Студопедия — Моя биография 10 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Моя биография 10 страница






Деление индийского общества на касты (правильно - варны; касты - более мелкое деление внутри варн) было связано с тем, что светлокожие пришельцы-арии (арьи) покорили местное дравидийское темнокожее население, и кастовое деление использовалось для отграничения арьев от неарьев по антропологическому признаку - по цвету (варна) кожи; выделялись три высокие варны - брахманы (священники, созданные из уст (вариант - из лица) Брахмы), кшатрии, или раджаньи ("цари", воины, созданные из рук (плечь) Брахмы) и вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы, созданные из бедер (вариант - из "середины тела") Брахмы), которым противопоставлялась каста шудр (слуг, рабов, созданных из стоп Брахмы). В более раннем варианте варны создавались при расчленении во время жертвоприношения Пуруши, первочеловека и первой всежертвы. Существовали и так называемые неприкасаемые (ибо после соприкосновения с ними следовало проходить обряд очищения, так как они якобы пребывают в "среднем состоянии, обусловленном темнотой" и сравнимы с животными. Их называли демонами, не знающими правильного труда (акарма), беззаконными (аврата), безбожными (адевайя), не приносящими жертв (аяджван) и не имеющими богопочитания (абрахман), поскольку представители неприкасаемых каст сохраняли доарийские верования и предпочитали доарийские обряды и культы. С эпохи брахманизма институт каст стал священным и канонизировал все установления обычного права, связанные с кастовым строем; был санкционирован запрет межкастовых браков, совместной еды и курения, совместных молений членов высоких и низких каст. Религиозными, дхармическими стали предписания наследования профессии внутри каждой касты и определение поведения членов каждой касты, начиная от их семейной жизни и кончая деловыми отношениями с членами других каст.

Теологами и проповедниками религии были брахманы. Знание крайне сложного и запутанного ритуала делало положение брахманов таким прочным, что они возомнили себя выше богов. В одном из священных текстов сказано: есть два вида богов - те, что являются богами, и те, что поют славящие их гимны, - боги в человеческом образе, брахманы. Между ними следует разделить жертву: богам - жертвенные дары, а человеческим богам - ученым брахманам - награду. Если эти два вида богов довольны, то они вознесут жертвователя на небо". У брахмана было четыре обязанности: быть подлинно брахманского происхождения, вести себя соответствующим образом, славиться своей ученостью, а также помогать "созреванию людей", т.е. осуществлять жертвоприношения, которые гарантируют созревание людей для нашего мира. Люди же должны были их почитать, делать им подарки, не имели права притеснять и убивать их (убийством в полном смысле слова считалось лишь убийство брахмана), к их имуществу не мог прикасаться даже царь. При споре брахмана с небрахманом судья всегда принимал решение в пользу первого, ибо тому нельзя было противоречить. Фактически ритуализированными (и подконтрольными брахманам) были все социальные и даже физиологические явления жизни.

Самым важным богом брахманов стал Праджапати ("Хозяин существ"). Его провозгласили "первосуществом". Вначале была пустота, не было ни земли, ни неба, ни атмосферы. Из небытия возник дух, из духа Праджапати, а из Праджапати все остальные существа. Праджапати представлялся прототипом всемогущей жертвы, а она мыслилась важнее всех богов, вместе взятых. Жертва выступала в качестве умозрительного соединения религиозных обрядов и священных изречений, из комбинаций которых создается великая сила, неосязаемая и непреодолимая, подобно тому, как при химической реакции получается новое вещество. Этот освобожденный флюид воплощался либо в Праджапати (Вишну), либо в верующем, приносящем за себя жертву, либо одновременно в нем и в жреце, служившем посредником при жертвоприношении. Жертва - сила всей силы - проникает во все и скрытно пребывает во всем. Жрецу надлежит постоянно и тщательно охранять эту силу, так как она весьма субтильна и имеет склонность рассеиваться, лишь только наблюдение за ней ослабевает. Малейшая неосторожность может привести к самым неблагоприятным последствиям. Поэтому существовало множество мер, направленных на то, чтобы жертву никто не потревожил. Жертва - божественный акт, цель которого - перевоплощение человека в бога. Обряд, согласно брахманам - это сочетание правильно отобранных, производимых в определенные сроки и с установленной длительностью действий. Соответствующую комбинацию соответствующих элементов выбирали в зависимости от того, что желают получить.

Богословские изыскания брахманизма - араньяки (лесные книги) и комментарии к ведам (брахманы) составили основу "священных книг" - упанишад ("упа-ни-шад" означает "сидеть возле", т.е. у ног учителя, внимать его поучениям и откровениям). В философии упанишад существует шесть школ-направлений: сангхья и веданта, посвященные собственно философии; ньяя, вайшешика и миманса излагают основы религиозного ритуала, йога разрабатывает практику физического и нравственного совершенствования человека. Согласно сангхье, существуют два взаимосплетенные начала - пракрити (материя и энергия) и пуруша (духовное начало). Взаимосвязь пуруши и пракрити является первопричиной возникновения и существования всего мира. Пуруша, словно магнит, воздействует на материальную пракрити, наделяя ее формой и духом. Взаимодействие этих двух начал - источник многообразия явлений и свойств мироздания. Таким образом, сангхья проповедует своеобразный философский дуализм. Веданта же отрицает двойственность феноменального мира; здесь все едино. Единственная реальность - Брахман, абсолютная реальность. Он вне качеств и атрибутов, он един и неделим. Внешний мир - не более чем иллюзия. Для слияния, конечного отождествления с Брахманом тот, кто стремится к этому, должен нравственно очиститься, отказаться от желаний и страстей. Необходимость совершенствования связана с понятием кармы. Жизнь, согласно философии брахманизма, есть бесконечная цепь перерождений, стремление к Брахману - Абсолюту. По законам кармы перерождение неизбежно. Карма - это совокупность хороших и плохих поступков, совершенных человеком в течение жизни. В зависимости от того, какие поступки преобладают, человек после смерти рождается либо в более совершенном качестве, либо в состоянии более низкого существа (животное, насекомое, растение и т.п.) Закон кармы для верующего является своеобразным стимулом для самосовершенствования. Важнейшую роль в приближении к более совершенному состоянию играет йога - комплекс физических и нравственных упражнений (воздержание, строгое следование моральным предписаниям, упражнения для тела, дыхания, чувств, ума, приведение себя в состояние созерцания, транса и экстаза) с целью полного освобождения своего духовного начала - пуруши.

Эволюционируя вместе с обществом, религия приобрела очертания современного индуизма, сохранив и развив представления об иерархии ритуально неравных групп людей, о роли брахмана как посредника в общении людей с богами. Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (карма). Целью любого индуистского культа является реализация связи его с объектом поклонения, исчезновение противопоставления индивидуальной души (атмана) мировой (Брахману). При высокоразвитом сознании индивида противопоставление Пракрити (природы) Пуруше (вселенскому Человеку, обобщенному образу Вселенной) должно исчезнуть, подобно противопоставлению своего “я” конкретному объекту индуистского поклонения. Разные индусские религиозно-философские школы по разному определяли главные отличительные черты индуизма, но в сознании народа укоренилось представление, что таких черт две - садхана и дхарма. Слово "садхана" в эпоху вед означало "приведение прямо к цели, хорошее руководство, следование вперед", а в период брахманизма и позже - "продуктивный (эффективный) путь, овладение, подчинение, выполнение". Это то, что охватывает всю "теоретическую" сторону религии. Дхарма (дословно - то, что прочно установлено) - это свод правил, обязательный для каждого индуса, регламентирующий его веру, поведение и отличающий его от приверженца любой другой религии - "адхармы" (то есть, недхарма, непорядок). В основе мировоззрения индуизма лежит идея о том, что мир не случайное сочетание, хаос вещей и явлений, а иерархическое упорядоченное целое - космос. Всеобщий вечный порядок, сохраняющий, удерживающий вселенную как единое целое, именуется дхарма (от санскритского корня дхр - "держать"). Без дхармы мир не мог бы существовать, он бы распался. Это не случается, хотя иногда в определенное время и в определенном месте вселенной преобладает адхарма, отрицание порядка. Поскольку это касается лишь части вселенной, дхарму полностью устранить нельзя; она находится в самих явлениях и вещах и воплощает в себе некую безличностную закономерность вселенского целого, а затем уже выступает в качестве закона, предопределяющего судьбы индивидуума. Из всеобщей, вселенской дхармы выводится дхарма всякого отдельно взятого, она понимается как совокупность религиозных и общественных обязанностей каждого сословия. Сохранив Веды в качестве священных текстов, индуизм тщательно проработал понятия перерождения души в мире (сансара – «блуждание», «переход через различные состояния», «круговорот») согласно закону воздаяния (карме), определяемого прежде всего соблюдением норм поведения для данной группы, касты (дхармы). Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чистотой индивида, родившегося в соответствующей касте. Нарушение же правил взаимоотношения между кастами ритуально оскверняло человека и влекло не только прижизненное наказание, но и рождение в следующий раз в крайне неблагоприятном виде: в низкой касте, вне социума (в группе внекастовых “неприкасаемых” – изгоев общества), или в образе животного. В связи с тем, что дхарма, находясь в самих вещах и явлениях, выступает как некая имманентная справедливость, всякому индуисту рекомендуется тщательно обдумывать любое свое действие: правильное действие вызывает добро, неправильное - зло. Поскольку каждое действие является результатом намерения и желания индивидуума, душа будет рождаться в мире до тех пор, пока не освободится от всех элементов желания. Мир - сочетание радости и страданий. Люди могут достигать преходящего счастья, т.е. получать чувственные наслаждения (кама) и пользу от вещей и своего положения в обществе, но всегда в соответствии с дхармой. Одновременно подчеркивается, что зрелые души, достигшие известной ступени духовного развития, не стремятся к материальным выгодам и наслаждениям, а ищут вечную жизнь - абсолютную сущность.

В индуизме предписывается три пути (марга) почитания бога, а также приближения к богу и спасения: кармамарга, джнянамарга и бхактримарга. В кармамаргу включается ряд конкретых дел человека, выполнением которых он должен снискать себе спасение, должен достичь последней, конечной цели - мокши, то есть полного освобождения от уз и влияния плотской оболочки. На первое место здесь выдвигается правильное прохождение жизненного пути; это путь жертвоприношений, совершения пудж (храмовые или домашние богослужения с принесениям бескровных или кровавых жертв) и паломничеств, путь правильного выполнения обрядов и всего ритуально-церемониального комплекса индуизма. Джнянамарга - это путь познания при посредстве философствования и размышлений, а бхактримарга - путь к богу через беспредельную к нему любовь. Существует учение о варнах-ашрамах, т.е. определенных стадиях жизни, которые должны быть пройдены членом каждой варны. Для трех высоких варн - брахманов, кшатриев и вайшьев - были выработаны предписания богоугодной жизни, в течение которой следовало годы отрочества и юности проводить в учении и вести целомудренную жизнь (брахмачарья); затем предписывалось вступить в брак и вести полезную для общества семейную жизнь (грихастха); после того, как будут выращены дети, для них будут найдены жены и мужья и появятся внуки, наступала стадия ванапрахастха - ухода в лес (обычно вместе с женой) для очищения души от греховных помыслов и полного обуздания чувств. Четвертая часть этой системы - санньяси - предписывалась главным образом брахманам и состояла в отказе от всех мирских дел, в ведении образа жизни станствующего нищего и в полном изнурении плоти для обретения спесения души, так как один из ведущих мотивов индуизма – магическая сила, даруемая аскетизмом (тапас – умерщвление плоти – позволяет добиться исполнения любых желаний, соединяет в себе разрушительную и творческую силу; подвижник обретает сверхъестественную способность плодотворения; характерно также сочетание аскетического и эротического начал). Жители древней Индии считали аскетизм силой, способной двигать миром; аскетизм создал богов, обновил и спас миры от уничтожения.

Была выработана идея высшей объективной реальности, абсолюта, высшего объективного творческого начала, в котором все возникает, существует и прекращает существование – брахмана, персонификацией которого выступает бог Брахма (существует также понятие атман – субъективное психическое начало, индивидуальное бытие, «душа», одновременно и противопоставляемое, и отождествляемое, связанное с брахманом). Мир происходит из космического яйца, золотого зародыша, порожденного силой тепла в первозданных водах. В нем рождается демиург Брахма-«самосущий» (провел в яйце год, поэтому Брахма равен году), воплощение творческого принципа существования, который творит вселенную (трилока – небо, земля и подземный мир) из материалов этого яйца («Яйцо Брахмы»): силой мысли он разделяет яйцо на две половинки; из одной создает небо, из другой – землю; между ними возникает воздушное пространство. Далее появляются пять элементов (вода, огонь, земля, воздух, эфир), а еще позже – боги, жертвоприношение, три веды, звезды, время, горы, равнины, моря, реки, наконец, люди, речь, страсть, гнев, радость, покаяние, набор противопоставлений (жар-холод, сухость-влага, горе-радость и пр.) Сам Брахма разделяется далее на две части – мужскую и женскую. После этого создаются растения, животные, птицы, насекомые, демоны. Все живое, весь мировой порядок контролируется, управляется и направляется Брахмой. Существование и небытие вселенной определяются как «день» и «ночь» Брахмы; мир гибнет, когда Брахма засыпает, и с пробуждением его воссоздается снова (идея цикличности вселенной, ее периодическом разрушении и воссоздании). По истечении «дня Брахмы» космический огонь, таящийся в глубинах океана в облике «кобыльей пасти», вырывается наружу и пожирает миры; наступает период пралая, растворения вселенной в небытии. Земля есть плоский диск, в центре которого возвышается гора Меру, вокруг которой расположены четыре материка, отделенные океанами. Вокруг ее вершины обращаются светила. Над землей поднимаются ярусами шесть небес, чем выше, тем прекрасней; выше всех – «мир брахмы», брахмалока. На небесах обитают боги, мудрецы. Ниже земли расположены семь ярусов подземного мира (патала), где обитают наги, полудемонические существа змеиной природы. Еще ниже семь зон адов (нарака). Под адами обитает змей Шеша. Вселенная («Яйцо Брахмы») окружена скорлупой, отделяющей его от пространства, где расположено бесчисленное множество таких же миров, без конца исчезающих и возникающих снова. Брахма утверждает землю среди вод и звезды на небе, определяет течение времени, создает смерть для спасения земли от перенаселения. Своим потомкам-богам он отдал во владение отдельные сферы мироздания, учредил основные социальные и политические институты, установил на земле дхарму – священный закон, религиозные обряды и обычаи, сословное деление общества и права и обязанности четырех варн (сословий), институт брака. Царем над богами Брахма поставил Индру, громовержца и подателя дождя. Впоследствии Индра переходит в группу локапалов (хранителей мира, каждый из которых владеет одной из стран света), становясь воителем и покровителем варны кшатриев (воинской аристократии) на земле. Локапалами также являются Варуна – божество вод, Агни (бог огня), позднее заменен Куберой, богом богатства и повелителем якшей, Яма – божество смерти, властитель «предков» – теней усопших и расположенных глубоко под землей бесчисленных адов. Яма изначально был не богом, а лишь царем мертвых, первым умершим человеком (когда это произошло, ночи еще не существовало, и боги создали ночь, чтобы даровать забвение оплакивавшей брата сестре-близнецу Ями). От богов Яма добился бессмертия и стал владыкой царства мертвых: его сопровождают в качестве стражей и вестников два четырехглавых пса с широкими ноздрями, которые бродят среди людей, высматривая добычу. Яму молят о долгой жизни и избавлении от смерти, труп при погребении кладут головой на юг, где находится царство Ямы, жрецу совершающему погребальные обряды, приносилась в дар корова, которая переправляет умершего через реку Вайтарани, отделяющую царство Ямы от мира живых. Яма не только владыка, но и судья царства мертвых (поэтому его часто отождествляют с Дхармой, богом справедливости): он восседает на троне, и когда его стражи приводят душу умершего, писец Читрагупта докладывает о всех его делах и поступках на земле; согласно этому докладу, Яма выносит решение, и душа либо поселяется в раю предков, либо попадает в одно из адских обителей (их число колеблется от 3 до 21), либо возрождается на земле в другой телесной оболочке. Яма изображается одетым в красные одеяния, его вахана - черный буйвол, оружие - дубинка и петля, с помощью которой он вынимает душу из тела. Его агентами, подручными являются боги Кала ("время"), Антака ("умерщвляющий") и Мритью ("смерть"). Позже к ним добавляются еще четыре локапала: Агни, Сурья, Сома и Ваю.

Для религиозно-мифологических представлений индуизма характерны синкретизм и практически неизмеримое многообразие объектов культового почитания, поскольку индуизм органично включал в себя местные культы. Плюрализм индуистской социальной практики сочетался с мифологической сложностью и множественностью пантеона. В современном индуизме объекты почитания могут быть объединены в восемь групп: боги и богини, а также обожествленные герои эпоса; мудрецы-риши; души предков - питри; полубоги и духи; животные; источники вод; растения; камни. Боги и богини и причисляемые к их сонму эпические герои выступают в индуизме как персонификации космических сил и как воплощение этико-моральных и абстрактно-теоретических представлений. Бог как персонификация божественной надмирной силы обозначается словом "дэва", богиня - "дэви" (от ведического div - "светить", к которому восходят санскритские div, diva,divo - "небеса, сиянье, день"). Санскритское и ведическое bhaga (милостивый бог, покровитель, добрая судьба), сопоставляемое со славянским "бог", на индийской почве стало употребляться с суффиксом обладания van, vat и пробрело форму bhagavat, что тоже обозначает бога вообще, но применяется к милостивым богам, главным образом к богу Вишну. Место обитания богов - nabha (славянское небо), покров, простирающийся над землей и оплодотворяющий ее дождями, пространство, порождающее и несущее на себе солнце и облака. Боги делятся на три разряда: васу, адитья и рудра. Васу трактуются как персонификация стихий и природных явлений: Апа - вода, Дхрува - полярная звезда, Сома - луна, Дхара- земля, Ваю (Анила) - ветер, Агни (Анала) - огонь. Адитья - божества небесного света, небесной сферы (Арьяман, Пушан, Тваштри, Савитар и Сурья, Бхага, Дакша, Митра, Анша, Варуна, Индра, Вишну, Парджанья, Брихаспати). Под названием рудр упоминаются десять видов "жизненно важных дыханий" (или пульсаций) и ум (или дух). Точное произношение и написание их неизвестно; с ними связываются представления о разрушительных силах, а их имена выступают эпитетами бога Шивы-Рудры, который созидал и разрушал мир. Ко всем этим божествам относятся Брахма - извечное начало, и Праджапати - всесоздатель, и Вишвакарман - "бог ремесел", и бог царства мертвых Яма. Из пантеона ведических арьев в пантеон раннего индуизма (брахманизм) вошли главным образом божества мужского пола: Брахма, Рудра (слившийся с образом Шивы), Вишну, Агни, Маруты, Сурья, Вишвакарман, Яма, Индра и Дакша; из культов местных народов Индии - в основном богини - самые разные воплощения Шакти, женской энергии, различные ипостаси великой богини-матери. Из неарийских богов главенствующее положения заняли Шива, Сканда, Ганеша, Кришна, Хануман, а из богинь - десять ипостасей богини Махадеви, или Шакти (наиболее известные - Парвати и Кали), а также жена бога Вишну - Лакшми в разных своих воплощениях. Также весьма почитаемым был Индра - отражение облика воина-арья, вооруженного тяжелой булавой (символом грома).С ним связываются представления о грозах и дождях, он - хранитель и повелитель рек. Сурья - бог солнца. Рудра, бог бурь и гроз (грозный, могучий, рычащий, благостный, достойный прославления - дуалистичен, ему приписывались функции бога-оплодотворителя наряду с функциями карающего бога, насылающего смертельные болезни и истребляющего жизнь. Ганеша ("Господин ган", т.е. божеств, подчиняющихся Шиве и считающихся его народом, его армией) - сын Шивы, изображается в виде толстого человека с четырьмя руками и слоновьей головой (разгневанный Шива отрубил ему голову, но затем, раскаявшись, отрубил голову слоненку и приставил ее к телу сына), бог - покровитель предпринимательской деятельности, искусств и наук. В индуистском пантеоне происходили изменения, связанные с изменениями в социально-политической и культурной структуре общества. Для прославления и умилостивления богов и богинь проводятся жертвоприношения - пуджи. Индуизм со свойственным ему политеизмом не ограничивает поклонение основной триаде – Шиве, Вишну, Брахме и оставляет возможность выбора как самого объекта культа, так и формы его почитания. Обычно имеется любимый, избранный бог - иштадевата (один или несколько), выступающий как основной объект почитания. Риши (махариши)восхваляются в мифах и преданиях как провозвестники и разъяснители волеизъявлений богов, это своеобразное связующее звено между миром богов и людьми. Им приписывается авторство вед. Пуджи для риши не совершаются. Питри связаны с культом предков. Для почитания питри все индусы совершают шраддхи - поминальные обряды и проводят пинда-питри-яджны, т.е.принесение душам предков жертвенной еды - пинды. Их изображений не существует. Полубоги и духи якобы способны совершать чудеса и подвиги, помогать то богам, то демонам в вечной битве добра и зла, служить для людей позитивными и негативными моделями поведения. Некоторые из них выступают в роли гениев - покровителей искусств и составляют свиту богов (гандхарвы - небесные воины, киннары - небесные певцы (полулюди-полукони), апсары - небесные красавицы и танцовщицы, якши - духи-покровители лесов, садхьи - души людей, приблизившихся к совершенству и допущенные на небеса). Апсары, чья роль в индуизме весьма велика, в ведах были воплощением туманов, а затем превратились в прекрасных небесных фей, возникших при пахтанье молочного океана. Выйдя из пены, они не омылись чистой водой, поэтому их не взяли в жены ни боги, ни демоны. Они призваны сделать приятной жизнь богов и героев, павших в боях (одна из апсар, Тилоттама - "превосходная в каждой своей частице" - была столь прекрасна, что когда боги впервые увидели ее, Шива, любуясь ею, сделался четырехликим, а у Индры на теле проступила тысяча глаз). Самые красивые из них появлялись на берегу, чтобы по велению богов кружить головы аскетам и отвлекать их от слишком сурового покаяния, ибо крайняя отрешенность смертных могла низвергнуть богов, лишить их господства в мире). Сюда же относятся рикшасы - демоны (одни живут в лесах и людям большого вреда не причиняют, другие всегда борются с богами, третьи непрестанно вредят людям на их пути к совершенству), пишачи - демоны, еще более злые и непримиримые, чем рикшасы, шакини и дакини - демоницы. Культ священных животных связан с тотемистическими представлениями; в настоящее время из многих животных, считавшихся священными, существенное значение имеют только четыре: корова, которую называют матерью и культ которой сводится главным образом к непричинению ей вреда. Обезьяны почитаются священными как войско Ханумана - обезьяньего полководца, оказавшего Раме, герою эпоса "Рамаяна", помощь в битве с ракшасами. Почитаются также кобры и птица, именуемая Гаруда, поедающая змей и почитаемая как воплощение Вишну. Многие животные считаются условными воплощениями богов, а также используются последними в качестве "вахана"("несущий", "сопровождающий", "то, что возит на себе") богов - их своеобразных средств передвижения (гусь, баран, бык, лев, слон, тигр, мышь, черепаха, рыба и другие). Почитание рек - древнейший культ; вода считается и веществом, которое надо приносить в жертву богам и питри, и одной из стихий, входящих в состав всего живого, и элементом, обладающим силой ритуального очищения. Обожествляются также растения (особенно сома (хаома), используемая для приготовления наркотического вещества, и поклонение камням, прежде всего, антропоморфной и зооморфной формы. Обряды поклонения богам могли быть самыми разнообразными; вообще очередное пребывание человека в этом мире воспринимается как цикл обрядов от зачатия до смерти.

Исторически индуизм оформился в два основных направления – вишнуизм и шиваизм. В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива – подвижник, погруженный в медитацию, отрешенный от мира, отождествляемый с Рудрой и впитавший в себя черты архаичных культов плодородия (оплодотворяющая мощь Шивы изображалась в виде фаллоса). Шива-Рудра стал единым богом - покровителем скота, богом-производителем, "божеством могучей силы и экстаза", созидателем и одновременно разрушителем жизни, богом, объединившим в себе восемь проявлений собственной энергии: землю, воду, огонь, воздух, небо, месяц, солнце и идею жертвоприношения. Главная функция Шивы – использовать накопленную подвижничеством энергию на разрушение и воссоздание мира. Сам Шива (на санскрите - темно-серый, сивый, цвета ртути; темный бог) - воплощение разрушения (его называют Махакала - Великий черный; изображается в форме черного человека устрашающей внешности, с ожерельем из черепов, танцующего бхайрав или тандав - танец ярости, танец разрушения; он танцует его в небесах, с распущенными спутанными волосами, издавая страшные крики, впадая в экстаз и опьяняя себя сомой). Ему приписывается сила периодически разрушать весь мир, превращая его в прах, из частиц которого он же затем воссоздает все, что существует во вселенной (мужская энергия не может созидать, не проявляя себя одновременно как разрушительное начало). Функция разрушения Шивы неразрывно связана с творческим аспектом; в мире непрерывных изменений разрушение неизбежно предшествует творению и его обуславливает. Шива-Натараджи - "царь танца" (или царь плясунов), создающий мир путем вовлечения всей непрерывно движущейся материи в ритм своего танца, попирающий ногами человеческие заблуждения (их олицетворяет карлик), чтобы указать людям путь к спасению: танец символизирует проявление творческой и разрушительной вселенской энергии бога. Все аспекты Шивы трудно перечислить: он философ, созидающий мыслью, и он же истребитель жизни; он попирает ногами незнание, порождающее необузданность чувств, и он же предается безудержной ярости разрушения; его именуют Всемилостивым, и о нем же говорится, что по просьбе Брахмы он создал наказание; он давал богам и людям разрушительное и неодолимое оружие и сам же сражался с богами; он спасая все живое от яда, спрятал его в своем горле, но он же не щадит ничьей жизни в порыве гнева - испепелил бога любви Каму, отрубил голову своему сыну. Он целитель людей и скота, отец растительности, прародитель змей, повелитель рек; его проявления - во всем, что есть на земле. Шива может выступать как в милостивом, так и в грозном аспектах. Супругой Шивы является Дэви, или Шакти, выступающей под десятью различными ипостасями, шесть из которых представляют благостное, милостивое начало (милосердная Парвати, Ума, Гаури и др.), а четыре - жестокое, грозное (кровожадная и свирепая Кали, Дурга и др). Поклонение ей в форме ее гневных ипостасей связано с кровавыми жертвоприношениями (кровь перед ее изображениями никогда не должна высыхать). И Дэви во всех своих проявлениях, и супруги всех других богов вступают в роли их Шакти, стимулируя их деятельность, как благостную, так и разрушительную, в зависимости от того, супругой какого именно воплощения данного бога является данная Шакти.

Другое направление индуизма – вишнуизм – выдвигает на первый план образ бога Вишну («проникающий во все», «всеобъемлющий»; во всех своих проявлениях олицетворяет энергию, благоустрояющую космос), осознаваемого в качестве хранителя мирового порядка. Вишну приписывается отделение неба от земли, укрепление земной тверди и функционирование в этом мире в качестве солнца (три этих действия отождествляются с тремя главными точками солнцестояния: восход - зенит - закат, или же как земля, воздух и небесная сфера. В Ригведе Вишну тремя шагами пересек землю, воздушное пространство и небо - "три шага Вишну" (трактуются как три формы света - огонь, свет и солнце, или как три положения солнца - восход, солнцестояние, заход). Вишну - персонификация небесной, солнечной энергии. Он наделен великой и неодолимой силой побеждать зло, борьба с которым есть его первейшая обязанность. Выполняя эту функцию, Вишну является в мир в различных воплощениях – аватарах. Его аватарами являются пастух-принц-воин Кришна, царевич-воин Рама – боги-защитники, избавители, брахман-воин Парашурама, мудрец-вероучитель Будда, Калки - всадник на белом коне. Кришна (буквально означает "черный, темный, темносиний" - цвет дождевой тучи, несущей избавление от смертоносной жары) - таково имя одной из аватар Вишну. Кришна может также иметь образ неутомимого любовника. Возможно, был лицом историческим: в "Махабхарате" Кришна - принц, воин и дипломат, союзник Пандавов, приведший их к победе над Кауравами. Его изображают в виде темнокожего или синекожего прекрасного юноши, стоящего с флейтой у губ. Вместе с Брахмой (создатель мироздания) и Шивой (разрушитель мироздания) составляет божественную триаду – тримурти. Нередко ему отводят высшее место в триаде, провозглашая абсолютом, источником, основой и сутью бытия. Мир – форма существования Вишну. В конце каждого мирового цикла Вишну вбирает в себя вселенную и погружается в сон, возлежа на огромном змее Шеше (олицетворяет бесконечность), плавающем по мировому океану. Вишну-Нараяна - это Вишну в период сна, когда мир гибнет и все заливает первичный океан. Когда же он просыпается и замышляет новое творение, из его пупка вырастает лотос, в цветке которого сидит четырехликий Брахма, творец мира, который и осуществляет непосредственный акт творения мира. По прошествии определенного периода, когда снова возникает земля и все сущее на ней, Вишну опять начинает бороться со злом. Он представлялся партнером Индры («младший Индра») в борьбе против демона Вритры. Обычно Вишну изображается красивым человеком синего или темно-синего цвета, с благостным и милосердным выражениям лица, что подчеркивает его основную функцию - быть богом добра и справедливости, с четырьмя руками, в которых он держит раковину, лотос,булаву и чакру (боевой диск и символ солнца). Супруга Вишну – Лакшми, или Шри, его шакти. Оба ее имени означают "сияющая, прекрасная, благостная, дарящая счастье, добрый знак, красота, процветание, слава", богиня счастья и везения, персонификация золотого лотоса, вырастающего из космического тела Вишну, богиня счастья, богатства и красоты, порой отождествлялась с богиней мудрости и красноречия Сарасвати. Она изображается стоящей или сидящей на цветке красного лотоса и с бутоном лотоса в одной из четырех рук. В изображениях Вишну-Нараяны она показана сидящей у его ног и ласково касающейся руками его стоп, отражая почтительное отношение жены к мужу - норму дхармического поведения женщины.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 409. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия