Студопедия — Четыре элемента в зодиакальном символизме
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Четыре элемента в зодиакальном символизме






Одна из первых вещей, которые узнает изучающий астрологию - это что каждый знак зодиака принадлежит одному из четырех элементов:

огню, воде, воздуху или земле. Вкратце мы уже упоминали о них, говоря о четырех кардинальных или "критических" моментах годичного цикла:

весеннем равноденствии (1° Овна), летнем солнцестоянии (1° Рака), осеннем равноденствии (1° Весов) и зимнем солнцестоянии (1° Козеро-. га).

Говоря об элементах, мы часто подразумеваем материальные суб­станции, или, по крайней мере состояние материи - твердое, жидкое, га­зообразное и "огненное", т.е. разные способы соотношения частиц друг с другом при воздействии на наши чувства - твердость скалы, текучесть воды, всепроникаемость и невидимость атмосферы, динамизм, перемен­чивость огня. В более глубоком смысле эти четыре элемента составля­ют различные проявления Единой Силы, которая для нас, обитателей солнечной системы, имеет своим первичным источником Солнце. Эта единая сила становится биполярной в момент ее активации; ее два по­люса, Дневная сила и Ночная сила, Ян и Инь, постоянно взаимодейству­ют, попеременно возрастая и убывая в силе. Таким образом, четыре фа­зы циклической деятельности Единой Силы, равноденствия и солнцес­тояния, выступают как моменты особой важности. Единая Сила диффе­ренцируется на четыре кардинальных типа энергий, каждый из которых имеет свой характерный ритм; устойчивый ритм создает форму, ко­торая являет себя нашим чувствам как "материя", благодаря чему мы и можем говорить о четырех основных состояниях материи.

Мы можем мыслить энергии как модальности силы-энергии, соотно­ся их с зодиаком, поскольку зодиак символизирует циклические измене­ния отношений Земли и Солнца. Таким образом, каждый элемент сле­дует понимать в первую очередь как модус проявления силы-энергии, и лишь вторично - как состояние материи. Китайская астрология дает

элементам иные наименования, соотнося их с иными субстанциями, но это также модальности силы-энергии.

В "Астрологической личности" я писал об Огненной силе, водной силе, воздушной Силе и Земной силе, отмечая кроме того, что нужно иметь в виду три основные типа проявления каждой силы - ее порожде­ние, концентрацию и распределение. Сила-энергия порождается в фик­сированных (неподвижных) знаках Зодиака (Овен, Рак, Весы, Козерог), концентр'иуется в фиксированных (неподвижных) знаках (Телец, Лев, Скорпион, Водолей) и распределяется в мутабельных (подвижных) зна­ках (Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы). Таким образом, каждый из четы­рех элементов появляется в зодиакальном цикле в трех формах, и между тремя знаками, представляющими один и тот же элемент, может быть установлено отношение тригона (трина).

Тригон (трин) считается благоприятным, наиболее "удачным" отно­шением именно потому, что он представляет полное проявление одной из четырех модальностей силы, будучи, таким образом, аспектом пол­ноты. Символически говоря, тройное повторение действия завершает его; в этом согласны все мифологии и оккультные традиции, что явля­ется основой троичности божества в большинстве культур. Если три планеты образуют так называемый "большой тритон", они затрагивают определенный элемент тремя различными способами: такая активация полна (тотальна), а характер планет показывает пути, которыми пойдет (или к которым будет стремиться) процесс активации.

Называть тригон "хорошим" аспектом можно только в смысле того, что для нас нормально и в обычных обстоятельствах считается благоп­риятным и создающим счастье или комфорт; это вопрос ценности суж­дения. Реальный же факт состоит в том, что подчеркивает определен­ный элемент, активируемый аспектом тригона между двумя или более планетами; к лучшему это или худшему - зависит от обстоятельств; во многих обстоятельствах для действия лучше сочетание разных модаль­ностей силы. Теоретически можно предположить, что отношение три­гона между символами градусов должно быть существенным. Практи­чески выявление этого представляет трудности. Очевидно, что при ин­терпретации одного и того же символа с точки зрения двоичных, троич­ных, четверичных, пятеричных и шестеричных отношений с другими символами необходимо извлекать из сцен и образов очень общее и аб­страктное значение. Такая практика часто весьма продуктивна, и, во всяком случае, представляет прекрасные упражнения для развития спо­собности интерпретации, т.е. способности видеть за ординарными фак­тами существенные значения, которую можно было бы назвать "ясно-мыслием", если не ясновидением.

Рассмотрим символы первых градусов знаков; обычно первый гра­дус является прототипом для характеристики всего знака.

Огненные знаки. Они касаются трех аспектов основной силы, высво-бождамой в начале цикло-космического процесса, т.е. силы вызывания структурированного ряда трансформаций. Индейская оккультная тради­ция говорит о трех видах огня - электрическом, солнечном и огне по­средством трения; они соответствуют Овну, Льву и Стрельцу.

Электричество в его многочисленных аспектах первично и находит­ся, по-видимому, всюду, где есть движение и начало новой жизни. При расширительной интерпретации символ 1° Овна можно понимать как проявление новых потешщальностей существования. Это проявление на уровне биогенезиса, т.е. под действием "Жизни". Все процессы жизни требуют электрической энергии.

Солнечная сила-энергия соответствует знаку Льва. То, что биологи­чески и инстинктивно проявилось в Овне, побуждаемое "желанием быть" теперь готово ко "второму рождению": рождению в индивидуаль­ности. Это предполагает трансмутацию жизненных энергий в менталь­ный процесс, который поначалу выражает свойственную эго волю к власти. Лев персонализирует чистое, необусловленное "желание быть" огня в Овне. Он подчеркивает "Я есьм" и волю эго. Солнца - великие автократы Вселенной, величественные и сияющие утверждением ново­го типа силы-энергии, но также амбициозные и жаждущие демонстра­ции своей силы, именно, как "своей";, всем планетам. Солнечный свет -индивидуализированная форма галактической энергии. Символ 1° Льва показывает, как кровь приливает к ""олове, - седалищу эго с его интел­лектуальными процессами и рационализациями. Но солнце также и звезда, одна из биллиона в необозримой галактике, символизирующей духовное пространство.

Огонь посредством трения связывается со Стрельцом, поскольку здесь мы вядим работу силы, которая строит, поддерживает и распреде­ляет цивилизацию и питает энергией социальные процессы. Эти процес­сы вовлекаются в отношения мужчины и женщины, коль скоро люди обретают сознательное чувство ответственности за потомство, стремле­ние воспитательной и образовательной передаче детям наследия прош­лого и к обеспечению им более безопасного и счастливого будущего. В наше время, когда основным процессом социального выживания и рас­пространения является борьба (включающая различные виды соревно­вания), символ!° Стрельца относится к развитию чувства товарищес­тва, в особенности такого, которое основано на опыте групповой при­верженности единой цели.

Водные' знаки. Они соответствуют силе-энергии, необходимой для поддержания и интеграции посредством стабилизации основных жиз­ненных ритмов того, что проявилось в качестве организованных систем деятельности. Это способность чувствовать и реагировать в качестве ор га на ч некого цело го.

Символ 1° Рака - моряки, спускающие старый флаг и поднимающие новый. Дневная сила (Ян), которая в Овне начинает преобладать над Ночной, достигает здесь наибольшей силы.

Рак относится не только к дому, но также и к конкретно установ­ленной и стабилизированной личности. В более глубоком смысле это предполагает реализацию микрокосма - личности, как аналогичной все­ленной в целом. Без водного элемента не было бы процесса циркуляции и чувства целостности. Это чувство лежит в основании эго-сознания. То, что появляется пассивно и неуверенно в 1° Овна, теперь вполне опреде­ленно оказывается "над морем" (корабль) и обладает способностью

принимать собственные решения в бытии, выбирать направление дей-ствования.

Символ 1° Скорпиона указывает, что второй аспект водной силы-энергии связывает индивидуума с большим социальным целым - совре­менным городом. Индивидуум входит в более широкую сферу отноше­ний, утверждает более широкое и более динамическое групповое созна­ние.

Символ 1 Рыб (людный рынок) указывает на полное и эффективное участие индивидуума в организованном обществе с его сложным рит­мом производства и распределения. Так, от личных реакций на новые возможности (1° Рака) мы приходим к сфере всеобъемлющего обмена (1° Рыб).

Воздушные знаки. Воздух относится к всепроникающим и побуди1 тельным средствам общения. Он соединяет отдельных индивидуумов в общей групповой деятельности. За несколько дней ветер разносит один и тот же воздух по всей земле, сдувая наши национальные суверенитеты и амбиции. Кислород действует в глубинах всякого человеческого су­щества, без него не может быть жизни. Это динамическая сила; архети-пически - элемент равноденствия. Весов; но, в отличие от огня, он не трансформирует. Он дает индивидуумам новое духовно-социальное из­мерение. Во многих языках слова, связанные с дыханием и воздухом, приобрели значение "духа" ("пневма", "атма"),

Весы обычно связывают с представлением о равновесии, на что ука­зывает и их символ-изображение; однако это довольно поверхностная интерпретация. Люди, в карте которых Весы играют значительную роль, не более психологически уравновешены, чем любые другие. В мо­мент осеннего равноденствия Дневная сила и Ночная сила одинаковы, уравновешивают друг друга, но такова же ситуация весеннего равноден­ствия. Разница в том, что Овен начинает процесс индивидуализации. Ве­сы же - коллективизации. Первый основывается на огне, второй - на воздухе.

Символ 1° Весов (приколотая бабочка) поначалу не кажется соот­ветствующим представлениям, связанным с воздухом как элементом. Мы можем усмотреть его более глубокое значение, вспомнив, что архе­тип - это аспект единства всех конкретных экзистенциальных форм, от­носимых к этому архетипу. Так архетип Человека соотносит друг с дру­гом всех людей. В определенном смысле, воздух (в высшем проявлении -говоря религиозным языком - Святой Дух) превращает всех людей в Братьев, Детей архетипического Отца. Каждый человек может отож­дествить себя с ним, не только по завершении духовной метаморфозы, но и при готовности посвятить все, чем он является как индивидуум, со­вершенствованию (т.е. архетипизации) человечества как целого.

Всякое организованное общество основывает свою культуру на нем­ногих архетипах или "первичных символах" (Шпенглер). Архетип, сво­дит воедино группу в определенном времени и пространстве, когда он оказывается ответом на космическую, сверх-личную потребность суще­ствования, так сказать, групповую коллективную карму.

Во втором воздушном знаке. Водолее, мы видим архетипический об-

раз конкретизированным и обретшим относительное постоянство в кол­лективности (Символ 1° Водолея - старая миссия в Калифорнии); любой древний собор воплощает не только религиозную, но также и социаль­ную функцию.

Символ 1° Близнецов соответствует человеку, действующему на до­вольно сложном уровне культуры, способному создать "лодку со стек­лянным дном", позволяющую войти в контакт со скрытыми (оккуль­тными) силами и трансцендентными формами существования. Воздух Весов порождает коллективно приемлемые архетипические ценности. Воздух Водолея концентрирует эти ценности в культурных институтах. Воздух Близнецов распределяет как знание то, что эти институты по­рождают.

Знаки земли. Из атомной физики мы знаем, что материя в твердом состоянии является не массой тяжелого материала, а в основном - пус­тым пространством, в котором атомы и их составляющие движутся с ог­ромными скоростями, разделенные огромными - сравнительно с их соб­ственными размерами, - расстояниями. Могущественные силы удержи­вают эти вращающиеся атомы и субатомные сущности в пределах опре­деленных паттернов организации. Мощные связи между биллионами электрически заряженных частиц в результате воспринимаются нашими чувствами как твердость. На другом уровне твердость превращается в солидарность, основу устойчивых социо-политичес их и культурных институтов. Физик говорит о "связующих силах'' в атоме или о гравита­ции. Психолог может увидеть подобные силы при формировании эго, стабилизирующие то, что мы называем "характером". Одни эго массив-, ны и устойчивы против дезинтеграции, другие едва могут противостоять различным влечениям, интересам души и ума, или воздействию элемен-тально-астральных сил.

Символ 1° Козерога (индейский вождь, требующий признания его власти) подчеркивает волю к интеграции и централизованному управле­нию, т.е. требование власти, способной удерживать единство групп, в особенности в критических обстоятельствах. Символ 1° Тельца (чистый горный источник) относится к схождению силы, дающей человеку и всем другим живым организмам возможность участия в экологическом целом, в котором каждый имеет более или менее определенную биоло­гическую роль. Символ 1° Девы (портрет) указывает на интеллектуаль­ную и творческую способность извлекать из биологической и психичес­кой интеграции (лицо человека, индивидуализированное определенной культурой) то, что наиболее характерно и значимо. Таким образом, мы видим действие элементов земли на социальном (Козерог), биологичес­ком (Телец) и индивидуально-личностном (Дева) уровнях.

В астрологических кругах часто полагают отрицательным, если в карте рождения нет ни одной планеты в знаках определенного элемен­та. Место расположения планеты указывает на нормальное направле­ние внимания; но это не означает, что определенное качество или спо­соб действия, символизируемый определенным элементом, обязательно отсутствует в человеке, если в знаках этого элемента нет планет. Это может означать отсутствие акцента на этих качествах или их меньшую

важность в данном жизненном цикле (если, скажем, предположить их значительную проработанность в прошлых жизнях или в культуре семьи). Кроме того, тип деятельности, символизируемый не подчеркну­тым в карте элементом, может быть представлен на трансцендентном уровне. В непрофессиональной практике элементам часто придается слишком большое значение; между тем взаимоотношение планет, где бы они ни находились, а также расположение домов гораздо важнее (см. мою книгу "Астрологические дома, аспект индивидуального опыта"). Зодиак в астрологии - это символ оперативной целостности и цикличес­кой деятельности, знаки же как таковые - вторичны).

Соотнося четыре элемента с точками равноденствия и солнестояния, мы получаем холистическую архетипическую последовательность, по­казывающую взаимоотношение элементов в их трех аспектах в зодиа­кальном цикле. Более обычный способ интерпретации последователь­ности элементов - их изучение на экзистенциальном уровне, т.е. после-дования одного знака за другим во времени. Здесь за Овном-огнем сле­дует Телец-земля, затем Близнецы- воздух и Рак-вода, а затем последо­вательность элементов повторяется, начиная со Льва и потом со Стрельца. С этой точки зрения цикл в 1(елом разделяется на три перио­да, каждый из которых начинается с "проявления". Каждое проявление происходит на особом уровне деятельности и сознания: био-психичес-ком уровне, лично-индивидуальном уровне эго, и социо-коллективном. Мы видим здесь возможность для человека пережить рождение физи­ческого тела, рождение индивидуальности и социальное (а в некоторых случаях и истинно духовно-оккультное) рождение. Этот цикл может быть рассматриваем как архетипический для человеческой жизни, если только человек достиг стадии, на которой он обладает истинной "инди­видуальностью", независимой от расово-культурной матрицы. В жизни могут быть выделены три 24-летние периода - цикл Урана; индивидуа­лизированная жизнь находится под влиянием уранической способности амо-трансформации, в то время как на родо-племенной стадии (на кото­рой многие люди находятся!), человек остается представителем расово-культурного паттерна, лишь поверхностно характеризуем "личными" реакциями на определенные обстоятельства; архетипическая жизнь та­кого существа измеряется 70 годами.

С экзистенциальной точки зрения, опирающейся на последователь­ность во времени, полярностью огня является земля (эта пара обсужда­лась в начале этого редела), полярность воздуха - вода. Здесь мы имеем дело с полярными парами, которые разделяют цикл на 6 частей. Единая Сила разделяется на шесть великих творческо-трансформирующих энергий или "шакти". Санскритский термин для Единой Силы - Дайвип-ракрити, в некоторых других системах индуизма - "Вах", Голос Т вор-. ческого Бога, что приблизительно соответствует Святому Духу христи­анского Триединства, в котором Солнце соответствует Сыну.

Семеричное разделение круга оказывается иррациональным (в мате­матическом смысле; геометрически и.следовательно, архетипически,. 7 относится к шести кругам, сопряженным с седьмым в центре). Экзис­тенциально мы постоянно имеем дело с циклами, разделенными на 7 пе-

риодов (взятые четырежды, они дают 28); однако геометрический образ говорят нам (если мы готовы услышать), что "седьмой" занимает осо­бое место в экзистенциальной последовательности: это зерно, развива­ющееся в шестиричной жизни, синтезирующее 6 и ведущее к новому циклу, можно надеяться, что на новом уровне.

Рассмотрение дальнейших подразделений круга поведет к ненужным усложнениям, хотя и могут быть усмотрены значимые отношения меж­ду I и 16 градусами в каждом знаке; восьмеричное деление (45°) также значимо, соответствуя высвобождению энергии в электромагнитных полях. Возможно, что в будущем привлечет к себе внимание разделение по 40°: оно относится к девятеричному делению и одновременно связано с символизмом "40".

В этой части мне хотелось показать, что сабианские символы можно соотносить друг с другом по разным структурным схемам, геометричес­ким и последовательным: это значимо с точки зрения чисел и высво­бождения жизненных энергий. Структурные соотношения сабианских символов, я полагаю, уникальные во всем мировом символизме, в осо­бенности, если иметь в виду алеаторический характер их первоначаль­ной фиксации Это не значит, конечно, что не может возникнуть еще более совершенный ряд символов, однако устанавливает критерий та­кой значимости.

Часть IV:

Использование символов в астрологии и предсказаниях

1. Почему современный человек нуждается в "предсказаниях";

Человек приходит за советом к ясновидцу, о котором он слышал хо­рошие отзывы; другой приходит на спиритический сеанс, в надежде получить послание, которое разрешит его эмоциональную проблему или даст ключ к беспокоящей его тайне; кто-то еще советуется с астро­логом или учится составлять и интерпретировать часовые гороскопы;

многие используют предсказательную технику И.Цзина для разрешения своих трудностей и выбора из альтернативных возможностей. Все это -разные формы "оракульских" предсказаний; люди чувствуют себя не в состоянии разрешить свои проблемы интеллектуально на основе того, что они знают, а традиционные религии тоже не дают удовлетворитель­ных ответов.

Почему эти люди не идут к экспертам-ученым-психологам, психиат­рам, врачам, университетски- образованным ученым, имеющим офици­альные дипломы, владеющим разного рода техникой? Многие к ним и обращаются, но многие не верят, что можно опереться на своевремен­ное интеллектуальное эмпирическое знание, которому учат в универси­тетах - знание, основанное на множественности данных и не содержа­щее всеохватывающей философии жизни. К тому же многие, особенно среди современной молодежи, не хотят, чтобы кто-нибудь выступал по­средником между ними и тем, что она называют Богом, Жизнью или Вселенной; но также они не вполне верят и самим себе, сталкиваясь со сложными проблемами современной жизни.

Что же им делать? Альтернативой личным посредником является безличная передача. Это требует владения каким-то "языком", превос­ходящим аналитический и рациональный уровень научного знания. На­учное знание, обеспечивает нас комфортом и все возрастающей силой;

однако часто оно неспособно ответить на вопрос, какой из многих воз­можных путей выбрать. Оно не говорит нам, как обрести большую пол­ноту, большую глубину, которыми мы, по-видимому, обладаем, не буду­чи способными актуализировать.

Есть большая разница между знанием и пониманием. Мы можем знать огромное множество фактов, рецептов, уравнений и формул, даю­щих нам возможность выполнять результативные действия. Но при этом мы можем не понимать ценность этих результатов. Понимаем ли мы, куда современная технология ведет человечество? Может ли фак­тическое, рациональное знание ответить нам на вопрос, почему мы выбираем

то или иное направление действия, когда результаты наших дей­ствий очевидно зависят от множеств неизвестных факторов?

Современные ученые полагают, что число таких неизвестных фак­торов стремительно уменьшается, и кажется, что так оно и есть в опре­деленных, строго очерченных областях. Однако наша, основанная на науке цивилизация порождает новые и все более сложные проблемы вместо каждой разрешенной. Основные, фундаментальные проблемы остаются нерешенными, становятся все более острыми и беспокоящи­ми. остается нерешенной проблема значения и смысла человеческого существования, в частности, значения и цели каждого индивидуального человека, моей жизни и вашей жизни.

Как может быть обнаружено это значение, эта цель, этот смысл, ко­торые, за редчайшими исключениями, проблематичны для самого инди­видуума? Как убедиться, что выбор, который -мы делаем, ведет нас к бо­лее осмысленной и полной жизни? Как увериться, что наше отношение к сложной ситуации, включающей мсжличностные отношения, возмож­ности карьеры или что-то подобное, наиболее плодотворно? Незнание этого порождает фрустрация и беспокойство.

Таковы причины, заставляющие современных людей обращаться к "оракулам" в большей мере. чем когда бы то ни было (кроме, может быть, медленного заката греко-римского общества). Обращение же к оракулу требует либо доверия к его посредничеству, либо владения ''языком предсказаний", - языком символов.

В первой главе этой книги я постарался изложить свое. представле­ние о том. что такое символы. Теперь я попытаюсь изложить это нес­колько иначе. Любой язык есть связный, устойчивый и традиционный набор символов. Обычный язык состоит из слов: религия, искусство, ма­тематика - также сложные систематизированные организации симво­лов. Астрология, если понимать се правильно, освободив от предрассуд­ков и спионтистских толкований последнего времени, также есть язык, используемый для передачи основных факторов, относящихся к органи­зации живых организмов и в особенности человеческих индивидуумов.

Всякий язык передает не только факты, но, по крайней мере. намеки на значение этих фактов. Факты могут относиться к разным системам ценностей и воззрений, что зависит от объема и качества сознания, ко­торое стремится к пониманию и к разрешению личных и социальных проблем. Простой пример может прояснить эти утверждения. Я вижу что-то движущееся через улицу и восклицаю "Собака!". Я употребляю символ. Этот символ, звук слова "собака'' был создан отдаленным пред­шественниками и употреблялся биллионами людей, чтобы передать другим людям знание относительно биллионов животных определенно­го рода, с которыми они находятся в определенных отношениях. Говоря слово "собака", я предупреждаю моего собеседника, который, может быть, не видит ее, о том, что приближается животное, с которым связан определенный тип опыта. Слово "собака" означает возможность по­добного опыта, если я скажу "бешеная собака", этот опыт, ранее опре­деленный в очень широких пределах, становится ограниченным более узкими рамками. Добавляя еще какие-то слова, я еще более ограничиваю

 

поле возможности и более точно определяю значение, к. второе я передаю своему собеседнику. Если я или мой собеседник ршее были укушены собакой, и н результате пережили тяжелую травму или бо­лезнь, картина становится весьма живой, вызывая воспоминания о прошлом опыте и стимулируя деятельность желез внутренней секреции. Но даже если мы не имели такого личного опыта, слово-символ доста­точно для того, чтобы передать нам а концентрированной (форме сущес­твенный опыт наших предшественников. Таким образом, символ заста­вит нас чувствовать; он также даст нам некоторое знание относитель­но того, как действовать. Мы будем готовы к тому, чтобы встретить приближающуюся ситуацию как нечто, с чем сталкивались многие люди.

Так ситуация обретает ''значение" - такое, которое принимается миллионами людей, извлекших знание из опыта. Поскольку я могу отождествить опыт с символом и дать ему название, гораздо меньше возможное! и, что ситуация захлестнет меня. Я знаю, что есть эффек­тивный способ действования в этой ситуации, традиционный способ. Я уже не один перед трудностью или опасностью; за мной сила множества людей. То, что они делали к этой ситуации, могу делит'.. н я, «i, может быть, могу делать и лучшее. Благодаря им, я знаю больше о значении и цели события или вызова, который мне противостоит.

Символ соединяет отдельный опыт большого числа людей. Он изымает событие из мира случайного, беспрецедентного и непостижимого » переносит его в мир "универсального''. Логическая последовательность символов, находимая в любом языке, в любой научной теории, традици­онном искусстве или религиозном ритуале делает мириады кажущихся хаотическими, непредсказуемыми и бессмысленными фактов жизни со­ответствующими определенному паттерну порядка и значения. Тысяча событий или личных ситуаций становятся простыми вариациями одной нейтральной темы; символ указывает эту значимую тему. А тема явля­ется часть связной последовательности событий, обретающих цель и смысл в своей взаимосвязи. Выраженная в символах, жизнь концентрируется в небольшое количество взаимосвязанных единиц опыта; каждая из таких единиц, - концентрат опыта миллиона людей.

Будучи "зернами урожая" прошлого опыта, исполненные значения символы властно определяют чувствования, мысли и поведение будущих поколений. Дети эмоционально и ментально впитывают эти симво­лы во все время формирования, учась придавать определенное значение всему, с чем они встречаются, и чувствуя себя "вместе'' со всеми, кто принимает значимость этих значений.

Если бы вместо произнесения слов "бешеная собака приближается к дому, где играют твои дети" я мог проецировать в ум моего друга на расстоянии картину собаки, вбегающей во двор к нападающей на детей, я также передал бы и значение приближающегося события.. В этом слу­чае проецирование образа относилось бы к ясному конкретному собы­тию, которое мой друг сразу узнал бы. Но если такой буквальный и точ­ный образ нельзя проецировать, я мог бы, возможно; послать сигнал опасности, нечто, что указало бы, что в опасности дети, и необходим':'

быстро действовать. Это могло бы иметь форму более общего символа, и потребовалось бы определенное знание для его интерпретации.

Если человек чувствует, что он столкнулся с запутанной и может быть опасной ситуацией, он может попытаться обрести более глубокое понимание того, что она содержит, бросая палочки И.Цзина; гексаграмма, которую он получает, может содержать указание на опасность и способ ее преодоления. Человек получил сообщение, которое увеличи­вает его понимание и может спасти его от серьезной беды, также, как в предыдущем примере мой друг получил предупреждение об опасности. В этом случае, однако, предупреждение исходит от И.Цзина. Однако от И.Цзина ли, или от карты Таро, или сабианских символов? Эта загадка настолько задевает западный ум, привыкший к рациональным процеду­рам, что часто превращает все в бессмыслицу. Однако предсказания ра­ботают! Дело в том, что они требуют интерпретации. Они также обыч­но требуют каких-то процедур, позволяющих убедиться в значимости ответов, и, прежде всего, они требуют от вопрошающего открытости ума и, более всего, реальной потребности в ответе. Эта потребность существует, когда человек, ждущий ответа оракула, уже честно пытался найти ответ на мучающий его вопрос и не смог прийти ни к какому ло­гическому или рациональному решению, может быть потому, что проб­лема содержит слишком много неизвестных.

В периоды расцвета определенного общества, с его культурой и ре­лигией, члены этого общества находят в традиционных культурных структурах фундаментальные ответы, которые применимы к большин­ству личных ситуаций и проблем. Культура основана на архетипах или парадигмах, т.е. на великих образах, символически значимых сценах из жизни 'rex, кто воплощает ценности этого общества. Те, кто привык к пониманию этих ценностей, могут оказать помощь и руководство. Но сегодняшняя ситуация в мире характеризуется разрушением почти всех традиций, великие образы прошлого кажутся лишенными значения. Где можно найти новые образы или символы, значимые вне всех культур­ных ограничений, так сказать "транскультурные" символы, укоренен­ные в общем опыте всех людей?

Поиск такого рода символов неизбежно ведет к астрологии, по­скольку астрология основывается на наиболее фундаментальном и пер­вичном опыте человечества - величественном зрелище звезд на темном ночном небе, опыте времен года и биологических ритмов, столь очевид­но синхронизирующихся с циклическим движением Солнца и Луны. Ди­хотомия небесного порядка и хаоса на земной поверхности фундамен­тальна для всех религий. Небо стало единым великим символом порядка и ритмического развертывания и биопсихологических функций и дея-тельностей. Небо "творит", земля - "воспринимает": натура натуранс и натура натурата. Проблема значения существования может быть разре­шена, если есть способ интерпретации постоянно меняющихся картин, создаваемых Творящим на фоне небесного пространства. Из этой по­требности рождается астрология. Все великие цивилизации прошлого пользовались ее символами. Постепенно развивался символический язык предсказаний, в котором единицами стали планеты и их сочетания,

и стали составляться карты неба, обнаруживавшие значение и цель для тех, кто внимательно изучал язык неба.

Это сложный язык, и, как все языки, он может употребляться на разных уровнях. Так обычный английский язык может использоваться например, для заключения чисто фактических деловых соглашений, а теперь для этого существует еще более конкретная и обнаженная его форма - язык компьютеров. Но английские слова могут также исполь­зоваться в стихах, вызывающих и выражающих сложные чувства и ду­ховные прозрения. Равным образом, танцевальная музыка или военные марши пользуются той же языковой основой, которая служит Скрябину или древнеиндийской музыке для передачи духовного опыта.

Слова могут составляться в фактические утверждения, но могут сое­диняться также и в поэтические образы, воздействующие на глубины чувствования и сознания читателя или слушателя. Астрология, имею­щая дело с "планетами" (включая Солнце и Луну) и их паттернами в оп­ределенных системах координат (зодиак, астрологические дома), в боль­шинстве случаев была ориентирована на события, будь то на биологи­ческом, социальном или психологическом уровнях. Но существует так­же астрология, идущая глубже конкретных событий, проходящая сквозь них, обращающаяся к более глубоким областям сознания. Это более трансцендентное сознание обращено к сущности событий и качеству бытия, лежащим в основе функциональной деятельности, которая свя­зана с планетами. Такая астрология работает с фазами любых циклов, •гак сказать с самой "цикличностью";.

Китайские мудрецы понимали такую возможность, создавая таин­ственную и могущественную систему И.Цзина. Циклический ряд 64 гексаграмм, без сомнения, имеет в основе смену времен года, но выходит за пределы этой системы отсчета. Он ведет нас в мир архетипов, лежащий глубже времен года и имеющий отношение, по крайней мере теорети­чески, к любому циклу. Это придает И.Цзину универсальную значи­мость, в пределах уровня сознания, где дуализм Ян и Инь управляет лю­бым экзистенциальным проявлением; развертывание циклической дея­тельности здесь может быть отождествлено с ритмом 64 фаз. Как уже говорилось в первой главе этой книги, естественно полагать, что наше сложное общество с его разветвленными паттернами межличностных отношений нуждается в большем количестве архетипических фаз. Архетипическая последовательность 360 символов - порядка ответит на эту потребность; число 360 космически соответствует отношению меж­ду периодами вращения земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Сабианские символы, как и символы И.Цзина, являются основой для оракульских предсказаний. При этом они, разумеется, нуждаются в ин­терпретации, которая, естественно, зависит от уровня сознания интер­претирующего. В прошлом было написано много интерпретаций сабианских символов. Я не утверждаю, что сабианские символы точны или универсально верны. Образы и сцены, которые в них представлены -создание чувствительного американского ума, воспитанного и действу­ющего после I мировой войны. Но эти символы обладают реальными предсказательными возможностями, т.е. они могут давать вопрошающему

значимые ответы на вопросы, честно задаваемые и касающиеся реальных личных и межличностных проблем

Для многих, стремящихся к рациональным и "научным" объяснени­ям всего, это загадочно. Многие скажут, что значимые ответы оракула -просто случайность. Но что такое "случайность"? И какого рода "науч­ная проверка" возможна в делах сугубо личных и столь зависящих от субъективной интерпретации либо самого вопрощающего, либо челове­ка, искусного в интерпретации языка предсказаний? Многие христиане в минуты затруднений или скорби открывают Библию на случайной стра­нице и с закрытыми глазами находят пальцем наугад стих, который ин­терпретируют как ответ на свой вопрос или как утешение в скорби. Они таким способом устанавливают связь с тем, что они считают Божес­твенным источником мудрости, Словом Божьим. Однако очевидно, что в буквальном смысле "Бог" не писал Библии, а ангел Гавриил - Корана. В момент визуализации и записи сабианских символов, возможно, ка­кой-то сверхчеловеческий или учительский разум каким-то образом вдохновлял процесс формулирования. Но образы как таковые очевидно были обусловлены умом ясновидящей, так же как формулировки крат­кой записи - М.Джонса. И все же, если мы учтем, с одной стороны, алеа-торический порядок и поразительную быстроту записи, с другой же сто­роны - удивительную структурную организацию символов, если свести их к их сущности значениям, мы не можем избежать заключения, что за сценой действовал некий трансцендентный ум. "Бог" также действует "за сценой" вселенной; посредством невероятно сложной взаимосвязи феноменов мы можем проникать в смысл выражения, что "дела Божий доказывают его существование". Это весьма специфический способ "до­казательства". Научным умом не может быть доказано ничего кроме того, что определенная последовательность событий устойчива при оп­ределенных фундаментальных допущениях. Никакой интеллект не мо­жет объективно доказать абсолютную значимость этих допущений или постулатов. Мы не можем действительно "доказать" существования Бо­га, и еще менее - "доказать" несуществование Его. Мы можем наблю­дать психологическое действие веры в Бо







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 356. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия