Студопедия — V. ИКОНОМИЯ И АКРИВИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

V. ИКОНОМИЯ И АКРИВИЯ






 

19. Греческое слово "икономия" (oikonomia) - буквально означает "устроение", "домостроительство", "экономия", под чем принято сейчас понимать "снисхождение"; а "акривия" (akribia) - буквально "точность", что ныне принято обозначать как "строгость" (VI Всел. 3,102). Поскольку в богословской литературе по этому вопросу возникла целая полемика, то мы, на основании святоотеческого наследия, считаем своим долгом твердо уяснить, в отношении каких именно вещей Церковь употребляет принцип "икономии", а в каких случаях применяет принцип "акривии".

20. Принцип икономии, несомненно, применяется только в отношении чина и способа присоединения еретиков или раскольников к Церкви, но не к их "таинствам" и зловерию. "Если ради икономии дел церковных вместе со зловерием уничтожается и спасительная вера, то подобного рода так называемая икономия есть совершенное отделение от Бога", - говорит преп. Максим Исповедник.

Св. Василий Великий, в своем 1-м правиле выразив ту несомненную мысль, что все находящиеся вне Церкви лишены благодати св. Таинств, в вопросе о способе присоединения их к Церкви, однако, не дает никакого точного указания, предлагая в каждом случае "последовати обычаю каждыя страны". Причиной же употребления снисхождения при присоединении еретиков и схизматиков к Церкви, т.е. когда их не омывают истинным церковным крещением или клириков их не рукополагают истинным рукоположением, а принимают "паки в тот же чин", - св. Отец называет "назидание многих", "благосозидание", "благоусмотрение" и под., но никак - не признание их "таинств" действительными (или имеющими некоторую долю действительности) и благодатными, что отчетливо видно как из сего правила, так и из всех других правил Православной Церкви, в которых идет речь о чиноприеме еретиков и схизматиков.

21. В Кормчей Книге, в "ответах правильных Тимофея святейшего Архиепископа Александрийского", мы находим авторитетное разъяснение того, что принятие в общение без крещения не есть ни противоречие учению Церкви, ни признание Ею благодатности крещения, а следовательно и других "священнодействий" еретических, а лишь применяемый, в виде исключения, особый порядок присоединения к Христовой Церкви тех людей, которых перспектива повторения, как им кажется, над ними таинства крещения могла бы совсем оттолкнуть от Православия. На вопрос: "Почто обращающыяся еретики к Соборной Церкви не покрещаем", Святитель Тимофей дает ответ: "Аще бы се было, не бы ся человек скоро обращал от ереси, покрещения стыдяся, обаче и возложением руку пресвитерску [т.е. Мvропомазанием] и молитвою, весть приходити Дух Святый",27) Которого присоединяемые были чужды, когда еще находились вне Церкви. "Подобную практику допускал и св. Киприан, бывший сторонником именно строгости в отношении приема еретиков и схизматиков, и объяснял ее так: "Но, скажет кто-нибудь, что же будет с теми, кои прежде сего, обратившись от ереси к Церкви, приняты были в Церковь без крещения? Господь, по милосердию Своему, силен даровать им прощение, и тех, кои, быв приняты в Церковь, в Церкви же и опочили, не лишит даров Церкви Своей".28)

22. Однако, св. Киприан признавал при этом, что вводить такое снисхождение, догматически допустимое, в практику как норму нельзя, потому что этим будет ослабляться вера в Церковь как единственную хранительницу благодати, ибо еретикам "не будет причины обращаться к нам, когда имея крещение, будут думать, что имеют и все прочее. Напротив, когда они узнают, что вне Церкви нет крещения и не может быть дано отпущение грехов, то охотнее и поспешнее будут приходить к нам и с покорностью просить благ и даров Матери Церкви".29)

23. Следовательно, принцип "акривии" необходимо признать наиболее полезным как для присоединяемых, так и для самой Церкви, особенно в наше время экклезиологических ересей. История показывает нам, что строже всего Церковь поступала в отношении еретиков при начале их деятельности, также когда ересь занимала господствующее положение, а Православие было гонимо; и делалась снисходительнее, когда ересь начинала ослабевать.

24. Итак, принцип церковной "икономии" нисколько не противоречит догматическому учению о единственности Церкви, ибо не дает ни малейшего основания утверждать, что и вне Церкви может преподаваться спасительная благодать. Но когда приступающий к Церкви из ереси не крестится, а лишь приносит покаяние в заблуждении и принимает св. Таинство Мvропомазания, то благодать Св. Духа, которой он ранее не имел, получает в самом присоединении. Равно и принимаемый из схизмы или ереси в ту же степень клира, в коей он находился до присоединения к Св. Церкви, когда т.е. он заново не рукополагается истинным рукоположением, но вступает в отправление священнослужения, - получает благодать хиротонии от Бога в том таинстве, посредством коего приемлется в Церковь.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 733. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия