Студопедия — Министерство образования Республики Беларусь 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Министерство образования Республики Беларусь 8 страница






Самоосуществлению предшествует длительная и напряженная внутренняя работа личности, которая направлена на понимание смысла жизни. Процесс поиска и постижения личностью смысла жизни Ш. Бюлер называет самоопределением. Продуктом самоопределения является индивидуальная концепция смысла жизни, которой руководствуется личность при построении жизненного пути. Индивидуальная концепция смысла жизни определялась Ш. Бюлер в разные годы по-разному: чаще других использовались два термина – «темы бытия» и «ведущие идеи». В обоих случаях подчеркивалось, что ими детерминируется общая смысловая направленность индивидуального жизненного пути. Анализ многочисленных биографий позволил экстрагировать основную закономерность: чем глубже и адекватнее понимание личностью смысла и цели своей жизни, тем успешнее и продуктивнее процесс ее самоосуществления. Напротив, извращенное понимание личностью смысла своей жизни неминуемо приводит к жизненному краху. Как пишет Ш. Бюлер, человек, не знающий своего предназначения, не станет тем, кем он может и должен стать [84, с. 142]. По ее мнению, смысл жизни и жизненные ценности консолидируют структуру личности, а их отсутствие является фактором дезинтеграции личности и разрушения ее психического здоровья. Во взглядах Ш. Бюлер на психическую норму и патологию сквозят экзистенциально-гуманистические установки. По ее мнению, расстройство личности – это болезнь, в основе которой недостаток осмысленности и направленности жизни, стесненность внутренней свободы человека. Отсюда миссия психотерапии – вернуть человеку изначально присущую свободу, раскрепостить интенциональность, стимулировать активность самоопределения и самоосуществления.

Как истинный представитель гуманистической психологии Шарлотта Бюлер активно поддерживала идеографический подход к изучению личности и ее жизненного пути. Стержневой идеей данного подхода является тезис об уникальности и неповторимости каждого конкретного человека и своеобразии его жизненного пути.

 


Неслучайно выбор исследовательницы пал на биографический метод, который причисляется к основным методам идеографического подхода. Однако Ш. Бюлер признавала также наличие общих возрастных закономерностей самоосуществления личности. Подход, согласно которому все люди имеют некие общие черты, называется номотетическим. Периодизацию жизненного пути личности, предложенную Ш. Бюлер, можно считать элементом номотетического подхода.

Ш. Бюлер жизненный путь личности подразделяет на пять фаз. Психологическая характеристика жизненных фаз основывается на возрастных особенностях функционирования самосознания личности и отражает эволюцию личностного самоопределения. Период жизни до юношеского возраста Ш. Бюлер не включает в свою периодизацию вообще на том основании, что в это время самосознание личности пребывает в «дремлющем состоянии» [84, с. 172]. Начало жизненного пути датируется моментом, когда в человеке впервые

«просыпается» потребность в самосознании и самоопределении. Первая фаза – от 16 до 20 лет, характеризуется низким уровнем активности самоопределения. Во второй фазе, которая начинается с 25–30 лет, человек ориентируется в различных видах деятельности, перебирает знакомства, развивает бурную социальную активность, что свидетельствует об активизации самоопределения. Однако в этот период субъективные представления личности о своем предназначении еще весьма туманны и неразборчивы. Наступление третьей фазы жизненного пути у разных людей происходит в разном возрасте. С точки зрения Ш. Бюлер, оптимальный возраст вхождения в третью фазу равняется 35–40 годам. В это время человек специфицирует свое жизненное призвание и заметно продвигается на избранном поприще. В этой связи третья фаза жизненного пути рассматривалась Ш. Бюлер как кульминация личностного самоопределения и самоосуществления. Напротив, неадекватное самоопределение на предыдущих этапах провоцирует творческий застой, стагнацию личностного развития и психологический кризис в этой фазе. Четвертая фаза жизненного пути наступает приблизительно с

55–60 лет. Она совпадает с биологическим увяданием, исчерпанием творческих сил и жизненных целей. Закономерно, что на данном этапе активность самоопределения и самоосуществления снижается. В пятой фазе (с 65 лет до смерти) эта активность совсем угасает, в связи с чем человек быстро дряхлеет как индивид и стареет как личность. Эту фазу Ш. Бюлер не включала в структуру жизненного пути по той причине, что здесь, по ее наблюдением, происходит замирание психической жизни.

 


Основной заслугой Ш. Бюлер является постановка вопроса об общих закономерностях развития человека на протяжении жизненного пути. Идея сквозных закономерностей, пронизывающих становление личности от рождения до смерти, была чрезвычайно новаторской, поскольку большинство психологов были увлечены стадиями детства. Более поздние периоды человеческого развития были для тогдашней психологии непознанной областью. Однако критерии периодизации и общие принципы ее построения вызывают серьезные возражения. Можно возразить, например, по поводу того, что не во всех случаях финал человеческой жизни является подготовкой к умиранию. Возможны типы развития, в которых старость проходит в активном режиме: в заботе о потомках, в хобби и досуговых занятиях, в мемуарной деятельности. Но наиболее сильные возражения вызывает тезис о том, что топология и хронология жизненных фаз является повторением стадий детского развития. Эта избитая идея получила название закона рекапитуляции по аналогии с действующим в биологии морфогенетическим законом. Закон рекапитуляции в психологии жизненного пути имеет несколько трактовок. Первая из них гласит следующее: жизненный путь личности воспроизводит основные вехи исторического развития общества. Например, раннее детство сопоставляют с зарей человечества, когда мышление людей находилось на низком уровне развития; дошкольный возраст – время игры – соотносят с периодом греческой культуры; школьный возраст уподобляют схоластическому средневековью; подростковый возраст отождествляют с бунтарской эпохой Возрождения, а юношество – с реформаторской эпохой Просвещения. Вторая трактовка закона рекапитуляции звучит следующим образом: периоды взрослой жизни в масштабном виде повторяют стадии детства. Такой трактовки жизненного пути среди прочих придерживалась Шарлотта Бюлер.

Несомненным ее достижением явилась попытка вычленения элементарной структурно-функциональной единицы жизненного пути личности. В качестве таковой Ш. Бюлер постулировала жизненное событие – единичное изменение, происходящее в обстоятельствах жизни человека [84, с. 49]. Также была предложена простейшая типология жизненных событий. Согласно двум рядам жизненного пути личности – ряду внешней и ряду внутренней жизни – события подразделялись на объективные и субъективные. Первые – это изменения во внешней среде, вторые – изменения во внутреннем мире личности. Однако ряды внешних и внутренних событий мыслились как параллельные, не пересекающиеся между собой. Получалось, что жизненный путь раздваивается на две несвязанные

 


истории – духовную биографию и историю внешней жизни личности. Анализ событий жизненного пути преследовал цель выявления интенсивности самоопределения и самоосуществления личности. По мнению Ш. Бюлер, количество субъективных событий однозначно свидетельствует о напряженности самоопределения, ведь внутренние события – это своеобразные открытия личности, перемены в системе смыслов и ценностей. В качестве показателя активности самоосуществления бралось количество объективных событий, которые являются моментами объективации внутреннего мира личности, то есть вехами самоосуществления. В настоящее время анализ жизненного пути личности по событиям приобрел статус особого методологического подхода и методического принципа. Это так называемый событийный подход. Зарождение событийного подхода в психологии жизненного пути личности связано с именем Шарлотты Бюлер.

В заключение отметим еще одну важную особенность концепции жизненного пути Ш. Бюлер. Эта особенность имеет отношение к оригинальному принципу объяснения движущих сил жизненного пути, принятому в экзистенциальной и гуманистической психологии. Здесь узаконен так называемый телеологический принцип объяснения движущих сил развития личности и жизненного пути. Согласно телеологическому принципу активность личности побуждается и направляется больше ценностями, смыслами и целями, нежели внешними причинно-следственными связями событий. Поэтому в экзистенциальной и гуманистической психологии огромное значение придают интенциональности как средоточию регуляторных ценностей и смыслов. Жизненный путь и отдельные деяния личности обладают некоторыми производными свойствами – субъектностью, активностью и гетеростатичностью. Субъектность жизненного пути подразумевает активное вмешательство личности в естественный ход жизненных событий с тем, чтобы упорядочить их так, как того требуют жизненные ценности и смыслы. Активный характер осуществления личностью жизненного пути является свойством, противостоящим реактивности. Активность обнаруживается в том, что личность самостоятельно инициирует, изменяет и прекращает реализацию определенных перемен в своей жизни. Гетеростатичность означает то, что личность по ходу жизненного пути стремится с максимальной полнотой материализовать смысл жизни и преобразить свою судьбу. Это требует от нее большой внутренней и внешней работы, преодоления себя и сопротивления жизненных обстоятельств, «течения жизни». Противоположностью гетеростазиса является гомеостатическая установка ак-

 


тивности – стремление личности сбалансироваться с жизненными условиями путем минимизации собственных притязаний, ценой отказа от активности.

Таким образом, Ш. Бюлер является типичным представителем гуманистического направления в психологии жизненного пути личности. Жизненный путь в ее концепции определяется как история экстериоризации внутренней, генетически предопределенной сущности личности. За эту явно идеалистическую трактовку, пренебрегающую социальными детерминантами жизненного пути, концепция обильно критиковалась российскими психологами С. Л. Рубинштейном и Б. Г. Ананьевым. Несмотря на недиалектическое понимание движущих сил психического развития, Ш. Бюлер была и остается первопроходцем в области освоения сложнейших проблем психологии. В поздних исследованиях Ш. Бюлер были намечены научные проблемы, которые впоследствии составили проблемное поле экзистенциальной психологии и современной психологии жизненного пути. Это проблемы смысла жизни и жизненных целей, отношения личности к смерти и собственной судьбе, с которыми читатель еще не один раз столкнется на страницах этой книги.

 

§3. Психология бытия А. Маслоу

 

Идейным последователем Ш. Бюлер можно считать Абрахама Маслоу, чья психология бытия впитала лучшие положения из проанализированной выше концепции. Замысел создания психологии бытия возник как реакция на внутренний раскол психологии и доминирующую в ней негативную концепцию человеческой природы. Маслоу с сожалением отмечает, что, несмотря на концептуальную разобщенность течений современной психологии, они едины в одном – в изучении худших сторон человеческой натуры. Научную «моду» в этой сфере больше всего задают фрейдизм и бихевиоризм. Эти учения базируются на результатах исследований и клинических наблюдений за психически нездоровыми, неполноценными индивидами. Поэтому в их выводы незаметно закралась презумпция «скверного человека». Лучшие качества человека, напротив, игнорируются и остаются в тени.

Это обстоятельство обусловило общую гуманистическую направленность теории А. Маслоу. Для своих исследований он отбирал самых одухотворенных индивидов с тем, чтобы установить пределы личностного роста человека. Такой исследовательский подход был назван «статистикой лучших»: «Для того, что узнать, насколько высоким может быть человек, совершенно очевидно, что

 


нужно отобрать самых высоких людей и изучить их. Для того, чтобы узнать, как быстро может бегать человек, не нужно выводить среднюю арифметическую скорость человечества в целом, – нужно просто взять олимпийских чемпионов по бегу и посмотреть, насколько хорошо это делают они. Если же мы хотим познать возможности духовного и личностного роста человека, его морального развития, то и здесь, я уверен, мы узнаем больше, изучая самых праведных, самых добропорядочных представителей людского рода» [52, с. 21].

По мнению Маслоу, все направления психологии можно дихотомизировать по простому признаку: отношению к ресурсам и возможностям духовного развития человека. Совокупность тех направлений, в которых царит пессимизм по поводу человеческой природы, он определил как дефицитарную психологию. Дефицитарная психология сосредоточена на проблемах нездорового, депривированного развития и рассматривает потенциал человека сквозь призму психопатологии. Те направления, в которых с оптимизмом взирают на способность человека достигать максимальной полноты бытия, были выделены в бытийную психологию или психологию бытия. «С равными основаниями она может быть названа и онтопсихологией, и трансцендентной психологией, и психологией совершенства, и психологией цели» [52, с. 139].

Основное отличие психологии бытия в том, что в ее фокусе оказываются высшие проявления человеческой психики, которые способствуют построению человеком совершенной жизни. Маслоу не дал четкой формулировки предмета психологии бытия, но начертал основные векторы, по которым она должна развиваться. По мысли Маслоу, психология бытия исследует психологические условия, при наличии которых человеческая жизнь принимает все более совершенные, благородные и возвышенные формы. Причем психологию бытия интересуют не только проблемы индивидуального жизненного пути личности, но и условия повышения качества общественной жизни. В число наиболее актуальных проблем психологии бытия А. Маслоу включил следующие [52, с. 139–143].

1. Проблема психических состояний, приближающих человека к самоосуществлению. Это состояния, обозначаемые такими понятиями, как зрелость, самоактуализация, психологическое здоровье, аутентичность, индивидуализация, креативность.

2. Проблема высших переживаний и бытийного познания, которые выступают в качестве факторов личностного роста. Высшие переживания и бытийное познание позволяют челове-

 


ку открыть для себя и постичь дихотомии жизни и смерти, смысла жизни и бессмысленности, любви и одиночества, нравственного падения и возвышения.

3. Проблема метамотивации, то есть ценностей и смыслов, побуждающих человека к личностному росту и достижению лучших форм человечности. Проблема метамотивации тесно смыкается с проблемой смысла жизни и жизненных ценностей.

4. Проблема творчества, которое является одним из основ-

ных способов взаимодействия личности с собственной жизнью.

5. Проблема идеалов, которые заставляют человека разви-

ваться и самосовершенствоваться.

6. Проблема свободы и спонтанности, которые главенству-

ют в самовыражении и жизненном выборе личности.

7. Проблема трансценденции как психического феномена человеческого существования. Особое значение имеют психологические условия трансценденции и психические состояния, при переживании которых экзистенциальная дилемма человека теряет остроту, отодвигается на задний план.

8. Проблема взаимодействия личности и общества, которая поворачивается двумя гранями: общественные условия, оптимизирующие самоактуализацию личности, и личностные свойства, облагораживающие общество в целом.

Обобщая изложенные положения, предмет психологии бытия можно сформулировать так: психические феномены, закономерности и механизмы, обеспечивающие личностное развитие и духовное совершенствование человека по ходу жизненного пути.

Проанализируем теперь основные положения психологии бытия. Пожалуй, самой важной частью теории является концепция мотивации, известная под названием «пирамиды потребностей». Напомним, что иерархия потребностей конструируется по принципу субординации. В соответствии с этим принципом вышележащие потребности не могут быть удовлетворены, если у человека заблокированы низшие потребности. Основание иерархии человеческих потребностей составляют физиологические нужды. Над ними надстраиваются психологические потребности – в безопасности, принадлежности и любви, уважении и самоуважении. Венчает пирамиду потребностей мотивация самоактуализации. Здесь необходимо отметить, что чем выше уровень потребностей, которыми озабочен человек, тем выше психологическое качество его жизни. Самое низкое качество жизни у людей, которые поглощены удовлетворением физиологических потребностей. Это жизнь, подобная

 


жизни растений и животных; в ней мало собственно человеческого и много борьбы за биологическое выживание. Высокое качество жизни демонстрируют люди, которые поднялись до уровня потребности в самоактуализации. Для них основная задача – это использование своих талантов и способностей во благо окружающих. Именно так в общих чертах определил самоактуализацию А. Маслоу. Самоактуализация – это не застывшее состояние, а динамический процесс. В разные периоды своей жизни человек находится на разных уровнях самоактуализации. Остановимся подробнее на восьми главных характеристиках самоактуализации, которые обобщил Маслоу в своей последней, изданной посмертно работе «Дальние пределы человеческой психики» [52, с. 57].

Во-первых, самоактуализация проходит под аккомпанемент ярких поглощающих переживаний, которые обладают сильной энергетикой и уже сами по себе способны трансформировать личность. Поэтому самоактуализация и знаменует личностный рост, и закономерно продолжает его. В моменты переживания самоактуализации человек освобождается от всех внутренних преград и комплексов, нейтрализует вредные привычки, которые в обыденных условиях закрепощают его потенциал. Самоактуализация как бы срывает с человека маску, которую он носит в будничной жизни, и помогает стать тем, кто он есть на самом деле.

Во-вторых, самоактуализация обеспечивается правильностью каждого решения из длинной вереницы жизненных выборов человека. Каждый жизненный выбор продвигает человека на один шаг ближе к личностному регрессу или прогрессу. Самоактуализация – это кумулятивный результат жизненных выборов человека, который движется в направлении пределов собственного развития. «Самоактуализация – это процесс, он предполагает, что каждый раз, делая выбор, мы выбираем, что достойнее остаться честным, не лгать, что честнее не красть, чем красть, или, обобщая, – каждый из вставших перед нами выборов мы совершаем в пользу личностного роста» [52, с. 57].

В-третьих, понятие «самоактуализация» неявно подразумевает, что у человека наличествует некая «самость», которая должна быть актуализирована. По мнению Маслоу, самость представлена личностными смыслами и ценностями, которые составляют интенциональное ядро человеческой жизни. Часто бывает, что смыслы и ценности личности заслоняются внешними социальными оценками тех или иных моментов бытия. Чужие оценки, будучи ассимилированными человеком, затеняют его личное мнение и, тем са-

 


мым, отбрасывают его на пути к самоактуализации. Поэтому первейшим шагом к самоактуализации является способность человека доверять не чужим, а собственным оценкам и мнениям, «прислушиваться к внутреннему голосу своей самости».

В-четвертых, самоактуализация предполагает ответственность за то, что говорит и как поступает человек. Маслоу утверждает, что взятие на себя ответственности за результаты деятельности есть важное условие самоактуализации. «Каждый раз, принимая на себя ответственность, человек самоактуализируется» [52, с. 58].

В-пятых, самоактуализация требует смелости и мужества, которые могут понадобиться человеку для высказывания и защиты своей точки зрения. По мнению Маслоу, серьезной помехой самоактуализации является боязнь «высунуться», прослыть выскочкой или нелепым чудаком, показаться нонконформистом в глазах других людей. Тем не менее, самоактуализация немыслима без свободы самовыражения.

В-шестых, для самоактуализации необходим высокий уровень притязаний, стремление к максимальной реализации своих талантов и возможностей. «Решение стать рядовым врачом – не лучший выбор для самоактуализирующейся личности. Обязательно нужно стремиться стать самым лучшим врачом, нужно хотеть в наибольшей степени раскрыть свои возможности» [52, с. 60].

В-седьмых, нельзя делать самоактуализацию целью сознательных усилий. Чем больше рвение человека стать самоактуализированной личностью, чем сильнее он тянется к высшим переживаниям, тем упорнее эти состояния убегают от него. Секрет самоактуализации в том, чтобы посвятить все усердие, какое только есть у человека, любимому делу и тогда переживания триумфа от добротно выполненной работы станут мимолетным моментом самоактуализации.

Восьмое условие самоактуализации – это высокий уровень осознанности сильных и слабых сторон своей личности, а также готовность отказаться от психологических защит. Только при этом условии человек может адекватно понять свое призвание и сделать его дорогой к самоактуализации [52, с. 61].

Эталонным способом человеческого бытия Маслоу считал существование самоактуализирующихся личностей. «Понятие «самоактуализированная личность» описывает не только человека, но и тот идеал, к которому он устремлен» [52, с. 145]. На основе анализа биографий выдающихся современников, многочасовых

 


бесед с ними он выделил психологические особенности «подлинно-

го бытия».

1. Эффективное, более объективное и унитивное восприятие реальности.

2. Принятие себя, других людей и окружающего мира в целом.

3. Непосредственность, простота, естественность в отношениях.

4. Сосредоточенность на деле и отвлеченность от внутренних проблем.

5. Потребность в уединении.

6. Автономность как свобода от окружающих и культуры.

7. Открытость новому опыту.

8. Расположенность к пиковым переживаниям.

9. Чувство общности с окружающими людьми; стремление к кооперации и координации усилий.

10. Глубина и искренность чувств.

11. Демократичность, свободолюбие.

12. Мудрость и моральность.

13. Философское чувство юмора.

14. Креативность.

15. Сопротивление окультурированию и стереотипизации.

В контексте настоящего анализа большую ценность имеет классификация всех человеческих мотиваций на дефицитарные и бытийные мотивы. Дефицитарные мотивы – это низшие потребности, бытийные потребности – это высшие потребности людей, утоливших свои низшие потребности. Дефицитарные мотивы изучает дефицитарная психология, бытийная же психология освещает поведение человека и его переживания на стадии самоактуализации. Иногда в качестве синонима бытийных мотивов употребляется понятие метамотивации. «Самоактуализированные индивидуумы

(более зрелые, более вочеловеченные) уже по определению выступают как люди, удовлетворившие свои базовые потребности, люди, чья жизнь управляема высшими мотивами. Их можно назвать «метамотивированными» [52, с. 313]. Концепция метамотивации позволяет дополнить психологическую характеристику самоактуализирующихся людей некоторыми важными чертами. Самоактуализированный человек: а) психологически здоров, б) удовлетворил базовые потребности, в) позитивно распоряжается своими возможностями, г) мотивирован высшими ценностями, преклоняется перед ними и взыскует их.

Бытийная мотивация в большинстве случаев носит трансцен-

дентный характер, то есть направляет активность человека на дело,

 


внеположенное по отношению к его личности. Это дело субъективно воспринимается как призвание, предназначение или даже как судьба. «Это удивительное и парадоксальное ощущение взаимной любви человека и его дела, комплементарности их друг другу, чувство, что работа «сродни» человеку, что он предназначен исполнять ее, что только он может сделать ее хорошо и правильно, что он даже скучает по ней» [52, c. 315]. Бытийная мотивация покоится на ценностном основании и субъективно презентирована в виде переживаний долженствования («я должен»). Это отличает ее от дефицитарной мотивации, которая проистекает от элементарных потребностей и переживается в виде хотений, желаний и влечений («я хочу»). По словам Маслоу, бытийная мотивация действует как призыв, а дефицитарная как позыв. «Призыв обязывает нас, возлагает ответственность, вынуждает к действию невзирая на то, чем мы заняты и чего хотим. В призыве больше долженствования, обязанности, необходимости, чем желания» [52, с. 316]. Бытийные мотивы оформлены в виде идеалов – моделей желанной и должной, но пока недостижимой жизни. Идеал как бы уводит за горизонт бытия: это такое положение дел, которое необходимо постоянно поддерживать делами и поступками. В идеале проглядывает ценностный образ притягательного будущего. Идеал как мотивационная переменная обладает свойством неисчерпаемости, что выдает его связь с бытийными ценностями. Привлекательность дефицитарных потребностей, напротив, иссякает сразу после их насыщения. Как пишет Маслоу, пища блекнет в глазах человека, как только он насытился вдоволь, а высшие ценности – добро, красота, изящность – притягивают его вновь и вновь [52, с. 318].

Феноменологические характеристики бытийной мотивации недвусмысленно указывают на то, что в ее основе залегают ценности. Действительно, ценности в понимании Маслоу служат специфическими «метамотивами». Ценности, мотивирующие самоактуализирующихся людей, Маслоу называет бытийными. Удивительным свойством бытийных ценностей является их универсальность для всех людей, независимо от культурных, социальных, образовательных, половых, демографических и прочих различий. Еще более поразительным свойством бытийных ценностей является рядоположенность, отсутствие иерархических отношений в их ряду. Это значит, что бытийные ценности невозможно соподчинить в иерархию, потому что они не исключают, а дополняют друг друга. «Похоже, что любую из сущностных, высших ценностей можно исчерпывающе описать в терминах других высших ценностей. Может быть,

 


на самом деле мы имеем дело с неким единством, которое при рассмотрении с разных точек зрения представляется нам разнообразными высшими ценностями» [52, с. 338].

Чаще всего бытийные ценности воплощаются в том виде деятельности, который является ареной для самоактуализации. Самоактуализирующийся человек «любит свою работу именно потому, что она олицетворяет эти ценности. То есть на самом деле он любит то, что ценно для него, а не работу саму по себе» [52, с. 320]. Вид деятельности, избранный самоактуализирующейся личностью, является лишь внешней оболочкой, в которую «оправлены» бытийные ценности. Маслоу подметил важную психологическую характеристику самосознания самоактуализирующихся людей: их призвание сливается с их «Я», и они идентифицируют себя через свою работу. Тем самым они поднимаются на уровень трансцендентного самосознания. На этом уровне развития большую часть самосознания оккупируют не физические, социальные или прочие характеристики индивида, а трансцендентные ценности, превосходящие его. Например, самоактуализирующийся юрист, посвятивший свою жизнь служению закону, скорее всего, воспримет любое надругательство над справедливостью и законностью как личное оскорбление или выпад против самого себя. Точно также для матери, отдающей все силы воспитанию детей, радости и успехи детей – наивысшее достижение и блаженство.

К бытийным ценностям относятся истина, доброта, красота, целостность, трансцендентность, живость, уникальность, совершенство, необходимость, завершенность, справедливость, порядок, простота, яркость, легкость, вольность, самодостаточность, осмысленность. Приведем отрывок из итоговой работы Маслоу, в которой он расшифровывает значение каждой из них.

1. Истина: честность; реальность; открытость; простота; не-

обходимость; красота; чистота; полная и неподдельная цельность.

2. Доброта: истинность; желанность; обязательность; справед-

ливость; доброта; честность; приятность.

3. Красота: правильность; оформленность; одухотворенность; простота; насыщенность; целостность, совершенство; завершенность; уникальность; искренность.

4. Целостность: единство; интеграция; стремление к объединению; взаимосвязанность; простота; организация; структура; порядок, ассоциированность; синергизм; стремление к гомономности.

5. Живость: процесс; отрицание смерти; спонтанность; саморегуляция; полное функционирование; изменчивость при сохранении сущности и целостности; экспрессивность.

 


6. Уникальность: идиосинкразия; индивидуальность;

несопоставимость; новизна; неповторимость; непохожесть.

7. Совершенство: отсутствие излишеств, отсутствие недостатков; воплощенность; невозможность улучшения; правильность, необходимость, соответствие, справедливость, завершенность, достаточность.

8. Необходимость: неизбежность; правота; невозможность исправления; верное осуществление.

9. Завершенность: законченность; окончательность; гармоничность; совершенность; отсутствие недостатков; тотальность; предназначенность; прекращение; вершина; окончательная форма; смерть для возрождения; остановка на пике роста и развития.

10. Справедливость: правота; обязательность; соответствие; свойство структурированности; необходимость; неизбежность; отрешенность; беспристрастность.

11. Гармония: законность; правильность; отсутствие чрезмер-

ного; абсолютный строй.

12. Простота: честность; открытость; существенность; абстрактная безошибочность; каркас существа; сердцевина проблемы; прямота; только необходимое; отсутствие украшательств, ничего лишнего или чрезмерного.







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 291. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия