Студопедия — Чакад МООЛ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Чакад МООЛ








на пропой после венчанья). Дружка подводит молодых к столу, где сидит кукла (переодетая родственница невесты), которая не уходит, пока ей не дадут денег. Выкупая место, дружка берет ковш квасу, кладет на дно монеты — грош и копейку — и говорит кукле: «Попейко попейко на дне-то найдешь копейку./ А побольше попьешь еще грош найдешь». Выпив квас, кукла уступает место жениху и невесте, которые садятся на баранью шубу. Все поезжане садятся за стол и дружка начинает свой монолог, который произносится для потехи, и сперва обращается к незамужним девушкам, затем к повару, предлагает ему выпить квас, не касаясь руками ковша. Затем следует причет невесты:

«Ты сердечный, милый батюшка/ Не пущайко ты на двор гостей». После того как соберутся родные невесты, дружка обращается к ее родителям за благословением: «Сватушка подступи ко сюда пожа­луй/ Призывает тысяцкой и князь молодой» (тысяцкой — крестный отец жениха).

Поезжане (с жениховой стороны) едут в церковь на венчанье, а невестины «сродники» везут приданое в дом жениха (в этом случае их называют коробейниками). Молодых по приезде из церкви ведут «на клеть — закусывать». Описывается общепринятый местный обычай, принятый на свадебном пире, — «цалованья за жарким», при котором старухи дерут за волосы и бороды своих мужей. [95, Г., л. 1-22]

410 Накануне свадьбы для предотвращения колдовства передняя изба, сени и задняя горница в домах жениха и невесты устилаются сеном. В день свадьбы жених и дружка получают у священника благословение на сбор свадебного поезда, в котором дружка испол­няет роль распорядителя (палочка в его руках специальный знак распорядительной власти). После того как соберут поезд, состоящий из 20-30 товарищей жениха, вновь приглашают священника — на благословение в дом жениха.

После благословения дружка берет икону, каравай хлеба, где вырезан треугольный «жеребеек», в который кладется соль, и, завернув все в белую скатерть, едет с поездом на лошадях к невесте. Первым туда приезжает дружка, с тем чтобы приготовить родствен­ников невесты к приему гостей и передать невесте дары (башмаки, чулки и зеркальце), а ее отцу — вино и хворост (тонкие сухие блинки). Затем дружка возвращается за поезжанами, которые, войдя в дом, не садятся до тех пор, пока перед ними не сядет полностью одетая к венцу невеста. На голову невесте надевают специальный свадебный головной убор — рефиль, сделанный из жемчуга и


разноцветных камней в форме конуса, с ниткой жемчуга спереди (поднизи). На невесту также надевают штофную шубку и полушу­бок, а сверху покрывают большим клетчатым платком с белыми полосами по краям — «белокрайкой». Одетая невеста садится за стол на шубу, положенную мехом вверх, рядом с кем-нибудь из своих родных, которому дружка подносит стакан с медом или пивом, в который опускает деньги, — выкупает таким образом невесту: «Все выпивай, да невесту нам отдавай».

После венчанья родители жениха встречают молодых в воротах, а в доме благословляют их. После молитвы молодые садятся на шубу. До венчанья не принято ничего есть не только жениху и невесте, но и их родителям. Приводится перечень свадебных блюд. [1880, Мур., л.4-8об. ]

410 На следующий после венчанья день дружки и родственники
молодых в шутовской одежде, обвешанные вениками, с лицами,
вымазанными сажей, ходят по домам селения и, приглашая в гости
к молодым, берут в каждом доме по куриному яйцу. Пришедшим
гостям также измазывают лица сажей. Из собранных яиц делают
яичницу. [1883, Ш., л.4]

Девственность новобрачной

(вопрос № 411)

411 Девственности невесты особого значения не придают. Обряд,
совершаемый для проверки целомудрия, утратил силу около 25 лет
назад. Правда, отдельные молодые жены, потерявшие невинность до
свадьбы, прибегают к уловкам, не допуская полового сношения «до
бани», ссылаясь на месячные очищения или сильные боли. Однако
молодой супруг вправе упрекать жену и открыто обвинять в неце­
ломудрии, если обнаружится виновник, обольститель. С этого мо­
мента случай предается гласности и осуждается общественным мне­
нием, молвой. Приводятся примеры частушек по такому поводу.
Факт нецеломудрия невесты становится общеизвестным также при
появлении преждевременных признаков беременности, но в таком
случае претензий к родителям молодой не предъявляется. Муж
«имеет право собственной расправы» над молодой женой; ее при этом
«поколачивает» иногда и собственная мать. Неспособность мужа к
супружеской жизни не дает права заменять его другим мужчиной.
Причиной такой неспособности считают порчу. Считается, что порчу
можно предотвратить, имея при себе рукопись «Сон Богородицы»,
которую следует хранить в течение 40 дней после венчанья. Приво­
дится рассказ о наведенной колдуньей порче. [25, Мел., л.1-12]


 



I



411 Особый смысл придается утру после свадебной ночи. Если
невеста оказалась честной, то ее прямо в рубашке выводят к гостям.
Жених кланяется ее родителям, благодарит их «за хорошую держа­
ву». Гости в это время начинают бить посуду. Если невеста не была
честной, то ее родителям подносят «худой» стакан вина, «худой»
горшок, а иногда надевают хомут. В таком случае пир прекращается
и родители невесты вскоре уезжают. Муж может взять вину на себя,
тогда пир продолжается. На следующий после свадьбы день проис­
ходит веленье молодых — мытье в бане, во время которого в
предбаннике и около бани пьют водку и пляшут деревенские бабы —
ряженые и свахи с дружками; иногда при этом свахи и дружки с
красными лентами в головных уборах ездят по деревне на лошадях
с привязанным к упряжи веником. К вечеру того же дня гости
разъезжаются. [59, Ш., л.5об.-6]

Вступление в брачный союз вдов и вдовцов

(вопрос № 412)

412 Вдовец обычно ищет невесту (будь то девушка или вдова),
подходящую ему по возрасту. Вдовы редко вторично выходят замуж,
особенно при наличии детей. Напротив, вдовец с детьми стремится
к повторному браку. Если сочетаются браком вдовые, то свадебный
обряд сильно упрощается и все ограничивается небольшим угощени­
ем в доме жениха. [8, Вл., л.30-31 ]

412 Брак вдовцов упрощен. Жених сам высматривает невесту, сам же и сватает с матерью или теткой. В жены он, как правило, берет либо старую деву, либо вдову, спрашивая согласия прямо у нее, либо у родителей ее покойного мужа. Жениться можно не менее чем через две недели после смерти первого супруга, замуж выходить можно через шесть недель. В брак можно вступать, по народному мнению, не более трех раз. Второй брак в таком случае называют хрусталь­ным (поскольку считается, что вторую жену больше берегут и жалеют). Свадебный обряд упрощается (напр., стол устраивается только в день венчанья). [25, Мел., л.14-17]

412 Сватовство вдов происходит проще, иногда этим занимается само заинтересованное лицо. Вторичное вступление в брак разреша­ется по истечении 40 дней после смерти одного из супругов. Овдо­вевшая сноха живет эти сорок дней в доме свекра, затем она уходит в родительский дом, даже если у нее есть дети. Свадьба вдовых скромна, «без церемоний». [59, Ш., л.б-боб. ]


Брачная жизнь

(вопросы № 413-416)

413 Обычай окликанья молодых сохранился1 только в Гороховец-ком и Балахинском у., в волостях, пограничных с Мордвиновской. В пасхальную субботу под окнами молодых исполняется песня (в деле приведен ее фрагмент), после которой окликалыцикам выно­сится угощение. [22, Г., л.11 ]

413 Нецеломудрие невесты — основная причина семейных раздо­ров. Согласная жизнь в первые дни зависима от согласия самой пары и ласковости свекрови. Заметив охлаждение чувств, муж начинает бить жену. Приводится пример подобного конфликта между супру­гами. Кроме случаев, когда муж постылеет (причиной, как правило, является наличие добрачной половой связи), бывают случаи вялости супруга (т.е. неспособности долгое время нарушить девственность новобрачной). Согласная жизнь супругов возможна только при безусловном подчинении жены мужу. [25, Мел., л.18-24]

413 Первые дни после свадьбы обычны. Если невеста была цело­
мудренна, то эти дни не влияют на последующую жизнь. Главное
условие миролюбивой жизни — трезвость мужа. Менее существен­
ным обстоятельством, приводящим к разладу, являются материаль­
ные трудности и ссоры свекрови и снохи. Существует также особая,
местная причина, приводящая к семейному разладу. Возмутителем
спокойствия в этом случае является фабрика. Сын и сноха обязаны
до копейки отдавать свой заработок, но это «строго-честно» не
выполняется, особенно если пошли дети. Неотдача сыном и снохой
денег — повод для ссор.

Повторные браки отличаются тем, что муж, как правило, значи­тельно старше жены, а жизнь идет «степенно и устойчиво». [59, Ш., л.6об.-7 ]

414 По народному мнению, муж обязан не только кормить, но и
полностью содержать жену: одевать, обувать, «дать помещение и
топить его». Если муж живет на стороне и не присылает денег на
содержание жены, то последняя либо сама о себе заботится, либо
ищет защиты в волостном суде. [8, Вл., л.31-31об. ]

414 «Муж есть кормчий, а жена судно» — говорит народная пословица. Муж обязан кормить и содержать жену, которая в свою очередь должна вести все хозяйство. Однако, в случае имуществен­ного неравенства супругов (муж беден, а жена богата), глава семьи


Остается неясным, к какому времени корреспондент относит настоящее замеча-




становится зависим от своей половины и вынужден угождать ей. [25, Мел., л.26-27]

Муж должен кормить семью и жену, а жена должна знать
ьторое место в доме, почитать мужа как главу семьи и хозяина в
доме. Эти правила в равной мере соблюдаются и богатыми и бедными.
[59, Шм л.7]

Власть мужа в брачной жизни безгранична, от жены при этом
требуется полное повиновение. Однако права «живота и смерти» муж
не имеет. Мужья в последнее время бьют жен только из ревности.
Жены в таких случаях либо уходят жить к своим родителям, либо
нанимаются на фабрики. [8, Вл., л.31об.-32об. ]

415 Власть мужа тем выше, чем больше разница в имущественном достатке. Богатый муж бьет жену подчас до увечья, нередко это является основанием для жалоб в волостной суд (народное мнение по этому поводу таково: «Коли вздумал уцыть, то уцы втихомолку, штоб люди не знали»). Муж — господин, он имеет право и выгнать, а жена не в силах принудить мужа к сожительству. Муж в случае ухода жены может обратиться в волостной суд, требуя ее возврата (на практике подобные требования удовлетворяются нечасто). Кор­респондент приводит легенду о супружеской жизни, а также посло­вицы и поговорки, отражающие народный взгляд на супружество: «Бабьи хоромы нигде не стоят», «Не муж женой красен, а жена мужем». [25, Мел., л.28-39]

415 Муж позволяет себе делать с женой все, что угодно. Часто случаются побои. [40, Мел., л.4]

415 Положение женщины становится все более независимым, но мужья и до сих пор бьют жен под пьяную руку. Невмешательство в это является нормой. [59, Ш., л.7]

Отклонения от законного брака (вопросы № 417-422)

417 Нарушения супружеской верности бывают, но чаще они происходят со стороны жены, что объясняется отлучками мужа на заработки либо более долговременными отлучками на военную службу. Инода к этому побуждают побои, которые следуют и в результате прелюбодеяния. В селе есть солдатки, занимающиеся проституцией. [40, Мел., л.4]

417 Случаи супружеской неверности не редкость, чему способст­вует работа на фабриках, где соседство мужчин и женщин ведет к соблазнам. К подобным случаям относятся снисходительно, посколь­ку зачастую виновны обе стороны, и это не служит причиной


разладов. Согрешившего мужа принимают обратно в дом, часто с радостью. Жене, которая согрешила, не все так легко сходит, и в народе ее больше осудят. [59, Ш., л.7-7об. ]

На бездетных смотрят с сожалением. [59, Ш., л.7об. ]

Сожительство мужа при живой жене вызывает озлобление и
презрительное отношение со стороны односельчан. Виноватой в таком
случае считают разлучницу, которая завлекла «несчастного». В
народе удивляются, как она при таком позоре ходит в церковь. [59,
Ш., л.7об.]

 

Жена, прогнанная мужем, уходит в дом к своему отцу.
Односельчане относятся к ней с участием. Сбежавшую же от мужа
жену всяк осудит, равно как и ее родителей за потворство. [59, Ш.,
л.7об. ]

На мужа, бросившего жену, никакого воздействия со стороны
общества не оказывается: «насильно мил не будешь». [59, Ш.,
л.7об.-8 ]

Супруга может обратиться в волостной суд со свидетельствами
своего несчастья, если она хочет получить вид на жительство. Но
при этом прав большины она не получает, а неожиданно вернувше­
гося мужа встретит как хозяина дома, который «иногда поживет, что
вздумает, прибавит лишняго члена в семью и, не дождавшись его
появления, уходит к прежней распутной-пьяной жизни». [59, Ш.,
л.8]

Раздел I. Рождение детей, воспитание, обучение, доведение до самостоятельности

(вопросы № 423-436)

Роды

(вопросы № 423-424)

423 Бывают случаи, когда беременная женщина примерно за две недели до родов возвращается в родительский дом. В таком случае она перестает работать за три дня до родов. Беременная женщина, оставшаяся в доме мужа, прекращает работать непосредственно перед родами, отчего роды часто случаются в поле. После родов роженица поднимается через два-семь дней. Из родительского дома роженица возвращается через четыре-шесть недель после родов. К повитухам обращаются. При трудных родах присутствует муж, которого пови­туха для облегчения родов заставляет читать вслух «Сон Богороди-


цы», водить роженицу под руки и трижды перешагивать через ее ноги. Кроме того, средствами, облегчающими роды, считаются рас-плетение косы, развязывание всех узлов, открывание всех дверей, окон и ворот, а также «царских дверей», поение роженицы деревян­ным маслом. После родов приходят соседки, принося роженице зубок (пирог). [32, Мел., л.56-57]

423 Беременная работает практически до начала родов. Вновь начинают работать через три-четыре дня после родов. [40, Мел., л.4 ]

423 К беременным женщинам относятся с сочувствием и внима­
нием, стремятся облегчить труд и жизнь, дают пищу повкуснее и
полакомее (отказать в этом — грех, ибо того требует душа младенца).
Но работают они до самых родов, которые зачастую случаются в
поле или лесу. Беременных женщин за две-три недели до родов
увольняют с фабрики, выдавая пособие в размере 4 р. В последнее
время на фабрике служат акушеры, занимающиеся осмотром работ­
ниц. Факт родов скрывают, поскольку считается, что за всякого
знающего об этом роженица «должна будет лишнее прострадать»,
поэтому посторонних в дом не пускают.

В каждой деревне своя повитуха, которая со словами «помогай, Бог, трудиться» расплетает роженице косы, развязывает пояс, велит отпереть все замки для облегчения родов. По требованию повитухи роженица должна ходить вплоть до момента разрешения от бремени. В этом ей помогает муж, который водит роженицу по избе под руки. Следует описание мер, принимаемых при трудных родах: открывают овин, заставляют мужа перешагивать через брошенный на пол пояс, просят священника отворить царские врата. Летом женщина начи­нает работать на второй-третий день после родов, зимой — на четвертый день. [60, Ш., л.1-1об., 2об. ]

424 Появление мальчика — благословение божье. Девочкой тяго­
тятся. [32, Мел., л.57]

424 Рождение мальчика — всегда радость. С его рождением увеличивается земельный надел и, как следствие этого, повышается благосостояние семьи. [40, Мел., л.4 ]

424 Появлению ребенка радуются лишь в обеспеченных и мало-детных семьях, в большинстве же случаев на детей смотрят как на неизбежное зло, уповая на то, что «може не будут жить». Особо не рады двойням. Почти во всех семьях, а особенно в тех, где члены семей работают на фабрике, больше радуются рождению девочки, которая скорее станет помощницей, а заработок ее будет не менее мужского. Кроме того, она скромнее и послушнее сыновей, которые зачастую не задерживаются в родительском доме. [60, Ш., л.2]


Крестины (вопрос № 425)

425 В крестные зовут родственников. На крестинах делают но­ворожденному подарки: деньги, ситец. Мальчика крестят дома и устраивают гулянье. [32, Мел., л.57]

425 В крестные зовут всегда родных, а при их отсутствии —
односельчан или причт. В период страды могут пригласить и первого
встречного. Отказываться не принято. Крестят в церкви, на первый
или второй после рожденья день. Зимой, для того, чтобы уберечь
ребенка от стужи, в церковь носят горячую воду. После крестин
устраивается угощенье чаем и вином для причта, кумовьев, повиту­
хи; родильнице также для подкрепления дают стакан вина. После
крестин все женщины-односельчанки считают своим долгом наве­
стить родильницу и принести ей что-либо на зубок (булок, яблок,
блинов и т.п.) [60, Ш., л.2-2об.]

Детская жизнь

(вопрос № 426)

426 Во избежание сглаза ребенка первые дни никому не показы­
вают. Ухаживает за ним сама роженица. Колыбель для ребенка
представляет собой «пяльцы, обшитые полотном». Ребенка кормят
грудью три великих поста (включая Успенский). [32, Мел., л.57-58 ]

426 Первые дни рождения ребенка и самый ранний период жизни особым вниманием родителей не отмечены. Ребенку дают соску — завязанный в тряпицу жеваный ржаной хлеб — и все. [40, Мел., л.4]

426 Кормить грудью ребенка начинают вскоре после родов. Кормят «три поста» (имеются в виду только Великий и Успенский посты), по прошествии которых кормить грудью считается грехом, и редко кто нарушает это правило. Так, если ребенок рождается в Великий пост, то кормят от Успенского до следующего Успенского поста; если родится после Успенского поста (т.е. первым следует Великий пост, вторым — Успенский, третьим — снова Великий), то в таком случае ребенка кормят почти до двух лет и отнимают от груди уже перед Успенским постом. Раньше отнимают от груди только женщины, работающие на отдаленной от дома фабрике. Если ребенок спокоен, то его в рабочую пору оставляют на целый день лежать в колыбели или зыбке. Если ребенок часто плачет, то говорят «оно голодно» и дают соску из кренделей, манной или гречневой каши; кроме того, ребенка парят в печи, поят маковым настоем, чтобы он заснул.


 




Ребенок приучается засыпать среди шума, крика крестьянского дома. Колыбельных чаще всего не поют, разве что девочки-няньки, мате­рям же не до песен. Мать привяжет веревку от зыбки к ноге, а руки ее заняты другой работой. Насколько рады в семье появлению нового ребенка, можно судить по припеву бытующей у крестьян колыбель­ной песни: «О баю, баю, баю! Нет ли, местечка в раю!» Матери, работающие на фабрике, сокращают срок кормления грудью еще и потому, что за содержание ребенка на квартире нужно платить не менее 5-6 р. в месяц. [60, III., л.2об.-3об. ]

Воспитание детей

(вопросы № 427-428)

427 До семилетнего возраста к детям относятся мягко, на проступ­ки и шалости смотрят сквозь пальцы — предоставляют их самим себе; по достижении детьми названного возрастного рубежа к ним относятся много строже и требовательнее. [32, Мел., л.58-59]

427 С двух лет ребенок садится за стол вместе со взрослыми и ест все, что едят они: щи, черный хлеб, кашу, чай, квас. Кренделями и сластями ребенка радуют редко — в храмовые праздники. Летом дети всех возрастов предоставлены самим себе. В будни одевают их, как правило, в рваную и грязную одежду, старое платье. Новая одежда нашивается к Пасхе. Дети от 2 до 10 лет проводят летом основную часть времени на улице, купаются, собирают ягоды и грибы, играют: девочки в своих играх создают подобие семейных отношений — стряпают пироги из глины и песка и зовут друг друга в гости, играют в свадьбу, а зимой в куклы; мальчики начиная с 5 лет гуляют отдельно от девочек и играют в городки, деревянные шары. Изобра­жая верховых урядников, ездят на палках верхом, подражают в своих играх причту на церковной службе. После 7 лет с детей за шалости. взыскивают строго: бьют, ругают (употребляя при этом эпитеты: «собаки», «окаянные», «подлые»), применяют для наказания плети-двухвостки и шелеп. Молиться детей учат с 2-3 лет, водят сызмаль­ства в церковь, примерно с 5 лет водят в церковь каждый праздник. Начиная с 2 лет детей пугают всякими страстями, причем наряду с ■ букой, домовыми лешим пугают доктором и попом. [60, Ш., л.Зоб.—4] 428 К работе детей начинают приучать с 7 лет. Обыкновенно это делают летом. Ребенка в возрасте 15 лет считают взрослым работ­ником. [32, Мел., л.59]

428 Дети помогают взрослым и работают с 6 лет. Девочки нянчат младших детей, мальчики выполняют легкую работу по дому, носят| в поле завтрак. Начиная с 10-летнего возраста дети выполняют!


многие работы наряду со взрослыми, так, на 10-летнюю дочь мать оставляет весь дом, стряпню и младших детей. В отношениях с младшими детьми старшие сестры и братья держат себя как взрослые, учат и наказывают их. [60, Ш., л.4-4об. ]

Совершеннолетие

(вопрос № 429)

429 Достижение совершеннолетия обозначается переменой одеж­ды, которая становится дороже и разнообразнее. Черничкой называют отказавшуюся от замужества девушку. Отношение односемейников к последней более жесткое, чем к замужним дочерям. Векоушами называют старых дев, которые живут в отдельных кельях. [32, Мел., л.59-60]

429 К совершеннолетию становится поменьше ругани и побоев, а
трудовая доля увеличивается. Парня и девушку начинают одевать
почище, к тому же они сами стыдятся в грязной одежде показаться
на люди. Старшая сестра-невеста пользуется уважением младших,
она имеет право наказать, и даже мать советуется с ней по хозяйству.
Одевают старшую сестру получше, но и на работу она идет первой.
Девушка, отказавшаяся по каким-либо причинам от замужества,
становится советницей отца и матери, пользуется уважением семьи
и односельчан. Теперь это старка, или непетый волос, она зараба­
тывает наравне со всеми, все несет в дом, одевается в темное и
«повязывается низенько». [60, Ш., л.4об.-5]

Обучение. Школа

(вопросы № 430-436)

430 Обучение дети проходят в школе. В радиусе 20 верст от г.Шуя
детей никаким ремеслам не учат. С 15 лет все идут работать на
фабрику. [60, Ш., л.5]

431 В деревнях, расположенных за 2-3 версты от шк
крестьяне посылают своих детей учиться. Мальчики прослушивают
полный курс обучения (им предстоит воинская служба, где негра­
мотным будет трудно), а девочки через год-два, как научатся хорошо
считать и писать, из школы выходят. Поступать таким образом
заставляет нужда помогать матери, вести хозяйство.

После окончания курса полученные знания применять к делу почти не приходится. Не приходится даже писать и потому все забывается. Впрочем, на первых порах полученные в школе знания передаются младшим детям (их учат азбуке) и отчасти взрослым (им


 




объясняют историю праздников). Поступив на фабрику, забывают все, кроме любви к чтению. Поэтому многие, обзаведясь семьей, покупают для детей книги, которые читают и сами, и азбуки, по которым готовят своих детей к школе. Есть приходская библиотека, присланная в дар для окончивших школу, ею постоянно пользуются. В приходе открыта небольшая народная библиотека на средства общества трезвости и с разрешения архиепископа Владимирского и Суздальского, «но вообще видимое приложение к жизни, так сказать, польза грамотности только еще зачинается». [60, Ш., л.5-5об. ] 432 С 1897 г. в селе есть школа. [49, Мур., л.1 ] 432 В погосте Ильинское-Телешево с 1875 г. работает церковно­приходская школа. Священник погоста — учитель и законоучитель, псаломщик выступает в роли помощника. Отношение учащих к ученикам строгое и серьезное, а вне класса — взаимно ласковое, близкое, имеющее домашний, семейный характер. Ученики ведут себя солидно. Два раза в год в школе бывают ревизии со стороны уездного наблюдателя — священника и раз в год со стороны епар­хиального наблюдателя, тоже священника. Независимо от этого ревизует также местный благочинный. Со стороны ревизующих лиц отношение к учителям «благородное» и сочувственное, к ученикам же — отеческое, поэтому «запуганность учащих и учащихся при одном слове „ревизор" уже составляет предание». [60, Ш., л.5об.-6]

В школе учится 40 душ: 33 мальчика и семь девочек. Ежегодно
школу заканчивают три-четыре человека. [60, Ш., л.6]

Крестьяне сожалеют, если по причине отдаленности школы,
бедности, невозможности обойтись в хозяйстве без детей им не
доводится отдать ребенка в школу. Приводится рассказ о мальчике,
отец которого был полусумасшедшим, а мать и бабушка собирали
милостыню. У мальчика не было шубенки и сшить ее было не на
что, но нашелся купец, который «подал полушубок». Мальчик
вернулся в школу, но не доучился, поскольку был отдан в подпаски.
Довольно часто местные крестьяне посылают своих детей в школу с
7 лет, считая, что пусть лучше сидят в классе, чем болтаются без
дела. [60, Ш., л.б-боб. ]


Раздел К. Выходящие из ряда обстоятельства

(вопросы № 437-491)

Общественные бедствия

(вопросы № 437-440)

437 О войне с турками помнят лишь те, чьи односемейники в ней
участвовали. Приводится рассказ солдата о войне с турками: как
вступили на Балканы, так пошли дожди, стали гнить сухари, точно
Богу неугодное дело сделали. А в деревнях матери сорокоуст несли
(служили по 40 молебнов), употребляя в пищу только хлеб и воду.

[58, Ш., л.1]

438 Крестьяне Шуйского уезда сами голода не испытали, голода­
ющим жертвовали немного деньгами. [58, Ш., л.1 ]

439 Во время эпидемий холеры в селе Ляхи умерло 27 человек.
Пытаясь уберечься, мужчины пили настоенную на перце водку, а
женщины молились в церкви по ночам. Жалобное пение их, похожее
скорее на вопли, было слышно издалека и производило тяжелое
впечатление, а стоящему поблизости хотелось им подтянуть: «Пре­
святая Богородица, спаси нас!» Только в церкви чувствовали себя
спокойно.

Считается, что холера не проникает в село, опаханное сохой, с приговором: «Мы не ангелы, не архангелы,/ Мы апостолы, с неба спосланы,/ Чудо видели, чудо слышали». Описан случай опахивания в дер. Крутая. По мнению крестьян, холера, представляемая как некое злое существо, не сможет перейти через эту заколдованную черту. [45, Мел., л.1-2]

439 Случаи заболевания холерой в 1892 г. были редко (пострадало
восемь человек). Одни люди считали холеру божьей карой, другие
были убеждены, что болезнь занесли англичане, чтобы «переморить
быстро размножающийся русский народ». [58, Ш., л.1 ]

440 Одним из наиболее действенных средств против холеры
считается ночное опахивание деревни силами вдов и девиц. Кроме
этого, окуривают помещения ладаном и можжевельником. [58, Ш.,
л.1]







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 588. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия