Театр и Киевская РусьТеатр - один из важнейших видов современного русского искусства, и говорят даже, что русские имеют врожденные способности к сцене. Однако театр, в современном смысле, появился в России только в конце семнадцатого века. В московский период - эпоху Шекспира - театра в России не было. Ситуация киевского периода не совсем ясна. Прежде всего, мы должны рассмотреть фольклорные основы. Ритуал народных праздников, с его танцами, ритмизированным диалогом и т. п., содержал значительный элемент театрального искусства. То же самое можно сказать о свадебной церемонии и обряда похорон. Сложный цикл древнерусской свадебной церемонии представлял собой действо, в котором не только жених и невеста, но и их родственники и друзья - все имели собственную роль. Спектакль состоял из нескольких действий и начинался с прихода родственников жениха в дом отца невесты, обычно ночью, как того требовал древний ритуал. Представление происходило несколько дней в домах родственников каждой стороны по очереди. Как уже отмечалось, разнообразные песни были существенной частью церемоний, каждому дню и каждой сцене соответствовала своя песня. Примечательно, что русские крестьяне и сейчас, говоря о свадьбе, употребляют глагол "играть" (играть свадьбу). Похороны тоже совершались по установленному ритуалу, важная роль в котором принадлежала профессиональным плакальщицам. В "Слове о полку Игореве" плакальщица Карна оплакивает судьбу всей Руси, истерзанной степными кочевниками. Именно на этом фольклорном фоне нужно рассматривать деятельность бродячих артистов - скоморохов. Предполагается, что большинство скоморохов были площадными актерами и музыкантами, типа жонглеров и шутов. Однако следует иметь в виду, что информация о них исходит преимущественно из церковных источников. ДРЕВНЕРУ́ССКОЕ ИСКУ́ССТВО, ДРЕВНЕРУ́ССКОЕ ИСКУ́ССТВО, искусство древнерусских государственных образований 9-13 веков. Вобрав в себя традиции восточно-славянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, древнерусское искусство создало выдающиеся памятники церковной и светской архитектуры (Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Новгороде, княжеские дворцы), замечательные мозаики, фрески, иконы, миниатюры, рельефы, декоративные изделия, многочисленные церковные песнопения различных жанров. В широком смысле древнерусское искусство — средневековое русское искусство, развивавшееся с 9 до конца 17 веков Первые каменные памятники архитектуры и искусства на Руси — Десятинная церковь, собор святой Софии в Киеве, Спас-Преображенский собор в Чернигове — демонстрируют как следование византийской традиции, так и появление оригинальных русских черт. Широкое распространение получил крестово-купольный тип храма, расчлененный на три или пять нефов. Параллельно с каменным зодчеством на Руси развивались формы деревянной архитектуры. Мозаика — дорогостоящая техника живописи. После распада Киевской Руси ее перестали использовать, а после монголо-татарского нашествия и вовсе забыли. Иначе дело обстояло с фресками. Что такое фреска? Киевскую Софию в XI в. украсили не только мозаики, но и фрески. Это — более доступный вид настенной живописи, хотя и он требует немалого мастерства.Обычно над росписью храма работала целая артель живописцев во главе с мастером. Именно он разрабатывал композицию росписей, отбирал сюжеты, учитывая пожелания заказчика — князя, церкви или горожан. Затем мастер опытной рукой наносил контуры будущих изображений. После этого артель приступала к росписи храма. Фресковая живопись наносится на еще сырую штукатурку. Красками для фрески служат мелко растертые цветные глины и камни, растворенные в воде. За день художнику удавалось написать довольно много — 5-9 квадратных метров фресок. При несомненных достоинствах фрески имеют весьма существенный недостаток. Со временем известь, содержащаяся в штукатурке, частично съедает цвет, отчего фрески выглядят слегка поблекшими, особенно по сравнению с мозаиками. Первый русский портрет. Фрески Софийского собора, в отличие от мозаик, украшают менее значимые, с религиозной точки зрения, части храма. В его западной части художник написал групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, по приказу которого,как вы знаете, возвели собор. На одной стене — князь со своими сыновьями (к сожалению, эта фреска почти не сохранилась), на другой — княгиня Ирина с дочерьми. Это — первое известное нам портретное изображение в истории русского искусства. Любопытные сюжеты украшают стены лестничных башен собора. Среди них — спортивные состязания на константинопольском ипподроме, охота на диких зверей, выступление музыкантов и ряженых. Эти фрески не только лишены какого-либо религиозного содержания. Они, в отличие от строго канонических изображений внутри храма, полны жизни, движения.
|