Студопедия — Глава I КУЛЬТУРА ДВИЖЕНИЯ И РУКОПАШНЫЙ БОЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава I КУЛЬТУРА ДВИЖЕНИЯ И РУКОПАШНЫЙ БОЙ






ПРЕДИСЛОВИЕ

К своему телу люди относятся по-разному. Одни склонны его любить, другие его ненавидят или сожалеют о своем те­лесном существовании, некоторые же, наобо­рот, преисполняются счастьем, глядя на себя в зеркало. Но одно можно сказать с увереннос­тью — никто не относится к своему телу равно­душно. Почему так? Уверен, каждый может от­ветить на этот вопрос по-своему и каждый бу­дет прав со своей стороны. Кого-то угнетает избыточный вес или, наоборот, выраженная худоба, кому-то его тело доставляет душевный и физический комфорт, других мучает необустроенность внутри собственной плоти, посто­янно напоминающей о себе болями и неудоб­ствами передвижения. И хотя все мы разные, но задумываться о состоянии и возможностях своего тела приходится каждому из нас.

Огромная роль в формировании отношения к своему телу принадлежит системе ценностей и взглядов, которые можно определить как куль­турные стандарты и идеологические штампы, принятые в обществе. Вокруг этих ценностей

вырастает целая индустрия, занимающаяся удов­летворением возрастающих телесных потребно­стей. В формировании интереса к этим потреб­ностям принимают активное участие множество сторон, начиная от адептов экзотических вос­точных систем и кончая расплодившимися нын­че школами совершенствования по американс­кому образцу.

За время тесного знакомства с этими впол­не прибыльными направлениями у меня сложи­лось четкое представление, которое можно вы­разить в следующих словах: никто из предста­вителей этих систем не заинтересован в каче­ственном изменении сознания занимающихся. Все цели этих организаций сводятся к получе­нию прибыли. Более того, ни одна система не дает четких проверенных знаний, которые на практике могут самостоятельно применяться занимающимися. Обучают, как правило, узко­направленным практическим приемам без дол­жного теоретического фундамента (западная традиция), либо делают акцент на историко-мифологическом обосновании до крайности фор­мализованной практики (дальневосточная тра­диция).

Свою цель вижу в том, чтобы ознакомить читателя с иным подходом к человеческому телу, в основе которого лежит традиционная славяно-русская культура, дополненная современными научными открытиями в этой области.

Первая часть книги будет посвящена под­робному анализу возможностей человеческого тела. Кроме того, возможности тела будут рас­смотрены в контексте расовой специфики дви­жения, которая обусловлена особенностями эт-нобиомеханики. Национальная специфика под­хода к телу человека будет объяснена в рамках культурологии и историографии, кроме этого, будут задействованы данные этнопсихологии. Па­раллельно с этим будут анализироваться представленческие мотивы традиций, оказывающих свое влияние на современную систему ценнос­тей жителей России.

Также будет проведен подробный разбор биомеханической модели, явившейся результа­том условий существования европеоидной расы, с указанием на особенности ее функционирова­ния. Исследование проведено с учетом социо-культурной специфики славяно-русской этничес­кой среды и ее влияния на культуру движения. Всесторонне освещены будут и вопросы расши­рения возможностей контроля за собственным телом, при этом будут обозначены допустимые границы этого расширения. Вниманию читателя также будет представлена концепция влияния пространства на человеческое существование.


Глава I КУЛЬТУРА ДВИЖЕНИЯ И РУКОПАШНЫЙ БОЙ

Как правило, все разговоры о культуре водятся к декларированию маловра­зумительных и абстрактных позиций, приня­тых в академических кругах и поражающих своей надуманностью и бесполезностью. Пожалуй, единственная, вполне конкурентная и осязае­мая часть любой культуры, а именно, культура движения, почему-то никого особенно не инте­ресует. Очевидно, потому, что это вполне кон­кретная наука, точная и объективная, как, на­пример, механика или математика, следователь­но, наука, не допускающая безответственных выводов.

Однако, несмотря на формальное отсут­ствие дисциплины, изучающей культуру дви­жения человека, она все же существует. Хотя, так ли это? Не постесняемся усомниться в при­веденной выше аксиоме, так как именно с со­мнения начинается настоящее знание. Существует ли на самом деле некая всеобщая, миро­вая или, если угодно, вселенская культура дви­жения? Простой логический анализ фактов не дает никакого утвердительного ответа.

Я все же склоняюсь к выводу, что дефини­ция "мировая культура движения" — это всего лишь мертвая, абстрактная схема, годная толь­ко для упражнений в спекулятивной филосо­фии, являющейся точно такой же бесплодной, как и наполняющие ее понятия.

Дабы не плутать более в дебрях методоло­гии науки, предлагаю от абстрактных схем пе­рейти к конкретным фактам, только совокуп­ность которых способна прояснить нам суть поставленных вопросов.

Начнем с того, что все культурные фено­мены обусловлены. А поскольку темой разгово­ра является культура движения человеческого тела, то, значит, обусловленность этого вида движения соотносится именно с человеческим телом или, проще говоря, с его биомеханикой. Подробно о биомеханике мы поговорим в даль­нейшем, а прежде обсудим только основные моменты.

Итак, условно организм человека можно было бы представить как биомеханическую конструкцию, само устройство которой про­граммирует набор двигательных схем. В пер­вом приближении человек именно таким и видится. Причем любой человек, независимо от расовой или национальной принадлежнос­ти. Весь людской род организует способы дви­жения своих представителей на основе единой биомеханики и законов, управляющих ею. Значит, если существует универсальная меха­ническая биомодель и существуют универсаль­ные способы функционирования этой модели, то должна существовать и универсальная двига­тельная культура. Вот в этом схематизме и та­ится один из основных пороков человеческого сознания — стремление принести истину в жертву логике и симметрии. Например, если истина выглядит как не укладывающийся в красиво составленную систему парадокс. А парадокс состоит в том, что, несмотря на все сказанное в защиту мировой культуры движе­ния, ее не существует в реальности, так как в реальности ее место занимает сплошное двига­тельное бескультурье.

Если мы воспользуемся теорией парных чисел, разработанных А. К. Беловым, то мы смо­жем понять вышеозначенный парадокс. Напри­мер, если мы возьмем всем известный закон перехода количества в качество и обратим век­тор его развития в обратную сторону, то смысл полученной формулы "перехода качества в количество дает нам ключ к ясному пониманию проблем. Ведь при огромном количестве носи­телей какой-либо программы действия ее каче­ство, а следовательно, и эффективность ниве­лируются до предела.

То же самое происходит и с культурой дви­жения. Поэтому она имеет свои четкие расовые очертания; еще более сильной спецификой об­ладают национальные способы движения, реги­ональные и так далее, доходя до личности каж­дого отдельно взятого человека.

Поскольку крайние обобщения — это та­кой же порок сознания, как и крайняя конкрет­ность, здесь не стоит рассматривать ни миро­вые процессы, ни процессы, связанные с от­дельной личностью. Так как вся работа ориен­тирована на анализ русской культуры движе­ния как национального феномена европейской физической культуры, мы поговорим о нем под­робнее.

Начнем с того, что каждый этнос обычно имеет в своем составе несколько разновиднос­тей биомеханических моделей. Так сложилось, что самые разнообразные типы человеческих тел имеют общие особенности и типичные отличия друг от друга. Это обстоятельство можно расце­нить как приспособительную реакцию организ­ма к конкретным условиям среды проживания.

На практике это выглядит примерно так. Поставьте рядом китайца и японца. Несмотря на их принадлежность к одной расе, они по внешнему виду, в том числе и по манере дви­гаться, сразу же установят, что относятся к разным народам. А вот европеец может их зап­росто перепутать, так как для него — все на одно лицо. Получается, что для одного народа является существенным отличительным при­знаком, то другой народ может вообще не за­метить. Не потому, что невнимательно отно­сится к соседу, а просто потому, что он дру­гой. Другой во всем: в качестве и направлении мышления, в манере и способе одеваться, в языке, предпочтениях и в умении двигаться. Различия необходимы хотя бы потому, что каждый народ, живя в своем пространстве, ты­сячелетиями выстраивал способы существова­ния в нем, что не могло не сказаться на всех сферах его деятельности. В первую очередь вза­имодействие с окружающими природными ус­ловиями порождало системы выживания в них. Система выживания, другими словами, и есть физическая культура, по крайней мере, это ее классическое определение.

Для того чтобы выжить, человек стал ук­реплять в себе качества, способные помочь в этом процессе, и в дальнейшем стал их намеренно развивать. Это была одна из форм при­способления к среде обитания.

Поскольку главным инструментом борьбы за существование для человека всегда являлось его тело, то именно развитие телесных возмож­ностей стало занимать одно из главных мест в его жизни. Ведь практически вся необходимей­шая работа выполнялась собственными руками. Поэтому во все времена так высоко было цени­мо хорошее физическое развитие.

Разумеется, жизнь в природе требовала от человека определенных качеств, гарантирую­щих выживание его как вида. Но люди, из-за своей слабой приспособленности к суровым ус­ловиям существования пошли путем создания собственной среды обитания. С этого момента человечество перешло из природного измере­ния в социальное. Но и социальность тоже мо­жет быть очень разной по качеству у различных народов.

Иначе не существовало бы антагонизма между разными странами и типами цивилиза­ций. Вспомните хотя бы всем известный при­мер из истории. Любое сильное государство, а точнее, его граждане считают именно себя но­сителями истинной культуры и единственным очагом цивилизации. В разные периоды на раз­ных континентах повторялась одна и та же ис­тория. Так, на Востоке Япония и Китай счита­ли себя цивилизованными, а своих соседей вар­варами. На Западе Греция и Рим придержива­лись точно такой же точки зрения, как, впро­чем, и Византия, а затем Османская империя.

А что же на Севере, еще точнее, в России? Эта территория даже географически до такой степени разнородна и разнообразна, что и типы сознания людей, живущих на ней, так же рази­тельно отличаются друг от друга. В связи с эти­ми особенностями организации сознания русского человека все наши соседи отмечают, что именно мышление русских почти целиком состоит из парадоксов, часто взаимоисключающих. Да и вся наша жизнь сплошной вопрос и парадокс, сле­довательно, и культура тоже.

Россия практически единственная в мире страна, которая на протяжении своего много­тысячелетнего существования* так и не достиг­ла расцвета. Неужели это хроническая нежиз­неспособность? Или, еще хуже, историческая отсталость и культурная недоразвитость?

Помните, я говорил раньше, что народы сильно отличаются друг от друга не только фи­зическим обликом и культурой, но и типом со­циальной организации? Здесь и кроется разгад­ка. Наверняка еще по школьным занятиям исто­рией многие из вас помнят, что существуют классические цивилизации востока, запада и юга, а про север Европы вспомнить что-либо такое очень трудно. Может, на севере не было цивилиза­ции? Она была и есть, а вот будет ли, это мы узнаем в дальнейшем.

Россия представляет собой уникальный, единственный тип цивилизации и культуры, не похожий ни на один из других типов почти ни в чем. Начну с того, что в России отсутствовало классическое рабство, годное только для "на­стоящих" цивилизаций античности. Отсутство­вали классические типы политических систем и форм экономики. Да мало ли еще таких явле­ний, которые, с точки зрения "просвещенных и развитых" государств, представлены в России в ущербном виде или отсутствуют вовсе!

Выводы, которые делают наши соседи из этого положения вещей, крайне однобоки, а в подавляющем большинстве случаев просто не­правильны. Поскольку общепринятым считает­ся говорить о русском варварстве и в нем ис­кать корень зла, именно с этих позиций нас и рассматривают представители цивилизованно­го мира.

Но давайте подумаем, разве у явления мо­жет быть только одна сторона? Поскольку в России живет огромное количество тех самых варваров, которых нужно срочно окультурить, то не резонно ли рассматривать эту проблему с обеих сторон?

Май 1996 года. Москва. Недалеко от Москвы-реки проходят тренировки и семинары по славяно-горицкой борьбе, точнее, по разделу рус­ского штурмового боя. Занятия ведет сам со­здатель системы — Александр Константинович Белов. Он, как обычно, серьезен и сосредото­чен. Пока группа готовится к занятиям, а пары бойцов ищут свободное место, мы, участники семинаров, следим за происходящим. Народу на поляне, как обычно, много, но среди этих людей взгляд вдруг натыкается на человека, который никак не вписывался в развернувшу­юся перед нами картину. Мой напарник и со­сед по палатке сразу же вслух заметил: "Смот­ри, стопроцентный иностранец". На мой рито­рический вопрос, почему он так думает, ведь парень переодевается вместе со всеми и, явно, пришел на тренировку, он задал встречный вопрос:

— А ты стал бы надевать новый спортивный костюм, зная, что минут через десять польет дождь?

— Конечно, не стал бы, во что бы он пре­вратился!

— Вот и я бы не стал. К тому же перед тренировкой он съел апельсин.

В общем, в действиях этого человека не было ничего особенного или преступного, но вел он себя так, как никогда бы себя не повел наш соотечественник. Зная о том, что мой на­парник уже закончил два курса иняза и хорошо говорит по-английски, я заранее поздравил его с тем, что, вероятнее всего, именно ему придет­ся инструктировать нашего гостя. Так оно и случилось. Иностранец оказался итальянцем, но по-английски говорил вполне прилично, поэто­му трудностей в общении не было. Поскольку пары у меня не было, я инспектировал ход за­нятий, стараясь ничего не упустить. При этом в поле моего зрения постоянно маячила пара, вто­рым номером в которой был итальянец.

Для нашего гостя эта тренировка наверня­ка стала чем-то незабываемым. Начну с того, что Александр Константинович демонстрирует элементы на такой скорости, что и наметанный глаз не сразу способен отследить его движение, что уже говорить о новичках.

Поэтому Карло, так звали итальянца, по­стоянно просил повторить движение и показать его медленно. В результате из сотни связок, показанных А. К. Беловым на этом занятии, ита­льянец сумел только поверхностно ознакомить­ся с десятком комбинаций. Вы скажете, что тут удивительного, ведь он же новичок. Но даже самые бездарные новички, попадавшие на заня­тия, хотя бы к концу тренировки начинали рас­кручиваться. А итальянец не понимал, как мы двигаемся, он не понимал смысла и эффек­тивности нашей системы движения.

Вот наиболее показательные ментальные позиции, свойственные западному цивилизован­ному миру, я их просто перечислю.

— Зачем нужно тренироваться на улице?

— Почему это нужно делать под дождем?

— Почему вы деретесь без перчаток?

— Почему борьба называется именно так?

Не правда ли, показательный перечень воп­росов? В последние годы я все чаще стал выслу­шивать подобные вопросы от своих соотечествен­ников. И мне не остается ничего другого, как начать на них отвечать.

На улице нужно тренироваться в любую погоду именно потому, что в реальном бою вы будете драться в привычных для вас условиях.

Мы деремся в основном без защитной аму­ниции, так как в ситуации уличной драки или рукопашного боя защитных средств никто не применит.

На последний вопрос вам ответят книги этой серии.

Наблюдая за процессом обучения италь­янца, я искренне сочувствовал своему напарнику, так как он пытался объяснить, зачем нужно заниматься славяно-горицкой борьбой, на таких примерах, которые могут быть понят­ны только русскому человеку. Возьмем такой. Группа отрабатывает действия одного против многих нападающих. Карло задает вопрос: для чего это нужно? Его наставник начинает тер­пеливо втолковывать примерно следующее:

"Представь, что ты провожаешь свою девушку домой, вдруг к тебе подходит компания мордо­воротов и хочет ее увести, ты же должен бу­дешь за нее заступиться". Вот тут начинается реакция, которая возможна только у цивили­зованного человека: "Но ведь это хулиганство, нужно вызвать полицию!" Еще пример. Мно­гих смущает, что атаковать нужно первому, так сказать, невзирая на численность лиц и их фак­туру. Смутило это и Карло, который решил, что не всегда нужно драться, ведь можно убе­дить словесно. На это мой напарник опять привел пример из нашей действительности: "Не дожидайся, пока тебе приставят нож к горлу и вытряхнут твои карманы, нужно пресекать враждебные действия в зародыше! Понял?" Самое поразительное, что наш гость из Ита­лии не обратил ни малейшего внимания на слова о ноже, приставленном к горлу. Его глу­боко возмутило посягательство на его личные вещи. Вероятно, на западе уголовники действи­тельно настолько уважают своих сограждан, что не станут вытряхивать из них честно зара­ботанную мелочь, а полиция стоит на страже общественного порядка. Поэтому и драка на улице там похожа скорее на фарс, нежели на демонстрацию жестокости и насилия. И уж тем более далеко тамошним жителям до наших ма­стеров уличных столкновений.

Рассказанный мною эпизод должен был показать, насколько мы разные. Кроме того, у вас есть повод лишний раз убедиться в том, что, по крайней мере, в умении выживать и драться нам не у кого учиться. Наоборот, этому умению учатся у нас, как во многих государствах ближ­него зарубежья, где славяно-горицкая борьба занимает свое прочное место в системе подготов­ки служащих госбезопасности и внутренних дел, взять хотя бы Казахстан.

Да и всеми любимые и уважаемые японс­кие мастера очень внимательно следят за разви­тием русского рукопашного боя системы Бело­ва. Даже сняли фильм, качественный и про­фессиональный. Только вот смотреть его будут не мои соотечественники, а японцы. Как выяс­нилось, их больше интересует система русской профессиональной драки.

Причина интереса иностранцев именно к славяно-горицкой борьбе вполне проста. Эта система боя построена на фундаменте русской двигательной культуры. А она всегда вызывала живейший интерес в зарубежье. Взять хотя бы русскую школу классического балета. Думаю, не надо лишний раз говорить, что эта сфера русской культуры всегда вызывала бурю вос­торгов не только у себя на родине, но и за гра­ницей. Русский балет, русская литература, рус­ские танцы и народные промыслы известны во всем мире. Закономерен и рост известности русских единоборств. Но если за границей пользуются спросом изделия мастеров хохломской росписи и вологодские кружева, то все же никто там не пытается насадить и культивиро­вать отрасли русской национальной традиции. Да и к единоборствам русским интерес скорее культурного плана, нежели практического, так сказать, утоление жажды любопытства к наци­ональной экзотике.

Почему же современные жители России с таким жаром отдаются изучению не своей, а чужеродной культуры движения? Кроме отсут­ствия информации по этому вопросу, сказалась и своеобразная не заинтересованность в созида­нии собственной физической культуры, посколь­ку самосознание русского этноса не вырабаты­вало ортодоксальных установок, защищающих эту сферу национальной культуры, как это, на­пример, происходит на Востоке.

В связи с тем, что основой физической подготовки русского человека служил тяжелый физический труд, условия быта и природные условия, а не заботливо оберегаемая и развива­емая система обучения с тысячелетними тради­циями и институтом наставников, единствен­ным спасительным звеном стала игровая и праз­дничная традиция.

Вот как влиял профессиональный навык на технику, применяемую в бою. Скажем, па­стух, привыкший действовать на пересеченной местности и прекрасно управляющийся с кну­том и крючковатой клюкой, необходимыми для управления стадом, так же успешно мог при­менять свои навыки в бою. А скоморохи, буду­чи отменными плясунами, жонглерами и лице­деями, могли совершенно спокойно применять свои умения в разведывательной деятельности и в открытых столкновениях. Не говоря уже о крестьянах и ремесленниках, для которых ку­лачный бой и борьба на протяжении многих веков оставались практически единственным развлечением. Воины-профессионалы, разуме­ется, всегда были самыми последовательными сторонниками системной боевой подготовки.

Когда упала значимость физической под­готовки в военной среде, тогда же и физичес­кий труд стал постепенно заменяться машин­ным производством. Таким образом, одно из главных звеньев в физическом развитии чело­века было исключено из его жизни.

Постепенно функции, возлагаемые людь­ми на свои тела, стали передаваться различ­ным механизмам и техническим приспособле­ниям.

Даже такие элементарные нормы жизни живых организмов, как защита себя от нападе­ния или отстаивание своих физических прав, были перепоручены специально созданным об­щественным институтам.

Поскольку в современной цивилизации тело человека перестало выполнять свои функ­ции, оно перестало быть инструментом выжи­вания. Следовательно, способы выживания, такие, как рукопашный бой, тоже стали терять свое значение, превращаясь в самооборону, где главное не победить, а избежать нападения и, следовательно, конфликта.

Очень многие современные мыслители, озабоченные состоянием духа русской нации, говорящие о том, что от века к веку духов­ность великороссов непоправимо деградиру­ет, почему-то стараются упорно не замечать, что процесс духовной и физической деграда­ции — это прежде всего две стороны одной медали.

Мудрецы всех времен всегда были склон­ны видеть причины духовного несовершенства человека именно в его телесной деятельности. Исходя из постулата о нечистоте и греховности плоти, они выводили догмат о невозможности достичь духовного совершенства через телесную деятельность. О том, насколько убого такое понимание человеческого существа, можно было бы и не говорить, но подобные идеи по сей день дают свои ядовитые всходы.

Для того чтобы понять, что тело человека это такое же, в принципе, совершенное творе­ние, как и его душа, многим людям не хватает жизни. Многие годы маясь от болезней и пол­жизни простояв в очереди за лекарствами, страждущий никогда не захочет понять, что в его болезнях виновато его неумение двигаться, держать осанку и его нежелание понять, что тело, так же, как интеллект и психика, нужда­ется в заботе и развитии.

За годы преподавания рукопашного боя через мои тренировки прошло множество лю­дей, многие из которых и понятия не имели о двигательных возможностях своего собственного тела. Постепенно у меня вызрело четкое убеждение в том, что существует прямая и обратная связь между объемами движения, на которые способен человек, и объемами его сознания, точ­нее, развитием сознания.

Человек, не пытающийся выползать из тюрьмы своих каждодневных движений, и свою жизнь, и мир вокруг себя воспринимает так же серо и убого. Такие люди не чувствуют радости от своего существования, захлебываясь в мел­ких мыслишках и бытовых неурядицах.

Разнообразный физический труд ушел в прошлое, рукопашный бой в силовых структу­рах подменен формальной практикой. Даже умение танцевать стало уделом немногих. Но несмотря на неблагоприятные условия, культу­ра движения все-таки не умерла и продолжает существовать и развиваться, пусть и среди не­большого числа сторонников.

Это меньшинство живет не благодаря, а вопреки, на все события в жизни имея свою точку зрения. Что удивительного в том, что люди хотят постигать смысл существования через практику телесного движения? Ничего. Как нет ничего удивительного в том, что после определенного срока занятии гимнастикой, в том чис­ле и русской, наступает точка замерзания, ре­зультативность тренировок больше не возрас­тает, а мотивировка, толкающая человека впе­ред, постепенно ослабляется. То же самое про­исходит в спорте, когда все возможные рекор­ды установлены, все титулы получены и все воз­можные деньги заработаны — человеку остает­ся только жить прошлым и перебирать пыль­ные реликвии. Выходит, тупик? Физическая культура конечна и нужна только для реализа­ции практических программ, не более? В плане развития физического потенциала — да.

Физкультура как самоцель, движение ради движения приводят именно к таким результатам. Совсем противоположные итоги имеет практика боевого применения тела.

Когда тело всесторонне развито, подготов­лено к стрессам и сильным нагрузкам, оно ста­новится инструментом выживания в ситуаци­ях, когда, казалось бы, шансы на выживание иллюзорны. Физическая культура вообще ста­новится только подготовительным этапом к вхождению в пространство боевого применения своего тела.

Состояние боя безжалостно вскрывает все недочеты физической, психической и, что крайне важно, умственной готовности человека к экст­ремальным ситуациям.

Бой — это та грань, которая показывает все достоинства человеческой личности, всю мощь духа воина.

Боевая культура связана с культурой дви­жения настолько тесно и такими крепкими уза­ми, что порою отделить одно от другого невоз­можно.

К примеру, как оценить правильность дви­жения плясуна? Можно оценить с точки зрения композиционного и технического совершенства, эстетического впечатления, произведенного на зрителей, то есть оценить искусность и красоту движения. Но с годами человек может поста­реть, утратить двигательное совершенство — и оценки из восторженных превратятся в крити­ческие.

Не секрет, что большинство единоборств построено по одним стандартам с танцевальной культурой того народа, в котором они возникли. Но бой не терпит условностей, и движение в дра­ке оценивается с точки зрения легкой выполни­мости, простоты, экономности усилий, четкости траектории, а главное — эффективности.

То есть в зависимости от условий приме­нения культура движения меняется по форме и содержанию, меняются цели, средства и спосо­бы достижения результата. Например, можно махать ногами, как в русской плясовой, забо­тясь только о красоте движения и произведен­ном на наблюдателя впечатлении, но можно выполнить удар ногой в драке по той же траек­тории, и между ними будет огромная разница. В первом случае главное — эстетический кри­терий, во втором случае — критерий боевой целесообразности и расчета. Да и в самой бое­вой культуре не все однозначно. Одно дело — игровой бой, совсем другое — бой увечный; впрочем, бой смертный тоже мало похож на первые два. Все дело в целях и смысле боя.

Игровой бой нужен для снятия стресса, для получения удовольствия от движения, для вы­рабатывания непринужденности движения и профилактики травматизма. Людей, практику­ющих игровые бои типа поддавков, столь попу­лярных нынче у недалекого обывателя, бойца­ми и тем более воинами считать нельзя. Кстати, практически все современные "боевые" искус­ства тяготеют к такому типу развития. Взять хотя бы айкидо и его адептов с их неугомонной страстью доводить любые активные действия до абсурда, в чем они безусловно поднаторели, доведя до абсурда собственную систему. То же можно сказать и про фанатов формальных уп­ражнений различных стилей каратэ.

Нужно четко отличать гимнастические ком­плексы с использованием элементов едино­борств от боевых систем.

Тем не менее даже большинство боевых систем состоит из эклектического набора приемов, порой не связанных друг с другом.

В большинстве случаев, когда мы сталки­ваемся с рекламой какого-либо вида едино­борств, нас привлекает как раз то, что все они обещают полную нашу безопасность во время занятий и потрясающую эффективность в бою. Что и говорить, сладкая ложь в данном случае нравится больше, чем горькая правда.

Как же выбрать школу для занятий и как удостовериться в ее эффективности и профес­сионализме преподавателя?

Во-первых, никогда не доверяйте голослов­ной рекламе, убедитесь сами. Во-вторых: задай­те интересующие вас вопросы преподавателю;

в-третьих, нужно не просто поприсутствовать на тренировках, а обязательно поучаствовать само­му. Постарайтесь перед этим хотя бы просмот­реть имеющуюся литературу по этому виду боя, учебные видеофильмы и записи соревнований, если таковые имеются.

Ни в коем случае не доверяйте своему пер­вому зрительному впечатлению. Боевые искус­ства — это как раз та отрасль человеческой де­ятельности, в которой и глаза и уши могут под­вести вас. Постарайтесь испытать эффективность системы на себе. Это очень просто можно сде­лать, вызвав на поединок по свободным прави­лам одного из учеников мастера. Отказ драться под предлогом того, что вы можете сильно по­страдать, как правило, маскирует недееспособ­ность направления или конкретной школы.

То же самое можно сказать, если на вас пытаются надеть кучу амуниции и загнать в ситуацию с жесткими ограничениями правил. Кроме того, не стесняйтесь удостовериться в наличии диплома у вашего инструктора.

Как правило, школы восточного происхож­дения смотрятся выигрышнее своих европейс­ких конкурентов. Одной из причин такой по­пулярности являются специфические формы воздействия на противника и нормы движе­ния, которые европейцу и в голову бы не при­шли.

Судите сами, насколько более экзотично выглядит мастер, застывший в неестественной стойке в красивых шелковых одеждах, ожи­дая атаки только для того, чтобы поразить су­постата единственным движением, направлен­ным в его биологически активную точку. Есть от чего прийти в изумление, особенно если логика и рационализм говорят о том, что опыт­ный нападающий в состоянии искалечить ста­тичного энерготерапевта в считанные секун­ды, то такое отважное поведение последнего Действительно может сойти за непоколебимую уверенность в своей победе.

Попав под воздействие восточных мисти­фикаций один раз, человек порой не может от него избавиться на протяжении долгих лет. Вот, к примеру, модная нынче тема бесконтак­тного воздействия, боевого гипноза и прочих нетрадиционных, а значит, и страшно действен­ных способов боя, как правило, поддержива­ется людьми, уровень физического развития которых не тянет даже на средний, а состоя­ние их психики и того хуже, что не может не вызвать закономерных опасений. Но по нео­пытности начинающие не в состоянии разоб­раться, где орудует свора мошенников от еди­ноборств, вытягивающих деньги из занимаю­щихся, где трудятся честные, но слабо подготовленные инструкторы, а где работают про­фессионалы.

Поскольку основным критерием профес­сионализма мы выбрали умение правильно двигаться, поговорим об этом подробнее. Ду­маю, читатель согласится с тем, что движение должно быть оправдано контекстом ситуации, а также быть простым и экономичным. Тем не менее, чтобы не стать воплощением примити­визма, движение в бою или в быту должно быть организовано законами национальной культу­ры движения. Хотя бы потому, что последняя генетически близка ее носителю.

Без преувеличения можно сказать, что фактически любой тип движения может быть адаптирован к применению в боевой ситуации. Например: вы идете по улице в сумерках и вдруг натыкаетесь на ветку дерева. Уверен, что вы выполните именно то движение, кото­рое гарантирует вашу безопасность. И я вдвой­не уверен, что вы не станете тратить время на принятие стойки и постановку блока, потому что это неестественно для европейца, да и в данной ситуации это тоже неестественно. Та­ким образом, мы подошли к рассмотрению фундаментального конфликта между сторон­никами технического совершенствования и сторонниками работы от ситуации.

Адепты, тяготеющие к искусственным, но классически правильным схемам движения, дей­ствительно уподобляются конструкторам несу­ществующей реальности. В их системах, кажет­ся, все сделано для того, чтобы занимающийся забыл, что такое простота движения. Им и в голову не может прийти, что побеждать в схватке можно легко и быстро, при этом сам бой нис­колько не теряет в зрелищности, правда, при этом существенно ограничиваясь во времени.

Сторонники школ со стратегией развития, базирующейся на принципах ведения боя от ситуации, видя все минусы своих антиподов и строящие свои занятия по прямо противопо­ложным принципам, как водится, проглядели один большой плюс своих оппонентов.

Это преимущество заключается в том, что у искусственных боевых систем есть четкая пос­ледовательность технических элементов, свое­го рода алфавит движения. Благодаря ему за­нимающийся получает в свое распоряжение четкий и понятный инструментарий ведения боя. Без фундаментальной технической базы невоз­можно обучить человека драться. Но эта же ка­ноническая техника становится камнем преткно­вения в деле вырабатывания способностей к импровизации.

Каждый из полюсов противостояния остал­ся при своем, и никто не собирается менять своих позиций. Все считают, что изменить свои пози­ции — это значит уступить давлению против­ника и принять его линию поведения, а значит —изменение своим принципам равносильно поражению.

Но есть и другой путь нейтрализации это­го примитивного антагонизма. Например, для славяно-горицкой борьбы такие конфликты совершенно не свойственны. Технический фор­мализм заканчивается после полного изучения горицкого свода, то есть после изучения эле­ментов технической базы. Далее обучение идет на основе универсальных компоновочных прин­ципов. Такая система подготовки напоминает каждодневное открывание для себя возможно­стей своего же тела. В таком режиме занятий окостеневание системы и уход в ортодоксаль­ность невозможны. И дело вовсе не в том, что­бы всеми силами обеспечивать живучесть сис­темы ради нее самой. Славяно-горицкая борь­ба призвана выполнять сугубо практические функции подготовки высококлассных бойцов, сохранения и развития русской боевой куль­туры.

Среди огромного множества приемов боя, способов воздействия на противника и типов движения, напоминающих боевые искусства мира и их отечественные разновидности, все­гда особняком стояла ДРАКА.

Спросите любого, что такое драка, и вам наверняка ответят —это самый что ни на есть варварский способ боя. Что же это такое? Как правило, это прекрасный способ показать свое превосходство и безоговорочное главенство. Средства достижения результата жестоки, но честны. Они заключаются в умении избить сво­его противника, подавить его дух, раздавить морально, дабы лишить его возможности сопро­тивляться.

Характерная особенность любой русской УЛИЧНОЙ драки именно в том и состоит, что каждая сторона старается добиться победы любыми способами, в том числе и с помощью подруч­ных средств. Пожалуй, вот еще что. Каждый старается обязательно разбить другому лицо. Склонен думать, что в контексте бытовых взаи­моотношений это стремление, своеобразный способ заставить человека подчиниться своей воле через причинение максимального ущерба его внешности. Даже на уличном жаргоне часто говорят об избитом, что его "порвали". Не ду­маю, что этот термин всего-навсего результат словотворчества уличной шпаны, скорее, это самое точное выражение.

По этому поводу сразу вспомнился вол­чий стиль боя. Кому хоть раз доводилось ви­деть волчью атаку, тот не забудет этого никог­да. Серый хищник сразу же рвет свою добы­чу, не оставляя ей ни единого шанса на выжи­вание, в отличие от собаки, которая по пре­имуществу борется со своей жертвой, стара­ясь ее прежде всего сбить. Так же и в драке на улице: оп







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1399. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия