Студопедия — СВОЙСТВА ПОНИМАНИЯ И ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СВОЙСТВА ПОНИМАНИЯ И ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ






Процесс понимания обладает рядом свойств. Рассмотрим их, а также укажем технологические приемы, позволяющие управлять этими свойствами.

Глубина понимания. Характеризуется множеством выяв­ляемых связей объекта понимания с действительностью, их разносторонностью и закономерностью. Технологически регу­лируется через ряд приемов. Один из них — подача однотипной информации через разные источники: радио, телевидение, газеты. Так, открытие в 2004 году нового магазина бытовой электротехники торговой сети «Техношок» в Санкт-Петербурге в спальном районе возле метро «Озерки» активно реклами­ровалось единым по оформлению блоком на радио, телеви­дении, в наружной рекламе. Идентичные звуковые дорожки на радио и телевидении, одни и те же рисованные персонажи на телевидении и в наружной рекламе увеличивали глубину понимания текста.

Но в этом случае сильно возрастают затраты на рекламу. Решить проблему можно, лишь контролируя разнообразные виды средств массовой информации. Поэтому информаци­онные магнаты стремятся создавать крупные холдинги. Реци­пиент, постоянно получающий однотипную информацию из разных источников, начинает мыслить предписанным образом. Примером такого холдинга является, например, «Нью-Йорк тайме», включающий в себя помимо газет сеть кабельного телевидения. В России эта форма концентрации средств мас­совой информации пока только складывается и судьба далеко не всех холдингов удачна.

Вместе с тем отечественные специалисты по политиче­скому пиару освоили и активно эксплуатируют ряд специфи­ческих каналов информации, способных дополнить основное информационное воздействие. Речь идет о нагрудных значках («Я голосую за такую-то партию (кандидата)») у продавцов в сетевых магазинах. В Петербурге этот прием использовался в магазинах «Пятерочка» на выборах в Государственную Думу и на выборах губернатора. Используются сетевые магазины и для размещения других видов политической рекламы: плака­тов, листовок, фотостендов. Такой выбор диктуется тем про­стым обстоятельством, что именно эти магазины посещают социально уязвимые слои населения. И они же, по данным социологов, наиболее склонны к активному участию в вы­борах. Беда в том, что использовать этот канал информации могут лишь кандидаты и партии, имеющие доступ к властному ресурсу. Так, в Санкт-Петербурге в сетях магазинов «Пятероч­ка» рекламировались: кандидат В. Матвиенко (губернаторские выборы 2003 года), партия «Единая Россия» (парламентские выборы того же года). Иные кандидаты и партии просто не получали доступ к этому каналу информации.

Другой прием регулирования глубины понимания — подача информации с переходом от общего к частностям. При этом речь идет как о графической, так и о текстовой информации.

Третий прием — включение в текст иллюстрации. Существу­ют определенные правила монтажа фотоматериалов в тексте. Особенно эффективно, когда одновременно используют две фотографии разного размера. При этом на большом снимке дается общий план события, а на маленьком — конкретные важные детали. Маленький снимок слегка накладывают на правый нижний угол большого; границы детального фото слегка выходят за линию кадра общего снимка. Разумеется, фотография всегда должна соответствовать тексту, который она иллюстрирует.

Примером невыполнения этого правила является ситуация с футболистом московского «Спартака» и российской сборной Егором Титовым. Напомним, что в январе 2004 года он был уличен в применении допинга во время отборочного матча со сборной Уэльса. Футбольная федерация Уэльса поставила вопрос об отстранении сборной России от участия в финале Чемпио­ната Европы в 2004 году. Дело дошло до Высшего спортивного арбитражного суда в Швейцарии. К счастью для отечественного футбола, протест был отклонен. Отечественные СМИ, освещая эту тему, не имели свежих фотографий Титова и использовали архивные материалы. Однако те фотографии были сделаны в дру­гой обстановке и возникало определенное противоречие между текстом и снимком. Содержание текста требовало, чтобы фут­болист был изображен страдающим, кающимся, переживающим и т. д. Однако аудитории предлагались снимки улыбающегося, довольного жизнью, смеющегося спортсмена. Строго говоря, пресс-служба «Спартака» и агент игрока должны были пресечь поток подобного фотоматериала, поскольку он создавал небла­гоприятный имидж Титову и футбольному клубу. К сожалению, судя по характеру снимков, ни пресс-секретарь клуба, ни агент футболиста свои обязанности не выполнили.

Четвертый прием регулирования глубины понимания рекламы — включение на радио звуковой картинки, создающей элемент достоверности в освещении происходящего события. Например, в Петербурге на «Радио Рокс» рекламируется фир­ма «Рощинский дом», занимающаяся строительством инди­видуальных домов и коттеджей. Рекламное обращение идет на фоне петушиного пения, создавая стойкую ассоциацию с сельской жизнью. Надо сказать, что в борьбе за достоверность инженеры электронной промышленности нацелили свои раз­работки на запах. Поступающая из лабораторий крупнейших производителей телевизионных приемников и мониторов компьютеров информация свидетельствует о том, что в скором времени потребителю будут предложены модели, способные передавать запахи.

Пятый прием — крупный план на телевидении. Именно крупный план передает те мелкие детали в облике и поведении политика, которые делают его для аудитории «своим». Осо­бенно действенной тут является демонстрация глаз мыслящего человека. К сожалению, далеко не все наши политики помнят о существовании крупных планов. К тому же не все из них умеют контролировать себя. Так, М. Горбачев умудрялся вы­давать на обращенные к нему вопросы взаимоисключающие реакции. Президент СССР мог сказать: «Да», при этом энер­гично отрицательно мотая головой.

Но есть и положительные примеры. Оригинальный способ компенсации недостатков контроля над собственным невер­бальным поведением нашел В. Жириновский. Не умея быть сдержанным постоянно, он специально поддерживает у себя высокий уровень несдержанности. Характерно, что проявля­ется эта гипервозбудимость у Владимира Вольфовича только в присутствии журналистов. Нам доводилось наблюдать его поведение в ситуации, где он не знал о наличии установленной телекамеры. Это был мирный и очень спокойный человек, демонстрирующий свои семейные фотографии политическому противнику — коммунисту-аграрию Николаю Харитонову.

Следующее свойство понимания — отчетливость. Харак­теризуется степенью осмысления связей и отношений воспри­нимаемого объекта с действительностью. Технологически регу­лируется через точность словоупотребления и продуманность структуры сообщения. Примером неудачного словоупотребле­ния является фраза ведущей программы «Время» Екатерины Андреевой. Освещался ход референдума в Республике Беларусь по вопросу продления полномочий Президента Александра Лукашенко. Не симпатизирующая этому государственному деятелю Е. Андреева заявила, что на референдум пришло «немногим более восьмидесяти шести процентов». Возникает законный вопрос: при каких же результатах Андреева сочла бы явку белорусов на референдум достаточной? Другой пример неточности словоупотребления мы нашли на упаковке витаминов, произведенных в Екатеринбурге. Из­готовитель с комичной серьезностью предлагал потребителю хранить упаковку витаминов в «защищенном от света и детей месте». Что касается структуры сообщения, то тут важную роль играют «кривые забывания», впервые открытые немецким психологом Г. Эббингаузом еще в 1912 году. Их упрощенный вариант хорошо знаком по фразе из культового отечественного телесериала «Семнадцать мгновений весны»: «Штирлиц знал, что запоминается начало и конец разговора». Хотя забывание на самом деле слегка асимметрично, суть дела здесь отражена верно.

Поэтому рекламную фразу надо проверять, соединяя ее начало и конец в одно целое. И тогда тотчас выявится спор­ность знаменитого утверждения: «Жиллет — лучше для мужчи­ны нет». Ведь соединяя начало и конец фразы, мы получаем: «Жиллет — нет» (правда, производитель этой продукции может и не заботиться о качестве рекламы ввиду практически полного отсутствия на рынке конкурентов). С другой стороны, «Форд. Надежен. Создан для жизни* превращается в «Форд — для жизни».

Повышение отчетливости понимания текста можно достигнуть и путем применения инверсии. В этом случае до­пускается легкое нарушение предписанного грамматикой языка порядка слов во фразе. Вспомним рекламу «Нескафе»: «Новой весны глоток...» Правильнее надо сказать: «Глоток новой весны», но тогда исчезнет особое ощущение, идущее от текста. Примером текста, построенного с развернутой ин­версией, — реклама московской фирмы «Гаврилов Бразерс», предлагающей свои услуги по рекламированию других фирм. Их фраза звучала как: «От нашей рекламы нету толку, но все звонят...» В изображениях инверсия достигается с помощью приема, разработанного русскими мастерами иконописи. Глаза модели, рекламного персонажа в этом случае смотрят не на аудиторию, реципиента, а в некую условную точку за его спиной. Наиболее хрестоматийный пример использования такого изображения — плакат времен Гражданской войны: «Ты записался добровольцем?» Если в помещении вывешен Другой пример неточности словоупотребления мы нашли на упаковке витаминов, произведенных в Екатеринбурге. Из­готовитель с комичной серьезностью предлагал потребителю хранить упаковку витаминов в «защищенном от света и детей месте». Что касается структуры сообщения, то тут важную роль играют «кривые забывания», впервые открытые немецким психологом Г. Эббингаузом еще в 1912 году. Их упрощенный вариант хорошо знаком по фразе из культового отечественного телесериала «Семнадцать мгновений весны»: «Штирлиц знал, что запоминается начало и конец разговора». Хотя забывание на самом деле слегка асимметрично, суть дела здесь отражена верно.

Поэтому рекламную фразу надо проверять, соединяя ее начало и конец в одно целое. И тогда тотчас выявится спор­ность знаменитого утверждения: «Жиллет — лучше для мужчи­ны нет». Ведь соединяя начало и конец фразы, мы получаем: «Жиллет — нет» (правда, производитель этой продукции может и не заботиться о качестве рекламы ввиду практически полного отсутствия на рынке конкурентов). С другой стороны, «Форд. Надежен. Создан для жизни* превращается в «Форд — для жизни». Повышение отчетливости понимания текста можно достигнуть и путем применения инверсии. В этом случае до­пускается легкое нарушение предписанного грамматикой языка порядка слов во фразе. Вспомним рекламу «Нескафе»: «Новой весны глоток...» Правильнее надо сказать: «Глоток новой весны», но тогда исчезнет особое ощущение, идущее от текста. Примером текста, построенного с развернутой ин­версией, — реклама московской фирмы «Гаврилов Бразерс», предлагающей свои услуги по рекламированию других фирм. Их фраза звучала как: «От нашей рекламы нету толку, но все звонят...» В изображениях инверсия достигается с помощью приема, разработанного русскими мастерами иконописи. Глаза модели, рекламного персонажа в этом случае смотрят не на аудиторию, реципиента, а в некую условную точку за его спиной. Наиболее хрестоматийный пример использования такого изображения — плакат времен Гражданской войны: «Ты записался добровольцем?» Если в помещении вывешен этот плакат, то, находясь в любой точке пространства, чело­век будет чувствовать, что глаза красноармейца постоянно обращены на него.

Полнота осмысления объекта зависит от качественных признаков сообщения. Примером удачного конструирова­ния сообщения может служить рекламная кампания рубежа 2003-2004 годов по продвижению новой марки средства для мытья посуды «Фэри». Этот продукт содержал в себе фрук­товые отдушки, и рекламная фраза звучала как: «На новый аромат». Такое построение фразы, несмотря на ее краткость, позволяло варьировать психологические ударения в тексте. Соответственно, аудитория могла слышать «На новый аромат» или просторечное «На новый аромат». Существовали также возможности ударения на слове «аромат» и на словосочетании «новый аромат». Дополнялось же воздействие фразой в нижней части рекламного носителя, где, в зависимости от характера примененной отдушки сообщалось: «Ягоднее ягодного» или «Яблочнее яблок» и т. д.

Неудачная композиция сообщения или привлечение не относящихся к теме деталей неизменно снижают полноту понимания. Примером неудачной композиции сообщения в политической рекламе может служить использование сторон­никами КПСС в эпоху перестройки одной из индуистских притч. Приведем эту притчу полностью. «Один из паломни­ков заметил у стены храма полуобнаженного старика. Тело старика было покрыто гноящимися ранами, над которыми роились тучи мух. Паломник пожалел старика и отогнал мух. Но старик взроптал: „Жестокий! Зачем увеличиваешь мои мучения?! Ведь эти мухи давно сидят на мне и уже наелись! Ты их согнал, а на их место прилетят новые, голодные! И мои мучения увеличатся!"». По мысли публицистов, сторонников КПСС, новые мухи — это либералы, ведущие борьбу за власть с коммунистами. Однако у этих публицистов не хватало умения продолжить мысль до конца и понять, кто же в этом случае КПСС и кто — старик.

К числу неудачно скомпонованных рекламных сообщений, предлагающих товары и услуги, порой можно отнести рекламу, эксплуатирующую женскую наготу. Сама по себе идея исполь­зовать фотографии обнаженных женщин в рекламе интересна и продуктивна. Но только для узкой группы специализиро­ванных товаров: парфюмерия, женское нижнее белье, ночные клубы. Однако мы видели рекламу в питерском журнале «Что делать?», где обнаженная модель рекламировала... фейерверки! При этом отсутствие волос на интимных местах у модели не­вольно вызывало мысль, что часть фейерверков девушка уже использовала, после чего и рассталась со своей «прической»! Что касается использования в рекламе обнаженных мужских моделей, то мировой опыт тут пока крайне мал. Имеется всего лишь одна рекламная линия, подготовленная французскими специалистами, — реклама марки «Лакост». Нам известно, что появлению этой рекламы, особенно тех телевизионных роликов, где заметен половой орган натурщика, предшество­вала длительная дискуссия. Результаты использования такой рекламы тоже долго обсуждались специалистами Франции,

В исследованиях, выполненных под нашим руководством, изучалась проблема восприятия отечественной молодежной аудиторией рекламы с обнаженной натурой [3; 45; 60]. Ре­зультаты этих исследований неоднозначны, и мы намерены продолжить научный поиск в этом направлении. Заметим, что на эффективность использования рекламы с обнаженной натурой влияют особенности этнической культуры.

Примеров привлечения не относящихся к теме деталей в отечественных рекламных объявлениях очень много. Основная причина — скудность рекламного бюджета. Поэтому рекламист и старается в одном рекламном сообщении донести до ауди­тории информацию и о достоинствах продукта, и об адресах торгующей продуктом фирмы, и о предстоящих презентациях продукта.

Снижается уровень понимания текста и в том случае, если аудитория заметит расхождение в мотивах коммуникатора. Речь идет о расхождении между подлинными и объявленны­ми мотивами. Такое событие, к сожалению, часто случается в предвыборной пропаганде современных российских пар­тий. Собственно, именно на этом строится и одна из форм политических листовок, когда в левой строке помещают гро­могласные обещания кандидата (партии), а справа — сведения о его (их) голосовании по соответствующим пунктам.

Полнота осмысления объекта включает также в себя и понимание подтекста. Именно на игре с подтекстом строилась реклама спутникового телевидения «НТВ плюс»: «У твоего со­седа уже стоит!» В конце 2003 года подтекст был использован в целой серии рекламных плакатов услуг оператора сотовой связи «Скайлинк». Особенно удачным, на наш взгляд, был плакат с фразой «Москва ответит за пятнадцать центов». Удач-ность этой рекламы признали даже конкуренты «Скайлинка». Так, появившаяся вскоре реклама МТС сообщала: «Ответить всегда легко!»

Иногда создатель рекламы излишне увлекается игрой с подтекстом, что разрушает понимание текста. Особенно это типично для подтекстов с сексуальной проблематикой, В ка­честве неудачи такого рода можно указать на рекламные от­крытки, предлагающие услуги петербургской фирмы «Гестия». Эта фирма специализируется на продаже украшений из камней, керамических товаров, вазонов и т. п. Создатели рекламы ис­пользовали фразы: «Пусть стоит на работе и дома» и «Ино­гда женщине хочется чего-то особенного...». Обе рекламные открытки были иллюстрированы размытыми изображениями предметов, похожих по своим очертаниям на эрегированный мужской орган. Трудно придумать нарочно пример столь неудачной рекламы.

Для полноты осмысления объекта важна также обоснован­ность понятого,когда происходит осознание логических осно­ваний, дающее индивиду уверенность в правильности своего понимания и возможность отстаивать его от любых нападок со стороны. Максимально обоснованны два вида информации. Во-первых, визуально полученная информация. О причинах этого мы уже достаточно полно рассуждали ранее. Во-вторых, глобальная социальная информация:«молодежь стала хуже, чем были мы», «экология ухудшается» и т. д. Интересно, что уже Платон в своих сочинениях жаловался на то, что молодежь стала хуже. Убежденность аудитории в том, что экология ухудшается, активно используется в рекламе водоочистителей, биологиче­ских добавок к пище, кремов, озонаторов и так далее.

Примером учета глобальной социальной информации, связанной с экологией, выступает реклама одного из произ­водителей молочных продуктов, продающихся под торговой маркой «Снежок» (Великий Новгород). В этой рекламе всегда подчеркивается, что упаковка продукции сама разрушается под воздействием солнечных ультрафиолетовых лучей. Это со­общение повышает объем продаж различных видов «Снежка», поскольку всегда есть потребители, интересующиеся экологи­ческим состоянием среды.

К числу глобальной социальной информации относится и утверждение о разгуле преступности. При этом важно имен­но общее утверждение о росте преступности без детального анализа. Это утверждение широко использовали и будут еще долго использовать политики на выборах, особенно те, кто находится в оппозиции к действующему руководителю горо­да, области, республики. Связано это с тем, что, как мы уже говорили, тема безопасности является для любой аудитории одной из ключевых. Использование глобальной социальной информации о разгуле преступности в рекламе можно наблю­дать на примере продвижения первых бытовых кондиционеров. Потребителю продавали не свежий воздух, а чувство безопас­ности. Подчеркивалось, что эта бытовая техника позволяет человеку круглосуточно получать свежий воздух, даже ночью, без необходимости спать при открытых окнах и форточках, что исключает возможность проникновения в квартиру воров.

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 433. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия