Студопедия — Георгий Васильевич Чичерин 12 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Георгий Васильевич Чичерин 12 страница






в стремлении воспрепятствовать возвышению отдельных семейств через родственные

отношения с царем. Однако политики спорят об этом вопросе.

Семейство и родственники монарха, вследствие близких к нему отношений

и возможности вступить на престол, пользуются особыми преимуществами и высшим

почетом, который выражается в титуле. Они получают и содержание от государства,

по крайней мере в ближайших степенях. Все это составляет необходимое последствие

монархической власти, которая, воплощаясь в лице, возвышает все, что окружает

это лицо.

Монархическая власть прекращается: 1) смертью, 2) отречением от престола.

Сумасшествие, как мы видели, ведет только,к регентству. В некоторых германских

государствах до наших дней сохранилось право родственников низлагать монарха

в случае злоупотребления власти. Пример представляет низложение герцога Карла

Брауншвейгского в 1819 году. Это не более как остаток средневековых начал.

Что касается до устройства чистой монархии, то здесь верховная власть,

сосредоточиваясь в физическом лице, не нуждается в искусственных учреждениях.

Другие элементы приобщаются к власти только в подчиненных сферах, Устройством

этих второстепенных органов законная монархия отличается от деспотии. Выше

было сказано, что эти две формы должны рассматриваться, не как различные образы

правления, а как виды одного и того же образа правления. В одной господствует

закон, в другой произвол; в одной уважаются права граждан, в другой нет. Поэтому

учреждения, соответствующие деспотии, суть: 1) личный характер всех властей;

таковы визири, паши, кади; 2) отсутствие твердых гражданских законов и действие

власти по усмотрению; 3) безусловное подчинение подданных всякой власти. Напротив,

учреждения, соответствующие законной монархии суть: 1) постоянные законы,

которыми она руководится; 2) правительственные коллегии, законодательные,

административные и судебные, через которые действует верховная власть; 3)

независимые суды, ограждающие права подданных; 4) сословия, составляющие самостоятельные

корпорации, в особенности дворянство, как наиболее независимое из всех; 5)

выборные власти, выражающие участие народа в управлении. Здесь возможны 6)

и совещательные собрания выборных от народа. Но собрания, обладающие действительною

властью, не соответствуют существу чистой монархии, ибо они представляют ограничение

монархической власти, а потому принадлежат к другому образу правления.

Все эти учреждения будут рассмотрены в своем месте. Здесь заметим только,

что строгого разграничения между обоими видами чистой монархии положить нельзя.

Можно обозначить только преобладание того или другого направления.

 

Глава VII. Аристократия

 

Аристократия, в буквальном смысле, есть правление лучших людей, или способнейшей

части общества.

Основное начало этого образа правления заключается в высшей способности,

а так как государственная способность состоит главным образом в разумении

законов, управляющих человеческими обществами, то аристократия представляет

преимущественно элемент законного порядка, владычествующего над людьми. Лучшие

люди являются хранителями этого порядка.

Аристократию обыкновенно разделяют на естественную и искусственную. Первая

основывается на естественном превосходстве одних людей перед другими, вторая

на юридических признаках, то есть, на преимуществе права. Но в основании всякой

искусственной аристократии всегда лежит естественное превосходство; иначе

она не может держаться.

Естественная аристократия существует в каждом обществе. Везде есть количество

и качество, народная масса и классы, возвышающиеся над другими своим образованием

и богатством. Это различие коренится в самом развитии человечества. Материальное

и умственное достояние, добытое трудом одного поколения, образует капитал,

который передается следующему поколению и дает его обладателям выдающееся

положение среди других. Высшее развитие всегда составляет достояние меньшинства.

Первобытное равенство есть состояние первобытной дикости, когда присущие человеку

способности еще не проявились. Движение начинается именно с того, что выказывается

различие способностей, а с ним вместе установляется и неравенство. Чем менее

образовано общество, тем это неравенство обозначается резче, ибо тем меньше

количество лиц, обладающих высшим образованием и достатком. Дальнейшее развитие

ведет к тому, что оба эти элементы, образование и достаток, более и более

распространяются в массах. Однако этот процесс никогда не может изгладить

лежащего в человеческой природе неравенства, которое поддерживается не только

различием способностей, жизненных условий и наследственного достояния, но

и самым различным призванием людей на земле. Владычество человека над природою

требует огромного количества физического труда, и это составляет призвание

массы. Напротив, умственный труд, к которому относится и политическая деятельность,

всегда является принадлежностью меньшинства, избранной части народа. Он развивается

преимущественно в достаточных классах, возвышающихся над массою рабочего населения.

Таким образом, в силу естественного расчленения общества и законов его развития,

над количеством воздвигается качество. Оба эти элемента необходимо присущи

всякому человеческому обществу, также как они присущи, можно сказать, всякому

бытию.

Естественная аристократия становится юридическою, когда она облекается

особыми правами. Это совершается в силу того, что высшему качеству подобает

высшее право; иначе оно будет подавлено количеством. Таково требование правды

распределяющей, которая каждому элементу дает подобающее ему место в общем

строении. Однако, если эти права доступны всем, как, например, при установлении

известного ценза для избирателей, то из этого не образуется аристократия,

как отдельное сословие. Последнее возникает только там, где права присваиваются

лично или потомственно известному разряду людей. И это совершается в силу

исторического процесса, выделяющего известный разряд граждан из остальной

массы. Но в этом юридическом обособлении заключается, вместе с тем, слабая

сторона аристократического правления. Оно может держаться только там, где

юридические преимущества совпадают с естественным превосходством. Как же скоро

образование и достаток разливаются и в других классах, так последние естественно

требуют участия в правлении, а это рано или поздно ведет к падению аристократии

или к смешению ее с другими элементами.

Возникая из естественного отношения общественных элементов, аристократия

носит на себе печать того общественного строения, из которого она произошла.

А так как это строение может быть весьма различное, то и формы аристократии

могут быть разнообразны. Есть формы, возникающие из негосударственных союзов,

и другие, основанные на государственных началах.

Первая форма есть аристократия племенная и родовая. Она возникает из

кровного союза. Известное племя, составляя зерно государства вследствие первоначального

поселения или завоевания, пользуется полными политическими правами; остальные,

примыкающие к нему или покоренные племена имеют меньшие права. Такова была

аристократия древняя. Примеры представляют Спартанцы и римские патриции. Последние

сами состояли из нескольких мелких племен. Или же в известном племени старшие

роды пользуются большим почетом и большими правами, нежели другие. Таковы

были германские адалинги и афинские евпатриды.

Вторая форма есть аристократия сословная. При господстве сословного быта,

политическая деятельность становится достоянием известного сословия, которое

через это получает преобладающее значение в обществе. Это значение передается

по наследству вместе с занятием и имуществом, ибо, при господстве частного

взгляда на общественные отношения, честь и право считаются собственностью

лица, которое предает их своему потомству. Это-аристократия преимущественно

военная, но также и городовая. В вольных общинах политическая власть становится

наследственным достоянием владычествующей корпорации;

Третья форма есть аристократия религиозная. Она возникает в теократии.

Религия дает священное значение устройству сословий, которые через это становятся

кастами. Жрецы образуют аристократию духовную, а воины аристократию светскую.

Четвертая форма есть аристократия политическая. Она проистекает из занятия

высших государственных должностей. Таковы были в Риме оптиматы, роды людей,

заседавших в Сенате вследствие выбора в высшие должности. Такой же характер

носила аристократия в некоторых швейцарских кантонах, хотя здесь примешивалось

и сословное начало. Таковы, наконец, английские лорды, заседающие в верхней

палате.

Нередко аристократия внутри себя разделяется на высшую и низшую. Некоторые

роды естественно выдаются из других богатством, влиянием, связями, постоянным

занятием высших должностей. Другие, напротив, беднеют и нисходят на низшую

ступень. Это-разделение фактическое, но оно превращается и в юридическое.

Так, на Западе, дворянство везде разделялось на высшее и низшее, в зависимости

от иерархии ленного владения. У нас также были роды более или менее знатные.

Честь, приобретенная занятием государственных должностей, передавалась и потомству,

из чего образовалась целая местническая иерархия. Подобные разделения мы находим

и в вольных общинах. Так, в Люцерне, более знатные роды образовали Малый Совет.

При таком устройстве, низшая аристократия обыкновенно имеет характер сословный,

высшая политический.

В связи с этим разделением находится и другое: иногда аристократия разделяется

на старую и новую, из которых первая пользуется большими правами, нежели последняя.

Так было в Генуе. Вообще, подобные деления свойственны кровному союзу и сословному

быту; политическая же аристократия имеет стремление к уравнению прав владычествующего

сословия во имя государственных начал.

Важнейший вопрос в аристократическом правлении состоит в том: каким образом

приобретаются права? Главный способ заключается в наследственности. Аристократия

есть учреждение по преимуществу историческое. Известные роды, занимая высшее

положение в обществе и посвящая себя главным образом политической деятельности,

передают свои занятия, свое положение, свои взгляды и свое влияние из поколения

в поколение. Так установляются твердые исторические предания и сохраняется

незыблемый законный порядок в самом процессе развития. Но при этом возникает

вопрос: на кого переходит наследственное право: на всех ли потомков, или только

на старшего в роде, по праву первородства: Различные виды аристократии ведут

в этом отношении к различным началам. В родовой и сословной аристократии право

обыкновенно переходит на всех детей, хотя старший получает иногда преимущество

перед другими; в политической же аристократии обыкновенно господствует право

первородства, ибо должность может заниматься только одним лицом.

Но кроме наследственной передачи, права могут приобретаться и посторонними

лицами. Для этого требуются известные условия, как-то, выдающееся положение

рода, богатство или заслуги. В чистой аристократии приобщение совершается

тем. что само сословие принимает в себя новых членов из посторонних лиц. Так

было, например, в Берне, в Генуе. В смешанных формах может существовать выбор

в должности, дающие высшие права, например, при назначении сенаторов в Риме,

или же назначение королем: так назначаются английские пэры.

Чисто аристократическое правление составляет весьма редкое явление в

истории. Обыкновенно оно смешивается с другими формами. Масса легче подчиняется

единому монарху, возвышенному над всеми, нежели привилегированному сословию,

которое, постоянно соприкасаясь с остальными классами, возбуждает в них зависть,

а часто и справедливое неудовольствие. Те чистые аристократии, которые мы

встречаем в истории, возникли или из владычествующего племени, или из городского

быта. Пример первого представляет Спарта, примеры второго Венеция и Берн.

В аристократии верховная власть разделена между многими; поэтому здесь

необходимо искусственное устройство. Власть делится на отдельные отрасли,

которые связываются общим законом. Обыкновенно здесь встречаются следующие

учреждения, которые вытекают из самого существа аристократического правления:

1) Большой Совет, или собрание всех членов господствующего сословия.

В племенной аристократии это значение имеет народное собрание. Такова была

спартанская Экклесия. Так как членам сословия присваивается личное право,

то и участие их в совете непосредственное. Чистая аристократия редко допускает

представительство. Однако, при многочисленности сословия, приходится прибегать

и к этому средству. Так, в Люцерне, до французского владычества, Большой Совет

состоял из ста членов, выбираемых пятьюстами полноправных граждан. В Цюрихе

Большой Совет состоял из 212 выборных членов. Однако в Люцерне введение представительства

повело к тому, что кроме Большого Совета, в важных вопросах, например о войне

и мире, об установлении новых налогов, созывалось и общее собрание полноправных

граждан. Иногда Большой Совет сам себя восполняет в случае убыл" членов. Таково

было правило в Берне. Здесь Большой Совет состоял из 299 членов; он восполнялся,

когда открывалось до ста вакансий. Выбор совершался шестнадцатью членами (Seizeniers),

избираемыми Советом. Вообще, Большому Совету предоставляется решение или одобрение

важнейших законодательных и правительственных мер. Там, где нет общего собрания

владычествующего сословия, он является настоящим носителем верховной власти.

2) Малый Совет, или Сенат, составленный большею частью из выборных членов.

Он образует настоящее правительство. Существу аристократии противоречит вручение

правительственной власти одному лицу. Независимо от опасности злоупотребления

властью, здесь есть причина, лежащая в самом характере правления. Сословию,

одушевленному корпоративным духом, свойственно ставить во главе себя коллегию,

выражающую этот дух. Избрание обыкновенно совершается народным собранием,

как в Спарте, или Большим Советом. Так избирались венецианские pregadi, генуэзский

Малый Совет, Бернский Сенат. Но в Люцерне Малый Совет, или Сенат сам себя

восполнял, образуя таким образом высшую аристократию. В Цюрихе, из 50 членов

Сената 22 избирались Большим Советом, а 28 дворянством, то есть, городовою

аристократией,

3) Для непосредственного исполнения нужны отдельные лица; во главе их

может стоять одно или несколько, временно или пожизненно. В Спарте постоянно

было два царя, из чего уже ясно, что власть их не имела в себе ничего монархического,

кроме наследственности. Спартанские цари не были субъектами верховной власти;

это были не более как военачалышки и исполнители постановлений Герусии и народного

собрания. В Венеции был один пожизненный дож, с шестью советниками, составлявшими

Синьорию. В Генуе также был дож и Синьория из двенадцати советников. В Берне

было два пожизненных сановника, именуемых avoyers; в Люцерне было тоже два

avoyers, в Цюрихе два бургомистра. Те и другие избирались ежегодно.

4) Возможность козней и злоупотреблений, лежащая в самом устройстве аристократии

и составляющая слабую ее сторону, ведет к установлению четвертой власти-надзирающей.

Ей вверяется охранение законного порядка, составляющего самую сущность аристократического

правления. Вследствие этого, она нередко становится высшею правительственною

властью, которой подчиняются все остальные. Таковы были в Спарте эфоры, в

Венеции Совет Десяти, Совет Трех и государственные инквизиторы, в Генуе цензоры

и государственные инквизиторы, Эта власть составляет особенность аристократического

правления, которая однако встречается не везде. В Швейцарии ее не было.

5) Суды составляются обыкновенно из членов высшего сословия. Суд может

впрочем предоставляться или Малому Совету, с апелляциею в некоторых случаях

Большому, как установлено было в Люцерне и Цюрихе, или же особенным коллегиям,

каковы были в Венеции quarantia, с двумя другими коллегиями, избираемыми Большим

Советом. В Генуе, по обычаю вольных городов, судьи выбирались из чужестранцев,

однако с апелляциею Большому Собранию, составленному из Синьории и ста членов

Большого Совета.

Таково устройство чистой аристократии. Все это принадлежит к области

прошлого. Возникшие из средневекового порядка аристократические правления

рушились, оказавшись безсильными перед развитием нового времени. В новых государствах

аристократический элемент не везде сохранил свое место, но там, где он удержался,

он является в сочетании с другими.

 

Глава VIII. Демократия

 

Демократия есть образ правления, в котором и верховная власть принадлежит

народу.

Основанием этой политической формы является начало свободы, а вместе

и связанное с нею равенство. Мы видели, что свобода составляет один из существенных

элементов государства. В демократии она становится господствующею; из нее

истекает всякая власть. А так как в качестве свободных существ все люди равны,

то и политическое право распространяется на всех. Однако и тут принимаются

во внимание другие элементы. Свобода должна подчиняться общему закону; иначе

нет государства. Это выражается прежде всего в том, что меньшинство безусловно

подчиняется большинству. Из чистого начала свободы вытекает требование единогласия

в совокупных решениях; только в силу господствующего над всеми закона меньшинство

обязано повиноваться. Большинство в демократии является представителем государственной

воли, которая, во имя идеи государства, требует повиновения от всех. Но для

того, чтобы быть представителем государственной воли, нужна государственная

способность. Поэтому и в демократии неизбежно признается начало способности,

но лишь настолько, насколько оно определяется естественным законом. Условиями

политической способности служат пол, возраст, здравый рассудок. Все же положительные

ограничения противоречат существу демократии. Истекая из положительного закона,

установляемого народною волею, они предполагают уже принадлежность верховной

власти всем естественно правоспособным.

Исключительные приверженцы народного верховенства признают демократию

не только самым естественным, но и единственным правомерным образом правления.

Более умеренные выставляют ее идеалом, к которому стремятся все образованные

народы. Ни с тем, ни с другим взглядом нельзя согласиться.

Можно признать политическую свободу идеальным требованием государственной

жизни, но лишь под тем условием, чтобы она являлась способною сознавать и

осуществлять государственные цели.

Как уже замечено, большинство не имеет ни малейшего права требовать себе

повиновения, иначе как во имя государственной идеи, которой оно является представителем.

Между тем, большинство народа, то есть масса, всегда и везде составляет наименее

образованную его часть, а потому наименее способную сознавать и осуществлять

государственные цели. Демократия есть, по существу своему, политическая форма,

в которой верховная власть вручается наименее образованной части общества;

здесь качество поглощается и подавляется количеством. Такое устройство, очевидно,

далеко не соответствует идее государства, а потому оно не может считаться

ни безусловно правомерным, ни идеальным. Полное подчинение образованных элементов

общества необразованным, качества количеству, является отрицанием высшего

значения образования; никакое развитие не может изгладить этого недостатка,

ибо всегда большинство будет состоять из массы людей, преданных физическому

труду, следовательно наименее причастных высшему просвещению. Поэтому демократия

отнюдь не может считаться конечною целью человеческого прогресса; она может

служить разве только переходною ступенью политического развития. Таковою она

была в древности; таковою, без сомнения, она должна оказаться и в новое время.

Если в современном мире она является преобладающею, то это не означает, что

так всегда должно быть. Основанное на изучении истории убеждение в совершенствовании

человеческого рода заставляет, напротив, думать, что за периодом демократического

развития неизбежно последует реакция во имя более разумного отношения общественных

элементов. Как переходная ступень в историческом процессе, демократия играет

свою весьма существенную роль в политической жизни народов, и в этом отношении

заслуживает полного внимания и в некоторых отношениях сочувствия; но по идее,

это все-таки форма низшая. Там, где она становится прочною, где она вполне

сливается с народным сознанием, она тем самым обнаруживает одностороннюю ограниченность

народного духа, а никак не возведение государственной жизни на высшую ступень.

При каких условиях она может водвориться и держаться, каковы на практике ее

выгоды и недостатки, это вопросы, относящиеся не к государственному праву,

а к политике. Здесь мы имеем дело главным образом с юридическим устройством

демократии.

В этом образе правления народ является носителем верховной власти; правительство

исходит из него. Но так как верховная власть разлита здесь в массе, то необходимо

искусственное устройство для собирания ее во едино.

Это устройство может быть двоякого рода, смотря по тому, как относится

народ к правлению: принимает ли он в нем непосредственное участие или действует

через представителей. Первое дает непосредственную демократию, второе представительную.

В непосредственной демократии верховная власть сосредоточивается в народном

собрании. Это фактически возможно только там, где весь народ может собираться

в одном месте, то есть, в весьма малых государствах. Таковы были древние республики;

таковы же в новое время некоторые швейцарские кантоны. Подобное устройство

влечет за собою постоянное участие всех граждан в политических делах. Последнее

не представляет затруднения при первобытных условиях жизни, когда. политический

организм не требует постоянной деятельности и разрешения сложных задач. Но

с осложнением отношений гражданин принужден всецело отдавать себя государству.

Так и было в древности. Человек был прежде всего гражданином; частная жизнь

была для него делом второстепенным. Поэтому он не отделял себя от правительства.

Первым его правом было участие в правлении; частные же потребности удовлетворялись

рабами. В новое время, напротив, большая часть человеческой жизни вращается

в частной сфере; человек только частью своего существа принадлежит политической

области. Даже в чисто демократических государствах огромное большинство народа

не принимает непосредственного участия в общественных делах, но действует

через представителей. Поэтому, только в новое время развились представительные

учреждения. Непосредственная демократия сохранилась в некоторых углах, как

остаток старины.

Первый вопрос в непосредственной демократии состоит в устройстве народного

собрания. При всеобщем равенстве граждан, подача голосов совершается не по

классам и не по группам, а поголовно. Право речи, а равно и право делать предложения

обыкновенно предоставляются не одним сановникам, но всякому члену собрания.

Впрочем, могут существовать более или менее значительные отступления от чисто

демократических начал.

Являясь носителем верховной власти, народное собрание естественно сосредоточивает

в себе все ее отрасли-законодательство, управление и суд. Но так как народное

собрание менее всего способна к решениям, требующим обдуманности и спокойствия,

то для некоторых отраслей вводятся иногда особые учреждения, имеющие также

всенародный характер, весьма близкий к народному собранию. Так,, в Афинах,

для законодательства выбирались ежегодно Номофеты, числом около тысячи человек,

перед которыми всякое предложение об отмене закона обсуждалось в виде тяжбы,

и которым было предоставлено решение. При этом однако и народное собрание

сохраняло за собою право изменять законы. Таково же было в Афинах учреждение

суда, Гелиея; здесь было до 6.000 присяжных. В непосредственных демократиях

нового времени народные собрания не играют такой роли, как в древности, ибо

здесь граждане, занятые частными делами, не посвящают себя вполне политике.

В швейцарских кантонах, где сохранились подобные учреждения, как-то: в Гларисе,

Ури, Унтервальдене, Аппенцеле, народные собрания созываются редко, три раза

или даже один раз в год. Они избирают сановников, утверждают законы и составляют

высшую инстанцию суда, но не вмешиваются постоянно в управление, как народные

собрания древности. Каково бы ни было ведомство народного собрания, для приготовления

и предварительного обсуждения представляемых ему дел, а равно и для инициативы

в управлении, необходим совет, который составляет высшее средоточие правительства.

По свойству демократического правления, в котором все исходит от народа и

все к нему возвращается, правительственный совет должен быть выборный и срочный.

Выбор может быть двоякий: подачею голоса и жребием. Первый более обеспечивает

способность, вторым установляется равенство. Последний более соответствует

существу непосредственной демократии, ибо, при такой системе, все одинаково

участвуют в правлении и устраняется влияние выдающихся лиц. Краткость срока

служит также признаком усиления демократического начала. В Афинах Совет выбирался

ежегодно по жребию. В некоторых швейцарских кантонах существуют сложные советы.

Так в одной половине Аппенцеля учреждены два совета: Большой и Обыкновенный.

В других кангонах (Гларисе, Унтервальдене) к Совету или Ландрату для важных

дел присоединяются члены исполнительнаго совета и особенные депутаты. Так

образуется двойной и тройной Ландрат (zweifacher und dreifacher Landrath).

Наконец, для непосредственного исполнения необходимы особые сановники. Чем

шире власть народа, тем ограниченнее власть правительства. Поэтому здесь господствуют,

вообще, следующие начала: разделение властей и их многочисленность, кратковременность

срока, выборы по жребию или народным собранием, строгая ответственность перед

народом. Исполнение может быть возложено на исполнительную коллегию, с одним

лицом во главе, или же оно разделяется между разными лицами. В Афинах было

десять архонтов и, кроме того, множество других исполнителей по разным отраслям.

Но так как народ, при всем недоверии к высшим классам, склонен возвеличивать

одно лице, которое отвечает настоящим его стремлениям, то случается, что в

этом лице соединяются различные правительственные власти, и оно таким образом

становится верховным руководителем народа и правителем государства. Так было

в Афинах во времена Перикла.

Что касается до суда, то он вручается судьям выборным или назначаемым

по жребию, при чем может допускаться апелляция народному собранию. Таково

устройство непосредственной демократии. В представительной демократии народ

не принимает прямого участия в правлении, но возлагает ведение дел на своих

представителей. Представительное начало есть юридическая фикция, в силу которой

уполномоченное лице заступает место самого уполномочившего. Так, при выборах,

все права избирателей переносятся на избираемых. Заступление здесь полное

и всецелое, по. крайней мере для известного разряда дел; этим представительство

отличается от простого полномочия. Юридические отличия их следующие: 1) одно

определяется началами публичного права, другое началами частного права. Поэтому

полномочие зависит от частной воли лица; оно может быть частное и условное;

могут быть и обязательные инструкции; действия уполномоченного могут в том

или другом случае подлежать утверждению доверителя. Вообще, уполномоченный

действует не по своему усмотрению, а по воле уполномочившего., Представительство,







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 296. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия