Студопедия — Учащийся группы №­_____ 20 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Учащийся группы №­_____ 20 страница






В семье совсем не то: в ней внимательно ознакомятся со всеми детскими радостями и печалями, посочувствуют, утешат. Загнанный и запуганный в школе ребенок отдыхает в семье; его сердце согревается, отходит от школьной духовной стужи; в семье дитя набирается духу и душевной теплоты. Источник жизнерадостности детей находится в семье; и чем меньше дитя, тем больше оно льнет к ceMbe2 тем с большей грустью уходит из нее.

232 Об общественнонравственном развитии и воспитании детей I Развитие человека не может совершаться вне общества. Если хорошенько, поосновательнее разобрать человека, особенно его душевную сторону, то окажется, что большая часть его существа — общественного происхождения. Язык, религия, общественно-государственный строй жизни, склад быта и нравов, вся материальная культура — все это могло возникнуть, а главным образом развиться, достигнуть ныне существующих форм только в обществе.

То, что мы называем разумом человека, его сердцем, его волей, есть плод не индивидуального, а общественного развития, в нас, быть может, 9/10 общественных элементов и лишь 1/10 чисто личного начала. Собственно, мы не знаем человека как отдельного обособленного существа, а мы знаем его только как члена общества. Поэтому общественная среда есть духовный воздух, без которого, как и без обыкновенного воздуха, человек дышать, т. е. существовать, не может.

Из сказанного необходимо следует тот вывод, что общественнонравственное развитие есть одна из существенных сторон развития человека, составляет одну из насущнейших его потребностей. Естественно, что эта потребность издавна так или иначе и удовлетворяется жизнью среди людей. В элементарном грубом виде общественно-нравственное развитие составляет принадлежность члена каждого, даже весьма слабо и несовершенно организованного общества, вроде пастушеского, охотничьего и вообще неоседлого, кочевого; но там оно недостаточно, далеко не исчерпывает общественных связей, возникающих между людьми в более сложных и совершенных общественных союзах.

В настоящее время общественные связи между людьми в широком смысле этого слова имеют две главные формы: государственных связей и собственно общественных. Государственные связи — это более внешняя, чем внутренняя, форма общественности, заключающаяся в исполнении различных обязанностей, вроде того, что нужно платить подати, поставлять солдат, исполнять государ233 ственные законы. По большей части государственные связи принудительные, выполнение их поддерживается полицией и войсками, уголовными карами и всякого рода взысканиями. Внутреннего человека, глубины его ума и сердца государственные связи касаются мало, ограничиваясь поступками человека, внешним его поведением. Совесть человека, его убеждения и идеалы, его святая святых остаются недоступными влиянию государства, и человек по этой внутренней стороне своего существа всегда свободен от всяких государственных пут и связей, вполне независим и неприкосновенен. Можно заставить человека платить подати и служить в солдатах, когда он этого не желает, даже можно заставить «устами» веровать в бога, призываемого государством; но заставить верить в разумность таких действий, если нет убеждений в справедливости их, невозможно. Физическое насилие не заключает в себе ни малейшего элемента убеждения.

Представители государственной власти, как этого и естественно ожидать, обыкновенно мало заботятся о развитии иных связей, помимо государственных. Когда им приходится говорить о воспитании молодых поколений, то они постоянно твердят о дисциплине, о необходимости повиновения, о взысканиях, о единообразии порядка во всем и всюду, о приверженности существующему устройству, почитая все это высшими добродетелями гражданина; о более высоких связях они не говорят, и в конце их речей обычно слышится угроза, полицейское или иное насилие. Подобный взгляд не отличается широтой и для воспитания недостаточен. Государственная связь между людьми очень важна, ее нужно поддерживать и охранять, но это совсем не означает, что ее нужно ставить превыше всего, особенно в той ее специальной форме, в которой она является в данный момент у данного народа.

Общественные связи и общественные интересы суть истинно жизненные и глубоко важные для людей интересы и связи. Они заключаются в интересах научных, религиозных, литературных, общественных, художественных, для преследования каковых интересов и учреждаются различные союзы, общества, собрания, существует печать. Это союзы свободные, зависящие от вкуса и настроения каждого и не поддерживаемые ни войсками, ни полицией. В этих союзах — источник народной жизни и творчества, в них зарождаются великие проекты и мысли, сначала как будто совершенно фантастические и беспочвенные, а потом понемногу принимающие более ясный и определенный вид, приближающиеся к действительности и в конце концов превращающиеся в руководительные начала деятельности представителей государственной власти. Где впервые возникли и разрабатывались идеи об уничтожении рабства, крепостничества, пыток, телесных наказаний, о свободе совести и о веротерпимости, о свободе печати, о необхо234 димости суда присяжных, народного представительства и т. д.? Кому принадлежат научные открытия и изобретения, осчастливившие мир, даже самое изобретение пороха и пушек? Все это творчество — дело общества, отдельных частных лиц, а не государства; последнее нередко всеми силами противилось ему, подавляло его, видя в новых идеях и общественных движениях потрясение государственных основ, авторитета, ниспровержение установленного порядка, возмущение и т. п. Отсюда берет свое начало социальное и научное мученичество, имевшее не меньше представителей, чем и мученичество религиозное.

Государственность не лишена творчества, но это творчество специального вида — административно-исполнительного, характера более внешнего, чем внутреннего. Для своего практического творчества государство имеет нужду в творчестве общественном, им оно питается, у него заимствует основы для всей своей деятельности. Само же по себе государство имеет склонность застывать в известных формах и порядках, слишком сживаться с ними, оно чрезвычайно туго поддается новшествам, особенно в духе освободительных направлений. Оно очень любит руководиться во всем бывшими примерами. Опираясь постоянно на полицию и войско, рассчитывая на силу и часто действуя вынудительно, государство чуждо идеальности и подозрительно относится ко всяким принципиальным исследованиям. Мир идей и науки не его область, оно из всякой идеи готово выжать практическую пользу, без которой идея имеет для него мало значения. Государство есть практик и администратор, и движение вперед, в смысле идейном и теоретическом, его мало заботит. Не будь общественной работы и мысли, оно замрет совсем, закостенеет в установленных формах.

Обыкновенно государству годы и даже в иных случаях десятки лет общество твердит о необходимости такой-то реформы, а государство все противится, запрещает даже говорить о реформе и спустя лишь долгое время усвояет мысль о ней, нередко применяя ее в измененном и ослабленном виде.

Между тем увлекающиеся представители государственной власти часто забывают о соотношении государственного и общественного творчества, они приписывают государству разностороннюю творческую силу, способность, устранив творчество общества, устроить все самому. Государство пытается тогда взять всю общественную жизнь под свою опеку, свести до минимума общественную деятельность, предоставить обществу преследование лишь частных и личных интересов. Государство вступает в борьбу с обществом, запрещает и разрушает всякие союзы, общества, собрания и стремится к полной дезорганизации общественности.

Жизнь тогда совершенно замирает, начинается полное разложение не только общества, но и государства, так как последнее, 235 убивая творчество общества, не в состоянии заменить его своим.

Чем резче, тверже и продолжительнее государство направляется по указанному пути, тем гибельнее, самоубийственнее становится это направление, и дело заканчивается обыкновенно грандиозным государственным крахом, бессмысленной затратой народного достояния и народной крови, вынуждающими остановиться, оглянуться и пораздумать.

Ставя высоко государственную связь между людьми и заботясь о всестороннем ее укреплении в сознании подрастающих поколений, педагог особенно должен быть чуток к росту внутреннего общественно-нравственного сознания юношества, так как из этого сознания истекают общественные связи, и самый государственный союз есть лишь внешняя оболочка, одно из внешних его выражений. Корень общественности для педагога есть вместе корень всего истинно гуманного, прекрасного и идеального в человечестве, так как ни добро, ни красота, ни идеал вне общества невозможны. Поэтому единственной задачей общественного воспитания может быть только подготовка энергичного борца за основные свойства человечности и главнейшие блага культуры. Будь культурным борцом! Вот что нужно всеми способами внушать юноше и укоренять в его сознании.

С указанной точки зрения будет ведено дальнейшее рассуждение об общественном воспитании детей.

II Родители! Если вы желаете воспитать из вашего дитяти борца, то прежде всего воспитайте его физически сильным, ловким и мужественным. Что будет за борец слабый, хилый, неуклюжий ребенок, боящийся лошадей, коров, воды, простуды, скачков, лазанья и пр., вечно опасающийся за повреждение своего драгоценного здоровья, а потому избегающий всяких физических упражнений. Для достижения физической ловкости и мужества необходимо в известных пределах пользоваться системой закаливания, которая в Энциклопедии обсуждалась подробно *. Сущность ее, собственно, очень проста: не изнеживайте дитя, но, конечно, и не лишайте его необходимых условий и удобств хорошего физического развития. Побольше прогулок на свежем воздухе, почаще купание в свежей, но не холодной воде; чистое, но простое, не слишком теплое платье, такая же постель, достаточное, но умеренное питание. Побольше оживления, побольше игр. Не гонитесь за каждой царапиной, ушибом, уколом, не принимайте против * Вып. 20 и 21, ст. д-ра Гориневского «О закаливании человеческого организма как средстве воспитания».

236 них тысячу предосторожностей, все это пустяки, которые пройдут сами собой. Давайте возможную по возрасту ребенка свободу в ползании, беганье, прыганье, лазанье и пр., не бойтесь при этом простуды и других заболеваний: деятельно живущий организм, свободный, не стесняемый искусственными путами,— лучший врач самого себя.

Вообще не следует стремиться поставить воспитание дитяти так, чтобы оно было незнакомо со страданием. Последнее есть существенная и неизбежная сторона жизни; к чему же стараться оградить дитя от такого страдания, которое совершенно естественно в его возрасте? Это не значит, конечно, отказаться от ухода за ребенком и искусственно увеличивать число его страданий; нет, уход, и тщательный, за ребенком должен быть, страдать ребенок должен, по возможности, меньше, но страдание должно быть знакомо ему рано, с того времени, с которого посылает его природа.

Будущий борец не может развиться из дитяти, воспитанного в хлопочках и на розовых подушечках от которого за версту угоняли каждую муху; изнеженный человек и борец несовместимы в одном лице. Дело не в том, чтобы не знать страдания, а в том, чтобы терпеливо и мужественно его переносить, бороться с ним соответствующими мерами, знать, что страдание пройдет и что против него есть средства. Пусть будет дитя, если из него должен выйти будущий борец, здоровым, крепким, выносливым, мужественным и при телесном и при духовном страдании; пустые сентиментальные страхи должны быть ему чужды, пусть оно смело глядит в глаза даже действительным детским опасностям *.

Нужно позаботиться о товариществе для дитяти. Нельзя воспитывать будущего общественного деятеля вне общества; это было бы противоречием. Поэтому нужно подбирать сверстников и сверстниц и из них устроить детское общество 2 для общих игр и прогулок. В отношениях к товарищам нужно наблюдать главным образом следующее: нужно принимать меры против стремления к командованию, если бы таковое в дитяти обнаружилось, и особенно необходимо ополчаться против принижения и подавления дитяти каким-нибудь насильником-товарищем, против нарушения прав товарищеской личности.

Собираясь в общество, дети получают полную возможность проявления и развития самых разносторонних своих свойств.

Между другими свойствами легко обнаруживается и страсть к командованию, к выдвиганию себя постоянно на первое место, к получению лучших ролей и положений в игре, к затиранию товарищей. Эта наклонность противообщественная и несправедливая по существу. Из того, что кто-либо силен, не следует, что он должен * Подробнее об этом было сказано в нашей статье «О нравственном закаливании».— Образование, 1899, № 10.

237 постоянно первенствовать и командовать, не всегда спасает и выручает сила. Иногда нужна сила, но часто ловкость, мужество, находчивость. В разные моменты детской жизни нужны главари с разными свойствами, и постоянное командование одного неудобно.

С другой стороны, дети сходятся в общество для совместных игр, прогулок, занятий, осуществления каких-либо предприятий общими силами, но не для обнаружения талантов командования таким-то субъектом. Права детей равны, и каково бы ни было дитя, оно имеет одинаковые со всеми другими полномочия выполнять любую роль и занимать какое угодно положение в игре, как скоро это не вредит последней. Командиры должны быть осаживаемы и серьезно ограничиваемы прежде всего соучастниками игры и предприятия, а потом и взрослыми воспитателями, потому что страсть к командованию проистекает часто даже не из силы, а из простого эгоизма дитяти и даже иногда из нелепого тщеславия родителей.

С особенной настойчивостью и энергией должны быть устраняемы в товарищеских отношениях детей подавление товарищей насильниками, ограничение товарищеских прав, превращение равноправных товарищей в подчиненных исполнителей воли насильника.

Это самая гнусная и позорная вещь. Насильники всегда и везде найдутся, и им нужно давать самый жестокий отпор. Каждое дитя должно помнить, что оно имеет священнейшую обязанность охранять и защищать свои права, не поступаться ими ни малейшим образом перед насильниками. Если своих личных сил мало для защиты против насильника, нужно соединяться с другими детьми и вкупе, целым обществом преподносить суровый урок насильнику; если нельзя привлечь на свою сторону других детей, то следует обратиться к взрослым, чтобы они обуздали насильника.

Во всяком случае ни под каким видом нельзя терпеть нарушения своих прав, нельзя унижаться, терять свою волю, а нужно биться с насильником до тех пор, пока ему не будет дан чувствительный урок, чтобы вперед ему было неповадно проявлять свои хищнические насильнические поползновения. Если бы даже дитяти было выгодно иногда, в каких-либо частных случаях поступиться своими правами и стать на сторону насильника, оно никогда не должно этого делать, так как подобное действование есть самая позорная вещь. Нужно питать к себе самоуважение и никому не позволять унижать себя, ограничивать свои права, распоряжаться собой; нужно сейчас же самым энергичным образом восставать на защиту своей личности и не успокаиваться до тех пор, пока наши личные права не будут признаны товарищами столь же святыми и неприкосновенными, как нами их права.

Чтобы дитя действительно стремилось постоянно защищать права своей личности против всех покушающихся на нее, необходимо 238 ему привыкнуть к бережному обращению с своей личностью в семье. А для этого семья должна быть построена на принципе свободы и уважения всех членов семьи. В семье не должно быть насильника, который имел бы полноту прав и минимум обязанностей, по отношению к которому все другие члены имели бы минимум прав и максимум обязанностей. Все члены семьи имеют свои права, обусловливаемые их возрастом и положением. В частности, дети имеют не только обязанности в своих отношениях к родителям, но и права. Эти права не совсем ясно сознаются иногда родителями, хотя и принимаются ими к руководству; мысль родителей охотнее останавливается на обязанностях детей. В настоящее время ни один родитель не имеет права жизни и смерти над детьми, все, напротив, обязаны всячески охранять и поддерживать жизнь детей, т. е. должны по возможности, по своему состоянию и разумению удовлетворительно питать дитя, одевать его, помещать, сделать возможными прогулки и игры. Далее возникает вопрос об образовании дитяти. На него опять имеет дитя право, и родители, не заботящиеся по мере сил об образовании своего дитяти, не исполняют одной из важнейших своих обязанностей. Получение образования должно быть обставлено родителями такими условиями, чтобы образовательный процесс совершался легко. Затем, наконец, по окончании образования или при завершении его возникнет вопрос о выборе профессии, в решении которого главный вес должна иметь не воля родителей, а склонность детей.

Таким образом, дети имеют наряду с обязанностями к родителям и весьма важные права на них. Дети не ослы, навьюченные грузом обязанностей, но личности, у которых, как и у взрослых личностей, обязанности идут наравне с правами. Поэтому к детям, даже самым маленьким, следует относиться с осмотрительностью, бережно, уважать в них человеческую личность и не нарушать права их. Родители должны отчетливо осознать свое отношение к детям и выполнять свои обязанности к ним без криков, без угроз, без раздражения и гнева, с каковым спокойствием должны требовать и от детей исполнения их обязанностей по отношению к себе. Семья, построенная на таких принципах, будет представлять благоприятную почву для гражданского развития дитяти, для развития в будущем энергичного борца за неприкосновенность своих личных и гражданских прав, врага от всего сердца всяких насильников.

Семья, имеющая в виду воспитать гражданина, должна живо интересоваться гражданскими, т. е. общественными, вопросами и делами. В семье дитя должно часто слышать рассуждение об общественных событиях, делах и интересах и впитывать понемногу нерасположение к порядку жизни, основанному на насилии, на 239 угнетении какой-либо более или менее значительной части населения отдельными группами и классами, на нарушении человеческих и культурных прав кого бы то ни было. Семья сама должна быть глубоко проникнута нерасположением к подобным порядкам и признавать чувство самой строгой справедливости, а вместе христианскую любовь, для которой не существует ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, основой благоустроенного человеческого общежития. Эта прививка гражданственности будет происходить постепенно, по мере возраста и развития детей, но зато тем вернее и прочнее.

Без живого интереса семьи к общественным вопросам семье трудно воспитать деятельного гражданина. Речь идет у нас не о каком-либо мимолетном порыве, не о взрыве чувства, который сейчас же и проходит, а о постоянном твердом настроении, долженствующем прочно укрепиться в человеке, руководить им во всей дальнейшей жизни и деятельности. Для создания такого настроения нужны средства, действующие медленно, но постоянно, а потому прочно и верно. Поэтому семья, равнодушная к общественным вопросам, старшие члены которой не выработали твердых, проникнутых справедливостью, общественных убеждений, не в состоянии воспитать настоящего гражданина-борца, который позднее понесет причитающуюся ему на долю часть общественной тяготы. Из семей без определенного общественного настроения могут выходить лишь легко ко всему приспособляющиеся субъекты, мягкотелые, которые, куда их ни кинь, нигде не ушибутся; эти люди обыкновенно становятся сначала друзьями насильников, а потом и сами делаются насильниками.

В постановке семьи, ее настроении, в той домашней атмосфере, которая присуща каждой семье, самое большое значение принадлежит женщине, матери. Она чаще и больше остается с детьми, чем отец; она ближе к детям, чем отец, и больше вникает в детские нужды, лучше понимает детские интересы и потребности. Поэтому мать гораздо больше отца влияет на детей, всесторонне вникая в их формировку; поэтому о матерях такие высокие, святые воспоминания у всех людей. В частности, на склад гражданского настроения у детей мать окажет громадное влияние. Ее убеждения, ее симпатии и антипатии, ее настроения передадутся и детям. Если мать ясно понимает положение общества и государства, их взаимные отношения и те ближайшие задачи, которые стоят на очереди у того и другого, то она может оказать могущественное содействие образованию человека-гражданина; если же она чужда всем подобным вопросам и с головой погружена в переживание разнообразных мелочей своей женской жизни, тогда во влиянии семьи на формирование из дитяти человека-гражданина будет весьма заметный и чувствительный пробел.

240 С изложенной точки зрения серьезное образование материвоспитательницы и, в частности, понимание ею хода общественного развития, его интересов и задач должно составлять предмет живой заботливости всех тех, кому дорого воспитание поколения смелых, энергичных и широко понимающих общественное дело борцов-граждан.

Наконец, семьи должны обратить внимание еще на одну мысль при воспитании человека-гражданина и вообще при своих отношениях к подрастающим поколениям. Родители сильно ошибаются, сосредоточивая свое преимущественное внимание при семейном воспитании детей на их образовании, на развитии их памяти и ума, на обогащении их сведениями, как это обыкновенно бывает. Сколько хлопочут родители, чтобы обучить детей пораньше читать и писать, иностранным языкам, прекрасно подготовить к поступлению в школу, а потом снабдить достаточным количеством учебников, учебных пособий, книг для чтения, коллекций всякого рода.

У иных детей за годы школьного учения накопляются целые библиотеки, образуются кабинеты и музей разных учебных вещей.

Все это в известном смысле прекрасно, но очень уж односторонне.

Маленькой частичке того, что нужно делать, придается громадное значение, и из-за этой раздутой частички забывается большое целое, которое соответственно сокращается и низводится на что-то второстепенное. Человек не из одного ума состоит, и ум есть ли в человеке самое главное и первое? Какие большие и сложные задачи представляет развитие других сторон человеческого духа, помимо ума, как сложно телесное развитие человека, как трудно сделать человека твердым, мужественным, стойким и предприимчивым, какое множество условий требуется выполнить, чтобы воспитать хорошего человека-гражданина! Обо всем этом в семьях думают сравнительно очень мало. Правда, заботятся отыскать хорошую кормилицу, если мать не может кормить, хорошего доктора, если дитя заболело, и т. п.; но что значат все эти хлопоты перед тем, чтобы отыскать хорошую учительницу-француженку, чтобы подготовить блистательно к поступлению в школу или к переходу в следующий класс, к получению награды при выпуске! А между тем все это вещи собственно малозначительные, почти пустяки.

Дело в человеке, в его физической и духовной силе, а не в том, что он болтает на двух иностранных языках и обременил свою память массой книжных и малонужных знаний. Семьи, конечно, могут сослаться на то, что с них школы требуют такой постановки семейного воспитания, что они ничего не хотят знать, кроме загромождения памяти детей книжным хламом. Эта ссылка, может быть, справедлива. Но в данном случае мы не хотим разбирать, кто прав и кто виноват, мы хотим только указать на то, что при семейном воспитании нужно, необходимо и что составляет сравнительно вто241 ростепенное дело. При семейном воспитании самое главное и необходимое именно воспитание, т. е. укрепление тела, развитие выносливости и мужества, приучение к труду, к правдивости, к осмысленному отношению ко всему окружающему и многое другое, сему подобное, а не поспешное обучение чтению, письму, иностранным языкам и всякой книжной мудрости.

При современной постановке семейного воспитания требование от семей забот об общественном воспитании детей может показаться странным и излишним. Не до того, есть ближайшие и необходимейшие задачи по подготовке к школе, к переходу в следующий класс и т. д., а воспитывать гражданские чувства, общественное настроение некогда, нечем, да и незачем такой философией заниматься. Пусть займется этим делом школа, или после, сделавшись взрослым, человек сам пусть развивается как гражданин. Если же семьи будут ставить своей главнейшей задачей воспитание,, а не обучение, тогда и развитие общественно-нравственного сознания дитяти найдет свое почетное место в ряду других частных задач семейного воспитания.

III С поступлением дитяти в школу семейное воспитание вообще и в частности гражданское не прекращается, а расширяется, приобретает новый материал, встречает новые трудности. Поэтому мы должны отдать себе отчет об изменениях в постановке гражданского воспитания детей со времени поступления их в школу.

Школа, собственно, есть продолжение воспитательной деятельности семьи во всех отношениях. Хорошая школа так и должна понимать свою задачу, а потому и действовать в непосредственной связи с семьей и под ее влиянием. Те основные моменты, которые выше намечены в семейном воспитании, и те главные средства для гражданского воспитания, которые указаны, повторяются и в школе в расширенном и усиленном виде, и семья должна пользоваться ими, как прежде пользовалась своими семейными средствами.

Подобно семье, школа должна стараться растить порученных ей питомцев и питомиц здоровыми, сильными и мужественными.

Этой цели служит прежде всего гигиеническое устройство школьного здания, т. е. достаточная его вместимость сообразно с числом учащихся, достаточное освещение, хорошая вентиляция. Далее, сюда относятся число назначаемых на каждый день занятий и их распорядок. Нужно избегать утомления, пресыщения умственными занятиями и вместе потери охоты к ним и применения принципа вынудительности. В данном случае важно не только число занятий, но и их постановка, содержание и отношение к сво242 ему делу учащего персонала. Все это чрезвычайно серьезные вопросы, которых ни семья, ни общество никогда не должны упускать из виду и постоянно обращать на них внимание школы. Последняя имеет наклонность разрешать эти вопросы в своих специальных интересах, обособляя себя от интересов общества и даже интересов детей, ей поручаемых, согласно указаниям высшего начальства, диктуемым политическими соображениями, и удобства ближайшего начальства и учащих. Наконец, для сохранения здоровья и развития мужества имеют большое значение телесные упражнения, общие игры, особенно на свежем открытом воздухе, и занятия спортом. Каждая порядочная школа должна сделать все от нее зависящее для хорошей постановки телесных упражнений, и семьи должны усердно помогать в этом школе. Семьями и школами детям школьного возраста должна быть предоставлена возможность гимнастических упражнений и общественных школьных игр, катания на коньках, на лыжах, в лодке, на велосипедах.

С детьми должны быть предпринимаемы длинные прогулки пешком, экскурсии на день, на два, на три. Нужно иметь при этом в виду, что указываемые общие детские упражнения имеют большое значение не только для физического развития, но и для духовного — для развития наблюдательности, быстрой сообразительности, внимания, умения в нужный момент напрягать все физические и духовные силы, сознания органической, самой живой связи с партией 3, с обществом, единства своих интересов с интересами партии и т. п. *.

Во всем, здесь указанном, семья, школы и общество должны идти друг с другом рука об руку, должны поддерживать и восполнять друг друга. Здесь, т. е. в деле образования, нет вопросов только школьных, а есть лишь вопросы семейно-общественно-школьные.

В школе каждый учащийся получает множество товарищей, однолеток и разных лет. Воспитание посредством товарищества есть одна из самых важных сторон в каждой школе, а между тем школа сравнительно мало обращает на это внимание. Как устроится новичок со своими товарищами, каков дух и направление каждого класса, как относятся товарищи друг к другу, какие между ними партии, кто вожаки партий, нельзя ли помочь более тесному сплочению класса — подобными вопросами школы интересуются мало. Им некогда, они почти всецело поглощены программами, уроками, циркулярами и разными формальностями, а что составляет самую сущность юношеской жизни — взаимные отношения товарищей — об этом школа как будто и знать не хочет. Между тем * См. об этом: Magendie А. Les Effets moraux de Pexercice physigue.

Paris, 1893.

243 строй товарищества — дело большой важности для гражданского воспитания детей. Школы тем и важны, что они суть своеобразные гражданские общества с довольно сложной организацией, в которых дети получают весьма важные, имеющие влияние на всю их позднейшую деятельность уроки общественной жизни. Организация товарищества — вопрос мало разработанный в педагогике и теоретически.

Родители должны наблюдать, чтобы их дитя не осталось в школе обособленным, одиночкой, чтобы оно не чуждалось товарищей. Для чего же и отдавать дитя в школу, если оно останется чуждым школьному товариществу? Учебное дело, как известно, идет в школе медленно и совсем не может сравниться по быстроте с семейным обучением. И в учебном деле в школе прежде всего важна его собственно общественная сторона, т. е. что дитя учится не одно, а вместе с товарищами. В обществе веселее, приятнее и смелее учиться. Поэтому дитя, обособившееся в школе от товарищей, теряет возможность извлечь из школы наиболее важное серьезное благо. Идти в школу и в то же время обособлением отрицать самую сущность ее было бы прямым противоречием, которое неразумно допускать.

Если в школе, в которую поступило дитя, есть какие-либо партии, кружки, общества, то дитя непременно должно принимать в них участие по своему выбору. Пусть ничто школьное не будет чуждо школьнику, все вопросы, волнующие товарищей, должны волновать и его. Как скоро по этим вопросам возникают несогласия, споры, товарищи делятся на партии, то пусть и данный товарищ пускается в споры, произносит суждения, поддерживает мнение, кажущееся ему основательным и справедливым. Пусть он в школе будет борцом, тогда будет он борцом и в жизни. Вообще родители должны всячески преследовать в своем дитяти равнодушное отношение к товарищам, к их партиям, интересам, спорам, увлечениям; будущий общественный деятель может жить лишь в обществе, а жить в обществе не значит сторониться от интересов этого общества, смотреть на них свысока, фыркать на них. Будущий борец пусть учится бороться за дорогие ему интересы, за истину, за справедливость с молодых лет в школе.







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 430. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия