Студопедия — Духовное рождение шаманов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Духовное рождение шаманов






 

Данилов Никифор 59 лет,

З-го Мальжегарского наслега.

Январь 1925 года.

 

I. Сумасшествие шамана и обновление его тела

 

Душу человека («сюрюн, кутун»), который должен стать шаманом, берут (духи) и уносят в подземный мир. Там, го­ворят, есть особый дом, где заключаются эти (похищенные) души. Душа хорошего шамана заключается в продолжение трех лет, а плохого на один год. В это время сам человек сходит с ума и бессознательно воспевает, пока длится заклю­чение его души. Во время сна он бывает в указанном доме.

Эти злые духи (абаасылар) и есть источники зарождения шаманов. («Ойун тёрдё»). Описанный дом принадлежит им, там они воспитывают и обучают похищенную душу человека. По истечении определенного срока (смотря по качеству ша­мана), они должны разрезать, разрубить на кусочки тело бу­дущего шамана.

Рассекание тела производится так: сначала отреза­ют голову и кладут (садят) ее на верхнюю пол­ку своей юрты. Говорят, эта голова видит своими гла­зами всю процедуру разрубания своего тела. Все тело ша­мана разрезают на мелкие кусочки и делят между всеми трижды - девятью юёрями (Души обыкновенных людей, причиняющих болезни). Тело лучшего шамана должно хватать на всех злых духов. Тогда этот ша­ман будет знать пути, дороги всех духов, причиняющих болез­ни, и будет полезен при всяких заболеваниях. Если же тела не хватит при дележе и останутся обделенные, то он не смо­жет вылечить те болезни, которые причинены этими юёрями.

Вовремя разрезания тела будущий шаман у себя дома ле­жит тяжко болен, ни жив и ни мертв. Духи, изрезав и разделив мясо, говорят, наделяют кости новым мясом и садят прежнюю голову на место.

Со слов рассказчика записано по-якутски Семеном Дани­ловым, а перевод мой.

 

 

Слепцов Кузьма 62 лет.

4-го Мальжегарского наслега,

Зап.-Кангаласского улуса.

Январь 1925 года.

 

Обмирание шамана на три дня перед призванием

 

В Немюгинском наслеге не особенно давно был шаман Бётюрюю. Про него рассказывали: перед тем как стать ему шаманом, духи привели его на гору около местности Тураахтаах-Аана и там рассекли его тело на части. Голову, отделив, повесили на одну лиственницу, а четыре конечности на другую. Все это он сам видел но сне. В эту пору он лежал дома в течение трех суток в обмороке.

По рассказам, кровь шамана, подвергнутого рассеканию, собирают и, завернув в свежесодранную бересту, поручают чистому отроку или старцу, который не спит с женщиной, повесить на ветви большой лиственницы.

 

Устинов Константин Прокопьевич 82 лет.

5-го Мальжегарского наслега

Зап.-Кангаласского улуса.

27 января 1925 года.

Остров Хатын-Арыы.

 

Трехдневная смерть и воскресение шаманов перед призванием

 

Человек, который должен стать шаманом, сначала в течение 3—4 лет сходит с ума, поэтому запирают его в амбар. Затем при становлении великих шаманов из его кровной род­ни умирают люди по числу его главных костей. Эти мертвецы и дают ему возможность стать шаманом.

Рассекаются при этом будто бы только те шаманы, ко­торые имеют своих домашних (родных?) злых духов («джиэ абаасылаах ойун эттэнэр»)... По рассказам, ушедши резать ветви тальника для корма скоту, они пропадают на три дня... Находят его лежащим в снегу —всего окровавленного. Они сами говорят, что их тело разрезают и разбрасывают по тем дорогам, по которым они ходят (при совершении камлания).

В нашем наслеге была одна женщина (жена Устинова), которая умерла, готовясь стать шаманкой. Про нее рассказывали, что она будто бы сказала:

«Настала пора, когда (духи) изрежут мое тело: — на три дня я умру, а потом воскресну. Мое тело положите тогда в свежесодранную бересту, а затем разыщите семь девиц, положите мне в рот три ягоды»!

Ея люди будто бы пригласили только шесть девиц, а седьмого- мальчика. Поэтому она пролежала мертвой только одни сутки и ожила.

Во время болезни она попросила изготовить для нее бубен. Стать ей шаманкой помешал будто бы какой-то шаман, который запрудил ея воду смерти. («Елюютюн уутун бобон»)

 

 

Данилов Иннокентий Иванович 71 года.

3-го Мальжегарского наслега

Зап.-Кангаласского улуса.

17 января 1925 года.

Джобулга.

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 393. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия