ВОСКРЕШЕНИЕ МЕРТВОГО
В старину у нас жил известный шаман, по имени Бэргэсэ-Ойун, а в Хочинском улусе одновременно с ним жил другой шаман Хамначчит-Ойун. У первого шамана в Якутском крае (Якутском уезде) был приятель, у которого единственный сын захворал чахоткой. Он отправил на Вилюй особого человека к Бэргэсэ шаману с просьбой прибыть и совершить камлание над его больным сыном. Бэргэсэ-шаман, получив приглашение, сказал посланному человеку: «Я болен (ехать не могу), но вот в Хочинцах есть другой шаман, по имени Хамначчит, который ни чуть не хуже ты увези его»? Посланный человек по этому совету обратился к Хамначчиту, который из’явил согласие на поездку. Поехали. В дороге во время одной ночевки шаман обратился к своему провожатому со словами: «По-видимому, еду зря: с больным, надо полагать, уже стало плохо. Теперь там (у больного) собрались пять шаманов, а мы прибудем, когда больной уже будет мертв. Когда мне придется шаманить, ты положи в середине юрты потник из-под моего седла (рассказчик добавляет: «в старину, по преданиям, шаманы совершали камлание, сидя на потнике»), в затем дай мне напиться молока». Наконец, доехали они до дому Ынахсыт (так звали отца больного); сын уже был мертв. Собралось уже много народа и среди них были пять шаманов. Многие плакали и горевали. По поводу приезда шамана выражали сожаление, что зря его привезли. Но тем не менее Хамначчит-Шаман приступил к камланию. Предварительно он попросил сварить молоко. Во время камлания мертвый ожил и, попросив молока, отведал. Затем он сказал: «Не знаю и не могу понять — был ли я мертв или лежал обмороке»? Хамначчит сказал: «Я еще вчера дал знать о себе и удержал при нем жизнь... Нужно думать, что он лежал в обмороке»... Затем, обращаясь к отцу больного, сказал: «Твой сын умрет не раньше трех лет». Шамана щедро одарили разным добром, навьючив на трех верховых коней, и проводили обратно.
Алексеев Иван Алексеевич 42 лет, Сюльского наслега Нюрбинского улуса. 13 марта 1925 года.
ИСПРОШЕНИЕ ДЕТЕЙ ШАМАНАМИ
Сиэллээх-Ёсюргю состарился, жене его было уже 60 лет, и она ни разу не рожала. Однажды приехали к ним из Якутского края два шамана, назвались Качикатцами. (Наслег с таким названием имеется в Восточно-Кангаласком улусе). Шаманы остались ночевать. Разговорились: хозяева, между прочим, говорят, что вот до старости лет не имеют детей. Легли спать. Утром один из шаманов говорит: «Я видел сон, который предвещает вам рождение ребенка». Узнав, что они—шаманы, хозяева попросили их совершить моление богам о даровании им ребенка. Те согласились, сказав предварительно: «Да, раньше, бывало, мы испрашивали своим молением ребенка»! Совершив моление, они спустились к Айыысыту (богиня родов), но получили отказ. Во время священнодействия главный шаман в своих песнях стал печалиться и, между прочим, сказал: «Имел я обыкновение совершать моление к духу, наводящему облака»! Домохозяева снова попросили совершить моление к этому духу. Согласились и прокамлали целые сутки — ночь и день, совершив путешествие к Сююлэр—Былыт—Тёрдюгэр. («Сююлэ-Хаан»—бог грома и дождя, имеет много наименований. По-видимому, это —забытый образ древнего степного бога, разделившийся у якутов в Джылга-Хаан — бога рока и судьбы и в Уордаах-Джёсёгёйя, подателя и покровителя конного скота). Это божество вняло молениям шаманов и обещало даровать двух сыновей, первому из них просило дать имя «Чохух», а второму — дарованный от источника проливных дождей (облаков) Сююлэ-Багдарыын. Этого, нашего младшего сына, пусть не задевают ни соломинкой, и ни ветками тальника»! Так сказало божество через уста шаманов. С этими словами, чтобы вселить душу дарованного ребенка, они причитали над головой старухи бррр... В этот момент старуха упала в обморок. Одаренные подарками шаманы уехали, обещая возвратиться к ним через три года. И, действительно, через три года снова приехали и застали у старика и старухи двух детей. Опять дали им подарки — разную пушнину, наполнив ими две переметные сумы.
Козлов Василий 34 лет, 1-го Малтанского наслега Западно-Кангаласского улуса. 31 июля 1921 года.
|