Студопедия — Неурожай
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Неурожай






(вопрос № 448)

448 Засухи случаются часто. Бывают общественные молебны о дожде. [45, Мел., л.З]

448 При неурожаях крестьяне ведут себя покорно, невзгоды
переносят стойко. В случаях длительных дождей или засух служат
молебны в поле с освящением воды. [58, Ш., л.4об. ]

Падеж скота, лошадей

(вопрос № 449)

449 Падеж скота бывает ежегодно, весной — чаще падеж лошадей,
осенью — коров. Крестьяне считают, что коровы наедаются какой-то
травы, от которой их «дует». Коров пытаются лечить — вызывают у
них расстройство желудка. [45, Мел., л.3-4 ]

449 Падеж скота был лет 15 назад (в дер. Поповка и Семейкино), при котором из 40 коров остались две. Потерпевшие получили


пособие от фабрик. По мнению крестьян, падеж скота — божье наказание. Рассказывали, что перед падежом прилетала стая диких белых гусей, которых сочли предвестником беды, и старики говорили: «Ждите беды, мирские люди!» [58, Ш., л.4об.-5]

449 Для того чтобы предотвратить распространение падежа скота,
павшую скотину зарывают в хлеву вместе с живой кошкой, окурив
место «зажженными гнилушками в черепке». [1885, Ш., л.4]

Появление вредных животных

(вопрос № 450)

450 Бывают случаи, когда на лен и овощи нападают черви, при
этом мер никаких не принимается. Крестьяне считают, что раз «Бог
посылает, — с Богом спорить не станешь! Да разве такую прорву и
выгонишь», — говорили крестьяне и полагались на судьбу. [58, Ш.,
л.5]

Ссоры и драки между крестьянами

(вопрос № 451)

451 Ссоры между крестьянами часты. Один выпьет, а другой нет,
вот и начинается ругань, а затем и драка. Пьяные страшно придир­
чивы и видят обиду в каждом слове. Дерутся больно, полиции
приходится разнимать, причем часто достается самим миротворцам
(по правилу «Две собаки грызутся, третья не приставай»). Правда,
обид долго не помнят и мир стоит до следующей драки. Чаще всего
ссоры и драки происходят по причине обвинения в воровстве или
беспутстве. Бабы ругаются, как правило, из-за детей, огородов, кур,
дерутся же самые «отпетые». Брань на сходах не редкость, происходит
она чаще из-за горланов, «стоющие» же мужики либо вовсе на сход
не ходят, либо сидят там молча. Деготь на воротах всеми считается
великим бесчестьем, устраивается это только великим распутникам.
Случаются драки из-за девиц между разноселенными парнями. [58,
Ш., л.5-6 ]

Ссоры в домашнем быту

(вопрос № 452)

452 Причинами семейных ссор являются пьянство, ревность,
неповиновение родителям, ослушание болыпухи, лень, оскорбление
словами. Приводится несколько примеров ссор и драк в быту.

 

Заказ ЗООГ)


Лишение родительского благословения считается несчастьем на всю жизнь. [32, Мел., л.60-64]

452 Обидой считается несправедливое, пристрастное или неодина­ковое отношение к членам семьи. Фабричные заработки в Шуе большие, мужчина зарабатывает до 30 и более рублей в месяц, женщина — от 12 до 20 р. Эти деньги до копейки отдают родителям. Неразумное распоряжение старших деньгами или же скупость ведут к ссорам (к последним часто приводит непослушание детей родите­лям, утайки денег, а иногда даже сварливость одного из членов семьи). Вообще те, кто работает на фабрике, ревниво смотрят, как поступают с деньгами в других крестьянских семьях, сколько дают «на гулянье».

Задать в пьяном виде страху жене явление заурядное. Вообще считается, что «каждый мужик... не дравшись с женой не проживет», и чаще всего побои наносятся безвинно, чтоб «не зазнались». Жены прячутся от мужей в домах родных или знакомых, но их все же выдают; соседи в ссоры и драки не вмешиваются, действуя по принципу «сами скорее всего уймутся». Женщина жалуется на мужа в волость только в том случае, если она хочет добиться отдельного вида на жительство (в противном случае она «будет бита впятеро»). Дети, недовольные «державой родительской», отделяются; в послед­нее время встречаются и такие, кто попросту хочет жить по своей воле. В этих случаях при разделе ничего не дают. Наделять принято лишь тех, кто уходит от тесноты большой семьи, но по общему решению. Дают, как правило, мало и, пожалуй, то, что считается лишним в хозяйстве. Сына-обидчика, бывает, и вовсе лишают наследства, при этом крестьяне за родительские права стоят крепко, видя, что непочтение к родителям стало обычным делом. Однако проклинать детей считают большим грехом. [58, Ш., л.6-8 ]

Полный разлад в брачной жизни, внебрачное сожительство

(вопрос № 453)

453 Если в семье происходит полный разлад, то кто-то уходит. Расходятся как добровольно, так и без согласия обеих сторон. На прелюбодеяние смотрят различно, иногда равнодушно, иногда с презрением. Сожительство свекра с невесткой, как правило, ведет к разделу. [32, Мел., л.65] Ч;. („ <• г,у,? >,,,

453 Случаев оставления жен мужьями много. Жены от мужей тоже убегают, но на определенное время, пока не кончится срок действия билета, без которого на фабрику не возьмут. Билет, как


известно, без согласия мужа в правлении не выдается. Отдельный вид на жительство может быть получен только по решению волост­ного суда, но случаи, когда женщина отстаивает свою свободу, редки. В большинстве случаев все терпят и за разрешение взять в правлении билет вынуждены из заработанных денег давать мужу на вино (детей кормят также на свои деньги). Корреспондент приводит рассказ о брошенной жене, избитой мужем и его сожительницей. Она сконча­лась в фабричной больнице со смирением и словами: «Бог с ними! Прощай им, только бы сынишку не покинули!» Далее — рассказы о том, как оставленная мужем жена сама нашла себе сожителя и о развратной жене, которую муж сперва пытался «учить», но, видя, что из нее дурь не выбить, смирился. Жену, замеченную в прелю­бодеянии, избивают до крайности, пока она не «бросит дурь». Мир в таком случае на стороне мужа. О случаях снохачества неизвестно. [58, Ш., л.8-10]

Развод

(вопрос № 454)

454 Разводы случаются (называются возможные их причины) и оформляются через волостной суд. Судьбу детей также решает суд. В данной местности существует обычай: не доводя дело до развода, оставлять дом супруга (супруги) и жить на стороне с любовником (любовницей). [32, Мел., л.65-66]

454 Разводов по суду не было. [58, Ш., л.Ю]

454 Хотя формально разводов не бывает, но случаи отдельного
жительства супругов часты по причине «безпорядочной жизни»
одного из них. По распоряжению волостных властей имущество
остается у того из супругов, с кем живут дети. Если же они бездетны,
то жена забирает свое приданое, а все остальное — муж. [1885, Ш.,
л.2]

Разврат

(вопросы № 455-460)

455 Потеря девственности не считается преступлением, об этом
отзываются «преравнодушно». Честных девушек из десяти одна или
две. Утрату девственности помогают скрыть свахи. К забеременевшей
девице посторонние относятся снисходительно и даже с некоторым
уважением, ибо девушка, «принявши грех, приняла и стыд» и тем
не погубила невинную душеньку; со стороны же родных несчастная


 




девица принимает побои «за позор роду и дому». Девушку, родившую ребенка, ни один парень замуж не возьмет. [58, Ш., л. 10-11 ]

В вольном обращении с девушками мужчин не обвиняют:
таковы нравы. Насильников, напротив, и осуждают, и преследуют.
[58, Ш., л.12)

В селе есть проституция из-за приказчиков, пристающих к
берегу на своих лодках-мокшанках. Занимаются этим главным
образом солдатки, про которых в народе говорят, что они «затылком
наволочки стирают». [45, Мел., л.4 ]

457 О сводничестве не слышно. Некоторые вдовы и даже замужние I женщины открыто принимают кого угодно в виде промысла. Причина этого — в жажде легкой и веселой жизни. Молодые вдовы все предаются разврату, пока не наступит второе замужество. Распро­странению такого безнравственного поведения особо способствуют фабрики (раньше, говорят, «греха было меньше, а стыда больше»). [58, Ш., л.П]

459 Случаи снохачества имеются, но скрываются от людей, к факту же сожительства снохи со свекром народ относится насмеш­ливо. [45, Мел., л.4]

459 Свекра, «спутавшегося грехом» со снохой, в народе называют снохач. По народному мнению, новый колокол не поднять на колокольню, если при этом будет присутствовать снохач (запись рассказа о подобном случае). [51, Сузд., л.6]

459 Кровосмесительство дело редкое, оно считается большим
грехом, чем связь с посторонним. [58, Ш., л.П]

460 Противоестественные шалости встречаются среди детей, среди
взрослых таких случаев нет. [45, Мел., л.4]

460 Случаи противоестественных пороков встречаются, но редко.
Приводится рассказ о случае онанизма при помощи колесной таран­
тасной гайки. По народному мнению, до отдельных видов извраще­
ний может довести женщина. [58, Ш., л.12-12об. ]

Незаконнорожденные дети

(вопрос № 461)

461 Корреспондент описывает случай появления незаконнорож­
денного ребенка у женщины, оставленной «заблудившимся на сто­
роне» мужем. В народе незаконнорожденных называют крапивника­
ми.
[48, Мур., л.16-16об.]

461 Внебрачные дети растут при матери. Содержать ребенка отец никем не обязывается. Подрастая, ребенок получает кличку крапив-


ник или в насмешку его величают по имени матери. Имя внебрачный ребенок получает какое придется, а отчество и фамилию — от крестного. Если он растет бойким, то ему достается от сверстников, смирного же обидеть никто не посмеет.

Случаи незаконного рождения теперь бывают нередко. Многие родятся в «родильной» при земской больнице, откуда их потом отправляют в воспитательный дом в Москву, прилагая 30 р. На мать, родившую незаконного ребенка, народ смотрит хотя и с насмешкой, но относится лучше, чем к той женщине, которая «умеет любить, баловать и не родить». Случаи узаконения детей бывают при выходе матери замуж, когда отец заведомо женится, чтобы усыновить ребенка. Если усыновить не пришлось, то новый неродной отец относится к такому детищу сносно. Обид не бывает, если мать жива (по народному мнению, «отца нет — полсироты! Матери нет — круглый сирота!») [68, Ш., л.1 ]

Подкидыши

(вопрос № 462)

462 Подкидыши встречаются довольно часто, и почти всегда это
дети девиц. Существует обычай разыскивать мать по горячим следам
и по подозрению. Подкидывают к тем домам, где нет детей и где, по
слухам, желали бы взять ребенка на воспитание. Иногда подкиды­
вают в дом отца, чтобы тем самым отомстить виновнику. Кроме того,
корреспондент упоминает о случае, имевшем место в 1897 г., когда
ребенок был подкинут на паперть Шуйского собора. Взявший под­
кидыша на воспитание «по охоте» ухаживает за ним, как за своим
детищем. [68, Ш., л.2]

Детоубийство. Изгнание плода (вопросы № 463-464)

Случаи изгнания плода в фабричном районе Шуйского у.
распространены. Применяемые при этом средства держат в строгой
тайне. Чаще всего за помощью в «залечивании» обращаются к
баушкам. Случаев болезни или смерти от таких лекарств не слышно.
Осуждают подобный грех только строгой жизни люди. [68, Ш., л.2-3 ]

Убийство незаконного новорожденного ребенка или вытрав­
ливание «невинной душеньки» в зародышевом состоянии считается
тяжким грехом. Замужние женщины не «залечиваются» никогда, да


 




и гулящая женщина, выйдя замуж, бросает «лекарства». [68, Ш., л.3-4 ]

Безбрачие и отшельничество

(вопросы № 465-466)

465 Случаи безбрачия в деревнях очень редки. Бывает, что
некоторые девицы остаются девственницами, но мужчин — старых
холостяков совсем не видать. Девушки, что остались в девках, редко
живут смирно, но к смирным относятся с почетом и родные, и
односельчане. [68, Ш., л.4]

466 В монастыри крестьяне описываемых деревень не идут (есть
лишь один случай на волость, как исключение). К тому же местным
крестьянам «так хорошо, привольно и свободно жить при нынешней
легкой прибыльной фабричной работе, что из своих деревень их
никуда не тянет». Да и в монастыре без своей копейки, как и везде,
плохо. [68, Ш., л.4-5]

Умалишенные (вопрос № 467)

467 К «полуидиотам» относятся насмешливо, подвергая их всевоз­
можным издевательствам. Приводятся примеры отношения к умали­
шенным со стороны крестьян. [45, Мел., л.4-5]

467 Случаи умопомешательства бывают. Корреспондент описывает " два подобных случая, имевших место в селе Борис-Глеб: в 1898 г. болезнь крестьянки закончилась умопомешательством, в припадке которого женщина зарезала свою малолетнюю дочь. Она выздоровела после лечения в больнице и доме умалишенных. Второй случай произошел в 1899 г., когда крестьянка села заболела вследствие бедности и частых побоев мужа, а болезнь закончилась умопомеша­тельством. [48, Мур., л.16об. ]

467 Количество потерявших рассудок увеличивается в последнее время, особенно за счет молодых фабричных рабочих и молодых замужних женщин. К слабоумным от рождения относятся в народе с сожалением. О безумных от рождения слышно совсем мало. В пяти верстах от Шуи, в храме Ильинского погоста, есть чтимый народом чудотворный крест Господень, к которому привозят больных и сумасшедших.

Сумасшествие крестьяне объясняют порчей. Буйных держат дома на цепях, а в больницу отправляют лишь после того, как перепробуют


все домашние средства. Сумасшедших домов боятся больше, чем больниц. Приводится рассказ о сумасшедшем мужике Иакове 35 лет от роду, имеющем жену и вполне здорового ребенка. Домашние с его приступами буйства справляются сами, связывая его веревкой. Иаков живет с семьей на милостыню и «служит развлечением для всей деревни особенно в праздники». У крестьян вообще развито чувство сострадания к несчастным, больным и убогим. [68, Ш., л.5-7 ]

Самоубийство

(вопрос № 468)

468 Приводится рассказ матери о том, как повесился ее сын, который накануне своей смерти весь день пил. Похоронили само­убийцу «безо всякаго, как скотину». [48, Мур., л.16 об.-18]

468 Рассказ о крестьянине, который от досады на одного мужика односельчанина поджег его дом, отчего сгорел не только этот, но и еще десяток других домов. Улик не оказалось, но поджигателя нашли вскоре повесившимся. «Знать, тосковало сердце его по неправом деле своем», — говорили крестьяне. По народному мнению, самоубийст­во — большой грех и преступление. Считается за грех даже поминать самоубийц молитвой, но родные все же их поминают и раздают тихую милостыню, причем делают это чаще, чем по умершим естественной смертью. Приводится рассказ о мальчике, который повесился из страха наказания за совершенный проступок. [68, Ш., л.7-8 ]

Нищенство

(вопросы № 469-471)

469 Причинами нищенства являются: лень, болезни, старость. Для некоторых это занятие является своего рода ремеслом. Большая часть нищих бродяжничает, оседлые же живут в кельях, пользуясь тайной милостыней жителей, поскольку, по народному мнению, подача милостыни служит для очищения от грехов. Бывает, что за день нищий собирает до пяти пудов печеного хлеба, продавая его по цене 35 к. за пуд. Корреспондент описывает особую, приготовляемую «с наговором» милостыню (приворотную или отворотную), для которой тесто замешивается не на воде, а на собранном в бане поте человека, желающего приворотить или отворотить кого-либо; приводится рас­сказ нищего о своих занятиях. [33, Мел., л.2-5]

469 В фабричных деревнях нищенство не очень распространено.


 




Из других мест нищие, особенно слепые, заходят нередко. Есть и деревенские нищие, которые ночуют в своих деревнях у родных или снимают жилье за плату. Бродячие нищие ночуют в городах. Кре­стьяне считают почти за грех не подать во всякое время нищему, не разбирая кто он (есть даже нищие-бродяги — коты, которые могут озлобиться и отомстить, если им не подашь милостыню). Подают больше хлебом, а то пирогом или яйцом, изредка поношенной одеждой, но деньгами никогда. За день нищий может насобирать до пуда хлеба и продать его в корм скотине по цене 1 к. или 1/2 к. за фунт. После такой продажи зачастую угощаются в трактире чаем и водкой. Многие нищие деньги копят и оставляют после себя значи­тельные суммы — по 500 р. и более. Привыкнув жить легким трудом, нищие даже за высокую плату не соглашаются работать (напр., помочь крестьянам в страду), ссылаясь на болезни и немочь. [68, Ш., л.9-10]

470 Несчастные люди и бродяги вызывают сочувствие, находя приют и получая угощение от хозяев. Им верят. [33, Мел., л.5]

В Шуе есть еще один вид нищих — коты и котихи — народ
средних лет, пьяный, развратный и беспутный. Ведут они себя
скромно, милостыни не просят, «стоят молча, только постучат в окна,
а, посмотришь, у него и глаза опущены». Многие коты летом
работают у родных в деревне, но потом снова уходять котовать.
[68, Ш., л.10-11]

Встречаются и бродячие жулики. [33, Мел., л.6]

471 По деревням ходят и странники, но к ним относятся с большим
недоверием (в особенности, мужчины), потому что от странников
часто были случаи воровства и обмана. Женщины же любят рассказы
странников и верят почти всяким рассказанным небылицам. [68, Ш.,
л.П]

Пьянство

(вопрос № 472)

472 Главный повод для выпивки — проявление товарищества.
Девушке пить водку считается предосудительным, женщины же
напиваются при любом удобном случае. Причина пьянства — пре­
вращение выпивки в обряд: «без блинов не масляница, а без вина не
праздник». Пить за обедом не в обычае. По мнению корреспондента,
«вообще крестьяне пьют неумеренно, в известные дни: в годовые
праздники, во время празднования свадьбы, крестин, при купле-про-


даже, с устатка, с горя и с радости». Встречаются и запойные. Приводится пример лечения от запоя. [3, Мел., л.6-7]

472 Пьяницами слывут в фабричных деревнях такие люди, которые
хотя и не бросают фабричной работы, но не проведут трезво ни одного
праздника, а сменившись с работы, непременно заходят в кабак
выпить, в дачку же они напиваются «до потычки». Причиной
пьянства зачастую являются семейные неурядицы, возникающие при
жизни в большой неразделенной семье. Есть, кроме того, выпиваю­
щие, кто любит выпить мирское вино при всяком удобном случае,
но в праздник или в гостях; в будни они всегда трезвы и о вине не
думают. Трезвыми считаются или вовсе не пьющие водки, или
выпивающие в исключительных случаях (на свадьбе, в храмовые
праздники), «но дома за просто — никогда». Приводится рассказ
одной матери-крестьянки о сыне, который вскоре после свадьбы
захотел узнать, будет ли его жена ходить за ним за пьяным так, как
ходила за трезвым.

Вообще выпивающих крестьян много, и все они приносят много горя своим семейным. В пьяном виде они озорничают и считают своим долгом колотить жену. Следуют примеры такого поведения мужей. В деревнях есть еще и «запойные», есть и женщины, которые в пьянстве не уступают мужчинам и не меньше их пропивают (этих женщин народная молва окрестила «солдатами» и «жандармами» за их воинственный и наглый вид). Вообще же женщины пьют умеренно, хотя при случае девушки теперь пьют не одно «красненькое», но и «зелененькое».

Выпивающие и даже пьяницы перестают пить в Великий пост, однако же с Пасхи сразу начинают пить «во всю ширь русской натуры». К проступкам, совершенным в пьяном виде, крестьяне относятся снисходительно и говорят: «Не он сделал, а вино». Людей спившихся называют котами. [68, Ш., л.12-16]

Болезни и их лечение

(вопрос № 473)

473 Местные народные заговоры от уроков или от глазу в Судо-
годском у. Приводятся тексты. [22, Суд., л.13-14]

473 Наиболее распространенные болезни крестьян — лихорадка, ревматизм, глисты и т.п. Из заразных болезней чаще встречаются горячка, оспа, чесотка, сифилис и корь. В последнее время случаи заболевания сифилисом участились; по мнению корреспондента, это происходит за счет крестьян, живущих на отхожих промыслах. Во



 



избежание распространения заразных болезней крестьяне прибегают к своеобразным способам самолечения. Например, горячечному боль­ному смазывают нос дегтем и окуривают его полынью. Наряду с самолечением, земские санитарные меры воспринимаются доверчи­во. Причиной большинства болезней служит несоблюдение гигиены. Причины некоторых заболеваний связываются с определенными видами работ (напр., лихорадка и кашель бывают у сплавщиков леса).

По народному мнению, не навестить больного родственника или соседа — великий грех. [33, Мел., л.8—10]

473 Кроме лихорадки (кумохи) наблюдались случаи оспы, тифа, дифтерита, сифилиса, который лечат сулемой. От зубной боли избавляются заговорами, что считается довольно простым делом: следует лишь трижды прочесть какую-либо молитву. [45, Мел., л.5 ]

473 Корреспондент приводит четыре варианта местных народных заговоров от зубной боли, бытующих в Шуйском и Судогодском у. Так, в одном случае нужно подойти к рябине и, держась рукой за ствол, стоя с закрытыми глазами, трижды произнести текст молитвы «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня». Затем, обращаясь к рябине, следует просить об исцелении и съесть при этом кусочек коры. В дальнейшем не следует есть плодов рябины, чтобы боль не возобновилась.

Далее следует запись: «Травник или изъяснение трав, с познанием их вида, силы и породы. Искать сих трав нужно на 24-ое число июня» — корреспондент приводит примеры использования трав в крестьянском быту. Например, чистуха — «весьма добра, летом или зимою утолочь маленько и просеять, утопя в каком-нибудь питье или настоянии», употребляется от болезни глаз или «свербежа»; разстрел лесной — «растет в стрелу, цвет на ней синь пестиками, местом щербовата, добра от всякаго нсчистаго духа и от всякой порчи»; девятисил — пить с уксусом от скорби, удушья и кашля; сеноворонец следует есть на «тощее сердце», чтобы стать богомоль­ным и нищелюбивым; адамова голова употребляется от порчи и для заживления ран; бел растет «концом против воды, что сабля, корень у нея вишеневат, а внутри желт, сорвавши, кинуть на воду, то станет ходить вокруг воды, кругом крушиться», его следует носить на себе, чтобы увидеть злоумышленника; какуй — «растет по перелескам, синя, а иная пестра, листики пестреньки, что язычки. На них с верхней стороны крапины. Багровый корень разделить надвое, дать мужу и жене: будут друг друга любить». [57, Ш„ л. 1-22]

473 Баушек народ предпочитает ветеринарам и даже докторам из


больницы («была там намедни кума Марья, дали ей опять той же воды, воды-то у нас много своей»). По советам баушек-знахарок грыжу, например, лечат так: мать должна, задержав дыхание, 12 раз подряд укусить ребенка в пупок и говорить без передышки: «Я тебя родила, я тебя и кусила». Универсальным способом лечения считается четверговая соль. Приводятся другие способы лечения болезней, порчи, способы приворота. [64, Ш., л.7об.-8об. ]

473 Почти все фабричные крестьяне страдают малокровием и истощением, часты случаи чахотки. Хотя срок работы на фабрике в последнее время сокращен (теперь он составляет 9 часов вместо прежних 12), но работают без перерыва, стоят целый день на ногах, кроме того, исполняют немалую работу дома и совершают путь в оба конца более 10 верст. Постоянное изнурение, духота в фабричных помещениях и зимние простуды содействуют развитию чахотки, от которой стало умирать много молодежи. Почти все ткачи страдают к тому же глухотой, пожилые крестьяне — болезнью глаз, а старики и старухи — болями в пояснице и ногах. Летом дети страдают от поносов и рвоты, зимой — от кашля и «калитов» (так крестьяне называют все простудные заболевания). Часты случаи скарлатины, коклюша, оспы. Есть сифилис.

При каждой болезни стремятся перепробовать все домашние сред­ства, затем — средства родных и соседей. Потом везут больных к баушкам и лекарям и только после этого, если положение становится хуже, везут в больницу, причем уверены, что больному лучше от этого не будет, но и «хуже-то можа не сделают». Сами больные больниц остерегаются и просят лечить их дома, поскольку бытует мнение, что доктора лечат богатых, а бедных — морят. Внутренние лекарства, особенно бесцветные, крестьяне считают «за пустое».

При домашнем лечении первое средство — сажать взрослых в кадку «на пары» (в кадку предварительно кладут накаленные кир­пичи и лечебные травы или золу с солью, затем все заливают водой). После того как больной высидится «на парах», его натирают дере­вянным маслом или уксусом с водкой, одевают в сухое белье и укладывают на печь. Больных детей в первую очередь до одурения парят в печах. Когда ребенок умирает в бедной и многодетной семье, считается счастьем, что его Бог прибрал. Другое распространенное средство — четверговая соль, которой запасаются на целый год, принимают внутрь и используют для растираний. От грыжи (боль в животе) дают пить скипидар, от ломоты в теле натираются мочей, собранной у мальчика не старше 3 лет. Приводятся другие способы лечения различных болезней.


 




зачастую без разбора (мята, ромашка, липовый цвет, сушеная малина употребляются при разного рода недомоганиях). Близкие и соседи, преимущественно женщины, любят в свободное время навещать больных, давать советы, хвалить известные им средства. Уход за больными различен, но общее правило таково: чем нужнее больной для семьи, тем тщательнее за ним уход. Поэтому о стариках за глаза можно услышать: «Ну, пожил и будет — умирать пора», а о детях: «Умрут, так новые народятся». Рыбий жир считают универсальным средством для лечения детей, его покупают в лавках и дают без разбора. Дети, рождающиеся весной, особенно часто болеют рахитом и золотухой, поскольку остаются без присмотра матерей, которые в эту пору трудятся и редко кормят грудью. Давать грудным детям коровье молоко почему-то считается вредным. Близость врачебного пункта оказывает на крестьян довольно сильное влияние: чем ближе пункт, тем чаще обращаются туда крестьяне. [75, Ю., л.1-6]

В деревнях Шуйского у. развито обыкновение навещать и кормить больных (вне зависимости от наличия или отсутствия родства с ними, зажиточности или крайней бедности), не оставляя их без внимания даже в страду. К докторам, приезжающим в деревню во время эпидемий, относятся гораздо доверчивее, ходят за лекарствами и показывают больных. [69, Ш., л.1-6]

473 Согласно сведениям Аньковского медицинского пункта, за 1897 г. были учтены 13925 заболеваний, включая 7769 повторных. Наиболее частыми были случаи хронических сыпей (531), брюшного тифа (506), глазных болезней (427), болезней кишек (315), болезней полости рта, языка и носа (271), воспаление подкожной клетчатки (242), катара дыхательных органов (231), гриппа (229), болезней зубов (225), ран (186), мышечного ревматизма (169), ушибов (161), болезней желудка (118). Число неопределенных заболеваний соста­вило 273.

Из заразных болезней чаще других бывают тиф, чахотка, скарла­тина, корь, инфлюэнца, дизентерия, реже — оспа, а про дифтерит почти не слышно. В заразительность кори, скарлатины, чахотки, инфлюэнцы и дизентерии крестьяне верят мало и при сношениях с больными мер не принимают никаких, полагаясь на божью власть. Больные сифилисом (в 1897 г. было зарегистрировано четыре случая) охотно обращаются на врачебный пункт и меры врачебные стараются исполнять аккуратно. В силу скученности и плохих гигиенических условий любая из острозаразных болезней может довести до эпиде­мии, зачастую это бывает грипп.

Считая болезни божьим наказанием за грехи, крестьяне переносят их с покорностью и в это время усерднее молятся богу. Болезнь поражает обыкновенно весь дом, и потому некоторым больным приходится лежать на полу. Случаи смертельного исхода далеко не часты, за исключением холеры, которой, впрочем, не было в крае с 1870 г. Во время эпидемий больные изолируются, а Юрьевское земство присылает в помощь Аньковскому врачебному пункту дво-их-троих фельдшеров (к помощи врача или фельдшера крестьяне прибегают охотно). Важность санитарных мер осознается очень немногими, большинство относится к ним безразлично и даже несочувственно, считая дезинфекцию главной заразой. Если не при всех, то при многих заболеваниях крестьяне считают первым сред­ством выпариться в печи и растереться спиртом (муравьиным, нашатырным) или деревянным («Боговым») маслом. Кроме того, обращаются к баушкам-лекаркам, пользуются травами, мазями, но


Вопросы анкеты:

1. У кого больше лечатся крестьяне: у врачей или зна­харей?

2. Что больше и в какой мере привлекает крестьянина во враче: его опытность, знания, сердечность, простота обра­щения и т.п.?

3. Как относится народ к операциям? Как относится и смотрит народ на женщин-врачей?


Ответы:

В Аньковской и Мирославской во­лостях Юрьевского у., большинстве местностей Ростовского у. лечатся по преимуществу у докторов, час­тью — у знахарей и лекарок, частью же — как придется.

Доступность, простота обращения, сердечность; отчасти знания (по слухам о большей или меньшей успешности излечения). Немалую роль играет безотлучность пребы­вания врача в назначенном месте и точное, в определенные часы, посещение амбулаторных пунктов.

Подвергается им крайне неохотно, за редкими исключениями, но пе­реносит мужественно, иногда (по отзывам врачей) до изумительно-сти. Женщин-врачей в крае на очень большое расстояние нет.


 




Г


4. Как смотрит народ на фельдшеров и насколько по­мощь врачей предпочитает фельдшерской помощи? Не бывает ли наоборот?

5. Отношение к акушеркам и акушерской помощи?

Как смотрит народ на
гомеопатию (при лечении,
напр., у священника и у
других частных лиц)?

Как народ относится к
дезинфекции?

Отношение к лечению
впрыскиванием сыворотки
дифтерита и водобоязни?

9. Когда отнимают детей от
груди, рано ли начинают
прикармливать и чем?


Чем глуше местность (напр., Суз­дальский у.), тем менее различия в понятиях между фельдшером и врачом. В менее глухих селениях к фельдшерам относятся доверитель­но, если врач живет в другом месте и поэтому приезжает на пункт не более двух раз в месяц или же если личность врача вообще не симпа­тична жителям. Причиной обраще­ния к фельдшеру может являться и «нерусское» происхождение вра­ча, при этом особенно не верят евреям, за некоторыми, очень ред­кими исключениям.

В Ростовском и Юрьевском у. к ним относятся с большим или меньшим доверием. В Суздальском у. чаще обращаются к местным повитухам. Кроме того, много значит личность акушерки, способность стать своей в крестьянской среде; знания и хорошие результаты.

Знают о гомеопатии очень немно­гие, а потому относятся с недове­рием, приравнивая ее к знахарству.

В пользу почти не верят, смотрят с насмешкой, иногда прямо недру­желюбно.

Немногие, знающие об этом спосо­бе, верят безусловно, считают бла­годеянием.

Чаще всего к концу второй поло­вины второго года ребенка, рань­ше — реже, но еще реже — позже. Прикармливать начинают с самых первых дней рождения, вкладывая


в рот ребенку соску — завернутые в тряпицу баранки, пшеничный ситник, кашу из манной крупы.

[94, Ю., л.1об.-2]

473 Места у слияния истоков двух рек (встречники) считаются
целебными, особенно от лихорадки. Чтобы излечиться, нужно тайно,
ночью купаться, а после купанья немного пройти «пятком». [1885,
Ш., л.4]

Умирающий, мертвое тело, поминки

(вопрос № 474)

474 Каждый считает своим долгом проститься с умирающим. По
наступлении смерти все, находившиеся при этом в избе, выходят
наружу и молятся на восток. Вечером того же дня разносят тайную
милостыню.

Похороны происходят утром. Существует обычай троекратного оплакивания: при положении покойного в гроб, при выносе тела и при опускании гроба в могилу. Следует описание похоронной одежды (траурным цветом платья считается «кубовый»). Существует обычай класть в гроб вещи, которые бы тем или иным образом касались области занятий покойного при жизни. Мед — необходимая принад­лежность поминального стола. Поминки бывают на третий, девятый, двадцатый и сороковой дни после смерти и в «годину». Очистительная мера после похорон — мытье в бане. [32, Мел., л.67-70]

474 Умирающего обычно кладут на переднюю лавку головой к иконам. [45, Мел., л.5]

474 Если стало известно, что в деревне есть умирающий, то любая хозяйка поспешит его навестить и попрощаться с ним, оставив ему гостинец. Бабы, чей гостинец понравился умирающему, бывают довольны и вспоминают об этом: «Моя хлеб-соль на тот свет с ним пошла!» Почти всякого опасного больного родные стараются пособо-ровать и делают это, как правило, в праздник, чтобы односельчане могли прийти и проститься с ним. Если случается покойник в зажиточном доме, то его хоронят на свои деньги, не обращаясь ни к кому. В дом умершего бедняка идут из всех домов с приношениями (холстом, свечками, мукой и т.п.) «на помин души»; кроме того, оказывают помощь деньгами и по «собиранию» умершего. Прощаются с покойником все жители деревни, мертвых не боятся.

Приводится подробное описание одежды, в которую одевают


покойного, похоронного обряда, поминок. Так, умершую молодую женщину одевают в яркую нарядную одежду и белый платок, пожилую женщину одевают во все темное. Умерших мужчин одевают одинаково вне зависимости от возраста, за исключением обуви: молодым одевают сапоги, старикам — лапти. На голову покойника поверх одежды одевают холщевый саван, который «перегибают, не разрезая, поперек и сшивают кромки углом — в виде башлыка и длинными концами его покрывают плечи и руки». Чтобы в доме не было еще одного покойника, все зеркала завешивают чем-нибудь белым.

Гроб с телом несут до церкви на руках (если далеко — везут на лошади), но на краю деревни прощаются с покойным те, кто не идет в церковь на погребение. По пути в церковь и из церкви у каждого деревенского дома устраиваются литии — молитвы об умершем, которые заказывают как родные, так и односельчане (в первом случае — хозяева домов, около которых совершают литии, во вто­ром — родственники покойного).

На поминках обедает вся деревня в несколько смен; если же поминают младенца, то кормят только детей. Малые поминки уст­раиваются только для родных на девятый, двадцатый и сороковой день. В первый после похорон день принято мыть пол, чтобы «не пахло покойником». Траур соблюдается родственниками только в дни погребения и поминовений. Горюют более всего родители по умер­шим взрослым детям, равно как и оставшиеся дети по умершей матери. Об отце горюют меньше, считая вообще, что дети без отцов — это «половина сиротства». [69, Ш., л.6-10]

474 При выносе покойника в церковь существует обычай отдавать
первому встречному пшеничный пирог и кусок холста (обычай
встречник, который соблюдается только в деревнях, но не в селах).
В доме, где есть покойник, ставят на окно стакан с водой, чтобы
душа покойного «омылась» и запила горечь, а под иконы кладут хлеб
на шесть недель для подкрепления сил покойного.

Проходя мимо людей, роющих могилу, следует сказать: «Аминь твоей работе». [1885, Ш., л.З]

Находка. Клад

(вопрос № 475)

475 Величина награды за находку определяется по соглашению.
По мнению же крестьян, нашедший вещь имеет право на третью
часть от ее стоимости. По народному представлению, клады — это


заколдованные богатства, которыепринадлежат тому, кто их нашел, а не хозяину земли, где клад был спрятан: «кому клад дался — тот и владей». Для того чтобы поиски были успешны, кладоискателю необходимо знать заговор, с которым клад был зарыт. Корреспондент приводит легенду о поиске клада. [2, Мел., л.70-73 ]

475 Крестьяне часто говорят о кладах, о разбойнике Кузьме Рощине, который, по преданию, являлся колдуном. Рассказы кре­стьян о нем разнообразны и полны подробностями о его интимной жизни. Существует поверье, что клад можно найти только ночью. [39, Мел., л.5-6]

475 Найденные деньги крестьяне оставляют себе и о находке не
объявляют. Правда, если известен человек, потерявший деньги, то в
большинстве случаев деньги ему вернут, испросив вознаграждение.
О «трети» знают, но мирятся на добровольной выдаче вознагражде­
ния. [69, Ш., л.10-11]







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 553. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия