Студопедия — Георгий Васильевич Чичерин 10 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Георгий Васильевич Чичерин 10 страница






Всякое подчинение является уклонением от государственных начал, умалением

государственного значения союза. Напротив, в природе вольной общины вовсе

не заключается понятие о верховной власти. Это частный союз, который становится

самостоятельным единственно вследствие отсутствия в обществе государственных

начал. Истинная сущность такого союза состоит, напротив, в подчинении его

высшему порядку. Поэтому и самостоятельность вольной общины может быть большая

или меньшая; это зависит от частных обстоятельств и отношений ее к соседним

владельцам. Вследствие этого и формы подчинения могут быть самые разнообразные.

В средние века, вся Европа была усеяна вольными общинами, с большею или меньшею

автономиею. Но редко они становились вполне державными союзами; большею частью

они находились в вассальных отношениях к князьям и господам. Они несли определенные

обязанности, служебные или податные, и подвергались большему или меньшему

влиянию господина на внутреннее свое управление. Это отношения подобные тем,

которые господствовали между князьями и другими владельцами, отношения не

международные и не государственные, а основанные на частных договорах и грамотах.

Вольная община является таким образом не государством, а нравственным

лицом с гражданским характером, то есть, корпорациею. В этом качестве она

может быть субъектом прав, обязанностей и наконец власти. Община может иметь

свои земли, которыми она владеет, также как князь своею вотчиною. Поэтому

немецкие юристы причисляют вольные общины к патримониальным союзам. Эти земли

могут, в свою очередь, быть заселены свободными людьми, из которых могут образоваться

подчиненные корпорации. Таковы пригороды, обладающие также большею или меньшею

автономией. С другой стороны, самый город считается местом свободы. Отсюда

часто повторяющееся в средние века правило, что все поселяющиеся в городе

через то самое становятся свободными. Как воздух делал человека крепостным,

так он делал его и свободным.

Образуя единую корпорацию, вольная община распадается внутри себя на

более мелкие корпорации, ибо вся она основана на корпоративном начале, то

есть, на товарищеских отношениях, из которых слагается нравственное лицо.

Это-корпорация, составленная из корпораций. Эти мелкие союзы могут иметь различный

характер, смотря по тому интересу, который служит для них средоточием. Главные

из них суть союзы местные и сословные. Так, в первом отношении, Новгород разделялся

на концы, а концы на улицы. Каждый из этих союзов составлял нечто цельное,

замкнутое; они имели свои земли, свои собрания, свое управление. С своей стороны,

сословные союзы суть ремесленные цехи, купеческие гильдии или товарищества,

наконец корпорации знатных родов. В Новгороде, при переговорах, посылались

отдельные представители от бояр, от житьих людей и от черных. В некоторых

итальянских городах встречаются корпоративные союзы, составленные из отдельных

партий. Знатные роды образуют иногда частные товарищества из своих клиентов

и приверженцев. На Западе, знатные лица имели даже свои укрепленные замки

внутри города. Впрочем, корпоративное устройство всех этих мелких союзов может

иметь большую или меньшую юридическую определенность, смотря по силе организующего

начала. У нас, при слабости юридического смысла, оно было менее развито, нежели

на Западе.

В сословных разделениях выражается главным образом противоположность

начал аристократического и демократического, составляющих основные элементы

всякого общества. Демократия представляется ремесленными цехами, или так называемыми

черными людьми, аристократия корпорациями знатных родов, как военных, так

и купеческих, ибо город, как центр промышленности и торговли, естественно

дает преобладающее значение богатству. Местные союзы представляют соединение

тех и других, хотя и самое разселение может происходить по группам. Ко всему

этому могут присоединяться наконец представители монархического начала, князь,

или господин, и его слуги.

Из этих элементов образуется городское устройство, которое может быть

весьма разнообразное и обладать большею или меньшею прочностью, смотря по

силе организующего начала. При сколько-нибудь правильном устройстве существуют

непременно народное собрание и правительственный совет. Но в русских вольных

городах были только веча, и притом без всякой определенной организации. Всякий

мог его сзывать; правил для состава и для решения дел не было. Вечем назывался

всякий сброд; нередко составлялось несколько вечей, которые дрались между

собой. Вечевой быт обличает детство общественной жизни; это - господство неустроенной

толпы, не знающей над собою высшей власти. Он составляет характерное выражение

средневековой вольной общины. На Западе, рядом с более или менее неустроенными

народными собраниями, мы почти везде находим и правительственные советы, иногда

даже несколько, вследствие разнообразного сочетания отдельных союзов. Совет

преимущественно представляет аристократическое начало, народное собрание-демократическое.

При владычестве аристократии, вся городская власть сосредоточивается в совете,

а народное собрание теряет всякое значение. Так было, например,. в Сиене,

в Генуе, в Венеции. Напротив, при господстве демократии, самый совет выбирается

народом. Так было, например, в Падуе. Наконец, сочетание обоих начал ведет

к различным, нередко весьма искусственным учреждениям.

Отличительною чертой средневекового порядка, как в демократии, так и

в аристократии, является требование единогласия при решениях. Оно основано

на том, что вольный человек не может быть принуждаем к согласию; он подчиняется

лишь по своей доброй воле. Отсюда распри и драки, знаменующие внутренний быт

вольных общин. Но чем крепче становится юридическая связь, чем более возвышается

сознание порядка, тем более признается сила за решениями большинства, ибо,

при равенстве лиц, не знающих над собою высшей власти, оно одно дает возможность

законного исхода. Остаток средневековых воззрений сохранился доселе в Англии

в требовании единогласия в суде присяжных.

Кроме собраний и советов, постановляющих решения, необходимы исполнители.

И здесь может быть разнообразное устройство. Сосредоточение всей исполнительной

власти в одном лице противоречит существу свободного союза; оно может быть

только орудием борьбы и почти неизбежно ведет к тирании. Примеры представляют

итальянские города, где народ, враждуя против аристократии, вверял власть

своему вождю, под именем capitano del popolo или abate. Обыкновенный результат

был водворение тирании. В нормальном порядке, исполнительная власть вручается

нескольким лицам вместе, например консулам или исполнительному совету, во

главе которого стоит одно лицо, пожизненное, как в Генуе и Венеции, или на

время избираемое, иногда назначаемое князем, или, наконец, призываемое извне.

Призвание посторонних составляет характеристическую черту вольной общины,

обличающую недостаток внутреннего устроения. При отсутствии верховной власти,

требующей повиновения, общине нужен посредник, не принадлежащий к внутренним

партиям. Для этого она обращается к посторонним. Итальянские средневековые

города постоянно призывали своего подеста из чужих городов. У нас призвание

князей на самой заре исторической жизни было ранним заявлением неспособности

к самоуправлению. И позднее Новгород постоянно получал или призывал князя

из русского княжеского рода и заключал с ним договор на счет управления. Власть

князя не была безграничная; рядом с ним стоял выборный посадник, без которого

князь ничего не мог делать. Такое сопоставление двух разнородных властей,

при новгородском неустройстве, при совершенно неопределенных отношениях князя

к вечу, порождало постоянное двоевластие. Отсюда внутренняя борьба, наполняющая

историю Новгорода; отсюда смена князей, то призываемых, то изгоняемых, смотря

по случайному перевесу той или другой партии.

Во всем устройстве вольной общины выражается одна существенная черта:

отсутствие настоящей верховной власти. Есть согласие или несогласие вольных

людей, есть отношения товарищеские и договорные, есть частная зависимость

и частная корпоративная связь, но нет системы учреждений, в которых бы вырабатывалась

единая непреложная воля. При полном господстве начала свободы, меньшинство

не обязано подчиняться большинству. Последнее берет верх, если оно значительно

сильнее; но если меньшинство в состоянии себя отстоять, оно прибегает к оружию,

и тогда вопрос решается силою. Однако, чем крепче и прочнее устройство вольной

общины, тем ближе оно может подходить к государственным формам. Тут, как во

всяких переходах, точной границы положить нельзя. Всего более оно приближается

к тем формам государства, в которых средоточием служит община. Таковы были

греческие и римская республики. Но в последних город не был простым вотчинником;

он являлся центром земли и поселенных на ней местных союзов. Это не товарищество

вольных людей, соединенных общими интересами; здесь живет маленькое племя

или собрание нескольких мелких племен, составляющих самобытное органическое

целое. Державное положение вытекает из самого существа этого союза; здесь

внешняя зависимость является не более как случайным результатом внешнего насилия,

противоречащим внутренней идее. Здесь есть настоящая верховная власть; есть

правильная организация; замечается историческое развитие учреждений. В древних

государствах мы видим те же элементы, аристократический и демократический,

как и в вольной общине, туже борьбу партий, часто соединенную с насилием;

но насилие считается здесь неправдою, нарушением высшего закона. Оно не составляет

постоянной жизни общества, ежедневное явление, которое входит в обычный порядок

вещей. Одним словом, здесь господствует государственный порядок, владычествующий

над лицами, а не свободная воля лиц, не знающая над собою высшего закона,

и подчиняющаяся только договорному началу или внешней силе.

Это неустройство вольных общин и было причиною повсеместного их падения.

Они рушились, уступая место высшим Формам. История произнесла над ними свой

приговор. Не из них образовались новые государства, а из вотчин, которые были

несравненно крепче, потому что владычествующая воля была одна. Это знаменательный

исторический факт. Наибольшую крепость имели общины аристократические, где

власть сосредоточивалась в меньшем количестве рук. В них господствующим началом

была не свобода, а подчинение закону. С развитием в Европе государственных

форм, аристократические вольные общины образовали настоящие государства, которые

сохранились отчасти среди окружающей их новой жизни. Таковы были Венеция,

Генуя, швейцарские аристократические кантоны, некоторые немецкие города. Первые

две республики пали; Швейцария устроилась на совершенно новых началах; в Германии

же всего долее сохранилась несколько вольных городов, как обломки отжившей

старины.

При всем том, явление вольных общин не прошло в европейской жизни даром.

Из них в значительной степени развилась конституционная свобода. Подчинившись

государству, они внесли в него те начала самоуправления, которыми они руководствовались

в своем внутреннем быте; но эти начала были приспособлены к требованиям государственной

жизни. В движениях средневековых вольных общин историки основательно видят

зачатки нового представительства.

 

Глава V. Теократия

 

Теократия есть общественное устройство, в котором религия владычествует

в гражданской области. Здесь является сознание высшего порядка, которому должны

подчиняться люди; но этот порядок основан не на единстве общественного тела,

а на религиозном учении обязательном, как для правителей, так и для подданных.

Теократия составляет одну из самых прочных государственных форм, ибо

здесь свобода человека не становится в противоречие с учреждениями. Человек

подчиняется весь, и внешний и внутренний. Но зато это самая неподвижная из

всех политических форм, ибо свобода есть начало движения. По существу своему,

эта форма принадлежит религиям древнего мира, которые обнимают человека всецело,

не ограничиваясь одними верховными нравственными началами, не определяя и

всю внешнюю жизнь людей. Напротив, теократия противоречит существу христианства,

которое касается только внутреннего человека, предоставляя внешнюю область

светским властям и отношениям. Христианство имеет в виду цель небесную, а

не земную; оно действует убеждением, а не принуждением. Истинная область его

есть церковь, а не государство. Поэтому, в христианском мире теократическое

начало всегда было неполное или водворялось в силу особенных условий.

Рассмотрим сперва теократии древние, к которым принадлежит также ислам,

который, хотя и позднейшего происхождения, но является лишь повторением старых

теократических типов. В историческом процессе, явление ислама было шагом не

вперед, а назад на пути развития.

По самому существу теократии, общественная власть носит в ней религиозный

характер; она получает освящение свыше. Поэтому она независима от воли народной.

Как представительница верховного единого Божества, она обыкновенно сосредоточивается

в одном лице. За редкими исключениями, теократическая власть является в монархической

форме. Обыкновенно в монархе соединяется вся полнота власти. Но он ограничивается

законом, которого нарушать не может. Религиозное значение общественного закона,

стесняя со всех сторон свободу человека, составляет вместе с тем самую сильную

преграду абсолютной власти князей. Хранителями этого закона являются духовные

лица, первосвященники и жрецы, а потому весьма важно отношение их к княжеской

власти. Реже бывают ограничения со стороны других, светских элементов общества;

однако это встречается, ибо теократия, обнимая собою всю жизнь людей, дает

религиозное освящение не одной власти, но и всему общественному строю, вследствие

чего и другие элементы получают свои ненарушимые права. Отсюда чрезвычайное

разнообразие форм теократии. Так как здесь власть подчиняется закону, то разнообразие

состоит не в одном различии лиц, облеченных верховною властью, но и в целом

строении общества, в тех началах, которыми оно проникнуто. Теократия не создает

новых общественных форм. но она дает существующим гражданским формам религиозное

освящение, делая из них непреложный закон и давая им через это значение государственное.

Теократия возникает при выходе общества из патриархального быта, когда

первоначальный патриархальный союз разлагается или видоизменяется началами

гражданскими и религиозными. Но все эти элементы не получают еще здесь самостоятельности.

Только в средние века союзы гражданский и церковный становятся в резкое противоположение.

В древних же теократиях, принадлежащих к той эпохе исторического развития,

когда различные общественные формы, едва выходя из первобытного единства,

находятся еще в состоянии слитности, перемешиваются начала патриархальное,

гражданское и религиозное. Разнообразные их сочетания дают общественному строению

различный характер, вследствие чего самая власть получает различное значение.

Рассматривая формы теократии, какие являются в истории, мы находим в них знакомые

уже нам общественные типы.

Первую форму теократического правления составляет теократия патриархальная.

Она образуется, когда, при сохранении патриархального строя, над ним возвышается

религиозный закон, дающий высшее освящение власти. Религиозный закон может

составлять связь племени даже при отсутствии совокупной власти. Такое устройство

мы находим у древних Евреев до учреждения царства. Племя разделялось на колена

и роды, которые имели своих патриархальных начальников, но общего начальника

племени не было. На служение Богу посвящено было одно из колен, Левиты, которые

не имели самостоятельного гражданского устройства, но жили рассеянные среди

других. Первосвященник всегда был из рода Аарона. В случае же внешней опасности

выдвигались вдохновенные Богом судьи, которые вели племя на войну. Иногда

это пророческое руководство присваивалось и женщинам. Однако внешние опасности

привели наконец к потребности постоянного правительства. Под охраною того

же закона возникло теократическое царство. Племенное устройство осталось,

но помазанный Богом царь сделался властителем народа. Рядом с ним стоял первосвященник,

как блюститель религиозного закона, и появлялись пророки, обличители неправды.

Подобные племенные теократии, с царем во главе, мы находим у многих первобытных

народов. Доселе они существуют в Африке, в Полинезии, на островах Сандвичевых,

Фиджи, Тонга, Самоа. За царем признается божественное происхождение; иногда

он считается воплощением самого Божества. Чем выше религиозное его значение,

тем неограниченнее его власть. Иногда он признается собственником всей земли

и неограниченным властителем своих подданных. Однако рядом с ним стоят и другие

элементы, которые могут вести к ограничению власти. Таковы, прежде всего,

жрецы; таковы же подчиненные князья, начальники родов и колен. Разделяя религиозное

значение власти, они получают большую или меньшую самостоятельность и в большей

или меньшей степени участвуют в общих решениях. Здесь монархия ограничивается

аристократиею; но вмешательство последней ведет к ослаблению теократического

начала.

Именно этот процесс разложения мы находим в героических теократиях, с

которых начинается история древней Греции и Рима. И тут во главе стоит князь,

героического происхождения, получивший власть от Бога. Первоначально он представляется

или собирателем, племени, как Тезей в Афинах, или строителем города, как Ромул.

Нередко это пришлый род, своими подвигами приобретший царственное значение.

Таковы были Пелопиды в Аргосе и Микенах. Если в городе соединяется несколько

мелких племен, то теократия получает характер городовой или общинный. Но устройство

остается племенное; общество разделяется на колена и роды. Поэтому, рядом

с князем является совет старшин, герусия или сенат, а обыкновенно и народное

собрание. Отсюда неизбежное соперничество между князем и аристократиею. А

так как князь держится преимущественно своим личным значением, аристократия

же составляет постоянный, сплоченный союз, то последняя рано или поздно побеждает.

Отсюда общее явление в классических государствах: изгнание царей и наступающее

затем владычество аристократии. Теократическое устройство сменяется чисто

светским развитием государства.

Несравненно большую прочность имеют великие теократии Востока, опирающиеся

не на патриархальные, а на гражданские начала, связанные с религиозными. Первое

место занимает теократия военная, или деспотическая, основанием которой служит

завоевательная дружина. Здесь вся власть сосредоточивается в царе, который

имеет характер преимущественно военный; но он получает и религиозное освящение:

он считается представителем Божества на земле. Вследствие этого, власть его

над подданными чисто деспотическая; они становятся его рабами. Однако и тут

он ограничивается религиозным законом, хранителями и толкователями которого

являются жрецы, или духовенство. Но в военной теократии они играют второстепенную

роль; власть их не распространяется на владыку. Таковы были в Персии маги;

таковы в мусульманских государствах улемы. Другое, более существенное ограничение

представляет та дружина, на которую опирается деспот. Иногда она становится

распорядительницею судеб государства. Таковы были наемные войска калифов,

мамелюки в Египте, янычары в Турции. В калифате произошло даже полное раздвоение

власти. За калифами, как наследниками пророка, сохранилось одно религиозное

значение; военная же, а с нею и политическая власть перешла к военачальнику.

Примеры деспотических теократий представляют нам древние и новые государства

Западной Азии: Ассирия, Вавилон, Персия, мусульманские державы. Это государства

основанные на завоеваниях деятелями являются здесь преимущественно кочевые

племена, которые от избытка сил, гонимые неудержимым влечением, иногда под

влиянием могучего вождя или побуждаемые религиозным фанатизмом, накидываются

на соседние страны и покоряют своему владычеству громадные пространства. Но

эти завоевания сохраняют чисто внешний характер. Завоеватели не обладают гражданственностью,

которая одна в состоянии связать в одно прочное целое покорителей с покоренными.

Обыкновенно они не приносят завоеванным племенам и высших религиозных начал.

Связь основана здесь единственно на внешнем подчинении. Там, где встречается

сопротивление, происходит иногда выселение или истребление целых племен. Но

при внешнем характере власти, побежденным может быть предоставлена значительная

доля самоуправления. Они сохраняют свою религию, нравы, общественное устройство,

давая победителям только дань, да военную помощь. Однако, при господстве произвола,

в особенности же при различии религий, которое заставляет победителей смотреть

на побежденных как на неверных, притеснения достигают иногда ужасающих размеров.

Областями управляют сатрапы или паши, которые, уподобляясь монарху, являются

столь же жестокими деспотами. Самостоятельность этих областных правителей,

при ослаблении центральной власти, становится источником разложения военной

теократии. Сильные в период завоеваний, эти государства склоняются к падению

при спокойном владычестве. От суровости правители переходят к изнеженности.

Настоящего гражданского быта они не в состоянии упрочить и рано или поздно

обречены на погибель.

Из военной теократии развивается теократия феодальная. Она установляется

вследствие упрочения земельных отношений, когда подручные князья, родственники

царя или члены дружины, становятся потомственными владельцами розданных им

земель. Это естественно ведет к преобладанию аристократии. Такое устройство,

в полном развитии, мы находим в древней Мексике. Там император выбирался из

царского семейства четырьмя избирателями, которые в предшествующее царствование

были для того выбраны дворянством.

Последнее состояло из ленных владельцев, высших и низших. Рядом с аристократией

стоял и многочисленный класс жрецов, устроенных в иерархическом порядке. Два

верховных жреца избирались царем и вельможами; с ними царь совещался обо всех

важных делах. Хотя здесь не было настоящих каст, однако обыкновенно сын следовал

занятиям отца. Таким образом, тут замечается уже переход от феодальной теократии

к сословной.

В Японии господство феодальной аристократии повело, также как в калифате,

к полному разложению верховной власти. Первоначально она была безгранична.

Император считался прямым потомком верховного божества, с абсолютными правами

над подданными. Но вследствие междоусобий, он лишился политической власти

и остался с чисто религиозным значением. Светская же власть перешла в руки

военачальника, тоже наследственного. Таким образом, в Японии долго существовали

два императора: духовный - микадо и светский - сиогун. Однако и последний

не пользовался неограниченною властью. Высшее управление государством сосредоточивалось

в совете из тринадцати членов, избираемых из аристократии. Области управлялись

подручными князьями, носившими название Даймиев, также с наследственною властью;

а они, в свою очередь, раздавали земли своим вассалам или подручникам. Так

установилась феодальная иерархия, которая составляла и войско. Для сохранения

государственного единства принимались меры, чтобы держать князей в повиновении.

Семейства их оставались заложниками в столице, где сами они должны были жить

половину года. Со всех сторон он и окружены были шпионами, что составляло

отличительную черту японского управления. Так продолжалось до последнего времени,

когда новый переворот восстановил власть микадо, но уже в иной форме, нежели

прежде, с устройством представительства по европейскому образцу. Мы видели,

что феодальная вотчина естественно переходит в вотчину с сословным представительством.

Этот шаг совершился и тут. Но представительство предполагает свободу. Как

оно может вязаться с теократическим началом, это вопрос, решение которого

покажет будущее. Оно составляет любопытную и назидательную сторону этого опыта.

В Китае точно также одно время господствовала ленная система, которая

повела к значительному ослаблению императорской власти. Но император Ши-хоанг-ти

победил непокорных и уничтожил феодализм. Китай возвратился к своему исконному

строю, к господству неизменного религиозно-нравственного закона. Но здесь

хранителями и толкователями этого закона являются не жрецы, а заступающие

их место ученые чиновники-мандарины. Этот вид теократии можно назвать теократиею

бюрократическою или чиновною. Во главе стоит император, который считается

сыном Неба и отцом подданных Он же и верховный жрец, в тех немногих случаях,

когда приносятся общественные жертвоприношения. Власть его юридически неограниченна,

но если он уклоняется от закона, то низвержение его считается делом небесного

правосудия, которое выражается голосом народа. Настоящие правители государства

суть блюстители закона-мандарины. Они не составляют особого сословия; за исключением

немногочисленных членов императорского дома, пользующихся особенным почетом,

в Китае нет различия сословий. Всякий может подниматься по служебной лестнице;

но для этого надобно всякий раз проходить через трудные экзамены, надобно

доказать свою мудрость. Точно также происходит повышение и на военной службе;

но военные мандарины считаются ниже гражданских того же чина. Из мандаринов

берутся министры, члены высших коллегий и правители областей. Они составляют

таким образом обширную, разветвленную, иерархически организованную бюрократию.

Для надзора за законным порядком управления установлены цензоры, собирающиеся

в коллегию. Они следят за действиями всех правителей и даже самого императора,

которому они обязаны делать представления всякий раз, как он уклоняется от

закона. Характеристическое учреждение составляет высшая коллегия ученых, которым

даются на разрешение важнейшие вопросы государственной жизни. Таким образом,

Китай представляет полное осуществление теократии, основанной на господстве

религиозно-нравственного закона и его блюстителей. Мандарины составляют как

бы светское духовенство. Различные общественные элементы, воины, духовенство

и промышленники, могут сочетаться в сословном устройстве. Мы видели уже эту

форму в гражданском обществе. Если она получает религиозное освящение, сословия

становятся кастами. Переход из одной касты в другую возбраняется религиозным

законом. Эта форма теократии, теократия сословная, есть самая неподвижная

из всех; для человеческой свободы не остается тут места. Обыкновенное деление

каст указанное выше: учители, воины и промышленники, Lehrstand, Wehrstand

и Nahrstand, по немецкому выражению. Существование этого деления у совершенно

различных народов, не имеющих между собою ничего общего и находящихся на самых

различных ступенях развития, свидетельствует о том, что оно коренится в самой

природе общественных отношений. Но эти основные касты могут представлять и

более дробные деления; возможны и смешения. Иногда разделение каст основывается

и на племенном различии. Главные типы этого устройства представляют нам древний

Египет и Индия.

О египетских кастах есть различные указания у древних писателей. Несомненно,

что высшею кастой считались жрецы, затем и воины. К этому некоторые писатели

присоединяют третью касту, промышленников, другие же раздробляют последнюю

на несколько каст. Впрочем, это не изменяет существа дела. В Египте, высшие

касты не разделены еще непроходимою чертой; есть возможность перехода. Из







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 297. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия