Студопедия — XVI. Окончательное распоряжение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

XVI. Окончательное распоряжение






Настоящий Устав заменяет одобренный в 1994 году. Он войдет в силу после принятия на Генеральной ас­самблее в июле 2000 г. в Севилье, Испания

 


[1] Со- и противопоставления такого рода используются очень ча­сто, но требуют чрезвычайной осторожности. «Цитата — как цикада. Неумолкаемость ей свойственна» (О.Мандельштам). Но прежде она — часть организма воплощенной в тексте мысли и, отделенная от организма, может звучать совсем иначе. Так, про­исходит, например, с цитатой из Г.-Г.Гадамера, имеющей в виду отнюдь не процесс телефонного консультирования, но телефон­ные разговоры в поле обыденности — «отмеченные жестокостью вмешательства в чужую жизнь». Но в той же работе (Гадамер Г.-Г. Неспособность к разговору // Актуальность прекрасного. М: Ис­кусство, 1991. С. 82—92) он пишет: «Что же такое разговор? <...> Разговором для нас было нечто такое, что потом оставило в нас какой-то след. Разговор не потому стал разговором, что мы уз­нали что-то новое, — нет, с нами приключилось нечто такое, с чем мы не встречались еще в собственном опыте жизни. <...> Разговор, если он удался, оставляет что-то нам, он оставляет что-то в нас, и это "что-то" изменяет нас». И далее: «Особен­ность психоаналитической беседы состоит в том, что здесь не­способность к разговору, составляющая суть... излечивается ни­чем иным, как разговором <...> беседа все же является совмест­ным трудом раскрытия, а не простым применением знания со стороны врача». И тут Г.-Г.Гадамер — прямой союзник М.Бубера и М.М.Бахтина. Но, занимая читателя еще и цитированием Б.Паскаля, замечу лишь, что одиночество — отнюдь не только повод для сочувствия и психотерапии, но и, данное в пережи­вании своей уникальности и своей ответственности, необходи-й мое условие и спутник личностного роста. {Здесь и далее, кроме

хй: специально оговоренных случаев, подстрочные примечания принадлежат научному редактору издания.)

 

[2] Посвятив изучению тоталитарного сознания серию публика­ций конца 1980—начала 1990 гг., в которых, в частности срав­нивая посттоталитарное сознание с посттравматическим стрес­совым синдромом, я убедился в том, что за терминами этого круга стоят преимущественно культурно-психологические явления. Это не означает отсутствия собственно феномена, нет.. Но присутствует он как некое смысловое ядро, некий общий, культурный мир, от которого так или иначе отталкивается психология отдельного человека.

 

 

[3] Такой подход к трактовке происходящих изменений сближает психологическую практику в посттоталитарном общесте с пси­хологической практикой в зоне широкомасштабных стихийных бедствий, когда мы имеем дело с нормальными реакциями на ненормальные обстоятельства. В этом есть свой резон, кото­рый, однако, не исчерпывает проблему. Ниже автор приводит выделенные Р.Бистрицкасом и Р.Кочюнасом (Ното ЗоуеИсиз или Ното 5ар1епз // Радуга (Таллинн), 1989. № 5. С. 78—82) характеристики «советского человека». Несколько позже, ана­лизируя эти характеристики уже вне поля полемической заос­тренности, удалось отметить (Ка§ап V. То1аШапап Сошсюизпезз ап<3 Рег5опа1 СгомЬ // 5папп§ Тоо1§ Гог Регзопа! / С1оЬа1 Нагтопу. 8РЬ, 1994. Р. 45—51), во-первых, их связь с глубинны­ми когнитивными процессами человеческой психики вообще и, во-вторых, их «совладающий» (сорт§) характер. Выходя же за пределы конкретно-социальных рамок, эти особенности приходится связывать с бытием человека в культуре (Лобок А.М. Антропология мифа. Екатеринбург: Отд. образования админи­страции Октябрьского р-на, 1997) и ускорением культуры (Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997). Но тогда подход к характеристикам «советского человека» как к «симптомам-ми­шеням» должен уступить место подходам и технологиям гу­манистической психологии/психотерапии.

 

[4] При всем том, что сопротивление отмене смертной казни весьма сильно, тезис об энтузиазме в поддержку ее расшире­ния представляется сомнительным.

 

[5] В формулируемых автором тезисах посттоталитарное обще­ство имеет негативные перспективы, продолжающие его не­гативные характеристики. Но возможен и иной подход, в ко­тором посттоталитарное общество представляет собой пере­ходный период, открытый в будущее, и в этой открытости совершает свой рост, как бы он ни был труден. Ассоциация может казаться далекой, но в психологическом смысле она важна: действует ли консультант в обществе, состояние ко­торого является состоянием терминального больного или состоянием пациента, переживающего кризис болезни и выздоравливающего.

 

[6] Это правило формулируется часто, но не должно понимать­ся буквально; точнее было бы говорить о необходимости ра­боты с собственными сексуальными проблемами.

[7] Отсюда следует необходимость подготовки консультанта к супервизии, совместимости его с супервизором, установления; контакта и контракта на супервизию, поддержания продуктив­ных отношений в паре «консультант—супервизор».

[8] Понятие эмпатии неоднозначно. За введенным Э.Титченером термином эмпатии сегодня различают: (1) когнитивную эмпа-тию, базирующуюся на познавательных механизмах; (2) осно­ванную на механизмах пракции и подражания эмоциональную эмпатию; (3) предикативную эмпатию как способность пред­видеть эмоционально-аффективные реакции человека в той или иной конкретной ситуации; {4) эмпатию как переживание тех же чувств и состояний, что и другой человек; (5) эмпатию как сочувствие — переживание своего эмоционального сос­тояния по поводу чувств другого человека. Э.Титченер под­черкивает в качестве условия эмпатии наличие эмпатической способности, которая уже в первые часы после рождения до­стоверно выше у девочек (вероятность ошибочности такого заключения 1:64000) и с накоплением жизненного опыта у женщин несколько снижается, а у мужчин — наоборот (эти данные суммированы в книге Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психоги­гиена пола у детей: руководство для врачей. Л.: Медицина, 1986). В качестве важного отличия процессов эмпатии от дру­гих видов понимания указывают на слабость рефлексивной стороны этого процесса и его замкнутость в рамках непосред­ственного опыта. Автор обозначает термином «эмпатия» вос­принимаемое клиентом эмоционально-аффективное присут­ствие консультанта, то есть некий рефлектируемый консуль­тантом психотехнический комплекс, которым консультант пользуется в работе. Не посягая на право автора прибегать к собственной интерпретации, считаю необходимым подчеркнуть ее отличие от принятого понимания. Как представляется, сня­тию возможных при этом разночтений способствовало бы об­ращение к принятой терминологии, различающей соотноси­мое с симпатией рефлексивное слушание и соотносимое с эмпа-тиейэмпатическое слушание как техники консультирования.

 

 

[9] Понятие эмпатии связано с очень разными его понимания­ми и определениями, которые условно и в общем можно раз­делить на эмоционально-процессуальные и интеллектуально-инструментальные. Автор уделяет внимание преимущественно второй группе взглядов на эмпатию

[10] При всей привлекательности такого понимания, постулиро­вать его как очевидность трудно, хотя бы уже потому, что погруженность в себя и в проблемную ситуацию — не одно и то же.

 

[11] Вапа1 (франц.) — лишенный оригинальности, избитый; Тгшзт (англ.) — общеизвестная, избитая истина. Русские кальки
этих слов часто используются как синонимы. Наиболее близкие примеры: «У всех мама... У всех голова болит» (Остап Бендер) или: «Ну что вы, батенька? Все мы смертны», — брошен­ное в утешение пациенту отходящим от него врачом. Чтобы банальность «заработала» в консультировании (психотерапии),
(а) сам консультант (терапевт) в этот момент должен глубоко чувствовать ее смысл, затертый частым употреблением, (б) абонент должен быть в состоянии «психотерапевтического
транса», (в) как правило, лучше, если эта банальность с не­ким позитивным смыслом. В самом общем виде можно сказать, что использование банальностей в консультативном диалоге
эффективнее всего тогда, когда консультант у абонента «сло­во с языка снимает», что создает мощный терапевтический резонанс «озвученного инсайта».

[12] При описании речевых стратегий в использовании трансовых состояний автор касается одного из сложнейших вопросов любой психологической практики, а именно — соотношения суггестии и инсайта, сходства и различия их ближайших и
отсроченных эффектов.

[13] В той мере, в какой рукость отражает роль полушарий в пси­
хических функциях

[14] Гуревич М. О. К изучению о шизофреноидной конституции // К детской психологии и психопатологии. Сб. статей Гос. Ме^ дико-педологического Ин-та НКЗ / Под ред. М.О.Гуревича и Др. Орел: Орловское отд. Госиздата, 1922. С. 69—80

[15] «Покорный» в толковании С.И.Ожегова (Словарь русского язы­ка. М.: Русский язык, 1984) — «послушный, уступчивый, веж­ливо-смиренно относящийся к кому-либо». Этимологически вос­ходит к слову «покор — укор, упрек, позор» (Фасмер М. Этимо­логический словарь русского языка. М.: Прогресс, 1987). Покорить, по Ожегову, значит: (/) подчинить своей власти, завоевать и (2) внушить кому-либо доверие, любовь к себе. Вве­дение термина «покорность» как обозначения психологическо­го свойства и, тем более, сведение к нему столь разнородных явлений не представляется удачным и достаточно обоснован­ным: термин со столькими значениями и оттенками значений Для обозначения широкого круга психологических и психиат­рических феноменов скорее размывает и затуманивает понима­ние. К тому же, едва ли правомерно свести «зависание» к по­корности — ни в предлагаемом автором, ни в каком-либо ином понимании она не объясняет «зависания». Наконец, представ­ляется уместным различать «зависание» клиента как досадный факт деятельности службы или консультанта и «зависание» как факт жизни и переживаний клиента.

 

[16] Социологические, социокультурные и т.п. интерпретации ча­сто лежат в совсем иной этической плоскости, чем психо­логическое консультирование и психотерапия, где действует закон «психотерапевтического превращения этического» (Бад-хен А. Что такое психотерапия. СПб., 1993), вне которого не­возможно выполнение основного условия терапии (консульти­рования) — безусловное принятие клиента.

[17] Интересующимся магическим сознанием в истории человеческой психологии и культуры будет интересна блестящая книга А.Лобка «Антропология мифа», изданная в 1997 г. в Ека­теринбурге.

[18] Сегодня мы являемся свидетелями и участниками проникно­вения блатного языка, а вместе с ним и криминальной логики, на все уровни общественной, культурной, политической, не го­воря уже о частной, жизни. Если вспомнить точное выражение Виктора Шкловского: «Слово не только формулирует, но и фор­мирует мысль», то очевидно, что для психолога-консультанта эти изменения имеют отнюдь не отвлеченное значение.

 

[19] Для консультанта могут представлять интерес работы В.И.Жельвиса «Инвектива: мужское и женское предпочтения» и Е.Г.Рабиновича «Поэтика жаргона (о некоторых приемах сте-
реотипизации речи)» в книге

[20] Логическая схема этого вывода представляется требующей
обоснований

[21] По существу, автор описывает здесь не собственно механизмы
психологической защиты, а особенности их проявления при рас­стройствах типа тяжелых неврозов — нажитых психопатий — ядерных психопатий. Отсюда и смешение психологических и психопатических критериев и интерпретаций, которое объе­
диняет столь несходные психопатологические расстройства, как соматизация и ипохондрия.

 

[22] Для волонтера-непрофессионала это вполне «работающие» ориентиры. Но психолога, и тем более — психиатра, вряд ли удовлетворит объединение «под одной крышей» бреда, ано­зогнозии, конверсионной симптоматики и «нормальных» реак­
тивных образований.

 

[23] Представляется уместным и необходимым подчеркнуть, что этот заключающий главу абзац содержит вполне правомерные интерпретации внутренних механизмов работы с психологи­ческой защитой в ходе телефонного консультирования, но не описание самой ткани телефонного консультирования как по­могающего диалога и, тем более, не его рабочие приемы.

 

[24] Есть, по крайней мере, еще два понятия, как представ­ляется, не менее, если не более, продуктивные в этом об­суждении: 1) «размытые проблемы», смысл которых не уда­ется формализовать, но он всем интуитивно понятен и 2) «ра­мочные понятия», не только не формализуемые в конкретных вещах, но и теряющие свой смысл при попытке такой конк­ретизации,,

 

[25] Это, действительно, идет вразрез с основными канонами консультирования. Однако, как показывает супервизорский опыт, за хорошо освоенными «ритуалами консультирования» нередко скрывается манипулятивная установка.

[26] Кризисы тридцати- и сорокалетних имеют отчетливую гендерную окраску, протекая при всей их общности у мужчин и женщин очень по-разному, что в неотложных ситуациях кон­сультирования обретает особо важное значение.

[27] Одна из трудностей состоит в том, что для многих «проблем­ных» пожилых людей сама их проблемность становится спо­собом компенсации. От консультанта требуются известные ос­торожность и осмотрительность, умение различать компенси­рующие и декомпенсирующие состояние абонента проблемы, чтобы работать со вторыми, опираясь на первые.

 

[28] Начиная, естественно, с возраста, в котором возможно са­мостоятельное обращение за такой помощью

[29] Содержание психосоциального кризиса описывается в тер­минах «базалыюго доверия—базального недоверия», а продук­тивное его прохождение приводит к формированию уверенно­сти и надежды.

[30] Собственная смерть не может быть эмпирическим пережива­нием человека, если, конечно, не учитывать данные широко известных работ об умирании (Моуди и др.), но смерть другого человека становится событием моей жизни. Именно с этим ра­ботает телефонный консультант. То, о чем говорит автор, ста­новится уместным и возможным на отдаленных этапах, когда работа горя в основном закончена и человек способен перейти от переживания утраты к осмыслению своих собственных отно­шений с жизнью и смертью. Рассуждения автора чрезвычайно важны для внутренней работы самого консультанта, ибо непроработанное им отношение к смерти может прорываться в работе с абонентом, нередко искажая или блокируя ее. Именно оно может «уводить» консультанта в чересчур поспешные сократи­ческие диалоги о смерти, к которым абонент еще не готов и воспринимает их как равнодушие, непонимание, отвергание.

 

[31] Согласно МКБ (ICD)-IO, следует говорить не о ПТСР (F43.1), а о реакциях на острый стресс (F43.0) или расстройствах адап­тации (F43.2), либо, при воздействии не относимых к катего­рии тяжелых стрессогенных факторов, о специфических для детского возраста поведенческих и эмоциональных реакциях.

 

[32] Термин «пограничное расстройство личности» (F60.31 в МКБ-Ю) по своему содержанию не идентичен принятому в отече­ственной психиатрии термину «пограничные расстройства».

[33] Сам по себе интерес к проблематике «жизни после смерти», если он возникает за рамками «поставленной» научной темы, заслуживает внимания. Когда человек удовлетворяет этот ин­терес не обычными познавательными путями, а звонком в службу психологической помощи, он, чаще всего, ищет та­ким способом ответ на какой-то другой, более глубокий и лич-ностно-значимый вопрос. Стереотипы обыденного сознания в отношении этой проблемы не менее противоречивы, чем сама проблема, и то, на каком из стереотипов и как задерживается звонящий, нередко может многое рассказать о его более глу­бокой проблеме.

 

[34] Из 785 обратившихся (в т.ч. 427 — моложе 18 лет) в Санкт-Петербургский Центр помощи пострадавшим от сексуального насилия лишь 37 человек (4,7%) обратились в правоохрани­тельные органы (Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие в междисциплинарной перспективе // Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской конференции. М., 1997. С. 63-74).

 

[35] И.С.Кон приводит несколько иные данные: по данным На­ционального обследования в США сексуальное принуждение испытали 22% женщин и 2% мужчин, во Франции 5% жен­щин и 0,8% мужчин, а среди 16—20-летних норвежцев лишь 2,7% женщин сказали о том, что совершили первый половой акт «под давлением». Межкультурные сопоставления и сравне­ния в этой области требуют чрезвычайной осмотрительности
и междисциплинарного подхода.

 

[36] Здесь и далее в этом разделе читатель сталкивается с линг­вистикой маскулинной культуры (агрессор, насильник — М и жертва — Ж) и сам вынужден делать соответствующие поправ­ки на реальный шок жертвы.

[37] Сколь ни важны виктимологические исследования, их зна­чение для телефонного консультирования состоит прежде всего в том, что они напоминают консультанту о возможной слож­ности, неоднозначности и внутренней конфликтности пере­живаний обратившегося.

 

[38] Безусловно, важность этого момента требует от консультан­та особой тщательности. Абонент, обращаясь к нему, а не в правоохранительные органы, имеет для этого свои основания и потому прямое переадресование воспримет как отвергание. Юридическая информация может быть воспринята им лишь на фоне установленного доверия и базовой консультативной проработки переживаний

[39] В DSM-IV и МКБ-10 — кодируется в рубрике «диссоциатив­ные расстройства».

[40] Язык суицидологии, с одной стороны, и языки философии, религии, художественной литературы, с другой, образуют раз­ные гештальты суицида. Возможно, Сократ и Платон, рассуж­дая специально о суициде, сказали бы нечто иное — особен­но Сократ, возвратившийся в Афины, чтобы выпить свою чашу цикуты.

 

[41] Культура вообще и культура жизни и смерти в частности неот­рывны от религии. Но любая редукция Веры и диктуемого ею поведения или религиозного текста изменяют смысловую ткань первичного события (акта переживания, поведения, текста). В этом смысле история Иова по-разному читается суицидологом (высокий суицидальный риск, депрессия, утрата смысла жизни и т.д.) и просто верующим человеком («как Иов, не оставлен Богом, но ревностно возлюблен им» — В.Блаженных).

 

[42] Профессор Н.Н.Трауготт незадолго до своей смерти рассказала мне в контексте обсуждения этнопсихиатрии такой случай. В 1945—1946 гг. она была начальником военной психоневрологичес­
кой службы Дальневосточного округа и столкнулась с поразив­шим ее видом «психоза» у пленных японцев — они откусывали у себя кусочки языка. Понять суть происходящего ей помог один говоривший по-русски японец. Он рассказал Н.Н.Трауготт о древ­нем самурайском обычае откусывать язык при попадании в плен,
чтобы не выдать тайну врагу. Последующие наблюдения помогли Н.Н.Трауготт убедиться в том, что поразивший ее феномен был не особым психозом, а оживлением древнего ритуала в условиях измененных состояний сознания.

[43] Любое обобщение (в этом, собственно, и состоит главное его свойство) представляет собой фигуру, оставляющую в фоне мно­жество индивидуальных особенностей и отличий. Сравнение раз­ных теоретических интерпретаций такого обобщенного гешталь-та рискует завести в тупик или привести к конфликту теорий. Растет ли чувство безнадежности из вызванной чем-то либо кем-то душевной боли, или душевная боль возникает в ответ на пе­реживание безнадежности попыток совладать с жизнью, или обращенный на себя гаев вызван чувством собственного бесси­лия перед своим состоянием («Я не больная — я просто сво­лочь», — сказала мне пациентка на высоте обострения монопо­лярной депрессии), или суицидент беспомощен перед лицом собственной враждебности, или... — это как раз то, что прихо­дится выяснять в каждом конкретном случае, хотя беспомощ­ность—безнадежность в нем определенно присутствует.

 

[44] Консультанту полезно иметь в виду, что тендерные различия не ограничиваются только степенью толерантности к разводу. Согласно корректным статистическим данным, у женщин от-реагирование развода обычно следует за фактом развода или сопутствует ему, тогда как у мужчин депрессивные реакции на развод чаще развиваются спустя год-полтора.

[45] Сам факт такой корреляции не характеризует причинно-следственных отношений. Здесь возможна роль генетической базы, депрессивная «эмпатия» семьи в ответ на депрессию У подростка, реакция подростка на жизнь в депрессивной се­мье и т.д., и т.п

[46] www.nih.gov/researh/suicide.htm — Национальный Институт пси­хического здоровья (США), исследовательская программа по суицидологии, www.hhpub.com/journals/crisi — журнал Меж­дународной Ассоциации превенции самоубийств «Кризис», www.fedsosnl.demon.nl — Международная Федерация служб неот­ложной телефонной помощи. — Примеч. автора

[47] Самоубийство — акт индивидуальной воли; это так даже в случае группового суицида, в котором объединяются индиви­дуальные волеизъявления. Такие понятия, как «советский син­дром» или «Homo sovieticus», между тем, описывают явление, некий собирательный психологический и социальный образ, но не индивидуальный тип. Текущая ситуация убедительно показывает, что сам по себе «советский синдром» не является предиктором суицидального поведения и выступает в качестве такового лишь у тех, кто не смог, используя его стереотипы, адаптироваться к меняющейся жизни. Картина и проблемы этой дезадаптации всякий раз индивидуальны, что и состав­ляет предмет работы телефонного консультанта

[48] Переживания сожаления, вины, гнева кажутся слишком разными, чтобы встречаться одновременно, и, действительно, во многих классификациях стадий «горевания» разводятся во вре­мени. Но как раз это разведение и относительно, ибо на раз­ных этапах копинг-реагирования выходят на первый план, «иг­рают» разные грани единого, целостного, внутренне конфликт­ного переживания. Оно-то, в конечном итоге, и озвучивает фактический сценарий: «В моей смерти прошу никого не ви­нить» может оказаться более тяжким обвинением, чем откро­венный навет или посмертное сведение счетов с оставшимися. И консультанту принципиально важно иметь в виду, что инди­видуальные карты переживаний клиента, хоть и несут на себе отпечаток общих закономерностей, никогда не клишируют их.

[49] Здесь мы сталкиваемся с запутанным клубком проблем. Никак не отрицая роли внешней стигматизации, свести дело к ней, к интериоризации отношения окружающих не удается. Покушав­шийся на себя является носителем тех же культурных стереоти­пов и мифов, что и его окружение. Совершая предельный вы­бор, отступая от них и преступая их, он уже стигматизирует себя. К тому же незавершенный, неудавшийся суицид сам по себе, и особенно при сохранении толкавшей к нему ситуации (внешней или внутренней), может оказаться незавершенным гештальтом, обладающим собственной побудительной силой.

 

[50] Интересно, что русские словари избегают этого слова — его нет даже в двухтомном «Толковом словаре психиатрических тер­минов» В.М.Блейхера и И.В.Крук (1996). Словарь «Dictionary of Psychology» (A.S.Reber, 1995) определяет эвтаназию как «лег­кую и безболезненную смерть или способы ее вызывания».

 

[51] История знает культуры, в которых ассистированный суицид или его предшественники были правилом гуманности, и куль­туры, где они были одним из наиболее тяжких преступлений. Нет никаких оснований думать, что проблема ассистированно-го суицида в обозримом будущем найдет единое юридическое и этическое решение. В этом плане показательны дебаты Л.Хар-тмен (L.Hartman) и А.Мейерсон (A.Meyerson), прошедшие в Ин­ституте психиатрических служб (Вашингтон, октябрь 1997), и судьба разрешающих ассистированный суицид законов штатов Орегон, Вашингтон и Калифорния, где они практически не ис­пользуются из-за общественного и политического сопротив­ления, но, тем не менее, недавно избиратели Орегона 60% го­лосов против 40% поддержали сохранение закона (Int. Herald Tribune, November 6, 1997), хотя в 1994 г. он был принят при соотношении «за» и «против» — 51% и 49%.

 

[52] В Санкт-Петербурге при осеннем призыве 1997 г. 257 молодых людей заявили о наличии у них опийной наркомании

[53] Шестилетний мальчик — страстный поклонник ТВ, видео-
и электронных игр — сказал как-то другим членам семьи: «Вы
не такие цветные и очень медленно двигаетесь. Мне с вами
так скучно».

 

[54] Автор использует здесь термин «нарциссический» в обоих
смыслах — для обозначения одного из расстройств зрелой лич­
ности и для обозначения психологического свойства.

 

[55] Аналогичные сведения имеются о лечении алкоголизма, таба­кокурения, но объяснения эффективности варьируют в очень ши­роком поле — от сугубо психологических до сугубо биологичес­ких. Но в целом связь аддикции с психической напряженностью сомнений практически не вызывает

[56] Другими словами, человек находит в компьютере собеседни­ка, компаньона, друга, одушевляет его.

[57] Консультант, безусловно, нуждается в некоторых типологи­ческих ориентирах, но при слишком большом количестве и метафорическом характере они могут серьезно дезориентиро­вать — уже хотя бы потому, что развращают консультанта, пред­лагая ему готовую схему переживаний и мотиваций абонента.

 

[58] В немалой степени деинституционализация определяется и возрастающей стоимостью психиатрической помощи. По суще­ству, она является попыткой разрешения парадокса, при ко­тором эффективность психиатрической помощи обратно про­порциональна вкладываемым средствам. Гибкие и сбалансиро­ванные системы организации психиатрической помощи с оптимальными соотношениями и взаимоотношениями инсти­туциональной и деинституциональной психиатрии еще толь­ко предстоит построить.


 

[59] Проблема культурных, социальных и индивидуальных уста­новок отношения к душевнобольным не столь проста и, уж во всяком случае, несводима к «хорошим» и «плохим» культу­рам. Например, французский опыт интеграции душевноболь­ных в семье показал, что существуют некие границы толеран­тности, за которые даже люди с исходно высокой готовнос­тью к принятию душевнобольных предпочитают «не заступать». Для консультанта очень важно осознание такого рода границ в себе, чтобы оставаться аутентичным в работе с клиентом и не становиться для него еще одной «двойной ловушкой

[60] «Слушание 1» — является формой присутствия и доступно­ сти для того, кто звонит. Процесс «слушания» подразумевает дружеское отношение со стороны слушающего, лежащее в ос­нове любого другого вмешательства (прим. авт.).

[61] При голосовании простым большинством считаются все голоса «за» и «против». Воздержавшиеся или недействитель­ные голоса во внимание не принимаются при простом боль­шинстве. Большее число голосов (либо «за», либо «против») определяет простое большинство. Простое большинство осно­вывается на числе поданных голосов, а не на числе присут­ствующих при голосовании

[62] Абсолютное большинство относится к общему числу по­данных голосов. Абсолютное большинство составляет полови­на поданных голосов плюс один голос. Воздержавшиеся или недействительные голоса принимаются во внимание, когда идет подсчет голосов для абсолютного большинства. Таким об­разом, кандидат должен получить половину плюс один голос из всех голосов, чтобы быть избранным. Если такое большин­ство не достигается при первом голосовании, считается, что ни один из кандидатов не избран. Это автоматически ведет к повторному голосованию, которое проводится при относитель­ном большинстве.

 

[63] При повторном голосовании требуется относительное большинство. Избирается кандидат, набравший большее чис­ло голосов «за».







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 338. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия