Студопедия — Выбор местных представителей власти, наем пастуха, сторожей и т.п.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Выбор местных представителей власти, наем пастуха, сторожей и т.п.






I Влияние зажиточных крестьян не сказывается, так как все кресть-

Янские семьи средней зажиточности. Поскольку дела, обсуждаемые

Сходом, имеют чисто бытовой характер, постольку решения по

Предписанию начальства, по мнению корреспондента, вряд ли могут

Иметь место.

Волостные сходы собираются редко, исключительно для выбора старшины. Поведение на сходах шумное, крик ужасный, доходит дело и до драк, «чего трудно бы и ожидать, если посмотреть на того самого мужика, взятого в отдельности». [41, Мел., л.1 ]

8 Нарядчик, получив от старосты задание собрать сход, ходит по домам: «Эй, дядя Павел, на сход выходи!» Причина схода: потрава стогов, найм школьного сторожа, перераспределение земли (для решения этого дела предполагается «содрать по полведерку» спиртного с заинтересованных лиц). Сборы на сход — около винной, лавки. Следует запись разговоров разных групп крестьян, обмен новостями. На сходе крестьянин Местеров, у которого в семье не было мужских душ и рождались только девочки, просит душу (землю), по случаю рождения у него двоих сыновей, и обещает выставить за это угощение. Предчувствие выпивки побуждает крестьян решить дело в его пользу. Голосуют тем, что отходят в определенную сторону. В знак согласия, каждого староста обирает (т.е. пожимает) руки. Затем деревенский грамотей Сергей пишет приговор схода: «Мы, нижеподписавшиеся, крестьяне в количестве 126 домохозяев имели суждение в том, что крестьянину односельцу Козьме Местерову по случаю рождения у него двух сыновей не хватает поземельного наделу. Поэтому мы присудили по его просьбе дать ему еще две души, которые тут же снимаем с вдовы Хавроньи Коскиной, так как она за смертью своего мужа на владение земли правое не имеет... за неграмотных подпи­сался запасной унтер-офицер Сергей Емельянов Баландин». Решг™-1 , вопросы о потраве стогов, строительстве школы никто не проявлю ни малейшего желания: «Это бы отложить до другова воскресенья.]

Теперь выпить есть чего». Грамотные крестьяне подписывают---------

говор. Староста предупреждает: «Только здесь не пить: Зем
бранит, а разделить по десятку; четверть на десяток, там пей
как знает. Мне бы нет нужды, да я свое дело знаю». Затем все пьют|
завершив дело. Корреспондент сообщает, что сход состоялся 21
сентября 1900 г. [49, Мур., л.1-12об.] *


8 Сходы бывают волостные, сельские (общественные), селенные (если это село) и деревенские (если это деревня). Созыв последних трех осуществляется нарядчиком (выборным лицом), который, обходя дома, стучит в окна и приглашает на сход. В больших селах, таких как Аньково, нарядчиков несколько человек. В Ивашевской волости Ростовского у. нарядчик трубит в специальный рог три-четыре раза, выходя на середину селения. Когда народ соберется, ему объясняют, куда требуют: на деревенскую сходку или на сельский сход. Созыв при помощи рога производится только в летнюю пору. Рог хранится у деревенского выборного, который отдает его в случае надобности нарядчику, а затем вновь забирает себе (во избежание стихийных, незапланированных сходов).

На сходы крестьяне ходят неохотно, особенно на сельские, где редко когда сразу собирается до 2/3 всего числа домохозяев, поэтому приговоры приходится иногда отменять. Впрочем чаще недостаток людей проходит незаметно и приговоры остаются в силе. На сходы волостные крестьяне, имеющие на то право, приглашаются повест­ками, а иногда — словесными приказами. На деревенскую сходку собираются почти все до одного, правда, для этого нарядчику приходится обходить деревню по два, а то и по три раза. На деревенский сход идут в домашней одежде, на сельский одеваются получше, если только ожидается приезд волостного старшины, зем­ского начальника или других власть имущих лиц.

Посторонних на сход допускают неохотно, женщины же допуска­ются на сельские и деревенские сходы наряду со всеми, но даже женщины-домохозяйки приходят только на деревенские сходы. Де­ревенские сходы происходят летом на улице, зимой — в доме ■ыборного либо бездетного (малосемейного) крестьянина. Сельские сходы собираются в селениях, где живет сельский староста, волост­ные — в волостных правлениях. На волостном сходе вопросы ставятся •олостным старшиной, на сельском — сельским старостой либо приехавшим представителем волостной власти и на деревенском — выборным или кому придется. Случаи появления пьяных на сходах редки, и хотя на деревенских сходах они имеют место, но это далеко ие заурядное явление. [78, Ю., л. 1-5]

8 Собирают сельские сходы часто, на них могут присутствовать женщины вместо отсутствующего по каким-либо делам домохозяина. Решаются на сходах самые обычные вопросы: выбор десятского, наем вастуха, время выгона скота и начала полевых работ и т.п.


 


.1пкя:| ЛООЛ




Собираются крестьяне нарядчиком либо у дома старосты, либо у трактира, где часто «спрыскивают» принятые решения. В некоторых деревнях принято непьющим женщинам наливать водку с собой либо давать взамен водки баранок.

На сходе право «первого голоса» принадлежит старосте, после чего дается воля главарям (горлопанам). [1882, П., л.4]

Власти. Отношения их к крестьянам

(вопросы № 9-13)

9,10 Земского начальника боятся, избегают встреч с ним, к уряднику относятся как к представителю власти, но без боязни. Сотские и десятские, по представлению крестьян, имеют небольшое значение, исключая, однако, те случаи, когда они проявляют свою принадлежность к власть имущим, являясь при ссорах или драках со значками на груди. [1, А., л.4]

9 Большая власть земского начальника не по нраву крестьянам, внешне ему выражается почтение, однако страха перед земским крестьяне не чувствуют. Приводятся случаи штрафования крестьян земским начальником (напр., за нехватку лошадей при тушении пожара). Судиться к земскому ходят, но о правосудии его говорят, что у земского тот прав, кто успеет первый обратиться. [4, Вл., л.23-24]

9 Земского начальника не боятся и хвалят за то, что не притесняет. Исправник, напротив, строг, его боятся. Свое отношение у крестьян к становому приставу, его не боятся, по-видимому, потому, что он имеет контакт только с сотскими, с крестьянами же встречается редко. Ближе всех — урядник, которого стараются с честью принять и дать приношение. Его принимает в основном староста, который на общественные деньги (от 3 до 5 р.) устраивает прием. В хозяйственные дела крестьян урядник не вмешивается. Знакомство с писарем и волостным старшиной считается за особую честь, им льстят, но приношения не приняты. От них зависит раскладка и сбор оброка, ] ссыпка хлеба в магазин, выдача паспортов, решение суда. Должность] сельского старосты не считается завидной. [10, Вл., л.13-21 ]

9 Земского начальника боятся, урядники строги. Становой пристав] особенно строг к сотским и десятским, которые закрывают глаза азартные игры, беспатентную продажу вина крестьянами и т. Староста, обладая реальной властью на месте, редко ею пользуе из боязни испортить отношения с односельчанами. [28, Мел., л.9-1(

9 Земский начальник бывает наездами, редко; отношение к не


скорее безразличное. То же безразличие наблюдается и по отношению к уряднику, исправнику и становым. Вообще крестьяне предпочитают держаться подальше от властей. В волостном правлении сидит лишь писарь, а волостной старшина находится по преимуществу в своем доме, где и принимает крестьян. Старшина — это как бы уже полный хозяин, он заведует общественными расходами. Однако наиболее де­ятельным олицетворением власти надо признать сельского старосту. В конкретном случае, в селе Ляхи, нельзя говорить о строгом отно­шении старосты к крестьянам. Скорее, он несет повинность перед крестьянами. Ответственность его велика, буквально за каждую «не-отысканную в расходах копейку» отвечает он своим имуществом и даже свободой. Староста избирается каждый год. Приношения вла­стям не приняты, но исключение составляет писарь. [41, Мел., л. 1-2 ]

9 Аньковская волость принадлежит к третьему участку Юрьевско­го у. Земский начальник живет за 40 верст от села Аньково и наезжает туда от трех до четырех раз в год для разбирательства по преимуществу уголовных дел. В спешке он не успевает ревизовать ни волостное правление, ни делопроизводство Волостного суда и ограничивается краткими ревизиями со слов волостного писаря. Дела обычно затя­гиваются, их разбирают через девять-десять месяцев и более. В то же время в соседних волостях Ростовского у. Ярославской губ. срок разбора дел составляет полтора-два месяца. Останавливается земский начальник в казенной квартире, которая нанимается за счет общества за 40 р. в год, и принимает редких посетителей, случайно узнавших о его приезде. После разбора дел он обедает у волостного старшины и в тот же день уезжает. Есть жители села Аньково, которые ни разу не видели своего начальника, те же, кто, встречая его на улице, кланяется, часто и не подозревают кому кланяются. Впрочем, кре­стьяне довольны его невмешательством в их дела и говорят о земском: «У нас барин смирный, хороший». За разъяснениями к нему обра­щаются редко и только после подачи письменного прошения по почте. В противоположность служебному безразличию местного земского начальника, земский третьего участка Ростовского у. Ярославской губ., куда входят Ивашевская и Ильинская волости, известен кре­стьянам. Более того, они его не боятся и часто ходят к нему на дом за советами. Приводятся примеры повседневной деятельности этого кмского.

Исправник села Аньково появляется только осенью в составе •присутстствия» (куда входят предводитель, исправник, воинский начальник, член или председатель земской управы и иногда врачи), которое ведет прием новобранцев на военную службу. Становые


 


 




появляются пять-шесть раз в год в основном для взыскания недоимок, останавливаясь на той же казенной квартире.

Об Аньковском уряднике, служащем более десяти лет, можно сказать следующее. Он из бывших дворовых, в военной службе не был, поступил в урядники из лакеев богатых купцов-землевладель­цев, считает себя довольно важным барином, знакомств с рядовыми крестьянами не водит, а «разводит канпанию» с местным начальством (старшиной, председателем суда и т.п.), зажиточными и богатыми крестьянами. «Народ — это такое неблагодарное животное, которое нужно травить и травить... Прямо так и ходи волком! Заметил что — без всякой пощады грызи его. Тогда только и будешь хорош и они будут кланяться тебе и уважать, и бояться, и зла меньше будет; а дал поблажку — пиши пропало: тогда тебя заедят... [Народ и мы — это два врага, которые только и смотрят, чтобы съесть друг друга: он попался — рви его; дай ему поблажку — он тогда без всякой жалости тебя будет рвать]», — цитата из разговора, записанного корреспондентом, который происходил в трактире между урядником и богатым крестьянином.1 Далее приводится запись разговора уряд­ника с сотскими. Первый отдает приказ немедленно сгонять крестьян и «вершить» дороги, выражая недовольство тайным содержанием шинка, кражами и драками, которых они, полицейские, унять не могут.

Сотские избираются в Аньковской волости в количестве четырех человек сроком на три года. Плата сотскому составляет 70 р. в год, в то время как в упомянутых волостях Ярославской губ. сотские получают плату от 20 до 60 р. в год, причем избирают в сотские здесь, как правило, недоимщиков, считая это назначение и мини­мальную плату своего рода наказанием. Должность эта не в почете, но ею все же дорожат, поскольку она избавляет от необходимости идти в отхожие промыслы и позволяет обрабатывать не только свою землю, но и чужую по найму, за что хорошо платят. Отсюда и мягкость сотских в обращении с крестьянами, доходящая до заиски­вания. Суровость и строгость свою сотский проявляет лишь в отно­шении буйных и пьяных и иногда — на глазах начальства, чтобы показать свое усердие. Попадаются и грубые сотские, но такие удерживаются недолго.

Десятский избирается на один год. Он ничем не выделяется из обычной крестьянской среды.

1 В квадратные скобки заключены строки, вычеркнутые из дела рукой редактора Этнографического бюро.


Сверх прямых обязанностей (корреспондент их перечисляет) во­лостной старшина ведет все дела по добровольному страхованию, за что земством отчисляется от собранных сумм: старшине — 3%, писарю — 2%. Для деятельности старшины большое значение имеет личный склад характера: так, строптивый и взыскательный служит лишь по одному трехлетию. Нынешний старшина села Аньково состоит на службе пятое трехлетие.

В Аньковской волости писарь имеет помощника, также получаю­щего свое жалованье от волости. Кроме возложенных законом на писаря обязанностей делопроизводителя Волостного суда, он служит писарем в Аньковском обществе, за что получает 100 р. сверх содержания от волости. Никакого влияния на дела суда или волостное правление писарь не имеет, но негласно дает советы тяжущимся: например, как себя вести или что говорить на суде.

Сельские старосты в наибольшей мере зависят от исправников, земские начальники с ними дела не имеют.,Становые приставы во время приездов окружают себя ближайшими лицами — урядником, сотскими, иногда десятскими (старост же вызывают в исключитель­ных случаях, в качестве понятых). Отношения старост с волостными старшинами в общем товарищеские, и если здесь нет близости, то нет и враждебности и проявлений начальнической власти со стороны старшин. Главной «грозой», таким образом, остается исправник, требующий податей и в качестве члена военного присутствия наблю­дающий за приемом новобранцев. Сбор податей производится с 1 помощью специально избираемых сборщиков, но все же главные обязанности по сбору лежат на сельском старосте. В сборщики; выбирают зажиточных крестьян с тем, чтобы они при необходимости могли доложить за недоимщиков, за что недоимщик в свою очередь платит 1% или 1.25% в месяц и угощает старосту. Исправник со старост взыскивает строго, нередко сажая их под арест. Таких путешествий старосты боятся. В общем крестьяне уплачивают по­винности исправно, зарабатывая на отхожих промыслах. В свою очередь старосты власти перед крестьянами не выказывают и держат себя с ними как с равными. Правда, лет шесть-семь назад, староста Аньковского общества распорядился о совершенном прекращении бесед и вечерних гуляний молодежи, но вскоре получил письма с у угрозами жизни и красного кочета (поджога). На том дело и кончилось.

Ни с какими поздравлениями и приношениями к начальству крестьяне не являются, хотя в последнее время богатые крестьяне ввели обычай посылать земскому начальнику рождественские и иные


 





поздравления на дорогих открытках, показывая тем претензию на знание господских, светских обычаев.

Приезд начальства часто остается незамеченным для крестьян. Письменные и словесные приказы сообщаются старостам и старши­нам, которые и передают их народу. Непосредственные обращения начальства к крестьянам со своими внушениями и предложениями редки. В таких исключительных случаях крестьяне выслушивают начальство стоя, произнося обычное «слушаем», но думают, однако, про себя примерно так: «Может, и исполним, а не подойдет, так над тобой ведь и повыше начальство есть, и жаловаться можно в случае чего». [74, Ю., л.1-17]

10 С поздравлениями к властям не ходят, с приношениями идут к старосте (напр., чтобы заручиться его поддержкой на волостном суде). К старосте обращаются и в случае неверности мужа, прося «урезонить распутника». [28, Мел., л. 11 ]

10 Приводится рассказ о волоките, затеянной местными властями
в Земской управе по прошению, поданному аньковскими крестьянами
о выдаче им в ссуду ярового хлеба на посев. Староста, поехавший к
начальству в качестве уполномоченного от общества по этому вопросу,
узнал, что причина волокиты в том, что на последних выборах
аньковцы стояли за противную партию, поэтому он попробовал
возражать и в результате еле-еле избежал ареста. В итоге старосту
уволили от должности, а ссуду все же выдали, но только в июне,
когда поля были уже засеяны.

За исключением скептиков, крестьяне верят в неподкупность воинских присутствий, а о становых, попадающих на свои должности из низших классов духовных училищ, придерживаются другого мнения, считая, что они склонны к подкупу. Следует запись рассказа, услышанного корреспондентом в чайной лавке, о том, как станового подкупили и он разрешил продажу рыбы с душком. «Да и сколько это мужицких денег становой перехапает — страсть!» — подхваты­вает разговор другой крестьянин, приводя свой пример взяточничес­тва станового. При общем нерасположении к должности станового народ вспоминает часто тех, кто отличался на этом посту справед­ливостью. [74, Ю., л. 18-28]

11 Постановления власти зачастую исполняются с принуждением.
Волостное и сельское начальство не пользуется уважением со стороны
крестьян, причина — взяточничество и снисходительное отношение
к зажиточным крестьянам. [28, Мел., л.12-13]

11 Можно сказать, что явного неуважения крестьян к властям нет.


Старшины боятся даже больше, чем земского начальника. [41, Мел., л.З]

11 Явного неуважения к властям не только высшим, но и своим
выборным никогда не проявляется. По этому поводу существуют
твердые мнения: «нельзя тоже без начальства», «не от нас оно»,
«закон гласит начальства слушаться», «и в писании вон есть, что
властям повинуются». Изредка бывают случаи неповиновения, ослу­
шания, но преимущественно при возведении жилых построек, по
другим поводам — реже. Приводятся примеры неповиновения кре­
стьян (землемер, де, смешал северную сторону деревни с южной).
Описан случай растраты на сумму в 1700 р., произведенной волостным
старшиной, который слушался в волостном суде. Крестьяне на
волостном сходе отказались подписать приговор, считая, что, поставив
подписи, они будут вынуждены затем покрывать растрату из своего
кармана. В результате каждый ослушник был оштрафован на 3 р.
Новый волостной старшина взыскал штраф, но крестьяне обратились
к губернатору, который этот приговор отменил. Взысканные деньги
одним были возвращены, другим — заверстаны в подать. Случаев,
когда бы крестьяне были действительно виноваты в неповиновении,
неизвестно. [74, Ю., л.29-32]

12 С законами крестьяне знакомы плохо (приводится пример),
основной советчик в этом деле — писарь. Правда, волостной старшина
гордится тем, что в его распоряжении имеется Свод законов Россий­
ской империи, но в какой мере они известны ему, судить трудно.
[41, Мел., л.З]

12 В решениях волостного суда содержатся ссылки на ряд статей
Устава о наказаниях по уголовным делам, такие как ослушание
властей, нарушение тишины, самовольная охота, самоуправство,
кражи, оскорбления чести и др. При решении гражданских дел ссылок
на законы не делается, лишь изредка при разборе дел о наследовании
упоминается статья закона, призывающая к руководству в этих
вопросах обычаем. [74, Ю., л.ЗЗ]

Свобода передвижения. Паспорты

(вопрос № 13)

13 Для получения паспорта необходимо внести оброк, при этом
сам паспорт выдается даром. Муж может препятствовать выдаче
паспорта жене, однако отсутствие паспорта не мешает ей уйти из
дома. [10, Вл., л.21-22]

13 Паспорта берут, отправляясь в далекие места. На фабрику же


 




в Меленки уходят без паспорта, только со свидетельством о рождении. [41, Мел., л.4]

13 В своем уезде крестьянин может уходить без паспорта на
неопределенные расстояния, в то время как в чужом уезде или
губернии — не далее 15 верст от места жительства. Паспорт необходим
для проживания или прохода, хотя бы и с краткой остановкой, в
городах. Для получения паспорта крестьянин должен обратиться к
старосте, который удостоверяет уплату податей и выдает сведения,
или свиданья, о праве на отлучку для представления их в волостное
правление. Эти документы пишутся на клочках бумаги, буквально
в краткой форме «выдать», подписываются старостой и скрепляются
печатью. Неграмотные же старосты ограничиваются приложением
печати безо всякой подписи.

Затруднения с выдачей паспортов бывают при наличии недоимки, но некоторые старосты, пользуясь гибкостью понятия благонадежно­сти и аккуратности плательщика, напрашиваются на небольшое угощение, что исполняется по необходимости и во избежание про­волочки и обходится в 20-50 к. Это — единственный в таком случае расход, так как ни за бумагу, ни за труд писаря в волостном правлении платежа нет.

Главная выдача паспортов производится в Фомино воскресенье (первое после Пасхи), когда число просителей по Аньковской волости достигает 400 и более человек. Немного меньшее число просителей собирается в конце лета, 16 августа, перед уходом на промыслы. Вообще берут паспорта очень немногие, например в случае поступ­ления на работу в город или при отправлении на дальние богомолья. [74, Ю., л.34-36]

Преследование преступлений (вопросы № 14-43)

14 В народе довольно устойчиво мнение, что правосудие вершат
лица, поставленные для того по повелению самого государя и
действующие на основании законов, им утвержденных. Вообще
население края предано самодержавию и сбить здешний народ с пути
преданности престолу едва ли возможно даже отдельными единицами,
не говоря уже о массе. Не умея строго различать судебную и
административную власть, крестьяне начали осознавать, что всякие
их мелкие дела могут разбираться волостными судами, земскими
начальниками или, в крайнем случае, окружными судами, на которых
многие крестьяне перебывали присяжными заседателями. Власть
выше рисуется под общим названием «Синота».


Едва ли есть хоть одно преступление, которое бы не боялся совершить местный смирный и богобоязненный народ. Правда, не все, признаваемое законом как преступление, таковым считается по мнению крестьян. Так, например, нарушениями не считаются: про- ■ шение милостыни, несоблюдение правил строительного устава, не­осторожное обращение с огнем, оскорбление чести полиции — сотских и десятских, появление пьяным в публичном месте, нарушение тишины и порядка в суде. Некоторые деяния считаются проступками и признаются греховными в то же время. Так, нарушение благочиния в церкви считается греховным преступлением. В полной мере пре­ступны и отягощены греховностью убийства, тяжкие увечья, грабежи, кражи, изнасилования и незаконное сожительство. Преступность кровосмесительства сознается не всегда, особенно если сожители не '' находятся в прямых степенях родства. Преступность же лесных порубок стала осознаваться только в последнее время.

Особое преступление — поджог, по тяжести совершенного он ставится практически наравне с убийством. Корреспондент приводит пример судебного разбирательства в окружном суде по делу об умышленном поджоге, в результате которого сгорело до десяти домов. По делу был вынесен приговор о ссылке преступника в каторжные работы сроком на шесть лет. Показательно, что отец преступника, присутствовавший на суде в качестве свидетеля, выслушал приговор и, не выразив ни тени сочувствия к сыну, сказал только: «Мало ему, мерзавцу, — без срока надо бы». Присяжные заседатели — крестьяне, старающиеся обычно отыскать в деле смягчающие обстоятельства, при рассмотрении дел о поджогах всегда горячо настаивают на полной виновности поджигателя.

Своеобразен взгляд на обман и мошенничество: «не обманешь — не продашь», а также на нарушения интересов казны: «Казна, ведь, нашими деньгами не разбогатеет: и так она, матушка, богата». [85, Ю., л.2-6]

15 Понятие как о грехе, так и о преступлении смутное. Слово ' греховодник одинаково могут отнести как к ребенку-шалуну, так и к мелкому воришке. Грех скорее всего связывается с нарушением церковного канона. [41, Мел., л.4]

15 Население описываемой местности сплошь православное и великорусское. Преследования преступлений по религиозным побуж­дениям нет. Всякое преступление, по народному представлению, греховно. Проступки делятся на две группы. Обида без повода, нарушение благочиния в храме, присвоение находки, а также обман, мошенничество, растрата — всего этого не следует делать, ибо это —


грех. К остальным проступкам относятся прежде всего с боязливым опасением, поскольку они караются законом, совершать же их уже не считается за грех («какой те грех» прошение милостыни).

Грех важнее преступления, о котором имеются понятия весьма туманные. Понятие о преступлении у народа таково: преступно то, что наказуемо по закону. В то же время, не все нарушения, которые по мнению крестьян совершать грешно, преследуются законом. Так, в крестьянском быту греховным делом считается работа в праздники, отказ от подачи милостыни, нарушение обещания участвовать в помочи. Употребление нецензурных слов столь же грешно, сколь и употребление скоромного в пост или засев хлеба без благословения. Грешно также отсутствие отца и матери на крестинах и свадьбах — «несмотря даже на то, что многие молодые священники ратуют против этого обычая, стараясь внушить, что он вовсе не требуется церковью, как не противоречащий духу православия». Употребление «небла-гословленных яблоков» до шестого августа — грех. К тому же ранее этого дня в Аньковской волости не приступят к посеву озимого. Грешным считается ходить роженице в церковь ранее, чем истекут шесть послеродовых недель, до «получения разрешительной молит­вы». [85, Ю., л.7-9]

16 Обычая мстить за совершенное преступление нет. При этом обычна месть по причине вражды или ненависти. Приводится рассказ о подобной мести. [41, Мел., л.4]

16 Обычая мстить виновным нет, но «отплатить» за неприятность
стараются многие, считая высшим возмездием возможность привле­
чения к суду. Если за совершенный проступок виновный получил
достаточное, по мнению обиженного, наказание, то обида забывается
очень скоро. [85, Ю., л.9]

17 К правительственным судам крестьяне относятся с отвращением,
редко там ищут защиты своих прав, поэтому стараются решить дело,
договорившись между собой полюбовно. Приводится пример такого
рода выхода из конфликтной ситуации. Так, парень, сын зажиточных
родителей, мстя девушке за отказ ходить с ним по хороводу, изрезал
на ней шубу. Родители девушки согласились на мировую за опреде­
ленную плату. Во избежание ответственности перед судом дело
кончили миром. Случаев подачи в суд после мировой не бывает. [7,
Вл., л.7об.-8 ]

17 Мировые сделки между виноватым и потерпевшим иногда случаются (напр., при совершении лесных порубок, мошенничестве, кражах). Самый обычный выход со стороны потерпевшего при необходимости судиться состоит в том, чтобы заявить: «Вещь не


украдена, а взята самовольно», — ибо такая фраза говорит о самоуправстве, при котором возможно примирение. [85, Ю., л. 10] 18 Убыток возмещается обязательно за вред, нанесенный имуще­ству или здоровью пострадавшего (если это связано с потерей работоспособности получившего повреждение). [85, Ю., л.10-11 ]

20 Два деяния не считаются по закону преступлением, но запре­
щаются и преследуются обычаем: работа в праздники и рубка в
заказном общественном лесу. На деревенском (мирском) сходе, где
не обязательно присутствие старосты и составление приговора, кре­
стьяне «соглашаются» не работать и праздновать известный день,
или заказать определенный участок леса, назначив за ослушание
соглашения определенную сумму штрафа. Причем судом в таком
случае нарушившему соглашение присуждается установленный на
сходе согласно обычному праву размер штрафа. [85, Ю., л.11-12]

21-22 От лесных порубок не спасают ни сторожа, ни общественные полесовщики, причем все виновные откупаются винцом. В тайной торговле вином крестьяне не видят преступления. Мелкие торговые плутни также не считаются преступлением, скорее — ловкостью. Так, терпимо относятся к обмеру, обвесу при продаже какого-либо ' продукта, к продаже недоброкачественного товара (торговцы овсом, например, ухитряются от четверти покупаемого овса утащить пол-меры-меру — «без этого и торговать нельзя»). Однако кража необ­ходимого, без которого немыслимо прожить, считается тяжким преступлением. Одно из величайших преступлений — конокрадство («без лошади как без рук»). [7, Вл., л.8об.-9об. ]

21 Порубку, покос на чужой земле, обман, мелкое воровство
крестьяне считают за ничто (потому и сами к этому часто прибегают),
но к подобным преступлениям других людей относятся строго. [41,
Мел., л.5]

22 По обычаю повторное преступление через короткое время
увеличивает вину. Вина тем больше, чем больше украдено, либо чем
сильнее нанесенные побои, либо чем строптивее человек, затронув­
ший интересы соседей. Особых обстоятельств, уменьшающих вину,
в народном сознании нет, кроме опьянения до потери сознания и
притеснений, допускаемых со стороны старших членов семьи. Также
народ не придает значения месту и времени совершения преступле­
ния, не разбирается особо в побуждениях, приведших к преступлению.
[85, Ю., л.13]

23 Если преступник пойман, то крестьяне либо расправляются с
ним сами, либо ведут в суд. Бога при этом поминают редко. Если


 




преступник не найден, то считают, что его все равно накажет Бог. [41, Мел., л.5]

23 Преследование и наказание — дело властей. Если преступление
не раскрыто людьми, то виновный от Бога все равно не скроется: Бог
пошлет на него бедствия (падеж, градобитие, пожар). Если же
бедствия покарают нескольких хозяев, то считается, что каждый из
них в чем-то провинился перед Богом. Сочувствие в беде при этом
не исключается. [85, Ю., л.14-15]

24 Есть случаи наказания малолетних без общественного приго­
вора: за кражу яблок их сажали в волостное правление. [41, Мел.,
л.5]

24 С малолетних взыскивают за «недозволенные им занятия»,. главным образом, за ослушание или неисполнение воли старших. Особо крупным проступком считается неосторожное обращение с огнем. Частое детское преступление — хождение в горох и репу до определенного срока, пока не разрешено их «защипывать» (разреше­ние на горох дается с Ильина дня, 20 июля, на репу — с Иванова дня, 29 августа). Мир вызывает родителей малолетних преступников, приказывая поучить ослушников, что большинство родителей считает нужным исполнить. Если же «взыскание слабо», то мир жалуется суду, прося наказать родителей, потворствующих шалостям детей.

Для доказательства некоторых проступков требуется «поличное»: так, в случае насмешек и издевательств над старшими, виновного необходимо поймать и представить родителям. Неуличенный (т.е. не пойманный) остается безнаказанным. [85, Ю., л.15-17]

26 Публичных наказаний животных нет. В ходу лишь месть за
потраву (напр., убивают гусей за потраву капусты). [41, Мел., л.5]

27 Самооборона не наказуема. [85, Ю., л. 18]

 

29 Покушение, по мнению крестьян, равносильно самому преступ­
лению. Угрозам же значения почти не придается. [85, Ю., л. 18]

30 Подговорам на совершение преступления крестьяне значения
не придают, считая, что у всякого «свой царь в голове». Никто не
заставлял слушаться подговорщика, а стало быть, не обошлось без
собственного расположения к совершению преступления. Потому
всех участников преступления считают равно виноватыми, не раз­
бирая степень их участия. [85, Ю., л. 19]

31 К лицам, указавшим на виновных или на украденные вещи,
относятся с благодарностью и нередко, если указание было верным,
«подчуют» их вином и чаем. Довольно часто бывают ссылки на
указавшее лицо, чтобы виновный возвратил вещь, чем инцидент


обычно и исчерпывается. Судебное дело возникает только в случае упорного отказа возвратить вещь.

Пристанодержательства в виде ремесла нет, хотя некоторые этим соблазняются, если укрыватель знает, что его невозможно уличить (приводятся примеры). Известно несколько лиц, покупающих тайно краденое. [85, Ю., л.20 ]

32 Доносы редки, на совершающих доносы смотрят с презрением («Какая пришла тебе корова на двор?» — спрашивают доносчика-ябеду). При этом жалоба потерпевшего считается в порядке вещей. |7, Вл., л.9об.]

32 Доносами крестьяне занимаются мало, чаще бывают случаи, анонимных доносов (их основной причиной служит исчезновение незаконнорожденных детей). Ябедничества нет. [41, Мел., л.5]

32 По наблюдениям корреспондента и по словам исправника, у крестьян описываемой местности отмечается особое чутье. Так, при расследовании разного рода правонарушений крестьяне охотно отве­чают на вопросы и высказывают свои предложения властям только в том случае, если есть уверенность, что преступник — человек чужой и не является членом данного общества. И, напротив, «как только народ чует преступника в семье... народ молчит и по возможности уклоняется даже от близости начальства». [74, Ю., л.23]

32 О доносах слышать не приходилось. Ябедник, по народному
мнению, тот, кто из-за всякой малости возбуждает судебное дело в
надежде чем-то поживиться; сутяги — это те, кто надоедает судам
безнадежными, по большей части гражданскими делами, в расчете
урвать какую-то подачку. Кляузниками считаются те же ябедники
и сутяги, которые, кроме того, имеют стремление очернить проти­
воположную сторону и привлечь к делу как можно больше народу.
[85, Юм л.21 ]

33 Случаи ссылки по приговорам общества редки, поскольку
крестьяне считают ее крайней мерой наказания за действительно
серьезные, по мнению крестьян, проступки. К их числу относят,
например, конокрадство. Конокрада ни при каких обстоятельствах
не принимают в члены общины. [7, Вл., л.9об.-10]

 

33 Известен случай ссылки одного из крестьян в Сибирь за кражу
рыбы из закрытого на замок садка. Крестьянин этот с каторги убежал,
вернулся в деревню, но его снова выдали властям. [41, Мел., л.5]

34 В пределах При-Аньковского края никогда не бывало ни бродяг,
ни арестантов, отбывающих наказание за крупные преступления.
[85, Ю., л.21 ]


 




35 Свой же брат крестьянин, бывший под судом, сочувствия не вызывает и находится на плохом счету у крестьян. Показательно, что только лишь обвиненный в воровстве крестьянин никогда не будет избран на должность старосты. [41, Мел., л.б]

Лица, отбывшие наказание, которых крестьяне согласились
принять в свою среду, считаются полноправными членами и никаким
ограничениям их не подвергают, даже если бы права таких лиц были
ограничены по закону. [85, Ю., л.22 ]

Все отбывшие наказание охотно принимаются в свои общества, несмотря при этом на малоземельность некоторых общин и степень зажиточности бывших осужденных. Вообще крестьяне относятся с сожалением к участи осужденного, который за содеянное понес достаточное наказание.

Местный народ по сути смирный и добродушный, но в двух известных корреспонденту случаях нужно было за долгое время скопиться сильному озлоблению, чтобы не принять обратно лиц, которые были осуждены за повторные кражи со взломом. Обычно вопрос о принятии или непринятии арестанта сельским обществом решается на сходе (сельском или волостном). [85, Ю., л.23-24]

Нарушение поста считается тяжким грехом. Особенно тщательно
блюдут пост женщины, при этом мать в период (день) поста даже
больному ребенку не даст молока. [41, Мел., л.б]

К случаям проявления кощунства крестьяне относятся безраз­
лично (были случаи краж из церковных кружек). [41, Мел., л.б]

Чувства богохульства и кощунства народ не знает, не веря, чтоб провославный человек мог решиться на оскорбление святыни. Таинство покаяния всеми соблюдается безусловно, в то время как таинство причащения часто не исполняется. Вместе с тем оказаться не удостоенным причастия — для многих крупное лишение. Нельзя не заметить, чт







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 843. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия