Студопедия — Созависимость
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Созависимость






Взаимоотношения подобны танцу, и зри­мая энергия направляет движения парт­неров вперед-назад. Некоторые взаимоот­ношения — это медленный, мрачный танец смерти.’

Колет Доулша

До этого момента я пользовалась словами со-аависимый и созависимость как терминами. Тем не менее дефиниции этих слов остаются нечеткими, размытыми.

Дефиниция химической зависимости означает, что человек зависим (психологически и/или фи­зически) от алкоголя или от других химически ак­тивных вещеста Постоянное переедание (обжорст­во) и азартные игры — это тоже понятия, которые связываются в нашем сознании со специфическими идеями. Но что такое созависимость?

Очевидной дефиницией было бьс быть партне­ром зависимого человека. Эта дефиниция близка к истине, но все же недостаточно ясна. Она не вызы­вает в памяти никаких специфических образов. Со­зависимость — это жаргон лечебных центров, про­фессиональный сленг, не понятный людям, нахо­дящимся за пределами этой профессии, и даже для некоторых лиц, вовлеченных в профессию, термин представляется невнятной речью.

Жаргон может означать что-нибудь конкретное, а может и не означать. Жаргон может означать различные вещи для разных людей. Или же люди могут чувствовать, что означает термин, но они не в состоянии четко его определить, поскольку это по­нятие никогда не определялось достаточно четка

Таковы некоторые проблемы, с которыми я стол­кнулась в области исследований при попытке дать определение понятиям «созависимость» и «созави-симый человек». Многие люди не слышали этих терминоа Другие, будучи знакомы с этими словами, не могут определить их значение. А если и могут, то все определения отличаются друг от друга Либо люди определяют эти слова, активно используя жаргон. Дело еще больше запуталось, когда я не смогла найти в словарях этих слов. Мой мозговой компьютер выбросил эти слова как неправильно произносимые.

И тем не менее созависимость означает нечто особенное, нечто исключительно важное для меня и для миллионов людей. Давайте отречемся от жарго­на и посмотрим на значение этих слов.

Что такое созависимость?

Мне приходилось читать и слышать о многих дефинициях созависимости.

В книге»Созависимость, неотложная проблема» Ро­берт Сабби писал о созависимости: «Эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, воз­никающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил – правил, которые препятствовали открытому вы­ражению чувств, а также открытому обсуждению личностных и межличностных проблем**2. Эрни Ларсен, другой специалист в области со-зависимости и пионер в этой области, определяет созависимость так: «Это выученный набор поведен­ческих форм или дефектов характера самопоражен­ческого свойства, который приводит к снижению способности инициировать и участвовать в любов­ных взаимоотношениях».

Приведем некоторые менее профессиональные дефиниции

, «Созависимость значит то, что я постоянно забо­чусь только о других».

«Быть созависимой означает, что я замужем за алкоголиком. Это также означает, что мне необ­ходимо ходить в Ал-Анон».

«Созависимость означает, что я по локти увязла в жизни алкоголиков».

«Это означает, что я всегда ищу кого-нибудь, чтобы вляпаться в него».

«Созависимость? Это значит, что любой муж­чина, к которому меня тянет, в которого я влюбля­юсь и выхожу замуж за него, окажется химически зависимым или будет иметь иную проблему, равную по своей серьезности».

«Созависимость — знание того, что все ваши взаимоотношения будут либо ходить бесконечно по одному и тому же кругу (или причинять вам боль) либо совсем прекратятся (принеся вам массу не­счастий). Либо и то и другое вместе».

Существует столько определений созависимости, сколько человеческих опытов, представляющих ее. С отчаяния (а может, для демонстрации своей прос­вещенности) некоторые психотерапевты заявляли: «Созависимость — это все, что угодно и каждый является созависимым». Какая же дефиниция явля­ется точной? Короткий исторический экскурс о со­зависимости поможет ответить на этот вопрос. Краткий исторический взгляд

Слово «созависимость» появилось на психотера­певтическом горизонте в конце 1970-х годов. Я не знаю, кто предложил это слово. Многие люди могут заявить на это свои права, слово же появилось од­новременно в нескольких лечебных центрах Минне­соты, как сообщает об этом кабинет Сондры Смоли, лицензированного психолога и лидера в области созависимости. Возможно, Миннесота, основной штат развития лечения химической зависимости и использования 12 шагов при всех компульсивных нарушениях, придумала это слово.

Роберт Сабби и Джон Фрил в одной из глав книги «Созависимость, неотложная проблема» пи­сали: «Первоначально это использовалось для опи­сания лица или лиц, чьи жизни были нарушены в результате того, что они были вовлечены во взаимо­отношения с кем-то, кто был химически зависимым. Созависимый супруг или созависимая супруга, либо сын или дочь, либо любящий кого-то, кто является химически зависимым, рассматривался как человек, у которого развились нездоровые способы преодо­ления жизненных трудностей как реакция на зло­употребление алкоголем или другими химическими веществами другим лицом»3.

Это было новое слово для обозначения старой игры. Профессионалы давно замечали, что с людьми, находящимися в тесных отношениях с химически зависимыми пациентами, происходит нечто особен­ное. По этому вопросу были проведены некоторые исследования. Результаты их показали, что у многих неалкоголиков и не злоупотребляющих химичес­кими веществами людей, но близких к алкоголику, развиваются физические, психические, эмоциональ­ные и духовные состояния, напоминающие таковые при алкоголизме. Появлялись слова (в большинстве своем жаргонные, а позднее они стали синонимами слова»созависимый») для описания этих феноменов ко-алкоголик, неалкоголик, пара-алкоголик.

Сами созависимые, естественно, испытывали вли­яние созависимости задолго до того, как слово по­явилось в обращении. В 1940-х годах, вскоре после рождения сообщества Анонимных Алкоголиков, группа лиц — первоначально только жен алко­голиков — сформировала группу самопомощи, затем пошли группы поддержки для преодоления тех трудностей, которые возникают в связи с алкого­лизмом их мужей4. Они не знали, что позднее они будут называться созависимыми. Они не знали, что их состояние является результатом непосредствен­ного влияния алкоголизма их партнеров. И они завидовали, что у алкоголиков есть программа вы­здоровления 12 шагоа Жены также хотели иметь программу. Так они использовали программу 12 ша­гов А А, пересмотрели 12 традиций А А, изменили название своей группы на Ал-Анон, и это работало и помогало! С тех пор миллионы людей получили пользу от посещения групп Ал-Анон.

Основная идея тогда, когда в 1979 году появилось слово «созависимость», была та, что созависимые (ко-алкоголики или пара-алкоголики) — это люди, чьи жизни стали неуправляемыми в результате про­живания в тесных взаимоотношениях с алкоголиком.

Однако дефиниция созависимости с тех пор рас­ширилась. Профессионалы начали лучше понимать влияние химически зависимого человека на семью, а также влияние семьи на химически зависимого человека Профессионалы начали идентифициро­вать и другие проблемы, такие, как переедание (бо­лезненное обжорство) и недоедание (нервная ано-рексия), азартные игры и некоторые виды сексуаль­ного поведения. Эти компульсивные нарушения бы ли параллельными с таким компульсивным нару­шением, или болезнью, как алкоголизм. Профес­сионалы также начали замечать, что у многих лю­дей, находящихся в тесных взаимоотношениях с больными, страдающими перечисленными ком-пульсивными расстройствами, развиваются такие формы реагирования и преодоления трудностей, ко­торые напоминают формы преодоления трудностей у людей, имеющих тесные взаимоотношения с алко­голиками.

По мере того, как профессионалы начинали луч­ше понимать созависимость, появлялось все больше групп людей, у которых созависимость отмечалась: взрослые дети алкоголиков; люди, находящиеся в тесных взаимоотношениях с эмоционально и пси­хически больными; люди, находящиеся в тесных взаимоотношениях с хронически больными; роди­тели детей с поведенческими проблемами; люди, находящиеся в тесных взаимоотношениях с безот­ветственными людьми; люди с такими «помогающи­ми» профессиями, как медицинские сестры, соци­альные работники и другие. Даже выздоравлива­ющие алкоголики и наркоманы заметили, что они были созависимыми и, возможно, это состояние у них возникло задолго до начала химической зави­симости7. Созависимые стали собираться в группы повсеместно.

Когда созависимый человек прекращает свои от­ношения с больным или имеющим указанные проб­лемы человеком, то созависимый часто находит дру­гого человека с подобными проблемами и повторяет характерные для созависимости формы поведения уже с новым лицом. Эти формы поведения, или механизмы преодоления трудностей, похоже, пре­валируют в течение всей жизни созависимого, если человек не изменит сознательно свое поведение. Было ли это безопасно, принять концепцию со-зависимости, пусковым моментом в развитии кото­рой являются взаимоотношения с людьми, имею­щими серьезные болезни, поведенческие проблемы либо деструктивные компульсивные нарушения? Алкоголизм в семьях помогает сотворить созави­симость, но многие другие обстоятельства, похоже, приводят к тому же.

Один весьма общий знаменатель здесь — это наличие взаимоотношений, личных или професси­ональных, с людьми зависимыми, нуждающимися в постоянном внимании других или имеющими серь^ езные затруднения. Но второй, еще более общий знаменатель заключается в неписаных, молчаливых правилах, которые обычно развиваются в ближай­шей семье и задают темп взаимоотношениям. Эти правила запрещают обсуждать проблемы; запреща­ют также открытое выражение чувств; прямые, чес­тные коммуникации; реалистические ожидания, та­кие, как возможность быть человеку гуманным, ра­нимым или несовершенным; запрещается играть, развлекаться; доверять другим людям и себе; быть эгоистичным; запрещается раскачивать хрупко сба­лансированную семейную лодку, из-за чего не допу­скаются изменения и духовный рост, какими бы здоровыми и полезными ни были эти подвижки. Эти правила являются общими для систем алкогольной семьи, но могут встречаться также и в других семьях.

Теперь я возвращаюсь к ранее поставленному вопросу: какая дефиниция созависимости является точной? Они все точные. Некоторые описывают при­чины, некоторые — производимые эффекты, некото­рые — общее состояние, некоторые — симптомы, некоторые — образцы и некоторые — боль. Все вышеперечисленные дефиниции исполнены смысла

Я не пытаюсь вас запутывать. Созависимость имеет неопределенную дефиницию потому, что это размытое, неопределенное состояние. Теоретически оно комплексно и его трудно определить одним-двумя предложениями.

Зачем все эти усилия вокруг дефиниции? Пос­кольку я намереваюсь сделать трудную попытку — определить созависимого человека одним предло­жением. И я хочу, чтобы вы видели более широкую картину прежде, чем я покажу вам более узкую. Я надеюсь, что этот подход поможет вам идентифи­цировать созависимость у себя, если уместна такая идентификация. Определить проблему — очень важ­но, поскольку это помогает найти ее решение. А здесь решение имеет жизненно.важное значение. Это значит почувствовать себя лучше. Это значит выздоровление.

Итак, вот мое определение созависимого лица

Созависимый человек — это тот, кто поз­волил поведению другого человека сильно воз­действовать на нее или него и кто одержим попытками контролировать поведение того человека.

Тот другой человек — это может быть ребенок, взрослый, любимый (ая), супруга), брат, сестра, ба­бушка или дедушка, родитель, клиент или лучший друг. Он (или она) может быть алкоголиком, нарко­маном, токсикоманом, психически или физически больным человеком, нормальным человеком, време­нами склонным к печальным чувствам или же од­ним из тех, о которых мы упоминали ранее.

Но суть дефиниции и суть выздоровления лежит не в другом человеке — как бы сильно мы ни верили, что это именно так. Суть лежит в нас самих, в том, каким образом мы позволили поведению других людей воздействовать на нас и каким образом мы пытаемся воздействовать на них: одержимость, кон­тролирование, навязчивая «помощь», оказание ухода и заботы, настолько низкая самоценность, что это уже граничит с ненавистью к себе, самоподавление, избыток гнева и вины, особая зависимость от особых людей, притяжение к ним и способность терпеть причудливую, странную сосредоточенность на дру­гих людях, которые приводят к отвержению себя, к проблемам общения, проблемам интимности, к то­му, что человек с созависимостью вынужден пройти труднейшим путем через пять стадий того процесса, который обычно следует после самых больших на­ших утрат.

Является ли созависимость болезнью? Некото­рые профессионалы говорят, что созависимость не есть болезнь; они говорят, что это нормальная реак­ция на ненормальных людей9.

Другие профессионалы говорят, что созависи­мость — болезнь; что это хроническое, прогрес­сирующее заболевание. Они предполагают, что со-зависимые нуждаются в больных людях в своем окружении и хотят их иметь, чтобы быть счаст­ливыми нездоровым образом. Они говорят, напри­мер: жена алкоголика нуждалась в том, чтобы выйти замуж за алкоголика, и выбрала его, подсознательно чувствуя, что он алкоголик. Более того, она нужда­ется в том, чтобы он пил и тем самым давал ей почувствовать, что ее жизнь наполнена

Это последнее суждение, может быть, слишком резкое. Я убеждена, что созависимые не нуждаются в такой грубости. Другие люди с нами не цере­монились. Да мы и сами с собой обращались плохо. Друзья, мы уже достаточно страдали. Мы стали жертвами из-за болезней и людей. Каждый из нас должен сам решить, какую роль мы играли в своем превращении в жертву. Я не знаю, является ли созависимость болезнью или не является. Я не эксперт. Однако, чтобы ска­зать вам, во что я верю, позвольте мне на этом закончить краткий исторический очерк созависи-мости и вернуться к тому, о чем я говорила в начале этой главы.

Хотя первые группы Ал-Анон были образованы в 1940-х годах, я уверена, что мы можем пойти в глубь веков и в первоначальных человеческих вза­имоотношениях отыскать указания на созависимое поведение. У людей всегда были проблемы и кто-то всегда проявлял заботу о своих друзьях и родст­венниках, находившихся в беде. Весьма вероятно, что люди попадались в капкан проблем других людей с момента возникновения взаимоотношений.

Созависимость, по-видимому, сопровождала че­ловека в его борьбе со времен до нашей эры и прямо до наших дней, до «этих несчастных времен двадца­того века», как говорит Морли Сейфер в своей книге «Шестьдесят минут». С момента существования че­ловечества люди делали то, что мы обозначаем сло­вами «созависимое поведение». Они тревожились о других так сильно, что сами становились как боль­ные. Они пытались помогать таким образом, что это никому не помогало. Они говорили «да», когда име­ли в виду «нет». Они пытались заставить людей смотреть на вещи так, как они сами их видели. Они отступали назад, чтобы не причинить боли другим людям и тем самым причиняли боль себе. Они бо­ялись доверять своим чувствам. Они верили в собст­венную ложь и затем чувствовали, что их предали. Они хотели сводить счеты и наказывать других. Они так злились, что хотели убить. Они боролись за свои права, в то время как другие люди говорили, что у них нет прав. Они носили грубую домотканую одеж­ду и верили, что не заслуживают ходить в шелках. Созависимые, без сомнения, делали и хорошие дела. По своей природе созависимые — благожела­тельные люди, они беспокоятся о других и отклика­ются на нужды мира. Как пишет Томас Райт в своей главе из книги «Созависимость, неотложная пробле­ма»: «Я подозреваю, что созависимые исторически атаковали социальную несправедливость и боро­лись за права побежденной стороны. Но они, воз­можно, умирали, думая, что недостаточно много сделали, и при этом чувствовали себя виноватыми.

Это естественно хотеть защитить тех, о ком мы заботимся, и желать помогать им. Это так же естест­венно находиться под влиянием их проблем и реа­гировать на проблемы людей вокруг нас. По мере того, как проблема становится все более серьезной и остается неразрешенной, мы становимся все более пораженными болезнью и реагируем более интен­сивно на проблему».

Слово реагируем здесь очень важно. Как бы вы ни подходили к созависимости, как бы вы ни опре­деляли ее и в каких бы избранных вами рамках вы ни диагностировали и ни лечили ее, созависимость является прежде всего реактивным процессом. Со­зависимые — это люди реакции. Они переусердству­ют в реакции. Они недоусердствуют в реакции. Но они редко совершают свои собственные акции. Они реагируют на проблемы, боль, жизнь и поведение других. Они реагируют на свои собственные пробле­мы, боль и поведение. Многие реакции созависимых – это реакции на отресс и на неопределенность жизни с алкоголиком или воспитания в семье, где был алкоголизм, а также реакции на другие пробле­мы. Это нормально реагировать на стресс, И не обязательно будет ненормальным научиться не реа­гировать. Это был бы героический, спасающий жизнь поступок, если бы вы научились не реагировать и поступать более здоровым образом. Боль­шинство из нас, однако, нуждаются в помощи, что­бы научиться так поступать.

Возможно, одна из причин, по которой некото­рые профессионалы называют созависимость болез­нью, заключается в том, что многие созависимые реагируют на такую болезнь, как алкоголизм.

Другая причина, по которой созависимость на­зывают болезнью, состоит в том, что созависимость – прогрессирующее состояние. По мере того, как люди вокруг нас становятся более больными, мы можем начать реагировать более интенсивным обра­зом. Раз начавшись, небольшая озабоченность мо­жет послужить пусковым моментом для возникно­вения чувства одиночества, депрессии, эмоциональ­ной или физической болезни или суицидальных размышлений. Одно цепляется за другое, и поло­жение в целом становится хуже и хуже. Созави­симость может не быть болезнью, но она может сделать вас больным человеком. И она помогает людям вокруг вас оставаться больными.

Другая причина, по которой созависимость на­зывается болезнью, это та, что формы поведения созависимых — как многие формы саморазрушаю­щего поведения — становятся привычными. Мы пов­торяем привычки не думая, автоматически. При­вычки подчиняют себе саму жизнь10.

Какая бы проблема ни была у другого человека, созависимость включает привычную систему мыш­ления, чувствования и поведения по отношению к нам самим и к другим, которые могут причинять нам боль. Формы поведения и привычки созави­симых являются саморазрушающими. Мы часто да­ем реакцию на людей, которые разрушают самих себя; мы реагируем, научаясь разрушать себя. Эти привычки могут приводить нас к, или удерживать нас в деструктивных взаимоотношениях, взаимоот­ношениях, которые не работают, никак не ладятся. Эти формы поведения могут саботировать взаимоот­ношения, которые в противном случае могли бы работать. Эти формы поведения могут препятство­вать нам найти счастье и спокойствие с самым важным человеком в нашей жизни — с самим собой. И эти формы поведения принадлежат единственно­му человеку, которого каждый из нас может конт­ролировать, — самому себе. Это — наши проблемы. В следующей главе мы рассмотрим эти формы пове­дения.

Задание

1. Как бы вы определили созависимость?

1 Есть ли в вашей жизни человек, который суще­ственно влияет на вашу жизнь, кто-нибудь, о ком вы тревожитесь и хотели бы изменить его? Кто это? Напишите несколько абзацев об этом человеке и о своих взаимоотношениях с ним. Прочитайте то, что вы написали. Каковы ваши чувства теперь?







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 622. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.037 сек.) русская версия | украинская версия