальчиком в шлеме, с копьем и щитом), жертвы которому приносились 50 раз в год. Несколько божеств были связаны с человеческой судьбой: богиня Норту, богиня Тефис, богиня Ферония (считалось, что она покровительствует освобождению рабов: в ее священной роще было каменное сиденье с надписью "Здесь садятся добронравные рабы, встают свободные"). Имена многих богов неизвестны, вероятно, потому, что они не имели индивидуальных имен или же их имена не должны были разглашаться - так называемые dei involuti - "сокрытые боги".

присутствовал и культ добрых и злых демонов (изображались с зооморфными элементами и когда-то были, вероятно, священными животными), которые зачастую являлись слугами и спутниками богов. Демон смерти Харун (Хару) - зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, вестник смерти, страж у входа в мир мертвых (изображался с крючковатым носом, острыми ушами, с крыльями за спиной и на голове, с телом свинцово-голубоватого оттенка; атрибутом его являлся молот на длинной рукоятке - символ смерти). Демоном смерти был и Тухулка (изображался с клювом вместо носа, змеями вместо волос, с хвостом). Эти демоны являлись исполнителями или свидетелями воли богов. Демонические существа Лазы, изображались в виде обнаженных женщин (иногда и мужчин) с крыльями за спиной, считались покровительницами домашнего очага и любви. Рубежом между двумя мирами считался Океан, умерших изображали плывущими по Океану на лодке или корабле (в погребениях часто находят модели лодочек), в окружении дельфинов, морских чудовищ, сирен (считались музами подземного мира, возвещающими смерть). Также элементом представлений о загробном мире являлись силены, музыка которых символизировала гармонию мира, соединяющую жизнь и смерть.

В этрусском обществе существовало сословие жрецов, среди которых выделялись прорицатели-гаруспики. Первой обязанностью гаруспиков было исследование внутренностей жертвенных животных с целью выявления бога или богов, от которых исходит угроза жертвователю - частному лицу или государству. Установив причастность тех или иных богов к тому или иному бедствию или знамению, гаруспики должны были представить, иногда в письменной форме, решение о мерах, необходимых для умилостивления богов: жертвоприношениях, играх, уничтожении уродов, очищении города и проч. Если речь шла о более серьезных событиях, допускалась совместная выработка рекомендации при участии других жрецов, специализировавшихся на гаданиях по молниям, наблюдениям за птицами, причем гаруспики обязательно должны были опираться на священные тексты.

Римская религия (многие элементы которой были заимствованы у этрусков) была суровой и практичной, далекой от антропоморфизма, ей не было свойственно олицетворение природы в виде божеств, наделенных человеческими качествами, ее отличали абстрактность и безличность. Мистические силы, проявлявшиеся в явлениях природы, и были божествами (numina), которые могут приносить как пользу, так и вред человеку (таких божеств было немало: Пенаты, Лары, Семоны, Маны, Гении, Камены и проч.). Римские numina - это религиозные представления, не отягощенные художественной трактовкой. Характерным для numina является неопределенность их пола, нашедшая выражение в жреческой формуле, обращаемой к божеству - sive deus, sive dea - "или бог, или богиня". Первоначально numina были божествами рода или племени, но впоследствии превратились в божеств древних римских поселений. Культ нумина воспринимался государством и сосредотачивался в храмах. Государственный культ Пенатов был связан с государственным культом Весты (поскольку домашние Пенаты почитались у очага, который являлся и главным культовым объектом Весты) и происходил в ее храме на форуме. Гений, почитавшийся в каждом доме, с возникновением государства стал его покровителем - Genius Publicus, Genius Populi Romani, Genius urbis Romae. Процесс возникновения новых нумина не прекратился с утверждением богов, имевших антропоморфный облик.

При этом религия занимала исключительное место в жизни древнего римлянина. Дом был для него храмом: очаг – это бог, стены, двери, порог – тоже боги, межа, окружавшая поле - тоже божество (носившее имя Термин). Порог человеческого жилища охраняла Jana; Arquis был богом сводов, Forculus - дверей; Cardea - дверного крюка; Limentinus - камня у порога. Внутри был Lateranus – бог домашнего очага. Каждая семья имела свои святыни. Средоточием культа был очаг, перед которым глава семейства Pater familias выполнял все обряды, сопровождавшие любое важное дело. Хранителями дома почитались пенаты, заботящиеся о благополучии и благосостоянии семьи – добрые духи, обитатели дома. Вне дома о семье и ее имуществе пеклись лары. У каждого члена семьи был свой гений, к-рый считался выражением силы данного человека, его жизненной энергией, и в то же время его хранителем; особо почитался гений главы рода – Genius familie, и гений дома Genius domus. Представления о загробной жизни не были особо развиты: считалось, что после смерти дух покойного обитал в могиле, в которой похоронено тело. Могила – это алтарь, погребенные в ней предки – божественные существа. В качестве богов загробного мира почитались Маны, впоследствии обожествленные души предков, считавшиеся также хранителями гробниц (эпитафии обычно начинались с посвящения Манам, которое сопровождалось просьбой даровать покойному загробное блаженство за добродетельную жизнь). В честь Манов в дни поминовения приносились жертвы: на могилы приносили угощение, сами могилы украшались цветами: в паренталии (праздник родителей) открывался обычно закрытый "камнем Манов" (lapis manalis) вход в подземелье - мундус, считавшийся входом в мир мертвых. Маны назывались добрыми богами (возможно, "добрые" следует понимать в обратном смысле, подобно тому, как греки называли бурное Черное море Эвксинским - "гостеприимным"), но и они вызывали опасения (особенно если о них не заботились): с ними была связана страшная подземная богиня Мания, насылавшая безумие.

В древнейших представлениях римлян об умерших отсутствует богатая фантазия, свойственная древнегреческой религии ее мифами б Аиде. Лишь с 219 г. до н.э. римляне стали почитать Плутона и Прозерпину. До этого ограничивались Лемурами, Манами и связанный с последними бог Vejovis. В феврале, в конце старого года, отмечались родительские дни (Parentalia): в это время магистраты слагали свои инсигнии, храмы закрывались и запрещались всякие церемонии, от которых ожидался благоприятный исход. Паренталии - праздник в честь родителей, которых следует почитать как при жизни, так и после их смерти. Как и многие народы, римляне полагали, что мертвые нуждаются во всем том, что нужно живым, поэтому на могилу приносили хлеб, соль, вино, венки. В мае отмечался праздник Лемурия: Лемурами (Ларвами) в глубокой древности назывались души умерших, правда, лишь те, о которых не заботились, вследствие чего они становились злыми и мстящими силами. Лемуры преследуют людей, вселяются в человека; одержимый Ларвами (larvatus)- синоним сумасшедшего. От Лемуров можно было защититься с помощью магических действий, во время которых в полночь через плечо за дверь швырялись бобы.

Таким же множеством сверхъестественных сил являлись Лары, покровители коллективов и их земель, введение почитания которых приписывалось Нуме Помпилию. Возможно, корни почитания Ларов находятся вне дома: первоначально они являлись божествами участка сельской общины. Вначале они были такими же божествами дома, что и Пенаты; позднее они стали почитаться за пределами дома как покровители путешествий по воде и на суше, как охранители на войне и защитники полей. Римляне выводили культ ларов из культа мертвых. Фамильные Лары были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициаций, бракосочетанием, смертью. Считалось, что они следят за соблюдением традиционных норм во взаимоотношениях членов фамилии, наказывают нарушителей (в частности, хозяев, которые слишком жестоки с рабами; последние искали защити от господского гнева у очага или у алтаря Ларов). Новобрачная, переходя в фамилию и соседскую общину мужа, приносила монету домашним Ларам и компитальным. Как покровители соседской общины и добрососедских отношений, почитались компитальные Лары. Их культ был сосредоточен на перекрестках (compita), где сходились границы нескольких участков: в сооружаемых там святилищах делались отверстия по числу примыкавших к ним усадеб. Праздник Ларалий (Компиталий) объединял всех, чьи владения сходились на перекрестке: происходили имевшие оргиастический характер совместные пиршества хозяев и рабов, сопровождавшиеся шутками, песнями, плясками, состязаниями за призы. Ларам приносилась совместная жертва - ставшее негодным ярмо.

Во время празднования Ларалий на перекрестках или на дверях главами семейств вывешивались человеческие изображения в виде кукол из шерсти (по числу свободных в доме) и клубков шерсти (по числу рабов) - возможно, это было замещение обряда человеческих жертвоприношений. В целом Ларалии являлись народным праздником урожая и плодородия. В культе Ларов отразились пережитки матриархата: Лары имели мать (mater Larum), богиню рода Ларов. Из ларов выделялся Lar familiaris- покровитель всей фамилии (в особенности рабов - как родового имущества), а также Lares praestites - божества участка общины, которые изображались в виде юношей с копьями и с собачьими шкурами на плечах в сопровождении собаки - они являлись охранителями территории общины и покровителями всех, кто проживал на этой территории. Позднее было принято изображать Ларов в виде танцующих юношей.

Лары и другие родовые божества не были ни добрыми, ни злыми: они обладали всей полнотой власти в определенной сфере, и эта власть могла быть как благоприятной для людей, так и нет.

Многие божества были заимствованы римлянами у этрусков и италиков, впоследствии отождествлялись с различными греческими богами: Юпитер (Зевс), Нептун (Посейдон), Диана (Артемида), Минерва (Афина), Меркурий (Гермес) и др.

В глубокой древности римляне видели в источниках и реках либо богов, либо их обиталища. Существовал праздник Фонтаналий. Водопровод представлялся как простое продолжение источника. Сакральное отношение к текущей воде – родниковой, речной или водопроводной. Уличные линии водопровода были разновидностями русла, своеобразной дельтой, скрытые в земле трубы сопоставлялись с источниками. Смешивать их между собой было бы противоестественно и кощунственно. Противоестественным и кощунственным представлялось пресечение свободного тока природной воды, доставленной водопроводами в город. Всякое преграждение изливающейся воды, задержка ее течения или загрязнение были нарушениям энергии свободного тока. Римские краны лишь сужали струю воды, но никогда не перекрывали ее полностью. Одним из древних, собственно римских божеств был Янус. Из божества дверей, бдительного привратника, он превратился в божество всякого начала. Янус (Janus Pater, от "ianua" - "двери", "ворота") - бог входов и выходов, дверей (его эпитетами были "отпирающий" и "запирающий"), всякого начала (первого месяца года, первого дня всякого месяца, начала жизни человека), а также договоров и союзов. При обращении к богам имя Януса призывалось первым, жрецом его был "царь священнодействий" (rex sacrorum), возглавлявший иерархию римских жрецов. Януса изображали с ключами, 365 пальцами по числу дней в году, который он начинал, и с двумя лицами, смотрящими в разные стороны - двуликий Янус, "двойной" - Geminus; так же называлась двойная арка на форуме, ворота которой отпирались во время войны и запирались во время мира. Двуликость объяснялась тем, что двери ведут как внутрь, так и из дома, а также тем, что Янус знает и прошлое, и будущее. Янус именовался "богом богов", "добрым создателем", трактовался как "мир" - mundus, как первобытный хаос, который преобразовался в упорядоченный космос, а сам он при этом превратился из бесформенного шара в бога и стал блюстителем порядка, мира, вращающим его ось.

Почиталось божество всяких перемен (прежде всего, времен года, обеспечивавших произрастание плодов, а также течения рек, настроения людей) Виртумн, богиня священного очага Веста (жрицы-весталки избирались из девочек 6-10 лет, и должны были в продолжение 30 лет сохранять девственность, за нарушение запрета их замуровывал живыми), жрицы которой поддерживали в храме постоянный огонь как символ государственной надежности и устойчивости.

У римлян были божества, заведовавшие всеми отдельными действиями человека: они принимали его при рождении и сопровождали до могилы. Рartula – присутствует при первых родовых болях; Lucina- заведует самим рождением; Diespiter - дарует ребенку свет; Vitumnus - жизнь, Sentintus - чувства; Vaticanus или Vagitanus – открывает рот и производит первый крик новорожденного; Levana - поднимает его с земли и представляет отцу, который признает его своим; Cinina - охраняет колыбель; Rumina приучает его сосать грудь, Nundina - богиня девятого дня – напоминает, что через девять дней после рождения мальчик, очистившись, получив имя и снабженный амулетами, которые должны оберегать его от дурного глаза, действительно вступает в жизнь; рядом с ней Geneta, Mana и феи (Fata) сулят ему счастливую судьбу. Ребенок растет. Когда его отнимают от груди, являются новые божества: Educa и Pontina учат его есть и пить; Cuba следует за ним, когда он переходит из колыбели на кровать. Ossipaga yкрепляет его кости, а Carna – мускулы. Statinus, Statilinus Statina помогают ему держаться на ногах; Abeona i Adeona научат его идти вперед и возвращаться назад; Interduca i Domiduca - ходить по и вне дома. Душа ребенка развивается также при помощи разных божеств: Farinus - разверстает уста и помогает издавать разные звуки; Fabulinus учит словам; Locutius - целым предложениям. Вслед за тем у ребенка появляются разум, воля и чувства: вместе c Mens, Mens bona, богиней разума и в особенности здравого смысла, вместе c Catius – богом сметливости; Consus - богом мудрых решений; Sentia - богиней мудрых советов. Воля образуется при помощи Volumnus, Volumna, Voleta, которые играют ту же роль, что и божества, способствующие принятию решений; Stimula, которая возбуждает и увлекает; Рeta – заведующая первым внешним проявлением воли; Agonius, Agenoria, Peragenor - приводящие в исполнение задуманное; Sternia - возбуждающая мужество, необходимое для преодоления препятствий; Pollentia и Valentia - помогающие продолжить начатое дело; Praestana или Praestitia - закончить его. Чувства рождаются при помощи Lubia или Lubentina i Liburnus – божеств удовлетворения; Volupia - богини наслаждения; Cluacina - которая, по видимому, была богиней грубых страстей; Venilina - богини надежд, которые осуществляются, и противоположной ей Paventia– богини смущения и страхов. Особые божества заканчивают нравственное и телесное развитие ребенка, превращая его из подростка в юношу: Numeria - учит его считать, Camena - петь; Minerva - заканчивает дело богини Mens, укрепляя его память; Juventas - юность и Fortuna barbata – бородатая фортуна – оживляет тело юноши, вступающего в зрелый возраст.

Ряд богов покровительствовал браку. Встречаются божества отдельных моментов семейной жизни: Tutanus и Tutilina, - помогавшиее во время нужды; Viriplaca, которой молились в дни супружеских размолвок; Orbona, к которой обращались бездетные родители. Были боги, дававшие человеку почести, богатство, счастье и здоровье: Fessona - богиня утомленных людей; Pellonia - обезоруживающая врагов; Quies - доставляющая покой; Rediculus, который первоначально был богом возвращения. Материальное благосостояние находилось под покровительством богов выгоды и корысти (dii Lucrii), а в особенности - Pecunia, Argentinus, Aesculanus - божеств денег, серебра и бронзы, и Arculus – бога шкатулок. Honorinus был богом почета и общественных должностей. У изголовья умирающего человека стояло столько же богов, сколько их было у колыбели новорожденного: Caeculus - лишавший света его глаза; Viduus - отделявшая душу от тела; Mors - которая заканчивала дело смерти; Libitinia - участвовавшая в погребальном шествии; Nenia - в оплакивании покойника.

Список всех этих божеств был помещен в Indigitamenta – древних книгах понтификов.

Вся римская религия сводилась к обрядности; но эти обряды обставлялись множеством мелочных подробностей, из которых ни одна не могла быть опущена. Всякое жертвоприношение для того, чтобы быть действенным, должно было быть совершено, по определенному ритуалу, и единственную заботу молящегося составляло то, чтобы точно выполнить все правила. Прежде чем испросить какую-то милость, прежде всего, следовало определить, к какому богу в данном случае требуется обратиться. Римлянин, молясь, опасался, что мысль его плохо выражена, и поэтому старательно повторял по несколько раз одно и то же, чтобы недоразумения исключить. К словам прибавлялись жесты: когда богу посвящали храм, то держали в руках двери храма; произнося слово “земля”, касались земли; когда говорили о Юпитере, поднимали руки кверху; когда речь шла о себе самом, ударяли себя в грудь рукой. В отношениях к богам римляне были почтительны, но осторожны: давая обет, старались не брать слишком больших обязательств, чтобы ненароком не выполнить больше того, что следует за милость богов. Пропущенное слово в молитве, особенно при больших церемониях, приводило к тому, что всю церемонию признавали недействительной и ее следовало начинать заново; поэтому нередко при молящемся находилось два жреца – один подсказывал слова молитвы, а другой сверялся с книгой, чтобы удостовериться, что ни одно слово из нее не пропущено. Обряды римского чисто формального культа были так многочисленны и так сложны, что было чрезвычайно трудно не пропустить чего-нибудь. Для избежания ошибок можно было воспользоваться чем-то вроде религиозной юридической консультации. При этом само божество не интересовало обращающегося к нему настолько, что в обращении использовалась формула: «Бог ты или богиня…»

Римская религия нисколько не заботилась о душевном настроении молящегося: значение имела только внешняя сторона, соблюдение формы. Истинная набожность не поощрялась. Молитва должна быть как можно более бесстрастной, холодной, любые отклонения, пусть вызванные искренней благодарностью божеству, считались недопустимыми. Все, что превышает установленное правилами религии – грех, суеверие («superstatio»). Древние римляне понятие греха отождествляли с понятием ритуальной нечистоты, обозначаемой термином piaculum. Он мыслился как нечто материальное, о чего можно очиститься или переложить на другое существо. Отношения между человеком и богами рассматривались как своего рода сделка: человек должен купить благосклонность небес молитвами и жертвами, но весьма некрасиво со стороны богов не даровать своей милости. Если боги не выполнят «взятых обещаний», на них сердились и начинали дурно общаться. Римлянин аккуратно вел свои счеты с богами; он не хотел оставаться их должником, но и не желал давать им больше, чем следует.

Жречества как сословия в Древнем Риме не существовало; оно рассматривалось как одна из форм власти, и жрецы считались только помощниками правительства. В самых торжественных случаях магистраты сами исполняли жреческие обязанности, а жрецы не имели права уклоняться от содействия магистратам. Понтифики не пользовались правом неприкосновенности. Для влияния жрецам недоставало права инициативы и исполнительной власти. Они не могли ни решать официально каких-либо вопросов, без особого поручения от сената, ни придать своему решению обязательную силу. Сенат имел право надзора за религиозными делами: он даровал «гражданство» новым богам, приказывал бороться с суевериями и проч. Жрецы пользовались определенными привилегиями: освобождались от военной службы и налогов, получали материальное вознаграждение за деятельность, имели право выступать в сенате. В то же время на жрецов распространялись разнообразные ритуальные запреты: так, фламину Юпитера запрещалось клясться, снимать тунику под открытым небом, его одежда не должна была иметь узлов, его остриженные волосы должны были зарываться в определенном месте, а ножки кровати вымазаны тонким слоем глины, запрещалось видеть труп и прикасаться к предметам, связанным с культом мертвых и многие другие. Занятие жреческой должности чаще всего было пожизненным, но могло и до достижения определенного возраста, могло прерываться в связи со смертью одного из супругов. Помощниками жрецов были мальчики и девочки, именовавшиеся камиллами. Жрецы различных храмов носили названия фламинов, особенно почитаемы были фламины Юпитера, Марса и Квирина.

Жрецы объединялись в особые братства, одним из древнейших были так называемые Арвальские братья (братья-пахари), которые справляли свой праздник в честь божества плодородия с целью повышения урожайности полей. Особое значение имела коллегия понтификов, особенно ее глава (Pontifex maximus) – Великий Понтифик, который был как бы главой рода, Pater familias всего Римского государства. По всем вопросам он советовался с коллегией понтификов. Ему был подчинен один из древнейших жрецов – жрец Януса (Rex sacrorum). Понтифик осуществлял общий контроль над всем культом, мог налагать штрафы и наказания на всех прочих жрецов. В пору существования обычного права понтифики считались исключительными знатоками этого права.

Влиятельной была коллегия авгуров. Задачей авгуров изначально был магический обряд умножения, укрепления сил, влияющих на плодородие и вообще на успех любом деле – авгурация (или инавгурация). Коллегия авгуров оказывала некоторое влияние и на политическую жизнь, поскольку авгуры толковали различные гадания-аусципии, связанные с определением сроков собраний и выступлений в походы. Аусципии могли осуществляться лишь в особо установленном месте, темплум (выделение этого места была также задача авгуров). Знамения, разгадываемые авгурами, могли быть пяти родов: 1) знамения по небесным явлениям (молнии, зарницы); 2)знамения по поведению птиц; 3) предзнаменования, выводившиеся из того, как куры клевали корм; 4) знамения, основанные на наблюдениях за поведением четвероногих; 5) всякие случайные дурные предзнаменования.

Коллегия фециалов выступала хранительницей фециальных прав, под которыми имелись ввиду совокупность обрядов и обычаев, относящихся к международным отношениям. Фециалы были послами (при этом они обязательно имели при себе ветку вербены – считалось, что она охраняет их от богов и духов чужой стороны), они совершали обряды, которые сопровождали объявление войны и заключения мира. Только при условии строгого выполнения этих обрядов войны считались справедливыми, а договора действительными. Так, при объявлении войны фециал должен был бросить на вражескую землю копье, наконечник которого был вымазан кровью. Когда границы Рима расширились настолько, что реально выполнить этот обряд стало невозможно, был создан символ “чужой земли” для формального выполнения правила объявления войны. Пленного заставили купить клочок земли у храма богини войны Беллоны, который и стал “вражеской землей”, в который и вонзили копье.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 336. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия