Студопедия — Учащийся группы №­_____ 35 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Учащийся группы №­_____ 35 страница






Указанные свойства женского ума дают основание для трех педагогических выводов. Первый вывод: учебный женский курс должен быть реального характера. Тот филолого-грамматический курс, который равно господствует и в мужских и в женских учебных заведениях, малопригодный и для мужских заведений, совершенно непригоден в женских. Основами учебного женского курса должны быть не грамматика и не математика, а внешняя природа, антропология, словесность, история и закон божий (женщины по давнему и справедливому наблюдению — благочестивый пол). В сознании женщины реальная окружающая среда и человеческая личность занимают такое видное, господствующее положение, что правильный учебный курс может быть построен только на этих основах.

Второй вывод: женский учебный курс должен быть энциклопедичнее мужского. Не нужно бояться вводить в женский учеб* Вообще о душевных особенностях женщин, в том числе и умственных, кроме сочинений, поименованных выше, см.: Каптерев. Душевные свойства женщин. СПб., 1895; Dr. Ritter. Erziehungs und Unterrichtslehre fur hochere Madchenschulen. Weimar, 1897, S. 129—167; Гейманс. Психология женщины. СПб., 1911; Скойтен. Воспитание женщины. СПб., 1911; Хвостов. Женщина. М., 1914.

407 ный курс, в дополнение к основным предметам, вспомогательные, связанные с основными. Такие предметы только освежат курс, сделают его интереснее для учащихся. Слишком сильное сосредоточение ума на предметах совершенно однородных, как то бывает в мужских школах (древние языки или математика), придающее всему образованию односторонний и отвлеченный вид, совершенно неуместно в женской школе. Побольше наблюдений органами внешних чувств; побольше серьезных размышлений о фактах опыта и наблюдения; строгая постепенность, опирающаяся на наглядность при сообщении отвлеченностей, побольше разнообразия — вот требования женского образовательного курса.

Третий вывод: если в каждом учащемся следует высоко ценить каждое проявление творчества, к какой бы области оно ни относилось, потому что в творчестве источник развития и счастья человечества, то его особенно высоко нужно ценить в женщинах, всячески поощрять и поддерживать, так как это драгоценное свойство человеческого духа у женщин поныне выражается слабее, чем у мужчин. Женщины, несомненно, религиознее мужчин, но все более или менее крупные религии основаны мужчинами; даже религиозные секты в весьма малом числе основаны женщинами, а в громадном большинстве мужчинами. Женщины много занимаются музыкой, музыкальные упражнения входят в состав женского общеобразовательного курса, но несмотря на то музыкальное творчество есть главным образом дело мужчин; даже поварское искусство более обязано мужчинам, чем женщинам, хотя женщины в громадном большинстве ближе стоят к кухне, чем мужчины. Таким образом, не говоря о науке и других видах искусства и творчества, и в тех областях, которые, по-видимому, наиболее близки и интересны женщине, в религии, музыке и кулинарии, творчество женщины слабо. Поэтому поддержка и развитие женского творчества должны составлять весьма видную и серьезную задачу педагога.

4. Многие чувствования у женщин имеют гораздо большее значение в общем ходе жизни, чем у мужчин. Так, несомненно, чувство любви в истории каждой женщины занимает несравненно виднейшее место, чем в истории мужчины. У женщин это чувство более глубоко, теснее связано со всем их организмом, шире и разностороннее по своим следствиям. Поэтому и потребность в любви у женщин серьезна и глубока. Точно так же религиозное чувство гораздо сильней у женщин, чем у мужчин. Женщины издавна и не без основания слывут набожным полом, являясь главной опорой духовенства и религиозного уклада жизни.

Некоторые другие чувствования, как, например, стыдливость, застенчивость, сострадательность к слабым и малым существам, боязливость, любовь к детям, имеют несравненно большее зна408 чение в жизни женщин, чем мужчин. Отсюда получается перевес чувства в жизни женщины над умственными процессами, особенная своеобразная окраска всего душевного склада женщины, ее готовность и склонность во всем руководиться чувством, давать ему первое место и мало интересоваться тем, что прямо не затрагивает чувства. Женщина быстро сравнительно с мужчиной утомляется, скорее требует отдыха, не способна к продолжительному напряжению своих сил. Но это тогда и там, когда и где не затрагиваются ее чувства. Раз чувство затронуто, и затронуто сильно, женщина проявит необыкновенную энергию, неутомимость, выносливость при продолжительном напряжении всех сил. Мать у постели больного ребенка часто является настоящей героиней, бессменно проводящей возле больного бессонные ночи, борющейся изо всех сил за жизнь любимого существа. Такого высокого и продолжительного напряжения сил не выдержать и мужчине. Вообще в союзе с чувством, по побуждению непосредственного чувства женщина может сделать очень многое; против же чувства она сделает очень мало, особенно если какое-либо мнение или действие возбуждает в ней неудовольствие. Тогда убедить ее в справедливости мнения и необходимости соответственного с ним действия будет очень трудно.

Указанной чертой духовного склада женщины педагогический процесс изменяется. Все, что питает чувство, привлекает женщин, потому что отвечает их насущной духовной потребности. Считаться с указанным свойством необходимо; стремиться подавить его или ослабить было бы напрасным трудом. Само по себе это свойство не заключает ничего вредного; но весьма важно просветить и облагородить женское чувство, сделать его широким, чуждым эгоистических элементов; по своей природе чувство тесно связывается с удовольствием и неудовольствием переживающего его лица; женские чувствования при их глубине носят органический и личный характер, довольно узки и легко могут выродиться в эгоизм весьма невысокого разбора. Нужно их просветить, расширить, дать им чисто гуманные основания. А все это возможно сделать путем соответствующего, правильно поставленного образования и самого внимательного отношения к развитию женского чувства и всему тому, что разумеется под словом «собственно воспитание».

В. Видоизменения образовательного процесса под влиянием национальных свойств народов Каждый народ есть собирательная особь, имеющая свои особенности, неизбежно влияющие на характер образовательного процесса. Народными устоями служат народные язык, религия, 409 быт в связи со строем школы и состоянием народный культуры вообще, материальной и духовной.

Народный язык находится в самой тесной связи с народной жизнью, с преобладающими занятиями и склонностями народа, свойствами населяемой им страны, особенностями его мышления и взглядов, с историей народа. В народном языке отражается не только запас знаний народа, но и характер его мышления, обозначаются точки зрения на предметы и явления, те стороны, на которые преимущественно обращается внимание народом, те свойства, по которым он судит о предметах. Коротко, каждый сколько-нибудь развитой язык заключает в себе две существенно важные и различные стороны: собрание результатов народного мышления, народного творчества, словом, всей душевной народной деятельности, и собрание способов мышления, указание точек зрения на предметы, своеобразную логику, особенное построение рассуждения.

Понятно, что усвоение народного языка есть усвоение народной души, духовное приобщение себя к тому великому целому, которое называется известным народом и говорит на известном языке; усвоить народный язык значит усвоить и известную культуру, приобретенные народом знания, а вместе и народный способ мышления, намеченные в языке руководящие точки зрения на весь мир. Прежде всего, через язык народ отливает отдельную детскую душу в народный общий тип; через язык он втискивает ум и чувство детей в определенные твердые рамки, из которых бывает довольно трудно выбиться и взрослому, когда позднее он сознает тесноту и недостаточность этих рамок. Замечательно, что дети не без сопротивления входят в твердые рамки народной речи, их творчество возмущается налагаемыми на их ум оковами грамматики взрослых: дети обыкновенно сначала пытаются создать свой язык, сочиняют множество своих собственных слов, по-своему склоняют и спрягают слова взрослых и своеобразно сочетают их в предложении; но под влиянием взрослых, совсем не хотящих знать своеобразного детского языка, не понимающих его и не желающих понять, дети обуздывают свою склонность к творчеству в области слова, бросают свой выдуманный язык и кончают тем, что приучаются правильно говорить на языке окружающих их взрослых, т. е. на народном. Вместе с тем все, что есть в языке важного и характерного, впитывается в детскую душу и формирует ее по проникающему язык народному типу.

Вторая основа народной жизни есть народная религия. В ней выражаются идеальные стремления народа; в ней народ отвлекается от своих будничных дел, ежедневных занятий и возносится в идеальный мир. По своим элементам религии суть весьма сложные явления; поэтому первенствующее значение в них могут полу410 чать весьма различные черты. Самое существенное в религии — отношение ее к нравственности, разуму и общий характер, светлый, радостный, бодрящий или мрачный, суровый, подавляющий.

В этих особенностях религии выражается различие народного характера, склада народного ума, народной души и степени ее культурности. Каков народ, таков и его бог, такова и его религия.

Разные народы, держащиеся по названию одной и той же религии, например христианской, на самом деле исповедуют различные.

Христианская религия итальянцев, немцев, англичан и русских далеко не одна и та же религия, хотя, конечно, и имеет много сходного, как есть немало сходства между названными народами, их историей и культурой. Точно так же христианство различных веков было не одной и той же религией.

Взрослые передают детям народную религию, как передают и язык. Творчества детей в религиозной области также не допускается, как и в области языка; от детей требуют, чтобы они веровали и спасались не на свой собственный лад, а как их учат, как им внушают. Детских религиозных идеалов не допускается: религиозные идеалы должны быть не личными, а народными. Как предки думали о боге и жизни, как думают отцы, так же должны веровать и дети. Попытки детского религиозного творчества, как и детской своеобразной речи, бывают, но подавляются взрослыми еще скорее и суровее, чем в области языка, из боязни, как бы попущением таких попыток не прогневить бога. Детское религиозное творчество замирает еще скорее, чем творчество детей в области языка, и в области религии дети быстро приводятся к обычаям взрослых, так же погружаются в религиозные обряды и церемонии, так же начинают бояться собственного разума и его свободных независимых суждений, как боятся всего этого в большинстве и взрослые.

В то же время нельзя не признать, что единство веры есть одна из могучих связей народности: в народной вере отдельная личность сливается с народной душой в ее стремлении к идеальному миру. Понятно поэтому, как глубоко и сильно влияют свойства религиозной веры на все развитие детской личности. Совсем не безразлично для формирования детской психики, что таит в себе народная религия: свободу для ума, радость и любовь для сердца, глубокие внутренние возбуждения и высоко идеальные призывы или стеснение, суровость, требования строго духовного повиновения, соединенные с пышными церковными церемониями.

Как небесные дела каждой личности устрояются для нее, помимо ее желания и воли, народной религией, так земные определяются установившимся порядком семейной, общественной и государственной жизни, бытом, культурой, историческими преданиями. Дитя входит в готовые и весьма твердые формы жизни 411 и быта; взрослые к ним очень привыкли и на изменения соглашаются не легко. Как новшество в вере носит название ереси и влечет за собой для еретика не особенно завидное положение, так и новшества в семейном, общественном и государственном строе и быте также не особенно поощряются, и нововводителям часто приходится плохо. Старшее поколение в народе, деды и отцы, унаследовав от бесконечного ряда предков язык, религию, строй семьи, общества и государства, вообще народную культуру, сжилось со всеми этими порядками и формами, составляющими основу его деятельности, пропиталось, прониклось ими. Понятно, что старшее поколение передает эти устои младшему невольно, неизбежно' как народную святыню; оно говорит постоянно на языке страны и на другом говорить не может. Оно всем сердцем исповедует народную веру, страшась всякого уклонения от нее как погибельной ереси; оно срослось с формами быта, с известным семейным, общественным и государственным укладом жизни и плохо представляет возможность иного строя всех жизненных распорядков. Естественно, что оно бессознательно, ненамеренно, но совершенно неизбежно и со страшной силой давит на формировку подрастающих поколений в известном направлении, т. е. в духе народности, народного типа. Тот, кто родится среди данного народа и живет с ним, будет дышать его воздухом, впитывать его воззрения. Каждый неизбежно есть сын своей страны и своего народа.

Поэтому понятно, что и в образовании народа все те предметы,, которые касаются народа, его истории и быта, часто выдвигаются на первый план.

Г. Видоизменение образовательного процесса под влиянием личных свойств образуемых Наряду с влиянием внешней природы и общественной среды, пола и возрастов есть еще не менее необходимый род влияний, изменяющих образовательный процесс, именно воздействие личных свойств воспитываемых. Не только каждый народ все воспринимает по-своему и обо всем думает по-своему, но и каждый человек. Каждая, самая скромная личность есть свой особенный мир, с своими чувствованиями и намерениями, своеобразными помыслами и стремлениями; каждый человек неискоренимый субъективист: у каждого свой характер, свой вкус, свои особенные органы внешних чувств, свое здоровье и болезни, особенные ум, память и фантазия. Когда смотришь на толпу, имеешь дело с массой людей, поражаешься ее однообразием, одинаковостью стремлений и действий, подражательностью ее членов. Тогда ищешь, ищешь чеголибо своеобразного, особенного, личного и не находишь, как будто людская толпа — простое стадо животных, куча овец, подпры412 гивающих там, где подпрыгнул вожак. Совсем иное дело, когда имеешь дело с немногими отдельными личностями и когда тщательно к ним присматриваешься: тогда открывается удивительное явление — разница во взглядах, споры и взаимное непонимание, которые возрастают почти с каждой минутой; каждая личность представляется крепостью, в которую никто посторонний проникнуть не может, которую покорить невозможно. Каждый говорит свое и всех других понимает весьма плохо, бесцеремонно извращая их мысли и слова и приспособляя их к своим подчас самым удивительным образом.

В чем заключаются источники личных свойств? Почему они неизбежны в каждом человеке? Источники личных свойств заключаются в наследственности и особенностях первоначальных влияний на дитя.

Наследственность у каждого своя, особенная. В крови, в теле* в душе каждого живут бесчисленные предки, оставившие своему потомку в наследство различные свойства и предрасположения к известным деятельностям. Этими свойствами каждый человек предопределен в своем характере, в своих поступках и жизни.

Нельзя по своей воле сделаться умным, или красивым, или сильным, или добрым; все такие свойства в нас предопределены живущими в нас предками. У каждого свои предки с особенными свойствами, поэтому и потомки таких предков являются своеобразными личностями.

В одной и той же семье наследственность бывает различная.

Предки те же самые, но передача ими своих свойств потомкам бывает различной: у одного из потомков проявляются с особенной силой свойства одного предка, ближайшего, а у другого — отдаленного. Особенно заметное неравновесие замечается по отношению к наследованию отцовских и материнских свойств. Затем родители, их организм и социальное положение не остаются неизменными: с каждым годом родители становятся старше, переносят болезни и различные огорчения, переселяются из места в место, с квартиры на квартиру, глупеют или умнеют с течением времени, становятся состоятельнее или беднее, заводят новые знакомства и т. д. Все это влияет на врожденные свойства новых членов семьи, а с другой — создает особый, второй источник личных свойств — своеобразные, неповторяющиеся впечатления на родившихся детей, воспитание их среди таких условий, которых не было при воспитании старших детей и не будет при воспитании младших. Эти своеобразные впечатления глубоко западают в нежную детскую душу, способствуя ее образованию в известных направлениях. Каждый знает, как влиятельны и неискоренимы ранние детские впечатления и привычки, какую большую власть они имеют над детской душой и как сильно определяют весь склад человека, а вместе и 413 всю его дальнейшую судьбу. А при непрерывной изменчивости родительских организмов и всей домашней обстановки ранние детские впечатления разных детей, принадлежащих и к одной и той же семье, не могут быть одинаковыми.

Личные особенности с наибольшей отчетливостью наблюдаются в том случае, когда они состоят главным образом в какой-либо од ной выдающейся черте и соответствующей ей деятельности. Так, бывают дети с явной преобладающей наклонностью к наблюдению и изучению природы — насекомых, растений, животных, звезд и т. п., которые каждую свободную минуту употребляют на любимое занятие; бывают дети, выдающиеся своей способностью к счету и математике, к изучению языков, к состраданию к другим, к твердости и выдержке действий и т. п. Те изменения, которые вносят эти преобладающие личные черты в образовательный процесс, совершенно очевидны даже для невнимательного наблюдателя.

Но не всегда личные особенности выражаются так явно: часто личные свойства бывают менее бросающимися в глаза. Так именно бывает, когда личные особенности заключаются не в преобладании одной какой-либо черты, а в известном сочетании нескольких свойств, в их группировке и относительной влиятельности. Иной отличается мягкостью характера и обходительностью в соединении с хитростью и значительной эгоистичностью, иной — прямотой в суждениях и действиях, доходящей нередко до резкости и грубости, в соединении с глубокой благожелательностью и неизменной готовностью помочь, выручить человека. У одного умственная ограниченность и отчасти тупость сопровождаются большой памятью и временными проблесками какого-то своеобразного остроумия, при беспредельной усидчивости, трудолюбии и честности; у другого чрезвычайно богата творческая способность, но память довольно плоха и решительно нет беспристрастия в отношениях к людям и усидчивости в работе. Подобные сочетания личных свойств бесчисленны, и их постигнуть и определить гораздо труднее, чем какую-либо одну выдающуюся черту, так как они выражаются не столь рельефно и область их приложения несравненно обширнее, чем первых.

Тем не менее все личные особенности сказываются довольно рано, и внимательному наблюдателю они открывают себя во множестве явлений. Спросите наблюдательную мать про ее маленьких детей: одинаковы ли они? Она вам ответит: нет, различные, и перечислит особенности каждого. Спросите толкового школьного учителя об усвоении учениками или ученицами его класса одних и тех же уроков, о влиянии уроков на развитие детей, и он вам ответит, что дети воспринимают и развиваются неодинаково, каждый из урока усвояет лучше то, к чему он больше подготовлен, что больше 414 отвечает его природе, его личным свойствам. Дайте детям того же возраста и пола прочитать одну книгу, поставьте их перед одним и тем же событием и потом спросите, что они вычитали из книги, что заметили в событии, и вы получите разные ответы: каждый посвоему поймет и книгу и событие. Личные особенности дают себя чувствовать всюду, на каждом шагу.

Так как образовательный процесс есть не что иное, как формировка и усовершенствование личности, то он, очевидно, должен постоянно иметь в виду личные свойства образуемых. Прежде всего, на эти личные свойства должна обратить внимание семья.

Хотя семья и строится на общих народных началах и воспитывает в духе народности, тем не менее она много может помочь развитию личных свойств: она легко может отлично изучить их и в случае признания их ценными отыскать достаточное время для соответствующих упражнений, дать нужное руководство, необходимые пособия, словом, пещись о ценных личных свойствах, беречь и лелеять их.

Школе трудно содействовать развитию личных свойств при ее фабричной организации; но и она может кое-что сделать в этом отношении, именно: не переутомлять учащихся обязательными курсами и занятиями, оставляя время для упражнений учащихся в предметах по их личному желанию; вводить в учебный курс по возможности больше факультативных предметов, вообще стараться о том, чтобы устроить больше параллельных курсов, между которыми учащиеся могли бы делать выбор; устроить различные кабинеты, гербарии, музеи, библиотеки или систематические подборы книг по разным отраслям ведения и всячески поощрять учащихся к свободным занятиям, причем учащиеся могут образовывать с этой целью различные кружки и товарищества.

Конечно, и в семье, и в школе легко может оказаться недостаточно внимательное отношение к личным свойствам: возможно преобладание национальных или общечеловеческих свойств. Развитие личных свойств во всю их ширину и глубину нужно признать первой и священной обязанностью самих личностей. Насколько они осознали силу и ценность этих свойств, пусть заботятся сами об их развитии и в семье, и в школе. Но особенно заботы о личном усовершенствовании должны быть выдвинуты на первый план с окончанием школьного обязательного образования. Тогда каждый человек получает много свободы, тогда на досуге он и может заняться усовершенствованием своей личности. То, что обыкновенно называется самообразованием, должно по-настоящему заключаться не столько в пополнении разных пробелов в полученном обязательном образовании, сколько в упражнениях для развития своих личных свойств. Пробелы можно пополнять без конца, так как знание безгранично, а прорех в нем всегда много; но и при 415 возможной полноте знаний человек может достигнуть лишь учености, но не развития и укрепления своей личности. Последняя может быть создана лишь соответствующими упражнениями личных свойств. А что такое человек без достаточного развития личных свойств? Безличная личность, какое-то живое ходячее противоречие и во всяком случае нечто весьма тусклое, бледное, мгновенно и бесследно исчезающее в массе. Не такими людьми делается история, не о таких людях хлопочет педагогика, ставя себе целью усовершенствование личности. Ее задача — вырастить такого общественника, который имел бы нечто свое, свою особенную личную, духовную физиономию, который не только количественно увеличивал бы творчески деятельную силу человечества, но и качественно, внося в нее разнообразие, новые элементы и черточки.

Без личного индивидуального начала, хотя и подчиняющегося закону, не может развиваться духовная жизнь.

Д. Видоизменения образовательного процесса по возрастам Все вышерассмотренные свойства человеческой природы подлежат еще изменениям по возрастам. Какую же общую картину представляет образовательный процесс в те различные возрасты, в которые он совершается? Какие главные изменения в нем происходят? Нет никакого сомнения, что наблюдающие за развитием и формировкой человеческой личности довольно ясно себе представляют эту картину и ее главнейшие перемены. На первых порах дитя вполне беспомощно; за ним должен быть самый тщательный уход; все должно быть дано ему, иначе оно погибнет. Каково будет это дитя — здоровое или слабое, больное, крепкое, сильное, умное или глупое, доброе или злое,— ничего не известно; нужно, чтобы дитя выжило, а там видно будет, что из него выйдет. Помаленьку дитя набирается сил, становится на свои ноги; но еще долго его природа, его наследственные личные особенности остаются неясными. Поэтому ничего не остается воспитателям, как только давать пищу, материал для всестороннего саморазвития дитяти, для обнаружения всех его свойств. Мало-помалу свойства обнаруживаются; между ними оказываются удобные и неудобные. Что делать? Бороться прямо с неудобными невозможно, потому что воспитываемый никаких своих недостатков не замечает и продолжает равно жить всеми своими свойствами, как хорошими, так и дурными. У него пока нет еще критики ни себя, ни других: себя он еще не познал, сдерживать себя не умеет. На попытки ограничения дурных своих свойств он смотрит как на стеснение своей свободы, на насильственное угнетение своей личности. Следовательно, воспитываемый продолжает развиваться всем своим су416 ществом, а бороться с его недостатками можно пока косвенно, устрояя обстановку дитяти так, чтобы получаемые им впечатления способствовали его благу, а не вреду, содействовали бы усовершенствованию его личности. Такая обстановка будет состоять в гигиеническом помещении, добром товариществе, хорошем учении и т. п.

Мало-помалу у воспитываемого пробуждается критическое отношение и к другим, и к себе: он начинает замечать разные недочеты и в себе, и в других. Если педагогический процесс совершался правильно, то сознание недочетов вызывает обыкновенно намеренное желание усовершенствования и своей личности, и других и целый ряд мер, направленных к осуществлению этого желания. Самоусовершенствование становится прямой задачей жизни и деятельности и выражается во множестве действий: в порядке жизни, в знакомствах, занятиях и пр. Чем острее критическое отношение к действительности, к деятельности других и к своей личности, тем живее бывает сознание потребности усовершенствования всей окружающей среды, господствующих в ней порядков и самоусовершенствования собственной личности. Критика и самоусовершенствование нераздельны.

Таким образом, образовательный процесс в общем своем ходе и основном психологическом смысле предоставляет две главные эпохи, или два периода: саморазвития и самоусовершенствования, веры и критики, непосредственного, наивного, доверчивого отношения ко всему и рефлективного, отрицательного. В первом периоде все представляется мудрым, все истинным, все авторитетным; во втором — многое, если не все, сомнительным, прямо ложным, подлежащим уничтожению и изменениям. «Долой авторитеты!» — девиз второго периода.

Охарактеризуем подробнее каждый из этих периодов, имея в виду те изменения, которые вносятся в каждый период различными возрастами.

Период саморазвития отличается преобладанием восприятий,; усвоения над творчеством, над такой или иной переработкой получаемых впечатлений. В первые годы жизни совершается громадная работа усвоения. Усвояются предметы и явления природы с их частями, свойствами, применениями и отношениями; усвояется язык, родной и иностранный; усвояются начала различных наук и искусств; усвояется порядок жизни и ее явлений, т. е. факты семейной и общественной среды. Каждая из поименованных групп заключает в себе неизмеримое число явлений; все они теснятся в памяти дитяти, попеременно завладевают его вниманием и оставляют в его сознании более или менее прочные следы. Дитя жадно впитывает все эти впечатления, и их громадное число и разнообразие неизбежно дают одностороннее направление всей душевной жиз417 ни — преобладание процесса усвоения над творчеством, над переработкой впечатлений. Чтобы творчество было возможно, нужно ослабление притока впечатлений, другими словами, некоторое знакомство с ними, усвоение их.

Другая характерная черта первого периода есть преобладание в духовной жизни субъективных элементов над объективными, в частности значительное влияние чувствований на мышление и всю деятельность. Количество нервных волокон у ребенка то же, что и у взрослого, а площадь распространения их различна: у дитяти мала, у взрослого велика. Поэтому дети чувствительны и страстны и к объективному мышлению и действованию мало склонны и способны. Они постоянно гонятся за удовольствием; что приятно, то, по их взглядам, и истинно, и справедливо. Чем меньше дети, тем тверже они веруют в догмат, что единственная ценность жизни — это непосредственное, сейчас испытываемое удовольствие.

И эта вера у них, конечно, есть не результат какого-либо теоретического убеждения и размышления, а непосредственное влияние их природы, непроизвольная мысль и настроение. Стремиться к чему-либо, не имеющему непосредственной приятности, детям несвойственно: такие стремления им чужды, непонятны, и доводы в этом направлении не имеют в их глазах никакой убедительной силы. Сделать что-либо, не обещающее непосредственного удовольствия, их можно заставить, но убедить их разум в целесообразности такой деятельности невозможно.

Третья характерная черта педагогического процесса в период веры есть быстрота и живость реакций, не задерживаемых широко развитой мыслительностью и опытом. Душевное явление обыкновенно представляет в своем развитии смену трех моментов: впечатления, его переработки и выражения вовне. Детская душевная жизнь характеризуется, как уже было замечено, слабостью среднего момента, недостатком переработки впечатлений, творчества.

Внешнее впечатление не задерживается долго в сознании дитяти и почти сейчас же выражается вовне каким-либо движением. Дитя что-либо видит, слышит, осязает и сейчас же под влиянием этого впечатления говорит, кричит, смеется, плачет, прыгает и т. п.

Быть неподвижным, затаивать впечатление в себе, не сообщать о нем другим, секретничать, хранить тайны дитя не может и не желает. Это противоречит его натуре. С полученным впечатлением оно ничего еще поделать не может, перерабатывать его не в состоянии; оно не может и просто держать его в памяти, так как каждое впечатление есть живая сила, требующая выражения, толкающая на деятельность. Поэтому реакции детей на получаемые впечатления весьма быстры и живы.

Нерефлективный период, период веры, обнимает собой различные возрасты: младенчество2 детство и отрочество. Эти три воз418 раста по своему психологическому характеру распадаются на две эпохи: время преобладания во всей жизни и деятельности впечатлений на органы внешних чувств (младенчество и детство) и время преобладания памяти и начала теоретических интересов (отрочество).







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 411. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия