Студопедия — ТВОРЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТВОРЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ.






 

 

Занавес, изображавший четвертую стену уютной гостиной, оказался

раздвинутым, а стулья, обычно прислоненные к нему, убранными. Наша милая

комната, лишившись одной стены, стаяла на виду у всех, соединенная с

зрительным залом. Она превратилась в обычную декорацию и потеряла уютность.

 

По стенам декорации в разных местах висели электрические провода с

лампочками, точно для иллюминации.

 

Нас рассадили в ряд. у самой рампы. Наступило торжественное молчание.

 

- У кого это каблук отвалился? - вдруг спросил унас Аркадий Николаевич.

 

Ученики принялись рассматривать свою и чужую обувь и отдались этому

делу со всем вниманием.

 

Торцоз задал новый вопрос:

 

- Что произошло сейчас в зрительном зале? Мы не знали, что ответить.

 

- Как, вы не заметили моего секретаря, самого суетливого и шумного

человека? Он приходил ко мне с бумагами для подписи.

 

Оказывается, мы его не видели.

 

- Вот чудо-то! - воскликнул Торцов. - Как же это могло случиться? Да

еще при открытом занавесе! Не вы ли уверяли, что зрительный зал непобедимо

притягивает вас к себе?

 

- Я был занят каблуком,- оправдывался я.

 

- Как!! -еще больше удивился Торцов. - Ничтожный, маленький каблук

оказался сильнее огромной, черной дыры портала! Значит, не так уж трудно

отвлечься от нее. Секрет-то, оказывается, совсем простой: для того, чтобы

отвлечься от зрительного зала. надо увлекаться тем, что на сцене.

 

"А ведь в самом деле, - подумал я, - стоило мне на минуту

заинтересоваться тем, что по эту сторону рампы, и я. помимо воли, перестал

думать о том, что находятся по ту сторону".

 

Тут мне вспомнились рассыпанные на сцене гвозди и разговоры рабочего по

поводу их. Это было на одной из репетиций нашего показного спектакля. Тогда

я так увлекся гвоздями и разговором о них с рабочим, что забыл о зияющей

черной дыре.

 

- Теперь, надеюсь, вы поняли, - резюмировал Торцов, - что артисту нужен

объект внимания, но только не в зрительном зале, а на сцене, и чем

увлекательнее такой объект, тем сильнее его власть над вниманием артиста.

 

Нет ни одной минуты в жизни человека, чтобы внимание его не было

привлечено каким-

 

либо объектам.

 

При этом, чем объект увлекательнее, тем сильнее его власть над

вниманием артиста. Чтобы отвлечь его от зрительного зала, надо искусно

подсунуть интересный объект здесь, на сцене. Знаете, как мать отвлекает

внимание ребенка игрушкой. Вот и артисту нужно уметь подсовывать себе такие

отвлекающие от зрительного зала игрушки.

 

- Однако, - думал я, - зачем же насильно подсовывать, себе объекты,

которых и без того много на сцене?"

 

Еели я - субъект, то все, что вне меня, - объекты. А вне меня целый

мир... Сколько всяких объектов! Зачем же их создавать?

 

Но на это Торцов возразил, что так бывает в жизни. Там, действительно,

объекты возникают и привлекают наше внимание сами собой, естественно. Там мы

отлично знаем, на кого и как надо смотреть в каждую минуту нашего

существования.

 

Но в театре не то, - в театре есть зрительный зал, с черной дырой

портала, которая мешает артисту жить нормально.

 

Я сам, по словам Торцова, лучше всех должен это знать после спектакля

"Отелло". А между тем у нас, по нашу сторону рампы, на сцене есть множество

объектов куда интереснее черной дыры портала. Только надо уметь хорошенько

приглядеться к тому, что находится на подмостках; надо с помощью

систематических упражнении научиться удерживать внимание на сцене. Надо

развивать особую гехнику, помогающую вцепляться в объект таким образом, чтоб

затем уже сам объект, находящийся на сцене отвлекал нас от того, что вне ее.

Короче говоря, по словам Торцова, нам предстоит учиться смотреть и видеть на

сцене.

 

Вместо лекции о том, какие объекты бывают в жизни, а следовательно, и

на подмстках, Торцов сказал, что он образно продемонстрирует нам их на самой

сцене.

 

- Пусть световые точки и блики, которые вы сейчас увидите, иллюстрируют

разные виды объектов, знакомых нам в жизни, а следовательно, необходимых и в

театре.

 

В зрительном зале и на сцене наступила полная темнота Через несколько

секунд перед самым нашим носом, и на столе, вокруг которого мы сидели,

вспыхнула небольшая электрическая лампочка, запрятанная в коробку. Среди

общего мрака световая точка оказалась единственной яркой, заметной

приманкой. Она одна привлекла к себе наше внимание

 

- Эта светящаяся во тьме лампочка, - объяснял Торцов, - иллюстрирует

нам близкий объект-точку. Мы пользуемся им в те моменты, когда нам нужно

собрать внимание, не давать ему рассеиваться и уноситься далеко.

 

Когда дали свет. Торцов обратился к ученикам:

 

- Концентрация внимания на световой точке в темноте дастся вам

сравнительно легко. Теперь попробуем повторить упражнения, но только не в

темноте. а на свету.

 

Торцов велел одному из учеников рассмотреть хорошенько спинку кресла,

мне - бутафорскую подделку эмали на столе, третьему дал безделушку,

четвертому - карандаш, пятому - веревку, шестому - спичку и так далее.

 

Шустов стал распутывать неревку, но я остановил его, говоря, что

упражнение дано нам не на действие, а лишь на внимание, поэтому мы можем

только рассматривать предметы, размышлять по поводу них. Но Паша не

соглашался и настаниал на своем. Чтобы разрешить спор, пришлось обратиться к

Торцову. Он сказал:

 

- Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с

ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким

образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создаст

крепкую связь с объемом.

 

Когда я стал вновь смотреть, на доску стола с поддельной эмалью, мне

захотелось обводить контур рисунка каким-то острием, попавшимся мне в руки.

 

Эта работа действительно заставляла меня еще внимательнее рассматривать

и вникать в рисунок. В это время Паша сосредоточенно распутывал узлы веревки

и делал это с увлечением, другие ученики отдались тоже или какому-нибудь

действию, или внимательному наблюдению объекта.

 

Наконец Торцов признал:

 

- Близкий объект-точка дается вам не только в темноте, но и на свету.

Это хорошо!

 

Затем он демонстрировал нам сначала в полной темноте, а потом и на

свету средний и дальний объект-точку. Как и в первом примере, с близким

объектом-точкой, чтобы удерживать внимание на объекте возможно более

продолжительное время, мы должны были обосновывать наше смотрение вымыслами

своего воображения.

 

Новые упражнения в итогее удались нам легко.

 

Дали полный свет.

 

- Теперь осмотрите внимательно окружающий вас мир вещей, выберите среди

них один какой-ннбудь средний или дальний объект-точку и сосредоточьте на

нем все внимание, - предложил нам Аркадий Николаевич.

 

Вокруг было так много предметов близких, средних, дальних, что в первую

минуту глаза разбежались.

 

Вместо одною объекта-точки мне в глаза лезли десятки предметов, которые

если бы я хотел каламбурить, то назвал бы не объектом-точкой, а

объектом-многоточием. Наконец я остановился на какой-то статуэтке, там,

далеко, на камине, но долго удержать ее в центре моего внимания не смог, так

как все кругом отвлекало, и скоро статуэтка затерялась среди сотен другие

предметов.

 

Эге! - воскликнул Торцов. - По-видимому, прежде чем создавать средний и

дальний объекты-точки на сцене, придется просто научиться смотреть и видеть

на сцене'

 

- Чему же тут учиться? - спросил кто-то.

 

- А как же? Это очень трудно сделать на людях. при черной дыре портала.

Вот, например: одна из моих племянниц очень любит и покушать, и пошалить, и

побегать, и поболтать. До сих пор она обедала у себя - в детской. Теперь же

ее посадили за общий стол, и она разучилась и есть, и болтать, и шалить,

"Почему же ты не ешь, не разговариваешь?" - спрашиваю ее.

 

- "А вы зачем глядите?" - отвечает ребенок. Как же не приучать ее вновь

есть, болтать и шалить-на людях?

 

То же и с вами. В жизни вы умеете и ходить, и сидеть, и говорить, и

смотреть, а в театре вы теряете эти способности и говорите себе, чувствуя

близость толпы: "А зачем они глядят?!" Приходится и вас всему учить сначала

- на подмостках и на людях.

 

Запомните же: все, и даже самые простые, элементарные действия, которые

мы прекрасно знаем в жизни, вывихиваются, когда человек выходит на

подмостки, перед освещенной рампой и перед тысячной толпой. Вот почему на

сцене необходимо заново учиться ходить, двигаться, сидеть, лежать. Об этом я

уже говорил вам на первых уроках. Сегодня же, в связи с вопросом о внимании,

добавлю к сказанному, что вам необходимо еще учиться на сцене смотреть и

видеть,

 

слушать и слышать.

 

.....................19......г.

 

- Наметьте себе какой-нибудь предмет! - сказал Торцов, когда ученики

расселись на сцене при открытом занавесе. Выберите себе объектом хиотя бы

вот это висящее на стене полотенце с ярким, глазастым рисунком.

 

Все стали старательно смотреть на полотенце.

 

- Нет! - остановил нас Торцов, - Это не смотрение, а пяляние глаз на

объект.

 

Мы пересали напрягаться, но это не убедило Аркадия Николаевича, что мы

видим то, на что были направлены наши глаза.

 

- Внимательнее! - командовал Торцов. Все потянулись вперед.

 

- И все-таки мало внимания и много механического смотрения.

 

Мы нахмурили брови и старались казаться внимательными.

 

- Быть и представляться вннмательным - не одно и то же. Проверьте себя

сами: что подделка и что подлинное смотрение.

 

После долгих прилаживаний мы уселись спокойно, стараясь не напрягаться

и глядели на полотенце.

 

Вдруг Аркадий Николаевич расхохотался и обратился ко мне:

 

- Если бы можно было сейчас снять с вас фотографию, вы бы не поверили,

что человек способен от старания дойти до такого абсурда, до какого вы

довели себя сейчас. Ведь ваши глаза, в буквальном смысле, выскочили из

орбит. Разве для того, чтоб смотреть, нужно так сильно напрягаться? Меньше,

меньше! Гораздо меньше! Совсем освободить напряжениеДевяносто пять процентов

- долой! Еще... еще... Зачем же так тянуться к объекту, так сильно

наклоняться к нему? Откиньтесь назад. Мало, мало! Еще, еще! Гораздо больше!

- приставал ко мне Аркадии Николаевич.

 

Чем упорнее он твердил свое "еще, еще", тем меньше становилось

напряжение, которое мешало мне "смотреть и видеть". Излишек напряжения

огромен, неимоверен, О его размерах не имеешь представления, когда, весь

скрюченный, стоишь перед дырой портала. Торцов прав, говоря о девяноста пяти

процентах излишнего напряжения при актерском смотрении на сцене.

 

- Как просто и как мало нужно, чтобы смотреть и видеть, - воскликнул я

в полном восторге.- Это чрезвычайно легко по сравнению с тем, что я до сих

пор делал! Как же я сам не догадался о том, что вот так - с выпученными

глазами и напряженным телом - ничего не видишь, а так - без всякого

напряжения и старания - можно рассмотреть все до мелочей. Но это-то и

трудно: ровно ничего не делать на сцене.

 

- Ну, да! - подхватил Аркадий Николаевич. - Потому что все думается в

эти минуты: за что же зрители платят деньги, если я ничего не стараюсь им

представить? Надо же заслужить свое актерское жалованье, надо же забалять

зрителя!

 

Какое приятно состояние сидеть на сцене не напряженно, спокойно

смотреть и видеть. Иметь на это право перед раскрытой пастью портала. Когда

чувствуешь это право пребывания на подмостках, тогда ничего не страшно. Я

наслаждался сегодня на сцене простым, естественным, человеческим смотрением

и вспомнил такое же простое сидение Аркадия Николаевича на первом уроке. В

жизни это состояние мне хорошо известно. и там оно меня не радует. Я слишком

привык к нему. Но на сцене я узнал его сегодня впервые и искренне благодарю

за это Торцова.

 

- Молодец! - крикнул он мне.- Вот это называется смотреть и видеть. А

как часто мы на подмостках смотрим и ничего не видим. Что может быть ужаснее

пустого актерского глазаОн убедительно свидетельствует о том, что душа

исполнителя роли дремлет или что его внимание где-то там, за пределами

театра и изображаемой жизни па сцене, что актер живет чем-то другим, что не

относится к роли.

 

Усиленно болтающий язык и автоматически двигающиеся руки и ноги не

заменят осмысленного, дающего жизнь всему глаза. Недаром глаза называют

"зеркалом души".

 

Глаз актера, который смотрит и видит, привлекает на себя внимание

зрителей и тем самым направляет их на верный объект, на который им следует

смотреть. Наоборот, пустой глаз актера уводит внимание зрителей от сцены.

 

После этого объяснения Аркадий Николаевич сказал:

 

- Я показал вам лампочки, олицетворяющие близкий, средний и дальний

объекты-точки, необходимые каждому зрячему существу, а следовательно, и

каждому сценическому созданию, и самому исполнителю.

 

Показанное до сих пор лампочки изображали объекты на сцене такими,

какими их должен видеть сам артист. Так должно быть в театре, но так редко

бывает.

 

Теперь я покажу вам, как не должно никогда быть на сцене, но как, к

сожалению, там почти всегда бывает у подавляющего большинства актеров. Я

покажу вам те объекты, которыми почти всегда занято внимание актеров, когда

они стоят на подмостках.

 

После этого вступления вдруг забегали световые зайчики. Они

разбросались по всей сцене, по всему зрительному залу, иллюстрируя

рассеявшееся внимание актера.

 

Потом зайчики исчезли и взамен их на одном из кресел партера загорелась

сильная, стосвечная лампа.

 

- Что это? - спросил чей-то голос.

 

- Строгий критик, - ответил Торцов.- Ему отдается очень много внимания

во время публичного выступления актера.

 

Опять забегали, опять исчезли зайчики, и наконец зажглась новая большая

лампа.

 

- Это режиссер.

 

Не успела погаснуть эта лампа, как на сцене едва заметно, тускло

замигала совсем маленькая и слабая лампочка.

 

- Это бедный партнер. Ему мало уделяется внимания, - заметил с иронией

Торцов.

 

Тусклая лампочка скоро погасла, и нас ослепил прожектор с самой

авансцены.

 

- Это суфлер.

 

Затем снова забегали повсюду зайчики; они зажигались и гасли. При этом

я вспомнил свое состояние на показном спектакле "Отелло".

 

- Понимаете ли вы теперь, как важно артисту уметь смотреть и видеть на

самой сцене,- сказал Аркадии Николаевич в конце урока. - Вот этому трудному

искусству вам и предстоит учиться!

 

.....................19......г.

 

К общему разочарованию, вместо Аркадия Николаевича явился на урок один

Иван Платонович и объявил, что по поручению Торцова, он будет заниматься с

нами.

 

Таким образом, сегодня был первый урок Рахманова.

 

Каков он как преподаватель?

 

Конечно, Иван Платонович совсем другой, чем Аркадий Николаевич. Но

никто из нас не ждал, что он окажется именно таким, каким мы его узнали

сегодня. В жизни, при обожаемом им Торцове, Рахманов тих, скромен и

молчалив, но без него - энергичен, решителен и строг.

 

- Собрать все внимание! Не распускаться! - командовал он властным,

уверенным тоном.- Вот в чем будет заключаться упражнение: я назначаю каждому

из вас объект для смотрения. Вы замечаете его форму, линии, цвета, детали,

особенности. Все это надо успеть сделать, пока я считаю до тридцати.

Тридцать!!-говорю я. После этого я даю темноту, чтобы вы не видели объекта,

и заставляю вас говорить о нем. В темноте вы мне описываете все, что

запомнила ваша зрительная память. Я проверяю и сравниваю с самим объектом

то, что вы рассказали. Для этого снова дан свет. Внимание! Я начинаю;

Малолеткова - зеркало.

 

- Голубчики! -заторопилась она, указывая на зеркало, - Вот это?

 

- Не надо лишних вопросов. В комнате одно зеркало, другого нет. Нет

другого! Артист должен быть догадлив.

 

Пущин - картина. Говорков - люстра. Вельяминова - альбом.

 

- Плюшевый? - переспросила она медовым голосом.

 

- Я показал. Два раза не повторяю. Артист должен хватать на лету.

Названов - ковер.

 

- Их много. Какой?

 

- При недоразумениях - решайте сами, Ошибайтесь, но не сомневайтесь, не

переспрашивайте. Артист нужна находчивость. Находчивость, говорю!

 

Вьюнцов - ваза. Умновых - окно. Дымкова - подушка. Веселовский - рояль.

Раз, два, три, четыре. пять...- Иван Платонович просчитал не торопясь дс

тридцати и скомандовал:

 

- Темнота!

 

Когда наступила темнота, он вызвал меня и приказал рассказывать. что я

видел.

 

- Вы мне назначили ковер. - стал я подробно объяснять ему. - Я не сразу

выбрал который и потому пропустил время.

 

- Короче и по существу, - командовал Иван Платонович-- По существу!

 

- Ковер персидский. Общий фон красно-коричневый. Широкий бордюр

обрамляет края, - описывал я пока Рахманов не крикнул:

 

- Свет! Неправильно запомнили, дружок мой! Не донесли, просыпались.

Темнота! Пущин!

 

- Не уразумел сюжета картины. По слепоте и дальности расстояния. Увидел

лишь краску желтую на фоне красном.

 

- Свет! - командовал Иван Платонович. - Ни желтого. ни красного тонов

на картине нет.

 

- Истинно просыпался, не донес, - басил Пущин.

 

- Говорков! - вызвал Рахмапов.

 

- Золотая люстра, понимаете ли, рыночная. Со стекляшками.

 

- Свет! - командовал Иван Платонович. - Люстра музейная, подлинная,

Александровский ампир. Просыпались!

 

- Темнота! Названов, опишите снова ковер.

 

- Я не знал, что нужно еще, простите. Я не думал, - извинялся я,

застигнутый врасплох.

 

- В другой раз думайте. Исправляйте ошибки и не сидите ни секунды сложа

руки, без дела. Знайте все: я буду переспрашивать по два и по четыре раза,

пока не добьюсь точного описания впечатлений. Пущин!

 

- Просыпался. Дважды просыпался.

 

В конце концов Рахманов добился того, что мы изучили указанные нам

предметы до мельчайших деталей и описали их. Для этого пришлось вызывать

меня пять раз. Описанная нервная работа в полном темпе длилась с полчаса. От

нее сильно устали глаза и напряглось внимание. С такой предельной

интенсивностью долго продолжать занятия нельзя. Рахманов знает это и потому

разбивает свой урок на две части - по получасу каждая.

 

Мы временно прекратили упражнения и пошли на урок танцев. После него

был снова класс Рахманова, в котором проделывали то же, что и в первые

полчаса, но только счеч сократился до двадцати.

 

Иван Платонович обещает довести упражнения до трех-пяти секунд.

 

- Вот как отточим внимание! - заявил он. Сейчас, когда я записываю в

дневник сегодняшний урок Ивана Платоновича, во мне рождается сомнение: нужно

ли и стоит ли подробно, стенографически записывать то, что происходит на

уроках Ивана Платоновича? Или, может быть, лучше записывать эти упражнения в

отдельной тетради? Пусть эти записи создадут указатель практических

упражнений, своего рода задачник, или "тренинг и муштру", как называет свои

уроки сам Иван Платонович. Такие записки пригодятся мне при ежедневных

упражнениях, а со временем, может быть, и при режиссировании и

преподавании...

 

Решено.

 

Отныне у меня будут две тетради; в одной из них (в этой) я буду

продолжать вести свой дневник и записывать самую теорию искусства, которую

преподает нам Торцов, в другой буду описывать практические упражнения,

производимые нами с Рахмановым. Это будет задачник по "системе" по классу

"тренинга и муштры".

 

.....................19......г.

 

Торцов продолжал сегодня световую иллюстрацию объектов внимания на

сцене. Он говорил:

 

- До сих пор мы имели дело с объектами в виде точек. Сейчас же я покажу

вам так называемый круг внимания. Он представляет не одну точку, а целый

участок малого размера и заключает много самостоятельных объектов. Глаз

перескакивает с одного на другой, но не переходит границ, очерченных кругом

внимания.

 

После вступления Торцова наступила темнота, а через секунду зажглась

большая лампа, стоявшая на столе, возле которого я сидел. Абажур отбрасывал

круглый блик света вниз, на мою голову и руки. Он весело освещал середину

стола, уставленного безделушками. Остальная громада сцены и зрительного зала

тонула в жутком мраке. Тем уютнее я чувствовал себя в световом блике лампы,

который как будто всасывал все мое внимание а свой светлый, ограниченный

тьмою круг.

 

- Вот этот блик на столе, - сказал нам Торцов. - иллюстрирует малый

круг внимания. Вы сами или, вернее, ваши головы и руки, попавшие в полосу

света, находятся в его центре. Такой круг подобен малой диафрагме

фотографического аппарата, детализирующей мельчайшие части объекта.

 

Торцов был прав; действительно, все безделушки, стоявшие на столе в

узком кругу спета, сами собой притягивали к себе внимание.

 

Стоит очутиться в световом кругу при полной темноте, и тотчас

почувствуешь себя изолированным от всех. Там, в световом кругу, как у себя

дома, никого не боишься и ничего не стыдишься. Там забываешь о том, что из

темноты со всех сторон наблюдает за твоей жизнью много посторонних глаз. В

малом световом кругу я чувствую себя более дома, чем даже в своей

собственной квартире. Там любопытная хозяйка подсматривает в замочную

скважину, тогда как в малом кругу черные стены мрака, окаймляющие его,

кажутся непроницаемыми. В таком узком световом кругу, как при собранном

внимании, легко не только рассматривать предметы во всех их тончайших

подробностях, но и жить самыми интимными чувствами, помыслами и выполнять

сложные действия; можно решать трудные задачи, разбираться в тонкостях

собственных чувств и мыслей; можно общаться с другим лицом, чувствовать его,

поверять свои интимнейшие думы, восстанавливать в памяти прошлое, мечтать о

будущем.

 

Торцов понял мое состояние. Он подошел к самой рампе и сказал мне с

оживлением:

 

- Заметьте скорее: то состояние, которое вы испытываете сейчас,

называется на нашем языке "публичное одиночество". Оно публично, так как мы

все с вами, Оно одиночество, так как вы отделены от нас малым кругом

внимания. На спектакле, на глазах тысячной толпы, вы всегда можете

замкнуться в одиночество, как улитка в раковину.

 

Теперь я покажу вам средний круг внимания.

 

Наступила темнота.

 

Затем осветилось довольно большое пространство с группой мебели: со

столом, стульями и углом рояля, с камином, с большим креслом перед ним. Я

очутился в центре этого круга.

 

Было невозможно сразу охватить глазами все пространство. Пришлось

рассматривать его по частям. Каждая вещь внутри круга являлась отдельным,

самостоятельным объектом-точкой. Беда только в том, что при увеличившейся

световой площади образовались полутона. Эти полутона попадали за пределы

круга, благодаря чему его стенки сделались менее плотными. Кроме того, мое

одиночество стало слишком просторным. Если малый круг можно сравнить с

холостой квартирой, то средний уподобился бы квартире семейной. Как в пустом

холодном особняке из десяти комнат неуютно жить одному-бобылем, так и мне

хотелось вернуть свой милый малый круг внимания.

 

Но я так чувствовал и рассуждал лишь до тех пор, пока находился один.

Когда же ко мне в освещенный круг вошли Шустов, Пущин, Малолеткова, Вьонцов

и другие, мы едва в нем поместились. Образовалась группа, разместившаяся на

креслах, стульях и диване.

 

Большая площадь дает простор для широкого действия. В большом

пространстве удобнее говорить об общих, а не и личных, интимных вопросах.

Благодаря этому в среднем кругу легко создалась живая, молодая и горячая

народная сцена. Ее не повторишь по заказу. Подобно малому, и средний

световой круг, показанный сегодня Торцовым, заставил меня ощутить

самочувствие артиста в момент расширения площади внимания.

 

Кстати, интересная подробность: за все время сегодняшнего урока мне ни

разу не пришел в голову мой ненавистный враг на сцене - черная дыра портала.

Это удивительно!

 

- Вот вам и большой круг\ - сказал Торцов, когда вся гостиная

осветилась ярким светом. Другие комнаты пока оставались темными, но внимание

уже заблудилось в большом пространстве.

 

- А вот вам и самый большой круг!. - воскликнул Аркадий Николаевич,

когда все остальные комнаты вдруг осветились полным светом.

 

Я растворился в большом пространстве.

 

- Размеры самого большого круга зависят от дальнозоркости смотрящего,

Здесь, в комнате, я расширил площадь внимания насколько было возможно. Но

если бы мы были сейчас не в театре, а в степи или в море, то размер круга

внимания определялся бы отдаленной линией горизонта. На сцене эту линию

дальней перспективы художник пишет на заднике.

 

Теперь, - объявил Аркадий Николаевич после некоторой паузы, - я повторю

те же упражнения, но только не в темноте, а на свету.

 

Создайте мне сейчас, при полной рампе и софитах, сначала малый круг

внимания н публичное одиночество в нем, а потом средний и большой круги.

 

Чтоб помочь ученикам, Торцов показал технические приемы для удержания

внимания, расползающегося при полном свете.

 

Для этого надо ограничивать намечаемую площадь, или круг для

зрительного внимания, линиями самих предметов, находящихся в комнате. Вот,

например, круглый стол, уставленный разными вещами. Площадь его доски

является очерченным малым кругом внимания на свету, А вот на полу довольно

большой ковер со стоящей на нем мебелью - это средний круг на свету.

 

Другой, еще больший ковер ясно очерчивает большой круг на свету.

 

Там, где пол открыт, Торцов отсчитывает нужное ему количество

нарисованных на половике квадратиков паркета. Правда, ими труднее

зафиксировать линию намеченного круга и удержать внимание в его пределах -

тем не менее и квадратики помогают.

 

- А вот вам и вся квартира - это симый большой круг внимания на свету.

 

По мере расширения площади, к моему отчаянию, черная дыра портала снова

влезла на сцену и овладела моим вниманием. Благодаря этому все проделанные

раньше упражнения, обнадежившие было меня, потеряли цену. Я снова чувствовал

себя беспомощным.

 

Видя мое состояние, Аркадий Николаевич сказал:

 

- Я скажу вам еще об одном техническом приеме, помогающем управлять

вниманием. Вот в чем он заключается: во иремя расширения круга на свегу

площадь вашего внимания увеличивается. Однако это может продолжаться лишь до

того момента, пока вы способны удерживать мысленно очерченную линию круга.

Лишь только намеченные границы начнут колебаться и таять, надо скорее

суживать круг до пределов, доступных зрительному вниманию.

 

Но как раз в этот момент нередко происходит катастрофа; внимание

выскальзывает из вашей власти и растворяется в пространстве. Приходится

снова собирать и направлять его. Для этого скорее обращайтесь к помощи

объекта-точки, хотя бы, например, вот к этой лампочке в коробке на столе,

которая сейчас опять вспыхнула. Нужды нет, что она теперь не так ярка, как

казалась раньше, в темноте, тем не менее это не мешает ей и сейчас

привлекать к себе внимание.

 

Теперь, после того как вы его на минуту укрепили, создавайте сначала

малый круг на свету с лампой в его центре. Потом наметьте средний круг

внимания на свету и в нем несколько малых.

 

Мы проделали все заказанное нам. Когда же площадь внимания расширилась

до предела, я опять растворился в огромном пространстве сцены.

 

На круглм столе при полном освещении вновь вспыхнула лампа в коробке.

 

- Смотрите скорей на этот объект-точку! - крикнул нам Торцов.

 

Я впился глазами в горевшую среди полного освещения лампу и почти не

замечал, как вокруг все погрузилось в мрак и как из большого круга

образовался средний.

 

Затем средний круг сузился до малого. Еще лучше! Он - мой любимый, и я

им владею свободно.

 

После этого аркадий Николаевич проделал в темноте уже знакомые нам

пережоды от малого круга к большому кругу и обратно - от большого к малому,

и снова от малого к большому и обратно.

 

Такие переходы были повторены раз десять и в конце концов сделались нам

до некоторой степени привычными.

 

Но вот, после десятого повторения, при самом большом круге, когда вся

сцена ярко осветилась, Торцов крикнул:

 

- Ищите средний круг на свету, и пусть ваш взор свободно гуляет внутри

его.

 

Стойте! Распустили внимание! Скорее хватайтесь опять за спасительную

лампу! Она для этого горит на свету. Вот так! Отлично!

 

Теперь давайте малый круг на свету. Это не трудно при горящей в его

центре лампе.

 

Потом мы вернулись, в обратном порядке, к большому кругу на свету,

цепляясь в опасные минуты за спасительную лампу объект-точку. Эти переходы

на свету были так же проделаны много раз.

 

- Если заблудитесь в большом кругу, - приговаривал все время Торцов, -

скорее цепляйтесь за объект-точку. Удержавшись на ней, создайте себе малый

круг, а потом и средний.

 

- Торцов старается выработать в нас бессознаткльный, механический навык

перехода от малогокруга к большому и обратно, не распуская при этом

внимания.

 

Я еще не выработал этой привычки, но все-таки понял, что прием ухода в

публичное одиночество при расширяющемся круге может превратиться на сцене в

естественную потребность.

 

- Вы вполне оцените этот прием только тогда, когда очутитесь на

громадной площадке концертной эстрады. На ней артист чувствует себя

беспомощным, точон в пустыне. Там вы поймете, что для своего спасения

необходимо владеть в совершенстве средними и малыми кругами внимания.

 

В страшные мннути паники н растерянности вы должны помнить, что чем

шире н пустыннее большой круг, тем уже и плотнее должны быть внутри него

средние и малые круги внимания, и тем замкнутее публичное одиночество.

 

После некоторой паузы Торцов перешел к световой демонстрации новой

группы малых и средних кругов внимания, мы находились в их центре, теперь же

мы очутились в темноте, вне светового блика.

 

Все лампы потухли, а потом, вдруг, зажглась висячая лампа в соседней

столовой. Там круглый блик света падал на белую скаткрть обеденного стола.

 

- Вот вам малый круг внимания, вне вас лежащий.

 

Потом этот круг увеличился до размеров среднего круга, вне нас

лежащего. Он освещал всю площадь соседней комнаты, потом охватил все другие

помещения, кроме той темной комныты, в которой мы сами находились.

 

Вот вам и большой круг внимания, вне вас лежащий.

 

Из темноты гостинной было удобно ныблюдать за тем, что делалось вокруг

нас, вплоть до самых отдаленных точек, доступных нашему зрению. Я мог

выбирать для своего наблюдения и отдельные объекты-точки, и малые, и

средние, и большие круги внимания, вне нас лежащие.

 

Такие же упражнения с кругами всех размеров, вне нас лежащих, были

произведены при полном свете. На этот раз и гостинная, и все другие комнаты

были освещены. Мы должны были мысленно намечать, суживать и расширять круги

внимания, вне вас лежащие, как мы это делали раньше, когда сами находились в

центре своего круга

 

.....................19......г.

 

В начале сегодняшнего урока я в порыве восторга воскликнул:

 

Если бы можно было никогда не расставаться с малым кругом на сцене!

 

- И не расставайтесь! Ваша воля,- ответил Торцов.

 

- Да, но не могу; же я всюду носить с собой лампу с абажуром и ходить с

ней, как под зонтиком.

 

- Этого я вам, конечно, не посовечтю. Но вы можете носить с собой

повсюду малый круг внимания не только на сцене, но и в самой жизни.

 

- Как же так?

 

- А вот сейчас увидите. Идите на подмостки и живите там, как у себя

дома: стойте, ходите, пересаживайтесь.

 

Я пошел. Наступила полная темнота, во время которой вдруг откуда-то

появился круглый блик света и начал двигаться вместе со мной.

 

Я прошелся по комнате, а круг за мной.

 

Тут произошло непостижимое: я присел к роялю и заиграл мелодию из

"Демона" - единственную, которую умею играть.

 

Этот необыкновенный факт для его должной оценки требует комментария.

Дело в том, что я никакой музыкант н играю дома потихоньку, когда бываю

совссм-совсем один. Беда, если кто-нибудь услышит мое треньканье н войдет во

время игры ко мне в комнату. Тогда я захлопываю крышку, краснею, словам,

веду себя как гимназнст, пойманный в курении. Но сегодня я выступал публично

в качестве пианиста, но не испытывал никакого стеснения, играл без застенки

и не без удовольствия. Это невероятно! Это чудо! Чем это объяснить?Быть

может, круг внимания защищает нас плотнее на подмостках, чем в жизни, и

артист чувствует его там сильнее, чем в действительности? Или у круга

внимания есть еще какие-то свойства, неизвестные мне? Из всех тайн

творчества, в которые нас посвятили за короткое время пребывания в школе,

иалый передвижной круг внимания представляется мне наиболее существенной

практически важной ценностью. Передвижной круг внимания и публичное

одиночество - вот отныне мой оплот против всяких скверн на сцене.

 

Чтобы лучше объяснить значение их, Торцов рассказал нам индусскую

сказку. Вот ее содержание:

 

Магараджа выбирал себе министра. Он возьмет того, кто пройдет по стене

вокруг города с большим сосудом, доверху наполненным молоком, и не прольет

ни капли. Многие ходили, а по пути их окликали, их пугали, их отвлекали, и

они проливали.

 

"Это не министры", - говорил магараджа

 

Но вот пошел один. Ни крики, ни пугания, ни хитрости не отвлекали его

глаз от переполненного сосуда.

 

"Стреляйте!" - крикнул повелитель.

 

Стреляли, но это не помогло.

 

"Это министр" - сказал магараджа.

 

"Ты с







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 361. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия