Студопедия — ИЗБРАННЫЕ ХАДИСЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИЗБРАННЫЕ ХАДИСЫ

Предисловие............................................................................................................ 4

Цели и указания..................................................................................................... 6

Введение к программе по изучению хадисов.......................................... 8

Сунна и хадисы....................................................................................................... 8

Различия между Кораном и священным хадисом.................................. 8

Хадисы как довод религии................................................................................ 9

Письменная фиксация сунны......................................................................... 10

Общеизвестные своды хадисов..................................................................... 12

Иснад и матн......................................................................................................... 13

Категории хадисов с точки зрения их приемлемости

или неприемлемости................................................................................. 14

1-й хадис: Проявление искренности в делах............................................... 16

2-й хадис: Обязательность поддержания родствен-

ных связей........................................................................................................ 18

3-й хадис: Страх перед Аллахом и добрый нрав....................................... 20

4-й хадис: Побуждение готовиться к вопросам и отчету....................... 23

5-й хадис: Ислам велит проявлять сострадание

по отношению к животным......................................................................... 25

6-й хадис: Ислам о правилах приема пищи и питья.................................. 27

7-й хадис: Важность взаимодействия между

мусульманами................................................................................................. 29

8-й хадис: Желательность доброго слова и проявления

приветливости................................................................................................. 31

9-й хадис: Отдаленность от сомнительного................................................ 33

10-й хадис: Запретность подкупа в исламе................................................. 35

11-й хадис: Человек, указывающий на благое, подобен

тому, кто его совершает............................................................................... 36

12-й хадис: Побуждение к поискам знания.................................................. 38

13-й хадис: Обязательность возвращения доверенного........................... 40

14-й хадис: Запрещение многобожия, непочтительности

по отношению к родителям и лжесвидетельства.................................. 42

15-й хадис: Запрещение обмана..................................................................... 45

16-й хадис: Запрещение распространения сплетен.................................. 47

17-й хадис: Обязательность отмеривания и отвешивания

сполна............................................................................................................... 49

18-й хадис: Запрещение взаимной ненависти и зависти.......................... 52

19-й хадис: Ответственность каждого человека за то,

попечение над чем вверил ему Аллах...................................................... 54

20-й хадис: О правилах приема пищи в исламе......................................... 56

21-й хадис: О том, как следует чихать.......................................................... 58

22-й хадис: Побуждение придерживаться правдивости

и предостережение относительно опасности лжи............................... 60

23-й хадис: Запрещение хулы......................................................................... 62

24-й хадис: Достоинство приветствия и веление

распространять мир...................................................................................... 64

25-й хадис: Достоинство посадки деревьев и возделывания

земли.................................................................................................................. 66

26-й хадис: Об этике удовлетворения естественных

потребностей................................................................................................... 68

27-й хадис: Столпы ислама.............................................................................. 70

28-й хадис: Уделение внимания мечетям в исламе.................................... 72

29-й хадис: Запретность обращения к людям с просьбами

без необходимости........................................................................................ 74

30-й хадис: О правах соседа............................................................................ 76

31-й хадис: Предостережение относительно гнева................................... 79

32-й хадис: Запрещение проявления непочтительности

по отношению к родителям......................................................................... 81

33-й хадис: Порицание занятости тем, что не касается

человека............................................................................................................ 83

34-й хадис: Порицание высокомерия и желательность

украшений........................................................................................................ 85

35-й хадис: Множество путей блага в исламе............................................ 87

36-й хадис: Предостережение относительно оставления

непогашенного огня во время сна............................................................. 89

37-й хадис: Запрещение подвергать мучениям животных...................... 91

38-й хадис: Вера и прямота.............................................................................. 94

39-й хадис: Неверие человека, который не совершает

молитв............................................................................................................... 96

40-й хадис: Стыдливость является ключом к любому благу.................. 98

41-й хадис: Достоинство поминания Аллаха и тех,

кто занимается поминанием..................................................................... 100

42-й хадис: Побуждение к благонравию.................................................... 102

43-й хадис: Обязательность любви к посланнику

Аллаха, ............................................................................................... 104

44-й хадис: Признак лицемера...................................................................... 106

45-й хадис: Исламу свойственны прощение

и снисходительность.................................................................................. 107

46-й хадис: Ислам запрещает порывать отношения

с людьми......................................................................................................... 109

47-й хадис: Достоинство изучения Корана и обучения

ему людей...................................................................................................... 111

48-й хадис: Влияние друзей на человека................................................... 113

49-й хадис: Обязательность проявления почтения

по отношению к родителям...................................................................... 115

50-й хадис: Отказ от причинения мусульманам вреда словом

и делом............................................................................................................ 117

51-й хадис: Обязательность стремления к знанию.................................. 119

52-й хадис: Следует воздавать должное дороге...................................... 121

53-й хадис: Ислам велит быть сильным..................................................... 123

54-й хадис: Ислам о правилах испрашивания

разрешения.................................................................................................... 125

55-й хадис: Сладость веры............................................................................. 127

56-й хадис: Проявление милосердия к людям.......................................... 129

57-й хадис: Мусульманин обязан любить своего

брата в исламе.............................................................................................. 131

 


[1] Буквально: да придаст ему цветущий вид.

[2] “Сахих аль-джами‘”, № 6763.

[3] То есть к Корану.

[4] “Разъяснены”, 42.

[5] “Аль-Хиджр”, 9.

[6] Улемы (калька от мн.ч. “уляма” – ученые) – мусульманские ученые-богословы, знатоки Корана, хадисов и этико-правовых норм ислама.

[7] “Хадис кудси” - хадис, который заключает в себе слова Всемогущего и Великого Господа, передаваемые посланником Аллаха, , и воспринимавшиеся им иногда от Джибрила, мир ему, а иногда - через откровение, внушение или сновидение с предоставлением ему права выражать их любыми словами, какие он пожелает.

[8] Этот хадис приводит Муслим.

[9] “Пчелы”, 44.

[10] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[11] Этот хадис приводит Муслим.

[12] “Шарх ан-Навави ли-Сахих Муслим”.

[13] Здесь имеется в виду то, что желательно делать мусульманам по примеру пророка, .

[14] ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз бин Марван (717 – 720) – один из Омеййадских халифов, отличавшийся особым благочестием.

[15] “Фатх аль-Бари”.

[16] “Сунан” ад-Дарими.

[17] “Иснад” или “санад” – опора.

[18] “Введение” к “Сахиху” Муслима.

[19] Другим лжецом является человек, измысливший такое сообщение.

[20] “Введение” Муслима с комментариями ан-Навави.

[21] Речь идет не только о хиджре - переселении мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии, но и вообще о переселении мусульманина из любого места, где он не может свободно исповедовать свою религию, туда, где это можно будет делать.

[22] Поводом для этого высказывания пророка, , послужил конкретный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, побуждаемого не религиозными соображениями, а желанием жениться на женщине по имени Катиля, кунья которой была Умм Кайс и которая согласилась выйти за него замуж только при условии его переселения в Медину. Впоследствии этого человека стали называть “мухаджир Умм Кайс” (переселенец Умм Кайс). Значение этого и многих других хадисов, где речь также идет о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, согласно которому награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего что-либо, поскольку многие поступки, представляющиеся хорошими со стороны, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями.

[23] Это значит, что человек, сделавший что-либо не ради Аллаха (в данном случае совершивший переселение из Мекки в Медину), не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что достанется ему за его дело в земной жизни.

[24] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[25] Содержание данного хадиса не противоречит ни Корану, где сказано: «…а когда наступит срок их, они не смогут ни оттянуть его ни на час, ни опередить»*, ни содержанию другого хадиса, где говорится о том, что через сто двадцать дней после начала формирования человеческого эмбриона к нему является ангел, который вдувает в него дух и среди прочего записывает его удел и срок его жизни. Согласно одному из комментариев, в вышеупомянутом айате речь идет о знании Аллаха, а в хадисе - о том, что известно ангелу, записывающему минимальный срок жизни человека. Таким образом, речь может идти о том, что если человек не станет поддерживать связи с родственниками, то ему будет суждено прожить, скажем, шестьдесят лет, если же он будет делать это, то срок его жизни может быть продлен, например, до восьмидесяти лет. То же самое относится и к уделу человека, а Аллаху Всевышнему изначально известно, каков срок и удел каждого. Кроме того, в Коране сказано: «Стирает Аллах, что пожелает, и утверждает, (что пожелает,) и у Него - мать Книги**». ***

* “Преграды”, 34.

** Имеется в виду либо Хранимая Скрижаль, либо знание Аллаха.

*** “Гром”, 39.

[26] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[27] Садака - добровольная помощь нуждающимся; подаяние; милостыня.

[28] Бояться Аллаха значит неизменно придерживаться благочестия, иначе говоря, выполнять все Его веления и воздерживаться от всего запрещенного Им.

[29] Прежде всего, это означает, что каждый должен обращаться с другими точно так же, как он хотел бы, чтобы другие обращались с ним самим.

[30] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.

[31] Мухаджир - переселенец. Мухаджирами называли мусульман, переселившихся из Мекки в Медину из-за преследований со стороны многобожников.

[32] Бадр - название группы колодцев в 150 километрах к юго-западу от Медины. 15 марта 624 г. в этом месте отряд мусульман под руководством пророка, , одержал первую значительную победу над превосходящими силами мекканцев. Участники этого сражения пользовались особым уважением, пророк же, , пообещал, что им будут прощены все грехи.

[33] Шам - старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Палестина и Иордания.

[34] Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, был родом из племени бану гифар.

[35] Этот хадис приводит ат-Табарани.

[36] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[37] Оазис к северу от Медины, население которого составляли иудеи и исповедовавшие иудаизм арабы, враждебно настроенные по отношению к пророку, . В 628 г. отряд мусульман численностью в полторы тысячи человек под его предводительством после полуторамесячной осады захватил этот оазис, населению которого было позволено продолжать обрабатывать земли оазиса на особых условиях.

[38] Этот хадис приводит Муслим.

[39] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[40] Этот хадис приводит Муслим.

[41] Старший внук пророка, , родившийся в 625 г.

[42] Этот хадис приводят ат-Тирмизи и ан-Наса’и.

[43] Этот хадис приводят ат-Тирмизи и Ахмад.

[44] Этот хадис приводит Муслим.

[45] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи.

[46] Ухуд - гора в пяти километрах к северу от Медины. В битве при Ухуде 23 марта 625 г. мусульмане, потерявшие более семидесяти человек убитыми, потерпели чувствительное поражение от мекканцев. Среди прочих погиб и дядя пророка, , Хамза, да будет доволен им Аллах, а сам пророк был ранен.

[47] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи.

[48] Людям стало жалко пророка, , который пришел в сильное волнение, произнося эти слова.

[49] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[50] Таиф подвергся осаде в январе 630 г. после овладения мусульманами Меккой.

[51] То есть не говори с ними сердито и раздражительно.

[52] “Ночное путешествие”, 23 - 24.

[53] Этот человек хотел сказать, что зерно намочил дождь.

[54] Этот хадис приводят Муслим и ат-Тирмизи.

[55] “Аль-‘адх” - ложь; клевета.

[56] Имеется в виду многословие и передача слов одних людей другим, что приводит к раздорам между ними.

[57] Этот хадис приводит Муслим.

[58] “Комнаты”, 6.

[59] Имеется в виду 83-я сура Корана “Обвешивающие”.

[60] Этот хадис приводит Ибн Маджа.

[61] “Обвешивающие”, 1 – 3.

[62] Иначе говоря, нельзя прекращать общаться с ним, если только это не делается в воспитательных целях.

[63] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[64] Джахилийа - букв. “неведение, невежество”. Данное слово в своем узком терминологическом значении служит для обозначения языческой эпохи в истории Аравии до появления пророка Мухаммада, . В широком смысле оно обозначает неисламское состояние всякого общества.

[65] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[66] ‘Умар бин Абу Салама был сыном жены пророка, , Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими, от ее первого брака.

[67] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[68] Имеется в виду брат по вере.

[69] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[70] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[71] Этот хадис приводит Муслим.

[72] “Комнаты”, 12.

[73] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[74] Ка‘б бин Лу’айй был дедом прапрадеда посланника Аллаха, .

[75] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[76] Возможно также, что под “хубус” и “хаба’ис” имеются в виду злые духи обоего пола.

[77] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[78] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[79] Речь идет об обязательном совершении в установленное время пяти молитв в течение суток.

[80] Закятом именуются обязательные отчисления в пользу нуждающихся и некоторых других категорий мусульман. Закят является одним из столпов ислама, и выплачивать его должен каждый взрослый и дееспособный мусульманин при том условии, что он владеет определенным минимумом /нисаб/ имущества. Закят выплачивается с денежных средств, золота и серебра, товаров, скота, пшеницы, ячменя, фиников и т.д. В Коране указывается, что материальные ценности, собранные в качестве закята, могут использоваться для оказания помощи следующим категориям людей: бедным /фукара’/, нуждающимся /масакин/, сборщикам закята, тем, кто склоняется к исламу (с целью привлечения их сердец или укрепления их в религии), рабам с целью их выкупа, несостоятельным должникам, участникам священной войны /муджахидуна/ и путникам, не имеющим средств на возвращение домой (см.: Коран, “Покаяние”, 60). В хадисах и литературе по фикху термином “садака” (добровольное даяние, милостыня) часто обозначался обязательный закят.

[81] Обязательное один раз в жизни при наличии возможности паломничество в Мекку.

[82] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[83] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[84] Иначе говоря, не от крайней нужды, когда у человека нет иного выхода.

[85] То есть будет подвергнут за это наказанию огнем.

[86] Таким образом пророк, , как бы предлагает каждому решить для себя, что для него лучше.

[87] Этот хадис приводит Муслим.

[88] Иначе говоря, воздерживается от лжи, сплетен, распространения всевозможных слухов и так далее.

[89] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[90] “Женщины”, 114.

[91] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[92] Таким образом, запретным является не только поношение собственных родителей как таковое, но и любые действия, которые могут привести к тому, что бранить их станет кто-нибудь другой.

[93] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[94] Имеются в виду многобожники.

[95] “Скот”, 108.

[96] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.

[97] Согласно одному из комментариев, имеется в виду, что прекрасными являются дела и атрибуты или же имена Аллаха Всевышнего.

[98] Таким образом, пророк, , указывает на то, что само по себе желание иметь красивую одежду и обувь еще не говорит о высокомерии.

[99] Этот хадис приводит Муслим.

[100] То есть к мечети.

[101] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[102] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[103] Имеются в виду насекомые и пресмыкающиеся.

[104] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[105] То есть на священных территориях, где нельзя убивать ни одно живое существо.

[106] Животных, насекомых и птиц, которых можно убивать на территории харама, пророк, , назвал словом “фасик”. Одним из его значений является “отклоняющийся”. В данном контексте это следует понимать как “тот, кто делает что-либо в отличие от других”; здесь - наносит вред в отличие от других живых существ. Такими животными являются вороны, коршуны, скорпионы, мыши и бешеные собаки.

[107] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[108] Придерживаться прямоты /истикама/ значит неуклонно выполнять все веления Аллаха и избегать всего запрещенного Им.

[109] Этот хадис приводит Муслим.

[110] Здесь отказ от молитвы сравнивается с некой чертой. Человек, переступающий через эту черту, иначе говоря, отказывающийся совершать обязательные молитвы, что является нарушением соответствующего установления шариата, впадает в многобожие и неверие.

[111] Этот хадис приводит Муслим.

[112] Хунайн - вади близ Мекки, где 30 января 630 г. мусульмане одержали победу над объединенными силами племен хавазин и сакиф из Таифа и захватили огромную добычу.

[113] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим

[114] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[115] См. “Пещера”, 46.

[116] Имеется в виду, что пророк, , по природе своей был не склонен к употреблению плохих или грубых слов или совершению непристойных поступков.

[117] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим

[118] Этот хадис приводит Ахмад.

[119] В этом и иных подобных случаях имеется в виду, что вера мусульманина не будет совершенной.

[120] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[121] То есть следовать сунне на практике.

[122] Здесь имеется в виду и то, что лицемер не возвращает доверенного ему имущества. Таким образом, речь идет обо всех тех, кто поступает вероломно.

[123] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[124] Другими словами, он применял установленные шариатом наказания в случае совершения людьми определенных грехов.

[125] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[126] Имеется в виду, что в случае совершения преступлений, наказания за которые установлены шариатом, таким наказаниям преступников следует подвергать неукоснительно.

[127] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[128] ‘Акаба - название места, находящегося в долине Мина близ Мекки. В 620 г. в сезон паломничества к пророку, , прибыло двенадцать его последователей из числа представителей племен аус и хазрадж, живших в Медине (Йасриб). Они присягнули ему на верность исламу и поклялись не делать того, о чем говорится в 12-м айате суры “Испытуемая”. В мусульманской историографии это событие получило название “первой ‘Акабы”. “Второй ‘Акабой” называют встречу пророка, , с группой из семидесяти с лишним мединцев, с которыми он окончательно условился о переселении /хиджра/ в Медину, назначив для обеспечения этой акции двенадцать своих представителей или же старшин /нукаба’.

[129] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[130] Здесь имеется в виду лишь один из хадисов, в котором сообщается, что пророк, , порадовал вестью о рае Са‘да бин Абу Ваккаса, Абу Бакра ас-Сиддика, ‘Умара бин аль-Хаттаба, ‘Усмана бин ‘Аффана, ‘Али бин Абу Талиба, Тальху бин ‘Убайдуллаха, аз-Зубайра бин аль-‘Аввама, ‘Абд ар-Рахмана бин ‘Ауфа, Са‘ида Ибн Зайда и Абу ‘Убайду бин аль-Джарраха, да будет доволен всеми ими Аллах. Всего же таких людей насчитывается больше.

[131] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[132] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[133] “Пески”, 15.

[134] “Лукман”, 14.

[135] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[136] Этот хадис приводит Ибн Маджа.

[137] “Создатель”, 28.

[138] Речь идет о человеке, который выполняет только свои религиозные обязанности, а все остальное время посвящает поискам знания.

[139] Здесь подразумевается такой человек, который ограничивается обязательным минимумом религиозного знания, посвящая все свое время поклонению.

[140] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[141] Здесь речь идет о женщинах.

[142] Эти слова в комментариях объясняются по-разному, например: имеется в виду тот, кто благодаря своей внутренней силе не придает значения второстепенным причинам, веруя лишь в Аллаха и полагаясь только на Него как на первопричину. Согласно другому комментарию под сильным верующим подразумевается тот, у кого хватает терпения на поддержание отношений с людьми и перенесение наносимых ими обид.

[143] Имеются в виду всевозможные бедствия.

[144] Этот хадис приводит Муслим.

[145] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[146] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[147] Этот хадис приводит Муслим.

[148] В этом и иных подобных случаях имеется в виду, что вера мусульманина не будет совершенной.

[149] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

ИЗБРАННЫЕ ХАДИСЫ

 

 

Перевод, примечания и указатели:

канд. философских наук




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
СТОЛПЫ ИСЛАМА | 

Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 298. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия