О сопротивлении злу силойДанная статья — это текст лекции, прочитанной И. А. Ильиным на собрании русской молодежи в Риге 9 марта 1931 г. Подготовлена к печасти Н. П. Полторацким. Впервые опубликована в мюнхенском журнала «Вече» (1984. № 16). Печатается по указанному изданию. 1 Идеолог русского революционного народничества, теоретик анархизма Михаил Александрович Бакунин (1814—1880) рассматривал государство как источник всех социальных зол и его ниспровержение считал ближайшей задачей революционного движения. По Бакунину, она достигается через мощный социальный взрыв в виде стихийно разрастающегося и все сметающего на своем пути бунта угнетенных «низов». Носителями и движущими силами этой разрушительной стихии выступают крестьянство, полупролетарские слои города и люмпены. Задача же революционеров заключается в том, чтобы бросить искру в уже готовый к взрыву социальный материал. 2 Розанов Василий Васильевич (1856—1919) — русский философ, публицист, писатель, самобытный и оригинальный мыслитель. Его весьма обширное и многообразное творчество покоилось не на каких-то определенных философских принципах, общепринятых установках и взглядах, а на глубоко личном восприятии мира. Оно несет на себе печать его трагической жизни с ее деликатными семейными проблемами, с острыми переживаниями за судьбу России и русской нации, с сугубо индивидуальным, на грани ереси пониманием христианской веры, мучительными исканиями истины без оглядки на авторитеты. Увлечение Розанова вопросами пола, так раздражавшее И. А. Ильина, имеет свои объяснения. Однако Ильин не принимал их. В данном случае, упоминая Розанова, он неявно ссылается на его произведения «В мире неясного и нерешенного» (Спб., 1904) и «Люди лунного света» (Спб., 1911). Справедливости ради необходимо отметить, что Розанов в своем творчестве касался проблемы сопротивления злу, в частности, в работе «Еще о гр. Л. Н. Толстом и его учении о несопротивлении злу» (Русское обозрение. М., 1896. № 10. С. 497—507). См. об этом в сборнике «Розанов В. В. о Ф. М. Достоевском и гр. Л. Н. Толстом» (М., 1994). 3 Видимо, в данном случае сказалось эмоционально-негативное отношение И. А. Ильина к творчеству Н. А. Бердяева, ибо Ильин невольно искажает мысли своего оппонента. В преданиях двуполые существа — гермафродиты, андрогины — это мифические предки, соединяющие в себе мужские и женские признаки. В «Смысле творчества» Бердяев сознательно присоединяется к учению об андрогине, восходящем к Платону (см. его диалог «Пир»), разделяет «бездонно глубокое учение Я. Бёме об андрогине и о Софии» и разграничивает понятия «андрогинизм» и «гермафродитизм»: «Но священная, мистическая идея андрогинизма имеет свое карикатурное подобие в гермафродитизме. Вывороченный наизнанку андрогинизм в «мире сем» принимает форму гермафродитизма. Но всякий гермафродитизм есть карикатурное уродство, подмена, лжебытие... опасная вульгаризация...» (Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1989. С. 418.) 4 Булгаков Сергей Николаевич (1871—1944) — русский экономист, религиозный философ, богослов. В 1917 г. принял священство, с 1922 г. в эмиграции, жил в Париже. Следуя философским разработкам В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, Л. П. Карсавина, развивал учение о Святой Софии — Премудрости Божией, которое восходит к положению Платона о Душе мира, а в русской традиции связано с фундаментальной философской идеей всеединства и богословской проблемой соотношения Бога и Человека, их единения во Христе, отношений Божественного мира и тварного, земного. Сам Булгаков дает следующее краткое определение Софии: «София есть всеединство, полнота идеальных образов Логоса, которым принадлежит и реальность, как Красота в Духе Св.» (Путь. Париж. 1933. № 41. С. 102). Говоря о Булгакове, И. А. Ильин имел в виду его статью «Софийность твари. (Космодицея)» в журнале «Вопросы философии и психологии» в № 132 и 133 за 1916 г. Позже она вошла в булгаковскую книгу «Свет невечерний» (Сергиев Посад, 1917). Следует отметить, что «софиология» о. Сергия Булгакова позже, в октябре 1935 г., была осуждена Поместным архиерейским собором Русской зарубежной Церкви в Карловцах как «еретическое учение», а самому ему предлагалось «публично отречься» от своих взглядов по этому вопросу. Булгаков дал ответ митрополиту Евлогию и заявил о своем несогласии с таким определением (см.: Путь. 1936. № 50. Прилож. С. I—24). В свое время Синод Русской Православной Церкви, возглавлявшейся патриархом Сергием (1867—1944), также высказал свое отрицательное отношение к этому учению. В трудном споре о богословской проблеме Св. Софии, не имеющей апостольского предания, можно сказать одно: хотя это и ложное догматическое мнение, однако оно не имеет пока широкого распространения, чтобы квалифицировать его как ересь. 5 Имеются в виду сторонники Young Men Christian Association (YMCA) — Христианской ассоциации молодых людей (янкменский — от «янг мен», первых двух слов английского названия). Это эмигрантская молодежная организация, примыкавшая к Русскому студенческому христианскому движению (РСХД), в числе организаторов которого был Н. А. Бердяев. Он же долгое время занимал пост главного редактора издательства «YMCA-PRESS». Среди части эмигрантов YMCA слыла масонской организацией. 6 Экосез — старинный шотландский народный танец, получивший с XVII в. широкое распространение как парный бальный танец. 7 Зеньковский Василий Васильевич (1881—1962) — русский философ, богослов. Родился в Проскурове Подольской губернии, окончил гимназию в Киеве. До 17 лет был церковным служкою, но под влиянием сочинений Д. И. Писарева, сделался ярым атеистом и радикалом. После 1903 г. постепенно возвратился к вере. В 1916—1919 гг. профессор философии Киевского университета. В 1920 г. эмигрировал из России. В 1920—1923 гг. — профессор богословия и философии Белградского университета, в 1923— 1926 гг. — директор Педагогического бюро по зарубежным школьным делам в Праге, в 1927—1962 гг. — профессор Православного богословского института в Париже. В 1942 г. был рукоположен митрополитом Евлогием в сан священника, позже стал протоиереем. Возглавлял Русское студенческое христианское движение. Написал двухтомную «Историю русской философии», в которой резко критически охарактеризовал воззрения И. А. Ильина, однако проблему о сопротивлении злу силой обошел молчанием. 8 Чернов Виктор Михайлович (1873—1952) — один из основателей партии эсеров, ее теоретик. В революционном движении — с конца 80-х гг. Участник Циммервальдской (1915) и Кинтальской (1916) международных конференций социалистических партий. Занимал пост министра земледелия во Временном правительстве. Председательствовал на Учредительном собрании. После его разгона вел антибольшевистскую деятельность, летом 1918 г. возглавлял Комитет членов Учредительного собрания в Самаре (Комуч), объявивший себя верховной властью на территории Поволжья. В 1920 г. эмигрировал. 9 Степун Федор Августович (1884—1965) — русский философ, мыслитель, ученый, писатель. В 1922 г. выслан из Советской России. В 1926—1937 гг. — профессор Дрезденского университета, с 1947 г. работал в Мюнхене. 10 Mot d'ordre (фр.) — указание.
|