Студопедия — Разум в философских учениях Альберта Саксонского.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Разум в философских учениях Альберта Саксонского.






Схоластическая философия сохраняла интерес к поднятым патристикой философским проблемам. Однако если эти проблемы по содержанию по-прежнему были связаны с Божеством и тайной спасения, то на первый план всё же выходят отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного. Последний вопрос был связан с догмой о троичности единого Бога и решался с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют только единичные вещи) или с позиций «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности). Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе с помощью науки — философии. Отсюда последняя обретала статус науки, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души. Античная философия теперь уже не считается враждебной христианству, и ей уделяется большое внимание, ряд её положений переосмысливается, её категориальный аппарат находит применение при разработке проблем христианской философии.

Историзм не является концепцией, используемой этим философом. Данный автор не исследует предметы в исторической динамике, а вырывает их из контекста истории. Для современного человека банальностью кажется мысль об исторической преемственности явлений. Но на самом деле историзм был введен в науку всего пару столетий назад Гегелем. До него поиск абсолютной истины как правило начинался (да и заканчивался тоже) с того времени, в котором автору довелось родиться. Найденная истина/принцип/закон не глядя экстраполировался на всю человеческую историю. Философ не относится к периоду заката философии и его труды не являются проявлением «окуклившегося» дискурса. Как и положено, изучается предмет науки, а не её метод, как это случилось во второй половине ХХ века, когда стали изучать методы науки, а предмет отошел на второй, а то и на третий план.

Различая логическую и фактическую истинность, А.Саксонский трактовал логику как формальную дисциплину о принципах всякого знания, предметом которой являются не эмпирические, а абстрактные объекты — универсалии. Кроме того, он занимался проблемой семантических парадоксов (двусмысленных логических пропозиций), проанализировав свыше 200 случаев софизмов и использовав при этом элементы математической логики. В рамках естествознания А.Саксонский, помимо поиска пропорциональной зависимости между скоростью, расстоянием и временем движения, задавался вопросом о природе импетуса (impetus) и классифицировал его (в терминах аристотелевской теории категорий) как «качество», присущее движущемуся телу. Им обсуждалась и гипотеза, касающаяся возможности приложения теории импетуса к обращению небесных сфер, согласно которой Бог творит мир как единый механизм с едиными законами движения, исходящего от первоначально сообщенной ему Богом запечатленной двигательной силы (virtus impressa).

Эпоху поздней схоластики можно описать как эпоху упадка средневекового философствования. Номинализм подверг критике метафизические системы старых школ, но не дал новых идей. Старые школы в споре о природе общих понятий защищали позицию умеренного реализма. Они были представлены как поздними томистами (последователями учения Фомы Аквинского), так и школой Иоганна Дунса Скота (ок. 1266-1308). Номинализм пришел к идее снятия синтеза веры и знания. Английский философ и церковно-политический писатель Уильям Оккам (ок. 1285-1349) высказал предположение, что предметом реальных наук являются не сами вещи, но термины предложения в качестве представители вещей.

Развитие номинализма сопровождается расцветом естествознания, особенно в Париже и Оксфорде. Кроме того, необходимо отметить, что развитие схоластики на этом не прекращается. Несмотря на то что новоевропейская схоластика все в большей степени утрачивала непрерывность традиции, она продолжала разрабатываться в течение XVI и XVII вв., особенно в Испании и Италии, как реакция на Реформацию и Ренессанс. В XIX в. возникает так называемая неосхоластика.

 

 

Заключение

И так делая вывод, следует сказать, что средневековая философия, сохраняя приверженность христианству, прошла долгий путь развития и сохранилась до сих пор, как в католицизме, так и в христианстве Для философского мировоззрения Средневековья были характерны следующие принципы:

1. Тенденция к сакрализации (сближения с религиозным учением) и морализации (практическая направленность философии на обоснование правил поведения христиан в мире);

2. Библейский традиционализм и ретроспективность, т.е. Библия рассматривалась как самый истинный и значимый труд, отправной источник и мера оценки любых философских теорий.

3. Поскольку Библия понималась как полный свод законов бытия и повелений бога, то особое значение имела экзегетика - искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета. Соответственно и философия была «экзегетична». Текст стал началом и концом любой философии. В философских трудах преобладал семантический, концептуальный и спекулятивный анализ.

4. Тенденция к назидательности. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к богу. Форма обучения строилась на диалоге, энциклопедичности педагога и его знании Священного писания и правил аристотелевской логики. Впервые в средневековой философии были проанализированы тончайшие нюансы человеческой души и подняты проблемы морали, онтологии, гносеологии. Например, «Исповедь» Августина, «История моих бедствий» П.Абеляра).

5. Средневековая философия была по духу оптимистична, лишена скептицизма и агностицизма. Бог не был постижим средствами разума, но его указания могли быть поняты через веру, путём озарения. В результате физический мир, история, ряд моральных требований постигались умом человека, а религиозные проблемы - откровением. Соответственно, выделялось две истины: мирская и божественная, которые находились в средневековой философии в симбиозе. Философия пользовалась как формами интеллекта, так и интуитивного озарения, божественного откровения. Она обосновывала возможность личного спасения, торжества истин христианства во вселенском масштабе.

Так же следует указать на то, что вера – понятие субъективное. Каждый человек по-своему понимает значение этого слова. Каждый верит по-своему и в свое. Быть может, в глобальном смысле, вера в научных исследованиях и имеет свою специфику, но мне кажется, что специфика веры больше зависит от человека, чем от предмета, на который эта вера распространяется.

А разум — это способность духовной системы (души) осознавать своё существование в окружающей среде и отображать, передавать в форме (виде) знаков и знаковых систем; это способность соизмерять взаимозависимости и взаимодействия материальных систем, определяя закономерности; это способность, используя определённые закономерности, действовать и изменять окружающую среду в соответствии со своими потребностями.(Сергей Речка)основа синтезирующей творческой деятельности, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем, дающая способность открывать и целеполагать (способность комбинировать полученные знания и создавать новые знания)высшая, существенная для человека, как такового, способность мыслить всеобще, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок.

Таким образом проведя анализ философских работ мы, сделав выводы четко определяем что такое разум и вера в средневековой философии. Задачи и цели поставленные в работе считаем выполненными.

Список используемой литературы:

1. Агафонов В.П., Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. Философия. М.: МСХА, 2013.-718 с.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2013. - 648 с.

3. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М.: Наука, 2012 г. - 191 с.

4. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 2013.-741 с.

5. Мир философии. Книга для чтения, 1 часть. М.: Дрофа, 2011.-541 с.

6. Спиркин А.Г. Основы философии. М.: Наука, 2012.-698 с.

7. Философия. под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д.: Феникс, 2015 г..-653 с.

8. Блинников Л.В. «Краткий словарь философов», 1994г

9. Горфункель А.Х. «Философия эпохи возрождения», 1980г

10. Схафудинов А.С. «История диалектики» 15-17в, 2014 г.

11. Соколов В.В. «Европейская философия 15-17в», - 2012 г.


[1] Агафонов В.П., Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. Философия. М.: МСХА, 2013.-718 с.

[2] Спиркин А.Г. Основы философии. М.: Наука, 2002.-698 с.

[3] Агафонов В.П., Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. Философия. М.: МСХА, 2013.-718 с.

[4] Аврелий Августин «Исповедь» http://www.pravlib.ru/avgustin_ispoved.htm - 20.08.2015 г.

[5] Агафонов В.П., Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. Философия. М.: МСХА, 2013.-718 с.

[6] Философия. под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д.: Феникс, 2015 г..-653 с.

[7] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2013. - 648 с.

[8] Философия. под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д.: Феникс, 2015 г..-653 с.

[9] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2013. - 648 с.

[10] Спиркин А.Г. Основы философии. М.: Наука, 2012.-698 с.

[11] Философия. под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д.: Феникс, 2015 г..-653 с.

[12] Спиркин А.Г. Основы философии. М.: Наука, 2012.-698 с.

[13] Философия. под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д.: Феникс, 2015 г..-653 с.

[14] Спиркин А.Г. Основы философии. М.: Наука, 2012.-698 с.

[15] Философия. под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д.: Феникс, 2015 г..-653 с.

[16] Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М.: Наука, 2012 г. - 191 с.

[17] Кузанский Н. Избранные сочинения. - М.: Соцэкгиз, 1937. - 380 с.

[18] Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М.: Наука, 2012 г. - 191 с.

[19] Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М.: Наука, 2012 г. - 191 с.

[20] Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М.: Наука, 2012 г. - 191 с.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 783. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия