Студопедия — Моя биография 14 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Моя биография 14 страница






Подавление освободительной борьбы иудеев привело к их рассеянию (диаспора): значительное число иудеев было выселено в различные области Римской империи или оказалось там по собственной воле. Важным общественно-религиозным фактором жизни диаспоры были синагоги, ставшие не только молельными домами, но и местом проведения народных собраний, на которых решались важные политические и гражданско-правовые вопросы. Синагога, независимо от размеров, обязательно должна иметь в убранстве ковчег для свитков Торы (как правило, шкаф, прикрепленный к восточной стене синагоги, именуемы "арон кадеш" - святой ковчег; над ковчегом часто помещают две дощечки, которые представляют десять заповедей двумя первыми словами каждой заповеди) и стол, на котором их читают. Тору читают каждую субботу, таким образом, чтобы за год прочесть ее полностью. Тора - это пергаментный свиток, на котором написаны первые пять книг Библии. Он тщательно скопирован от руки особыми чернилами профессиональным сойферм (писцом). При переписывании никакие исправления недопустимы: при ошибке свиток следует начать переписывать заново. Алфавит иврита состоит только из согласных букв, отсутствует и пунктуация, так что чтение Торы требует определенных навыков. Все молитвы произносятся на древнееврейском языке. Мужчины и женщины сидят раздельно. Служители обращены лицом в ту же сторону, что и собравшиеся (то есть, спиной к прихожанам). Когда жреческое сословие утратило свое господствующее положение, руководство общинами перешло к законоучителям Торы, к которым прикрепилось название раввинов (от ивритского «рав» – великий). Впоследствии сформировался разветвленный иерархический институт руководства еврейскими общинами – раввинат.

Продолжалась работа над священными текстами: они изучались и комментировались. Возник Талмуд (от др. евр. ламейд – изучение) – свод религиозных трактатов, закрепивших идеологические, культовые и религиозно-правовые представления иудаизма. В Талмуде отразился комплекс эсхатологических идей (представления о конце света, вера в страшный суд, воскрешение из мертвых и загробное воздаяние), неизвестных ранее религиозному сознанию евреев. В нем разработана громоздкая система иудейской обрядности, состоящая из 248 повелений и 365 запретов. Талмуд стал основой законодательства (образует комплекс талмудистского уголовного, гражданского и семейного права), судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев.

Иудейская религия требует от верующих соблюдения многочисленных разнообразных предписаний, усложняющих и осложняющих жизнь: они касаются трудовой деятельности, пищи, брачных отношений и проч. Так, от иудеев требуется неукоснительно соблюдать шаббат. Слово "шаббат" - суббота - происходит от слова "прекращать" на иврите, и означает время, свободное от работы, праздник в честь завершения Богом творения мира. В этот день надо следовать примеру Творца и отдыхать (заповедь гласит: "Помни день субботний, чтобы святить его"); поэтому всякая работа запрещена. Существует семь основных категорий запрещенных работ: 1. Выращивание и приготовление пищи (11 запретов); 2. Изготовление одежды (13 запретов); 2. Кожевенные работы и письмо (9 запретов); 4. Строительство и разрушение жилища (2 запрета); 5. Разжигание и гашение огня (2 запрета); 6. Завершение работы (1 запрет); 7. Перенос вещей из одного владения в другое (1 запрет) - иудейские мудрецы спорят, является ли нарушением запрета толкание детской коляски или инвалидного кресла. В принципе, все, что по количеству затрачиваемых для выполнения усилий может считаться несоблюдением субботы, запрещено.

Все, что не "трефа" (нечистое, непригодное), является "кошерным" (чистым, пригодным). Законы о пище относятся к категории "хукким" - заповеди, которым не дается разъяснение. В книге Левит приводится список трефной пищи, к которой относятся все насекомые (поэтому все кошерные овощи должны быть тщательно вымыты, чтобы на них не оказалось насекомых), многие виды птиц (прежде всего хищных; поэтому иудеи стремятся употреблять лишь гарантированно кошерных утку, гуся, индейку и курицу). Трефная рыба определена точно - у нее отсутствует чешуя и плавники (считается также, что чешуя должна легко счищаться, поэтому осетр - тоже трефный; моллюски также недопустимы). Кошерные животные должны обладать двумя качествами: жевать жвачку и иметь раздвоенные копыта. Даже у кошерных животных строго запрещены к употреблению отдельные части - седалищный нерв, нутряной жир. Особо отмечается запрет употреблять в пищу свиней. Запрещена также кровь: "Кровь есть жизнь", поэтому она слишком священна, чтобы употреблять ее в пищу. Даже маленькое кровяное пятнышко в яйце делает его некошерным. Запрещено также употреблять в пищу животных, которые умерли от естественных причин, а также убитые другими животными. Процесс забивания скота требует знания множества правил и мелких подробностей, поэтому мясников строго экзаменуют. Повеление Торы "Не вари козленка в молоке матери его" запрещает готовить и употреблять вместе мясо и молоко (поэтому используется двойной комплект посуды - отдельно для молочного и мясного, между употреблением молока и мяса должно пройти тридцать минут, между употреблением мяса и молока - три часа).

В Средневековье возникает каббала (др.-евр. kabbalah, букв. - предание, получение) - мистическое течение в иудаизме, еврейское эзотерическое учение с элементами магии и мистики; соединившее пантеистические построения неоплатонизма (учение об эманации и др.) и идеи гностицизма с иудейской традицией аллегорического толкования Библии (каббалисты исходили из того, что в Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские вопросы о сотворении мира и человека). Так называемая практическая каббала (каббалистика) основана на вере в то, что при помощи специальных ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс. Адепты Каббалы стремятся к постижению высшего смысла Торы и других священных книг иудаизма. С точки зрения этого учения Каббалы, в священных книгах содержится символическое описание Божественной сущности, постижение которой осуществляется с помощью интуитивного мышления и особой системы символов. Корни каббалистического учения восходят к первым векам н. э.; в это время на Израильской земле и в Вавилонии появляются труды мистического характера, основанные на текстах книги Бытие и книги пророка Иезекииля. Одним из важнейших трудов, заложивших основы каббалистического учения, считается "Книга творения" (Сефер Иецира), написанная между 2 и 6 вв. н. э. В ней дается описание тридцати двух элементов мироздания, соответствующих двадцати двум буквам еврейского алфавита и десяти первочислам (т. н. "сфирот", мн. ч. от "сфира"). Со временем сфирот начали обозначать 10 Божественных ипостасей, каждая из которых характеризовалась собственными особыми качествами. Другими источниками Каббалы были мидраши (аллегорически-поучительные комментарии к Ветхому Завету) и произведения гаонов, отражавшие магические представления евреев раннесредневековой эпохи. В 12 в. во Франции и Германии возникло еврейское мистическое учение, проповедовавшее смирение и аскезу и развившее представление о тайне херувимов, в которых усматривалось проявление скрытой Божественной сущности. Представители этого учения были среди тех, кому обязана своим появлением т. н. практическая Каббала — магическая практика, ставившая своей целью взаимодействие с высшими мирами с помощью созерцания тайного смысла Божественных имен, молитв и магических формул. На формирование Каббалы оказали влияние и нееврейские источники, такие как неоплатонизм и гностицизм. В частности, у неоплатоников была заимствована идея эманации, эволюционировавшая в Каббале в идею происхождения Божественных сущностей (сфирот) из бесконечной и неопределимой Божественной субстанции. То же происхождение, по-видимому, имеет и световая символика Каббалы. От гностицизма в Каббалу пришло дуалистическое представление о Божественной сущности, в которой различаются бесконечное и непостижимое начало (Эйн-соф) и поддающиеся постижению сфирот — проявления Бога-Творца. Временем оформления каббалистического учения принято считать рубеж 12-13 вв.; особенно она была распространена в Испании. В Кастилии получили развитие каббалистическая демонология и теория об эманациях зла, соответствующих системе Божественных эманаций. В конце 13 века кастильским каббалистом Моше де Леоном был написан один из основополагающих каббалистических трудов — "Книга сияния" (Сефер га-Зогар), которая вошла в число священных книг Каббалы наряду с Библией и Талмудом. Зогар – это сборник мидрашей, их темой является познание Божественных тайн. Здесь нашло отражение большинство каббалистических теорий, которые, тем не менее, не были сведены в единую систему. С точки зрения Зогара, материальный мир есть лишь видимая часть высшего, незримого мира и одновременно его символ. Оба мира взаимосвязаны и между ними есть соответствие, центром которого считается человек. Органы человеческого тела соответствуют десяти Божественным сфирот, и сам человек является участником Божественного творения, ибо с его помощью осуществляется взаимодействие высшей и низшей сфер. Руководством для человека служит Тора, сокровенный смысл которой следует расшифровать, чтобы достичь общения с Богом и постичь мировую гармонию. Умозрительное учение Каббалы исходит из идеи сокровенного, неизреченного Божества, которое, будучи выше всякого определения как ограничения, может быть названо только эн-соф, т.е. ничто или Бесконечное. Чтобы дать в себе место конечному существованию, энсоф должен сам себя ограничить. Отсюда "тайна стягиваний" (сод цимцум) — так называются в Каббале эти самоограничения или самоопределения абсолютного, дающие в нем место мирам. Эти самоограничения не изменяют неизреченного в нем самом, но дают ему возможность проявляться, т.е. быть и для другого. Первоначальное основание или условие этого "другого", по образному представлению каббалистов, есть то пустое место (в первый момент — только точка), которое образуется внутри абсолютного от его самоограничения или "стягивания". Благодаря этой пустоте, бесконечный свет энсофа получает возможность "лучеиспускания" или эманации (так как есть куда эманировать). Свет этот не есть чувственный, а умопостигаемый, и его первоначальные лучи суть основные формы или категории бытия — это 32 "пути премудрости", именно 10 цифр или софер (сефирот) и 22 буквы еврейского алфавита (3 основных, 7 двойных, 12 простых), из которых каждой соответствует особое имя Божие. Как посредством 10 цифр можно исчислить все, что угодно, и 22 букв достаточно, чтобы написать всевозможные книги, так неизреченное Божество посредством 32 путей открывает всю свою бесконечность. Насколько можно понять, различие между сефиротами и буквами имен Божиих в этом откровении состоит в том, что первые выражают сущность Божества в "другом" или объективную эманацию (прямые лучи божественного света), тогда как буквенные имена суть обусловленные этою эманацией субъективные самоопределения Божества (лучи отраженные). Вот названия 10 сефирот: 1) Венец (кетэр), 2) Мудрость (Хокма), 3) Ум (Бина), 4) Милость или Великодушие (Хесед или Гедула); 5) Крепость или Суд (Гебура или Дин, также Пахад); 6) Красота или Великолепие (Тифэрет); 7) Торжество (Нэцах); 8) Слава или Величие (Ход); 9) Основание (Иесод) и 10) Царство (Малхут). Мыслимые как члены одного целого, сефироты образуют форму совершенного существа — первоначального человека (Адам-Кадмон). Для большей наглядности каббалисты указывают соответствие отдельных сефирот с наружными частями человеческого тела: Кетэр — это чело, Хокма и Бина — два глаза, Хэсед и Дин — две руки, Тифэрет — грудь, Нэцах и Ход — бедра, Иесод и Малхут — две ноги. — Такое представление осложняется внесением половых отношений в "дерево сефирот". Вообще каббалисты в области божественных эманаций различали само Божество, как проявляющееся, от его проявления или "обитания" в другом, которое они называли Шекина (скиния) и представляли как женскую сторону Божества. Шекина иногда отожествляется с последнею сефирой — малхут, которой, как женскому началу, противополагаются все прочие, как мужское, причем уже теряется аналогия с человеческим телом. Еще сложнее представляется это отношение в книге Зогар. Здесь образуемый сефиротами Адам-Кадмон совмещает в себе три или даже четыре лица. Сефира — Милость или Великодушие, с тремя правыми или мужескими сефиротами, образует Длинное Лицо (Арик-Анпин), или Отца (Аба); противоположная ему сефира Крепость или Суд, с тремя левыми или женскими сефиротами, образует Короткое Лицо (Зеир-Анпин) или Мать (Ума); происходящая из их соединения сефира Красота или Великолепие называется "Столп Середины" (Амуда Деэмцоита) и представляется иногда как новое лицо или сын; остающаяся затем первая высшая сефира Венец иногда относится к Отцу, иногда же принимается за особое лицо — Вечный. рог как такой или "Ветхий деньми" (Атик-Йомин). Сефироты суть общие основные формы всякого бытия. Обусловленная этими формами конкретная вселенная представляет различные степени удаления божественного света от его первоисточника. В непосредственной близости и совершенном единстве с Божеством находится Мир Сияний (Ацилут). Большее или меньшее различение от Божества представляют дальнейшие три мира, которые, по своеобразной методе каббалистов, выводятся следующим образом: в начале книги Бытия (I и II гл.) отношение Божества к миру выражено тремя глаголами — творить (бара), создавать (иецэр) и делать (аса); отсюда три различных мира: мир "творения" (бриа), т.е. область творческих идей и живущих ими чистых духов, затем мир "создания" (иецира) — область душ или живых существ, и наконец мир "делания" (асиа) — сфера материальных явлений, наш видимый физический мир. Эти миры не разделены между собою внешним образом, а как бы включены друг в друга, подобно концентрическим кругам. Низшие миры реализуют то, что более идеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров, воспринимая из первого источника божественные влияния, передают их низшим, служа таким образом каналами или "сосудами" (келим) благодати. Человек принадлежит сразу ко всем мирам: по телу и чувственной, страдательной душе (нэфеш) он относится к низшему миру явлений, по волеизъявляющему и деятельному началу своей души (руах) он сроден миру зиждительных сил, высшим идеальным своим духом (нешама) он обитает в мире умопостигаемых существ, и, наконец, в нем есть еще более высокое начало, теснейшим и глубочайшим образом связывающее его с божеством — абсолютное единство (иехида), возводящее его на степень непосредственных сияний (ацилут) вечного света. Принадлежа ко всем мирам, человек, однако, непосредственно коренится в низшем материальном мире, который через него соединяется с божеством. Существа, непосредственно живущие в высших мирах — ангелы. Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так называемая шелуха бытия или скорлупы (клиппот) — это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные, как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого — перевоплощение; оно двух родов: "круговорот" (гильгуль) и "прививка" (иббур), первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста, с провиденциальною целью на благо того или другого, или обоих. Вспомогательное средство для возвышения души есть прикладная каббала. Связь между нею и умозрительною — общее обеим признание мистического смысла букв и имен библейских. Относясь к Библии, как к шифрованному тексту, и применяя различные шифры (подставление числового значения букв, перестановка букв в том или другом определенном порядке и т. д.), можно из одних слов получить совершенно другие и открыть удивительные вещи (главные способы называются: гематрия, нотарикон, темура). Таким путем каббалисты угадывают сокровенное и предсказывают будущее. Другая часть прикладной Каббалы есть магия; через целесообразное употребление имен Божиих производятся различные чудеса.

Иудаизм стал той основой, которая помогла сформироваться нации и сохранять свою национальную идентичность, в том числе, и за пределами Палестины, в условиях тягчайших гонений со стороны завоевателей, впоследствии - христианской церкви. Молодая христианская Церковь, ведущая своё происхождение от иудейского учения и постоянно нуждающаяся в нём для своей легитимации, утвердившись, начала инкриминировать старозаветным иудеям те самые «преступления», на основании которых некогда языческие власти преследовали самих христиан. Конфликт этот существовал уже в I веке, о чём есть свидетельства в Новом Завете. Спецификой христианского антииудаизма стало повторяющееся с самого начала его существования обвинение иудеев в Богоубийстве. Назывались и другие их «преступления» — упорное и злонамеренное отвержение ими Христа и его учения, образ и стиль жизни, профанация Святого Причастия, отравление колодцев, ритуальные убийства, создание прямой угрозы для духовной и физической жизни христиан. Утверждалось, что иудеи, как народ проклятый и наказанный Богом, должны быть обречены на «унижающий их образ жизни» (Блаженный Августин) с тем, чтобы стать свидетелями истины христианства. Церковь и светские власти в эпоху Средневековья, постоянно и активно преследуя евреев, действовали как союзники. Правда, некоторые папы и епископы защищали, чаще безрезультатно, евреев. Религиозные преследования евреев имели и свои трагические социальные и экономические последствия. Даже обыкновенное («бытовое») презрение, религиозно мотивированное, приводило к их дискриминации в общественной и хозяйственной сферах. Евреям запрещалось вступать в гильдии, заниматься рядом профессий, занимать ряд должностей, сельское хозяйство для них было запретной зоной. Они облагались специальными высокими налогами и сборами. При этом евреи неустанно обвинялись во враждебности к тому или другому народу и подрыве общественного порядка. Символом официального примирения христианства и иудаизма является официальное извинение за преследования и дискриминацию иудеев христианской церковью, принесенное от ее лица Папой Римским Бенедиктом XVI. Иудаизм же в целом относится к христианству как своему «производному», но считает что Христианство является «заблуждением», что, однако, не мешает ему нести базовые элементы иудаизма народам мира. С точки зрения иудаизма, личность Иисуса из Назарета не имеет никакого религиозного значения и признание его мессианской роли (и, соответственно, использование титула «Мессия (Христос)» по отношению к нему) абсолютно неприемлемо.

В иудаизме существует четыре направления. Главное из них - ортодоксальный иудаизм (традиционный иудаизм). Слово “ортодоксальный” образовано от греческого “ортодоксос”: “правильно верящий” (во что-то), “правильно славящий” (кого-то). Ортодоксальный иудаизм ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма как такового. Это общее название течений в иудаизме, последователи которых, с исторической точки зрения, являются продолжателями еврейского религиозного мировоззрения. Противники каких-либо нововведений в иудаизме называют себя йереим ("благочестивые") или харедим ("богобоязненные"), адуким ("набожные") или датиим ("религиозные"). Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух. Для традиционного, или ортодоксального иудаизма авторитет Откровения непререкаем. Согласно ортодоксальному иудаизму Бог есть дух, не имеющий определенной формы. Он - Личность. Он - всемогущ, всеведущ, вездесущ, вечен и способен сочувствовать. Человечество нравственно нейтрально и обладает склонностью как к добру, так и ко злу. Человек может преодолеть свои греховные наклонности и достичь совершенства через соблюдение Закона. Закон (Галаха) - основа иудаизма. Он непреложен и придает жизни порядок и смысл. Жизнь, всецело посвященная Галахе, приближает человека к Богу. Человек грешит, нарушая предписания Закона. Нет понятия «первородный грех». Покаяние (вера в милость Божью), молитва и исполнение Закона являются обязательным условием надлежащих отношений с Богом. «Спасение» не считается иудейским понятием, поскольку иудейский народ уже имеет особое положение перед Богом. Мессия - это человек, а не Бог. Он восстановит еврейское царство и будет праведно царствовать над всей землей. Он совершит суд и исправит все зло. Жизнь после смерти представляется как телесное воскресение. Праведные будут вечно жить с Богом в «грядущем мире». Неправедных ждут страдания, но их окончательная судьба неоднозначна. Так, пророк Даниил об этом говорит так: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».

Совокупность действий, направленных на умилостивление бога Яхве и исполнение "его" повелений, составляет культ иудаизма. Важную роль в иудейском культе играют обряды и праздники. Наиболее распространенным обрядом в иудаизме является молитва. Сила молитвы, по представлению верующих иудеев, так велика, что с ее помощью можно совершать любое чудо. В представлении иудеев молитвенное слово и песнопение достигают неба и влияют на решение небожителей. Раввины предписывают верующим ежедневно во время утренней молитвы (кроме субботы и праздников) надевать на лоб и левую руку тефиллин, или филактерии. Тефиллин представляет собой два плотно закрытых ящика кубической формы с прикрепленными к их основаниям ремнями. Кубики заполнены пергаментом, исписанным ветхозаветным текстом. Обряд ношения тефиллин связан с древним обычаем ношения амулетов. В древности, по свидетельству Талмуда, верующие носили тефиллины в продолжение всего дня. Впоследствии их стали носить только мужчины во время молитвы. Предписывается также трижды на день молиться "беци-бур", т. с. совершать богослужение при наличии молитвенного десятка (общинного кворума) и, кроме того, любое действие (прием пищи, отправление естественных потребностей и т. п.) сопровождать славословием в адрес бога Яхве. Существовало также предписание верующему ежедневно благодарить всевышнего за то, что бог не сотворил его язычником, женщиной и амхаарцем. Также предписывалось в обязательном порядке развешивать мезузу и носить цицит. Мезуза - кусок пергамента, на котором написаны стихи из Второзакония (6, 4-9 и 11, 13-21). Свернутый свиток помещается в деревянный или металлический футляр и прикрепляется к косяку дверей. Мезуза - магическое средство, способное, как полагали верующие, уберечь их от нежелательных действий злых духов. Цицит - кисти из шерстяных ниток, прикрепленные к краям арба-канфота, т. е. к четырехугольному куску материи, одеваемому религиозными евреями под верхнюю одежду. Как и мезуза, цицит "оберегает от всякого зла". Талмудисты сравнивают цицит с веревкой, которая брошена утопающему, ибо цицит символизирует заповеди Яхве, исполнение которых обеспечивает человеку вечную жизнь в будущем мире. Особо важное значение придается в иудаизме обряду обрезания (связан с идеей о религиозной исключительности еврейского народа ввиду того, что он исполняет "великий завет" Яхве об обрезании крайней плоти). Жрецы стали истолковывать обряд обрезания как выражение "знамени завета", как доказательство принадлежности к "истинной" религии Яхве. Обряд обрезания является главным признаком особого союза Яхве с "его" народом; необрезанный же младенец считается язычником. Книга Бытие предписывает иудеям выполнять договор "брит мила" ("договор об обрезании"), "завет на теле вашем" - всем лицам мужского пола на восьмой день после рождения, даже если это совпадает с субботой. Одно из объяснений указывает на бесполезность крайней плоти и рассматривает ее устранение как знак сотрудничества человека с Богом в деле усовершенствования самого себя и стремление служить Богу каждой частью своего тела. В этот же день мальчики получают имя (девочки получают имя в синагоге в субботу, следующую за днем рождения). В иудаизме отсутствует предположение, что безбрачие ведет к особой святости - наоборот, Тора утверждает, что "не хорошо человеку быть одному" и призывает: "Плодитесь и размножайтесь". Брак видится как обязанность, поскольку позволяет, производя потомство, выполнять наставления Торы, увеличивая число последователей веры. Среди обрядов иудаизма не последнее место занимает ритуал омовения. Верующим накануне субботы и других религиозных праздников предписывается совершить омовение в Микве - специально оборудованном бассейне с дождевой или ключевой водой, предваряя каждую молитву омовением рук. Вода у многих древних народов была святыней, ибо она давала жизнь и им самим и всему тому, чем они питались. Древние евреи обожествляли воду, ибо жизнь земледельцев Иудеи зависела от осенних дождей. Дождь и вода играли настолько важную роль в жизни древних землепашцев, что в их видении бог появлялся "в густом облаке" и "мрак сделал он покровом себе, сению вокруг себя, мрак вод, облаков небесных". Если кто-то принимает душ или моется в бане, он, согласно иудейскому вероучению, не становится "чистым" и не получает права молиться. В предписаниях о ритуальной чистоте прямо сказано: "Даже тогда, когда женщина будет мыться в бане, основательно и долго, даже тогда, когда она обольется всеми водами мира, она все же не будет считаться чистой, пока не примет микву".

Особенность иудейских праздников состоит в том, что они отмечаются по лунному календарю. Древние праздники имели прямое отношение к явлениям природы, к хозяйственной жизни людей. Религиозные праздники иудеев древнего происхождения. Изначально они отражали экономические условия жизни племени, и посвящались богам - покровителям скотоводства, земледелия и т. п. С установлением централизованного монтеистического культа все религиозные праздники у евреев были связаны с именем Яхве, которому приносились дары, ибо в храм божий в праздничный день нельзя приходить с пустыми руками. Первое место среди иудейских праздников занимает Песах (пасха). Ее возникновение относится к тем временам, когда евреи были кочевниками и основным их занятием было скотоводство. Об этом сохранились данные в Библии. В книге Исход сказано: "И созвал Моисей всех старейшин [сынов] израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь... и помажьте перекладину и оба косяка дверей... а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пройдет господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения". В пору приплода скота древний еврей-скотовод был особо озабочен состоянием своего стада, которое, в представлении пастуха, зависело от духов пустынь и пастбищ. Им приносили в жертву агнца (ягненека), и от духа-губителя спасали себя кровью жертвенного животного. Когда еврейские племена начали заниматься земледелием, праздник умилостивления превратился в праздник начала уборки хлеба (праздник Мацуот - праздник опресноков). Здесь магический обряд угощения богов-покровителей совершался плодами нового урожая. О слиянии скотоводческого праздника умилостивления с праздником мацуот свидетельствует сама Библия. В книге Левит сказано: "Вот праздники господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время: в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером пасха господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков господу; семь дней ешьте опресноки". В настоящее время считается, что пасха - это праздник освобождения иудеев из египетского рабства. Как и праздник пасхи, свобода приходит по волеизъявлению всевышнего. В пасхальной обрядности современного иудаизма занял видное место образ мессии. Чин этого праздника заполнен рядом обрядов и обычаев, связанных с пришествием мессии и его предтечи Ильи. При приближении пасхи многие экзальтированные и горячо верующие иудеи ожидали чудесного появления мессии в пасхальную ночь. Шебуот (швиот) справляется на пятидесятый день после второго дня пасхи и потому носит название пятидесятницы. В книге Исход (23: 16) о празднике шебуот сказано: "Наблюдай в праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле". В древности этот праздник был связан с земледелием и отражал ликование земледельцев, собиравших плоды своего труда. Впоследствии он связывался с пасхой. Если пасха является праздником исхода евреев из Египта, то шебуот - праздник в память дарования Торы на горе Синае пророку Моисею через семь недель после исхода. Шебуот является как бы придатком пасхи, завершающей частью этого праздника. Третьим праздником, связанным с земледельческим трудом древних иудеев, был праздник Суккот (праздник кущей). В Исходе (23: 16) он называется праздником "собирания плодов в конце года". Впоследствии суккот связали с мифом об исходе евреев из Египта: праздник этот справляется по предписанию бога Яхве в память странствования по пустыне, "когда сыны Израиля жили в шатрах" - поэтому суккот символизирет единство израильського народа. Он обставлен рядом предписаний: какой формы должны быть шатры, какой величины, когда и кто вправе поселяться в них, принимать пищу, молиться и т. п. В дни осеннего праздника кущей во время молитвы совершается древний обряд лулав; верующий иудей должен в одной руке держать так называемый лулав, состоящий из пальмовой ветви, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой - эсрог, особый сорт лимона, и ими потрясать воздух, что, по представлению верующих, якобы служит магическим средством для вызова ветра и дождя. Последний день праздника суккот называется симхат-тора (радость Торы). В этот день в синагогах совершаются торжественные процессии со свитками Торы в руках и с пением хвалебных псалмов в адрес бога Яхве. Симхат-тора установлен в связи с тем, что в этот день заканчивается годичный цикл публичного (в синагогах) чтения Пятикнижия и начинается его повторное годичное чтение. Важное место в иудейском культе занимает Судный день (Иом-кипур) с предшествующим ему днем нового года (Рош-гашана), который справляется в начале сентября. Этим двум праздникам придается особенно большое значение. В дни празднеств в синагогах можно увидеть таких евреев, которые вообще не посещают или мало посещают богослужение, так как с новым годом и судным днем связаны представления, будто весь предстоящий год сложится так, как положит бог в эти дни; от молитв в рош-гашана и иом-кипур якобы зависят благополучие, удача и здоровье людей в течение всего наступающего года. В новый год и в судный день все жители мира как бы проходят перед богом Яхве, а он, вникая во все дела людей, выносит приговор каждому человеку в отдельности "по заслугам". Поэтому в рош-гашана и в иом-кипур синагоги заполняются молящимися. В день иудейского нового года (рош-гашана) совершается обряд ташлих: верующие собираются у реки, читают отрывки из ветхозаветной книги Михея (7, 18-20) и распевают религиозные гимны. Во время чтения молитв верующие вытряхивают карманы и бросают в воду крошки хлеба, полагая, что тем самым они освобождаются от грехов. В древности на иом-кипур в жертву приносили двух козлов - белого и черного. Белый посвящался Яхве, а черный - демону пустыни по имени Азазель (Азаель): на него символически возлагались все грехи, после чего черного козла прогоняли в пустыню (отсюда - "козел отпущения"; имелось ввиду отпущение грехов). Дню иом-кипур предшествуют в религиозной практике 10 дней покаяния (тешуба). В эти дни Яхве проверяет дела всех людей и готовит свое решение о судьбе каждого человека на предстоящий год, поэтому новый год и судный день считаются "страшными днями". К ним надо готовиться в течение месяца элул (август) постами, молитвами, трубными звуками из бараньего рога (шофара) и т. п. В ночь накануне судного дня совершается обряд капорес; он состоит в том, что мужчина трижды вертит над своей головой петуха (женщина - курицу), произнося три раза молитву: "Это да будет искуплением моим, жертвой моей и заменой вместо меня, сей петух (сия курица) пойдет на смерть, а я обрету счастливую, долгую и мирную жизнь". Птицу режут, а мясо поедают в ночь на исходе судного дня. Ханука и Пурим не упоминаются в Торе, их празднование было установлено законоучителями. Из-за этой разницы в статусе нет запрета работать в эти праздники.Ха́нука (ивр. — освящение, обновление) — еврейский праздник, продолжающийся восемь дней. Он был установлен во II веке до н. э. в память об очищении Храма, освящении жертвенника и возобновлении храмовой службы Маккавеями, последовавшего за разгромом и изгнанием с Храмовой горы греко-сирийских войск и их еврейских союзников в 165 году до н. э. Название этого праздника происходит от выражения «хануккат ха-мизбеах» (освящение [обновление] жертвенника), которое произошло сразу после освобождения Храма Маккавеями и его очищения от идолов. Другое название праздника — Хаг Урим («Праздник Огней»). По одному из мнений, приведённых в Талмуде, Иехуда Маккавей и его сподвижники устроили празднование, которое было возмещением пропущенного восставшими праздника Суккот. Праздник был пропущен из-за гражданской войны и ритуального осквернения Храма греками. Согласно преданию, когда Иехуда Маккавей и его воины очистили Храм, они не смогли найти чистое (освященное и не оскверненное греками) масло, которое годилось бы для того, чтобы зажечь Менору (семисвечник) и освятить Храм. Они нашли только один небольшой кувшинчик с ненарушенной печатью коэн гадола (убитого предателями первосвященника Иоханана), но этого масла могло хватить лишь на сутки горения семисвечника. А взять другое масло было негде: его извлекали из особого сорта олив, которые росли в одном-единственном месте Иудеи, и надо было ждать не менее восьми дней, пока наберется нужное количество масла, хотя бы потому, что по закону только первые две капли, выжатые из отборных олив, считались пригодными для святой Меноры. Однако Маккавеи все же решили зажечь Менору, поскольку Храм должен был быть освящен, и тогда произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней, то есть точно на то время, которое требовалось для приготовления нового чистого масла для меноры. В память об этом чуде праздник Хануки с тех пор отмечается в течение восьми дней. Ханука входит в число праздников, празднование которых было установлено мудрецами. По этой причине нет запрета работать в дни Хануки. Хануку и Пурим иногда называют «детскими» праздниками (в Израиле эти праздники, как правило, являются рабочими днями, за исключением детей в школах, которые в эти дни не учатся). На протяжении всех восьми дней праздника принято зажигать свечи в ханукие (девятисвечнике) в память о чуде, произошедшем в дни Хануки. Порядок зажигания таков: в первый день зажигается одна свеча, во второй — две, и так далее до восьми. Девятый светильник, называемый шамаш (букв. «служка»), предназначен для зажигания остальных свечей и зажигается соответственно во все дни праздника перед основными свечами. Шамеш не входит в число ханукальных свечей. Если одна свеча случайно погасла, ее ни в коем случае нельзя зажигать от соседней - только от шамеш. Общее число свечей, используемых на Хануку — 44. Их зажигают в начале вечера, и они должны гореть не менее получаса после наступления темноты, поэтому следует заблаговременно убедиться, что величины свечей достаточно для тридцати минут горения. Заповедь зажигания ханукального света тр







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 421. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия