Студопедия — V. Самооценка (частная и общая), особенности людей с низкой и высокой самооценкой, отношение к другим людям
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

V. Самооценка (частная и общая), особенности людей с низкой и высокой самооценкой, отношение к другим людям






Источник: Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2006.

Каждый индивид имеет в отношении себя множество «Я-установок» и самооценок по различным параметрам своей личности, которые в совокупности образуют его «Я-концепцию». Каждая парциальная самооценка индивида (по отдельным личностным характеристикам) может меняться в пределах от -1 до +1 в относительных значениях. И каждый индивид может иметь положительные самооценки по одним параметрам своего «Я» и отрицательные по другим. Из этих парциальных самооценок с учетом субъективной значимости для индивида различных параметров своего «Я» формируется обобщенная самооценка его личности.

Как показала обширная психотерапевтическая практика и научные исследования, люди с низкими и высокими самооценками часто проявляют характерные, типологично отличающиеся друг от друга виды поведения и личностные особенности. Это позволяет описать на качественном уровне обобщенные личностно — поведенческие профили лиц с низкими и высокими самооценками, которые могут служить качественными диагностическими индикаторами для идентификации таких лиц. Типичные психологические и поведенческие особенности лиц с низкой и высокой самооценкой можно сгруппировать следующим образом:

 

профиль личности с низкой самооценкой:

•сверхчувствительность к лести, похвале и критике;

•сильно выраженные эгоцентризм и меркантильность;

•убежденность в эгоистической, порочной природе человека, недоверие и подозрительность к людям, игнорирование их интересов и потребностей;

•обобщенная склонность объяснять свое поведение и происходящие с ним события как мало зависящие от него самого, а больше от внешних обстоятельств и злой или доброй воли других людей (внешний локус контроля);

•стремление к уходу или уединению, робость или явно выраженная агрессивность;

•высокий уровень неудовлетворенности собой, неуверенность, изнуряющее беспокойство о будущем;

•неустойчивая система взглядов, убеждений и ценностей, большая внушаемость;

•безразличное или преувеличенно — тревожное отношение к своему здоровью и внешности;

 

профиль личности с высокой самооценкой:

•способность трезво и реально оценивать свои успехи и неудачи, отстаивать свои интересы и взгляды;

•отсутствие ригидности, способность изменять свои взгляды и принципы при изменении социального опыта на основе новой информации;

•отсутствие изнуряющего беспокойства о своем прошлом и будущем;

•уверенность в том, что он справится с проблемами даже перед лицом случайных неудач;

•принятие себя как личности, имеющей равную ценность с другими, несмотря на различия в качествах и способностях;

•уважение интересов и потребностей других людей.

 

Рассмотрение профилей лиц с высокой и низкой самооценкой (основанных на большом массиве статистических данных), делает очевидным, что важнейшими личностными характеристиками индивида, существенно влияющими на регуляцию его социального поведения (взаимодействия и взаимоотношения с другими людьми) являются: «эгоцентризм — его отсутствие», «беспокойство/тревожность — их отсутствие», или шире — взаимосвязь «Я-установок» с установками к другим людям.

Имеющаяся литература позволяет сделать ряд обобщений, касающихся регуляции поведения индивида в связи с особенностями его «Я-концепции». На уровне логики здравого смысла любовь к себе часто рассматривается как альтернатива уважению к другим людям: чем больше любви и заботы привношу во внешний мир, тем меньше остается самому себе. Да, эгоистичность человека может считаться основой отсутствия интереса, заботы и любви к другим людям. Эгоистический человек постоянно сконцентрирован на самом себе, озабочен своей персоной, никогда не бывает удовлетворен, всегда боится что-то потерять, проявляет чрезмерную завистливость.

Но на самом деле противопоставление уважения и любви к себе и другим (так же, как и ненависти к себе и другим) не является альтернативой. Э. Фромм (1939) был одним из первых исследователей, кто поставил это противопоставление под сомнение: поскольку мы сами являемся таким же объектом чувств и установок, как и другие люди, то установки к другим и самому себе должны функционировать параллельно и не являться противоположными. Даже известная библейская заповедь «Люби ближнего своего, как самого себя» (Евангелие от Матфея, 17:17) означает, что уважение собственной личности, любовь и понимание собственного «Я» не может отделяться от уважения, понимания других людей и любви к ним.

В основе эгоистичности человека лежит отсутствие уважения к самому себе. Индивид, не одобряющий самого себя, находится в состоянии хронического беспокойства. Он озабочен самим собой. К этому его постоянно толкает неудовлетворенная потребность в положительной самооценке. Поэтому тезис — чрезмерная любовь к себе не оставляет места для любви к другим — ошибочен. В действительности такие люди не любят и не уважают самих себя, а их нарциссизм — это не что иное, как мощный защитный механизм по защите своего ущербного «Я». Другими словами, поведенческая тенденция унижения, умаления достоинства других возникает у человека из чувства собственной неполноценности, несостоятельности как механизм сверхкомпенсации.

Индивид постоянно контролирует и направляет себя в том плане, чтобы не потерять самооценку, повысить ее. Именно эта потеря дает начало изнуряющей тревожности и страданию, которое обозначается как «беспокойство». Состояние беспокойства по самой сути является межличностным феноменом, который проистекает от ожидания индивида с низкой самооценкой того, что он будет отвергнут, отрицательно оценен и принижен самим собой или другими. Такой индивид имеет закрепившийся опыт отрицательного оценивания себя со стороны других и находится в постоянном изнуряющем ожидании (тревожном предвосхищении) получить какую-либо форму отвержения вновь.

Чтобы снять чувство собственной несостоятельности и предотвратить свое отвержение, индивид с низкой самооценкой при взаимодействии с другими вырабатывает в себе разные защитные стили поведения — либо уменьшает контакты с людьми, проявляет робость, соглашательство, сглаживание, уступчивость и т. п., либо «нападает» на них, стремится к превосходству, демонстрирует неадекватно завышенные самооценки, т. е. формирует отрицательные установки по отношению к другим людям.

Лица с высокой адекватной самооценкой, как правило, проявляют и адекватный стиль поведения без особого проявления защитных реакций. Для них характерно проявление уважения и себя, и других в социальных взаимодействиях.

В целом, данные обширных исследований (К. Роджерс, У. Розенберг и др., 1960-е гг. и более ранние наблюдения психоаналитиков) убедительно свидетельствуют о сильной положительной взаимосвязи между принятием себя и принятием других (коэффициент корреляции 0,7—0,8) с соответствующими поведенческими тенденциями. Это позволяет предположить, что такая взаимосвязь носит универсальный характер и, по-видимому, присутствует во всем спектре населения.

Эти статистически значимые взаимосвязи между «Я-установками» и установками к другим людям в области социальной психологии исключительно значимы и полезны для понимания и объяснения проблем регуляции социального поведения людей, особенно проблем социального конфликта и враждебности. «Я-концепция» личности имеет безусловное значение для изучения процесса регулирования отношениями человека с другими людьми и уникальную перспективу в плане анализа отношений человека с окружающей социальной средой. В ситуациях межличностной напряженности и социальных конфликтов, начиная с семейных до производственных и этнических, наиболее эффективный подход к разрешению проблем — анализ и изменение установок участников конфликта по отношению к самим себе, будь то сугубо личностная идентификация или социальная, а не поиск решений, опирающихся на внешние факторы.

 

Кроме этого, при анализе и развитии взаимоотношений с людьми полезно учитывать эмпирические закономерности, выявленные при изучении «Я-концепции» личности:

•чем чаще человек отрицательно оценивает других по каким — либо характеристикам, тем ниже его уровень самооценки по тем же характеристикам;

•индивид чаще описывает положительно тех людей, которые по каким-либо характеристикам больше похожи на него самого, он больше склонен доверять им и больше подвержен убеждению и внушению со стороны таких лиц;

•систематическое получение индивидом оценок, которые выше или ниже средних оценок, обычно получаемых им от других ранее, изменяют самооценку этого индивида в том же направлении;

•только через изменение отношения к себе индивида изменяются мнения и взгляды о других людях.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 2562. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.042 сек.) русская версия | украинская версия