Студопедия — ИСПРОШЕНИЕ ШАМАНАМИ ДЕТЕЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСПРОШЕНИЕ ШАМАНАМИ ДЕТЕЙ






 

Кюннэт-Князь имел двух жен, но оне долгое время были бездетны. Поэтому он пригласил из Вилюя одного шамана небожителей («айыы ойуна»), не причастного ни к чему грязному и нечистому, чтобы совершить моление о даровании детей. Из Намцев пригласили другого шамана небожителей, чтобы при совершении «айыысыт тартарар» (обряд испрошения женских родов) исполнять обязанности «кутуруксута» (помощник главного шамана, который, по-видимому, в древности играл роль возницы, тогда как сам шаман изображал верхового коня).

Моление совершали летом до Петрова дня, устроив пред­варительно праздник кропления кумыса в честь Белого Создателя («Юрюнг Айыыга»). Совершая священнодействие, оба шамана вознеслись к Белому Создателю. (Шаманское камлание представляет из себя символическое путешествие духов к тем или другим божествам. Шаман, стоя в юрте, пока­зывает в лицах и словах все отдельные моменты этого путе­шествия в ряде драматических актов, разделенных небольшими антрактами. Игра сопровождается диалогами и монологами в стихах и в прозе).

Вот они добрались до Юрюнг-Айыы. Говорят ему (поют): «Кюннэт-Князь, ниспосланный по твоей воле на среднюю землю, не имеет детей. Его две жены лишились способности рожать. Он послал нас с просьбой к тебе — даровать ему детей»!

На это Юрюнг-Айыы ответил (рассказчик добавляет — «шаман говорит за него»):

«Его именитый дед (т. е. Тыгын — якутский царь) мешал размножению хорошего скота, дочиста истребляя их, не давая размножаться породистым и родовитым людям, постоянно уничтожая их. Поэтому я живу, не чувствуя к нему (по­томкам его) доброго расположения. (В подлиннике — «халльыйан олоробун», дословно — «живу, отвернувшись от него»)».

Шаман стал неотступно умолять божество. Наконец, оно ответило:

«Ну, пусть будет так: дарую ему сына по имени Айанньыт- Ыстырыан, вторым именитого Айгаан-Кюрююкю, который ро­дится с назначением благоустроить землю»! (Дословно — «кюрюёлюю, хасаалыы» — поставить изгороди и построить жеребячьи хлева. Это выражение употребляется в разговоре в смысле—управлять, привести в порядок).

Шаманы обернулись назад, стали спускаться. В это время задний шаман—намец, чуть приостановившись (как будто к чему-то прислушиваясь), бросил беглый взгляд куда-то сторону.

Старший, вернувшись на землю, сказал:

«Я принес вам души двух детей, имена их должны такие-то».

И с этими словами он вдохнул их в темя старшей жены.

Старик Кюннэт-Князь вопрошает младшего шамана: «Не узнал ли ты какие-либо добрые вести, что нам скажешь»?

Тот ответил:

«Я слышал голос живущей внизу Айыысыт (богиня- покровительница семьи, браков и чадородия), она говорит: «И я когда-то даровала им избранный рослый скот, и я давала им плодовитое и знатное потомство! Почему вы ныне обходите меня сзади, как будто мыс, увешанный жертвенными шкурами для злых духов? Почему проходите мимо меня спереди, как будто сопку, населенную страшными духами? И теперь ведь не оскудела моя дающая рука!

На следующий день попросили младшего шамана совершить моление к Айыысыт. Он пришел к богине, умоляет и просит. Айыысыт сказала:

«Я дарую им сына, по имени Могой-Сыраан, вслед за ним крепкого и упрямого нравом наподобие лиственичной крени Кииллээйи Сабарча, еще сына, по имени Хара-Батык Кётююнэп, (Черная Борода К.) и, наконец, четвертого, по имени Тасыччы-Бэрт. (В переводе — свыше меры, лучший, совершен­ный). Затем, чтобы он не огорчился тем, что лишился удо­вольствия прибыть к коновязи иноплеменников свадебным гос­тем («Омук» — иное племя, но обычно это слово употребля­ется и для обозначения людей иных улусов и дальних насле­гов), я дам ему двух дочерей. Дарованные мною дети все будут счастливы.

С этими словами богиня дала шаману два камня «сата» (будто бы во внутренностях разных животных иногда находят человекоподобные камни, которые по понятиям древних яку­тов влияют на погоду) с особыми именами — «Кютэрчин» и «Тагыалай» — для прикрытия дороги детей. (Смысл послед­ней фразы не удалось выяснить). При этом она просила по­ложить эти камни на полку боковой матицы юрты и обещала после убрать их сама.

Когда шаман вернулся от богини, на следующий же день выпал снег, образовавший покров, толщиной в целую четверть. («Харыс» — расстояние между концами растянутого большого и среднего пальца руки). Под тяжестью этого снега ветви деревьев поникли к земле. Через день весь снег растаял. Как сказано было шаманами, родились шесть сыновей идве дочери. Сына Айгаан-Кюрююкю К- Князь дал своему старшему брату Баай-Баабыкыю для усыновления.

Сабарча-Кииллээйи был любимым сыном отца. Когда он плакал,вытягивался, будучи двухлетним, его детская колыбель, сделанная из лиственничных досок, давала трещины. Кормили его молоком семи коров- стародоек, но и такое количество молока было для него недостаточно. Когда он вырос, из него вышел необычайно сильный и мощный человек...

 

 

Попов Иван Николаевич 30 лет,

1-го Бордонского наслега

Нюрбинского улуса.

11 марта 1925 года.

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 461. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия