Студопедия — Сокровенные тайны йоги
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сокровенные тайны йоги






- Сегодня я хочу рассказать тебе нечто особенное, - ответил Дададжи, - но для этого лучше подойдет более уединенное место. Здесь слишком много народу, нам придется пойти куда-нибудь, где потише.

С этими словами Дададжи взял полотенце, каупину и камандалу и направился к выходу из храма. Бапуджи подобрал сумку и пошел за ним.

Покинув территорию храма, Дададжи зашагал вперед, ни у кого не спрашивая дороги, как будто хорошо ориентировался в Матхуре. Так как Бапуджи не знал города, он просто шел за Дададжи. Через некоторое время они прошли узкий переулок и оказались перед еще одним храмом.

Этот храм с огромным внутренним залом был посвящен Господу Шиве. Они вошли внутрь и пали ниц перед образом Бога. Единственным человеком поблизости был дремавший священник. Храм находился в тихом районе, к тому же в послеполуденные часы на богослужение никто не приходил. Дададжи сел перед лингамом, чтобы помедитировать минут десять. Бапуджи тоже присел ненадолго, чтобы повторять имя Бога в тишине и покое. От священнослужителя он узнал, что храм посвящен Господу Рангешвару, одному из лингамов Господа Шивы[57].

После медитации Дададжи вышел во внутренний двор храма и сел на помост. Бапуджи сел рядом с ним на несколько ступеней ниже. Старый священник остался в храме. Таким образом, они были одни в этом совершенно безлюдном и тихом месте. Все же Дададжи внимательно огляделся, чтобы убедиться, что никто не сможет подслушать их разговор.

Затем Дададжи заговорил серьезным тоном:

- Свами, сегодня я расскажу тебе нечто бесценное. Ничто в этом мире не сравнится с этим знанием. Я раскрою перед тобой глубочайшие и сокровеннейшие тайны йоги.

- Ваши благодеяния - большая милость с Вашей стороны и огромное счастье для меня, - искренне сказал Бапуджи.

- Я уже посвятил тебя в йогу, - продолжал Дададжи, - но не объяснил тебе ее тайн. Посвящение в йогу – это ключ к садхане, и в будущем ты начнешь заниматься садханой. Со временем ты достигнешь определенного уровня развития, и тогда тебе понадобится особое руководство. Я объясняю тебе тайны йоги сегодня, чтобы в будущем тебе не пришлось столкнуться с трудностями из-за моего отсутствия.

- Разве Вы не благословите меня своим присутствием во время практики йога-садханы?

- Нет, и именно поэтому я объясняю все это заранее, - ответил Дададжи. – Вообще-то, по обычаю, гуру должен раскрывать тайны йоги, только когда ученик достигнет определенного уровня развития.

- Вы оказываете мне великую милость, позволяя мне получить эти знания заранее, - сказал Бапуджи.

После этого короткого разговора Дададжи открыл Бапуджи тайны йоги и подробно объяснил каждый из ее аспектов. Если Бапуджи не мог понять что-то до конца, то задавал дополнительные вопросы.

Разрешив все сомнения Бапуджи, Дададжи спросил:

- Теперь ты ясно понимаешь тайны йоги?

Бапуджи ответил откровенно:

- Гуруджи, я внимательно слушал то, что Вы говорили, и хорошо все запомнил. Но, похоже, пока я не способен понять все эти аспекты в их единстве.

- Пока достаточно того, что ты запомнил все, что я рассказал, - ответил Дададжи. – Ты обретешь истинное понимание только через собственный йогический опыт.

- Можно мне сделать пометки в дневнике, чтобы ничего не забыть?

- Нет, такие вещи нельзя записывать. Традиция ясно говорит, что гуру может объяснять такие знания своему ученику только устно.

- Вы часто говорили, что наши священные тексты полны во всех отношениях и содержат все необходимые садхаке[58] наставления, - сказал Бапуджи. – Если это так, разве тайны йоги не записаны в священных текстах?

- Даже в священных текстах тайны йоги не раскрыты так, как я только что объяснил их тебе. Конечно, в священных текстах можно найти намеки эзотерического характера, но они не будут понятны, пока человек не достигнет определенного уровня в йога-садхане. Более того, даже на таком уровне садханы может понадобиться помощь гуру, сведущего в подобных вещах, чтобы понять истинное значение, скрытое за эзотерическим языком.

- А образованный человек не может постичь подлинное значение этих тайн только из священных текстов, без долгой и усердной практики садханы? – спросил Бапуджи.

- Я ведь объяснил тебе эти тайны устно, простым языком, а не эзотерическими словами. А ты как следует меня понимал?

- Нет, - признался Бапуджи.

- Так как же можно постичь эти тайны, просто читая текст, написанный эзотерическим языком? Необходимо достичь определенного уровня в йоге, чтобы получить понимание этих знаний. Только тогда, с помощью гуру, можно понять эзотерический смысл священных текстов.

Тогда Бапуджи спросил:

- Вы были необычайно добры и открыли мне тайны йоги заранее, хотя я еще не достиг необходимого уровня. В будущем мне тоже можно будет открыть эти тайны заранее?

- Нет, - ответил Дададжи. – Я знаю, что ты достигнешь этого уровня в будущем, поэтому в твоем случае я сделал исключение и рассказал тебе эти тайны заранее. Только тот гуру, кто знает прошлое, настоящее и будущее, может делать подобные исключения. Другие должны открывать тайны йоги только после того, как ученик достигнет требуемого уровня развития и докажет, что достоин получить эти знания.

- Вам известно прошлое, настоящее и будущее, - ответил Бапуджи, - и Вы говорите, что хоть я не достоин сейчас, но стану достойным в будущем. Мне, конечно, очень радостно это знать. Я понимаю, что стану достойным только Вашей милостью. Но скажите, пожалуйста, как обычному гуру узнать, достоин ли ученик получить это тайное знание?

- Невозможно решить, достоин ли ученик, просто получив определение слова «достойный», - ответил Дададжи. – Необходимое понимание разницы между достойными и недостойными придет к тебе само, когда ты достигнешь определенного уровня на пути йоги.

- Что случится, если кто-нибудь ошибется и откроет тайны йоги недостойному?

- Вместо того, чтобы принести ему благо, это принесет ему один вред. Лучше не открывать ему эти тайны.

- Я получил знание прежде, чем стал достоин. Это не причинит мне вреда?

- Нет, - ответил Дададжи, - ведь в будущем ты непременно станешь достоин, поэтому это не причинит тебе вреда. Но ты должен открывать эти тайны ученику, только когда он докажет, что достоин, достигнув необходимого уровня. Никогда не открывай их недостойному.

- Я обязательно выполню Ваш приказ. То, что Вы открыли мне столь необычайные тайны сегодня, знак Вашего великого милосердия. Я перед Вами в огромном долгу. Когда я смогу вернуть этот долг? Думаю, что никогда.

На все сомнения Бапуджи Дададжи дал удивительный ответ:

- Сын мой, есть разница между мирскими долгами и долгами духовными. Мирские долги возвращаются по принципу «ты – мне, я – тебе». Но духовные долги можно вернуть, только если следовать традиции и передать свет полученного от гуру знания достойному ученику.

 

Над этим стоит поразмыслить. Когда один человек одалживает что-нибудь у другого, он становится должником. Чтобы уплатить этот мирской долг, он должен вернуть одолженную сумму вместе с процентами. Только в этом случае считается, что долг возвращен. Получая знание от гуру, мы тоже становимся его должниками, но от нас не требуется возвращать этот долг –гуру не нужно это знание, он уже им обладает.

Есть лишь один способ вернуть духовный долг: мы будем вечными должниками наших гуру, пока в надлежащее время не передадим полученное знание достойному ученику. То есть, чтобы освободиться от духовного долга, необходимо передавать знание дальше, от гуру к ученику.

Бапуджи хотел еще раз во всем удостовериться и спросил:

- Гуруджи, я освобожусь от долга, если передам знание о тайнах йоги своему ученику?

- Да, если ученик будет действительно достоин принять это знание.

- Если невозможно найти достойного ученика, можно передать тайны недостойному, чтобы освободиться от долга?

- Нет, если открыть эти тайны недостойному, это не освободит тебя от долга.

- Если в этой жизни я не буду благословлен достойным учеником, долг останется неоплаченным? Бремя долга перейдет в следующее воплощение?

- Да.

- Но разве в следующем воплощении тайны йоги не забудутся? Как же тогда освободиться от долга?

- Если гуру наделен сверхъестественными силами, он может сделать так, чтобы ученик помнил тайны йоги даже в следующем воплощении.

- Ну, тогда мне не о чем волноваться, ведь Вы и есть такой гуру. И все же меня беспокоит еще один вопрос. Можно мне его задать?

- конечно. Все твои сомнения необходимо рассеять.

- Я найду достойного ученика в этом воплощении?

- Похоже, ты, в своем духе, опять стремишься узнать будущее! Это не подлинное сомнение, а искушение узнать будущее.

- Гуруджи, я ничего не могу с собой поделать. Вы всеведущи, а я знаю так мало. Я не могу устоять перед искушением задавать такие вопросы снова и снова. Пожалуйста, ответьте на мой вопрос, только если не можете устоять перед искушением ответить.

- В будущем у тебя будут толпы последователей.

- То есть, у меня будет так много достойных учеников?

- Не глупи! Разве бывают толпы достойных учеников? Я говорю об обычных последователях.

- Я спрашиваю о достойных учениках, а не об обычных.

- Почему ты переживаешь об этом сейчас? Ты найдешь по крайней мере одного достойного ученика среди многих.

- Это уже неплохо. Значит, я освобожусь от своего долга уже в этой жизни.

 

Посвятив Бапуджи в высшие тайны йоги в храме Рангешвара Шивы, Дададжи сказал:

- Теперь начнется наше паломничество во Враджабхуми. Матхура – место рождения Господа Кришны. Посетив это место, мы отправимся в Гокуль.

 

Господь Кришна родился в темнице Кансы, царя Матхуры и дяди Господа Кришны по матери. В Матхуре до сих пор стоит старинная постройка, считающаяся этой самой темницей. По легенде, Канса запер в ней родителей Господа Кришны, и тот родился, когда они были в заточении. На этом месте был воздвигнут памятник, привлекающий множество паломников. По обычаю, здесь начинается паломничество в Враджабхуми. Дададжи и Бапуджи тоже решили почтить это место и начать оттуда свое паломничество.

Прежде чем отправиться в путь, Дададжи перечислил несколько правил:

- Мы совершим паломничество пешком и к тому же босыми. Мы должны по возможности хранить молчание и во время ходьбы повторять имя Бога. Говорить можно только в случае абсолютной необходимости. Во время путешествия мы будем есть только раз в день, прося милостыню в благотворительных заведениях, предоставляющих паломникам пищу. Спать мы будем на полу.

С почтительной покорностью Бапуджи снял сандалии и убрал их в сумку. Дададжи тоже снял свои деревянные сандалии, и Бапуджи подобрал их и понес в руке. Дададжи нес только камандалу, второе полотенце и каупину.

Прежде чем они начали свой путь, Бапуджи задал вопрос:

- Гуруджи, Вы сказали, что мы должны хранить молчание. Но я совершаю это паломничество впервые и ничего не знаю о святых местах этой земли и их значении. Если я ничего о них не узнаю, паломничество будет для меня бессмысленным, просто упражнением для ног. По-моему, только осмысленное паломничество может быть полезно, поэтому я прошу Вас объяснять мне значение святых мест, которые мы будем посещать, когда Вы сочтете это нужным.

Дададжи согласился:

- Хорошо, при необходимости я буду давать тебе краткие пояснения. Но если тебе захочется узнать что-то еще, запомни свои вопросы и задай их мне вечером, перед сном. Мы сможем обсудить их тогда.

Как и было задумано, вскоре они прибыли на место рождения Господа Кришны. Оттуда они отправились в Гокуль. Господь Кришна тоже совершил путешествие из Матхуры в Гокуль: когда он родился, его отец Васудэва положил его в корзину и перевез через реку Ямуну в Гокуль, к человеку по имени Нанд, чтобы спасти сына от гнева злого царя Кансы.

Гокуль – очень значимое и святое место, потому что Господь Кришна провел здесь все свое детство в играх и проказах. Здесь находится бесчисленное множество древних и святых мест, напоминающих паломнику о детских приключениях Господа Кришны. Дададжи и Бапуджи посетили важнейшие храмы Гокуля и еще несколько мест, связанных с детством Господа Кришны. В сумерках они пришли в место под названием Рамана-Рети.

В Рамана-Рети царила атмосфера покоя и красоты. Природная прелесть и безмятежность этого места привлекает сюда многих садхаков, санньясинов и святых, которые строят здесь маленькие травяные хижины, чтобы заниматься садханой. Никто не относится к этим хижинам как к своей собственности, поэтому когда санньясин или святой уходит, любой другой может свободно придти и занять освободившуюся хижину.

Дададжи нашел такую пустующую хижину. Он отвел Бапуджи прямо к ней и сказал:

- Свами, мы проведем ночь здесь.

Пока Бапуджи прибирался в хижине, Дададжи умылся водой из камандалу. Закончив уборку, Бапуджи тоже захотел умыться. Он видел, что Дададжи умывался водой из камандалу, и решил, что сосуд, должно быть, пуст. Он взял камандалу, собираясь наполнить его свежей водой из источника, но обнаружил, что сосуд тяжел. Бапуджи увидел, что сосуд полон, как и прежде. Дададжи заметил, что Бапуджи поднял камандалу, и спросил:

- Куда это ты?

- Я подумал, что камандалу, наверное, пуст, и собирался сходить за водой. Но оказалось, что он полон. Разве Вы не умылись этой водой?

- Я умывался водой из камандалу, и ты можешь сделать то же самое. Вода в нем не иссякнет, пока не закончится наше паломничество.

Утром Дададжи наполнил камандалу водой из реки Ямуны. После этого он больше не наполнял его. По дороге они пили из него всякий раз, как испытывали жажду. И тем не менее он оставался полон. Бапуджи ничего не заметил, потому что сосуд нес Дададжи. Умывшись, Бапуджи еще раз заглянул в камандалу и убедился, что он, как и прежде, полон.

Бапуджи пообедал вместе с Хемантбабу в Матхуре. Во время паломничества он должен был есть только раз в день, поэтому об ужине не могло быть и речи, но Дададжи сказал ему:

- Свами, ты, должно быть, устал и голоден после целого дня ходьбы, так что поешь фруктов из своей сумки.

Утром Дададжи съел лишь один из фруктов, купленных для него Хемантбабу, и Бапуджи убрал остальные к себе в сумку. Он достал фрукты и предложил их Дададжи, который откусил от одного из них, чтобы он стал прасадой (благословленной пищей), и вернул Бапуджи. Бапуджи с большим аппетитом съел его вместе с остальными фруктами. К тому времени как он окончил свой ужин, Дададжи уже устроился в одном конце хижины и вошел в самадхи. Было темно, и Бапуджи устал. Он лег в другом конце хижины и заснул.

На следующий день, совершив все утренние процедуры, они продолжили свой путь. Они посетили Лохаван и Мансаровар, а затем направились в знаменитый центр паломничеств Вриндаван. Был уже почти вечер, когда они снова оказались на берегу реки Ямуны.

Чтобы попасть из Мансаровара в Вриндаван, необходимо пересечь реку. Река была полноводной, и без лодки переправиться было трудно. Но поблизости не виднелось ни одной лодки, и Бапуджи гадал, как же они переберутся на другой берег.

Дададжи понял, что беспокоит Бапуджи, и сказал:

- Свами, сегодня я возьму тебя в небывалое путешествие. За свою жизнь тебе не приходилось переживать ничего подобного.

Дададжи спустился по берегу и зашагал к воде. Бапуджи следовал за ним. Дойдя до реки, Дададжи расстелил свое полотенце на поверхности воды. Затем он повернулся к Бапуджи и сказал:

- Давай, забирайся на полотенце.

Бапуджи заколебался. Он подумал, что полотенце намокнет, и если он заберется на него, то непременно уйдет на дно вместе с ним! Хотя Дададжи знал, что творится в уме у Бапуджи, он спросил:

- Ну, о чем же ты задумался?

- Гуруджи, если я залезу на полотенце, утонем и я, и оно.

- Тебе не нужно об этом беспокоится. Делай как сказано.

Бапуджи был знаком с необычайными силами Дададжи, поэтому знал, что за приказом Дададжи, должно быть, скрывается какая-то тайна. Он шагнул на полотенце, хоть и не без некоторого колебания. В следующий же миг его сомнения рассеялись. Оказалось, что полотенце нисколько не намокло. Оно было твердым и легко держалось на поверхности, словно доска! Бапуджи казалось, что он стоит на плоту.

Дададжи протянул Бапуджи руку и попросил его взяться за нее. Этот второй приказ понравился Бапуджи необычайно. Разве какой-нибудь ученик упустил бы возможность подержать своего гуру за руку? Он не выпустил бы ее, даже если бы гуру приказал ему! Прижимая к себе сумку, Бапуджи ухватился за запястье Дададжи. Свидетелем какого волшебства он станет в следующую минуту? Дададжи начал идти по поверхности воды! Очень быстро они пересекли реку и достигли другого берега. Все еще прижимая к себе сумку, Бапуджи сошел с полотенца. Дададжи поднял полотенце, повесил себе на плече и зашагал вперед, как будто ничего особенного не произошло. Из любопытства Бапуджи прикоснулся к полотенцу и обнаружил, что оно совершенно сухое. Это был, как и прежде, кусок мягкой ткани.

В сумерках они добрались до святого места Баншиват, что неподалеку от Вриндавана. Это место считается особенно святым, потому что Господь Кришна много раз танцевал здесь народный танец раса-лилу. На самом деле вся земля Враджабхуми считается святой, потому что Господь Кришна совершал здесь много чудесных деяний вместе с гопами и гопи (пастухами коров и их женами). Воды и почва этих мест священны, потому что соприкасались со святыми стопами Господа Кришны. Он также совершал сверхъестественные подвиги в таких местах, как Гокуль, Нандагаон, Говардхан, Матхура, Мадхуван и другие. Но для вайшнавов святейшим из всех святых мест считается Вриндаван, а в нем самым важным считается Баншиват. Здесь под баньяновым деревом Господь Кришна танцевал захватывающие танцы раса вместе с Радхой, и здешняя почва считается в высшей степени священной. По поверью, если отведать этой почвы, она приведет к мокше (освобождению). Один поэт так описал величие Баншивата:

 

Ни один лес не сравнится с Вриндаваном,

Ни одна деревня с Нандагаоном;

Ни один баньян не сравнится с Баншиватом,

Ни одно имя с именем Кришны.

В Баншивате соверши два дела:

Положи землю Враджа себе в рот

И повторяй Радхе-Шьям.

 

Верующий паломник действительно совершает в Баншивате два дела: кладет в рот несколько пылинок и повторяет имена Радхи и Кришны, иначе паломничество сюда считается неполным. Дададжи и Бапуджи положили в рот немного пылинок и несколько раз повторили Радхешьям[59]. Затем они пришли в расположенный неподалеку храм. В храме шло вечернее арати, и они сразу же направились получить даршан образа.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 474. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия