Кхечари-мудра
Словно поняв мое душевное состояние, Дададжи продолжил: - Раджарши, тебе пришлось долго ждать моего даршана, правда? Но я нарочно выбрал именно этот момент. Я явился тебе с учетом даты и времени твоего рождения. Это час рождения твоего земного тела. Услышав это, я взглянул на часы. Они показывали одиннадцать часов двадцать минут. Я тут же вспомнил, что родился именно в это время. Я почувствовал себя благословленным, поняв, что мне посчастливилось получить божественный даршан Господа Лакулиша, воплощения Господа Шивы, в точности в день и час моего рождения. - Господин, - сказал я, - сегодня Вы благословили меня несказанной милостью. Я давно желал получить Ваш божественный даршан. Вам известна причина. Последние пару лет я испытывал необходимость в особом наставлении в практике йоги. Где еще мог бы я его получить, если не у Вас? Я жаждал Вашего зримого присутствия, чтобы получить такое наставление. Сегодня это желание принесло плоды. - Дитя, одна из причин, по которой я явился тебе, это наставить тебя в практике йоги. Задай мне любой вопрос, требующий ясности. - Господин, я знаю, что Вы всеведущи, и мне не обязательно что-то говорить. Но если таков Ваш приказ, я расскажу о своем затруднении. Мне кажется, что в моей практике йоги я приближаюсь к завершению кхечари-мудры[149], потому что мой язык с легкостью входит в брахмарандхру[150] и остается там надолго. Но я все еще не могу войти в лайя-самадхи. Что мне делать? - Практикуй языком матхана-крию[151]. Через полгода станет возможен вход в лайя-самадхи. - Я знал об этом из некоторых йогических текстов, но я не понимаю, как выполнять матхана-крию. В Йога-Кундалини-Упанишаде сказано, что матхана-крию необходимо выполнять с помощью золотой, серебряной или железной проволоки, обернутой смоченными в молоке хлопчатобумажными волокнами. Проволоку нужно вставить в ноздри, где и происходит вращение. Это верный метод? - Нет. Автор этой Упанишады[152] говорит о внешних вспомогательных средствах, чтобы сохранить процесс в тайне. В самой практике вспомогательных средств не требуется. Матхана-крия происходит непроизвольно, силой прана-шакти, во время практики кхечари-мудры. - Мой Гурудэв Свами Крипалвананджи учил меня тому же: все йогические процессы должны проходить естественно, силой прана-шакти. Кхечари-мудра тоже должна происходить непроизвольно, с помощью прана-шакти[153]. Никаких внешних инструментов для ее достижения не требуется. - Свами объяснил тебе верно. Матхана-крия должна произойти сама собой, силой прана-шакти. Внешние приспособления не нужны. - В своей практике йоги я позволяю всему случаться естественным путем, силой прана-шакти. Я практиковал йогу таким образом двадцать два года, и, кажется, до сих пор моя прана-шакти как следует выполняла свой долг. Поэтому я твердо ей доверяю. Какое-то время я ждал, что матхана-крия произойдет естественным образом, силой прана-шакти. Но до сих пор не видно никакого результата, и я немного сбит с толку. - Расскажи мне подробнее о положении твоего языка в кхечари-мудре. Каких областей он касается? - С помощью прана-шакти мой язык сам пронзил костный свод над носовым дыхательным проходом. Когда в ходе естественного процесса мой язык вытянулся, он постепенно расширил созданное им отверстие. После этого язык легко вошел в брахмарандхру, верхнюю полость в черепе над дыхательным проходом. Теперь мой язык заполняет всю эту верхнюю полость, касаясь мягких костных стенок со всех сторон от отверстия. Но прикосновение к своду полости я пока ясно не испытывал. Кажется, кончик языка касается какой-то мягкой ткани, но это вряд ли свод полости. Возможно, когда язык еще немного вытянется, можно будет как следует понять, что представляет собой свод полости[154]. - Ты сказал, что твой язык входит в брахмарандхру. Но, судя по твоему описанию, ты неверно понимаешь, что такое брахмарандхра. То, что ты сейчас считаешь брахмарандхрой, на самом деле брахмадвара[155]. Она большая и широкая, а брахмарандхра – всего лишь маленькое отверстие. Проломив свод дыхательного прохода, язык может проникнуть в верхнюю полость, называемую брахмадвара. Вытягиваясь, язык проходит эту полость и постепенно продолжает ее заполнять. Когда большая часть языка входит в брахмадвару, он полностью заполняет эту верхнюю полость. Кончик языка начинает касаться свода полости и ощущать прикосновение мягкой слизи. Пока твой опыт удовлетворителен, но тебе предстоит продвинуться еще дальше. Твой язык еще удлинится, разорвет мягкую ткань и соприкоснется с тонким костным сводом над ней. Затем, когда кончик языка пронзит эту кость силой прана-шакти, образуется маленькое отверстие. Это маленькое отверстие и будет настоящей брахмарандхрой. Матхана-крия начнется только после того, как кончик языка войдет в настоящую брахмарандхру. Поэтому в практике кхечари-мудры тебе еще предстоит пронзить свод верхней полости в черепе. Пока язык не вытянется еще и не войдет в брахмарандхру, тебе придется упорно трудиться. Только когда этот процесс завершится, ты сможешь войти в лайя-самадхи при помощи матхана-крии[156]. - Теперь я понимаю свою ошибку. Я думал, что слова брахмадвара и брахмарандхра – синонимы. До сих пор я и не предполагал, что между ними есть разница. Поэтому я несколько лет ждал, когда же начнется матхана-крия, и недоумевал, почему она до сих пор не произошла. Теперь я понимаю, что мне придется пронзить еще один слой кости, чтобы полностью осуществить кхечари-мудру. Матхана-крию можно ожидать, только когда язык вытянется еще и войдет в подлинную брахмарандхру. Стало быть, я должен преодолеть еще одну трудную фазу в практике кхечари-мудры. - Теперь ты верно понимаешь, когда кхечари-мудра полностью завершена. Ты запутался, потому что думал, что неоконченный процесс является полностью завершенным. - Господин, теперь я во всем разобрался. Но я сожалею и стыжусь, что невольно похвалялся перед столь всеведущим, как Вы, говоря, будто моя кхечари-мудра на пороге завершения. Я молю Вас милостиво простить эту недостойную попытку самовосхваления.
|