Студопедия — БИОЭТИКА И САМОУБИЙСТВО
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

БИОЭТИКА И САМОУБИЙСТВО






Человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; злом — уничтожать жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию.

Альберт Швейцер

Проблема самоубийства в целом и каждый отдель­ный случай самоубийства всегда сопряжены с необхо­димостью решения связанных с ним юридических и этических вопросов.

В последнее время прогресс биомедицинских иссле­дований поднимает вопрос о правомерности и допус­тимости ряда действий, связанных с самоубийством. Старая этическая дилемма: если у человека есть право на жизнь, то вправе ли он решить умереть? — в связи с развитием медицинских технологий в реаниматоло­гии не теряет актуальности. В настоящее время они по­зволяют очень длительно сохранять жизнь тела. Нераз­решенным остается вопрос о продлении жизни мозга. Прогресс технологий изменил традиционное представ­ление о смерти, которая ранее связывалась с телом (ос­тановкой сердцебиения), а ныне отождествляется со смертью мозга. Однако и здесь немало сложных вопро­сов. Что считать смертью мозга: гибель коры, обеспе­чивающей реализацию высших психических качеств человека или гибель ствола мозга с его «жизненными центрами»? Почти полная гибель клеток коры встреча­ется при ряде хронических заболеваний нервной сис­темы (атрофические процессы, болезнь Альцгеймера), тяжелых травмах головного мозга, самоповешении и т.д. Нередко у вынутого из петли самоубийцы сохраняется жизнь тела, но на всю оставшуюся жизнь он оказыва­ется тяжелейшим инвалидом, нуждающимся в постоян-ном постороннем уходе. Создается впечатление, что смерть из одномоментного события превращается в дли­тельный процесс, «расслаивается» или «переходит» на клеточный уровень.

Возникает важный этический вопрос — установле­ние пределов человеческого существования и определе­ние того, кто является за это ответственным. Можно ли, находясь внутри жизни, определить ее внешние грани­цы, а установив, нести ответственность за возможность их нарушения? Находится ли это в компетенции вра­чей, юристов, теологов, философов или каждый чело­век вправе сам решать этот вопрос?

Возникают и более конкретные проблемы:

• пределы, в которых человек сам может принимать решение умереть;

• пределы, в которых допустимы соответствующие действия других;

• характер предпринимаемых действий (например,
непосредственное введение летальных доз лекарств или непрямое влияние — отказ от интервенции);:

• компетентность и сознательность действий человека, принимающего решение о смерти;

• доступность людей, которые могут повлиять на изменение решения.

Для каждого человека в какой-то день определение границ жизни и ответственность за жизнь может стать личным выбором. В этом контексте существует ныне проблема эвтаназии[50]. Это понятие было введено в оби­ход еще английским философом Фрэнсисом Бэконом, который в 1623 году в своем труде «О достоинстве и приумножении наук» писал: «Долг медика не только в том, чтобы восстановить здоровье, но и в смягчении страданий, вызванных болезнью; и состоит он не в том лишь, чтобы ослаблять боль, почитаемую опасным сим птомом; если недуг признан неизлечимым, лекарь дол­жен обеспечить пациенту легкую и мирную кончину, ибо нет на свете блага большего, нежели подобная эв­таназия». Различают два ее вида: активная и пассивная. Активная эвтаназия состоит в вызывающем или ус­коряющем смерть действии. Примером может служить введение неизлечимому больному обезболивающих средств, которые одновременно облегчают невыноси­мую боль и способствуют умиранию. Пассивная эвта­назия состоит в отказе от средств поддержки жизни, таких, как искусственная почка, аппарат сердце—лег­кие и т.д. Кроме того, эвтаназию можно разделить на добровольную и принудительную. При добровольной эвтаназии человек, чья жизнь находится под вопросом, сам принимает решение об ее конце. В случае принуди­тельной эвтаназии жизнь человека прекращается без получения его согласия. В итоге, можно выделить четы­ре формы эвтаназии:

3. активно-добровольная;

4. пассивно-добровольная;

5. активно-принудительная;

6. пассивно-принудительная.

Современный ирландский суицидолог Майкл Кел-лехер (1998) рассматривает взаимоотношения между эв­таназией и самоубийством, а также другими причина­ми смертей, на основе выделения трех ее видов, доб­ровольной, если она производится в соответствии с предварительным соглашением сторон для прекращения непереносимых мучений, непроизвольной, если пациент компетентен, но не дает своего согласия, и принудитель­ной, если пациент по своему состоянию не может дать согласия. Эти взаимоотношения представлены на рисун­ке 21.5.1.

Активно-добровольная эвтаназия имеет место, когда человек, желая смерти, добровольно осуществляет это решение, например, страдающий неизлечимой болез­нью принимает препараты или использует иные сред­ства, ускоряющие смерть. Если вспомнить определение W Частные проблемы телефонной

ЭВТАНАЗИЯ

-I.
САМОУБИЙСТВО

Непроизвольная эвтаназия

Смерть вследствие несчастного

случая

УБИЙСТВО

Мученическая смерть

Рис. 21.5.1. Взаимоотношение между эвтаназией и самоубийством (Kelleher M.J. et al., 1998)

суицида, то между ним и этой формой эвтаназии по­чти нет различий — за исключением фактора неизле­чимой болезни. Естественно, возникает проблема, яв­ляется ли он настолько весомым, чтобы этих людей рассматривать как отдельную категорию.

Пассивно-добровольная форма характеризуется тем, что человек, зная о грозящей смерти, перестает пользо­ваться продлевающими жизнь средствами, например убирает кислородную подушку, понимая, что он не сможет дышать. Эта форма также имеет сходство с суи­цидальным поведением.

Активно-принудительная форма возникает, если не­кто, например, группа врачей, принимают решение за человека и действуют в направлении ускорения его смерти, например, если он физически в силу болезни или инвалидности не способен принять соответствую­щее решение. Наиболее известным случаем в этом от ношении была смерть английского короля Георга V в 1936 году от рук его врача лорда Доусона, который не поставил в известность родственников, министров и своих коллег, но предупредил средства массовой ин­формации. В этой форме нельзя не обнаружить сходства с гомицидом (убийством), и возникает проблема, на­сколько она близка к нему, могут ли неизлечимые ин­валиды, умирающие в силу определенных действий врачей, рассматриваться как отдельная категория, по отношению к которой они допустимы.

Пассивно-принудительная форма характеризуется тем, что некто, без согласия человека, принимает решение о прекращении поддержки жизнедеятельности, напри­мер, при пребывании человека в необратимой коме и наличии плоской электроэнцефалограммы врачи реша­ют отключить аппараты, поддерживающие телесные функции. Канадская Ассоциация превенции суицидов называет это действие «милосердным убийством». Эта форма порождает немало этических проблем, но меди­цинская практика показывает, что при критических состояниях врачи к ней прибегают каждый день в раз­ных странах мира. Ряд религиозных конфессий, напри­мер католическая церковь, санкционировали пассивную эвтаназию — в 1957 г. папа Пий XII отметил, что с со­гласия умирающего человека позволительно использо­вать современные наркотические средства, которые, уменьшая страдание, ведут к быстрой смерти.

Вместе с тем, сохраняется большое противодействие активной эвтаназии, поскольку юристы различают дей­ствие, разрешающее человеку умереть (пассивное), и убийство (активное). На сегодня только в единственной стране мира — Колумбии — существует законодатель­ство, делающее активную эвтаназию легальной. В особом положении находятся Нидерланды, где теоретически эв­таназия незаконна, однако законодательство 1993 года защищает врачей от уголовного преследования за ее осу­ществление, если (а) пациент испытывает непереноси­мую боль, (б) неоднократно в ясном сознании заявляет о желании умереть, (в) два врача согласны осуществить процедуру эвтаназии, (г) она согласована с родствен­никами и (д) об этой смерти соответствующим обра­зом сообщается. В остальных странах она продолжает быть противозаконным деянием, однако опросы суицидоло-гов показывают, что в качестве таковой она применяет­ся, по крайней мере, в Польше, Лихтенштейне, Япо­нии, Австралии, Германии, Швейцарии, Бельгии, Ка­наде, Дании, Мексике, ЮАР и США.

В этой связи в центре многочисленных дискуссий находится так называемый ассистир о ванный суицид (physician assisted suicide), по сути являющийся врачеб­ной разновидностью активно-добровольной эвтаназии. Он состоит в действиях врача, обеспечивающего че­ловека информацией или средствами для совершения самоубийства, например, прописывая или давая смер­тельные дозы лекарственных препаратов.

В этой связи примечательны обстоятельства смерти Зигмунда Фрейда, последние годы жизни страдавшего раком. Он скончался в 3 часа утра 23 сентября 1939 года. За два дня до этого он напомнил своему домашнему врачу Максу Шуру об их давнем договоре: «Вы обеща­ли мне не отказывать, когда придет мое время. Сейчас моя жизнь превратилась в сплошное мучение и больше не имеет смысла». Шур молча кивнул головой в знак согласия. Несколько мгновений спустя Фрейд произнес: «Расскажите об этом Анне». Шур вспоминает, что сле­дующий раз, когда Фрейд находился «в агонии», он ввел ему подкожно 20 мг морфина, которые облегчи­ли боль и вызвали глубокий сон. Через 12 часов инъек­ция была повторена, Фрейд, давно страдавший сердеч­ной астмой, впал в состояние комы и заснул навсегда. Что можно сказать о намерениях Шура? Несомненно, он желал облегчить страдания своего учителя и выпол­нить данное ему когда-то обещание. Облегчение стра­дания, даже если известно, что оно сокращает жизнь, не является эвтаназией. Оно становится ею, если док­тор намеревается вызвать смерть пациента. И в этой ситуации нам вряд ли удастся установить, как обстоя­ли дела на самом деле Сегодня наиболее известной фигурой в отношении ассистированного суицида является Джек Кеворкян, ко­торого в Америке называют Доктор Смерть. Будучи по специальности патологоанатомом, он еще в 1958 году опубликовал ряд статей, в которых призывал безболезнен­но лишать жизни преступников, приговоренных к смерт­ной казни, их тела использовать для научных опытов, а отдельные органы — для пересадок. Выйдя на пенсию, он получил известность тем, что стал способствовать смерти людей, обращавшихся к нему с просьбами облегчить стра­дания, вводя смертельные смеси лекарств, вначале — снот­ворных или наркотических для погружения в бессознатель­ное состояние, а затем — курареподобных препаратов, парализующих дыхательную мускулатуру и вызывающих смерть. Поскольку ассистированный суицид более чем в трети штатов США является противозаконным, под угро­зой уголовного наказания Кеворкян отказался от этой практики, но начал проводить активную кампанию по ле­гализации ассистированного самоубийства в определенных обстоятельствах и впоследствии вернулся к тактике сове­тов, каким образом следует покончить с собой. На сегод­ня он оказался Хароном, проводившим на тот свет более 130 человек. Четырежды его уголовное преследование окан­чивалось ничем, поскольку ему удавалось убедить суд в том, что главной целью его деяний было облегчение боли неизлечимо больных. Только в марте 1999 года, после того, как ассистированная им смерть пациента с неизлечимой болезнью была показана по телевидению, он был вновь привлечен к ответственности и жюри присяжных конста­тировало: убийство второй степени. Наказание — пожиз­ненное заключение.

Тем не менее, в некоторых странах мира, например в Канаде и Нидерландах, растет число просьб об ассисти-рованном суициде. Недавние исследования общественно­го мнения показывают, что в поддержку эвтаназии высказываются 92% опрошенных в Нидерландах, 81% — в Австралии, 80% — в Великобритании, 76% — в Канаде и 57% — в США. А с июля 2000 года в Лондонском Му­зее Науки экспонируется устройство, изобретенное ав^-стралийцем Филипом Нитшке, для легального умерщвления больных. Оно включает в себя компьютер, кото­рый трижды спрашивает пациента, действительно ли он хочет умереть, и, если тот каждый раз отвечает согла­сием, то затем ему в предплечье вспрыскивается 100 мг водного раствора нембутала. Эти примеры сдвига общест­венного отношения объясняются увеличением числа по­жилых людей, страдающих заболеваниями, ослабляющи­ми умственные способности, ростом болезней, имеющих фатальный исход, таких как СПИД, а также новыми воз­можностями медицинских технологий поддерживать жизнь, несмотря на терминальную болезнь. После под­тверждения смертельного диагноза люди также обраща­ются с такой просьбой. Другие, понимая, что неизлечи­мо больны, желают скорее умереть, чем искусственно поддерживать жизнь. Известен, например, случай Сью Родригес, жительницы Британской Колумбии, которая, страдая смертельным заболеванием, в 1993 году обрати­лась с просьбой о ассистированном суициде в Верховный Суд Канады. Впечатляет то, что ее просьба была откло­нена большинством всего в один голос. Но несколько ме­сяцев спустя, она все-таки «выиграла», найдя доктора, ос­тавшегося неузнанным, который помог ей тихо закон­чить жизнь и прекратить невыносимую боль, от которой она страдала.

Для того чтобы как-то решить проблему помощи не­излечимо больным, в США желание человека умереть ста­ло оформляться в виде устного или чаще письменного прижизненного волеизъявления (завещания), юридичес­кая сила которого признается все большим числом шта­тов. Это отражает признание права сознательных взрос­лых при неизлечимой болезни отказаться от систем жиз­необеспечения, а также освобождает профессионалов от возможной юридической ответственности. Однако легали­зация прижизненных завещаний не санкционирует асси-стированного суицида. Сегодня он как бы располагается между умышленным убийством другого, являющимся преступлением, и разрешением человеку умереть, что не является противозаконным. В этом поле и находится боль­шинство случаев содействия смерти другого, для которых еще не выработаны окончательные законодательные и этические установления[51]. Основной вопрос, порожден­ный современной практикой эвтаназии-ассистированного суицида, звучит следующим образом: следует ли человеку, который одновременно (а) смертельно болен, (б) пони­мает, что его жизнь бессмысленна из-за непереносимой боли и/или утраты человеческого достоинства, и/или ут­раты возможностей жить, (в) активно и неоднократно просит о помощи в совершении самоубийства и (г) на­ходится в трезвом уме и рассудке, не страдая от депрес­сии, помочь умереть?

Спорным является отнесение неизлечимо больных в особую категорию, поскольку исследования показывают, что их суицидальные намерения имеют много общего с обычными самоубийствами. Поэтому в центре внимания профессионалов должны находиться прежде всего мероп­риятия по суицидальной превенции и интервенции.

Как известно, большинство суицидентов чувствуют амбивалентность и меняют намерения до, во время или после совершения попытки, что, кстати, объясняет существенно меньшее число завершенных самоубийств по отношению к числу суицидальных попыток. Неиз­лечимо больные также меняют или, по крайней мере, откладывают фатальное решение. Эту возможность не следует упускать из вида. Это поддерживает опасения, что другие люди могут влиять на решение, направляя человека к эвтаназии или ассистированному суициду Было бы неверно отрицать желание неизлечимо больных умереть или считать его только импульсивным результатом психического расстройства и т.п. Однако, подобно другим суицидам, это отношение двойствен­но, а поэтому есть шансы начать движение в сторону от самоубийства. Если считать, что неизлечимая болезнь является достаточным основанием для самоубийства и каждое выражение суицидальных намерений следует удовлетворять, это приведет к обесцениванию челове­ческой жизни и пренебрежению возможностями, ко­торые могут сделать последние дни жизни значитель­ными или, по крайней мере, приемлемыми.

Неизлечимо больные выбирают самоубийство, по­скольку считают жизнь невыносимой. Кроме медицинс­кого лечения они продолжают нуждаться в удовлетво­рении обычных человеческих потребностей в помощи, общении или подтверждении собственной значимости. Работа с ними должна считаться приоритетной. Адекват­ное медикаментозное лечение и психотерапия способ­ствуют снижению интенсивности телесной и психичес­кой боли. Развитие программ паллиативной помощи, например организация хосписов, способствуют улучше­нию качества жизни неизлечимо больных и не превра­щают суицидальные намерения в фатальную неизбеж­ность последних дней жизни. Заботливая поддержка по­зволяет неизлечимо больным найти альтернативные решения и продуктивно жить до наступления смерти.

Психологическое консультирование проблем эвтана­зии или ассистированного суицида должно базировать­ся на психотерапевтических подходах В.Франкла. Он сравнивает суицидента с шахматистом, который, стал­киваясь с затруднением в игре, сметает все фигуры с доски на пол. Проблема не разрешена, она лишь упраз­днена. Этим игрок, так же как самоубийца, нарушает су­ществующие правила шахмат или жизни.

В.Франкл разделяет логотерапию смерти, смысла смерти в жизни и ограниченности человека.

Логотерапия смерти. Смерть трагична и неизбежна. Каждый человек живет с осознанием реальности своего конца. Один из ключевых постулатов логотерапии состоит в том, что жизнь имеет безусловный смысл в любую минуту до самой смерти. Каждый момент означает но­вый прогресс в постижении смысла жизни. Однако его никогда нельзя достичь полностью — как в горах, где подъем на одну из вершин показывает, что есть еще более высокая. В случае полного постижения смысла жизнь теряет безусловную ценность, и это не дано че­ловеку. Утрата возможности постигать означает смерть. Вместе с тем, момент смерти является ключевым для жизни, ее пиком, когда достигается максимальное по­стижение смысла. Поэтому эвтаназия или суицид явля­ются противоестественными. Они не позволяют челове­ку умереть собственной смертью и, следовательно, не дают возможности придать жизни окончательный смысл и завершить интеграцию. Смысл же смерти как таковой недостижим и находится вне пределов возможностей человека. Однако смерть имеет смысл в жизни.

Логотерапия смысла смерти в жизни. Частью смысла жизни является страдание и умирание. Без них она не становится завершенной. Именно поэтому жизнь дела­ет осмысленной только смерть. Только перед лицом смерти человек постигает смысл жизни. Таким образом, по Франклу, придавая осмысленность человеческому существованию, смерть является позитивным процес­сом жизни. Отсюда следует важный постулат: ответ­ственность человека в каждую минуту жизни, отсут­ствие которой делает его бесчувственным к смыслу. Ги­потетическое бессмертие лишает его императива смерти, а поэтому является бессмысленным.

Логотерапия ограниченности человека. Человек рож­дается и живет с сознанием своих пределов: перед по­ражением, страданием и необходимостью умереть, каж­дое мгновение преодолевая ограниченность, но ему не дано этого достигнуть. Именно ограниченность делает человеческую жизнь уникальной. Совершенства являют­ся взаимозаменяемыми, несовершенство всегда един­ственно в своем роде. Если достигнуть совершенства, то дальше возникает экзистенциальный вакуум. Человек никогда не утрачивает смысл жизни, даже будучи ог­раниченным объективными обстоятельствами РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Попогребский А.П. Смысл жизни и отношение к смерти // Психология с человеческим лицом: гуманистическая пер­спектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Ле­онтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997. С. 177-200.

Суицидология: прошлое и настоящее. Проблема самоубий­ства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и художественных текстах / Сост. А.Н.Моховиков. М.: Когито-центр, 2001.

Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философии, 1992. № 3. С. 104-113.

Франкл В. Доктор и душа / Пер. с англ. СПб.: Ювента, 1997.

Франкл В. Психотерапия на практике / Пер. с нем. СПб.: Ювента, 1999.

Хайд Д., Блох С. Этические аспекты работы с пациентами с суицидальными наклонностями / Этика психиатрии: Сб. статей. Пер. с англ. Киев: Сфера, 1998. С. 185—200.

Bulka R.P. Kevorkianism — Judaic and Logotherapeutic Reac­tion // Journal of Psychology and Judaism, 1995. № 2. V. 19. P. 127-145.

Charleworth M. Bioethics in a Liberal Society. Cambridge: Camb­ridge University Press, Oaklegh, 1993.

Hendin H. Seduced by death: Doctors, patients and the Dutch cure. New York: Norton, 1996.

Kelleher M.J. et al. Euthanasia and Related Practices Worldwide / Crisis, № 3. 1998. V.19. P. 109-115.

Rachels J. The End of Life. Oxford: Oxford University Press, 1986.

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 367. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия