Студопедия — ОБРЯД ВЫЗЫВАНИЯ ПОЛОВОЙ СТРАСТИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОБРЯД ВЫЗЫВАНИЯ ПОЛОВОЙ СТРАСТИ






(«Джалын Ылыыта»)

 

В старину, по рассказам, шаманы совершали особое мо­ление духу земли о ниспослании на женщин -«джалын» (силы полового влечения). Оно устраивалось совместно нескольки­ми хозяевами, живущими на одном летнике. Когда готови­лись к этому обряду, заранее распространялась молва, запа­сали пищу (надо полагать для угощения народа) и делались особые приготовления.

Выбирали место под большим, развесистым деревом. Здесь вкапывали рядом три столба с выпуклой резьбой, об­точенные вверху в виде кумысных чаш в честь духа матери земли. Вокруг столбов втыкались молодые, расцветшие бе­резки; тут натягивали веревку, свитую из белых и черных во­лос. К веревке привязывали в дар духу земли обрезки мате­рии, пучки конских волос и небольшие модели телячьих на­мордников. Около столбов ставили урасу (конический шатер, крытый берестой), все это обносилось изгородью.

К назначенному времени собирался народ и приходил при­глашенный шаман. Шаман, имеющий кровожадных и злых духов, не мог совершить этот обряд. При путешествии к духу матери земли шаман имел плясунов — трижды девять деву­шек и столько же молодых парней. Эти девы и юноши, держа в руках березовые шесты, плясали вместе с шаманом. Шаман надевал свой плащ, имел и бубен. Камланием (пляской) шаман приходил к духу матери земли и умолял ее даровать "джалын".

Когда он брал у богини «джалын», половую страть, держа в руках бубен с колотушкой, с конским ржанием начинал кружиться и издавать призывные крики "хоруу, хоруу!" («Xоруутур» — звать криками табун кобылиц или коней).

В этот момент собравшиеся женщины, неожиданно издав раскатистый хохот, начинали ржать по-конски «иннэ-сасах»! Со ржанием они набрасывались на шамана и делали над ним любострастные телодвижения. («Ойуну кибингнээн бараллара юсю»). Будто бы и валили его на землю. Стоящие тут мужчины отбивали шамана от женщин. Шаман, поднявшись, издавал свист и делал круги своей колотушкой. Тогда женщины мгновенно приходили в себя, успокаивались и садились. («Суу диэн уоскуйан олороллор юсю»). Рассказывают, что при этом на женщинах выступал обильный пот, а их лица от прилива крови делались красны­ми наподобие красной меди.

Это взятие «джалын» шаман повторял трижды с теми же последствиями. По рассказам, (разгоряченные) женщины ки­дались на шамана, даже совсем оголяясь, без всякой одежды.

Это и называется взятием от духа земли половой страсти для людей и скота, или низведением силы размножения. («Ол аата дайды иччититтэн джалын ылар, имэнг огустарар»).

По рассказам, уважаемые и почетные женщины на совер­шение такого обряда не приходили. Некоторые мужья будто бы и били своих жен (за их поведение на этом шаманском обряде).

Шаман в одних полуштанниках и в шапке из конской шкуры, обратив спину к камельку, лежал на скамейке. Во­шедшие сели на правую нару. Мой отец завел беседу со ста­рухой, женой шамана, и передал ей —по какой надобности они прибыли. Старуха в ответ сказала:

«Вот смотрите сами, таково его обычное состояние»!

Старик шаман, лежа, храпел, не замечая никого из при­сутствующих.

Мой дед громко сказал:

«Разбуди-ка старика, приехал сын того, знакомого купца»!

Старуха стала будить, несколько раз громко окликнула его. Наконец, старик будто пришел в себя и сел на скамейку с криком — «Джуо, Джаа»? (Не совсем точный смысл — что, что? О чем говорят, что слышу)?

Сидя на скамье, он напоминал целого коня. (Якуты часто поражающую величину человека передают сравнением с конным или рогатым скотом).

Вдруг он неожиданно схватил из камелька голыми руками горящую головню и стал бить ею по потолку юрты, припевая:

"Били мин

Суон бээлэй ойохпун

Кёрсююлэсэр,

Бахсы суруксута

Суон Байыысап

Кэллэ диэтигит дуу?"

 

Били Сах кыыса -

Сарыы Тангалай,

Ёлюю кыыса

Ёсёх-Бэргэсэ,

Ньалбаан-Туосахта,

Сарасын-Сырай?...

 

Иирэр Ильбис-Хаан тёрдё

Бу юс нилээх, сагалаах

Киэнг Дуулага Хотунгнга

Холлогос сага кутаалаах уотунан

Илгистиэх буолбуккут?

Ол ханна тиийдэ?"

 

(перевод)

Не сказали ли вы, что пришел

Бахсытский писарь,

Толстяк Баишев,

Тот, который с моей

Толстой и приземистой женой

Был в прелюбодейной связи?

 

Эй, где ты — Сахова дочь,

Зычная и голосистая,

Бесовская дочь, напялившая

На голову взамен шапки

Сгусток крови,

Жестяной кружок вместо

Серебряного солнечного диска,

Где ты, бледноликая?

 

А ты, Илбис-Хаан,

Сводящий людей с ума!

Разве вы не обещали мне

Низвести пламень пожара

На широкую Дуулага-Госпожу

Окаймленную разнообразными берегами?

Куда же все это сгинуло?...

 

Камлание шамана длилось целую ночь, с вечера до вос­хода солнца.

Мой дед бывал на подобных молениях, а позже они со­вершались, видимо, очень редко. Я слышал только еще в пору моего детства — в Курбусахском наслеге такой обряд совер­шил шаман Муочай на одном летнике, под названием «Хабыдал», у основания трех растущих там сосен.

Духу матери земли совершается тоже летом особое мо­ление для испрошения приплода рогатого скота.

 

 

Говоров Михаил 61 года,

2-го Ольтекского наслега

Борогонского улуса.

21 декабря 1924 года.

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 335. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия