Студопедия — Тема 1. Из истории политической мысли
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 1. Из истории политической мысли

Тема 1. Из истории политической мысли

Мыслители Основные политические идеи Содержание и сущность идей
1. Конфуций (552/551 – 479 г. до н.э.) 1 Об идеальном правлении и его принципах.     2 Патерналистская концепция управления государством. 3 Идея меритократии.   4 О 5 качествах, необходимых правителю. Добродетельный правитель преследует общую пользу, а не собственную выгоду. Конфуций считается основоположником социо – этико – политического учения и патриархальной теории государства. Они включают культ жестокой этики, культ предков и уважение старших, культ мудрости и учености; идею о небесном происхождении власти; идею социальной справедливости, воплощенную в бюрократической системе управления и иерархическом делении общества; принцип меритократии (власти достойных) в сочетании с хорошо продуманной системой конкурсных экзаменов на административные чины и должности. Основу стабильности общества Конфуций видел в четкой организации общественной деятельности и поэтому призывал восстановить сложившиеся обычаи и ритуалы. трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство — большой семьей. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей — на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим.   Меритократия (от лат. meritus – достойная и греч. krutos - власть) – форма правления, в основу которой положен принцип индивидуальной заслуги. При такой форме власти к управлению обществом приходят наиболее достойные, компетентные, талантливые люди. 1 знания, 2 справедливость, 3 чувство долга, 4 уважение к старшим, 5 следование моральным нормам
2. Платон (427 – 347 г. до н.э.) 1 Об идеальном и отрицательном государстве и их признаках.   2 О роли закона. В своей работе “Государство” Платон описывает основные черты организации идеального государственного объединения, отличая, что оно создается для общей пользы. По мнению Платона, государство устроено справедливо тогда, когда каждому гражданину будет отведено особое заниятие, соответствующее его натуре. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделяющему аналогичны в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, которым соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей. Справедливость заключается в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Отстаивая иерархию в государстве, Платон в то же время выступает против бедности и богатства, выдвигает план упразднения частной собственности. Он регламинтирует все стороны частной жизни, призывает к единству и коллективизму. Большое внимание Платон уделяет формам управления, выделяя правильные и непрвильные. К правильным формам относит монархию, аристократию и демократию на основе законов; к неправильным – тиранию, олигархию, демократию без законов. Идеальное государство у Платона – это аристократия, т.е. правление лучших, благородных. Демократия это, по его мнению, особенно в период упадка государства, приводит к тирании. В “Законах” Платон различает два вида государственного устройства: первый – где над всем стоят правители, второй – где и правителям предписаны законы.
3. Аристотель (384-322 г. до н.э.) 1 Человек как политическое животное.   2 О политике (определение, цель).     3 О государстве; о правильных и неправильных формах гос. управления; о лучшей форме правления.   4 О законе. Представляются интересными воззрение Аристотеля относительно природы государства и человека. В сущности, он явился основоположником неисторического взгляда на эту проблему. Государство, считает Аристотель, сущетсвует по природе и по природе предшествует каждому человеку. Точно так же и каждый человек, по его мнению, “по природе своей есть существо политическое и, следовательно, его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому”. Политика, уточняет Аристотель не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа. Тот же, кто в силу природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, является либо животным, либо божеством.   Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве. Политика представляет собой искусство и умение государственного управления. Сущность политики раскрывается через её цель, которая, по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) благо.     Также как и Платон, Аристотель считал, что государство создается для благой жизни. Но главное в государстве – это гражданин, которого Аристотель определяет как того, кто участвует в суде и управлении. В зависимости от целей, которые ставят правители государства, Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным – такой, при котором преследуются частные цели правителей. К правильным он относил следующие государственные формы: 1. монархию (правление одного); 2. аристократию (правление немногих); 3. политию (правление многих). Столько же у него неправильных государственных форм: 1. тирания; 2. олигархия; 3. демократия.   Аристотель, как и Платон, представлял государство как некое целое. Но критиковал платоновскую попытку сделать его чрезмерно единым и выступал в защиту прав индивида, частной собственности и семьи. Много внимания он уделял вопросам права, считал его, как и закон, политическим явлением. Отмечал, что политическое правление – это правление закона, а не людей. “Правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам. В законе их нет, а во всякой человеческой душе они неизменно имеются”. По его мнению политика имеет своей задачей выработку законов, основанных на справедливости, соответствующих правильным формам государственного устройства.    
4. Цицерон (106–43 г.до н.э.) 1 О государстве.   2 О законе.   3 Идея правового государства. 4 О наилучшей форме правления. В работе “о государстве” Цицерон утверждает, что существует высший закон природы, источником которого являются в равной степени божественное начало и рациональная, социальная природа людей. Согласно Цицерону, естественное право (высший, истинный закон) – это справедливый разум, который соответствует природе, распространяется на всех людей, призывает к исполнению долга; ограничивать его действие не дозволено, отменить его полностью невозможно. Цицерон – сторонник концепции естественного права в понимании закона. По его мнению “праведный закон – это разум в согласии с природой”, т.е. нечто данное, а не навязанное. Основа закона лежит “в естественном нашем стремлении любить друг друга”. Поэтому вполне естественен главный правовой принцип, выводимый Цицероном: “Под действие закона должны подпадать все”. Истинный закон – один и тот же везде и всегда, действителен для всех народов и во все времена. Цицерон различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию), подчеркивая, что “благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью – оптиматы, свободой - народы”. Перечисленные достоинства, по его мнению, должны быть представлены в смешанной форме государства, которую он вслед за Аристотелем и Полибием считал наилучшей. Римского мыслителя беспокоил вопрос о том, как сохранить баланс между большинством и меньшинством и гарантировать господство последних. В этом чувствовалось большое внимание Платона.
5. Августин (354–430 гг.) 1 Теория «двух градов». Наиболее интересным элементом его учения изложенном в книге “о граде Божием”, является понимание истории человечества как борьбы “двух градов”, двух государств “града божьего”, состоящего из праведников, божьих избранников, и светского государства “великой разбойничьей организации”, в которой борются за материальные блага и притесняют праведников.Члены “града божьего” физически рассеяны между неправедными, но духовного едины, исповедуют ценности, принципиально отличные от тех, которыми живут их испорченные ближние. В конечном счете, полагал Августин, ход истории, направляемой волей Бога, приведет к победе “божьего государства над светским”.
Абу-Наср аль-Фараби (870–950 гг.) 1 О политической науке (специфика, задачи).   2 Учение о добродетельном городе.     3 О 12 качествах правителя. 4 О законе. Абу-Наср аль-Фараби определил предмет и задачи политической науки. Последнюю он относил к числу наук об общественной жизни. Политическая наука (или ал - мадания) изучает: 1. различные группы сознательных действий и способов жизни; 2. цели, ради которых они совершаются; 3. методы управления общественной жизнью и государством. В задачу политической науки входит изучение моральных норм, привычек, нравов, методов и способов достижения совершентсва и счастья, выявление причин, препядствующих их достижению, а главное – определение истинного счастья и умение отличить его от мнимого иллюзорного, определение достоинств добродетельного города – государства и его оличие от невежественного города (государства).   Аль-Фараби развил учение о “добродетельном городе”, во главе которого стоит философ передающий своим согражданам истины философии. Аль-Фарабиидет вслед за Платоном, руководствуясь этическими установками Аристотеля. Он полагал, что цель человеческой деятельности – счастье, которое возможно лишь при помощи разумного познания. Аль-Фараби придерживался организматического взгляда на общество, которое отождествлял с государством. Общество – тот же человеческий организм. “Добродетельный город подобен совершенному здаровому телу, все органы которого помагают друг другу, с тем, чобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной”. Глава города, которого он отождествлял с багдадским халифом, по мнению аль-Фараби, должен обладать всеми добродетелями: здоровьем, проницательным умом, совестью, знаниями и ласковым обращением со своими поддаными. В “Трактате о взглядах жителей добродетельного города”, где он характеризует 12 необходимых для правителя качеств. Наиболее важными являются здоровье и сила, знания, умение понимать людей, проницательность, любовь к справедливости и ненависть к тирании, справедливость к своим и чужим, решительность, храбрость, великодушие, совесть.   Аль-Фараби считал, что правитель добродетельного города должен не только умело внедрять законы, но уметь и повелевать. Сам должен уважать законы и действовать согласно им, не нарушая их, а “его управление должно быть правильным и правовым”. Правитель – философ, также должен опираться на этические нормы Корана.
Юсуф Баласагуни (ок. 1021 –?) 1 Об основе государства. 2 О законе.     3 О власти бека.   4 О качествах бека.   5 О долге подданных. Основу государства, по мнению его, составляет “союз” народа, богатства армии. Составляющие народа восходит к трем ветвям – богатые, середняки и бедные. Их интересы и потребности воедино скрепляются властью бека. Предметом размышления философа является свод правил и повелений, необходимых беку для упрочнения своей власти. По его мнению, для этого бек должен укрепить силу закона над народом.
“Для блага закон, а не сила угодней Закон укрепляй – и все бедствия канут И поясом счастья, ты будешь затянут Законы вводящий! Карай справедливо! Законы крушащий – для смерти нажива Правитель, не пестуй порядок неправый. По смерти дурного покроется славой. Кто добрых держался законов и правил, Тот доброе имя надолго оставил”
 

Задача и цель власть бека состоит в подчинении бедняков середняками, а последних – богатым, а также в управлении народом. Главное внимание бека направлено на умение управлять и руководить тремя категориями людей: первые – сильные и мужественные; вторые – мудрые и почитаемые (ученые, мыслители), третьи – исполнители. Бек должен обращать внимание на различное социальное и имущественное положение каждой группы, сословия. Умение к каждому сословию найти способ управления и руководить ими – цель бека.

Бек должен знать мотивы, потребности и интересы, которыми руководствуются люди в своем поведении. Быть проницательным и умным в распознании категории людей – одна из добродетелей хана. Основным принципом, на основе которого должен, по мысли Юсуфа Баласагуни, управлять счастливый и праведный государь, является принцип соблюдения твердых законов в союзе с разумом, счастьем и праведной жизнью.

 

Абсолютным императивом политического строя, по мнению философа, является строгое подчинение народа воле хана и признание его полновластия.

8. Ибн-ХальдунАбд ар-Рахман Абу Зейд (1332–1406) 1 Учение о государстве, его происхождении и закономерностях развития.   2 Классификация форм правления; о лучшей из них Все изменения государства связаны не просто с изменениями положения главы государства, но всего общества в целом. Само государство имеет определенные временные рамки существования, определяемые возрастом трех поколений. В течение этого срока оно проходит пять этапов развития: возникновение новой принудительной власти взамен прежней, сосредоточение верховной власти в одних руках после того, как правитель расправится со всеми своими сподвижниками, помогавшими ему прийти к власти; расцвет государства, в котором господствует порядок, спокойствие и уверенность; переход к насилию и деспотическим методам правления.     Ибн-Хальдун выделял три разновидности форм правления – “естественную” монархию, “политическую” монархию и халифат. Сущностью первой из них, по его мнению, является управление подданными, исходя лишь из корыстных личных побуждений правителя, его субъективных оценок и прихотей. В отличие от данной формы, для “политической” монархии характерно такое правление, которое основывается на рациональных “разумных” критериях, проведение политики защиты “земных” интересов и противодействия всему тому, что наносит “вред” подданым естественно, Ибн-Хальдун отдавал предпочтение халифату, сочетающему в своей форме как религиозные, так и земные ценности.
9. Н. Макиавелли (1469–1527) 1 Новое понимание политики и политической науки.     2 Макиавеллизм, его формула.     3 О наилучшей форме правления. От положил начало обоснованию политической науки, свободной от влияния теологии и религии. По мнению мыслителя, политическая наука призвана объяснить политические процессы, исходя их эмпирического, фактологического опыта. Политическая наука призвана прежде всего выявить действие различных политических актов, расстановку сил, непосредственно участвующих в политической жизни, анализировать норму и патологию в формах государственного устройства, а также определить влияние различных факторов на политику. По мнению Макиавелли, факторы и масштабы влияния на политику могут быть различными от экономических до социальных, от этнических до политических.   Макиавеллизм – политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежение нормами морали. Макиавелли, однако, не проповедовал политическую безнравственность и насилие. Он не подчинял моральные нормы политическим, подчеркивая, что государь должен держать свое слово, жить, соблюдая христианские и человеческие нормы. Он не отрицал того, что благодаря религии люди становятся лучше и послушнее. Для него утверждение “цель оправдывает средства” не абсолютно. Единственная цель, которая, согласно Макиавелли, оправдывает безнравственные средства, - это создание и сохранение государства.   Макиавелли считал, что республики предпочтительнее монархий, ибо первые предполагают широкий спектр характеров, которые могут адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Единовластие, по мнению Макиавелли, необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти. Республиканской моделью для него была Римская республика, которую он называл “смешанной” формой правления. В ней сочетались демократические, аристократические и монархические элементы власти, отчего “республика стала прочной и совершенной”.
10. Т. Гоббс (1588 – 1679) 1 О государстве и гос. власти.   2 Идея общественного договора.   3 О наилучшей форме правления. В своей известной книге “Левиафан” Гоббс описывает хаос естественного догосударственного общества, в котором постоянной была “война всех против всех”. Но естественные законы гласят, что следует искать мира, и в этих целях нужно отказаться от права на все; люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Отказываясь от своих естественных прав, они согласились передать их государству, сущность которого Гоббс определял, как “единое лицо”, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, подчинившись ему в обмен на закон, добровольно, таким образом ограничив свою свободу. Сильное государство по Гоббсу – средство избавления от человеческих недостатков.   Верховная власть и независимость светского государства – основные идеи политического учения Гоббса. Он создал свою теорию отчасти для того, чтобы оправдать реставрацию монархии в Англии. Признавая только три формы государства, Гоббс полагал, что монархия – самая лучшая форма власти, но в то же время он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти.  
11. Дж. Локк (1632– 1704) 1 Основы идеологии либерализма.   2 Идея народного суверенитета.   3 О праве народа на смену правителей. 4 О разделении власти. Свою общественно-политическую концепцию Дж. Локк излагает в работе “Два трактата о правлении”, исходя из идеи естественного состояния. Таковым считается “состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имущетсвом и личностью”; “состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными”; право на собственность.   Будучи разумными, люди пришли к выводу о необходимости отказаться от части своих прирожденных прав и заключить между сосбой общественный договор, т.е. создать гражданское общество. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав стало государство. Но оно должно быть организовано так, чтобы не посягать на естественные права. Таким образом, Локк впервые личность ставит выше общества и государства, он указывает, что государство не должно быть могущественнее личности, ибо личность создают общество, а общество – государство. Поскольку общество и государство не одно и то же, то падение государства не означает падения общества. Общество может создать другую, разумную власть, если нынешняя его не удовлетворяет Одним из первых Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и союзную (сфера внешней политики); судебная власть растворялась в исполнительной. Наиболее значительной Локк считал законодательную власть, которая должна “повелевать” другими властями. Но и она не беспредельна и не имеет неограниченных прав на жизнь и собственность граждан.
12. Ш. Л. Монтескье (1689– 1755) 1 Идея разделения власти.     2 О законе. 3 О формуле свободы.   4 О типах правления и лучшей из них.     5 О привлечении людей из народа в состав суда. Теория разделения властей – еще одно достижение Монтескье. Эта теория происходит от старой идеи смешанного правления, которую вначале разрабатывали Аристотель и Цицерон, а затем Аквинат и Локк. Впервые эта идея нашла свое воплощение в законодательном акте, в Англии. Анализируя британскую политическую систему, где в результате органического развития был создан механизм разделения властей, Монтескье теоретически осмыслил его. Так как политической властью, отмечал он всегда злоупотребляют, что вытекает из природы человека, верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.   Закон, говоря вообще, есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земли, а политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума.   Политическую свободу Монтескье определял так: “Свобода есть право делать то, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане”. Политическая свобода, с точки зрения Монтескье, может быть только в таком государстве, где законы господствуют над волей правителей и где сущетсвует разделение властей.   Монтескье классифицировал типы правления на основе двух критериев: характера правления (институциональное деление верховной власти) и принципа правления (“душа”, “пружина” государства). Он различал три типа правления: республику, монархию и деспотию. Демократическая республика – это классическая модель демократии: прямая демократия, подчинение меньшинства большинству, небольшая территория. Столкнувшись с конфликтом между требованиями его собственной социальной теории демократии и развитием общества, Монтескье отказался от классической модели демократии в пользу монархии. Это должно быть смешанное правление, в котором, кроме монарха, участвуют посредники: дворяне, духовенство и магистратура, усмиряющие минутную и капризную волю данного человека. Скорее, такая форма правления напоминала аристократическую демократию.     Демократия является умеренной формой правления, которой присущи такие организации, как: 1. народное собрание; 2. институт судей. Если народ выбирает в Совет должностных лиц и путем голосования принимает решение по вопросам управления, то институт судей должен быть независимо от должностных лиц.
13.Ж.Ж. Руссо (1712–1778) 1 Идея народного суверенитета.     2 Идея прямого народовластия.   3 О праве народа на замену гос. власти. 4 Имущественное неравенство как препятствие для демократии. Он рассматривал ассоциацию, возникающую посредством заключения общественного договора, как моральное и совокупное тело общественного человека, которое приобретает свое единство, общую идентичность, жизнь и волю в результате отчуждения своих прав членами создателями. Это тело имеет свою собственную волю, которую нельзя идентифицировать с эмпирической волей отдельного индивида. Передавая в общее достояние свою личность, “каждый член превращается в нераздельную часть целого”. В рамках подлинного народовластия Руссо признавал лишь одну форму государства – республику. Вместе с тем он различал разные формы организации правительства: монархия, аристократия и демократия – в зависимости от числа участвующих в управлении лиц. По его мнению, при народовластии даже монархия становится республикой, ибо монарх, по сути дела, выполняет роль главы правительства.   Руссо обосновал право народа на свержение абсолютизма и деспотизма, необходимость использования прямого волеизъявления народа и достижения социально – политического равенства граждан, подлинной свободы, демократии и справедливости.     Происхождение общественного неравенства Руссо связывает с появлением частной собственности, прежде всего земельной. Очередной виток общественного неравенства связан с возникновением государства. “Богатые” и “бедные” заключили договор, ведущий к образованию государственной власти, что, по убеждению Руссо, стало уловкой для закабаления бедных.
14. И. Кант (1724 – 1804) 1 Развитие идеологии либерализма. 2 О правовом государстве.   3 О соотношении политики и морали.   4 О разделении власти.   5 Идея вечного мира. Кант определяет государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Такая трактовка государства через право есть отражение интересов “третьего сословия”, обоснование идей либерализма, свойственных классу буржуазии. Акцентирование Кантом необходимости для государства опираться на право дает основание считать мыслителя одним из основателей концепции правового государства, хотя такого термина Кант не употреблял. Его заменяет термин “республиканское устройство” и “чистая республика”.     Большое значение имел сформулированный Кантом принцип о примате морали над политикой. Этот принцип был направлен против аморальной политики власть имущих. Первейшим средством против безнравственной политики Кант считает публичность, гласность всех политических действий. Кант утверждал, что “право человека должно считаться священным, каких бы жертв не стоило это господствующей власти”.   Кант углубляет теорию Монтескье о разделении власти в государстве, но не поддерживает идею последнего о равноправии властей. “В каждом государстве” - пишет философ, существуют три власти, т.е. всеобщим образом объединенная воля в трех лицах: верховная власть (суверенитет) в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя (правящего согласно закону) и судебная власть (присуждающая свое согласно закону) в лице судьи.   Кант выдвинул проект установления “верного мира”, которого можно достичь в отдаленном будущем путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных, равноправных государств, построенных по республиканскому типу. По его убеждению, образование такой федерации в рамках мирового правового порядка в конце концов неминуемо. Залогом тому будет просвещение и добрая воля правителей, а также экономические потребности нации.
15. Т. Джефферсон (1743–1826) 1 О естественных правах человека и их неотчуждаемости. 2 О назначении гос. власти и ее задачах.   3 Отношение к рабству. 4 Политический идеал.   5 О свободе печати. Естественные права, по мнению Джефферсона, выше законов, издаваемых государственной властью, противоречие между ними разрешается всегда в пользу естественных прав. Если же власть попирает права народа, народ вправе заменить правительство таким, которое бы наилучшим образом служило его интересам.   По его мнению, никто из людей не может быть лишен права участвовать в создании конституции и государственной власти и контроля над нею. Противопоставляя права личности правам правительства, он высказывался о таком ограничении функций государственной власти, которое уменьшило бы опасность возникновения произвола последней по отношению к личности.   В своем проекте Декларации независимости Т. Джефферсон выступил и против рабства, жестокого обращения с рабами. Это сыграло исключительно важную роль в революцион. Борьбе за свержение колониального ига Англии. Политическим идеалом Джефферсона являлось федеральное устройство государства – демократическая республика фермеров. В ней народ участвует в управлении государством через своих представителей, все должностные лица избираются на определенный срок и подвергаются строгому контролю.     “Свобода печати всегда была неотъемлемой частью свободной мысли”.
16.Г.В.Ф.Гегель (1770 – 1831) 1 О государстве и гражданском обществе.     2 О лучшей форме правления. 3 О разделении власти. Согласно Гегелю, государство предшествует семье и гражданскому обществу. Гегель акцентирует внимание на том, что государство... – не служит, а господствует, не средства, а высшая из всех целей. Гегель разрабатывает концепцию гражданского общества и его взаимоотношений с государством. Общество и государство соотносятся как рассудок и разум общества – это “внешнее государство”, “государство нужды и рассудка, подлинное государство - разум”.   Для Гегеля совершенно безразлично, какая форма правления – монархическая, аристократическая или демократическая – считатется лучшей. Для него этот вопрос является совершенно праведным.   Для всех этих форм нерасчлененность общественной структуры служило объединяющим началом. Поэтому форма правления по существу одна в своем субстанциональном единстве, различны лишь количественные характеристики (власть одного, меньшинства, большинства). Исходя из представления о государстве, как об индивидуально – органической целостности, Гегель, говоря о тех ветвях власти, называет не законодательную, исполнительную и судебную, а утверждал триединство законодательный власти, правительства и власти государя.
17. К. Маркс (1818– 1883) 1 Новое понимание политики и политической власти.   2 О государстве и гражданском обществе. 3 Теория перехода к коммунистическому обществу. В политической теории Маркса проблемы власти, государства занимают центральное место. Политическая система общества, по Марксу, есть результат классовой борьбы. Антагонизм классов грозит обществу уничтожением, поэтому возникает специальный общественный орган – государство, которое наделяется публичной властью. Политическая власть имеет такую форму, которая воспроизводит специфику экономических отношений. Организатором политических отношений выступает экономически господствующий в данную эпоху класс, который свою волю делает абсолютной, а собственные интересы – общегосударственным.   Государство характеризуется как орган господства по отношению к экономической структуре общества. Деятельность государства большей частью определяется интересами господствующего класса, даже при выполнении им “общих дел”, необходимых всему обществу в целом. Отсюда вытекает и характер государственности, который необходимо будет установить после прихода к власти пролетариата.   Судьба государственности с процессе строительства коммунизма такова: первый этап – строительство социализма, государство представляет собой орудие диктатуры пролетариата; второй этап – первая фаза коммунизма, средства производства обобществлены, нет эксплуататорских классов, исчезает необходимость политического подавления, сохранияется “государственность коммунистического общества”; третий этап – высшая фаза коммунизма, полное отмирание государства, участие в управлении обществом долг каждого труженика, “побочная функция многих”.
18. В. Парето (1848 – 1923) 1 Теория элит. 2 Закон Парето и его последствия. 1.Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества. Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам - происхождение, образование, богатство,способности, опыт, сила и т.д. Механизмы этого выдвижения самые различные.С точки зрения большинства ранних и некоторых поздних теоретиков элит в так называемых демократических государствах управляет не весь народ, а господствующая элита или несколько элит, которые ведут борьбу за власть. Ряд современных концепций в рамках этой теории cчитает, что общество может управлять этими элитами, используя избирательное право, в том числе для возможности выдвижения наиболее способных представителей народа 2 Закон Парето, или принцип Парето, или принцип 20/80 — эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата». Может использоваться как базовая установка в анализе факторов эффективности какой-либо деятельности и оптимизации её результатов: правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть неоправданны (согласно кривой Парето). Приводимые в законе цифры нельзя считать безусловно точными: это скорее просто мнемоническое правило, нежели реальные ориентиры. Выбор чисел 20 и 80 является также данью заслугам Парето, выявившему конкретную структуру распределения доходов среди итальянских домохозяйств, которой и было свойственно сосредоточение 80 % доходов у 20 % семей. Но любое другое конкретное распределение может иметь другую структуру, и для каждой отдельной задачи следует проводить соответствующий анализ, направленный на выявление конкретной зависимости между удельным весом затраченных ресурсов и полученных результатов.
19.В.И. Ленин (1870–1924) 1 О политике. 2 О государстве. 3 Определение класса. 1. Взгляды Ленина на политику можно условно разбить на три периода: дореволюционный, предреволюционный и послереволюционный. Дореволюционный период характеризуется ортодоксальным подходом марксиста к буржуазной политике капиталистического мира и царизму как наиболее реакционной форме буржуазного государства. Революционная деятельность предреволюционного периода заставляет Ленина сформулировать следующее государство революционного пролетариата может быть только его политической диктатурой. 2. По Ленину государству присуща такая врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая черта, как классовость. И объясняется это несколькими причинами. Первая из них - воплощение в государстве анитагонизма классов; вторая – комплектование аппарата государства лицами из среды господствующего класса; третья – осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. 3. Классы – социальные группы, различающиеся по их закрепленному в законах отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, по способам получения и размером той доли общественного богатства, которой они располагают, престижем и по доступу к власти.
20. Р. Михельс (1876 – 1936) 1 О невозможности демократии. 2 О железном законе олигархии. 1. Михельс сделал вывод, что демократия в строгом смысле невозможна. В лучшем случае она состоит из соперничества двух олигархических организаций. 2. Михельс сформулировал концепцию “железного закона олигархии”, согласно которой смена одного господствующего слоя другим и производный от нее закон есть необходимая форма коллективной жизни. Сама олигархия есть порождение потребностей психологии масс и психологии организаций, также особенностей самих организаций. В условиях сложного взаимодействия технических свойств политической организации с психологическими свойствами организованных масс и политических лидеров происходит постепенный переход от “спонтанного лидерства” к “олигархическому руководству”.
21. Г. Моска (1858 – 1941) 1 Теория элит. 2 Об утопичности демократии. 1. Моска определял элиту как “класс, который правит”, или как “класс людей, которые выполняют все политические функции”, и монополизируют власть, тогда как другой класс состоит из тех, кем управляют и кого контролируют. При этом используются методы более или менее легальные. Моска рассмотрел три варианта движения элиты “увековечение” без обновления; “увековечение” с обновлением и чистое обновление. Наука об элитах, по мнению Моски, необходима для правящего класса в качестве основного инструмента по выработке “научной политики” с целью удержания своих позиций. 2. Либеральные демократы, на взгляд Моски, подвержены монипулированию: свободные выборы контролируются партийными элитами; на открытых экзаменах на официальные должности, согласно заведенному порядку, благоволят к правящему классу. Он управляет не только с помощью силы и манипуляций, но и посредством идеологической или политической доктрины. Благодаря универсальным иллюзиям, основаных на религиозных или на нац


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Владимирский – Буданов | СЕМИНАР №6

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 619. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия