Студопедия — Работа с источником: ст. 1 - 19.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Работа с источником: ст. 1 - 19.






Статья 1. Статья не несет нормативной нагрузки, а представляет собой традиционное обращение к богу, во имя которого издается закон.

Статья 2. Статья указывает на факт крещения Руси, что и породило необходимость издания Устава.

Статья 3. Статья устанавливает доходы церковной организации в лице церкви Св. Богородицы Десятинной.

Сборная - соборная;

Векша - в буквальном переводе - это беличья шкурка. Использовалась в Древней Руси в качестве мелкой разменной монеты. Составляла 1/125 гривны кун.

Статьи 4 - 5 написаны в соответствии с правилами греческой православной церкви и представляют собой отказ князя от вмешательства в дела, переданные церкви. Таким образом, закрепляется принцип разделения церковной и светской судебной компетенции. Княгиня Анна — сестра византийских царей Василия и Константина была выдана замуж за князя Владимира, заинтересованного в установлении династических связей с Византией. Согласно Повести временных лет, Владимир в противном случае грозил даже пойти походом на Константинополь. Единственным условием для заключения брака, выдвинутым греческими царями, было принятие князем Владимиром христианского крещения. Это условие, по-видимому, сыграло решающую роль при утверждении князя в решении принять христианство и крестить Русь.

Греческая царевна Анна стала последней и единственной христианской женой князя Владимира (до принятия христианства у него было 5 жен, называемой в летописи водимый, и 800 наложниц: 300 содержались в Вышгороде, 300 — в Белгороде и 200—в сельце Берестовом). Именно княгиня Анна являлась проводницей идей византийской церкви и советником князя Владимира. В соответствии с византийским традиционным образцом отношений между царем и церковью на Руси сложилась такая система, при которой князь являлся покровителем церкви. Поэтому церковный Устав издавался от имени князя.

Номоканон - сборник официальных церковных постановлений, возникший в Византии и распространившийся в Древней Руси под названием Кормчих Книг;

Пискупиям - епископствам;

Статьи 6—7 представляют собой наказ князя Владимира своим многочисленным детям (одних только сыновей было 12), внукам и другим родственникам не вмешиваться в компетенцию церковного суда. Князь Владимир подчеркивает бессрочное во времени и неограниченное четкой территорией действие своих установлений. Критерий для определения пределов действия закона таков: там, где живут христиане.

Погосты - административно - территориальные единицы.

Устав кн. Владимира не указывал на последствия заставанья, по византийским же законам прелюбодеи подвергались отрезанию носа, после чего брак прелюбодейки подлежал расторжению, а прелюбодею, наоборот, запрещалось разлучаться с женою. Причем если муж прелюбодейки знал о ее связи с другим мужчиной и допускал это, его следовало высечь и изгнать.

Согласно книге Второзаконие, изнасилование влекло за собой следующие последствия: Если кто- нибудь встретится с девицею не обрученною, и схватит ее и ляжет с нею и застанут их, то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят (саклей), серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее. И всю жизнь свою он не может развестись с нею. Очевидно, что наряду со штрафом, в качестве наказания расценивалось и навязывание жены. Изнасилование же обрученной девицы каралось смертной казнью

По византийским законам, изнасилование каралось отрезанием носа. В Повести временных лет описаны языческие обычаи славян, в том числе и так называемая умычка, являвшаяся обычной формой вступления в брак. Причем умычке предшествовала предварительная договоренность жениха с невестой. Церковь стала вести борьбу с языческими браками, поскольку в результате заключения браков вне церкви масса выходила из-под влияния священнослужителей.

Фраза промежи мужем и женою о животе может быть прочтена как пря межи мужем и женой. Подобные дела нетипичны для церковного суда. В основном церковь сосредоточивала внимание на регулировании личных неимущественных отношений супругов, т. е. на духовной стороне брака. Имущественные же отношения регулировались светской властью

В племени или в сватьстве поимуться — нарушение запрета половых отношений в кругу близких родственников и свойственников. Этот запрет основывается на книге Левит, где предусматриваются за его нарушение очень суровые наказания, в основном в виде смертной казни. Запрет был вызван стремлением исключить половые влечения сына к матери, брата к сестре и т. д. Соблюдение запрета способствовало сохранению мирных отношений в семье, если ее понимать в широком смысле, как объединение не только близких родственников, но и проживающих вместе с ними свойственников. Следует заметить, что нарушения запрета так называемых кровосмесительных связей сурово карались по византийским законам. Вступающие в половые отношения родители и дети или братья и сестры подлежали смертной казни, другие родственники, а также свойственники — отрезанию носа.

Ведьство, зелинничьство, потворы, чародеяния, волхования: все это подлежало суду церкви.

Врачевание допускалось только под эгидой церкви. Недаром, согласно ст. 16 Устава кн. Владимира, лечець отнесен к церковным людям. По византийским законам колдуны и знахари подлежали казни мечом.

Зубоежа —Владимирский Буданов понимает под зубоежей укусы во время драки.

Или сын отца бьеть, или матерь, или дчи, или сньха свекровь — в других списках той же Синодальной редакции эта фраза выглядит более четко, в частности в списках Румянцевского извода значится:...или сын отца биеть, или дочка матерь, или сноха свекров. Обоснованием отнесения к церковному суду названных дел являлось слово бога, обращенное к Моисею: Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти (Исход, гл. 21, ст. 15).

Братя или дети тяжються о задницю. Задница - наследуемое имущество; Режим наследств, а зависел от статуса наследодателя. Так, наследство смерда, если оно было выморочным (безадница), не передавалось его дочерям, а шло князю. Для лиц высшего слоя - бояр и дружинников - было, однако, исключение: при отсутствии наследников мужского пола, им наследовали дочери.

Задничник - наследник.

Церковная татьба, мертвецы сволочать, крест посекуть или на стенах режють, скот или псы, или поткы без великы нуживъведет, или ино что неподобно церкви подсеть — все это посягательство на церковное имущество, символику и порядок в церкви. По византийским законам кража в церкви каралась ослеплением, если совершалась в алтарной части, или сечением, острижением и изгнанием — если совершалась в нефе. По этим же законам разграбление могил каралось отсечением руки. Согласно церковным правилам, введение скота в церковь запрещалось под страхом отлучения от церкви.

Или два друга иметася бити, единого жена иметь за лоно другого и раздавить — в этой фразе, по-видимому, заключен казус, когда два друга станут биться, а жена одного из них схватит другого за гениталии и повредит их. Основанием включения этого состава в Устав кн. Владимира являлась, по-видимому, одна из заповедей Моисея: Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного (из них) подойдет, чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит его за срамный уд, то отсеки руку ее: да не пощадит (ее) глаз твой.

Или кого застануть с четвароножиною — обнаружение скотоложства. Запрет устанавливается церковью на основании слова бога, открытого Моисею: кто смесится со скотиною, то го предать смерти, и скотину убейте. Если женщина подойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти, кровь их на них. Таким образом, пресекая отклонения, церковь направляла влечение людей в русло брака.

Или кто молиться под овином, или в рощеньи, или у воды — речь идет о церковном суде над теми, кто не покончил с пережитками языческих обычаев.

Или девка детя повьржеть — данная фраза понимается как девка дитя родит, но слово повьржеть может означать «бросит, покинет, оставит». Очевидно, что фраза может означать также случаи, когда «девка» избавится от младенца, а если толковать фразу расширительно, то речь может, вероятно, идти и об избавлении от плода. Согласно постановлению церковного собора, избавление от плода приравнивалось к убийству и виновная подвергалась десятилетнему церковному отлучению.

Обобщая содержание ст. 6 Устава кн. Владимира, следует заметить, что церковному суду подлежали дела, вытекающие из внутрисемейных конфликтов, необузданных проявлений природных влечений, из обращения к не церковным авторитетам (волхвам, чародеям), из неуважения к церковной символике, имуществу и т. д.

Живот - имущество;

Зелииничьство - знахарство, искусство исцелять;

Волхование - волшебство, завараживание, гадание.

Еритичьство - вероотступничество;

Снъха - жена сына;

Поткы - птицы;

Четвароножина - скотина;

Овин - строение для просушки хлеба;

Рощенье - роща;

Повьржеть - родит, но выкинет, избавится от плода;

Роспуст - развод супругов без разрешения церковного суда;

 

Статья 12 содержит перечень лиц духовного сана, лиц, находившихся под патронатом церкви, а также заведений, состоящих на ее содержании. В состав церковных людей входило не только духовенство, но и люди светских сословий, пользовавшиеся защитой церкви: лечцы, хромцы, слепцы и др. Помощь несчастным и содержание благотворительных заведений, безусловно, повышали авторитет церкви.

И кто в клиросе - певцы, поющие во время службы у алтаря;

Котра - ссора, раздор.

Статья 13 указывает на подсудность этих лиц суду митрополита или епископа и перечисляет основные категории дел.

Таким образом, Устав Владимира Первого состоит всего из нескольких статей касается трех вопросов:

- церкви отводится, десятая часть (десятина) от судебных, торговых и иных доходов (летопись относит возникновение десятины к 996 г.);

- создается независимый от государства церковный суд, рассматривавший преступления, совершенные служителями церкви, зависимыми от церкви людьми инвалидами, вдовами и т.д.);

- оговариваются категории дел, по которым церковь судила христиан всех сословий (развод, семейные драки, колдовство, еретичество, дела о наследстве и т. д.). Однако наказания по ним Устав не определял.

 

Теперь об Уставе князя Ярослава о церковных судах и брачно - семейных делах. Устав Ярослава отличается от устава Владимира прежде всего тем, что здесь не только перечисляются преступления, но и определяется наказания за них.

Хрестоматия, стр. 18 - 22.

Статья 0 содержит указание боярам, а также собственное обязательство князя не вмешиваться в дела, отданные на рассмотрение митрополиту и епископам.

Статья 1 направлена против языческого брачного обычая умыкания невесты. В ней предусматриваются, по-видимому, два случая: добровольное умыкание и насильственное умыкание. Обращает на себя внимание то, что добровольное умыкание приравнивается к насильственному по тем последствиям, которые наступают для жениха.

Слова и князь казнить их очень трудны для понимания. По мнению В. О. Ключевского, под казнию следует понимать простое телесное наказание.

Умчить - похитить для вступления в брак;

Дчи - дичь;

Сором - срам;

Умычницех - сооучастник похищения;

В статье 2 говорится об изнасиловании женщины. Оно мало чем отличается от насильственного умыкания, о котором идет речь в предшествующей статье Устава. Даже размер взысканий и в том и в другом случае один и тот же. Но в этой статье появляется новая денежная единица — рубль. Эта денежная единица заменила гривну серебра в конце XIII — начале XIV в.

Добрые люди- это степенные, состоятельные горожане.

Статья 3 запрещает мужу разводиться с женой без вины с ее стороны. Под виной имеется в виду строго определенный перечень поводов к расторжению брака, признаваемых церковью. В Византии, согласно Эклоге, такими причинами являлись: прелюбодеяние жены, злоумышление против мужа или не предупреждение его о злоумышлении против него других, а также заболевание проказой. Аналогичные причины признавались основанием для освобождения и жены от мужа с той лишь разницей, что прелюбодеяние мужа, которое не расценивалось как основание расторжения брака, заменялось в этом перечне неспособностью мужа к брачному сожительству в течение трех лет.Очевидно, что желание супругов расторгнуть брак не находит места в данном перечне и не расценивается как основание для развода.

Статья в Уставе кн. Ярослава Краткой редакции, так же как и в византийских законах, запрещает развод по одному лишь желанию мужа. Более того, даже самовольное прекращение брачных отношений по обоюдному желанию супругов каралось церковью. Наказание в том и в другом случае различно: в случае развода по желанию лишь мужа с него взыскивается пеня в пользу епископа и в пользу жены, в случае же развода по обоюдному согласию супругов пеня поступает лишь в пользу епископа.

Пустит - разведется, самовольно расторгнет брак.

В статьях 4 - 5 предусматриваются наказания в случае рождения внебрачного ребенка. При этом женщина подлежала заключению в доме церковном. Родственники могли выкупить мать незаконнорожденного ребенка. Понятие незаконнорожденный ребенок входит в употребление с появлением церковного брака, в котором только и допускалось рождение детей. Сопоставление ст. 5 Устава кн. Ярослава со ст. 9 Устава кн. Владимира (или девка детя повьржеть) показывает, что как избавление от плода влекло за собой церковный суд за это предусматривалась епитимья — трехлетний пост, которая отбывалась, вероятно, в церковном доме). Ну а рождение внебрачного ребенка вело женщину в церковный дом.

Церковный Дом - монастырское учреждение для отбытия церковного наказания;

В статье 6 предусматривается случай, когда кто-либо из мужчин пригласит к себе девушку и вместе со своими друзьями совершит групповое изнасилование. Пригласивший подвергается трехгривенному взысканию в пользу епископа и такому же взысканию в пользу девки, а его друзья облагаются рублевым штрафом. Очевидно, данная норма порождена нарушением сразу двух церковных запретов: запрета внебрачных сношений и отступлением от христианского принципа моногамии.

Толока - помощь, сбор населения к одному хозяину для дружной работы в один день.

Статьи 7 - 8 направлены на пресечение внебрачных связей мужа. Известно, что прелюбодеяние мужа не являлось поводом к расторжению брака ни в Византии, ни, вероятно, на Руси. Однако и безнаказанным такое поведение также не оставалось.

Статья 7, указывающая на внебрачные связи мужа, говорит о вине мужа перед епископом и князем, но не содержит конкретного наказания. Отсутствие упоминания о денежных взысканиях позволяет предположить, что епископ применял собственно церковное наказание — епитимью.

Блядня - прелюбодейство, супружеская измена, разврат в общем смысле.

Статья 8 указывает на последствия второго брака при существовании не расторгнутого первого. По-видимому, подразумевается ситуация, при которой происходит смена брачных партнеров. Принцип единобрачия не нарушается, но новый брак заключается без разрешения церкви, поскольку не расторгнут прежний. Прежний же брак мог не расторгаться церковью из- за отсутствия формальных поводов со стороны жены. Таким образом, в ст. 9 можно насчитать сразу два состава: во-первых, прекращение брачной жизни со старою женой без формального расторжения брака и, во-вторых, вступление в новый брак, не признаваемый церковью (недействительный брак). Наказанием для мужа, вероятно, служили денежные взыскания, а также предписание жить со старою женой, а для молодой жены — церковный дом.

Статьи 9 -10 подчеркивают, что различные заболевания, недуги не являются ни поводом к разводу, ни поводом к самовольному прекращению брака. Можно вспомнить, что, согласно византийскому праву, развод все же допускался в случае заболевания, правда, только в случае заболевания проказой.

Статья 11 начинает раздел устава (ст. ст. 12, 14, 15, 19, 21, 22) содержащий санкции за половые сношения в кругу кровных родственников, духовных родственников и свойственников. Кум и кума крестный отец и крестная мать, как бы духовные родители крестника, воспринимающие его от купели. Т. е. в данном случае церковь рассматривала духовное родство как препятствие к браку и строго карала кума и куму за вступление в половую связь.

Кум - крестный отец по отношению к родителям крестника и его крестной матери.

Кума - крестная мать по отношению к родителям крестника и его крестному отцу.

 

Статья 12 явно нарушает последовательное изложение статей, содержащих наказания за преступные, с точки зрения церкви, деяния в области половых отношений. Появление здесь ст. 13, предусматривающей ответственность перед епископом за совершение поджога, может указывать на то, что она была включена в Устав позже других статей. Действительно, дела о поджогах составляли судебную компетенцию князя, что видно из ст. 83 Русской Правды. Согласно норме Русской Правды, поджог гумна или двора карался потоком и разграблением.

Статья 13 карает брата и сестру за вступление в половые отношения. Слово опитемии и в казни по закону вызывают различные толкования. Отметим, что согласно третьей книге Моисея, брат и сестра подлежали истреблению уже за то, что они увидели наготу друг друга. Но митрополит Георгий смягчает наказание: Мы же 3 лета камкати же не повелеваем, но сухо ясти 12 час, и поклоны на день 500, аще ли обленится—15 лет творить.

Статья 14, подобно ст. 14, предусматривает наказание за вступление в половую связь близких родственников, но, очевидно, здесь имеются в виду уже не брат и сестра, поскольку о них специально говорится в предыдущей статье. В Уставе не расшифровывается понятие ближний род, но вероятно, в него следует включать такие пары, как племянник и тетка, племянница и дядя, двоюродные брат и сестра. За вступление в половую связь Устав предписывает их разлучить и подвергнуть епитимий и штрафу, правда, в несколько меньшем размере, чем предусмотрено в ст. 14.

Статья 15 преследует двоеженство, допускаемое язычеством. Применение наказания в виде заключения в церковном доме ко второй жене, именуемой в некоторых списках Устава подлеглой, указывает на то, что церковь отстаивала принцип единобрачия как в случае заключения церковного брака, так и в случае, если языческий брак не был оформлен церковью. Желание супругов жить в полигамном браке расценивалось как преступление. Таким образом, церковь противопоставляла языческому брачному праву институт единобрачия, давая понять, что она признает лишь такие отношения между полами, которые построены на основе одной - единственной и почти нерасторжимой связи между мужчиной и женщиной.

Статья 16 предусматривает наказание за развод супругов по собственной воле. По свидетельству митрополита Иоанна II (1080—1089), церковные браки в XI веке заключали лишь бояре да князья, народ обходился без благословения и венчания, устраивал свадьбу с плясаньем и гуденьем. Возможно, поэтому штраф за расторжение не венчанного брака в два раза меньше, чем штраф за своевольное расторжение церковного брака. Борьба с не венчанными браками и разводами велась не только с помощью штрафов, но и посредством епитимий.

Статья 18 - 19 содержит два состава: блуд с монахиней и скотоложство. Первого состава нет в Уставе кн. Владимира, вероятно, из-за отсутствия в то время монастырей. По византийским законам за это преступление обоим отрезали носы, по русскому же Уставу наказание ограничивалось штрафом и епитимьей.

Статья 20 карает свойственников за вступление в половую связь.

Роспуст - 1) развод; 2) пеня за расторжение брака.

В статье 21 предусматривается наказание за вступление в половую связь мужчины одного рода с двумя сестрами другого рода. Этот запрет имеет то же основание, что и более общий запрет вступать в половую связь со своими близкими родственниками и свойственниками. Основная цель запрета — обезопасить отношения в семье от страстей, вызываемых духом соперничества.

Падеться - вступать в половую связь.

 

Статья 22, подобно ст. 19, карает свойственников за вступление в половую близость. Если ст. 19 имеет целью оградить от полового соперничества отца и сына, вступающих при нарушении запрета в половые отношения с одной женщиной — женой сына, то ст. 21 имеет целью оградить от соперничества двух братьев, вступающих в половые отношения с женой одного из них. Обращают на себя внимание различные суммы штрафов в том и в другом случае. Сравнение статей дает основание считать, что законодатель более строго карает отца, нарушившего запрет, чем брата. Из этого можно сделать вывод, что законодатель более озабочен ограждением от соперничества отца и сына, чем братьев.

Деверь - брат мужа;

Ятровья -

Статья 22 наказывает пасынка за вступление в половую связь с мачехой. Эта норма оберегает также отношения отца и сына. Значительно меньший размер штрафа, чем предусмотрено в ст. 19, охраняющей те же отношения, может объясняться тем, что, во-первых, нарушение запрета ст. 22 совершается не отцом и поэтому не подрывает его авторитет.

Статья 23 предусматривает ситуацию, прямо противоположную той, которая отмечена в ст. 20. 100 - гривенный штраф, налагаемый на братьев, вступивших в связь с одной и той же женщиной, вероятно, должен был делиться между ними пополам. Но и тогда все равно получается большая сумма, чем в случае, предусмотренном ст. 20.

Очевидно, что законодатель стремился предотвратить соперничество мужчин более суровыми санкциями, чем соперничество женщин. Показательно, что и в том и в другом случае штраф налагается на мужчин. Женщина, вступившая в половые отношения с двумя братьями, заключалась в церковный дом; судьба же двух сестер, вступивших в близость с одним мужчиной, законодателем не раскрывается. Два брата одновременно блудят, как сказано в нескольких списках, со одною женкою, не являющейся ни для кого из них женою. Штраф во втором случае для каждого брата выше, чем штраф для одного из них в первом случае. Очевидно, что случай, предусмотренный ст. 23, расценивается церковью как более опасный. Почему? Это остается загадкой.

Статья 27 запрещает родителям под страхом церковного наказания насильно выдавать замуж девку или женить отрока. Родители привлекались к ответственности в том случае, когда кто-либо из детей что створит над собою, т. е. покончит жизнь самоубийством или попытается осуществить такой замысел.

Статья 28 устанавливает ответственность за оскорбление чужой жены словом, которое расценивалось как позорящее

Статья 29 запрещает остригать волосы на голове (в списках Уваровского вида запрет прямо адресуется женщинам) и сбривать бороду. Статья основывается на стихах Ветхого завета: Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей (Левит, гл. 19, ст. 27). Но известно, что не все христиане считали необходимым следовать ветхозаветной заповеди (католики, например). Почему же на Руси церковь легализовала ветхозаветную заповедь? Более того, насильственное лишение бороды каралось, согласно Русской Правде, самой крупной продажей в размере 12 гривен.

Более поздние памятники права сохранили высокие санкции за вырывание бороды (например, Псковская Судная грамота предусматривает двухрублевую компенсацию за вырванную бороду). Для сравнения следует указать, что за убийство взимался штраф в пользу князя в размере только одного рубля. Возможно, что вырывание бороды расценивалось как оскорбление действием, обезображивание лица.

Но не исключено и то, что, запрещая сбривать бороду и оберегая ее от посягательств других лиц, церковь и государство расценивали ее как внешний признак принадлежности к православному народу. Это служило простым и наглядным средством консолидации внешне однообразной массы и противопоставления ее вне стоящим. Высокие санкции устанавливались именно потому, что изменение облика вело бы к ликвидации одного из признаков такой консолидации.

Для женщин это менее важно, но и у них были свои признаки принадлежности к православной массе: длинные волосы и повой (русский женский головной убор, платок). Срывание повоя с головы женщины каралось, в частности, по договору Новгорода с немцами 1189—1199 гг.

Статья 38 карает за драку двух мужчин, если они дерутся женскы или кто- либо из них кусается.Этот казус, по-видимому, близок к зубоеже, упоминаемой в Уставе кн. Владимира.

Статья 42 выделяет из нескольких дел, перечисленных в Уставе Владимира или сын отца бьеть, или матерь, или дчи, или сноха свекровь, лишь одно и указывает ответственность за него. Волостельская казнь наказание, налагаемое волостелем, управителем волости; это светское наказание, возможно, битье кнутом, но не смертная казнь, поскольку в статье говорится еще и о церковном наказании (епископу в вине). Для сравнения можно привести норму из Закона Судного людем Пространной ред., согласно которой даже ослушание родительской воли каралось убиением камнями.

Таким образом, согласно этому уставу, церковь судила в том случае, когда одна из сторон была под ее юрисдикцией. Устав Ярослава, состоящий из 35 статей ввел конкретные санкции и дефиниции решений. Наказаниями были денежные штрафы, церковное «проклятие», епитимья. Кроме того, церковной юрисдикции переходили все дела о нравственности, а также блуд, двоеженство, нецензурные оскорбления, изнасилования и т. д.), посягательства на собственность (кражи, поджоги), побои споры о наследстве. В дальнейшем церковное право оказало огромное влияние на становление русского национального характера.

 

4. Русская Правда: общая характеристика.

Русская Правда— древнейший русский сборник законов —формировалась на Протяжении 11 - 12 вв. Первый Текст был обнаружен и подготовлен к печати Татищевым в. 1735 г. Сейчас имеется ста списков, сильно - различающихся по составу, объему и структуре. Принято делить сборник на три редакции – Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (пли Древнейшая), и Правда Ярославичей — сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Правда Ярославичей включает ст. ст. 19—-13 Краткой Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался - тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. Со второй половины XI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в 13 в. По уровню развития правовых институтов, социально-хозяйственному содержанию это уже весьма развитой памятник права.

Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработали юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась. В 13 - 14 вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках. Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периода раздробленности.

 

4. Правовое положение различных социальных групп населения

Феодалы:

Начнем с феодалов, необходимо дать характеристику их правового положения. Правящий слой древнерусского общества не был однородным, состоял из разных социальных групп и был достаточно открытым для пополнения. Подпитывался он главным образом из двух общественных группировок: старой родовой аристократии (князья, старейшины, жрецы и т.п.) и верхушки общины (разбогатевшие общинники, выборные должностные лица и т.п.). Представители политической элиты группировались вокруг княжеского двора. Они составляли костяк управленческого аппарата, княжеский совет и дружину, их жизнь, честь и имущество охранялись особенным порядком, что говорит об их привилегированном положении.

Русская Правда перечисляет основные категории лиц, относящихся к высшему привилегированному классу общества:

бояре - советники, старшие дружинники князя;

княжьи мужи - лица, исполняющие важнейшие поручения князя, близкие к нему дружинники;

огнищане - управляющие княжескими имениями - от слова «огнище», очаг);

тиуны - управители отдельными отраслями княжеского хозяйства, исполнители отдельных хозяйственных и управленческих функций).

Какими же привилегиями обладали данные категории людей? На всех этих людей закон распространял две важнейшие привилегии. Во - первых, их жизнь защищалась повышенной мерой ответственности. Если за убийство простого свободного человека устанавливался штраф в 40 гривен (сумма по тем временам весьма значительная), то за убийство кого-либо из перечисленных выше лиц устанавливался двойной штраф в 80 гривен (это примерно сумма годового налогового сбора с общины среднего размера), (ст. 1,). В то же время за убийство низших представителей вотчинной администрации нужно платить 12 гривен (Ст. 13). Почему так мало? По - видимому в данном случае речь идет о бывших холопах. И ст. 14, в качестве возмещения за жизнь рядовича - 5 гривен.

Во - вторых, для них устанавливался особый порядок распоряжения наследством. По общему правилу к наследованию землей допускались только наследники мужского пола, и при их отсутствии земля переходила либо в общинное распоряжение, либо князю. Для перечисленных привилегированных лиц делалось исключение - после их смерти и при отсутствии сыновей земля переходила к их дочерям. Ст. 91, 90.

Цель такого порядка наследования заключалась в том, чтобы сохранить недвижимые имущества правящей верхушки и привилегированного слоя в руках этих формирующихся аристократических семейств. Т. е. переход феодальной собственности через дочерей не грозил выходом ее пределы класса феодалов в целом, поскольку выйти замуж дочь феодала могла только за феодала.

Простое свободное население

Дадим характеристику простого свободного населения. Основную массу населения Киевской Руси составляли смерды-общинники, проживавшие в деревнях, закрепленных за территориальными округами - волостями и вервями. Они уплачивали подати (дань) и выполняли повинности только в пользу государства.

Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В ряде случаев за его действия отвечала вся община (например, если она не выдавала своего члена, совершившего преступление). Представители общины могли также выступать в качестве поручителей (послухи) в судебном процессе по делу своего члена.

смерды (ст. 16).

Наряду со свободными смердами на Руси существовали другие их категории, о которых Русская Правда упоминает как о зависимых людях. В литературе существует несколько точек зрения на правовое положение этой группы населения, однако главным признаком зависимых (крепостных) смердов являлось их нахождение в кабале у богатых соседей или феодалов. Ст. 16 - смерд здесь не лично свободный член общины, защищенный вирой в 40 гривен, а зависимый труженик и его жизнь стоит всего 5 гривен.

Зависимое население

Более сложной юридической фигурой являлся закуп. Это человек, работавший в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться разные ценности - земля, скот, зерно, деньги и пр. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся нанимателем и кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

Впервые долговые отношения закупов с кредиторами юридически были урегулированы после восстания закупов в 1113 г.: Уставом Владимира Мономаха ограничивались размеры процентов на долг. Закон запрещал господину беспричинно наказывать закупа и отнимать у него имущество. За проступки закупа отвечал его господин, но самого закупа могли обратить в холопство (рабство). Та же участь ожидала закупа за попытку сбежать от господина.

Закупы, их личный и имущественный статус - ст. 56 – 64

Холоп наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое - все, чем он обладал, являлось собственностью господина. За последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп с ведома хозяина, отвечал господин. Штрафную ответственность за холопа также нес хозяин, он же выступал за него в суде. За убийство холопа взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину в качестве компенсации передавался другой холоп.

Статус холопов — 63, 65, 98, 99

Источники холопства могли быть различными: самопродажа в рабство всей семьей либо лично; рождение от холопа; женитьба на «робе» или выход замуж за холопа; «ключничество», т.е. поступление в услужение без оговорки о сохранении статуса свободного человека; совершение преступления; бегство закупа от господина злостное банкротство, а также плен. Вообще плен – это самый широкий, но не упомянутый в законе источник.

Источники холопства — ст.110

 

5. Имущественные правоотношения (Гражданское право)

В области гражданско-правовых отношений Русская Правда довольно точно определяет и различает разные институты и области вещных и обязательственных прав. Закон защищает права собственности и владения, регулирует права пользования и распоряжения имуществом. Однако наиболее разработанной является сфера обязательственных правоотношений.

Обязательственное право

Обязательственные отношения могли возникать как из договора, так и причинения вреда.

Дать общую характеристику обязательственным отношениям. За невыполнение обязательства должник отвечал своим имуществом, а иногда и личной свободой. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. В Русской Правде упоминаются договоры: купли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажа); займа (денег, вещей); кредитования (под проценты или без процентов); личного найма (поступление в услужение для выполнения определенной работы); хранения; поручения (выполнение определенных действий) и пр.

Закон отличает сдачу имущества на временное хранение («поклажу») от займа, при котором заемное имущество используется заемщиком. Различается уже простой беспроцентный заем (ссуду) от дачи денег в рост из определенного условленного процента.

Давайте определим, какие древние архаические элементы сохраняются в области обязательственного права:

- спор о принадлежности имущества посредством «ордалия» («суда божьего»),

-наступление личной кабальной ответственности при невозможности выполнить имущественное долговое обязательство («выдача головой истцу»)

Система договоров:

1. Купля-продажа (ст. 37);

2. Заем (ст. 48). Особыми правами на получение и выдачу денег в долг на торговые операции пользуется купец. При отказе в их возврате представлять свидетелей займа не надо, но достаточно самому дать показания, подкрепленные клятвой. По мнению специалистов в данном случае речь идет о купеческом товариществе, торговле в складчину.

Ст. 50. Эта статья регламентирует договор займа с







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 612. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия