Студопедия — Материал 1 для обсуждения ситуации
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Материал 1 для обсуждения ситуации






Инклюзия этнического меньшинства затруднена дилеммой соотношения национальной культуры и необходимости сохранения культурного многообразия. С одной стороны, этническое меньшинство не может остаться в стороне от влияния традиционной культуры. С другой стороны, в силу существующих различий традиций и ценностей, типичные образцы поведения могут не подходить полностью или для разных этническим групп. Тогда от представителей этнического меньшинства социальная интеграция требует слишком много усилий, которые не сопоставимы с результатами инклюзии. В этом случае культурное многообразие становится фактором риска.

Великобритания может быть отнесена к национальному государству, которое, по определению М. Уолцера (M. Waltzer), не обладает гомогенным с точки зрения доминирующей нации населением. Какая-то одна национальная господствующая группа организует жизнь всего общества в соответствии с собственной историей и культурой. Терпимость может иметь различные формы; хотя полностью терпимого отношения не наблюдается, оно направлено не на группы, а на их членов, прежде всего как граждан (они обладают равными правами и обязанностями, от них ожидается позитивное участие в политическом процессе), а затем как членов того или иного меньшинства (религия, культура и история меньшинств отнесена к частной сфере). Доминирующая группа (или большинство) - величина постоянная, поэтому в национальных государствах терпимость предполагает наличие лишь одного субъекта, она – движется в одностороннем направлении, если таковое вообще имеет место.

На примере этнических меньшинств легко понять, что вопрос эксклюзии – это не только проблема материального благополучия. Хотя среди бедной части населения часто много представителей тех или иных этнических меньшинств, очевидно, что достижение определенного уровня материального благополучия не обязательно приведет к более активному включению представителей этнических меньшинств в социальную жизнь. Так, среди представителей китайского населения 88% мужчин и 90% женщин трудоспособного возраста имеют оплачиваемую работу, средний доход китайской семьи выше среднего показателя по стране в целом. Китайское население имеет самый высокий образовательный уровень среди других этнических меньшинств, проживающих в Великобритании – 26% имеют университетские дипломы.

Все эти факты содействуют формированию определенной точки зрения на выходцев из Китая, как на этническое меньшинство, которое может успешно выживать в современном капиталистическом мире, придерживаясь своих традиционных ценностей. Такое убеждение представляется не только далеким от истины, но и запускающим механизм поддержки эксклюзии этого этнического меньшинства. Данное отношение позволяет закрыть глаза на ту цену, которую платят китайцы для достижения успеха в частном секторе. Приписывание культурным ценностям особого значения в успехах китайцев приводит к тому, что все достижения объясняются происхождением человека, его национальной принадлежностью. В результате, убеждение в том, что политическая пассивность выходцев из Китая, как и их экономическая успешность, объясняются единым источником – их культурными ценностями, позволяет игнорировать структурные дефекты экономической и политической систем. К сожалению, данная точка зрения закрепилась не только на уровне обыденного сознания, но проникла и в исследования социального статуса выходцев из Китая. В ряде исследований подчеркивалось и то, что сами китайцы считают свою культуру более совершенной, чем любую европейскую, а значит, и британскую. Этим объяснялось то, что китайцы неохотно завязывают дружеские отношения с представителями европейской культуры. Такое отношение становилось основой для предположения о том, что сами китайцы несут ответственность за свою эксклюзию из общественной жизни.

Примечания для слушателей: сравните ваши предположения относительно эксклюзии китайской диаспоры с обоснованием, сделанным на основе исследования. Что стало основной темой ваших рассуждений: политическое устройство страны, культурные особенности этнической группы, экономические доводы? Что помогло или помешало вам построить междисциплинарный подход к анализу проблемы?

Материал 2 для обсуждения Ситуации: Ниже приведено описание четырех стратегий инклюзии этнических меньшинств. Подумайте, какая из этих стратегий лучше всего подойдет для случая с китайской диаспорой в Великобритании. Как Вам кажется, как каждая из стратегий проявляется на уровне образовательной политики?

Современные авторы выделяют два основных пути обеспечения политической инклюзии:

· предоставление особых гарантий гражданских свобод (церкви, школы, политические партии, СМИ, язык, культурные организации);

· участие в политическом процессе.

Первый из путей, предоставление особых прав, становится предметом дискуссии сразу по нескольким вопросам:

Не становится ли это обеспечение фактором, который притормаживает ассимиляцию населения? Что должно быть представлено в политическом процессе разнообразие идей (мнений) или разнообразие групп (объединений)?

Сторонники предоставления особых прав настаивают на том, что сохранение культурного своеобразия следует считать важным аспектом политики инклюзии. В Теме 5 приведено описание британской школы Plashet school для девочек, которая расположена в одном из районов проживания мусульманского населения Лондона. Большинство девочек, посещающих эту школу, носят национальную одежду, виды школьной активности существенно изменены по сравнению со школами, где большинство обучающихся не принадлежат мусульманской диаспоре, например, музыкальный кружок ставит только такие пьесы, которые соответствуют религиозным нормам (можно ставить «Синдиреллу», но не «Кошки»). Таким образом, школа предоставляет возможность получить образование, но культурные нормы девочек не меняются. В то же время, во Франции школа полностью религии, что, в том числе, значит невозможность носить национальную одежду (которую следует носить в соответствии с религиозными нормами). Таким образом, одни страны поддерживают идею предоставления особых прав, а другие – нет. Сторонники национальных школ полагают, что такие учреждения способствуют общей инклюзии выходцев из этнических меньшинств. Противники полагают, что национальные школы отчуждают людей друг от друга.

Однако сохранение культурного своеобразия - не единственный довод в пользу предоставления особых прав этническим (и другим) меньшинствам. Наличие национальных школ, собственного института церкви, СМИ и т.д. рассматривается единственно возможным путем заявления о своих особых проблемах. Если общественная жизнь построена как представление разных мнений, то становится не важно, кто заявляет эту идею, она утрачивает связь с теми потребностями, которые обуславливают участие людей в политике. Предоставление меньшинствам особых прав позволяет восстановить утраченную во многих демократических системах связь между идеями и нуждами граждан. Противники данной точки зрения подчеркивают, что у индивида должно существовать право выбора на идентичность – быть ли в одной культуре или «уйти» в другую культуру. Обеспечение особых прав в рамках такой позиции рассматривается как ограничение свободы выбора, привязывание представителя меньшинства к этой группе. Представители марксистских течений, в свою очередь, подчеркивают, что участие меньшинств в политическом процессе должно быть направлено не на получение особых прав для каждого из меньшинств, а создание общего правового пространства, регулирующего и уменьшающего неравенство. Тем не менее, сторонники предоставления особых прав подчеркивают, что политика представленности позволяет учитывать специфику каждого из государств с точки зрения национального состава населения.

Поддержка культурного своеобразия вписывается в идею плюрализма. Однако анализ исследователей показывает, что плюрализм обеспечивается разными стратегиями взаимодействия государства, общества и индивида. В одних странах (Франция) опыт многочисленных религиозных и межэтнических конфликтов повлиял на формирование индивидуалистического плюрализма, когда между государством и человеком нет посредника, государство гарантирует все гражданские права и обеспечивает их равным доступом социальных меньшинств к социальным правам. В других странах (Нидерланды) сложился опыт общинного плюрализма – взаимопроникновения разных культур и религий, формирование общих организаций, которые борются за свои права. В этих странах уже не государство, но само общество гарантирует равный доступ к правам своим гражданам. Существует и смешанный тип плюрализма (Великобритания), индивидуально-общинный, основанный на том, что государство регулирует общественную жизнь организаций. Разнообразие стратегий обеспечения плюрализма согласовывается с разными типами демократий, которые определяют второй путь инклюзии, участие в политическом процессе.

Второй путь инклюзии, поддержка участия меньшинств в политическом процессе, не вызывает сомнений как необходимое условие интеграции, однако достижение этой цели возможно разными путями, что также становится предметом дискуссии. В Таблице 3.2. представлено краткое описание каждого из способов обеспечения участия в политическом процессе:


Таблица 3.2. Сравнение типов демократий

Тип демократии Доводы «за» Доводы «против» Влияние на образование
Репрезентативная демократия – граждане представляют свой голос в выборах, действует принцип «один человек – один голос» Право голосовать и быть избранным тем, кто раньше этих прав не имел Совокупность множества предпочтений (глубокий плюрализм ценностей) приводит к постоянному проявлению межэтнических конфликтов Доступ к общему образованию часто связан с предоставлением права голосовать
Совещательная демократия (республиканизм) – активное вовлечение граждан и групп в обсуждение проблем, инициированное государством (институты организованы так, что граждане мотивированы искать пути разрешения конфликтов) Попытка найти золотую середину между индивидуалистическим плюрализмом и коллективизмом (Ю. Хабермас) Обеспечение равенства на уровне отдельного человека на основе индивидуального или индивидуально-общинного плюрализма Государство сосре­доточено на про­блеме распределе­ния ресурсов, но не на следовании принципу равного доступа к ним, существует проблема социальной цены, когда обеспечение прав одной группы означает усиление риска ущемления прав другой. Группы, которые активно борются за свои интересы, оказываются фактором риска для государства, которое стремится к компромиссу Образование предоставляет возможность учиться в соответствии со своими социо-культурными ценностями, поддерживается существование национальных школ
Нео-корпоративизм (ассоционизм) – ос­нован на партнер­ских отношениях между государством и социальными ор­ганизациями через совместное произ­водство, субсидиар­ное управление Цель организации меньшинств в группы влияния – участие в политическом процессе как можно большего количества акторов Общественные организации участвуют в политическом процессе более эффективно Основа демократии – общинный плюрализм Роль индивида снижается, существует риск преобладания групповых интересов над интересами отдельной личности Права индивидов не в образовании не ущемляются, но и не защищаются такими институтами как национальные школы

Источник: на основе статей Tholen B., Vries M. The inclusion and exclusion of minorities in European countries: a com­parative analysis at the local level //International review of administrative sciences, 2004, September, No 4, P. 459-461 и Champion F. De la diversité des pluralismes religieux //MOST Journal on Multicultural Societies, 2000, vol. 1, No. 2

 

Вопросы к слушателям:

Как Вы считаете, какой тип демократии обеспечивает наилучшие условия для инклюзии различных социальных меньшинств, не только этнических? Каким вам видится путь развития плюрализма в российском обществе?

Всегда ли следует предоставлять особые права социальным меньшинствам? В чем риск такой стратегии?

Как вам кажется, что важнее для России – обеспечить права отдельного человека или социальной группы? Приведите примеры, когда обеспечение прав индивида и группы входит в противоречие.

 

По соотношению представленности каждого из путей инклюзии можно выделить четыре типа демократии:

Таблица 3.3 Типы политики инклюзии этнических меньшинств

  Инклюзия через прямое участие
Инклюзия через предоставление особых прав   Да Нет
Да Простая репрезентатив­ная демократия Простое обсуждение
Нет Репрезентация различий Полная ассоциативная де­мократия

Источник: Tholen B., Vries M. The inclusion and exclusion of minorities in European countries: a com­parative analysis at the local level //International review of administrative sciences, 2004, September, No 4, P. 465

 

1 – гарантировано право на голосование;

2 – разрешено и поддерживается создание форумов и общественных организаций, пред­ставляющих интересы меньшинства;

3 – вводится специальная квота для меньшинств;

4 – форумы и организации, которые создаются меньшинствами, приобретают право уча­стия в политическом процессе, так же как и индивиды.

Примечание для слушателей: Ниже приведен план интеграции меньшинства в общественную жизнь. Как вы считаете, какой путь инклюзии (в соответствии с Таблицей 3.3.) предлагают авторы?

Материал 3 для обсуждения ситуации:Преодоление сложившейся ситуации начинается с понимания социальной ситуа­ции этнического меньшинства. В первую очередь, важно понять, что китайское население в Великобритании далеко не однородно. Это связано с тем, что китайское меньшинство формировалось как выходцами из Китая, так и из Вьетнама, Сингапура. Многие предста­вители китайского населения работают в сфере питания – ресторанном бизнесе, кулина­рии. По преимуществу, это семейный бизнес, чем объясняется относительное социальное благополучие большинства населения. Хотя за последние десятилетия наблюдается дви­жение нового поколения в другие сферы, где молодые люди сталкиваются с большей кон­куренцией, иными правилами карьерного роста. Около 16% женщин и 9% мужчин рабо­тают в социальной сфере – здравоохранении и образовании.

Следующим шагом в преодолении эксклюзии становится объективная оценка роли традиционных для китайцев ценностей в формировании их жизненных установок. Изуче­ние образа жизни китайских семей в Великобритании показало, что многосоставность се­мей, направленность на поддержку семейного бизнеса (все то, что ассоциируется с тра­диционными для китайцев ценностями), - скорее экономически обусловленный способ вы­живания, чем следование культуре. Также устойчивость китайских семей (минимальное количество разводов, сохранение семьи в самых разных обстоятельствах) во многом объясняется тем, что до середины 70-х гг. в Великобритании действовал закон, согласно которому ребенок мог получить гражданство только тогда, когда оба его родителя приобретали право на жительство.

Важно понять и природу удивительной для постороннего взгляда сплоченности китайской общины. Ресторанный бизнес, в котором работает большинство граждан Великобритании китайского происхождения, отличается жесткой конкуренцией. Конкуренция внутри меньшинства становится значительным фактором риска. Поэтому представители китайской диаспоры выработали две стратегии, которые позволяют им успешно развивать бизнес, но при этом избегать конкуренции друг с другом. Первая стратегия, типичная для семейных ресторанов, предполагает деление территории на несколько районов и обслуживание этих районов в соответствии с определенными зонами влияния и уровнями ресторанов. Вторая стратегия, выработанная в рамках продажи кулинарных изделий, основана на согласовании цен и меню. Обе стратегии предполагают тесную кооперацию владельцев бизнеса.

Таким образом, то, что в общественном сознании закрепилось как особенности китайской культуры, можно рассматривать как экономически вынужденное поведение, которое не приводит к инклюзии. Наилучшим путем инклюзии становится активизация группового участия представителей диаспоры в процессе принятия решений.

Выводы по проблемной ситуации 1: Еще раз просмотрите Материалы 1, 2, 3 к обсуждению ситуации и свои рабочие записи. Как менялся ход Ваших рассуждений? В чем суть основных изменений: изменилась Ваша позиция, изменился ход рассуждения о проблеме или Вы осознали (избавились) стереотипы в восприятии ситуации и т.д.?

Прикладное задание: Прочтите следующий материал…

Майкл Уолцер выделил разные типы толерантного отношения. В основе его классификации находится критерий соотношения рациональной (когнитивной) и эмоциональной (аффективной) составляющих толерантного отношения:

1. отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя мира, спасительная стадия изнеможения от войн, ее часто и называют терпимостью (аффективная положительная, когнитивной нет);

2. милостливое безразличие к различиям (когнитивная положительная, аффективной нет);

3. моральный стоицизм, принципиальное признание того, что и другие обладают правами, даже если их способ пользования правами вызывает неприязнь (когнитивная положительная, аффективная- отрицательная);

4. открытость в отношении других, любопытство, уважение, желание прислушиваться и учиться (аффективная и когнитивная положительны, но преобладает когнитивная компонента);

5. восторженное одобрение различий, одобрение эстетическое, при котором различия воспринимаются как культурная ипостась огромности и многообразия творения (аффективная и когнитивная положительны, но преобладает аффективная компонента) [М. Уолцер О терпимости, М. 2000,с. 25-26].

 

Вопросы к материалу: попробуйте определить, какой тип толерантного отношения к детям с особыми нуждами, детям с трудным поведением, детям - выходцам из национальных меньшинств показывают ваши коллеги. Достаточно или нет этого типа отношения? Как вы считаете, становится ли ограничением для развития инклюзии разный уровень терпимого отношения у специалистов одного учебного учреждения? Ответ обоснуйте. Подумайте, как измерить уровень толерантности коллег в Вашем учебном заведении. Каким образом можно организовать занятие со специалистами, направленное на усиление толерантного отношения.

Определите, какую направленность имеют дискриминационные установки и нетерпимость, которую вы наблюдаете:

Инвалидизация – преуменьшение способностей и возможностей человека, как следствие возникает необходимости помочь, даже если человек не просит о помощи

Стереотип – выстраивание социально-психологического портрета по социально нейтральной характеристике или характеристике, присущей человеку в силу внешних причин

Сверх-задача – стремление довести человека с проблемой до идеальной нормы

Соберите примеры проявления нетерпимости в отношении особых учеников и попробуйте разработать классификацию этих отношений.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 359. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия