Студопедия — ВВЕДЕНИЕ. Со спецификой литературного процесса ХХ века связана такая методологическая проблема, как выбор принципа его периодизации и типологии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВВЕДЕНИЕ. Со спецификой литературного процесса ХХ века связана такая методологическая проблема, как выбор принципа его периодизации и типологии






Со спецификой литературного процесса ХХ века связана такая методологическая проблема, как выбор принципа его периодизации и типологии. С одной стороны, литература Западной Европы и США, входящая в состав данного курса, представляет собой пестрое многонациональное и многоконфессиональное образование. С другой стороны, в ХХ веке обнаруживается мощное влияние глобализации, диалога и взаимопроникновения культур. Именно поэтому систематизация по национальному признаку является неактуальной.

Принцип национального деления литератур был выдвинут еще романтической историографией, открывшей, в рамках интереса к категории индивидуального в культуре, уникальность каждой национальной общности. Этот подход отображал обострившееся в XIX веке национальное самосознание, позволял выявить преемственность локальной традиции, а также ее творческую трансформацию новыми поколениями писателей. Такое деление целесообразно и сейчас при отдельном рассмотрении художественной культуры данной страны или региона. Оно позволяет понять художественную картину мира нации в ее целостности и инаковости по отношению к другим традициям. Однако перед общим курсом истории зарубежной (западной) литературы стоит другая цель.

Цель курса – дать целостную картину литературного процесса Западной Европы и США ХХ века в историческом развитии, в смене и взаимовлиянии художественных направлений и школ, их связи с идеологиями и поворотными событиями в жизни общества.

В ХХ веке происходит постепенное преодоление границ - геополитических, языковых, межкультурных, а глобализация формируется в недрах западного сообщества гораздо раньше, чем возникает собственно теория «глобальной деревни» (М. Маклюэн). Космополитизм культуры ХХ века объясняется, с одной стороны, демократизацией западного общества, обеспечивающей равные права (и свободу перемещения в мире) людям разных наций, рас и вероисповеданий, а с другой стороны, общностью экономических законов, обретших во второй половине ХХ века почти тотальную власть.

Жесткий тоталитаризм политических систем (нацизм, фашизм, советский социализм) сменяется в 1950-60-х годах «мягким» тоталитаризмом потребительского рая, участие в котором становится почти неизбежным для всех и каждого. «Общество спектакля» (Э. Ги Дебор) навязывает себя и замкнуто на себе. Поэтому при исследовании отдельных национальных литератур ХХ века выявляется гораздо больше общих идеологических и жанрово-стилевых тенденций, чем «региональных» особенностей.

Подвижными стали и географические границы «пребывания» авторов: национальное происхождение зачастую не определяет стилевого и даже языкового портрета автора. Таковы, в частности авторы, творившие на границе нескольких культур, - Франц Кафка, Пауль Целан, Джеймс Джойс, Семюэль Беккет, Эжен Ионеско, Владимир Набоков, Макс Фриш и др. Следовательно, выявление связей с национальной традицией является в рамках данного курса дополнительной, а не основной задачей. Например, таково выявление связей романов Т. Манна с немецким романтизмом и постметафизической традицией (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше); Альбера Камю – с декартовской линией ясного и отчетливого мышления, французской моралистикой XVII-XVIII вв.; английского постмодернизма – с классической национальной традицией (Дж. Фаулз, Дж. Барнс); американского модернизма – с местной натуралистической традицией (Дж. Стейнбек, У. Фолкнер) и т.п.

Международными по своему охвату и генезису являются такие культурные явления ХХ века, как литература потерянного поколения, модернизм, постмодернизм. Литература потерянного поколения, имея в основе общую проблему осмысления трагического опыта Первой мировой войны, породила в Европе и США различные интерпретации, раскрыв ужас смыслоутраты сквозь призму собственных национальных традиций или авторских общественно-политических пристрастий (ср. версии с разной ментальной почвой: «Смерть героя» Р. Олдингтона, «Фиеста» Э. Хемингуэя).

Относительно условными являются при рассмотрении литературы ХХ века и хронологические рамки того или иного направления, школы. Если некоторые из них жестко локализованы во времени (авангард 1910-х годов, литература потерянного поколения, немецкая «литература развалин» и др.), то в отношении временных границ наиболее крупных направлений, таких как модернизм и постмодернизм, ведутся споры.

Таким образом, материал западной литературы ХХ века требует проблемно-тематического членения. Он дается в пособии в виде отдельных модулей, в которых объединены авторы разных стран на основе эстетической и идеологической общности. Каждый модуль иллюстрирует очередной шаг в развитии литературного процесса Запада. Внутри каждого модуля, в свою очередь, выявляется национальная, жанровая, стилистическая специфика поэтики изучаемых авторов.

Западная литература ХХ века представлена в данном курсе следующими проблемно-тематическими модулями, распределенными на два семестра:







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 264. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия